Jump to content

Набатейская религия

Набатейская религия была формой арабского многобожия, практиковавшейся в Набатее , древней арабской стране, которая была хорошо заселена к третьему веку до нашей эры и просуществовала до римской аннексии в 106 году нашей эры. [1] Набатейцы были политеистами и поклонялись множеству местных богов, а также Баалшамину , Исиде и греко-римским богам, таким как Тихе и Дионис . [1] Они поклонялись своим богам в храмах, на высотах и ​​в бетилах. В основном они были аниконистами и предпочитали украшать свои священные места геометрическими узорами. набатейцев Многие сведения о погребальном инвентаре были утеряны из-за обширных грабежей на протяжении всей истории. Они приносили жертвы своим богам, совершали другие ритуалы и верили в загробную жизнь.

Боги и богини

[ редактировать ]

Большинство божеств набатейской религии были частью доисламского арабского пантеона , с добавлением иностранных божеств, таких как Исида и Атаргатис .

Душара

Душара , набатейское божество, чье имя означает «Повелитель горы», ему широко поклонялись в Петре . Душара почитается набатейцами как верховный бог , часто его называют «Душара и все боги». [2] Его считают богом набатейского царского дома. Падение набатейского царского дома под властью римлян привело к тому, что религия была отвергнута, а ее главное божество потеряно. Именно тогда Душара ассоциировалась с другими богами, такими как Дионис , Зевс и Гелиос .

Манат была известна как богиня судьбы, и последователи поклонялись ей за дождь и победу над врагами.

Аллат , которую называют «великой богиней, находящейся в Ираме», широко известен в Северной Аравии и Сирии. Божество связано с богиней Афиной в Хавране. Аллат почитается в Пальмире , в ее храме не было никаких признаков проведения кровавых ритуалов. Считается, что Аллат и Аль-Узза когда-то были единым божеством, пути которого разошлись в доисламской мекканской традиции. [2] Доисламские арабы верили, что богини Ал-лат, Аль-Узза и Манат были дочерьми Аллаха, хотя набатейские надписи также описывают ее как жену Аллаха. [3] [4] [5] [6] [7] В набатейских надписях она и Аль-Узза также называются «невестой Душары». [8]

Аль-Узза , по-арабски ее имя, как полагают, означает «самая могущественная». Ее почитают в городе Петра . Ее культ в основном сосредоточен среди курайшитов и долины Хурад к северу от Мекки. Богиня связана с типом бетила со звездообразными глазами. Аль-Узза ассоциируется с греко-римской богиней Афродитой . [2] Доисламские арабы считали ее одной из дочерей Аллаха наряду с Ал-лат и Манат. [3] [4] [5] [6] Наряду с Аллатом в некоторых набатейских надписях ее называют «невестой Душары». [8]

Аль-Кутбай , одно из менее известных божеств набатеев. Говорят, что у божества есть храм в Гайе, и его также почитали в Ираме. Когда дело доходит до решения вопроса о том, является ли это божество мужским или женским, возникает путаница. В Гайе божество считается женским, поэтому его называют Аль-Кутбай. Есть случаи, когда божество считается мужским, например, в Кусравете в Египте, и божество зовут Кутба. Большинство свидетельств позволяют полагать, что это божество женского пола, поскольку существуют бетилы Аль-Кутбы, по конструкции похожие на бетилы Аль-Уззы. [2]

Баалшамин , сирийское божество, ставшее набатейским богом с расширением Набатеи в Южную Сирию. [9] Его имя означает «Господин Небес», связывая божество с небом. Говорят, что он произошел от бога бури Хадада , которому поклонялись в Сирии и Месопотамии. Как божество, имеющее дело с небесами, многие идентифицируют его как версию Зевса . В Си есть храм, посвященный Баалшамину, который, по-видимому, был центром паломничества. [2]

Кос , древнее идумейское божество, которому поклонялись в Таннуре. Есть ассоциация с богом Аполлоном и молнией. [2]

Хубал — божество, которому поклоняются в Каабе в Мекке. Говорят, что последователи приходили к божеству в поисках ответов на вопросы о происхождении, браке и смерти. В честь бога совершалось жертвоприношение, было семь гадательных стрел, их бросали, и ответом было одно из вырезанных слов на стороне стрел. [2]

Маноту, это божество упоминается в надписях гробницы в Хегре. Ее имя упоминается рядом с Душарой и используется как предупреждение об их проклятии. Считается, что она такая же, как богиня Манат , которая была одной из дочерей Аллаха. Каабы Мекки [2]

Исида , чужеродное божество для набатеев, первоначально она была египетской богиней. Иногда она представлена ​​троном. Богиню можно увидеть в Хазне Петры , а также в Храме Крылатых Львов. [2]

Атаргатис , она — чужеродное божество для набатейцев, ее культовый центр в Иераполисе и почитается в Хирбет эт-Таннуре; ее называют богиней зерна, а иногда и рыбной богиней. [9] Иногда ее видят сидящей между двумя львами. Атаргатис также связан с бетилом звездообразными глазами. [2]

Шай-аль-Каун считается защитником караванов и солдат, людей, которые путешествуют. Говорят, что его последователи не одобряли вино. [2]

Ободат , считающийся обожествленным царем набатеев, неясно, будет ли это Ободат I, II или III. Его связь с королевской семьей позволяет предположить, что у него был частный культ. [2]

Тихе , набатейская богиня, часто сопровождаемая знаками зодиака, встречающимися в Хирбет-э-Таннуре. Ее часто изображают с крыльями, стенами города вместо короны и держащей рога изобилия. [10]

Внешние влияния на богов/богинь

[ редактировать ]

Большинство набатейских богов были иностранцами; они были усыновлены набатейцами. Многие набатейские божества были связаны с греко-римскими богами и богинями, особенно в то время, когда Набатея находилась под римским влиянием. Богиня Исида — египетское божество, которое встречалось не только в набатейской религии, но также в греческой и римской религиях. Бог Душара часто упоминается как версия Дионисия . [2] Бог Гелиос и Эрос также встречаются в набатейских храмах. Во время присоединения Набатеи к римлянам были гробницы, в которых назывались греко-римские боги, а не набатейские боги. После аннексии набатейских земель произошел сдвиг в религии. Например, в храме Каср поклонялись Афродите/аль-Уззе и Душаре. [2]

Отношения между богами

[ редактировать ]

Отношения между набатейскими богами не всегда ясны из-за отсутствия доказательств, подтверждающих различные утверждения. Бывают случаи, когда боги и богини становятся мужем и женой в одном регионе королевства, а в другом их может не быть. Иногда говорят, что бог Душара — муж Аллата, а в других случаях — сын Аллата. Другим примером могут быть Аллат, Аль-Узза и Манат, эти три божества считаются дочерьми верховного бога Аллаха. В некоторых регионах Набатейского царства Аллат и Аль-Узза считаются одной и той же богиней. [2]

Ритуалы и животные

[ редактировать ]

Весьма вероятно, что в городе Петра существовали процессионные пути от храма к храму, такие как храм Каср эль-Бинт , Храм Крылатых Львов и Великий Храм. Главная улица протекала через город, что позволяло совершать процессии. Существуют и другие пути процессии, которые можно было бы связать с так называемыми высокими местами, такими как Эль-Мадба, через могилу «римского солдата», «Садовый храм», памятник Льву, высеченную в скале жертвенник, прежде чем достичь высоты. [2] Набатейцы посещали могилы родственников, устраивали ритуальные пиры и наполняли пространство благовониями и ароматическими маслами. Также весьма вероятно, что внутри гробниц оставляли вещи в память об умерших. В некоторых ритуалах использовались останки необычных видов хищников, коз, баранов, собак. [11] Нередко также было принесение верблюдов в жертву древним богам, особенно богу Душаре. [2]

Священные предметы или животные

[ редактировать ]
  • Ниши – описываются как миниатюрные храмы или адитон храма. В них находятся каменные столбы или бетилы, высеченные в скале. [2]
  • Алтари. Иногда набатейцы использовали жертвенники как изображения богов. [2]
  • Священные животные — орлы, змеи, сфинксы, грифоны и другие мифологические фигуры украшают гробницы древних набатеев. [2]
  • Иконоборчество. Существует мало свидетельств набатейского иконоборчества. Большинство божеств изображались в виде бетилов, иногда рельефных, а других носили во время процессий. Когда богов изображали в человеческом обличье, их часто представляли собой бетилы «глазные идолы». Из-за греко-римского влияния здесь есть статуи набатейских богов. Богиня Исида представлена ​​набатейцами в человеческом обличии, это может быть связано с тем, что ее почитают в таких местах, как Египет и Рим. Бог Душара представлен как в форме бетила, так и в форме статуи по всему Набатейскому царству. [2]

Места поклонения

[ редактировать ]

У набатеев было множество мест для религиозной практики и культового поклонения. Святыни, храмы и алтари, известные как «Высокие места», обычно представляли собой сооружения под открытым небом, расположенные на вершинах близлежащих гор. [2] Эти места по всему Набатейскому царству будут посвящены поклонению одному и тому же богу (богам), но то, как они будут осуществлять это поклонение, будет варьироваться от места к месту. Подношения могут варьироваться от материальных благ и продуктов питания до живых жертвоприношений животных, возможно, людей. Набатейское царство можно разделить на пять религиозных регионов, каждый из которых содержит места религиозного значения: Негев и Хиджаз, Хауран, Центральная Иордания, Южная Иордания и, наконец, Северо-Западная Саудовская Аравия. [12] Все религиозные объекты в этих местах находятся в разной степени сохранности, поэтому сложно определить, каким божествам поклонялись в конкретных святилищах, алтарях и храмах. Также сложно понять специфику культовых практик, а это означает, что можно делать обоснованные предположения. [13] [14]

Собата

Примерно в 40 км к юго-западу от Беэр-Шевы расположен город Собата, один из крупнейших городов Набатейского царства. Было обнаружено очень мало археологических остатков какой-либо формы набатейского культа, храмов, святилищ или алтарей. Было найдено небольшое количество свидетельств поклонения Душаре . [12] [15]

Авдат

Расположен в горах к юго-востоку от Собаты. Религиозная практика здесь сосредоточивалась главным образом на обожествленном Ободасе I , получившем известность на освоенных землях в Негеве от Александра Яннея , что привело к формированию «культа короля». На вершине акрополя есть как минимум два набатейских храмовых комплекса, меньший из двух посвящен обожествленному Ободасу III. [12]

Раввафа

Расположен в 300 км от Петры . Обнаружен единственный храм в набатейском стиле. Надпись на перемычке датирует храм после падения Набатейского царства. [13]

Мампсис

Набатейский памятник, расположенный примерно в 81 км от Петры. Мампсис — важная остановка на торговом пути благовоний. Здесь были обнаружены постройки в набатейском стиле, караван-сарай и водные системы. [13]

Бостра

Расположен на юге Сирии и был северной столицей Набатейского царства. У Бостры есть свидетельства того, что храмы располагались на основных перекрестках города. В центре города находится храмовый комплекс, посвященный Душара-А'ра. [12] Считается, что Ара — бог набатейских царей и самого города Бостра. Современное строительство затрудняет поиск археологических свидетельств набатейского культа. Надпись, гласящая: «Это стена, которую… и окна, которые Тайму Бар… построил для… Душары и остальных богов Бостры», находится на месте, предположительно являющемся этим храмом.

Сейя

Расположен к северу от Бостры недалеко от Канаты . В поселении есть три больших храма, самый крупный посвящен Баалшамину . Два меньших храма посвящены неизвестным божествам. На одном из них имеется надпись, посвященная местной богине Сейе, и, возможно, он использовался для поклонения ей. Храмовый комплекс не является набатейским по дизайну, а представляет собой сочетание архитектурных стилей зданий культур северной набатейской границы.

Сахр

Храмы, похожие по стилю на те, что расположены в Вади-Румме, Дхарихе, Таннуре и Касравете. [13]

На

Храмы, похожие по стилю на те, что расположены в Вади-Румме, Дхарихе, Таннуре и Касравете. [13]

Сувейда

Храмы, подобные тем, что расположены недалеко от Петры, в Вади-Румме, Дхарихе, Таннуре и Касравете. Набатейские надписи указывают на культы, посвященные Аллату и Баалшамину. [13]

Хирбет Таннур

Расположен в Центральной Иордании. Храм Высокое место расположен одиноко на вершине Джебаль-Таннура. Доступ к нему осуществляется только по единственной крутой лестнице. Уединенность этого места может указывать на то, что оно имело большое религиозное значение для набатеев. [12] Дверной проем во внутреннее святилище храма украшен изображениями растительности, листвы и фруктов. Глюк идентифицирует их как изображения сирийской богини Атаргатис. Внутреннее святилище украшено изображениями фруктов, рыб, растительности, молний, ​​а также изображениями божеств. Глюк приписывает эти иконографии месопотамскому богу бури Хададу, но Тихе и Ника также представлены . Старкли отмечает, что единственным названным богом является идумейский бог погоды Кос. Надпись на стеле на этом месте называет его богом Хуравы. [2] [12]

Хирбет эд-Дхарих

Расположенный в 7 км к югу от Хуравы храм Хирбет-эд-Дхарих удивительно хорошо сохранился. Храмовый комплекс окружен внешним и внутренним двором с мощеной дорожкой к портикам. Есть также скамейки в форме театра. Сам храм разделен на три части, в большом открытом вестибюле. Отсюда и целла, окрашенная в насыщенные, яркие цвета. В задней части целлы располагались мотаб и бетил — квадратный подиум, окруженный лестницей, служивший резиденцией божества. Несмотря на хорошее состояние, неизвестно, какому богу здесь поклонялись. [12]

Петра

Столица Набатейского царства примерно в 312 г. до н.э. Город славится своей чудесной скальной архитектурой . Расположенный в горах Шара, Душара был главным богом-мужчиной, сопровождаемым женской троицей: Аль-Узза , Аллат и Манат . [2] [14] В городе находится стела, посвященная идумейскому богу Косу. Набатейцы поклонялись доисламским арабским богам и богиням, а также обожествленным царям, таким как Ободас I. Планировка и дизайн храма демонстрируют влияние римской, греческой, египетской и персидской храмовой архитектуры. Примерами этого являются храмы Каср аль-Бинт и храм Крылатого льва. [14] На подиуме Храма Крылатого Льва располагался алтарь, где приносились жертвы, или бетиль почитаемого божества. [15] Судя по идолам и изображениям, найденным в Храме Крылатого Льва, предполагается, что он посвящен Душаре. [15] Высокое место расположено на вершине гор, окружающих Петру. Высокое место, используемое как место для подношения даров и принесения в жертву животных, возможно, людей, богам, состоит из бассейна для сбора воды, двух алтарей и большого открытого двора. [14]

Вой

Храм с 20-метровой дорожкой для процессий, ведущей во внутренний двор с видом на Джебель-Калху. Дизайн бетилов, а также остатки подношений указывают на возможное поклонение Душаре , а может быть, даже Юпитеру.

Вади Рамм

Храм Аллата. Скальное святилище Айн эш-Шаллале, расположенное за храмом Аллата . Бетилы и культовые ниши Душаре и Баалшамину .

Хегра

Культовый ритуальный круг на вершине горы Джибель-Итлиб покоится на скалистом обнажении. Вокруг стоянки Джибель-Итлиб появляются небольшие бетилы и культовые ниши другим богам. Надпись «Повелитель Храма» может относиться к Душаре. Здесь расположены культы Марсехи. Сегодня Хегра известна как Мадаин Салех . [2] [12]

Процессионные пути

[ редактировать ]

Процессия, ведущая к местам поклонения, варьировалась от места к месту. Некоторые места были бы дешевыми, без каких-либо украшений на пути процессии. В то время как в других, таких как Петра , вдоль пути процессии стояли резные фигурки, памятники, скульптуры, бетилы и иногда обелиски. Процессионный путь Петры состоит из рельефа со львом, известного как Львиный фонтан, а также Садовой гробницы и Набатейского карьера.

Планировка храма

[ редактировать ]

Набатейские храмы сильно различаются по дизайну и не имеют единой стандартной планировки. Набатейцы переняли и адаптировали различные элементы храмовых конструкций из культур, с которыми они торговали. Греческие , римские , персидские, египетские и сирийские элементы храмового дизайна можно увидеть в различной степени включения.

Набатейский бетил

Бетилы — каменные блоки, символизирующие богов набатеев. Термин «бетил» происходит от греческого Βαιτύλια и мифа, рассказанного греками об Уране, создавшем одушевленные камни, упавшие с небес. [16] Бетилы обычно ставили на алтари или платформы и там совершали религиозные ритуалы. [16] Нечасто бетилы находили в гробницах. [17] Доктор Густав Далман был первым, кто классифицировал множество различных типов бетилов. Различные типы бетилов по мнению доктора Далмана:

  1. Обычные бетилы
    1. Прямоугольная плита (Пфейлера, блок, стела)
    2. Высокая прямоугольная плита с закругленной вершиной.
    3. Полукруглая или полусферическая плита
  2. Бетил куполообразный шаровидный (приземистый омфал , яйцевидный)
  3. Бетыль для глаз
  4. Лицевые стелы

Глазные бетилы и лицевые стелы представляют интерес для ученых из-за противоречивости того, что в основном понимается как набатейский аниконизм . Ведутся споры о том, рассматривались ли бетилы как сосуды для богов или как изображения самих богов. [18] Канавки в полу ниш и отверстия в вершинах алтарей позволили сделать вывод, что бетилы могли храниться на хранение, а затем транспортироваться к месту богослужения. [16]

Предложения

[ редактировать ]

Возлияния (вероятнее всего, вина) и благовония играли важную роль в общинном богослужении набатейцев. Есть предположения, что набатейцы предлагали масла или, возможно, другие товары, но единственными конкретными подношениями являются возлияния и благовония. Страбон подтверждает, что возлияния и ладан ежедневно предлагались солнцу ( Душаре ). [19] Есть также свидетельства о подношениях богам из серебра и золота, но в тексте, в котором они найдены, неясно, могло ли это быть десятиной. [19]

Жертвоприношения животных были обычным явлением в набатейских ритуалах. Хотя в «De Abstenentia» Порфирия сообщается, что в Думат-аль-Джандале ежегодно приносили в жертву мальчика и хоронили под алтарем, нет никаких доказательств, напрямую связывающих набатейцев и человеческие жертвоприношения . [20]

Конкретные даты

[ редактировать ]

Существует несколько первоисточников о религиозных праздниках, которые отмечали набатейцы. Отмечено, что наличие двух надписей Душара -Ара, датированных месяцем Нисан, могло указывать на весенний праздник. [19]

Погребальные ритуалы

[ редактировать ]

Значение архитектуры гробницы

[ редактировать ]

Знаменитые набатейские гробницы, высеченные в скалах, украшались не просто для галочки, они должны были стать удобными домами для умерших. [19] Как и египтяне, набатейцы верили, что умерший продолжает жить и после смерти его нужно кормить. Поэтому те, кто мог себе позволить, размещали вокруг своих могил сады для развлечений и столовые для пиршеств. [19] Орлов — символ Душары — иногда вырезали над дверными проемами для защиты. [19]

Проклятия

[ редактировать ]

Многие гробницы были украшены надписями, которые сообщали о том, кого предстояло похоронить в гробнице, а также сообщали о социальном статусе и благочестии владельца. Надписи на гробницах стали популярны по всей Набатее. В них перечислены действия (например, продажа или заклад гробницы и т. д.), которые не следует предпринимать, а также подробно описаны штрафы и наказания для тех, кто игнорирует проклятия, выгравированные в надписях на лицевой стороне гробницы. Проклятия, подробно описанные в надписях, часто носят шаблонный характер, например, «и проклятие [вставить имя бога] на всякого, кто читает эту надпись и не произносит [вставить благословение или другую фразу]». В надписях Мадаин-Салеха и других крупных набатейских городов упоминаются как владельцы, так и проклятия, а также типы людей, которых предполагается похоронить в гробнице. Однако Петранские гробницы, за исключением гробницы Секстия Флорентина, гробницы Туркмании и других исключений, не имели надписей. [21]

Концепции загробной жизни

[ редактировать ]

Мало что известно о том, как набатейцы смотрели на загробную жизнь, но предположения были сделаны на основе материальных благ, которые они оставили после себя. Поскольку гробницы и погребальный инвентарь остаются ценным звеном для понимания жизни любой древней культуры, большое значение придается планировке гробниц в Петре , Босре , Мадаин-Салехе и других известных городах. Известный погребальный инвентарь включает алебастровый кувшин, найденный в Мамфисе, и различные сосуды, оставшиеся после погребальных пиров. [22] Основываясь на акценте, уделяемом семейным погребальным нишам, обеденным залам и погребальному инвентарю, набатейцы думали, что загробная жизнь — это место, где можно есть и веселиться со своими друзьями и семьей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Патрич, Джозеф. Формирование набатейского искусства: запрет резных изображений у набатеев. Иерусалим: Магнес, 1990. Печать.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и Хили, Джон Ф. Религия набатеев: обзор. Лейден: Э.Дж. Брилл, 2001.
  3. ^ Jump up to: а б Джонатан Портер Берки (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг . Издательство Кембриджского университета . п. 42 . ISBN  978-0-521-58813-3 .
  4. ^ Jump up to: а б Нил Робинсон (5 ноября 2013 г.). Ислам: краткое введение . Рутледж. п. 75. ИСБН  978-1-136-81773-1 .
  5. ^ Jump up to: а б Фрэнсис Э. Питерс (1994). Мухаммед и истоки ислама . СУНИ Пресс. п. 110. ИСБН  978-0-7914-1875-8 .
  6. ^ Jump up to: а б Дэниел К. Петерсон (26 февраля 2007 г.). Мухаммад, Пророк Божий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 46. ​​ИСБН  978-0-8028-0754-0 .
  7. ^ Аарон В. Хьюз (9 апреля 2013 г.). Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории . Издательство Колумбийского университета. п. 25. ISBN  9780231531924 .
  8. ^ Jump up to: а б Паола Корренте (26 июня 2013 г.). Альберто Бернабе; Мигель Эрреро де Хореги; Ана Исабель Хименес Сан Кристобаль; Ракель Мартин Эрнандес (ред.). Новое определение Диониса . Вальтер де Грюйтер. стр. 263, 264. ISBN  9783110301328 .
  9. ^ Jump up to: а б Альпасс, Питер. Религии в греко-римском мире, Лейден, НЛД: Брилл, 2013 г.
  10. ^ Глюк, Нельсон. Зодиак Хирбет эт-Таннур. Бостон, Массачусетс: Американские школы восточных исследований, 1952 г.
  11. ^ Равашде, Саиб. Древние набатейские ритуалы обнаружены и исследованы на семинаре IFPO. Jordan Times: 23 сентября 2015 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Петерсон, Стефани. «Культ Душары и римская аннексия Набатеи». Магистерская диссертация, Макмастер, август 2006 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж Андерсон, Бьо. Построение Набатеи: идентичность, идеология и взаимосвязь. Классическое искусство и археология, Мичиганский университет, 2005 г. Комитет: М. К. Рут (сопредседатель), Т. Гагос (сопредседатель), С. Алкок, С. Герберт, Н. Йоффи.
  14. ^ Jump up to: а б с д Веннинг, Р. 1987. Набатейские памятники и история: опись археологических находок, Фрайбург: Universitätsverlag Freiburg, Швейцария.
  15. ^ Jump up to: а б с Тольбек Л. (2007) «Набатейская монументальная архитектура». В: Политис К.Д. (редактор) Мир Иродов и набатеев: Международная конференция в Британском музее, 17–19 апреля 2001 г., 1033–144. Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг.
  16. ^ Jump up to: а б с Веннинг, Роберт. «Бетили Петры». Бюллетень американских школ восточных исследований 324 (2001): 79–95.
  17. ^ Веннинг, Роберт. «Расшифровка набатейских бетилов». Материалы 4-го Международного конгресса археологии Древнего Ближнего Востока, 29 марта – 3 апреля 2004 г. 1 (2008): 613–619. Распечатать.
  18. ^ Хили, Джон Ф. «Образы и ритуалы». Религия набатеев: Конспект. Бостон: Брилл, 2001. 154–157. Распечатать.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Хили, Джон Ф. «Образы и ритуалы». Религия набатеев: Конспект. Бостон: Брилл, 2001. 169–175. Распечатать.
  20. ^ Хили, Джон Ф. (2001). Религия набатеев: конспект . Религии в греко-римском мире. Лейден: Брилл. п. 162. ИСБН  978-90-04-10754-0 .
  21. ^ Уэйдсон, Люси. «Комплексы набатейских гробниц в Петре: новые идеи в свете недавних полевых исследований». (2011): н. стр. Веб. 11–25 2015 г. < http://www.ascs.org.au/news/ascs32/Wadeson.pdf >.
  22. ^ Перри, Меган А. «Жизнь и смерть в Набатее: гробницы Северного хребта и набатейские погребальные практики». Ближневосточная археология 65.4 (2002): 265-270. База данных религии ATLA с ATLASerials. Веб. 16 ноября 2015 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 557fc864d753f699efaeb80a9d721eb0__1722435420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/55/b0/557fc864d753f699efaeb80a9d721eb0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nabataean religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)