Таухид аль-Муфаддал
Таухид аль-Муфадал | |
---|---|
Любимое объединение | |
Автор | неизвестный ( псевдоэпиграфический ) |
Приписывается | аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (ум. до 799 г.) Джафар ас-Садик ( ок. 700–765 ) |
Традиция | Ранний шиизм |
Встречаться | 9 век |
Язык | арабский |
Альтернативное название | Китаб фибад аль-хальк ва-ль-хатс ала аль-итибар |
Предмет | Телеологическое доказательство существования Бога |
Под влиянием |
|
Похожие тексты |
|
Сохранено в | Двунадесятник шиизма ( аль-Маджлиси ) |
«Таухид аль-Муфадал» ( توحيد المفضل , «Декларация аль-Муфаддала о единстве Бога»), также известная как «Китаб фи бад' аль-хальк ва-ль-Хатс хала аль-и'тибар» («Книга о начале творения»). '), и стимулы к Созерцание') [ 1 ] представляет собой трактат девятого века, посвященный доказательству существования Бога , приписываемый раннему шиитскому мусульманскому лидеру аль-Муфаддалу ибн Умару аль-Джуфи (умер до 799 г.). Произведение представляет собой диалог между аль-Муфаддалом и шиитским имамом Джафаром ас-Садиком ( ок. 700–765 ), который является основным оратором. [ 2 ]
Как и большинство других работ, приписываемых аль-Муфадалу, « Таухид аль-Муфадал» на самом деле был написан более поздним анонимным автором, который воспользовался статусом аль-Муфаддала как одного из ближайших доверенных лиц Джафара ас-Садика, чтобы приписать свои собственные идеи прославленному Имаму . [ 3 ] Однако он отличается от других трактатов, приписываемых аль-Муфаддалу, отсутствием какого-либо содержания, которое было бы специфически шиитским по своей природе, - черта, которую он разделяет только с одним другим трудом Муфаддала - также имеющим дело с рациональным доказательством существования Бога - Китаб аль-Ихлиладжа («Книга плодов Миробалана »). Хотя оба они сохранены шиитским ученым 17-го века Мухаммадом Бакиром аль-Маджлиси (умер в 1699 г.), единственное, что связывает « Таухид аль-Муфадал» и « Китаб аль-Ихлиджа» с шиизмом в более общем плане, - это их приписывание Джа' далеко аль-Садик и аль-Муфаддал. На их содержание, по-видимому, влияет не шиитская доктрина, а мутазилизм , рационалистическая школа исламского спекулятивного богословия ( калам ). [ 2 ]
« Таухид аль-Муфадал» представляет собой переработанную версию произведения, ошибочно приписываемого известному мутазилитскому писателю аль-Джахизу (ум. 868) под названием «Китаб ад-Далаил ва-ль-итибар ала аль-хальк ва-л-тадбир». («Книга доказательств и Размышление о творении и управлении»). [ 4 ] И « Таухид аль-Муфадал» , и псевдо -Джахиза, «Китаб ад-Далаил» вероятно, восходят к более раннему тексту девятого века, [ 5 ] которую иногда называют « Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» девятого века несторианцем («Книга размышлений и созерцания»), написанную христианином- Джибрилем ибн Нухом ибн Аби Нухом ан-Насрани аль-Анбари . [ 6 ]
Телеологический аргумент в пользу существования Бога, использованный в « Таухид аль-Муфадал» , вдохновлен сирийской христианской литературой (особенно комментариями к «Гексамерону » ) и в конечном итоге восходит к эллинистическим моделям, таким как псевдоаристотелевское « De mundo» (« О Вселенной ») . , третий/второй век до н. э.) и стоическое богословие , записанное в книге Цицерона (106–43 до н. э.) De natura. деорум . [ 7 ]
Содержание
[ редактировать ]Работа направлена на доказательство существования Бога на основе аргумента замысла (также называемого телеологическим аргументом ). Он состоит из серии лекций о существовании и единстве ( таухид ) Бога, представленных аль-Муфаддалу Джафаром ас-Садиком, который отвечает на вызов, брошенный ему самопровозглашенным атеистом Ибн Аби аль-Авджа. . [ 8 ] На четырех «сессиях» ( маджалис ) Джафар доказывает, что космический порядок и гармония, которые можно обнаружить во всей природе, требуют существования мудрого творца. [ 9 ] Шиитский библиограф-двунадесятник ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ) также называет эту работу « Китаб Факкир» ( букв. « Книга размышлений » ), имея в виду тот факт, что Джафар часто начинает свои увещевания с слово факкир (подумайте!). [ 10 ]
« Таухид аль-Муфадал» на самом деле не является оригинальным произведением. Вместо этого это переработанная версия работы, также приписываемой знаменитому мутазилитскому литератору аль-Джахизу (умер в 868 г.), под названием «Китаб ад-Далахил ва-ль-итибар ала аль-хальк ва-л-тадбир» («Книга «Доказательства и размышления о творении и управлении»). [ 4 ] Приписывание этой работы аль-Джахизу, вероятно, также является ложным, хотя она, скорее всего, была написана в девятом веке. [ 11 ] По сравнению с псевдо -Джахиза «Китаб ад-Далаил» , « Таухид аль-Муфадал» добавляет введение, которое устанавливает рамочную историю с участием аль-Муфаддала, Ибн Аби аль-Авджи и Джафара ас-Садика, а также рифмованные восхваления Бога. в начале каждой главы и краткий заключительный отрывок. [ 12 ] По словам Мельхема Чокра, версии, приписываемые аль-Муфаддалу и аль-Джахизу, основаны на неизвестной более ранней работе, причем версия, приписываемая аль-Муфаддалу, более верна оригиналу. [ 5 ] И Ханс Дайбер , и Йозеф ван Эсс идентифицируют эту оригинальную работу как « Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» девятого века («Книга размышлений и созерцания»), написанную христианином-несторианцем Джибрилем ибн Нухом ибн Аби Нухом ан-Насрани аль. -Анбари. [ 6 ] Джибриля ибн Нуха В любом случае, «Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» , « Таухид аль-Муфадал» псевдоДжахиза и «Китаб ад-Далаил» являются лишь тремя самыми ранними среди многих дошедших до нас версий произведения: адаптации были также сделаны несторианцами. Христианский епископ Илия Нисибисский (умер 1056) в своей книге «Рисала фи Худут аль-Алам ва-вахданийят аль-Халик ва-татлит аль-аканим» : [ 13 ] суннитский мистик аль-Газали (умер в 1111 г.) в своей книге « Аль-Хикма фи махлукат Аллах» : [ 14 ] и андалузского еврейского философа Бахьи ибн Пакуды (умер в первой половине XII века) в его «Китаб аль-Хидая иля фарахид аль-кулуб» . [ 14 ]
Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далаил содержит множество параллелей с сирийской христианской литературой, например, комментарии к Гексамерону (шести дням творения, описанным в книге Бытия ), написанные Иаковом Эдесским ( ок. 640–708 ) и Моисеем. бар Кефа ( ок. 813–903 ), а также Иова Эдесского энциклопедический труд . по натурфилософии под названием « Книга сокровищ» ( ок. 817 ). [ 15 ] Его телеологическое доказательство существования Бога, основанное на обсуждении четырех элементов , минералов, растений, животных, метеорологии и человека, вероятно, было вдохновлено псевдоаристотелевским трудом De mundo (« О Вселенной », третье издание). /второй век до н.э.), произведение, также использованное упомянутыми выше сирийскими авторами. [ 16 ] В частности, Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далаил содержит такой же акцент на идее, что Бог, которого уже в De mundo называют «единым», может быть познан только через мудрость, пронизывающую его творческие произведения, в то время как его собственные сущность ( кунь ) остается скрытой для всех. [ 17 ]
Идея о том, что созерцание творений природы ведет к познанию Бога, также встречается в Коране . [ 18 ] Однако в случае с « Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далахил » идея заключена в философские рамки, которые явно восходят к эллинистическим моделям. Помимо De mundo (3/2 века до н. э.), есть также много параллелей с Цицерона (106–43 до н. э.) De natura deorum , особенно со стоическими взглядами на телеологию и божественное провидение , изложенными в работах Цицерона. [ 18 ] По словам Мельхема Чокра, оригинал, на котором были основаны как « Таухид аль-Муфадал», так и «Китаб ад-Далаил», был переведен на арабский язык с греческого, возможно, из неизвестного герметического труда. [ 18 ] Некоторые из врагов, упомянутых в работе, - Диагор (V век до н.э.) и Эпикур (341–270 до н.э.), [ 19 ] оба подвергались критике с поздней античности за свой предполагаемый атеизм, а также Мани ( ок. 216–274 или 277 г. н.э.), пророк-основатель манихейства ; некий Дуси и все те, кто отрицает провидение и целеустремленность (араб. ʿamd ) Бога. [ 18 ]
Прием
[ редактировать ]Часто передаются вместе в рукописях , [ 20 ] и « Таухид аль-Муфадал» , и «Китаб аль-Ихлиладжа» можно рассматривать как часть попытки реабилитировать аль-Муфаддала в шиитской традиции двунадесятников . [ 21 ] Известно, что аль-Муфаддал в течение некоторого времени был последователем Абу аль-Хаттаба (умер в 755 г.), лидера ранней ветви шиизма, известной как гулат («преувеличители», известные своими предполагаемыми «преувеличениями»). почитание имамов ) . Многие трактаты, приписываемые аль-Муфаддалу, также принадлежат традиции гулата . Шииты-двунадесятники в целом отвергали идеи гулата , но аль-Муфаддал был важен для них как рассказчик многочисленных хадисов от имамов Джафара ас-Садика и его сына Мусы аль-Казима . [ 2 ] Помимо аль-Маджлиси (умер в 1699 г.), обе работы были также известны таким ученым-двунадесятникам, как ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ), Ибн Шахрашуб (умер в 1192 г.), Ибн Тавус (1193–1266). [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таухид аль-Муфадал , вероятно, идентичен Китаб фи бад аль-хальк ва-ль-хатс хала аль-итибар, упомянутый шиитским библиографом-двунадесятником ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ); См. Chokr 1993 , эта часть, глава I, 3 раза относится к Шафару аль-Садику , 10; Модаресси 2003 , с. 334. Согласно Chokr 1993, истинное название, данное в самой работе, — « Китаб аль-Адилья ала аль-хальк ва-л-тадбир ва-л-радд ала аль-каилин би-л-ихмал ва-мункири аль-хамд». . Арабский текст в аль-Маджлиси 1983 , вып. 3, с. 57–151.
- ^ Jump up to: а б с Асатрян 2000–2012 гг .
- ^ Асатрян 2017 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2000–2012 , со ссылкой на Чокр 1993 , стр. 85–87, 100–102.
- ^ Jump up to: а б Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 12.
- ^ Jump up to: а б Дайбер 2014 , с. 172, со ссылкой на Дайбера 1975 , 159 и далее; Ван Эсс 1980 » псевдоДжахиза , стр. 65, 79, примечание 7. Дайбер и ван Эсс говорят только о «Китаб ад-Далаиле и его более поздних адаптациях, игнорируя « Таухид аль-Муфадал» .
- ^ Дайбер 2014 , стр. 171–178; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 10–17.
- ^ Тернер 2006 , с. 184; Модаресси 2003 , с. 334; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 17. Место действия дано в al-Majlisi 1983 , vol. 3, с. 57–58. Об Ибн Аби аль-Авдже см. далее Chokr 1993, вторая часть, глава VII, «Абд аль-Карим б. Аби л-Ава и его группа .
- ^ Тернер 2006 , с. 184.
- ^ Модаресси 2003 , стр. 334.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 14; Асатрян 2000–2012 гг .; Дайбер 2014 , с. 172.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 15. По словам Чокра, некоторые из этих рифмованных восхвалений содержат следы доктрины гулув .
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11.
- ^ Jump up to: а б Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11; Дайбер 2014 , с. 180.
- ^ Дайбер 2014 , с. 173.
- ^ Дайбер 2014 , стр. 171–175.
- ^ Дайбер 2014 , стр. 175–178.
- ^ Jump up to: а б с д Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 14.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 14; Дайбер 2014 , с. 173.
- ^ Они встречаются вместе в аль-Маджлиси 1983 , том. 3, стр. 57–198 и в маджмуа, хранящемся в библиотеке Принстонского университета (ms. Princeton New Series 1307), последняя из которых также содержит еще одну работу ( Китаб Мишбах аль-шариа ), приписываемую Джафару ас-Садику: см. Кольберг 1992 , с. 187. Сезгин 1967 , с. 530 относится к Китаб ат-Таухид ва-л-ихлиладжа , что, по мнению Кольберга, возможно, является объединением обеих работ.
- ^ Глив 2008–2012 гг . Тернер 2006 , с. 184, напротив, предполагает, что они, возможно, были написаны до того, как аль-Муфаддал приобрел репутацию ненадежного галина среди некоторых авторов-двенадцати 10-11 веков. Аргумент Тернера заключается в том, что ложные атрибуции делаются для того, чтобы придать произведению авторитетность, и что не имеет смысла приписывать произведение кому-то, считающемуся ненадежным. Глив, с другой стороны, предполагает, что приписывание кому-либо «ортодоксальной» доктрины может повысить репутацию этого человека как надежного человека.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 59–60. Об использовании их Ибн Таусом см. Kohlberg 1992 , стр. 187, 226.
Использованные источники
[ редактировать ]- аль-Маджлиси, Мухаммад Бакир (1983). Бихар аль-анвар аль-джамиа ли-дурар ахбар аль-аимма аль-атхар . Бейрут: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби. ( Таухид аль-Муфадал , том 3, стр. 57–151; Китаб аль-Ихлиладжа , том 3, стр. 152–198)
- Асатрян, Мушег (2000–2012). «Мофазал аль-Джуфи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Асатрян, Мушег (2017). Споры в формирующемся шиитском исламе: мусульмане-гулаты и их верования . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781784538958 .
- Чокр, Мельхем (1993). Зандака и зиндики в исламе во втором веке Хиджры . Дамаск: Французский институт Дамаска. doi : 10.4000/books.ifpo.5349 . ISBN 9782901315025 . OCLC 910729151 .
- Дайбер, Ганс (1975). Богословско-философская система Муаммара ибн Аббада ас-Сулами (ум. 830 г. н.э.) . Бейрутские тексты и исследования. Том 19. Бейрут/Висбаден: Восточный институт Немецкого восточного общества. ISBN 3515018409 . OCLC 963435324 .
- Дайбер, Ганс (2014). «Возможные отголоски De mundo в арабо-исламском мире: христианские, исламские и еврейские мыслители». В Томе, Йохан К. (ред.). Космический порядок и божественная сила: Псевдо-Аристотель, О космосе . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 169–180. дои : 10.1628/978-3-16-156432-1 . ISBN 978-3-16-152809-5 .
- Глив, Роберт (2008–2012). «Джафар аль-Шадек II. Учение» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Кольберг, Этан (1992). Средневековый мусульманский ученый за работой: Ибн Тавус и его библиотека . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004451162 . ISBN 978-90-04-09549-6 .
- Модаресси, Хосейн (2003). Традиции и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Оксфорд: Один мир. ISBN 1-85168-331-3 .
- Сезгин, Фуат (1967). История арабской литературы, Том I: Науки о Коране, хадиты, история, фикх, догматика, мистика. Примерно до 430 г. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-02007-8 .
- Тернер, Колин П. (2006). «Традиция Муфадала» и доктрина раджи: свидетельства Гулувва в эсхатологии двунадесятнического шиизма?» . Иран . 44 : 175–195. JSTOR 4300708 .
- Ван Эсс, Йозеф (1980). «Ранние исламские богословы о существовании Бога». В Семаане, Халил И. (ред.). Ислам и средневековый Запад: аспекты межкультурных отношений. Доклады, представленные на девятой ежегодной конференции Центра исследований средневековья и раннего Возрождения Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 64–81. ISBN 0-87395-409-2 . (перепечатано в Ван Эсс, Джозеф (2018). Мелкие шрифты . Лейден: Брилл. стр. 1431–1445. дои : 10.1163/9789004336483_099 . ISBN 978-90-04-31224-1 . )