Набатейская религия
![]() | Эта статья может потребовать редактирования текста с точки зрения грамматики, стиля, связности, тона или орфографии . ( Май 2024 г. ) |
Набатейская религия была формой арабского многобожия, практиковавшейся в Набатее , древней арабской стране, которая была хорошо заселена к третьему веку до нашей эры и просуществовала до римской аннексии в 106 году нашей эры. [1] Набатейцы были политеистами и поклонялись множеству местных богов, а также Баалшамину , Исиде и греко-римским богам, таким как Тихе и Дионис . [1] Они поклонялись своим богам в храмах, на высотах и в бетилах. В основном они были аниконистами и предпочитали украшать свои священные места геометрическими узорами. набатейцев Многие сведения о погребальном инвентаре были утеряны из-за обширных грабежей на протяжении всей истории. Они приносили жертвы своим богам, совершали другие ритуалы и верили в загробную жизнь.
Боги и богини
[ редактировать ]Большинство божеств набатейской религии были частью доисламского арабского пантеона , с добавлением иностранных божеств, таких как Исида и Атаргатис .
Душара , набатейское божество, чье имя означает «Повелитель горы», ему широко поклонялись в Петре . Душара почитается набатейцами как верховный бог , часто его называют «Душара и все боги». [2] Его считают богом набатейского царского дома. Падение набатейского царского дома под властью римлян привело к тому, что религия была отвергнута, а ее главное божество потеряно. Именно тогда Душара ассоциировалась с другими богами, такими как Дионис , Зевс и Гелиос .
Манат была известна как богиня судьбы, и последователи поклонялись ей за дождь и победу над врагами.
Аллат , которую называют «великой богиней, находящейся в Ираме», широко известен в Северной Аравии и Сирии. Божество связано с богиней Афиной в Хавране. Аллат почитается в Пальмире , в ее храме не было никаких признаков проведения кровавых ритуалов. Считается, что Аллат и Аль-Узза когда-то были единым божеством, пути которого разошлись в доисламской мекканской традиции. [2] Доисламские арабы верили, что богини Ал-лат, Аль-Узза и Манат были дочерьми Аллаха, хотя набатейские надписи также описывают ее как жену Аллаха. [3] [4] [5] [6] [7] В набатейских надписях она и Аль-Узза также называются «невестой Душары». [8]
Аль-Узза , по-арабски ее имя, как полагают, означает «самая могущественная». Ее почитают в городе Петра . Ее культ в основном сосредоточен среди курайшитов и долины Хурад к северу от Мекки. Богиня связана с типом бетила со звездообразными глазами. Аль-Узза ассоциируется с греко-римской богиней Афродитой . [2] Доисламские арабы считали ее одной из дочерей Аллаха наряду с Ал-лат и Манат. [3] [4] [5] [6] Наряду с Аллатом в некоторых набатейских надписях ее называют «невестой Душары». [8]
Аль-Кутбай , одно из менее известных божеств набатеев. Говорят, что у божества есть храм в Гайе, и его также почитали в Ираме. Когда дело доходит до решения вопроса о том, является ли это божество мужским или женским, возникает путаница. В Гайе божество считается женским, поэтому его называют Аль-Кутбай. Есть случаи, когда божество считается мужским, например, в Кусравете в Египте, и божество зовут Кутба. Большинство свидетельств позволяют полагать, что это божество женского пола, поскольку существуют бетилы Аль-Кутбы, по конструкции похожие на бетилы Аль-Уззы. [2]
Баалшамин , сирийское божество, ставшее набатейским богом с расширением Набатеи в Южную Сирию. [9] Его имя означает «Господин Небес», связывая божество с небом. Говорят, что он произошел от бога бури Хадада , которому поклонялись в Сирии и Месопотамии. Как божество, имеющее дело с небесами, многие идентифицируют его как версию Зевса . В Си есть храм, посвященный Баалшамину, который, по-видимому, был центром паломничества. [2]
Кос , древнее идумейское божество, которому поклонялись в Таннуре. Есть ассоциация с богом Аполлоном и молнией. [2]
Хубал — божество, которому поклоняются в Каабе в Мекке. Говорят, что последователи приходили к божеству в поисках ответов на вопросы о происхождении, браке и смерти. В честь бога совершалось жертвоприношение, было семь гадательных стрел, их бросали, и ответом было одно из вырезанных слов на стороне стрел. [2]
Маноту, это божество упоминается в надписях гробницы в Хегре. Ее имя упоминается рядом с Душарой и используется как предупреждение об их проклятии. Считается, что она такая же, как богиня Манат , которая была одной из дочерей Аллаха. Каабы Мекки [2]
Исида , чужеродное божество для набатеев, первоначально она была египетской богиней. Иногда она представлена троном. Богиню можно увидеть в Хазне Петры , а также в Храме Крылатых Львов. [2]
Атаргатис , она — чужеродное божество для набатейцев, ее культовый центр в Иераполисе и почитается в Хирбет эт-Таннуре; ее называют богиней зерна, а иногда и рыбной богиней. [9] Иногда ее видят сидящей между двумя львами. Атаргатис также связан с бетилом звездообразными глазами. [2]
Шай-аль-Каун считается защитником караванов и солдат, людей, которые путешествуют. Говорят, что его последователи не одобряли вино. [2]
Ободат , считающийся обожествленным царем набатеев, неясно, будет ли это Ободат I, II или III. Его связь с королевской семьей позволяет предположить, что у него был частный культ. [2]
Тихе , набатейская богиня, часто сопровождаемая знаками зодиака, встречающимися в Хирбет-э-Таннуре. Ее часто изображают с крыльями, стенами города вместо короны и держащей рога изобилия. [10]
Внешние влияния на богов/богинь
[ редактировать ]Большинство набатейских богов были иностранцами; они были усыновлены набатейцами. Многие набатейские божества были связаны с греко-римскими богами и богинями, особенно в то время, когда Набатея находилась под римским влиянием. Богиня Исида — египетское божество, которое встречалось не только в набатейской религии, но также в греческой и римской религиях. Бог Душара часто упоминается как версия Дионисия . [2] Бог Гелиос и Эрос также встречаются в набатейских храмах. Во время присоединения Набатеи к римлянам были гробницы, в которых назывались греко-римские боги, а не набатейские боги. После аннексии набатейских земель произошел сдвиг в религии. Например, в храме Каср поклонялись Афродите/аль-Уззе и Душаре. [2]
Отношения между богами
[ редактировать ]Отношения между набатейскими богами не всегда ясны из-за отсутствия доказательств, подтверждающих различные утверждения. Бывают случаи, когда боги и богини становятся мужем и женой в одном регионе королевства, а в другом их может не быть. Иногда говорят, что бог Душара — муж Аллата, а в других случаях — сын Аллата. Другим примером могут быть Аллат, Аль-Узза и Манат, эти три божества считаются дочерьми верховного бога Аллаха. В некоторых регионах Набатейского царства Аллат и Аль-Узза считаются одной и той же богиней. [2]
Ритуалы и животные
[ редактировать ]Весьма вероятно, что в городе Петра существовали процессионные пути от храма к храму, такие как храм Каср эль-Бинт , Храм Крылатых Львов и Великий Храм. Главная улица протекала через город, что позволяло совершать процессии. Существуют и другие пути процессии, которые можно было бы связать с так называемыми высокими местами, такими как Эль-Мадба, через могилу «римского солдата», «Садовый храм», памятник Льву, высеченную в скале жертвенник, прежде чем достичь высоты. [2] Набатейцы посещали могилы родственников, устраивали ритуальные пиры и наполняли пространство благовониями и ароматическими маслами. Также весьма вероятно, что внутри гробниц оставляли вещи в память об умерших. В некоторых ритуалах использовались останки необычных видов хищников, коз, баранов, собак. [11] Нередко также было принесение верблюдов в жертву древним богам, особенно богу Душаре. [2]
Священные предметы или животные
[ редактировать ]- Ниши – описываются как миниатюрные храмы или адитон храма. В них находятся каменные столбы или бетилы, высеченные в скале. [2]
- Алтари. Иногда набатейцы использовали жертвенники как изображения богов. [2]
- Священные животные — орлы, змеи, сфинксы, грифоны и другие мифологические фигуры украшают гробницы древних набатеев. [2]
- Иконоборчество. Существует мало свидетельств набатейского иконоборчества. Большинство божеств изображались в виде бетилов, иногда рельефных, а других носили во время процессий. Когда богов изображали в человеческом обличье, их часто представляли собой бетилы «глазные идолы». Из-за греко-римского влияния здесь есть статуи набатейских богов. Богиня Исида представлена набатейцами в человеческом обличии, это может быть связано с тем, что ее почитают в таких местах, как Египет и Рим. Бог Душара представлен как в форме бетила, так и в форме статуи по всему Набатейскому царству. [2]
Места поклонения
[ редактировать ]
У набатеев было множество мест для религиозной практики и культового поклонения. Святыни, храмы и алтари, известные как «Высокие места», обычно представляли собой сооружения под открытым небом, расположенные на вершинах близлежащих гор. [2] Эти места по всему Набатейскому царству будут посвящены поклонению одному и тому же богу (богам), но то, как они будут осуществлять это поклонение, будет варьироваться от места к месту. Подношения могут варьироваться от материальных благ и продуктов питания до живых жертвоприношений животных, возможно, людей. Набатейское царство можно разделить на пять религиозных регионов, каждый из которых содержит места религиозного значения: Негев и Хиджаз, Хауран, Центральная Иордания, Южная Иордания и, наконец, Северо-Западная Саудовская Аравия. [12] Все религиозные объекты в этих местах находятся в разной степени сохранности, поэтому сложно определить, каким божествам поклонялись в конкретных святилищах, алтарях и храмах. Также сложно понять специфику культовых практик, а это означает, что можно делать обоснованные предположения. [13] [14]
Негев и Хиджаз
[ редактировать ]Примерно в 40 км к юго-западу от Беэр-Шевы расположен город Собата, один из крупнейших городов Набатейского царства. Было обнаружено очень мало археологических остатков какой-либо формы набатейского культа, храмов, святилищ или алтарей. Было найдено небольшое количество свидетельств поклонения Душаре . [12] [15]
Расположен в горах к юго-востоку от Собаты. Религиозная практика здесь сосредоточивалась главным образом на обожествленном Ободасе I , получившем известность на освоенных землях в Негеве от Александра Яннея , что привело к формированию «культа короля». На вершине акрополя есть как минимум два набатейских храмовых комплекса, меньший из двух посвящен обожествленному Ободасу III. [12]
Расположен в 300 км от Петры . Обнаружен единственный храм в набатейском стиле. Надпись на перемычке датирует храм после падения Набатейского царства. [13]
Набатейский памятник, расположенный примерно в 81 км от Петры. Мампсис — важная остановка на торговом пути благовоний. Здесь были обнаружены постройки в набатейском стиле, караван-сарай и водные системы. [13]
Хауран
[ редактировать ]Расположен на юге Сирии и был северной столицей Набатейского царства. У Бостры есть свидетельства того, что храмы располагались на основных перекрестках города. В центре города находится храмовый комплекс, посвященный Душара-А'ра. [12] Считается, что Ара — бог набатейских царей и самого города Бостра. Современное строительство затрудняет поиск археологических свидетельств набатейского культа. Надпись, гласящая: «Это стена, которую… и окна, которые Тайму Бар… построил для… Душары и остальных богов Бостры», находится на месте, предположительно являющемся этим храмом.
Расположен к северу от Бостры недалеко от Канаты . В поселении есть три больших храма, самый крупный посвящен Баалшамину . Два меньших храма посвящены неизвестным божествам. На одном из них имеется надпись, посвященная местной богине Сейе, и, возможно, он использовался для поклонения ей. Храмовый комплекс не является набатейским по дизайну, а представляет собой сочетание архитектурных стилей зданий культур северной набатейской границы.
Сахр
Храмы, похожие по стилю на те, что расположены в Вади-Румме, Дхарихе, Таннуре и Касравете. [13]
На
Храмы, похожие по стилю на те, что расположены в Вади-Румме, Дхарихе, Таннуре и Касравете. [13]
Храмы, подобные тем, что расположены недалеко от Петры, в Вади-Румме, Дхарихе, Таннуре и Касравете. Набатейские надписи указывают на культы, посвященные Аллату и Баалшамину. [13]
Центральная Иордания
[ редактировать ]Расположен в Центральной Иордании. Храм Высокое место расположен одиноко на вершине Джебаль-Таннура. Доступ к нему осуществляется только по единственной крутой лестнице. Уединенность этого места может указывать на то, что оно имело большое религиозное значение для набатеев. [12] Дверной проем во внутреннее святилище храма украшен изображениями растительности, листвы и фруктов. Глюк идентифицирует их как изображения сирийской богини Атаргатис. Внутреннее святилище украшено изображениями фруктов, рыб, растительности, молний, а также изображениями божеств. Глюк приписывает эти иконографии месопотамскому богу бури Хададу, но Тихе и Ника также представлены . Старкли отмечает, что единственным названным богом является идумейский бог погоды Кос. Надпись на стеле на этом месте называет его богом Хуравы. [2] [12]
Расположенный в 7 км к югу от Хуравы храм Хирбет-эд-Дхарих удивительно хорошо сохранился. Храмовый комплекс окружен внешним и внутренним двором с мощеной дорожкой к портикам. Есть также скамейки в форме театра. Сам храм разделен на три части, в большом открытом вестибюле. Отсюда и целла, окрашенная в насыщенные, яркие цвета. В задней части целлы располагались мотаб и бетил — квадратный подиум, окруженный лестницей, служивший резиденцией божества. Несмотря на хорошее состояние, неизвестно, какому богу здесь поклонялись. [12]
Южная Иордания
[ редактировать ]Столица Набатейского царства примерно в 312 г. до н.э. Город славится своей чудесной скальной архитектурой . Расположенный в горах Шара, Душара был главным богом-мужчиной, сопровождаемым женской троицей: Аль-Узза , Аллат и Манат . [2] [14] В городе находится стела, посвященная идумейскому богу Косу. Набатейцы поклонялись доисламским арабским богам и богиням, а также обожествленным царям, таким как Ободас I. Планировка и дизайн храма демонстрируют влияние римской, греческой, египетской и персидской храмовой архитектуры. Примерами этого являются храмы Каср аль-Бинт и храм Крылатого льва. [14] На подиуме Храма Крылатого Льва располагался алтарь, где приносились жертвы, или бетиль почитаемого божества. [15] Судя по идолам и изображениям, найденным в Храме Крылатого Льва, предполагается, что он посвящен Душаре. [15] Высокое место расположено на вершине гор, окружающих Петру. Высокое место, используемое как место для подношения даров и принесения в жертву животных, возможно, людей, богам, состоит из бассейна для сбора воды, двух алтарей и большого открытого двора. [14]
Храм с 20-метровой дорожкой для процессий, ведущей во внутренний двор с видом на Джебель-Калху. Дизайн бетилов, а также остатки подношений указывают на возможное поклонение Душаре , а может быть, даже Юпитеру.
Храм Аллата. Скальное святилище Айн эш-Шаллале, расположенное за храмом Аллата . Бетилы и культовые ниши Душаре и Баалшамину .
Северо-запад Саудовской Аравии
[ редактировать ]
Культовый ритуальный круг на вершине горы Джибель-Итлиб покоится на скалистом обнажении. Вокруг стоянки Джибель-Итлиб появляются небольшие бетилы и культовые ниши другим богам. Надпись «Повелитель Храма» может относиться к Душаре. Здесь расположены культы Марсехи. Сегодня Хегра известна как Мадаин Салех . [2] [12]
Процессионные пути
[ редактировать ]Процессия, ведущая к местам поклонения, варьировалась от места к месту. Некоторые места были бы дешевыми, без каких-либо украшений на пути процессии. В то время как в других, таких как Петра , вдоль пути процессии стояли резные фигурки, памятники, скульптуры, бетилы и иногда обелиски. Процессионный путь Петры состоит из рельефа со львом, известного как Львиный фонтан, а также Садовой гробницы и Набатейского карьера.
Планировка храма
[ редактировать ]Набатейские храмы сильно различаются по дизайну и не имеют единой стандартной планировки. Набатейцы переняли и адаптировали различные элементы храмовых конструкций из культур, с которыми они торговали. Греческие , римские , персидские, египетские и сирийские элементы храмового дизайна можно увидеть в различной степени включения.
Бетилы
[ редактировать ]Бетилы — каменные блоки, символизирующие богов набатеев. Термин «бетил» происходит от греческого Βαιτύλια и мифа, рассказанного греками об Уране, создавшем одушевленные камни, упавшие с небес. [16] Бетилы обычно ставили на алтари или платформы и там совершали религиозные ритуалы. [16] Нечасто бетилы находили в гробницах. [17] Доктор Густав Далман был первым, кто классифицировал множество различных типов бетилов. Различные типы бетилов по мнению доктора Далмана:
- Обычные бетилы
- Прямоугольная плита (Пфейлера, блок, стела)
- Высокая прямоугольная плита с закругленной вершиной.
- Полукруглая или полусферическая плита
- Бетил куполообразный шаровидный (приземистый омфал , яйцевидный)
- Бетыль для глаз
- Лицевые стелы
Глазные бетилы и лицевые стелы представляют интерес для ученых из-за противоречивости того, что в основном понимается как набатейский аниконизм . Ведутся споры о том, рассматривались ли бетилы как сосуды для богов или как изображения самих богов. [18] Канавки в полу ниш и отверстия в вершинах алтарей позволили сделать вывод, что бетилы могли храниться на хранение, а затем транспортироваться к месту богослужения. [16]
Ритуалы
[ редактировать ]Предложения
[ редактировать ]Возлияния (вероятнее всего, вина) и благовония играли важную роль в общинном богослужении набатейцев. Есть предположения, что набатейцы предлагали масла или, возможно, другие товары, но единственными конкретными подношениями являются возлияния и благовония. Страбон подтверждает, что возлияния и ладан ежедневно предлагались солнцу ( Душаре ). [19] Есть также свидетельства о подношениях богам из серебра и золота, но в тексте, в котором они найдены, неясно, могло ли это быть десятиной. [19]
Жертвы
[ редактировать ]Жертвоприношения животных были обычным явлением в набатейских ритуалах. Хотя в «De Abstenentia» Порфирия сообщается, что в Думат-аль-Джандале ежегодно приносили в жертву мальчика и хоронили под алтарем, нет никаких доказательств, напрямую связывающих набатейцев и человеческие жертвоприношения . [20]
Конкретные даты
[ редактировать ]Существует несколько первоисточников о религиозных праздниках, которые отмечали набатейцы. Отмечено, что наличие двух надписей Душара -Ара, датированных месяцем Нисан, могло указывать на весенний праздник. [19]
Погребальные ритуалы
[ редактировать ]Значение архитектуры гробницы
[ редактировать ]Знаменитые набатейские гробницы, высеченные в скалах, украшались не просто для галочки, они должны были стать удобными домами для умерших. [19] Как и египтяне, набатейцы верили, что умерший продолжает жить и после смерти его нужно кормить. Поэтому те, кто мог себе позволить, размещали вокруг своих могил сады для развлечений и столовые для пиршеств. [19] Орлов — символ Душары — иногда вырезали над дверными проемами для защиты. [19]
Проклятия
[ редактировать ]Многие гробницы были украшены надписями, которые сообщали о том, кого предстояло похоронить в гробнице, а также сообщали о социальном статусе и благочестии владельца. Надписи на гробницах стали популярны по всей Набатее. В них перечислены действия (например, продажа или заклад гробницы и т. д.), которые не следует предпринимать, а также подробно описаны штрафы и наказания для тех, кто игнорирует проклятия, выгравированные в надписях на лицевой стороне гробницы. Проклятия, подробно описанные в надписях, часто носят шаблонный характер, например, «и проклятие [вставить имя бога] на всякого, кто читает эту надпись и не произносит [вставить благословение или другую фразу]». В надписях Мадаин-Салеха и других крупных набатейских городов упоминаются как владельцы, так и проклятия, а также типы людей, которых предполагается похоронить в гробнице. Однако Петранские гробницы, за исключением гробницы Секстия Флорентина, гробницы Туркмании и других исключений, не имели надписей. [21]
Концепции загробной жизни
[ редактировать ]Мало что известно о том, как набатейцы смотрели на загробную жизнь, но предположения были сделаны на основе материальных благ, которые они оставили после себя. Поскольку гробницы и погребальный инвентарь остаются ценным звеном для понимания жизни любой древней культуры, большое значение придается планировке гробниц в Петре , Босре , Мадаин-Салехе и других известных городах. Известный погребальный инвентарь включает алебастровый кувшин, найденный в Мамфисе, и различные сосуды, оставшиеся после погребальных пиров. [22] Основываясь на акценте, уделяемом семейным погребальным нишам, обеденным залам и погребальному инвентарю, набатейцы думали, что загробная жизнь — это место, где можно есть и веселиться со своими друзьями и семьей.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Патрич, Джозеф. Формирование набатейского искусства: запрет резных изображений у набатеев. Иерусалим: Магнес, 1990. Печать.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Хили, Джон Ф. Религия набатеев: обзор. Лейден: Э.Дж. Брилл, 2001.
- ^ Jump up to: а б Джонатан Портер Берки (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 42 . ISBN 978-0-521-58813-3 .
- ^ Jump up to: а б Нил Робинсон (5 ноября 2013 г.). Ислам: краткое введение . Рутледж. п. 75. ИСБН 978-1-136-81773-1 .
- ^ Jump up to: а б Фрэнсис Э. Питерс (1994). Мухаммед и истоки ислама . СУНИ Пресс. п. 110. ИСБН 978-0-7914-1875-8 .
- ^ Jump up to: а б Дэниел К. Петерсон (26 февраля 2007 г.). Мухаммад, Пророк Божий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 46. ИСБН 978-0-8028-0754-0 .
- ^ Аарон В. Хьюз (9 апреля 2013 г.). Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории . Издательство Колумбийского университета. п. 25. ISBN 9780231531924 .
- ^ Jump up to: а б Паола Корренте (26 июня 2013 г.). Альберто Бернабе; Мигель Эрреро де Хореги; Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль; Ракель Мартин Эрнандес (ред.). Новое определение Диониса . Вальтер де Грюйтер. стр. 263, 264. ISBN 9783110301328 .
- ^ Jump up to: а б Альпасс, Питер. Религии в греко-римском мире, Лейден, НЛД: Брилл, 2013 г.
- ^ Глюк, Нельсон. Зодиак Хирбет эт-Таннур. Бостон, Массачусетс: Американские школы восточных исследований, 1952 г.
- ^ Равашде, Саиб. Древние набатейские ритуалы обнаружены и исследованы на семинаре IFPO. Jordan Times: 23 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Петерсон, Стефани. «Культ Душары и римская аннексия Набатеи». Магистерская диссертация, Макмастер, август 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Андерсон, Бьо. Построение Набатеи: идентичность, идеология и взаимосвязь. Классическое искусство и археология, Мичиганский университет, 2005 г. Комитет: М. К. Рут (сопредседатель), Т. Гагос (сопредседатель), С. Алкок, С. Герберт, Н. Йоффи.
- ^ Jump up to: а б с д Веннинг, Р. 1987. Набатейские памятники и история: опись археологических находок, Фрайбург: Universitätsverlag Freiburg, Швейцария.
- ^ Jump up to: а б с Тольбек Л. (2007) «Набатейская монументальная архитектура». В: Политис К.Д. (редактор) Мир Иродов и набатеев: Международная конференция в Британском музее, 17–19 апреля 2001 г., 1033–144. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг.
- ^ Jump up to: а б с Веннинг, Роберт. «Бетили Петры». Бюллетень американских школ восточных исследований 324 (2001): 79–95.
- ^ Веннинг, Роберт. «Расшифровка набатейских бетилов». Материалы 4-го Международного конгресса археологии Древнего Ближнего Востока, 29 марта – 3 апреля 2004 г. 1 (2008): 613–619. Распечатать.
- ^ Хили, Джон Ф. «Образы и ритуалы». Религия набатеев: Конспект. Бостон: Брилл, 2001. 154–157. Распечатать.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хили, Джон Ф. «Образы и ритуалы». Религия набатеев: Конспект. Бостон: Брилл, 2001. 169–175. Распечатать.
- ^ Хили, Джон Ф. (2001). Религия набатеев: конспект . Религии в греко-римском мире. Лейден: Брилл. п. 162. ИСБН 978-90-04-10754-0 .
- ^ Уэйдсон, Люси. «Комплексы набатейских гробниц в Петре: новые идеи в свете недавних полевых исследований». (2011): н. стр. Веб. 11–25 2015 г. < http://www.ascs.org.au/news/ascs32/Wadeson.pdf >.
- ^ Перри, Меган А. «Жизнь и смерть в Набатее: гробницы Северного хребта и набатейские погребальные практики». Ближневосточная археология 65.4 (2002): 265-270. База данных религии ATLA с ATLASerials. Веб. 16 ноября 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мутсопулос, Н. « Наблюдения за изображениями Набатейского пантеона ». В: Балканские исследования 33 (1992): 5-50.