Возлияние
Возлияние — это ритуальное изливание жидкости в качестве подношения божеству память или духу или в об умерших . во многих религиях древности Это было распространено и продолжает предлагаться в культурах сегодня.
Для возлияний использовались различные вещества, чаще всего вино или другие алкогольные напитки, оливковое масло, мед, а в Индии - топленое масло . Сосуды, используемые в ритуале, в том числе и патера , часто имели значительную форму, отличавшую их от светских сосудов. Возлияние можно было вылить на что-то религиозное значение, например на алтарь , или на землю.
В Восточной Азии выливание подношения риса в бегущий поток символизирует отрешенность от кармы и плохой энергии . [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Английское слово «возлияние» происходит от латинского libatio , акт обливания, от глагола libare , «вкушать, глотать; изливать, совершать возлияние» ( индоевропейский корень *leib- , «наливать, совершать возлияние»). "). [ 1 ]
Религиозная практика
[ редактировать ]Античность
[ редактировать ]Древний Шумер
[ редактировать ]Загробная жизнь шумеров представляла собой темную, унылую пещеру , расположенную глубоко под землей. [ 2 ] Этот мрачный домен был известен как Кур , [ 3 ] где считалось, что души не едят ничего, кроме сухой пыли [ 4 ] а члены семьи умершего ритуально выливали возлияния в могилу через глиняную трубку, тем самым позволяя мертвому пить. [ 4 ]
Древний Египет
[ редактировать ]Возлияние было частью древнеегипетского общества, где это был напиток в честь и удовлетворение различных божеств, священных предков, присутствующих людей и людей, которые живы, но физически не присутствуют, а также окружающей среды. [ 5 ] Предполагается, что возлияние зародилось где-то в верховьях долины Нила и распространилось на другие регионы Африки и мира. [ 6 ] [ 7 ] По словам Айи Квей Армы , «[т] его легенда объясняет возникновение умилостивительного обычая, встречающегося повсюду на африканском континенте: возлияния, разливания алкоголя или других напитков в качестве подношений предкам и божествам». [ 8 ]
Молочные возлияния Осириса , возможно, возникли в Филах и распространились на юг, в Мероэ . [ 9 ] Также возможно, что произошло обратное; поскольку молочное возлияние уже было известно нубийцам, они, возможно, познакомили его с Филами. [ 10 ]
-
Египетская гробница священника погребения, совершающего возлияние (1298–1235 гг. До н.э.)
-
музыканта Возлияние на стеле (332–284 гг. До н. Э.)
-
Либационный бассейн, представляющий разлив Нила ( 2–3 века н.э.)
Древняя Греция
[ редактировать ]
Возлияние ( греч . σπονδή , spondᇇ , [spondɛ̌ː] ) было центральным и жизненно важным аспектом древнегреческой религии и одной из самых простых и распространенных форм религиозной практики. [ 11 ] Это одно из основных религиозных действий, определяющих благочестие в Древней Греции, начиная с бронзового века и даже доисторической Греции . [ 12 ] Возлияния были частью повседневной жизни, и благочестивые могли совершать их каждый день утром и вечером, а также перед едой. [ 13 ] [ 14 ] Возлияние чаще всего состояло из смеси вина и воды, но могло также быть несмешанным вином, медом, маслом, водой или молоком. [ 15 ]
Типичная форма возлияния, спонд , — это ритуальное выливание вина из кувшина или чаши, которую держат в руке. Самым распространенным ритуалом было переливание жидкости из ойнохоэ (винного кувшина) в фиале — неглубокую чашу, предназначенную для этой цели. вылили вино После того, как из кубка оставшуюся часть содержимого ойнохоэ . , празднующий выпил [ 16 ] Возлияние совершается каждый раз, когда нужно выпить вино, и эта практика записана еще в гомеровских эпосах . Этикет симпозиума требовал первой чаши ( кратера ) , чтобы при подаче вина было совершено возлияние Зевсу и олимпийским богам . Герои получили возлияние из второго подаваемого кратера , а Зевс Телейос ( Ζεύς Tέλειος , букв. «Зевс, который завершает») из третьего, который должен был стать последним. Альтернативой было возлияние из первой чаши Агатосу Даймону и из третьей чаши Гермесу . Участник симпозиума также мог воззвать к богу по своему выбору и совершить возлияние.
Возлияние обычно сопровождало молитву. [ 17 ] Греки во время молитвы стояли либо с поднятыми руками, либо в акте возлияния, вытянув правую руку, чтобы держать фиале . [ 18 ] [ 19 ]

При проведении жертвоприношения животных вино выливается на подношение в рамках ритуального забоя и приготовления, а затем на пепел и пламя. [ 20 ] Эта сцена обычно изображается в греческом искусстве , где также часто изображаются жертвователи или сами боги, держащие фиале . [ 21 ]
Греческий глагол spéndō (σπένδω), «вылить возлияние», также «заключить договор», происходит от индоевропейского корня *spend- , «приносить подношение, совершать обряд, заниматься ритуальным действием». Существительное — спонд ( множественное число спондаи ) , «возлияние». В среднем залоге глагол означает «вступить в соглашение», в том смысле, что боги призваны гарантировать действие. [ 1 ] Кровавое жертвоприношение было совершено, чтобы начать войну; spondaí означал завершение военных действий и поэтому часто используется в значении «перемирие, договор». Формула «Мы, полисы, совершили возлияние» была декларацией мира или «Божьим перемирием», которое соблюдалось также, когда различные города-государства собирались вместе на Всегреческие игры , Олимпийские игры или фестивали Элевсинских островов. Тайны : эта форма возлияния «бескровна, нежна, бесповоротна и окончательна». [ 21 ]
Возлияния, изливаемые на землю, предназначены для умерших и хтонических богов . В «Книге мертвых» в « Одиссее » Одиссей выкапывает яму для жертвоприношений, вокруг которой по порядку выливает мед, вино и воду. Для формы возлияния, называемой choē ( древнегреческий : χεῦμα , cheuma , «то, что льется»; от и.э. *gheu- ), [ 1 ] сосуд большего размера опрокидывается и опорожняется на землю для хтонических богов, которые также могут получить спондаи . [ 22 ] Герои, которые были обожествленными смертными, могли получать кровавые возлияния, если они участвовали в кровопролитии войны, как, например Бразид Спартанец , . [ 23 ] В ритуалах ухода за умершими у их могил возлияния включали молоко и мед. [ 24 ]
«Несущие возлияния» — английское название центральной трагедии из Ореста трилогии Эсхила , относящееся к подношениям, которые Электра приносит на могилу своего умершего отца Агамемнона . [ 21 ] Софокл дает одно из самых подробных описаний возлияния в греческой литературе в «Эдипе в Колоне» совершаемом в качестве искупления в роще Эвменид , :
Сначала воду набирают из пресного источника; котлы, стоящие во святилище, увенчаны шерстяными гирляндами и наполнены водой и медом; повернувшись на восток, жертвователь наклоняет сосуды на запад; оливковые ветви, которые он держал в руке, он теперь рассыпает на земле в том месте, где земля испила возлияния; и с молчаливой молитвой уходит, не оглядываясь. [ 25 ]
Герой Александрийский описал механизм автоматизации процесса с помощью алтарных огней для вытеснения масла из чаш двух статуй. [ нужна ссылка ]
Древний Рим
[ редактировать ]
В древнеримской религии возлияние представляло собой религиозное действие в виде жидкого подношения, чаще всего несмешанного вина и благовонного масла. [ 26 ] Римский бог Либер Патер («Отец Либер »), позже отождествленный с греческим Дионисом или Вакхом , был божеством либамина , «возлияний», и либы , жертвенных лепешек, сбрызнутых медом. [ 27 ] [ 1 ] [ 28 ]
В римском искусстве возлияние изображается совершаемым на менсе (жертвенном столе) или треножнике . Это была самая простая форма жертвоприношения , и сама по себе она могла быть достаточным подношением. [ 29 ] Вступительный обряд ( prefatio ) жертвоприношения животного включал в себя возлияние благовоний и вина на горящий жертвенник. [ 29 ] [ 30 ] И императоры , и божества часто изображаются, особенно на монетах, совершающими возлияния. [ 31 ] Сцены возлияний обычно обозначают качество pietas , религиозного долга или почтения. [ 32 ]
Возлияние было частью римских погребальных обрядов и, возможно, было единственным жертвоприношением на скромных похоронах. [ 33 ] Возлияния совершались в ритуалах ухода за умершими (см. Паренталия и Каристия ), а некоторые гробницы были оборудованы трубками, по которым подношения могли быть направлены к подземным мертвецам. [ 34 ]
Молоко было необычным возлиянием в Риме, но его регулярно предлагали нескольким божествам, особенно божествам архаической природы. [ 35 ] или тех, для кого это было естественным дополнением, таких как Румина , богиня рождения и воспитания детей , способствующая притоку грудного молока, и Кунина, хранительница колыбели. [ 36 ] Оно было также предложено Меркурию Собриусу («трезвому» Меркурию ), чей культ хорошо засвидетельствован в римской Африке и, возможно, был завезен в город Рим африканской общиной. [ 37 ]
Древний иудаизм
[ редактировать ]Возлияния были частью древнего иудаизма и упоминаются в Библии : [ 38 ]
И поставил Иаков Столп на том месте, где он говорил с ним, Столп Каменный; и вылил на него возлияние, и возлил на него масло.
- Бытие 35:14
В Исаии 53:12 Исайя использует возлияние как метафору , описывая конец фигуры Страдающего Слуги , который «излил душу свою до смерти».
Возлияния вина совершались в иерусалимском храме , а двойное возлияние вина и воды совершалось во время Суккота , возможно, как ритуал вызывания дождя. [ 39 ]
Идолопоклоннические возлияния были запрещены, как и запреты Торы на идолопоклоннические жертвоприношения и поклонение в целом.
Раннее христианство
[ редактировать ]Возлияние присутствует и в христианстве появляется в Новом Завете и является практикой Иисуса и других библейских персонажей. [ 40 ]
Так и после ужина он взял чашу, сказав: «Эта чаша есть новый завет в Моей крови, которая за вас проливается.
— Луки 22:20
Эта фраза у Луки относится к акту возлияния как к новому завету, к крови Иисуса, которая должна быть пролита в смерти.
Но даже если я изливаюсь, как возлияние, на жертву и служение, исходящее от вашей веры, я радуюсь и радуюсь со всеми вами.
— Филиппийцам 2:17
Возлияния обычно проводились в духе мира, греческий термин, обозначающий возлияние, σπονδή ( spondᇇ ), стал синонимом «мирного договора». [ 41 ]
Африка
[ редактировать ]Возлияние было частью древнеегипетского общества, где это был напиток в честь и удовлетворение различных божеств, священных предков, присутствующих людей и людей, которые живы, но физически не присутствуют, а также окружающей среды. [ 5 ] Предполагается, что возлияние зародилось где-то в верховьях долины Нила и распространилось на другие регионы Африки и мира. [ 6 ] [ 7 ] По словам Айи Квей Армы , «[т] его легенда объясняет возникновение умилостивительного обычая, встречающегося повсюду на африканском континенте: возлияния, разливания алкоголя или других напитков в качестве подношений предкам и божествам». [ 8 ]

В африканских культурах и традиционных африканских религиях ритуал возлияния является важной церемониальной традицией и способом воздать должное предкам. В таких культурах предков не только уважают, но и приглашают участвовать во всех общественных функциях (как и богов и Бога). Молитва возносится в виде возлияний, призывая предков присутствовать. Ритуал обычно выполняет старейшина. Хотя можно использовать воду, напитком обычно является традиционное вино (например, пальмовое вино ), а ритуал возлияния сопровождается приглашением (и воззванием) к предкам, богам и Богу. В регионе Вольта в Гане для возлияния также используют воду со смесью кукурузной муки. [ нужна ссылка ]
Возлияние также широко известно как перерыв в знаменитом исполнении Агбекора , ритуального танца, исполняемого в западноафриканских культурах. Его также наливают во время традиционной церемонии бракосочетания, рождения ребенка и похорон. Традиционные фестивали, такие как Асафоту и Хомово народа Га Адангбе в Гане и Того. Также во время правления королей, королев и вождей совершаются возлияния. [ нужна ссылка ]
был обычай, Еще в 1920-х годах в Нижней Нубии когда женщины каждую пятницу приходили на могилы родственников и выливали возлияние воды в красную чашу у изголовья могилы. [ 42 ] У вдов тоже когда-то был обычай возливать молоко на могилу мужа на второй день после его смерти. [ 10 ]
традиция заключалась Точно так же коптская в том, что женщины посещали могилы и совершали водные возлияния как в течение первых 40 дней после смерти, так и во время нескольких ежегодных мероприятий, таких как Найруз . [ 43 ]
Америка
[ редактировать ]В культурах кечуа и аймара в южноамериканских Андах принято выливать небольшое количество напитка на землю перед употреблением в качестве подношения Пачамаме , или Матери-Земле. Это особенно актуально при употреблении чичи , алкогольного напитка, уникального для этой части мира. Ритуал возлияния обычно называется «чалла» и проводится довольно часто, обычно перед едой и во время торжеств. Писатель шестнадцатого века Бернардино де Саагун описывает ацтекскую церемонию, связанную с распитием октли :
Возлияние совершалось таким образом: когда октли были пьяны, когда они пробовали новый октли , когда кто-то только что приготовил октли ... он созвал людей. Он поставил его в сосуд перед очагом вместе с маленькими чашечками для питья. Прежде чем дать кому-нибудь выпить, он брал октли чашей и затем выливал ее перед очагом; он разлил октли в четырех направлениях. И когда он налил октли, тогда все выпили его. [ 44 ]
Азия
[ редактировать ]индуизм
[ редактировать ]В индуизме ритуал возлияния является частью Тарпана и также проводится во время Питру Пакша (Две недели предков) после Бхадрапада месяца индуистского календаря (сентябрь – октябрь). [ 45 ] В Индии и Непале преданные во многих храмах предлагают Господу Шиве (также Вишну и другим божествам) абхишеку с водой, когда они посещают храм, а в особых случаях - с водой, молоком, йогуртом, топленым маслом, медом и сахаром.
Бирманский буддизм
[ редактировать ]В бирманском буддизме церемония возлияния воды, называемая йай зет ча ( ရေစက်ချ ), которая включает в себя церемониальное переливание воды из сосуда с водой в вазу, капля за каплей, завершает большинство буддийских церемоний, включая празднования пожертвований, синбю и праздники. . Это церемониальное возлияние совершается для того, чтобы поделиться накопленными заслугами со всеми другими живыми существами на всех 31 планах существования. [ 46 ] Церемония состоит из трех основных молитв: исповедания веры, возлияния воды и разделения заслуг. [ 47 ] веры, называемое таунг имайя дхамману . исповедание сю Пока наливается вода, монахи читают и проводят [ 48 ]
Затем заслуги распределяются между жертвователями (называемыми ahmya wei အမျှဝေ ), трижды произнеся следующее: [ 47 ]
(Всем, кто умеет слышать): мы делимся своими заслугами со всеми существами.
(Kya kya thahmya), ahmya ahmya ahmya yu daw mu gya ba gon law' '
( Согласно (всему услышанному), принимайте как есть )
После этого участники в унисон трижды повторяют заявление подтверждения: таду ( သာဓု , садху ), на пали «молодец», сродни христианскому использованию слова «аминь» . После этого освященную воду выливают на почву снаружи, чтобы вернуть воду Васудхаре . Богиня земли Васудхара призвана стать свидетелем этих достойных деяний. [ 48 ]
До колониального правления церемония возлияния воды также проводилась во время коронации бирманских королей как часть процедур, описанных в Раза Тевака Дипани Кьян , тексте 1849 года, в котором описывается правильное поведение бирманских королей. [ 49 ] [ 50 ]
Хотя подношение воды Васудхаре может иметь добуддийские корни, считается, что эту церемонию начал царь Бимбисара , который совершил возлияние воды, чтобы поделиться своими заслугами со своими предками, ставшими претами . [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ]
Эта церемония также практикуется в конце тайских и лаосских буддийских ритуалов передачи заслуг, где она называется крут нам (กรวดน้ำ) и яат нам соответственно. [ 54 ]
-
Непальский кувшин для жертвоприношения воды, 19 век.
-
Бронзовая китайская чаша для возлияния ( цзюэ ) , поздняя династия Шан , ок. 1210 г. до н.э.
-
Нефритовая чаша для возлияния, династия Цин , 1661–1722 гг. н.э.
-
Подношения сакэ в виде омики в храме Ицукусима , Япония, 2017 г.
Китай
[ редактировать ]В китайских обычаях рисовое вино или чай льют перед алтарем или надгробием горизонтально справа налево обеими руками как подношение богам и в честь умершего. Подношение обычно кладут на алтарь на некоторое время, прежде чем совершить возлияние. В более сложных церемониях почитания божеств возлияние может совершаться над подношениями из горящей бумаги; тогда как для умершего вино выливают только на землю.
Япония
[ редактировать ]В синтоизме практика возлияния и предлагаемого напитка называется Мики (神酒), букв. «Напиток богов». На церемонии в синтоистском храме обычно используется сакэ , но в домашнем святилище можно заменить пресную воду , которую можно менять каждое утро. Его подают в белой фарфоровой или металлической чашке без всякого украшения.
У айнов возлияния совершаются с помощью икупасуй , резного деревянного орудия с «язычком», заостренным концом. [ 55 ] с которого просяное пиво или саке . на почитаемый предмет капают [ 56 ]
Сибирский шаманизм
[ редактировать ]Шаманизм у сибирских народов демонстрирует большое разнообразие, характерное для шаманизма в целом. [ 57 ] У нескольких народов Горного Алтая новый бубен шамана должен пройти особый ритуал. Это считается «оживлением бубна»: дерево и олень, отдавшие древесину и кожу для нового бубна, рассказывают всю свою жизнь и обещают шаману, что будут ему служить. Сам ритуал представляет собой возлияние: на кожу и древесину барабана выливают пиво, и эти материалы «оживают» и говорят голосом шамана от имени дерева и оленя. у тубаларов Более того, шаман имитирует голос животного , а также его поведение. [ 58 ]
Современные обычаи
[ редактировать ]
На Кубе широко распространен обычай пролить пару капель рома из стакана, произнося « para los santos » («для святых »). Идентичная практика наблюдается в Бразилии , когда пьют кашасу , причем капли предлагают « пара о санто » или « пара о сантиньо ». Эти обычаи похожи на практику жителей Висайя на Минданао , Филиппины , где ром проливается при открытии бутылки под звуки « пара са йава » («для дьявола»). [ 59 ]
В России и некоторых частях Содружества Независимых Государств существует традиция выливать водку на могилу — действие, возможно, связанное с обычаем дзяды . В Грузии , где вино играет более важную культурную роль, принято выливать бокал вина на могилы, особенно на Пасху , в память обо всех умерших.
В современных Соединенных Штатах возлияния иногда совершаются во имя умершего человека в различных случаях, обычно во время выпивки в компании друзей в частной обстановке. Также существует традиция обливания солодовым напитком перед употреблением, которая особенно связана с афроамериканскими рэперами . Это называется «давать чаевые» умершим друзьям. [ 60 ] или «вылить один». Эта практика была записана в фильмах, таких как Boyz n the Hood , и упоминается в различных песнях, таких как « Gangsta Lean (This Is For My Homies) » 1993 года группы DRS («Я даю чаевые своим 40 в вашу память») и 1994 год, " Pour Out a Little Liquor " от 2Pac . Как и в случае с аналогичными практиками во всем мире, обливание сопровождают различные символические высказывания.
В раввинистическом иудаизме капли вина берут из бокала во время пасхального седера, выливая их или окуная палец в стакан. [ 61 ] либо по 10 за каждую чуму, [ 62 ] или 16; десять для десяти казней , три для «Крови, Огня и Столбов Дыма» и три для «Децах, Адаш, Бахав». [ 63 ] Объяснения различаются, но общим является сожаление о том, что освобождение еврейского народа произошло ценой страданий и смерти многих египтян, и из уважения к тому, что «не радуйтесь падению врага». Однако это более современная интерпретация, первоначально созданная дедушкой раввина Йирмияху Лёва где-то в конце 18 или начале 19 века, хотя и с прецедентом из Санхендрина 39b:5 . [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]- Цзинсян – Ритуал подношения благовоний в сопровождении чая и/или фруктов.
- Жертвоприношение – церковное приношение
- Подношение - буддийская религиозная практика
- Офренда – Традиционный домашний алтарь в Мексике.
- Прасад - религиозная еда, предлагаемая в храмах индуизма и сикхизма.
- Религия и алкоголь – Роль алкоголя в некоторых религиях
- Религия и наркотики – Отношение к употреблению наркотиков в некоторых религиях.
- Священная еда как подношение - концепция антропологии
- Яджна – ритуал жертвоприношения в индуизме.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Адамс и Мэллори 1997 , с. 351: От того же корня происходит латинский глагол spondeo , «обещание, клятва».
- ^ Чокси 2014 ; Барретт 2007 .
- ^ Чокс 2014 ; Черное и зеленое 1992 , с. 114; Немет-Нежат 1998 , с. 184 .
- ^ Перейти обратно: а б Черное и зеленое 1992 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Нехус, Кимани С.К. (2016). Возлияние. Африканский ритуал наследия в кругу жизни . Университетское издательство Америки. п. 14. ISBN 978-0-7618-6710-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Делия, 1992, стр. 181-190 [ нужна полная цитата ]
- ^ Перейти обратно: а б Джеймс, Джордж GM (1954). Украденное наследие . Нью-Йорк: Философская библиотека.
- ^ Перейти обратно: а б Арма, Айи Квей (2006). Красноречие писцов: мемуары об источниках и ресурсах африканской литературы . Попенгин, Сенегал: Пер Анк. п. 207.
- ^ Йеллин, Дженис В. «Молочное возлияние в стиле Абатон в Мероэ» (PDF) . Мероитские исследования .
- ^ Перейти обратно: а б Эшби, Соланж (декабрь 2019 г.). «Молочные возлияния для нубийского благочестия Осириса в Филах» . Ближневосточная археология . 82 (4): 200–209. дои : 10.1086/705360 .
- ^ Зайдман и Шмитт Пантель 1992 , с. 28.
- ^ Буркерт 1985 , стр. 70, 73.
- ^ Гесиод , Работы и дни 724–726.
- ^ Зайдман и Шмитт Пантель 1992 , с. 39.
- ^ Зайдман и Шмитт Пантель 1992 , с. 40; Буркерт 1985 , стр. 72–73.
- ^ Зайдман и Шмитт Пантель 1992 , с. 40.
- ^ Буркерт 1985 , стр. 70–71.
- ^ Ферли, Уильям Д. (2010). «Молитвы и гимны». Спутник греческой религии . Уайли-Блэквелл. п. 127.
- ^ Бреммер, Ян Н. (2010). «Греческое нормативное жертвоприношение животных». Спутник греческой религии . Уайли-Блэквелл. п. 138.
- ^ Зайдман и Шмитт Пантель 1992 , с. 36; Буркерт 1985 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Буркерт 1985 , с. 71.
- ^ Буркерт 1985 , с. 70.
- ^ Гуннель Экрот, «Герои и культ героев», в «Спутнике греческой религии» , стр. 107.
- ^ Д. Фелтон, «Мертвые», в «Спутнике греческой религии», с. 88.
- ^ Буркерт 1985 , с. 72.
- ^ Шайд 2007 , с. 269.
- ^ Исидор Севильский , Этимологии 6.19.32.
- ^ Роберт Цуркан, Боги Древнего Рима (Routledge, 2001; первоначально опубликовано на французском языке в 1998 г.), стр. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Моеде 2007 , стр. 165, 168.
- ^ Николь Белайш, «Религиозные действующие лица в повседневной жизни: практики и связанные с ними убеждения», в «Спутнике римской религии» , стр. 280.
- ^ Джонатан Уильямс, «Религия и римские монеты», в «Спутнике римской религии» , стр. 153–154.
- ^ Шайд 2007 , с. 265.
- ^ Шайд 2007 , стр. 270–271.
- ^ Никола Дензи Льюис, статья «Катакомбы», Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима (Oxford University Press, 2010), том. 1, с. 58; Джон Р. Кларк, Искусство в жизни простых римлян: визуальное представление и неэлитные зрители в Италии, 100 г. до н.э. – 315 г. н.э. (University of California Press, 2003), стр. 197.
- ^ Такие, как Юпитер Латиарис и Бледный .
- ^ Хендрик Х. Дж. Брауэр, Bona Dea: Источники и описание культа (Brill, 1989), стр. 328–329.
- ^ Роберт Э.А. Палмер , Рим и Карфаген в мире (Франц Штайнер, 1997), стр. 80–81, 86–88.
- ^ Бар, Шауль (2016). Рождение нации: История Джейкоба . Wipf и Stock Publishers. п. 53. ИСБН 978-1-4982-3935-6 . Проверено 5 мая 2020 г.
- ^ «ניסוך המים Ритуал вызывания дождя в Суккот - TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ «Отрывок из Библии: Матфея 26:7, Матфея 26:28, Марка 14:24, Луки 22:20, Деяния 2:33, Деяния 10:45, Римлянам 5:5, Филиппийцам 2:7, Филиппийцам 2:17 - Всемирная английская Библия» . Библейский шлюз . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Уоррен, Мередит (2018). «Чаша гнева Божьего: возлияние и раннехристианская практика трапезы в Откровении» . Религии . 9 (12): 413. дои : 10.3390/rel9120413 .
- ^ Блэкман, Эйлуорд М. (1916). «Возлияния мертвым в современной Нубии и Древнем Египте» . Журнал египетской археологии . 3 (1): 31–34. дои : 10.2307/3853589 . ISSN 0307-5133 . JSTOR 3853589 .
- ^ Нагиб, Сафиназ-Амаль (18 апреля 2008 г.). «Пережитки религиозных практик фараонов в современном коптском христианстве» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . 1 (1).
- ^ Саагун, Бернардино де; Николсон, Генри Б. (23 марта 1997 г.). Первые мемориалы . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 9780806129099 – через Google Книги.
- ^ «Индийский преданный-индуист исполняет «Тарпан» » . Индостан Таймс . Октябрь 2010 г. Архивировано из оригинала 15 декабря 2014 г. Проверено 30 сентября 2013 г.
- ^ Спиро, Мелфорд Э. (1996). Бирманский сверхъестественный мир . Издатели транзакций. стр. 44–47. ISBN 978-1-56000-882-8 .
- ^ Перейти обратно: а б ( (PDF) на бирманском языке). Остин, Техас: Ситагу Будда Вихара. 2011. стр. 34–35. Архивировано из оригинала (PDF) 18 октября 2011 г. Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Спиро, Мелфорд Э. (1982). Буддизм и общество: великая традиция и ее бирманские перипетии . Издательство Калифорнийского университета. стр. 213–214. ISBN 978-0-520-04672-6 .
- ^ «Институт АунгЗай - Заметки о государственном управлении» . Архивировано из оригинала 25 мая 2009 г. Проверено 18 июня 2010 г.
- ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 27 июля 2011 г. Проверено 5 января 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Хаутман, Густав (1990). Традиции буддийской практики в Бирме . ИЛКАА. стр. 53–55.
- ^ «Архивная копия» . www.usamyanmar.net . Архивировано из оригинала 8 марта 2021 года . Проверено 15 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Царь совершает заслуги во имя своих предков, переродившихся в петов (голодных призраков); пета радуются этому поступку и получают долю заслуг» . Университет Махидол . 2002 . Проверено 28 февраля 2012 г.
- ^ Хаяси, Юкио (2003). Практический буддизм среди тайцев и лаосцев: религия в формировании региона . Транс Пасифик Пресс. стр. 146–147. ISBN 978-4-87698-454-1 .
- ^ «Британский музей – церемониальное оборудование/икупасуй» . Британский музей . Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ «Айны: Дух северного народа» . си.еду . Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ Хоппал 2005 , с. 15.
- ^ Элиаде 2004 , гл. 5, где рассматривается символика шаманского бубна и костюма, в подразделе, посвященном бубену.
- ^ «Я из Карибского бассейна - Выпуск №23 - Отчет | Кубинский ром с оттенком веков» . Архивировано из оригинала 13 сентября 2012 г. Проверено 13 августа 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ «40ozMaltLiquor.com» . Архивировано из оригинала 7 марта 2010 г. Проверено 27 июля 2010 г.
- ^ «Капли вина, пролитые на Седере, означают противоположное тому, что думает большинство людей» . 19 апреля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пролитие вина во время рассказа о язвах, чтобы уменьшить нашу радость? - TheTorah.com» . www.thetorah.com . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ Шурпин, Иегуда. «Почему мы проливаем вино на седере?» .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Адамс, DQ; Мэллори, JP (1997). «Возлияние». Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 351.
- Баррет, CE (2007). «Была ли пыль их пищей, а глина — хлебом?: Погребальный инвентарь, загробная жизнь в Месопотамии и пороговая роль Инаны/Иштар». Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (1). Лейден, Нидерланды: Брилл: 7–65. дои : 10.1163/156921207781375123 . ISSN 1569-2116 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Издательство Британского музея. ISBN 0-7141-1705-6 .
- Буркерт, Уолтер (1985). Греческая религия . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-36281-9 .
- Чокси, М. (2014). «Древние месопотамские представления о загробной жизни» . Энциклопедия всемирной истории .
- Элиаде, Мирча (2004). Шаманизм: архаичные методы экстаза . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11942-7 .
- Хоппал, Михай (2005). Шаманы в Евразии [ Шаманы в Евразии ] (на венгерском языке). Будапешт: Академическое издательство. ISBN 963-05-8295-3 .
- Моеде, Катя (2007). «Рельефы, государственные и частные». В Рюпке, Йорг (ред.). Спутник римской религии . Блэквелл. ISBN 978-1-78268-489-3 .
- Немет-Нежат, Карен Рея (1998). Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Гринвуд. ISBN 978-0-313-29497-6 .
- Шейд, Джон (2007). «Жертвы богам и предкам». В Рюпке, Йорг (ред.). Спутник римской религии . Блэквелл. ISBN 978-1-78268-489-3 .
- Зайдман, Луиза Брюи; Шмитт Пантель, Полина (1992). Религия в древнегреческом городе . Перевод Пола Картледжа. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-42357-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Словарное определение возлияния в Викисловаре
СМИ, связанные с возлияниями, на Викискладе?
- Исследование ритуала возлияния в греческих и римских мифах
- Возлияние в эллинизмосе