Jump to content

Таухид аль-Муфаддал

Таухид аль-Муфадал
Любимое объединение
Автор неизвестный ( псевдоэпиграфический )
Приписывается    аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (ум. до 799 г.)
Джафар ас-Садик ( ок. 700–765 )
Традиция Ранний шиизм
Встречаться 9 век
Язык арабский
Альтернативное название Китаб фибад аль-хальк ва-ль-хатс ала аль-итибар
Предмет Телеологическое доказательство существования Бога
Под влиянием
Похожие тексты
Сохранено в Двунадесятник шиизма ( аль-Маджлиси )

«Таухид аль-Муфадал» ( توحيد المفضل , «Декларация аль-Муфаддала о единстве Бога»), также известная как «Китаб фи бад' аль-хальк ва-ль-Хатс хала аль-и'тибар» («Книга о начале творения»). '), и стимулы к Созерцание') [ 1 ] представляет собой трактат девятого века, посвященный доказательству существования Бога , приписываемый раннему шиитскому мусульманскому лидеру аль-Муфаддалу ибн Умару аль-Джуфи (умер до 799 г.). Произведение представляет собой диалог между аль-Муфаддалом и шиитским имамом Джафаром ас-Садиком ( ок. 700–765 ), который является основным оратором. [ 2 ]

Как и большинство других работ, приписываемых аль-Муфадалу, « Таухид аль-Муфадал» на самом деле был написан более поздним анонимным автором, который воспользовался статусом аль-Муфаддала как одного из ближайших доверенных лиц Джафара ас-Садика, чтобы приписать свои собственные идеи прославленному Имаму . [ 3 ] Однако он отличается от других трактатов, приписываемых аль-Муфаддалу, отсутствием какого-либо содержания, которое было бы специфически шиитским по своей природе, - черта, которую он разделяет только с одним другим трудом Муфаддала - также имеющим дело с рациональным доказательством существования Бога - Китаб аль-Ихлиладжа («Книга плодов Миробалана »). Хотя оба они сохранены шиитским ученым 17-го века Мухаммадом Бакиром аль-Маджлиси (умер в 1699 г.), единственное, что связывает « Таухид аль-Муфадал» и « Китаб аль-Ихлиджа» с шиизмом в более общем плане, - это их приписывание Джа' далеко аль-Садик и аль-Муфаддал. На их содержание, по-видимому, влияет не шиитская доктрина, а мутазилизм , рационалистическая школа исламского спекулятивного богословия ( калам ). [ 2 ]

« Таухид аль-Муфадал» представляет собой переработанную версию произведения, ошибочно приписываемого известному мутазилитскому писателю аль-Джахизу (ум. 868) под названием «Китаб ад-Далаил ва-ль-итибар ала аль-хальк ва-л-тадбир». («Книга доказательств и Размышление о творении и управлении»). [ 4 ] И « Таухид аль-Муфадал» , и псевдо -Джахиза, «Китаб ад-Далаил» вероятно, восходят к более раннему тексту девятого века, [ 5 ] которую иногда называют « Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» девятого века несторианцем («Книга размышлений и созерцания»), написанную христианином- Джибрилем ибн Нухом ибн Аби Нухом ан-Насрани аль-Анбари . [ 6 ]

Телеологический аргумент в пользу существования Бога, использованный в « Таухид аль-Муфадал» , вдохновлен сирийской христианской литературой (особенно комментариями к «Гексамерону » ) и в конечном итоге восходит к эллинистическим моделям, таким как псевдоаристотелевское « De mundo» О Вселенной ») . , третий/второй век до н. э.) и стоическое богословие , записанное в книге Цицерона (106–43 до н. э.) De natura. деорум . [ 7 ]

Содержание

[ редактировать ]

Работа направлена ​​на доказательство существования Бога на основе аргумента замысла (также называемого телеологическим аргументом ). Он состоит из серии лекций о существовании и единстве ( таухид ) Бога, представленных аль-Муфаддалу Джафаром ас-Садиком, который отвечает на вызов, брошенный ему самопровозглашенным атеистом Ибн Аби аль-Авджа. . [ 8 ] На четырех «сессиях» ( маджалис ) Джафар доказывает, что космический порядок и гармония, которые можно обнаружить во всей природе, требуют существования мудрого творца. [ 9 ] Шиитский библиограф-двунадесятник ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ) также называет эту работу « Китаб Факкир» ( букв. « Книга размышлений » ), имея в виду тот факт, что Джафар часто начинает свои увещевания с слово факкир (подумайте!). [ 10 ]

« Таухид аль-Муфадал» на самом деле не является оригинальным произведением. Вместо этого это переработанная версия работы, также приписываемой знаменитому мутазилитскому литератору аль-Джахизу (умер в 868 г.), под названием «Китаб ад-Далахил ва-ль-итибар ала аль-хальк ва-л-тадбир» («Книга «Доказательства и размышления о творении и управлении»). [ 4 ] Приписывание этой работы аль-Джахизу, вероятно, также является ложным, хотя она, скорее всего, была написана в девятом веке. [ 11 ] По сравнению с псевдо -Джахиза «Китаб ад-Далаил» , « Таухид аль-Муфадал» добавляет введение, которое устанавливает рамочную историю с участием аль-Муфаддала, Ибн Аби аль-Авджи и Джафара ас-Садика, а также рифмованные восхваления Бога. в начале каждой главы и краткий заключительный отрывок. [ 12 ] По словам Мельхема Чокра, версии, приписываемые аль-Муфаддалу и аль-Джахизу, основаны на неизвестной более ранней работе, причем версия, приписываемая аль-Муфаддалу, более верна оригиналу. [ 5 ] И Ханс Дайбер , и Йозеф ван Эсс идентифицируют эту оригинальную работу как « Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» девятого века («Книга размышлений и созерцания»), написанную христианином-несторианцем Джибрилем ибн Нухом ибн Аби Нухом ан-Насрани аль. -Анбари. [ 6 ] Джибриля ибн Нуха В любом случае, «Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» , « Таухид аль-Муфадал» псевдоДжахиза и «Китаб ад-Далаил» являются лишь тремя самыми ранними среди многих дошедших до нас версий произведения: адаптации были также сделаны несторианцами. Христианский епископ Илия Нисибисский (умер 1056) в своей книге «Рисала фи Худут аль-Алам ва-вахданийят аль-Халик ва-татлит аль-аканим» : [ 13 ] суннитский мистик аль-Газали (умер в 1111 г.) в своей книге « Аль-Хикма фи махлукат Аллах» : [ 14 ] и андалузского еврейского философа Бахьи ибн Пакуды (умер в первой половине XII века) в его «Китаб аль-Хидая иля фарахид аль-кулуб» . [ 14 ]

Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далаил содержит множество параллелей с сирийской христианской литературой, например, комментарии к Гексамерону (шести дням творения, описанным в книге Бытия ), написанные Иаковом Эдесским ( ок. 640–708 ) и Моисеем. бар Кефа ( ок. 813–903 ), а также Иова Эдесского энциклопедический труд . по натурфилософии под названием « Книга сокровищ» ( ок. 817 ). [ 15 ] Его телеологическое доказательство существования Бога, основанное на обсуждении четырех элементов , минералов, растений, животных, метеорологии и человека, вероятно, было вдохновлено псевдоаристотелевским трудом De mundo О Вселенной », третье издание). /второй век до н.э.), произведение, также использованное упомянутыми выше сирийскими авторами. [ 16 ] В частности, Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далаил содержит такой же акцент на идее, что Бог, которого уже в De mundo называют «единым», может быть познан только через мудрость, пронизывающую его творческие произведения, в то время как его собственные сущность ( кунь ) остается скрытой для всех. [ 17 ]

Идея о том, что созерцание творений природы ведет к познанию Бога, также встречается в Коране . [ 18 ] Однако в случае с « Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далахил » идея заключена в философские рамки, которые явно восходят к эллинистическим моделям. Помимо De mundo (3/2 века до н. э.), есть также много параллелей с Цицерона (106–43 до н. э.) De natura deorum , особенно со стоическими взглядами на телеологию и божественное провидение , изложенными в работах Цицерона. [ 18 ] По словам Мельхема Чокра, оригинал, на котором были основаны как « Таухид аль-Муфадал», так и «Китаб ад-Далаил», был переведен на арабский язык с греческого, возможно, из неизвестного герметического труда. [ 18 ] Некоторые из врагов, упомянутых в работе, - Диагор (V век до н.э.) и Эпикур (341–270 до н.э.), [ 19 ] оба подвергались критике с поздней античности за свой предполагаемый атеизм, а также Мани ( ок. 216–274 или 277 г. н.э.), пророк-основатель манихейства ; некий Дуси и все те, кто отрицает провидение и целеустремленность (араб. ʿamd ) Бога. [ 18 ]

Часто передаются вместе в рукописях , [ 20 ] и « Таухид аль-Муфадал» , и «Китаб аль-Ихлиладжа» можно рассматривать как часть попытки реабилитировать аль-Муфаддала в шиитской традиции двунадесятников . [ 21 ] Известно, что аль-Муфаддал в течение некоторого времени был последователем Абу аль-Хаттаба (умер в 755 г.), лидера ранней ветви шиизма, известной как гулат («преувеличители», известные своими предполагаемыми «преувеличениями»). почитание имамов ) . Многие трактаты, приписываемые аль-Муфаддалу, также принадлежат традиции гулата . Шииты-двунадесятники в целом отвергали идеи гулата , но аль-Муфаддал был важен для них как рассказчик многочисленных хадисов от имамов Джафара ас-Садика и его сына Мусы аль-Казима . [ 2 ] Помимо аль-Маджлиси (умер в 1699 г.), обе работы были также известны таким ученым-двунадесятникам, как ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ), Ибн Шахрашуб (умер в 1192 г.), Ибн Тавус (1193–1266). [ 22 ]

  1. ^ Таухид аль-Муфадал , вероятно, идентичен Китаб фи бад аль-хальк ва-ль-хатс хала аль-итибар, упомянутый шиитским библиографом-двунадесятником ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ); См. Chokr 1993 , эта часть, глава I, 3 раза относится к Шафару аль-Садику , 10; Модаресси 2003 , с. 334. Согласно Chokr 1993, истинное название, данное в самой работе, — « Китаб аль-Адилья ала аль-хальк ва-л-тадбир ва-л-радд ала аль-каилин би-л-ихмал ва-мункири аль-хамд». . Арабский текст в аль-Маджлиси 1983 , вып. 3, с. 57–151.
  2. ^ Jump up to: а б с Асатрян 2000–2012 гг .
  3. ^ Асатрян 2017 , с. 59.
  4. ^ Jump up to: а б Асатрян 2000–2012 , со ссылкой на Чокр 1993 , стр. 85–87, 100–102.
  5. ^ Jump up to: а б Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 12.
  6. ^ Jump up to: а б Дайбер 2014 , с. 172, со ссылкой на Дайбера 1975 , 159 и далее; Ван Эсс 1980 » псевдоДжахиза , стр. 65, 79, примечание 7. Дайбер и ван Эсс говорят только о «Китаб ад-Далаиле и его более поздних адаптациях, игнорируя « Таухид аль-Муфадал» .
  7. ^ Дайбер 2014 , стр. 171–178; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 10–17.
  8. ^ Тернер 2006 , с. 184; Модаресси 2003 , с. 334; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 17. Место действия дано в al-Majlisi 1983 , vol. 3, с. 57–58. Об Ибн Аби аль-Авдже см. далее Chokr 1993, вторая часть, глава VII, «Абд аль-Карим б. Аби л-Ава и его группа .
  9. ^ Тернер 2006 , с. 184.
  10. ^ Модаресси 2003 , стр. 334.
  11. ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 14; Асатрян 2000–2012 гг .; Дайбер 2014 , с. 172.
  12. ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 15. По словам Чокра, некоторые из этих рифмованных восхвалений содержат следы доктрины гулув .
  13. ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11.
  14. ^ Jump up to: а б Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11; Дайбер 2014 , с. 180.
  15. ^ Дайбер 2014 , с. 173.
  16. ^ Дайбер 2014 , стр. 171–175.
  17. ^ Дайбер 2014 , стр. 175–178.
  18. ^ Jump up to: а б с д Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 14.
  19. ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 14; Дайбер 2014 , с. 173.
  20. ^ Они встречаются вместе в аль-Маджлиси 1983 , том. 3, стр. 57–198 и в маджмуа, хранящемся в библиотеке Принстонского университета (ms. Princeton New Series 1307), последняя из которых также содержит еще одну работу ( Китаб Мишбах аль-шариа ), приписываемую Джафару ас-Садику: см. Кольберг 1992 , с. 187. Сезгин 1967 , с. 530 относится к Китаб ат-Таухид ва-л-ихлиладжа , что, по мнению Кольберга, возможно, является объединением обеих работ.
  21. ^ Глив 2008–2012 гг . Тернер 2006 , с. 184, напротив, предполагает, что они, возможно, были написаны до того, как аль-Муфаддал приобрел репутацию ненадежного галина среди некоторых авторов-двенадцати 10-11 веков. Аргумент Тернера заключается в том, что ложные атрибуции делаются для того, чтобы придать произведению авторитетность, и что не имеет смысла приписывать произведение кому-то, считающемуся ненадежным. Глив, с другой стороны, предполагает, что приписывание кому-либо «ортодоксальной» доктрины может повысить репутацию этого человека как надежного человека.
  22. ^ Асатрян 2017 , стр. 59–60. Об использовании их Ибн Таусом см. Kohlberg 1992 , стр. 187, 226.

Использованные источники

[ редактировать ]
  • аль-Маджлиси, Мухаммад Бакир (1983). Бихар аль-анвар аль-джамиа ли-дурар ахбар аль-аимма аль-атхар . Бейрут: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби. ( Таухид аль-Муфадал , том 3, стр. 57–151; Китаб аль-Ихлиладжа , том 3, стр. 152–198)
  • Асатрян, Мушег (2000–2012). «Мофазал аль-Джуфи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
  • Асатрян, Мушег (2017). Споры в формирующемся шиитском исламе: мусульмане-гулаты и их верования . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  9781784538958 .
  • Чокр, Мельхем (1993). Зандака и зиндики в исламе во втором веке Хиджры . Дамаск: Французский институт Дамаска. doi : 10.4000/books.ifpo.5349 . ISBN  9782901315025 . OCLC   910729151 .
  • Дайбер, Ганс (1975). Богословско-философская система Муаммара ибн Аббада ас-Сулами (ум. 830 г. н.э.) . Бейрутские тексты и исследования. Том 19. Бейрут/Висбаден: Восточный институт Немецкого восточного общества. ISBN  3515018409 . OCLC   963435324 .
  • Дайбер, Ганс (2014). «Возможные отголоски De mundo в арабо-исламском мире: христианские, исламские и еврейские мыслители». В Томе, Йохан К. (ред.). Космический порядок и божественная сила: Псевдо-Аристотель, О космосе . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 169–180. дои : 10.1628/978-3-16-156432-1 . ISBN  978-3-16-152809-5 .
  • Глив, Роберт (2008–2012). «Джафар аль-Шадек II. Учение» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
  • Кольберг, Этан (1992). Средневековый мусульманский ученый за работой: Ибн Тавус и его библиотека . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004451162 . ISBN  978-90-04-09549-6 .
  • Модаресси, Хосейн (2003). Традиции и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Оксфорд: Один мир. ISBN  1-85168-331-3 .
  • Сезгин, Фуат (1967). История арабской литературы, Том I: Науки о Коране, хадиты, история, фикх, догматика, мистика. Примерно до 430 г. Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-02007-8 .
  • Тернер, Колин П. (2006). «Традиция Муфадала» и доктрина раджи: свидетельства Гулувва в эсхатологии двунадесятнического шиизма?» . Иран . 44 : 175–195. JSTOR   4300708 .
  • Ван Эсс, Йозеф (1980). «Ранние исламские богословы о существовании Бога». В Семаане, Халил И. (ред.). Ислам и средневековый Запад: аспекты межкультурных отношений. Доклады, представленные на девятой ежегодной конференции Центра исследований средневековья и раннего Возрождения Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 64–81. ISBN  0-87395-409-2 . (перепечатано в Ван Эсс, Джозеф (2018). Мелкие шрифты . Лейден: Брилл. стр. 1431–1445. дои : 10.1163/9789004336483_099 . ISBN  978-90-04-31224-1 . )
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e656868658a4d68fcee4b3da0dc79003__1717733040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/03/e656868658a4d68fcee4b3da0dc79003.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tawhid al-Mufaddal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)