Греческий культ героя
Культы героев были одной из наиболее отличительных черт древнегреческой религии . В гомеровском греческом языке « герой » ( ἥρως , hḗrōs ) относится к смертному потомку человека и бога. Однако в исторический период это слово стало обозначать именно мертвого человека, которого почитали и умилостивляли на его могиле или в назначенном святилище , потому что его слава при жизни или его необычный способ смерти давали ему силу поддерживать и защищать живых. Герой был больше, чем человек, но меньше, чем бог , и к классу героев стали приравниваться различные виды второстепенных сверхъестественных фигур; различие между героем и богом было менее чем определенным, особенно в случае с Гераклом , наиболее выдающимся, но нетипичным героем. [1]
Величественные руины и курганы (большие курганы), оставшиеся от бронзового века , дали дограмотным грекам X и IX веков до нашей эры ощущение некогда великой, а теперь исчезнувшей эпохи; они отразили это в устной эпической традиции , которая прославилась благодаря таким произведениям, как « Илиада» и « Одиссея» . Обильные обновленные предложения после перерыва начинают быть представлены на таких сайтах, как Лефканди , [2] хотя имена торжественно похороненных мертвецов почти не помнились. «Начали рассказывать истории, чтобы идентифицировать людей, которые, как теперь считалось, были похоронены в этих старых и впечатляющих местах», - отмечает Робин Лейн Фокс . Другими словами, это наглядный пример истории происхождения героев и того, что они значили для древних греков.
Природа культа героя
[ редактировать ]Греческие культы героев отличались от кланового поклонения предкам, из которого они развились. [3] в том, что по мере развития полиса они стали скорее гражданским, чем семейным делом, и во многих случаях ни один из верующих больше не прослеживал свое происхождение от героя: ни одно святилище героя не может быть прослежено непрерывно с микенских времен. Льюис Фарнелл заметил, что хотя предок был чисто местным, за героем могли ухаживать более чем в одном месте, и он пришел к выводу, что культ героя находился под более глубоким влиянием эпической традиции , которая «предложила множество имен забытым могилам». [4] , обеспечил даже дорийцам связь с микенскими героями и, согласно Колдстриму . [5] «Колдстрим полагал, что валюта эпоса будет учитывать обеты в дорийских областях, где в противном случае можно было бы ожидать, что инопланетное иммигрантское население не проявит особого почтения к микенским предшественникам». [6] Большие микенские гробницы-толосы , свидетельствовавшие о великом прошлом, часто были местом культов героев. Не все герои были известны даже по именам.
Помимо эпической традиции, в которой герои изображались живыми и в действии, а не как объекты культа , [7] Самое раннее письменное упоминание о культе героя приписывается Дракону , афинскому законодателю конца седьмого века до нашей эры, который предписывал, чтобы и богов, и местных героев чтили в соответствии с обычаями предков. Таким образом, обычай уже был установлен, и местных героев было несколько. [8] Письменные источники подчеркивают важность гробниц героев и теменосов или святилищ, где хтонические обряды успокаивали их души и побуждали их продолжать отдавать предпочтение людям, которые считали их основателями, о которых были связаны основополагающие мифы . В ограниченном и локальном масштабе героя он «сохранял ограниченные и партийные интересы своей земной жизни. Он помогал тем, кто жил поблизости от его могилы или принадлежал к племени, основателем которого он сам был», - отмечает Роберт Паркер. , [9] с оговоркой, что Геракл с его панэллинским размахом снова был исключением.
Уитли интерпретировал заключительную стадию, на которой культ героя был принят городом -государством как политический жест, в архаическом аристократическом кургане, окруженном стелами , воздвигнутыми Афинами в честь кремированных граждан-героев Марафона (490 г. до н. э.). кому был посвящен хтонический культ, о чем свидетельствуют траншеи для жертвоприношений. [10] С другой стороны, греческие герои отличались от римского культа умерших императоров , поскольку герой не считался вознесшимся на Олимп или ставшим богом: он находился под землей, и его власть была чисто местной. По этой причине культы героев носили хтонический характер, и их ритуалы больше напоминали ритуалы Гекаты и Персефоны, чем ритуалы Зевса и Аполлона : возлияния в темные часы, жертвоприношения, которые не разделяли живые.
Двумя исключениями из вышесказанного были Геракл и Асклепий , которых можно было чтить как героев, так и богов, хтоническим возлиянием или всесожжением. Герои культа вели себя совсем иначе, чем герои мифа. Они могли появиться как люди или как змеи, и они редко появлялись, если не разозлились. Пифагорейская поговорка советует не есть еду , упавшую на пол, потому что «она принадлежит героям». Герои, если их игнорировать или оставить без удовлетворения, могут стать злыми: во фрагментарной пьесе Аристофана хор анонимных героев описывает себя как разносчиков вшей, лихорадки и фурункулов.
Некоторые из самых ранних культов героев и героинь, хорошо подтвержденные археологическими данными в материковой Греции, включают Менелайон, посвященный Менелаю и Елене в Терапне недалеко от Спарты , храм в Микенах, посвященный Агамемнону и Кассандре , еще один храм в Амиклае , посвященный Александре , и еще один храм на Итаке. Полис-Бей, посвященный Одиссею . Все они, кажется, датируются 8 веком до нашей эры. [11] Культ Пелопса в Олимпии восходит к архаическому периоду.
Герои (мужчины) и героини (женщины)
[ редактировать ]Культы героев чаще всего предлагались мужчинам, хотя на практике приверженцы умиротворяли группу семейных фигур, в которую входили женщины, которые были женами мужа-героя, матерями сына-героя ( Алкмены и Семеллы ), и дочери отца-героя. [12] Как заметил Финли о мире Одиссея , который он читает как ностальгическую интерпретацию традиций культуры Темных веков Греции восьмого века:
Пенелопа стала нравственной героиней для последующих поколений, воплощением добра и целомудрия, в отличие от неверной, убийцы Клитемнестры, жены Агамемнона; но в эпоху героев слово «герой» не имеет женского рода. [13]
В то время как местный культ почитал таких фигур, как жертвенная дева Ифигения , архаичная местная нимфа превратилась в смертную фигуру из легенд . Другие изолированные женские фигуры изображали жриц-инициаторов местного культа. Иконографические и эпиграфические свидетельства, собранные Ларсоном , в совокупности изображают героинь похожими по своей природе на героев, но в андроцентрической греческой культуре [14] обычно меньшего роста. Это согласуется с той ролью, которую женщины играли не только в Древней Греции, но и в древнем мире в целом — они были больше в тени и ориентированы на служение, чем на личностное развитие и отдых.
Виды культа героя
[ редактировать ]Уитли выделяет четыре или пять основных типов культа героя: [15]
- Ойкистские культы основателей. [16] Подобные культы возникли в колониях эллинского мира в Великой Греции и на Сицилии на могиле основателя- ойкиста . В случае культов на могилах недавно ставших героями следует предположить, что личность обитателя гробницы была однозначно известна. Фукидид (V.11.1) приводит пример Брасида в Амфиполе . Батта из Кирены Можно также упомянуть . «Такие исторические примеры, — предупреждает Уитли, — явно повлияли на интерпретацию некоторых культов гробниц в архаический период». Такие архаические памятники, как героон в Лефканди и близ Западных ворот в Эретрии, не могут быть отделены археологическими методами от семейных обрядов в гробницах (могильных культов) и культа предков.
- Культы именных героев. Ряд культовых мест, известных в классические времена, были посвящены известным героям в греческом и современном смысле, особенно « Илиады» и других эпизодов эпического цикла . Уитли подчеркивает здесь два момента: во-первых, самые ранние герии связывают героя-мужчину с более ранним и более сильным присутствием женщин , и, во-вторых, что такие фигуры, как Одиссей, Агамемнон и Менелай, имеют сильные местные связи. Примерами могут служить культы Эдипа в Афинах и Пелопса в Олимпии .
- Культы местным героям. Такие местные персонажи не фигурируют среди общегреческих эпических персонажей. Примерами могут служить Академ и Эрехфей в Афинах.
- Культы в гробницах бронзового века. Археологически они представлены отложениями железного века в микенских гробницах, которые нелегко интерпретировать. Из-за разрыва во времени между крахом бронзового века и самыми ранними вотивными объектами преемственность кажется нарушенной. На черепке над могильным кругом А в Микенах просто написано «герою», [17] неназванная раса Серебряного века и Уитли предполагает, что могла быть упомянута . В Аттике такие культы связаны с гробницами толосов в Торикосе и Менидхи .
- Культы пророческих героев. Уитли не обращается к этой группе местных культов, в которых возник оракул , как в случае с Амфиараем , которого поглотила зияющая трещина в земле. Незначительные культы принадлежали некоторым фигурам, которые умерли насильственной или необычной смертью, как в случае с мертвыми в Марафонской битве , или с теми, кого ударила молния, как в нескольких засвидетельствованных случаях в Великой Греции .
Гробницы и курганы
[ редактировать ]По всей Греции , а иногда и в Турции, лежат курганы. Иногда на древних полях сражений или просто в часто посещаемых местах общего пользования лежали гигантские насыпи земли. Ученые называют эти курганы « курганами ». Многие задавались вопросом, почему люди построили эти курганы и какой великой цели они служили. Одним из ярких примеров является Марафонская битва в 490 г. до н.э. Афинянам, разгромив персов, нужно было хоронить своих погибших. Всего 192 погибших, [18] их похоронили на том же поле, на котором они умерли, под гигантским курганом. Этот конкретный курган стал тем, что известно как Марафонские курганы . Эти курганы начали появляться по всей Греции в знак уважения к умершим и, как полагают многие ученые, это также был способ соединить их с землей. [18]
Чаще всего в Древней Греции эти курганы могли иметь внутри кургана любой из трех основных компонентов, составленных в форме лестницы. Эта конструкция, похожая на лестницу, может иметь 1 или 2 ступени, которые помогают выполнять различные церемониальные функции, а также служат местом хранения ценных вещей. Первый шаг будет использоваться для кремации , а после этого будет складироваться пепел, а на втором этапе будут храниться любые обеты или предметы, имеющие сентиментальную ценность. Тогда все это будет покрыто гигантским холмом. Что касается афинского памятника, его также окружили высокими тонкими каменными плитами, на которых можно было прочитать почетное послание или посвятить какому-либо « герою ». [19]
Герои, политика и боги
[ редактировать ]Большая часть исследований, посвященных Героям , Богам и Политике , которые играют роль во многом из того, что мы знаем о них сегодня, получена либо из письменных отчетов, либо из археологических находок. Фактически, во многих случаях оба типа доказательств могут противоречить друг другу. Письменные свидетельства могут быть предвзятыми или неполными, а археологические находки не всегда рассказывают нам точную историю. Однако культы героев могут быть тем случаем, когда они сталкиваются положительно. Во-первых, несмотря на многочисленные письменные свидетельства об этих героях, святилища героев немногочисленны и своеобразны по своему устройству. Это доказательство того, что культы были широко распространены в Греции: во многих городах были свои версии каждого Героя, соответствующие их собственным потребностям. [20]
Другой способ использования культов заключался в политической пропаганде и манипуляциях. Поддержка Спартой многих культов героев происходила из-за признания того факта, что ее население реагировало на них таким образом, что это позволяло им использовать святыни героев в качестве политической пропаганды. [21] Например, Льюис Фарнелл считал, что, поскольку культы героев часто не встречаются на родной территории героя, существует большая вероятность того, что эти культы были широко распространены и распространены среди большинства греков. В то время как другие культы могут быть предковыми, начиная даже с 8-го века. [20]
Только в Лаконии есть свидетельства присвоения своих святынь конкретным героям, а это означает, что остальные святыни не принадлежали какому-то конкретному герою, но позволяли поклоняться герою через одну святыню. В отличие от римских верований считалось, что герои не вознесутся на небо и не будут с богами Олимпа, а спустятся на землю и станут единым целым с землей. Это повлияло не только на то, как греки относились к героям, но и думали о них в политическом смысле. Их уважали и им поклонялись, но иногда они даже могли стать злобными, если их игнорировать, и стать предполагаемой причиной болезней или несчастий. [20]
Культы героев также могут иметь огромное политическое значение, помимо пропаганды. Когда Клисфен разделил афинян на новые демы для голосования, он посоветовался с Дельфами, в честь каких героев ему следует назвать каждое подразделение. Согласно Геродоту , спартанцы объяснили свое завоевание Аркадии кражей костей Ореста из аркадского города Тегея . Герои мифов часто имели близкие, но противоречивые отношения с богами. Таким образом, имя Геракла означает «слава Геры», хотя его всю жизнь мучила царица богов. Это было еще более верно в их культовых выступлениях. Пожалуй, самым ярким примером является афинский царь Эрехтей, которого Посейдон убил за то, что он предпочел Афину богом-покровителем города. Когда афиняне поклонялись Эрехтею на Акрополе , они называли его Посейдоном Эрехтеем .
Список героев
[ редактировать ]Греческие божества ряд |
---|
Хтонические божества |
- Ахлая – греческий речной бог Ахелой.
- Ахл, Ахилл – легендарный герой Троянской войны, от греческого Ахиллес.
- Ахиллес в Леве
- Актеон — ученик кентавра Хирона.
- Эней
- Аякс
- академии
- Александр Македонский в Александрии
- Амфиарай
- Аталанта
- Асклепий
- Батт в Кирене
- Беллерофонт
- Бузиг
- Кадм – финикийский основатель Фив
- Циамиты – представители Элевсинских мистерий , руководившие выращиванием фавских бобов .
- Диомед
- Эрехтей в Афинах
- Гектор
- Гефестион [22]
- Геракл
- Гомер , почитаемый в Александрии Птолемеем IV Филопатором.
- Джейсон
- Леонидас
- Ликург
- Мелеагр
- Одиссей
- Эдип в Афинах
- Орион в Беотии
- Орфей
- Пандора первая женщина, чье любопытство принесло человечеству зло
- Пентесилея
- Пелей – он стал отцом знаменитого героя Ахилла.
- Пелопс в Олимпии
- Персей
- Филипп Кротонский
- Тезей
- Тантал
- Париж
См. также
[ редактировать ]- полубог
- Культурный герой
- Эпическая поэзия
- Императорский культ Древнего Рима
- Мы
- Бодхисаттва
- Дхармапала
- Обожение
- Шэнь (китайская религия)
- фракийская религия
- Реликвии классической древности
- Культ китайского героя
Примечания
[ редактировать ]- ^ Паркер дает краткое и ясное описание героя . Паркер, Роберт (1986). «Греческая религия». В Бордмане, Джон ; Гриффин, Джаспер ; Мюррей, Освин (ред.). Оксфордская история Греции и эллинистического мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2001 г.). ISBN 9780191500626 . Проверено 17 ноября 2018 г.
Термин «герой» имел в греческой религии технический смысл: герой был фигурой менее могущественной, чем бог, которому воздавали культ. Обычно его воспринимали как умершего смертного, и типичным местом такого культа была гробница. Но различные виды второстепенных сверхъестественных фигур стали ассимилироваться с этим классом, и, как в случае с Гераклом, различие между героем и богом могло быть неопределенным.
- ^ Карла Мария Антоначчо, Археология предков: культ гробницы и культ героя в ранней Греции (1995) и «Лефканди и Гомер», в О. Андерсоне и М. Дики, Мир Гомера: фантастика, традиция и реальность (1995); И. Моррис, «Культ гробницы и греческий ренессанс» Antiquity 62 (1988:750–61).
- ^ «Культ Героев повсюду имеет те же черты, что и культ предков... остатки истинного культа предков послужили моделью и настоящей отправной точкой для более поздней веры и культа Героев». Роде 1925:125.
- ^ Фарнелл 1921: 283 и далее.
- ^ Колдстрим, «Культы героев в эпоху Гомера», Журнал Эллинского общества 96 (1976:8–17).
- ^ Антоначчо 1994:395.
- ^ РК Хак, «Гомер и культ героев», Труды Американской филологической ассоциации 60 (1929: 57–74).
- ^ Карла М. Антоначчо, «Оспорение прошлого: культ героя, культ гробницы и эпос в ранней Греции» Американский журнал археологии 98.3 (июль 1994:389–410).
- ^ Паркер 1988: 250.
- ↑ Надписи показывают, что жертвы героям-мертвецам все еще приносились в первом веке до нашей эры; курган обсуждается в книге Уитли «Памятники, которые стояли до Марафона: культ гробницы и культ героя в архаической Аттике», American Journal of Archeology 98.2 (апрель 1994: 213–30).
- ↑ В случае с храмом Одиссею это основано на единственном граффито эллинистического периода.
- ^ Дженнифер Линн Ларсон, «Культы греческих героинь» (University of Wisconsin Press), 1995, собрала доказательства.
- ^ Финли, Мир Одиссея (1954; ред. 1978), стр. 32 и далее.
- ^ «Культы героини хорошо вписываются в наш современный взгляд на древнегреческую культуру как на твердо андроцентрическую, хотя и не настолько андроцентрическую, как некоторые хотели бы заставить нас поверить» (Ларсон 1995: 144).
- ^ Уитли1994: 220 и далее.
- ^ Общее исследование ойкистских культов - И. Малкин, Религия и колонизация в Древней Греции (Лейден) 1987: 189–266.
- ^ Генрих Шлиман , Микены , представлено Уитли 1994: 222 и примечание 44.
- ^ Jump up to: а б Уотерфилд, Робин (1998). Геродот: Истории .
- ^ Уитли, Джеймс (апрель 1994 г.). «Памятники, стоявшие до Марафона: культ гробницы и культ героя в архаической Аттике» . Американский журнал археологии . 98 (2): 213–230. дои : 10.2307/506636 . JSTOR 506636 . S2CID 190728749 .
- ^ Jump up to: а б с Антоначчо, Карла М. (июль 1994 г.). «Оспорение прошлого: культ героя, культ гробницы и эпос в ранней Греции» . Американский журнал археологии . 98 (3): 389–410. дои : 10.2307/506436 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 506436 . S2CID 192969382 .
- ^ Павлидес, Николетта. «Культ героя в архаической и классической Спарте: исследование местной религии». Классика Эдинбургского университета – через JSTOR.
- ^ Уортингтон, Ян (2014). Александр Македонский: Человек и Бог . Рутледж. п. 126. ИСБН 978-1-317-86644-2 .
Ссылки
[ редактировать ]- Карла Антоначчо, Археология предков: гробница и культ героев в Древней Греции, 1994 г.
- Льюис Р. Фарнелл, Греческие культы героев и идеи бессмертия (Оксфорд), 1921.
- Э. Кернс, Герои Аттики ( приложение BICS 57), Лондон, 1989.
- Карл Кереньи , «Герои греков», 1959 год.
- Грегори Надь , Лучший из ахейцев: концепции героя в архаической греческой поэзии , 1979.
- Эрвин Роде , Психея: Культ души и вера в бессмертие среди греков , 1925 г.
- Дженнифер Ларсон, «Культы греческих героинь» (1995)
- Дженнифер Ларсон, Древнегреческие культы: Путеводитель (2007). Рутледж. ISBN 978-0-415-32448-9
- Д. Лайонс, Гендер и бессмертие: героини древнегреческих мифов и культов (1996)
- Д. Берингер, Культы героев в Греции от геометрического до классического периода: Аттика, Арголида, Мессения (2001)
- Г. Экрот, Жертвенные ритуалы греческих культов героев (2002)
- Б. Карри, Пиндар и культ героев (2005)