Диззи Рис
Диззи Рис | |
---|---|
Имя при рождении | Альфонсо Сон Рис |
Рожденный | Кингстон, Ямайка | 5 января 1931 г.
Жанры | |
Род занятий | Трубач |
Альфонсо Сон « Диззи » Рис (родился 5 января 1931 г.) [ 1 ] — трубач ямайского происхождения джазовый . [ 2 ] Рис появился на лондонской растущей джазовой сцене бибопа в 1950-х годах. [ 3 ] и впоследствии стал ведущим сторонником хард-боп -джаза в Нью-Йорке . [ 4 ]
Позже он экспериментировал с другими поджанрами джаза в конце 1960-х и 1970-х годах и продолжает оставаться активным в исполнении и композиции. [ 5 ] Вклад Риса в джазовую идиому считается влиятельным, и его часто называют одним из величайших джазовых трубачей.
Биография
[ редактировать ]Рис родился 5 января 1931 года в Кингстоне, Ямайка . [ 2 ] сын пианиста немого кино . [ 6 ] Он посещал школу Alpha Boys , известную своими музыкальными выпускниками. [ 7 ] учился вместе с Джо Харриотом и Уилтоном «Богги» Гайнейром . [ 8 ] [ 9 ] Рис начал учиться игре на трубе, когда ему было 14 лет, и вскоре в 16 лет стал полноценным музыкантом. Он переехал в Лондон в 1948 году в составе Windrush Generation и прибыл на борт Empire Windrush 22 июня с сотнями своих музыкантов. Карибские соотечественники. [ 10 ] [ 11 ] Первоначально не сумев обосноваться в Лондоне, Рис провел начало 1950-х годов, работая в континентальной Европе , особенно в Париже . [ 8 ] [ 6 ] В это время он неустанно выступал, часто с джазовыми музыкантами-эмигрантами из США, включая Дона Байаса , Кенни Кларка , Фрэнка Фостера и Тэда Джонса . [ 12 ]
К 1954 году Рис вернулся в Лондон воодушевленный и начал завоевывать звездную джазовую репутацию, регулярно выступая в The Flamingo Club , ведущем лондонском бибоп-клубе. [ 13 ] Таланты Риса заметил клубный конферансье Тони Холл . [ 11 ] который также отвечал за A&R на Decca Records . [ 14 ] В 1955 году Холл взял на себя ответственность за возрождение дочерней компании Decca, Tempo , быстро записывая, продюсируя и выпуская сессии Риса, а также многих его лондонских современников, таких как Табби Хейс и Виктор Фельдман . [ 14 ] За это время Рис провел несколько сессий по записи джаза, в том числе «Новая звезда» и «Отчет о прогрессе» , а также выступал в качестве помощника на многих других сессиях. [ 8 ] Он также начал изучать озвучивание саундтреков к фильмам, в частности к студии Ealing Studios криминальному фильму «Некуда идти» . [ 5 ] [ 15 ]
В 1958 году Холл записал первый альбом Риса Blue Note . [ 16 ] обеспечено благодаря договоренности с Альфредом Лайоном и успешным лицензированием Холлом сеанса Риса. [ 6 ] Эта сессия была позже выпущена Blue Note в 1959 году как Blues in Trinity , и в ней участвовали Рис и Табби Хейс, а также Арт Тейлор и Дональд Берд . [ 17 ] Появление Риса, а также Хейса на записи Blue Note подняло престиж британской джазовой сцены и снискало музыкальное уважение к Рису со стороны таких джазовых музыкантов, как Майлз Дэвис и Сонни Роллинз . [ 18 ] На основе Blues in Trinity в «шорт-лист» и Рис, и Табби Хейс были включены Артом Блейки на возможное членство в Jazz Messengers . [ 19 ] Хотя оба отказались, Рис ненадолго появился с Jazz Messengers на живых выступлениях. [ 20 ] и появлялся в качестве гостя на сессиях Africaine , помогая с перкуссией. [ 21 ] Впоследствии Холл организовал подписание Риса с Blue Note. [ 22 ] после чего Рис поселился в Нью-Йорке. [ 6 ] [ 23 ] и записал несколько сессий, в том числе Star Bright , Comin' On! и Звук выключен . [ 22 ]
Выступления Риса в ведущих джаз-клубах Нью-Йорка того времени, таких как The Village Vanguard , Birdland и Eddie Condon's , [ 7 ] а также его сотрудничество с Blue Note привело его к тесному музыкальному контакту со многими ведущими музыкантами той эпохи. [ 6 ] Таким образом, на протяжении 1960-х и 1970-х годов Рис выступал в качестве сайдмена на записях Дюка Джордана , Хэнка Мобли , Эндрю Хилла , Декстера Гордона , Филли Джо Джонса , Диззи Гиллеспи и Клиффорда Джордана среди других. [ 24 ]
Покинув лейбл Blue Note, Рис затем записал Asia Minor для лейбла New Jazz Records . Малую Азию иногда считают одним из лучших произведений Риса. [ 25 ] [ 26 ] и был положительно воспринят в современных обзорах. [ 27 ] Но это положило начало эпохе относительного затишья со стороны Риса, и часто считается, что переезд Риса в Нью-Йорк не оказал желаемого положительного влияния на его карьерный рост. [ 8 ] [ 18 ] Хотя Рис продолжал выступать на протяжении 1960-х и 1970-х годов, его записанные выступления были спорадическими, из-за чего The New York Times охарактеризовала его как «неуловимого трубача». [ 4 ] Рис не выпустил ни одной сольной пластинки в 1960-х. [ 26 ] вместо этого он сосредоточился на концертах и сочинении музыки, последнее из которых включало создание Contemporary Jazz Drum Suite (1966), [ 5 ] [ 8 ] произведение, полностью написанное для ударных инструментов. Его относительная безвестность была тем, что сам Рис отмечал в интервью, ссылаясь на местные предрассудки и дискриминацию как на особый фактор его низкой репутации. В 2004 году он рассказал Jazz Times , что многие в Нью-Йорке не одобряли его межрасовый брак , что ускорило распад его брака, после чего его жена вернулась в Англию со своими детьми. [ 28 ] наследие Риса Вест-индийское также было источником дискриминации и негодования внутри джазового сообщества Нью-Йорка. [ 29 ] Подобные предрассудки возникли из-за сложных межкультурных отношений, возникших между жителями Вест-Индии и коренными чернокожими американцами. [ 30 ] , описали его но Рис и другие, такие как Макс Роуч как лицемерное, поскольку многие предполагаемые «местные» музыканты происходили из семей Вест-Индии и были американцами в первом поколении . [ 29 ] Сказал Рис:
«Нужно было вызвать некоторых из этих кошек, некоторые из них родились там, в Вест-Индии, а некоторые вернулись домой в вест-индийские семьи, Бруклин был сплошь вест-индийцами, Макс [Роуч], Эрни Генри, Сесил Пейн, Рэнди [Уэстон], Скоби [Строман] — все они имели связи в Вест-Индии. В Бруклине у них были свои дела». [ 29 ]
В этот период Рис не был полностью бездействующим в реализации сольных проектов и в 1968 году продемонстрировал ранние эксперименты с духовным джазом с песней Nirvana - The Zen of the Jazz Trumpet . Однако эта сессия не выпускалась до 2006 года. [ 31 ] и его основная игра вместо этого была на свиданиях с такими людьми, как Хэнк Мобли , Декстер Гордон и Эндрю Хилл . [ 8 ]
Рис был более занят сольной работой в 1970-е годы, за это время записал четыре альбома. [ 32 ] в том числе «Манхэттенский проект» , в котором участвовал его лучший друг, саксофонист Клиффорд Джордан . [ 28 ] До этого Рис выпустил From In to Out , концертную запись, демонстрирующую его эксперименты с авангардом и фри-джазом , с участием Джона Гилмора , Арта Тейлора и французских музыкантов Зигфрида Кесслера и Патриса Каратини. [ 33 ] Рис продолжил свои экспериментальные темы в 1977 году двумя сессиями в 1972 и 1973 годах, обе из которых были объединены и выпущены как Possession, Exorcism, Peace , примечательные интерпретацией Tubular Bells . [ 28 ]
Начиная с 1980-х годов Рис сосредоточился на живых выступлениях, редко появляясь в студии. [ 34 ] Архивные записи его живых выступлений того времени были тщательно отобраны и выпущены. [ 35 ] В интервью 2024 года [ 5 ] Рис подтвердил свою преданность сочинительству, исполнив несколько своих последних композиций во время интервью. Многие из этих композиций были записаны, но большинство из них до сих пор так и не выпущено. [ 5 ] Рис также занимался написанием автобиографий. [ 32 ] и курирует многочисленные концертные записи, сделанные на Джазовом фестивале в Нью-Йорке, мероприятии, которое он помог организовать в 1979 году. [ 34 ] Плодовитый писатель, Рис написал множество статей о джазовой музыке, в том числе обширную биографическую историю джазовых саксофонистов. [ 5 ]
Влияние
[ редактировать ]Вклад Риса в джазовую идиому считается влиятельным. [ 10 ] [ 36 ] [ 20 ] и его часто называют одним из величайших джазовых трубачей. [ 32 ]
Рис был удостоен «Премии признания» Фестиваля новой трубной музыки (FONT Music) в 2023 году. [ 37 ]
Дискография
[ редактировать ]Как лидер
[ редактировать ]- Лучшие трубы - Dizzy Blows Bird / Деучар играет Деучара ( Tempo , 1956) с Джимми Деучаром
- Изменение джаза в Букингемском дворце ( Savoy Records , 1957) с Табби Хейсом
- Новая звезда (Темп, 1955–56) с Филом Сименом
- Отчет о ходе работы (Темп, 1956–58) с Виктором Фельдманом , Табби Хейсом
- Блюз в Тринити ( Blue Note , 1959)
- Яркая звезда (Blue Note, 1960)
- Давай! (Голубая нота, 1960 [1999])
- Soundin' Off (Blue Note, 1960)
- Малая Азия ( Новый джаз , 1962)
- Нирвана: Дзен джазовой трубы ( Jazz Vision 1968 [2006])
- От начала до конца - ( Футура , 1970)
- Одержимость, экзорцизм, мир ( Honey Dew , 1974)
- Манхэттенский проект ( Пчелиный улей , 1978)
- Blowin' Away ( Interplay , 1978) с Тедом Керсоном
- Дилерство Том. Я (JazzVision Records, 1981 [2014])
- Дилерство Том. II (JazzVision Records, 1982 [2014])
Сборники
[ редактировать ]- Выбор мозаики: Диззи Рис (MS-011) - компиляция Blues in Trinity (1958), Star Bright (1959), Soundin' Off (1960) и Comin' On! (1960).
Как помощник
[ редактировать ]С Артом Блейки и The Jazz Messengers
- Африканский (Blue Note, 1959 [1998])
- Представляем Тони Кромби №1 ( Decca Records , 1955)
- Виктор Фельдман Септет (Темп, 1955)
- Сюита шестнадцатая (Современник, 1955 [1958])
- В Лондоне Том. 2 Биг-бэнд (Темп, 1957)
- Трансатлантический альянс (Темп, 1958)
- Биг-бэнд воссоединения Диззи Гиллеспи (MPS, 1968)
- День в Копенгагене ( MPS , 1969)
С Табби Хейсом и его оркестром
- Современная джазовая сцена, 1956 (Темп, 1956)
- Проходящие корабли (Blue Note, 1969)
- Круглая полночь (Лотос, 1969 [1980])
С городской джазовой группой
- Прогрессивный джаз ( Decca Records , 1955 [1961])
- Внутренний огонь (Муза, 1978)
- Играй, что чувствуешь (Mapleshade, 1990 [1997])
- На протяжении многих лет (Milestone, 1991)
- Бегство в Иорданию (Blue Note, 1960)
С Артом Мэтьюзом
- Это легко запомнить (Мантра, 1979)
- Флип (Blue Note, 1969)
С Джерри ван дер Кляем
- Многоликий Джерри (Покер, 1975)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ История джаза и джазовых музыкантов — Диззи Рис, 5 января 1931 — Труба . Lulu Press, Inc. 13 марта 2013 г. ISBN 9781257544486 . Проверено 29 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Колин Ларкин , изд. (2002). Энциклопедия музыки пятидесятых годов Virgin (Третье изд.). Девственные книги . стр. 350/1. ISBN 1-85227-937-0 .
- ^ Тэкли, Кэтрин (2014). Раса, идентичность и значение джаза в Британии 1940-х годов . Фарнем Берлингтон, Вермонт: Эшгейт. стр. 11–26. ISBN 978-1-4094-6914-8 .
- ^ Jump up to: а б Чинен, Нейт (2007). «Взрывы из бибоп-прошлого неуловимого трубача» . Нью-Йорк Таймс . Нет. 9 января . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мейер, Джастин; Рис, Диззи. «Эпизод 183: Диззи Рис [Интервью]» . Звуки визуального подкаста . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Аллен, Клиффорд (2006). «Диззи Рис: От начала до конца» . Всё о джазе . № 7 марта. Все о джазе и джазе рядом с вами . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Миллер, Херби; Мур, Роберто (2017). «Джаз на Ямайке, дома и за рубежом» . Объем !. Обзор популярной музыки . 13 (2). дои : 10.4000/том.5313 . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж "Дискография Диззи Риса..." Британский современный джаз - начиная с 1940-х годов.. . 2015. Архивировано из оригинала 1 декабря 2023 года . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Пейс, Джозеф (2020). «Диззи Рис» . Мир Джаза . № 7 мая . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Ли, Бен (2019). «Диззи Рис: Праздник джаза Windrush - интервью с Тревором Уоткисом (Джазовый фестиваль в Лидсе, 2019)» . Джазовые откровения . № 18 июля. Jazz Revelations LTD . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Сирл, Крис (2013). «Еще один мощный подарок лет Windrush; впечатляющий сборник записей, отражающий творчество всей жизни трубача Диззи Риса» . Утренняя звезда . № 30 декабря. Общество народной печати . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ «Диззи Рис» . Отчеты Blue Note . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Солли, Боб (2012). «Абсолютное начало» . Коллекционер пластинок . № 399. «Метрополис Интернэшнл Груп Лимитед» . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Пикок, Тим (2019). «Тони Холл, музыкальный руководитель Decca Records, продюсер, писатель и диджей, умер в возрасте 91 года» . uDiscoverMusic . № 27 июня. uDiscoverMusic . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Джонстон, Кейт М. (2012). «Великий фильм Илинга 94: Некуда идти (1958)» . Хаффингтон Пост . Нет. 19 октября . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Робинсон, Питер (2019). «Некролог — некролог Тони Холла» . Хранитель . № 4 июля. Guardian News & Media Limited . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Шумейкер, Билл (2019). «Диззи Рис: Выбор мозаики 11: Диззи Рис» . ДжазТаймс . № 25 апреля. Мадавор Медиа, ООО . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б ван де Линде, Франсуа (2019). "Диззи Рис Soundin' Off (Blue Note 1960)" . Журнал «Ночлежка» . № 15 апреля. flophousemagazine.com . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Оргилл, Эдвард Рой (2008). Блю Хейс: анализ стиля исполнения джазового саксофониста Табби Хейса . Грили, Колорадо: Университет Северного Колорадо . Проверено 16 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Манн, Ян (2019). «Маршруты в джазе; Музыкальная ретроспектива Диззи Риса, Центр CBSO, Бирмингем, 26.01.2019» . Джазовый Манн . № 29 января . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Настос, Майкл Г. «Africaine Review» . Вся музыка . AllMusic, ООО «Нетактион» . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Карр, Рой (2013). «Диззи Рис: Полное собрание записей 1954–62» . Джазвайз . № Октябрь MA Music, Leisure & Travel Ltd. Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ Бэнкс, Марк; Тойнби, Джейсон (2016). Гонка, посвящение и музыка снаружи? Становление британского джазового авангарда 1968-1973 гг . Лондон Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91–110. ISBN 9781472417565 . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ «Дискография Диззи Риса» . Джазлисты ... Джазовые дискографии 1950-х - 2020-х годов . Проверено 4 апреля 2024 г.
- ^ Яноу, Скотт. «Малоазиатское обозрение» . Вся музыка . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Уоринг, Чарльз (30 сентября 2019 г.). «Под радаром» . Коллекционер пластинок . № 498. Издательство Даймонд . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Воус, Стив (1963). «JJ 06/63: Диззи Рис – Малая Азия» . Джазовый журнал . Джазовый журнал . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Портер, Кристофер (2018). «Рис: трубач из Кингстона, который остается одной из величайших загадок бопа – часть первая» . Группа на стене . № 28 ноября . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Миллер, Херби (2024). «Синкопирующие ритмы: джаз и карибская культура» . Джазовые исследования онлайн . Проверено 6 апреля 2024 г.
- ^ Коули, Джон (1985). «Культурные «слияния»: аспекты британской Вест-Индской музыки в США и Великобритании 1918-51» . Популярная музыка . 5 : 81–96. дои : 10.1017/S0261143000001938 . JSTOR 853284 .
- ^ «Диззи Рис – Нирвана – Дзен джазовой трубы» . Дискогс . Проверено 7 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Уоринг, Чарльз (2023). «50 лучших джазовых трубачей всех времен» . uDiscoverMusic . № 16 ноября. uDiscoverMusic . Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Вестергаард, Шон. Обзор «От входа до конца» . Вся музыка . ООО «AllMusic Netaktion» . Проверено 10 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Портер, Кристофер (2018). «Рис: трубач из Кингстона, который остается одной из величайших загадок бопа – часть вторая» . Группа на стене . № 28 ноября . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ "Dealing Vol. I группы THE DIZZY REECE QUARTET" . Бандкамп . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Ле Жандр, Кевин (2019). «Диззи Рис – Дзен джазовой трубы» . Джазвайз . № 238. MA Music, Leisure & Travel Ltd. Проверено 2 апреля 2024 г.
- ^ Фестиваль новой трубной музыки (9 сентября 2023 г.). «Диззи Рис — награда признания FONT Music 2023» . Ютуб . Проверено 21 апреля 2024 г.