Найруз
Найруз | |
---|---|
Также называется | Корона года |
Наблюдается | Египет ( копты ) |
Тип | Культурный, религиозный |
Значение | День нового года по коптскому календарю |
Дата | 1 тьга (11 сентября) |
Частота | Ежегодный |
Найруз ( арабский : نَاِيرُوز , коптский : ⲡⲓⲭⲗⲟⲙ ⲛ̀ⲧⲉ ϯⲣⲟⲙⲡⲓ , букв. «венец года») — праздник, когда мучеников и исповедников поминают в Коптской Православной Церкви . Этот день, отмечаемый 11 сентября, является одновременно началом коптского нового года и его первого месяца Тута . Найруз также отмечают эфиопские христиане , которые также называют его Энкутаташ . Дети надевают новую одежду и дарят людям букеты цветов. [ 1 ]
Несмотря на то, что он имеет религиозный подтекст и сегодня в основном отмечается коптской христианской общиной, раньше этот праздник был гораздо более распространенным и отмечался как христианами, так и мусульманами египтянами- . Однако из-за репрессий со стороны центрального правительства он потерял большую часть своего значения как популярный фестиваль. [ 2 ] Когда он был популярен, мусульманские ученые, такие как Ибн Таймия и Ибн аль-Хадж, призывали мусульманских мирян не участвовать в коптских праздниках, особенно в этом. Ибн Таймия изложил обсуждение ритуалов, времени и места и заявил, что ни одному из них нельзя подражать. [ 3 ]
Происхождение и этимология
[ редактировать ]Название праздника происходит от персидского — праздник Навруз ( перс . نوروز , букв. «новый день»), зародившийся в Древнем Иране , широко отмечаемый на Ближнем Востоке и по сей день. Существует несколько теорий о происхождении Найруза, празднуемого коптами. Во-первых, он был завезен в Египет во времена правления Ахеменидов (около VI века до нашей эры). Записанные обычаи зажигания костров, окропления водой, особой еды и одежды, подарков, а также процессии эмира имеют сходство с записями о персидском фестивале, помимо того, что название имеет персидское происхождение. Другая причина заключается в том, что это была локализованная адаптация Сатурналий , зимнего фестиваля, который снял социальные и юридические ограничения и включал выбор ложного короля. Также считается, что он мог иметь древнеегипетское происхождение, о чем утверждали средневековые мусульманские писатели, утверждавшие, что это праздник в честь звезд. Некоторые одобряют это, в то время как другие считают это маловероятным, поскольку не существует никаких записей о публичных разгулах до исламского правления в Египте, и заимствование названия из Персии было бы странным. [ 2 ]
Происхождение от коптского слова ⲛⲓ-ⲓⲁⲣⲱⲟⲩ , «реки», считается маловероятным, поскольку оно не встречается нигде в Синаксарии , и нет никаких свидетельств использования предполагаемого коптского этимона в исторических источниках. Записанное на богайрском языке название нового года было ⲡⲓⲭⲗⲟⲙ ⲛ̀ⲧⲉ ϯⲣⲟⲙⲡⲓ пи-клхом энте-тиромпи, «корона года». [ 4 ] [ 5 ]
Во время правления Хосрова II ( годы правления 590–628) персы во второй раз в истории достигли Египта и установили контроль на десятилетие ( Сасанидский Египет ). [ 6 ] По словам Тураджа Дарьяи , празднование Найруза в Египте может быть одним из устойчивых сасанидских влияний в Египте. [ 6 ]
Его празднование приходится на 1-й день месяца Тут , первого месяца египетского года, который с 1901 по 2098 год нашей эры обычно совпадает с 11 сентября, за исключением високосного года по григорианскому календарю, когда он начинается 12 сентября.
Древнеегипетский праздник, отмечаемый первого дня Тута, назывался «Открытием года». [ 7 ] Он праздновал рождение и смерть Осириса, и в начале читались «Плач Исиды и Нефтиды», после чего начинались пиршества и питье. [ 8 ]
Другие названия этого фестиваля включали «выход Сотиса », «начало года» и «рождение Ре». [ 9 ] а в Новом Королевстве этот и следующие два дня могли быть государственным праздником, когда у рабочих был отпуск. [ 10 ] Есть сообщения о зажигании костров, факелов или свечей. [ 11 ] [ 12 ] ночью в это время или во время церемоний, и существуют записи о банкете, состоявшемся накануне вечером, [ 10 ] возможно, проводилось возле гробницы и сопровождалось принесением подношений умершим. [ 13 ] До этой даты воду собирали из Нила и использовали в ритуалах очищения. В это время освящались здания, статуи, а иногда и обелиски. [ 14 ] Благовония предлагались во время освящения и умершим. [ 15 ] [ 16 ] Мертвым делались и другие подношения. [ 17 ] Статуям умерших переодевали одежду, красили глаза и открытия рта . совершали ритуал [ 18 ] Подношения также делались богам (в том числе фараону) и храмам. [ 19 ] примечательным подношением была ткань, и фараон также раздавал ткань простым людям. [ 20 ] Они имеют некоторое сходство с более поздними практиками, связанными с Найрузом.
Геротод рассказал предполагаемую историю человека по имени Сеострис, который был пойман своим братом (которому он дал власть над Египтом) на банкете и планировал сжечь его и его шестерых сыновей заживо. Он использовал двух своих сыновей, чтобы построить мост через огонь, и ему и четырем оставшимся сыновьям удалось сбежать. Диодор рассказал аналогичную историю, не упомянув о смерти двух сыновей, заявив, что инцидент произошел в палатке, сделанной из тростника, возможно, эшах, временных постройках из сухих стеблей кукурузы или тростника, которые до сих пор иногда можно увидеть в Египте. [ 21 ] Это было связано с высказываниями, приписываемыми Манефону и процитированными Плутархом: [ 22 ] какие якобы человеческие жертвоприношения совершались в Древнем Египте во время Нового года, где людей поджигали. Это было связано с символическим сожжением эмира на фестивале Найруз, а также с новогодним фестивалем, проводимым в Манкундучи на Занзибаре, который называется Наоруз или Сику-я-Мвака. [ 21 ] Другие связывают фестиваль Манкундучи непосредственно с тем, что его привезли на Занзибар персы. [ 23 ] Человеческие жертвоприношения имеют очень мало свидетельств того, что они происходили в Египте, и, согласно всем известным свидетельствам, они характерны только для Первой династии. [ 24 ]
История и традиции
[ редактировать ]Первое документально подтвержденное празднование Найруза в Египте датируется 912 годом нашей эры .
И христиане, и мусульмане, элита и простые люди участвовали в праздновании Найруза, при этом такие обычаи, как обмен подарками, употребление специальной еды и ношение новой одежды, соблюдались высшим классом. событие . Например, двор Фатимидов раздавал роскошные ткани и одежды, а иногда даже деньги, чтобы отметить это К торжеству 1123 года особую кисву в Александрийской текстильной мастерской изготовили и другие роскошные ткани . Простые люди также употребляли особую еду и напитки, включая употребление вина и пива в общественных местах.
Найруз также характеризовался сексуальным подтекстом и трансвестизмом : люди участвовали в водных играх и публично раздевались до нижнего белья. Трансвеститы и проститутки собирались в определенных местах, например, под Жемчужным дворцом, чтобы египетский правитель мог их увидеть и услышать. На фестивале также присутствовали маски и маскарады, по сравнению с европейскими карнавалами , с толпами, марширующими по улицам Каира, театральными представлениями и даже искусственными имитациями слонов.
Кульминацией Найруза стало шествие «эмира Найруза», избранного каирской толпой. Ожидалось, что этот «эмир» будет распутным и «твердым по характеру» и будет ездить на маленьком и уродливом осле, что, возможно, является пережитком языческого обряда. «Эмир» «посещал» дома сановников и чиновников и вручал им заявление о «долге». Любого, кто отказывался платить, будут презирать, проклинать и подвергать жесткому давлению до тех пор, пока он не захочет погасить «долг». Частная жизнь часто нарушалась: ворота ломались, а пороги домов тех, кто запирал дома, чтобы не допустить проникновения, лили водой. Фрейзер отметил сходство между «эмиром Найруза» и Лордом Беспорядка .
Несмотря на праздничный характер Найруза, существовала также критика его негативных последствий не только для простых людей, но и для ученых. Школы закрывали, на учителей нападали, оскорбляли, а иногда даже бросали в фонтаны. [ 2 ]
В то время как персидский праздник Навруз, происхождение слова, под которым этот праздник широко известен, отмечается весной, Найруз — осенний праздник. Традиционно он совпадает с началом разлива Нила, завершением брожения вина, сбором фиников, [ 2 ] и коптские литургии по сей день читают молитвы о воде во время наводнения. [ 4 ] Это один из нескольких дней, когда у коптов принято посещать могилы умерших родственников. [ 25 ]
В течение годового периода траура, зафиксированного в 1897 году, это также один из дней в году, когда женщины плакали и причитали два или три раза после первых 40 дней после смерти. [ 26 ] Они также посетили бы кладбище. Такие визиты называются «тала» (мн. тула), что означает «прогулка». Священники сопровождали семьи на кладбище, чтобы возжигать благовония на могилах и молиться вместе с семьями, и получали за это определенную плату. Во время Тулы устраивались большие банкеты под названием маваджиб, которые проходили на кладбище. [ 27 ] Женщины также обливали мертвых возлияниями воды. [ 25 ]
Тут ассоциируется с красными датами, которые, в свою очередь, ассоциируются с мучениками; красный снаружи представляет кровь, а белый внутри представляет чистоту. [ 28 ]
Отклонить
[ редактировать ]Фестиваль часто подавлялся властями и теологами средневекового Каира. Аббасидский транс губернатор Египта приказал [ 28 ] Веститехо участвовал в фестивале, маршируя вокруг мечети в Старом Каире в 913 году, чтобы его высмеивали, а в 946 году обычай разбрызгивать воду во время фестиваля был запрещен. В 974 году аль-Муизз запретил разжигание костров и разбрызгивание воды на празднике, а в 1023 году «игра с водой» была снова запрещена. Незадолго до 1198 года празднования были запрещены. В 1380 году игры с водой были снова запрещены, а людей публично наказывали, в том числе отрубали руки. В 1385 году султан Баркук приказал полностью отменить празднования, а чиновники арестовали всех, кто участвовал в фестивале. По другому источнику, до 1389 г. разрешалось только окропление водой и битье кожей; разжигание костров ограничивалось жилищем коптов.
Во время Найруза 1435 года празднеств не было из-за запрета султана. Примерно в то же время историк аль-Макризи отметил полное исчезновение фестиваля. Несмотря на попытки подавить празднование, в 1860-70-х годах и в 1914 году немецкий врач Клюнцингер и человек по имени Ледер наблюдали процессии эмира в деревнях Верхнего Египта. В начале 19 века французский художник по имени Рифо наблюдал аналогичную процессию, в которой он изобразил мужчин, женщин и детей, несущих финики. Его выживание потенциально было связано с удаленностью от центральной бюрократии. [ 2 ]
Коптский год
[ редактировать ]Хронология Коптской Православной Церкви начинается, когда Диоклетиан стал римским императором в 284 году нашей эры. Его правление ознаменовалось пытками христиан с целью заставить их отречься от своей веры, а также массовыми казнями, особенно в Египте. Считается, что это время было одним из худших времен, с которыми столкнулась Коптская церковь, известных верующим как « эра мученичества ». Следовательно, коптский год обозначается аббревиатурой AM (от Anno Martyrum или «Год мучеников»). Его не следует путать с аббревиатурой AM, используемой для обозначения несвязанного с ним еврейского года, то есть Anno Mundi («год мира»).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Праздник Эль-Найруз» . TheFreeDictionary.com . Проверено 4 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Вооз, Шошан (1993). Популярная культура в средневековом Каире . Издательство Кембриджского университета. стр. 42–51.
- ^ Лев, Яаков (2015). «Фатимидские халифы, копты и коптская церковь». Средневековые встречи . 21 (4–5): 409. doi : 10.1163/15700674-12342203 – через Brill.
- ^ Перейти обратно: а б «Коптский синдром попыток найти коптское происхождение арабских слов: Найруз как пример » . О коптском национализме в коптском национализме . 14 сентября 2015 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ «Ресурсы» . коптические звуки . 24 января 2010 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дарьяи , с. 1.
- ^ «Праздники в древнеегипетском календаре» . www.ucl.ac.uk. Проверено 03 августа 2023 г.
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Фестивали в Древнем Египте» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 03 августа 2023 г.
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 79. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 84. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 88. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 95. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 111. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. стр. 91–94. ISBN 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 112. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. п. 114. ИСБН 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. стр. 118–119. ISBN 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. стр. 113–117. ISBN 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. стр. 119–223. ISBN 978-1-78969-595-3 .
- ^ Фукая, Масаси (2020). Фестивали Опета, Долины и Нового года: их социально-религиозные функции . Археопресс. стр. 123–136. ISBN 978-1-78969-595-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэйнрайт, Джорджия (1940). «192. Египетское происхождение новогоднего жертвоприношения на Занзибаре» . Мужчина . 40 : 164–167. дои : 10.2307/2792578 . ISSN 0025-1496 . JSTOR 2792578 .
- ^ «Плутарх, Об Исиде и Осирисе, раздел 73» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ "mzuri-kaja.or.tz" . Архивировано из оригинала 19 июня 2015 г. Проверено 6 августа 2023 г.
- ^ Кэмпбелл, Розелин Энн (2019). Убей своего соседа: насилие, власть и человеческие жертвоприношения в Древнем Египте (Диссертация). Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.
- ^ Перейти обратно: а б Нагиб, Сафиназ-Амаль (18 апреля 2008 г.). «Пережитки религиозных практик фараонов в современном коптском христианстве» . Энциклопедия египтологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе .
- ^ Бей, Маркус Симайка (1897). [10.1080/00665983.1897.10852739 «Некоторые социальные коптские обычаи»]. Археологический журнал . 54 : 236. дои : 10.1080/00665983.1897.10852739 .
{{cite journal}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Гиргис, Магди (2002). Деньги, земля и торговля: экономическая история мусульманского Средиземноморья, глава 12: Финансовые ресурсы коптских священников в Египте девятнадцатого века . Издательство ИБ Таурис. п. 235. ИСБН 1-86064-699-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Камель, М. (2011). ''йд рас ас-сана аль-кибтья 'йд аль-Нирвз -'йд аль-швхда - алмвматл бл швхда' аль-кдисин ля гвдран аль-кнаис, дираса атарих сяхья' [ Коптский Новый год Найруз – День мучеников – в лице святого Мученики на стене церквей, археологическое исследование туризма], Журнал Ассоциации арабских университетов туризма и гостеприимства, Vol. 8, 1-12.
Источники
[ редактировать ]- Дарьяи, Турадж . Среднеперсидские папирусы времен сасанидской оккупации Египта в седьмом веке нашей эры (I) (PDF) . Сасаника. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2017 г. Проверено 2 апреля 2019 г.