Jump to content

Набатейцы

(Перенаправлено с Набатейского )
Набатейцы
Карта Римской империи при Адриане (годы правления 117–138 гг. Н. Э.), показывающая расположение арабов-набатеев в пустынных регионах вокруг римской провинции Аравия Петрея (внизу справа).
Языки
Религия
Родственные этнические группы
арабы

Набатейцы или арабский набатейцы ( / ˌ n æ b ə ˈ t ən z / ; : , ٱلَْنْبَاتِ : романизированный al -ʾAnbāṭ ) [а] были древним арабским народом [1] населявшие северную Аравию и южный Левант . [2] Их поселения — прежде всего предполагаемая столица Ракму (современная Петра , Иордания ). [3] — дал имя Набатене ( древнегреческий : Ναβατηνή , латинизированный : Nabatēnḗ ) арабской границе, которая простиралась от Евфрата до Красного моря .

Набатейцы возникли как отдельная цивилизация и политическое образование между 4 и 2 веками до нашей эры. [4] их королевство было сосредоточено вокруг слабо контролируемой торговой сети, которая принесла значительное богатство и влияние во всем древнем мире.

Набатеи, описываемые современными греко-римскими историками как крайне независимые, были присоединены к Римской империи императором Траяном в 106 году нашей эры. Индивидуальная культура набатеев, легко идентифицируемая по их характерной расписной керамике в тонких горшках, была принята в более широкую греко-римскую культуру . Они обратились в христианство в позднеримскую эпоху . Их описывают как один из самых одаренных народов древнего мира. [5] [6] [7] и один из «самых несправедливо забытых». [8] [4]

Эллинистический период

[ редактировать ]

Набатейцы были арабским племенем, находившимся под значительным вавилонско - арамейским влиянием. [9] Первое упоминание о набатейцах датируется 312/311 г. до н.э., когда они были атакованы в Селе или, возможно, в Петре безуспешно офицером Антигона I Афинеем в ходе Третьей войны диадохов ; в то время Иероним Кардийский , селевкидский офицер, упомянул в боевом отчете о набатейцах. Около 50 г. до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский в своем отчете цитировал Иеронима: [ нужны разъяснения ] и добавил следующее: «Подобно тому, как Селевкиды пытались их подчинить, так и римляне предприняли несколько попыток заполучить эту прибыльную торговлю». [ нужна ссылка ]

Они написали письмо Антигону сирийскими буквами, и арамейский язык продолжал использоваться в качестве языка их монет и надписей, когда племя превратилось в царство и, воспользовавшись упадком Селевкидов, расширило свои границы на север, заняв более плодородную страну к востоку от Иордана. Река . Они заняли Хауран , и примерно в 85 г. до н.э. их царь Арета III стал правителем Дамаска и Келе-Сирии .

Набатейское царство

[ редактировать ]
Римская провинция Аравия Петрея, созданная на базе Набатейского царства.
Серебряная драхма Малихоса II с Шакилатом II
Серебряная драхма Ободаса II с Хагару

Петра была быстро построена в I веке до нашей эры, а ее население оценивалось в 20 000 человек. [10]

Набатейцы были союзниками первых Хасмонеев в их борьбе против монархов Селевкидов. Затем они стали соперниками Иудейской династии и главным участником беспорядков, которые привели к вторжению Помпея в Иудею . По словам популярного историка Пола Джонсона , многие набатейцы были насильно обращены в иудаизм хасмонейским царем Александром Яннеем . [11] [ нужен лучший источник ] Именно этот царь, подавив местное восстание, вторгся и оккупировал набатейские города Моав и Галаад и наложил дань в неизвестном размере. Ободас I знал, что Александр нападет, поэтому смог устроить засаду на силы Александра возле Гаулана, уничтожив иудейскую армию (90 г. до н.э.). [12]

Римские военные не добились больших успехов в своих кампаниях против набатеев. В 62 г. до н. э. Марк Эмилий Скавр принял взятку в размере 300 талантов , чтобы снять осаду Петры, отчасти из-за труднопроходимой местности и того факта, что у него закончились припасы. Гиркан II , друг Ареты, был отправлен Скавром к царю, чтобы купить мир. Заключив таким образом мир, царь Арета сохранил все свои владения, включая Дамаск, и стал вассалом Рима. [13]

В 32 г. до н. э., во время царя Малиха I правления , Ирод Великий при поддержке Клеопатры начал войну против Набатеи. Война началась с того, что Ирод с помощью большого конного отряда разграбил Набатею и занял Диум . После этого поражения набатейские силы перегруппировались возле Канаты в Сирии, но были атакованы и разбиты. Полководец Клеопатры Афинион послал канафцев на помощь набатейцам, и эта сила разгромила армию Ирода, которая затем бежала в Ормизу. Год спустя армия Ирода захватила Набатею. [14]

Колоссальные набатейские колонны стоят в Босре , Сирия.

После землетрясения в Иудее набатеи восстали и вторглись в Иудею, но Ирод сразу же переправился через реку Иордан в Филадельфию (современный Амман ), и обе стороны разбили лагерь. Набатейцы под предводительством Эльтема отказались дать бой, поэтому Ирод усугубил ситуацию, напав на их лагерь . Сбитая с толку масса набатеев дала бой, но потерпела поражение. Как только они отступили к своей обороне, Ирод осадил лагерь, и со временем некоторые из защитников сдались. Оставшиеся набатейские силы предложили за мир 500 талантов, но это предложение было отклонено. Из-за нехватки воды набатейцы были вынуждены покинуть свой лагерь и сражаться, но потерпели поражение. [15]

Арета, IV царь Набатеи, победил Ирода Антипу, сына Ирода Великого, в битве после того, как тот намеревался развестись со своей дочерью Фазаэлидой. [16]

Римский период

[ редактировать ]

Союзник Римской империи, Набатейское царство процветало на протяжении I века. Его власть простиралась далеко на Аравию, вдоль Красного моря до Йемена, а Петра была космополитическим рынком, хотя ее торговля уменьшилась из-за возникновения восточного торгового пути от Миос-Хормоса до Коптоса на Ниле . При Pax Romana набатейцы утратили свои воинственные и кочевнические привычки и стали трезвым, стяжательным, упорядоченным народом, полностью посвятившим себя торговле и сельскому хозяйству. Королевство было оплотом между Римом и дикими ордами пустыни, за исключением времен Траяна, который покорил Петру и превратил набатейское государство-сателлит в римскую провинцию Аравия Петрея . [17] Известны пять греко-набатейских двуязычных надписей, датируемых 165–169 гг., известных как надписи Рувафа . Они приписаны вспомогательному военному подразделению, состоящему из союзного римлянам племени Тамуд , и были построены для описания храма, в котором они были написаны, и для признания власти императоров Марка Аврелия и Луция Вера . [18] [19]

К III веку набатейцы перестали писать на арамейском языке и вместо этого начали писать на греческом языке . К V веку они обратились в христианство. [20] Новые арабские захватчики, которые вскоре заняли свои места [ нужны разъяснения ] , обнаружили остатки набатеев, превратившихся в крестьян . Их земли были разделены между новыми кахтанитскими арабскими племенными королевствами византийских вассалов, гасанидскими арабами и химьяритскими вассалами, королевством Кинда в Северной Аравии. Город Петра привлек внимание жителей Запада швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом в 1812 году. [ нужна ссылка ]

Культура

[ редактировать ]
Набатейские торговые пути

Множество примеров граффити и надписей — в основном имен и приветствий — документируют территорию набатейской культуры, простиравшуюся на север до северной оконечности Мертвого моря , и свидетельствуют о широко распространенной грамотности; но кроме нескольких букв [21] никакой набатейской литературы не сохранилось, и в древности она не упоминалась. [22] [23] [24] Ономастический анализ показал [25] что набатейская культура могла иметь множество влияний. Классические упоминания о набатейцах начинаются с Диодора Сицилийского . Они предполагают, что торговые пути набатейцев и происхождение их товаров считались коммерческой тайной и замаскировались в легендах, которые должны были вызвать доверие у посторонних. [26]

Диодор Сицилийский (книга II) описал их как сильное племя численностью около 10 000 воинов, выдающееся среди кочевников Аравии, избегающее земледелия, постоянных домов и употребления вина, но добавляющее к пастырским занятиям выгодную торговлю с морскими портами ладаном . мирра и специи из Аравии Феликс (сегодняшний Йемен), а также торговля с Египтом битумом из Мертвого моря. Их засушливая земля была их лучшей защитой, поскольку цистерны в форме бутылок для дождевой воды, которые они выкапывали в каменистой или богатой глиной почве, были тщательно спрятаны от захватчиков. [26]

Сайяра аль-Варрака Ибн В «Китаб ат-Табих» , самой ранней известной арабской кулинарной книге , содержится рецепт ферментированного набатейского водяного хлеба ( хубз аль-ма ан-набати ). Дрожжевой хлеб изготавливается из высококачественной пшеничной муки самид , мелкого помола, без отрубей , и выпекается в тандыре . [27]

Женщины в набатейской культуре

[ редактировать ]

Судя по монетам, надписям и современным ненабатейским источникам, набатейские женщины, похоже, имели множество законных прав. Надписи на могилах демонстрируют равенство прав собственности мужчины и женщины и прав женщин в вопросах наследования, а также их способность принимать решения относительно своего имущества. [28] Это отличает набатейцев от взглядов их соседей по региону на роль женщины в обществе.

Королева Набатеи Хульду изображена на драхме

Женщины также участвовали в религиозной деятельности и имели право посещать храмы и приносить жертвы.

Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что набатейские женщины играли роль в общественной и политической жизни уже к первому веку нашей эры, о чем свидетельствует тот факт, что набатейские царицы изображались на монетах как самостоятельно, так и вместе со своим супругом-царем. Из этого можно было сделать предположение, что они правили вместе и что набатейские царицы и другие женщины-члены имели или уже имели политическое значение и статус. [29] Можно предположить, что другие набатейские женщины также извлекли из этого пользу. [30]

Хотя, по общему признанию, набатейская культура, похоже, отдавала предпочтение мужской преемственности, а не женской или равной преемственности, кажется правдоподобным, что, как и в соседней династии Птолемеев и Селевкидах , женитьба на женщине-члене набатейской царской семьи укрепляла положение правителя или того, кто претендовал на трон. был не таким сильным, как у его жены. [31] Набатейский царский дом, такой как Птолемеи и Селевкиды, позже принял браки между братьями и сестрами. [32] [33]

Набатейские женщины потеряли многие из своих прав, когда Набатейское царство попало под влияние – как политическое, так и культурное – Римской империи и римского права. [ нужна ссылка ] .

Мало что известно наверняка о моде древних набатейцев и до эллинизации и романизации региона, но, судя по сохранившейся одежде и тканям, найденным в могилах и гробницах на набатейской территории, одежда, которую носили набатейцы в первом и втором веках, была мало чем отличались от своих соседей-иудеев. [34] Трудно с уверенностью сказать, что носили набатейцы в более древние времена, поскольку их искусство до этого периода было нефигуративным.

Это основано на находках одинаковой одежды и текстиля в обоих местах. Среди наиболее распространенных цветов были желтый, полученный из шафрана , и ярко-красный, полученный из марены . [30] Также был найден синий текстиль. [30]

Что касается типов одежды, то по этим находкам можно предположить, что набатейские мужчины носили тунику и мантию, сделанные из шерсти. Туника в римском стиле (без рукавов) и с мантией покроя в греческом стиле. Это, как уже говорилось ранее, отражает популярный стиль, а не этнический стиль, свойственный исключительно набатейцам. [35]

Набатейские женщины носили длинные туники вместе с шарфами и мантиями. Эти шарфы были свободного плетения и имели бахрому внизу.

Арета IV и Шакилат II

Высший класс набатейского общества, что можно увидеть на монетах, демонстрирует еще более сильное греческое и римское влияние. Короли изображены чисто выбритыми, с длинными вьющимися волосами, а королевы изображены в головных уборах с завитыми волосами, в длинных туниках и одежде с высоким воротником. Пурпурная ткань, по-видимому, ассоциировалась с царем, основываясь на рассказе Страбона о набатейских мужчинах, выходящих на улицу «без поясов туники на чреслах и с туфлями на ногах - даже цари, хотя в их случае цвет фиолетовый». [36]

Такие историки, как Ирфан Шахид , [37] Уорик Болл , [38] Роберт Г. Хойланд , [39] Майкл К.А. Макдональд , [40] и другие [41] считают, что набатейцы говорили на арабском как на родном языке. Джон Ф. Хили утверждает, что «набатейцы обычно говорили на каком-то арабском языке, в то время как, как и персы и т. д., они использовали арамейский язык для формальных целей и особенно для надписей». [42] Имена собственные в их надписях позволяют предположить, что они были этническими арабами, попавшими под арамейское влияние, и что набатейцы уже имели некоторый след арамейской культуры, когда они впервые появились в истории. Некоторые из авторов сафайских надписей идентифицировали себя как набатейцы. [43]

Орел на фасаде гробницы, символизирующий охрану Душары от вторжений в Мадаин Салех , Хиджаз , Саудовская Аравия.

Масштабы набатейской торговли привели к межкультурному влиянию, которое достигло побережья Красного моря на юге Аравии. Главными богами, которым поклонялись в Петре, были, в частности, Душара и Аль-Узза . Душара — верховное божество набатейских арабов и официальный бог Набатейского царства, пользовавшийся особым царским покровительством. [44] Его официальная позиция отражена в многочисленных надписях, которые изображают его как «Бога нашего господина» (Короля). [45]

Имя Душара происходит от арабского «Дху аш-Шара»: что просто означает «тот, что принадлежит Шаре», горному хребту к юго-востоку от Петры, также известному как гора Сеир . [44] Следовательно, с точки зрения набатеев, Дхушара, вероятно, ассоциировалась с небесами. Однако одна теория, связывающая Душару с лесом, дает другое представление о боге. [46] Орел был одним из символов Душары. [47] Он широко использовался в Хегре как источник защиты гробниц от воровства. [48]

Набатейские надписи из Хегры предполагают, что Душара была связана либо с солнцем, либо с Меркурием , с которым отождествлялся Руда , другой арабский бог. [45] «Его трон» часто упоминался в надписях, некоторые интерпретации текста рассматривают его как ссылку на жену Дхушары, богиню Харишу. Вероятно, она была солнечным божеством. [46]

Набатейский баэтил (возможно, копия настоящего артефакта) в Иорданском археологическом музее.

Считается, что супругой Душары в Петре была аль-Узза, а богиня ассоциировалась с Храмом Крылатых Львов на том основании, что если божественной парой Петры были Душара и аль-Узза, то храм Каср аль-Бинти был посвящен Душаре. тогда другим крупным храмом, должно быть, был Аль-Уззас. [49] Однако это всего лишь теория, основанная на предположении, и можно только сказать, что храм, вероятно, посвящен верховной богине набатейцев, но точная личность этой богини неизвестна. В Храме Крылатых Львов был раскопан «Глаз Баэтил » или «Глаз-Идол».

Набатейская скульптура Атаргатиса.

Многочисленные набатейские барельефные бюсты северосирийской богини Атаргатис были обнаружены Нельсоном Глюком в Хирбет-эт-Танну . Атаргатис был объединен с поклонением Аль-Уззе.

Однако, когда римляне аннексировали Набатейское царство, Душара по-прежнему играл важную роль, несмотря на потерю своей прежней царской привилегии. Величайшим свидетельством статуса бога после падения Набатейского царства было празднование 1000-летия основания Рима, когда Душара праздновался в Бостре чеканкой монет во имя его, Актия Дусария (связывая бога с победой Августа при Акциуме). ). Его арабское имя почиталось на греческий манер во времена правления арабского императора Филиппа . [45]

Другими богами, которым поклонялись в Набатее в этот период, были Исида , Балшамин и Ободат. [49]

Жертвоприношения животных были обычным явлением, и » Порфирия в «De Abstenentia , написанном в III веке, говорится, что в Думе ежегодно приносили в жертву мальчика и хоронили его под алтарем. Некоторые ученые экстраполировали эту практику на остальных набатейцев, но эта точка зрения оспаривается из-за отсутствия доказательств. [50]

Набатейцы представляли своих богов в виде безликих столбов или блоков . Их самые распространенные памятники богам, широко известные как «блоки богов», включали срезание всей вершины холма или скалы так, чтобы остался только блок. Однако со временем набатейцы оказались под влиянием Греции и Рима , и их боги стали антропоморфными и стали изображаться с человеческими чертами. [51]

Каср аль-Фарид , самая большая гробница в Мадаин-Салехе.

Набатейцы говорили на арабском диалекте, но в своих надписях использовали форму арамейского языка , на которую сильно повлияли арабские формы и слова. [52] В общении с другими народами Ближнего Востока региона они, как и их соседи, использовали арамейский язык — лингва-франка . [45] Таким образом, арамейский язык использовался в коммерческих и официальных целях во всей набатейской политической сфере. [53]

Сам набатейский алфавит также развился из арамейского алфавита , но в нем использовалась характерная рукопись, из которой возник арабский алфавит . Существуют разные мнения относительно развития арабской письменности. Дж. Старки считает сирийскую письменность Лахмидов . Вероятным кандидатом [54] Однако Джон Ф. Хили заявляет, что: «Набатейское происхождение арабской письменности в настоящее время признано почти повсеместно». [54]

В сохранившихся набатейских документах за арамейскими юридическими терминами следуют их эквиваленты на арабском языке. Это может свидетельствовать о том, что набатейцы использовали арабский язык в своих судебных разбирательствах, но записывали их на арамейском языке. [55] [56]

Название может происходить от того же корня, что и аккадское слово «набату» , означающее «ярко сиять». [57]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]
Набатейское земледелие, улавливающее 50 акров сточных вод на один акр посевов.
Остатки Набатейской цистерны к северу от Махтеш-Рамона , юг Израиля.

Хотя и не такая засушливая, как в настоящее время, территория, занимаемая набатейцами, все же оставалась пустыней и требовала особых методов ведения сельского хозяйства. Один из них заключался в том, чтобы очертить участок земли в виде неглубокой воронки и посадить в середине одно фруктовое дерево. Перед « сезоном дождей », который легко мог состоять только из одного или двух дождей, территория вокруг дерева была разбита. Когда шел дождь, вся вода, собравшаяся в воронке, стекала к фруктовому дереву и погружалась в землю. Земля, состоящая в основном из лёсса , при намокании уплотнялась и удерживала воду.

В середине 1950-х годов исследовательская группа под руководством Майкла Эвенари основала исследовательскую станцию ​​недалеко от Авдата (Эвенари, Шенан и Тадмор, 1971). Он сосредоточил внимание на важности управления стоками дождевой воды для объяснения механизма древних сельскохозяйственных особенностей, таких как террасные вади, каналы для сбора сточных дождевых вод и загадочного феномена «Тулейлат эль-Анаб». Эвенари показал, что системы сбора дождевой воды концентрируют воду с площади, которая в пять раз превышает площадь, с которой вода фактически стекает. [58]

Другое исследование провел Ю. Кедар. [ ВОЗ? ] в 1957 году, в котором также основное внимание уделялось механизму [ нечеткий ] сельскохозяйственных систем, но он изучал управление почвами и утверждал, что древние сельскохозяйственные системы были предназначены для увеличения накопления лёсса в вади и создания инфраструктуры для сельскохозяйственной деятельности. Эту теорию исследовал также Э. Мазор, [ ВОЗ? ] Института науки Вейцмана . [ нужна ссылка ]

Архитекторы и каменщики

[ редактировать ]
  • Аполлодор Дамаскин - греко-набатейский архитектор и инженер из Дамаска, Римская Сирия, процветавший во II веке нашей эры. его огромные архитектурные достижения принесли ему огромную популярность в свое время. Он один из немногих архитекторов, чье имя сохранилось с древности, и ему приписывают введение нескольких восточных новшеств в стиль Римской Империи, таких как введение купола в стандарт. [59]
  • Вахбаллахи — каменщик первого века, работавший в городе Хегра. [60] Вахбаллахи был братом каменщика Абдхаретата и отцом Абдободата. Он упоминается в надписи как ответственный каменщик на самой старой датируемой могиле в Гегре в девятый год правления набатейского царя Ареты IV (1 г. до н.э.-н.э.). [61]
  • Абд'ободат, сын Вахбаллахи - набатейский каменщик I века, работавший в городе Хегра. [62] Его имя названо в надписях на пяти фасадах могил, типичных для Хегры, как мастера-исполнителя. Судя по надписям, четыре фасада можно отнести ко времени правления царей Ареты IV и Малиха II. Абдободат, очевидно, был успешным мастером. Он сменил своего отца Вахбаллахи и своего дядю Абдхаретата по крайней мере в одной мастерской второго поколения набатейских архитекторов. Абдободат считается главным представителем одной из двух основных школ набатейских каменщиков, к которой принадлежал его отец, его дядя. На основании стилистических исследований к школе отнесены еще два могильных фасада; Абдободата, вероятно, следует считать каменщиком, выполнившим эту работу. [63]
  • 'Афтах - набатейский каменщик, ставший известным в начале третьего десятилетия первого века. [64] «Афтах засвидетельствован в надписях на восьми фасадах могил в Хегре и в одной могиле как казнивший каменщик. Фасады датируются поздним периодом правления короля Ареты IV. Над одним из фасадов он работал с Халафаллахи, над другим – с Вахбу и Хуру. Десятый фасад без надписи из-за технического и стилистического сходства был отнесен к скульптурной школе Афтах. Он является главным представителем одной из двух школ каменщиков в городе Хегра.
  • Халаф'аллахи - набатейский каменщик, работавший в городе Хегра в первом веке. Халафаллахи упоминается в надписях на двух могилах в Хегре как ответственный каменщик во времена правления набатейского царя Ареты IV. Первая могила, которую можно датировать 26-27 годом н.э., была создана совместно с каменщиком Афтахом. Поэтому его направляют в мастерскую Афты. Набатейские архитекторы и скульпторы на самом деле были подрядчиками, которые договаривались о стоимости конкретных типов гробниц и их украшений. Поэтому гробницы создавались исходя из желаний и финансовых возможностей их будущих владельцев. Действия Халафаллахи служат прекрасным примером этого, поскольку ему было поручено построить простую гробницу для человека, который, очевидно, принадлежал к низшему среднему классу. Однако он также отвечал за строительство более сложной гробницы для одного из местных военных чиновников. [65]

Археологические памятники

[ редактировать ]
Иордания
Сирия
Северо-запад Саудовской Аравии
Пустыня Негев, Израиль.
Южный Синай, Египет
  • Дахаб : раскопанный Набатейский торговый порт

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Набатейский арамейский : 𐢕𐢃𐢋𐢈 , NBṬW , озвучивается как Набату ; Арабский : الْأَنْبَاط , аль-Анбат , единственное число ан-Набати , ан-Набати ; сравните древнегреческий : Ναβαταῖος , романизированный : набатейцы ; Латынь : Набатей
  1. ^ Бауэрсок, Глен Уоррен (1994). Римская Аравия . Издательство Гарвардского университета. п. 12. ISBN  9780674777569 . Во времена правления Цезаря Августа, в конце первого века до нашей эры, обширная территория будущей Римской Аравии включала Арабское царство Набатейцев. В тот поворотный момент в судьбе Рима эти арабы достигли как высокой культуры, так и мощной монополии на торговлю парфюмерией и специями. Хили, Джон (31 мая 2023 г.). Закон и религия между Петрой и Эдессой: исследования арамейской эпиграфики на римской границе . Тейлор и Фрэнсис. п. 216. ИСБН  978-1-000-94209-5 . Набатейский народ на самом деле имеет довольно неясное происхождение. Самые ранние поселения находились на юге Иордании и в Палестине, хотя вполне вероятно, что в конечном итоге они пришли с востока, возможно, из окраинных регионов к северу от современной Саудовской Аравии. Другие видели свое происхождение в Хиджазе или районах Персидского залива. Греческие писатели, упоминающие этих людей (в том числе такие хорошо информированные авторитеты, как Иосиф Флавий, писавший в I веке нашей эры и хорошо знавший местность), часто называют их арабами. Учитывая этот факт и явные свидетельства арабского влияния на язык, личные имена и религию набатеев, мы можем быть практически уверены, что изначально они были кочевой арабской группой, которая постепенно обосновалась и образовала государство. Эта история отражена в греческих источниках, в которых говорится, что набатейцы изначально не строили домов и не пили вино, а также разводили овец и верблюдов. Шюрер, Эмиль; Миллар, Фергюс; Вермес, Геза (26 марта 2015 г.). История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа: . Академик Блумсбери. п. 57. ИСБН  978-0-567-50161-5 . С другой стороны, древние писатели неоднократно называли их арабами, причем не только те, кто был отдален от них во времени, но и Иосиф Флавий, которому различие между сирийцами и арабами, должно быть, было вполне знакомо. Кроме того, имена в надписях полностью арабские. Таким образом, был сделан вывод, что это были арабы, которые, поскольку арабский язык еще не превратился в письменный язык, использовали арамейский язык. Стоукс, Джейми (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издательство информационной базы. п. 483. ИСБН  9781438126760 . Набатейцы были кочевым арабским народом, который мигрировал в шестом веке до нашей эры из северной части современной Иордании в регион к югу от Мертвого моря, который должен был стать центром их оседлой цивилизации.
  2. ^ Бауэрсок, Глен Уоррен (1994). Римская Аравия . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674777569 .
  3. ^ «Набатейцы» . livius.org . Проверено 31 августа 2015 г.
  4. ^ Jump up to: а б Тейлор, Джейн (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . Лондон: IBTauris . стр. 14, 17, 30, 31. ISBN   9781860645082 . Проверено 8 июля 2016 г.
  5. ^ Тейлор, Джейн (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . Лондон, Великобритания: IBTauris . стр. разворот, 14. ISBN  978-1-86064-508-2 . Набатейские арабы, один из самых одаренных народов древнего мира, сегодня известны только своей завораживающе красивой высеченной в скале столице — Петре.
  6. ^ Тейлор, Джейн (2002). Петра и затерянное царство набатейцев . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-00849-6 .
  7. ^ Грант, Майкл (30 декабря 2011 г.). Евреи в римском мире . Орион. ISBN  978-1-78022-281-3 .
  8. ^ Элборо, Трэвис (17 сентября 2019 г.). Атлас исчезнувших мест: Затерянные миры такими, какими они были и какие они есть сегодня . Издательство Белый Лев. п. 52. ИСБН  978-1-78131-895-9 .
  9. ^ Липинский 2000 .
  10. ^ «Город, высеченный в камне» . Петра: Затерянный каменный город . Канадский музей цивилизации. 7 апреля 2006 г. Проверено 7 февраля 2011 г.
  11. ^ Джонсон, Пол (1987). История евреев . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN  978-0-297-79091-4 .
  12. ^ Иосиф Флавий (1981). Еврейская война . Том. 1. Пер. Г. А. Уильямсон, 1959. Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Пингвин. п. 40. ИСБН  978-0-14-044420-9 .
  13. ^ Иосиф Флавий 1:61, с. 48.
  14. ^ Иосиф Флавий 1:363–377, стр. 75–77.
  15. ^ Иосиф Флавий 1:377–391, стр. 78–79.
  16. ^ Древности евреев . Иосиф Флавий. стр. 18.109-118 или 18.5.1.
  17. ^ Смит, Уильям Робертсон (1911). «Набатейцы» . В Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 146–147.
  18. ^ Макдональд, Майкл, Калифорния (2009). Грамотность и идентичность в доисламской Аравии . Вариорум собрал серию исследований. Фарнхэм, Великобритания: Ashgate Variorum. стр. 100-1 1–26. ISBN  978-0-7546-5965-5 .
  19. ^ Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп. стр. 51–56. ISBN  978-0-415-72880-5 .
  20. ^ Римон, Офра. «Набатейцы в Негеве» . Музей Гехта . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 года . Проверено 7 февраля 2011 г.
  21. ^ «Свитки Мертвого моря — просмотр рукописей» . Свитки Мертвого моря — просмотр рукописей .
  22. ^ Карбонизированные папирусы Петры , в основном экономические документы на греческом языке, датируются VI веком: Глен Л. Петерман, «Открытие папирусов в Петре», The Biblical Archaeological 57 1 (март 1994 г.), стр. 55–57.
  23. ^ PM Bikai (1997) «Папирусы Петры», Исследования по истории и археологии Иордании .
  24. ^ Марджо Лехтинен (декабрь 2002 г.) «Петра Папирусы», Ближневосточная археология , том 65, № 4, стр. 277–278.
  25. ^ Макдональд, MCA (1999). «Личные имена в Набатейском царстве: обзорная статья». Журнал семитских исследований . XLIV (2): 251–289. дои : 10.1093/jss/xliv.2.251 .
  26. ^ Jump up to: а б Дж. В. Иди, Дж. П. Олесон (1986) «Системы водоснабжения набатейской и римской Хумаймы», Бюллетень американских школ восточных исследований .
  27. ^ Насралла, Наваль (2007). Летопись кухонь халифов . Брилл.
  28. ^ Археометрия (MAA), Средиземноморская археология и (01 января 2013 г.). «ЖЕНЩИНА В НАБАТЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ» . М. Альзуби, Э. Аль Масри, Ф. Аль Аджлуни .
  29. ^ Джозеф, Суад; Заатари, Зейна (30 декабря 2022 г.). Справочник Routledge о женщинах на Ближнем Востоке . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-351-67643-4 .
  30. ^ Jump up to: а б с Эслер, Филип Ф. (15 февраля 2017 г.). Сад Бабаты: Ядинские папирусы и пересказ древней еврейской семейной сказки . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-107990-0 .
  31. ^ Фаси, Хатун Аджвад (2007). Женщины в доисламской Аравии: Набатея . Археопресс. ISBN  978-1-4073-0095-5 .
  32. ^ Граф, Дэвид Ф. (23 апреля 2019 г.). Рим и арабская граница: от набатеев до сарацин . Рутледж. ISBN  978-0-429-78455-2 .
  33. ^ Ричард, Сюзанна (2003). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-083-5 .
  34. ^ Хаклили, Рахель (2005). Еврейские погребальные обычаи, практики и обряды в период Второго Храма . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-12373-1 .
  35. ^ Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (26 декабря 2019 г.). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка, том второй . Издательство Блумсбери. ISBN  978-0-567-66095-4 .
  36. ^ Хили, Дж. Ф. (27 августа 2015 г.). Религия набатеев: Конспект . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-30148-1 .
  37. ^ Рим и арабы, Думбартон-Оукс, с. 9.
  38. ^ Рим на Востоке, Рутледж, с. 65.
  39. ^ Язык и идентичность: арабский и арамейский, Scripta Classica Israelica vol. XXIII 2004 г., с. 185.
  40. ^ Арабы, Аравии и арабский язык до поздней античности, Топои. Orient-Occident Année 2009 16-1 с. 309.
  41. ^ Набатейцы в ранний эллинистический период: Свидетельство Посидиппа из Пеллы, Топой. Orient-Occident Année, 2006, 14-1, стр. 48.
  42. ^ Джон Ф. Хили, «Были ли набатейцы арабами?» Арам 1 (1989), 43.
  43. ^ Аль-Джаллад, Ахмед (2015). Очерк грамматики сафайских надписей . Лейден: Брилл. п. 19. ISBN  978-90-04-28929-1 .
  44. ^ Jump up to: а б Хавьер Тейксидор (8 марта 2015 г.). Языческий Бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке . Издательство Принстонского университета. п. 83. ИСБН  978-1-4008-7139-1 .
  45. ^ Jump up to: а б с д Джейн Тейлор (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . ИБТаурис . стр. 124–151. ISBN  978-1-86064-508-2 .
  46. ^ Jump up to: а б Франсиско дель Рио Санчес (4 декабря 2015 г.). Побитый камнями. Набатейцы в своих надписях . Edicions Universitat Барселона. п. 118. ИСБН  978-84-475-3748-8 .
  47. ^ Rough Guides (1 ноября 2016 г.). Грубый путеводитель по Иордании . Публикации Апа. п. 395. ИСБН  978-0-241-29849-7 .
  48. ^ Махди аз-Зуби: Набатейские методы защиты гробниц - с. 3.
  49. ^ Jump up to: а б Альпасс, Питер (13 июня 2013 г.). Религиозная жизнь Набатеи . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-21623-5 .
  50. ^ Хили, Джон Ф. (2001). «Ритуальные действия: Подношения» . Религия набатеев: Конспект . Религии в греко-римском мире (136) (печатная ред.). БРИЛЛ. С. 161–163 [ 162 ]. ISBN  978-90-04-10754-0 . Проверено 30 марта 2024 г.
  51. ^ «Обзор библейской археологии, май/июнь 2016 г., стр. 20» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 г. Проверено 27 мая 2016 г.
  52. ^ Джон Ф. Хили (1990). Ранний алфавит . Издательство Калифорнийского университета. п. 52. ИСБН  978-0-520-07309-8 .
  53. ^ Тони Маалуф. Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик. п. 172. ИСБН  978-0-8254-9363-8 .
  54. ^ Jump up to: а б От набатейского к арабскому: развитие каллиграфии и письменности у доисламских арабов, Джон Ф. Хили, с. 44.
  55. ^ Арабский язык в контексте: празднование 400-летия арабского языка в Лейденском университете . БРИЛЛ. 21 июня 2017. с. 79. ИСБН  978-90-04-34304-7 .
  56. ^ Роджер Д. Вудард (10 апреля 2008 г.). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Издательство Кембриджского университета. п. 2. ISBN  978-1-139-46934-0 .
  57. ^ Бринкман, Гелб, Сивил, Оппенгейм и Райнер (1980). Ассирийский словарь (PDF) . Восточный институт, Чикаго. п. 22. ISBN  978-0-918986-17-7 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  58. ^ Джонсон, Дуглас Л.; Льюис, Лоуренс А. (2007). Деградация земель: создание и разрушение . Роуман и Литтлфилд . ISBN  978-0-7425-1948-0 .
  59. ^ Ландарт, Паула (2015). В поисках Древнего Рима: Прогулки по городу .
  60. ^ Келлер, Дэниел (2007). Райнер Фоллкоммер (ред.): Лексикон художников древности. Более 3800 художников трех тысячелетий. Никол, Гамбург, 2007 г. Никол. п. 947. ИСБН  978-3-937872-53-7 .
  61. ^ Хили, Джон (1994). «Набатейские гробницы Мадаина Салиха». Приложение к журналу семитских исследований . 1 (Издательство Оксфордского университета): 154–162.
  62. ^ Збигнев, Фиема (1987). «Заметки о скульпторах из Чегры». Журнал ближневосточных исследований . 46 (1): 52–53.
  63. ^ Келлер, Дэниел (2007). Абд'ободат. В: Райнер Фоллкоммер (редактор): Лексикон художников древности. Более 3800 художников трех тысячелетий . Никол. ISBN  978-3-937872-53-7 .
  64. ^ Келлер, Дэниел (2007). Афта. В: Райнер Фоллкоммер (редактор): Лексикон художников древности. Более 3800 художников трех тысячелетий . Никол. п. 6. ISBN  978-3-937872-53-7 .
  65. ^ Негев, Авраам. Родной некрополь . п. 219.
  66. ^ «Набатея: Медайн Салех» . nabataea.net .

Источники

[ редактировать ]
  • Эфал, Израиль (1984). Древние арабы: кочевники на границах плодородного полумесяца, 9-5 вв. до н.э. Иерусалим : Магнес Пресс, Еврейский университет . ISBN  978-0-685-74243-3 .
  • Граф, Дэвид Ф. (1997). Рим и арабская граница: от набатеев до сарацин . Олдершот: Эшгейт. ISBN  978-0-86078-658-0 .
  • Хили, Джон Ф., Религия набатеев: Конспект (Лейден, Брилл, 2001) (Религии в греко-римском мире, 136).
  • Краснов Борис Р.; Мазор, Эмануэль (2001). Страна Махтешим: лаборатория природы: геологические и экологические исследования в пустынном регионе Израиля . София: Пенсофт. ISBN  978-954-642-135-7 .
  • Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 100. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . стр. 448–450. ISBN  9789042908598 .
  • «Набат», Энциклопедия ислама , Том VII.
  • Негев, Авраам (1986). Набатейская археология сегодня . Серия Акопа Кеворкяна об искусстве и цивилизации Ближнего Востока. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-5760-4 .
  • Шмид, Стефан Г. (2001). «Набатейцы: путешественники между образами жизни». В Макдональде, Бертоне; Адамс, Рассел; Бьенковский, Петр (ред.). Археология Иордании . Шеффилд, Англия: Sheffield Academic Press. стр. 367–426. ISBN  978-1-84127-136-1 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85f98aad792aa4503233f0a2c9f5787f__1721219460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/7f/85f98aad792aa4503233f0a2c9f5787f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nabataeans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)