Набатейцы
Языки | |
---|---|
| |
Религия | |
Родственные этнические группы | |
арабы |
Набатейцы или арабский набатейцы ( / ˌ n æ b ə ˈ t iː ən z / ; : , ٱلَْنْبَاتِ : романизированный al -ʾAnbāṭ ) [а] были древним арабским народом [1] населявшие северную Аравию и южный Левант . [2] Их поселения — прежде всего предполагаемая столица Ракму (современная Петра , Иордания ). [3] — дал имя Набатене ( древнегреческий : Ναβατηνή , латинизированный : Nabatēnḗ ) арабской границе, которая простиралась от Евфрата до Красного моря .
Набатейцы возникли как отдельная цивилизация и политическое образование между 4 и 2 веками до нашей эры. [4] их королевство было сосредоточено вокруг слабо контролируемой торговой сети, которая принесла значительное богатство и влияние во всем древнем мире.
Набатеи, описываемые современными греко-римскими историками как крайне независимые, были присоединены к Римской империи императором Траяном в 106 году нашей эры. Индивидуальная культура набатеев, легко идентифицируемая по их характерной расписной керамике в тонких горшках, была принята в более широкую греко-римскую культуру . Они обратились в христианство в позднеримскую эпоху . Их описывают как один из самых одаренных народов древнего мира. [5] [6] [7] и один из «самых несправедливо забытых». [8] [4]
История
[ редактировать ]Эллинистический период
[ редактировать ]Набатейцы были арабским племенем, находившимся под значительным вавилонско - арамейским влиянием. [9] Первое упоминание о набатейцах датируется 312/311 г. до н.э., когда они были атакованы в Селе или, возможно, в Петре безуспешно офицером Антигона I Афинеем в ходе Третьей войны диадохов ; в то время Иероним Кардийский , селевкидский офицер, упомянул в боевом отчете о набатейцах. Около 50 г. до н.э. греческий историк Диодор Сицилийский в своем отчете цитировал Иеронима: [ нужны разъяснения ] и добавил следующее: «Подобно тому, как Селевкиды пытались их подчинить, так и римляне предприняли несколько попыток заполучить эту прибыльную торговлю». [ нужна ссылка ]
Они написали письмо Антигону сирийскими буквами, и арамейский язык продолжал использоваться в качестве языка их монет и надписей, когда племя превратилось в царство и, воспользовавшись упадком Селевкидов, расширило свои границы на север, заняв более плодородную страну к востоку от Иордана. Река . Они заняли Хауран , и примерно в 85 г. до н.э. их царь Арета III стал правителем Дамаска и Келе-Сирии .
Набатейское царство
[ редактировать ]Петра была быстро построена в I веке до нашей эры, а ее население оценивалось в 20 000 человек. [10]
Набатейцы были союзниками первых Хасмонеев в их борьбе против монархов Селевкидов. Затем они стали соперниками Иудейской династии и главным участником беспорядков, которые привели к вторжению Помпея в Иудею . По словам популярного историка Пола Джонсона , многие набатейцы были насильно обращены в иудаизм хасмонейским царем Александром Яннеем . [11] [ нужен лучший источник ] Именно этот царь, подавив местное восстание, вторгся и оккупировал набатейские города Моав и Галаад и наложил дань в неизвестном размере. Ободас I знал, что Александр нападет, поэтому смог устроить засаду на силы Александра возле Гаулана, уничтожив иудейскую армию (90 г. до н.э.). [12]
Римские военные не добились больших успехов в своих кампаниях против набатеев. В 62 г. до н. э. Марк Эмилий Скавр принял взятку в размере 300 талантов , чтобы снять осаду Петры, отчасти из-за труднопроходимой местности и того факта, что у него закончились припасы. Гиркан II , друг Ареты, был отправлен Скавром к царю, чтобы купить мир. Заключив таким образом мир, царь Арета сохранил все свои владения, включая Дамаск, и стал вассалом Рима. [13]
В 32 г. до н. э., во время царя Малиха I правления , Ирод Великий при поддержке Клеопатры начал войну против Набатеи. Война началась с того, что Ирод с помощью большого конного отряда разграбил Набатею и занял Диум . После этого поражения набатейские силы перегруппировались возле Канаты в Сирии, но были атакованы и разбиты. Полководец Клеопатры Афинион послал канафцев на помощь набатейцам, и эта сила разгромила армию Ирода, которая затем бежала в Ормизу. Год спустя армия Ирода захватила Набатею. [14]
После землетрясения в Иудее набатеи восстали и вторглись в Иудею, но Ирод сразу же переправился через реку Иордан в Филадельфию (современный Амман ), и обе стороны разбили лагерь. Набатейцы под предводительством Эльтема отказались дать бой, поэтому Ирод усугубил ситуацию, напав на их лагерь . Сбитая с толку масса набатеев дала бой, но потерпела поражение. Как только они отступили к своей обороне, Ирод осадил лагерь, и со временем некоторые из защитников сдались. Оставшиеся набатейские силы предложили за мир 500 талантов, но это предложение было отклонено. Из-за нехватки воды набатейцы были вынуждены покинуть свой лагерь и сражаться, но потерпели поражение. [15]
Арета, IV царь Набатеи, победил Ирода Антипу, сына Ирода Великого, в битве после того, как тот намеревался развестись со своей дочерью Фазаэлидой. [16]
Римский период
[ редактировать ]Союзник Римской империи, Набатейское царство процветало на протяжении I века. Его власть простиралась далеко на Аравию, вдоль Красного моря до Йемена, а Петра была космополитическим рынком, хотя ее торговля уменьшилась из-за возникновения восточного торгового пути от Миос-Хормоса до Коптоса на Ниле . При Pax Romana набатейцы утратили свои воинственные и кочевнические привычки и стали трезвым, стяжательным, упорядоченным народом, полностью посвятившим себя торговле и сельскому хозяйству. Королевство было оплотом между Римом и дикими ордами пустыни, за исключением времен Траяна, который покорил Петру и превратил набатейское государство-сателлит в римскую провинцию Аравия Петрея . [17] Известны пять греко-набатейских двуязычных надписей, датируемых 165–169 гг., известных как надписи Рувафа . Они приписаны вспомогательному военному подразделению, состоящему из союзного римлянам племени Тамуд , и были построены для описания храма, в котором они были написаны, и для признания власти императоров Марка Аврелия и Луция Вера . [18] [19]
К III веку набатейцы перестали писать на арамейском языке и вместо этого начали писать на греческом языке . К V веку они обратились в христианство. [20] Новые арабские захватчики, которые вскоре заняли свои места [ нужны разъяснения ] , обнаружили остатки набатеев, превратившихся в крестьян . Их земли были разделены между новыми кахтанитскими арабскими племенными королевствами византийских вассалов, гасанидскими арабами и химьяритскими вассалами, королевством Кинда в Северной Аравии. Город Петра привлек внимание жителей Запада швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом в 1812 году. [ нужна ссылка ]
Культура
[ редактировать ]Множество примеров граффити и надписей — в основном имен и приветствий — документируют территорию набатейской культуры, простиравшуюся на север до северной оконечности Мертвого моря , и свидетельствуют о широко распространенной грамотности; но кроме нескольких букв [21] никакой набатейской литературы не сохранилось, и в древности она не упоминалась. [22] [23] [24] Ономастический анализ показал [25] что набатейская культура могла иметь множество влияний. Классические упоминания о набатейцах начинаются с Диодора Сицилийского . Они предполагают, что торговые пути набатейцев и происхождение их товаров считались коммерческой тайной и замаскировались в легендах, которые должны были вызвать доверие у посторонних. [26]
Диодор Сицилийский (книга II) описал их как сильное племя численностью около 10 000 воинов, выдающееся среди кочевников Аравии, избегающее земледелия, постоянных домов и употребления вина, но добавляющее к пастырским занятиям выгодную торговлю с морскими портами ладаном . мирра и специи из Аравии Феликс (сегодняшний Йемен), а также торговля с Египтом битумом из Мертвого моря. Их засушливая земля была их лучшей защитой, поскольку цистерны в форме бутылок для дождевой воды, которые они выкапывали в каменистой или богатой глиной почве, были тщательно спрятаны от захватчиков. [26]
Сайяра аль-Варрака Ибн В «Китаб ат-Табих» , самой ранней известной арабской кулинарной книге , содержится рецепт ферментированного набатейского водяного хлеба ( хубз аль-ма ан-набати ). Дрожжевой хлеб изготавливается из высококачественной пшеничной муки самид , мелкого помола, без отрубей , и выпекается в тандыре . [27]
Женщины в набатейской культуре
[ редактировать ]Судя по монетам, надписям и современным ненабатейским источникам, набатейские женщины, похоже, имели множество законных прав. Надписи на могилах демонстрируют равенство прав собственности мужчины и женщины и прав женщин в вопросах наследования, а также их способность принимать решения относительно своего имущества. [28] Это отличает набатейцев от взглядов их соседей по региону на роль женщины в обществе.
Женщины также участвовали в религиозной деятельности и имели право посещать храмы и приносить жертвы.
Археологические данные убедительно свидетельствуют о том, что набатейские женщины играли роль в общественной и политической жизни уже к первому веку нашей эры, о чем свидетельствует тот факт, что набатейские царицы изображались на монетах как самостоятельно, так и вместе со своим супругом-царем. Из этого можно было сделать предположение, что они правили вместе и что набатейские царицы и другие женщины-члены имели или уже имели политическое значение и статус. [29] Можно предположить, что другие набатейские женщины также извлекли из этого пользу. [30]
Хотя, по общему признанию, набатейская культура, похоже, отдавала предпочтение мужской преемственности, а не женской или равной преемственности, кажется правдоподобным, что, как и в соседней династии Птолемеев и Селевкидах , женитьба на женщине-члене набатейской царской семьи укрепляла положение правителя или того, кто претендовал на трон. был не таким сильным, как у его жены. [31] Набатейский царский дом, такой как Птолемеи и Селевкиды, позже принял браки между братьями и сестрами. [32] [33]
Набатейские женщины потеряли многие из своих прав, когда Набатейское царство попало под влияние – как политическое, так и культурное – Римской империи и римского права. [ нужна ссылка ] .
Мода
[ редактировать ]Мало что известно наверняка о моде древних набатейцев и до эллинизации и романизации региона, но, судя по сохранившейся одежде и тканям, найденным в могилах и гробницах на набатейской территории, одежда, которую носили набатейцы в первом и втором веках, была мало чем отличались от своих соседей-иудеев. [34] Трудно с уверенностью сказать, что носили набатейцы в более древние времена, поскольку их искусство до этого периода было нефигуративным.
Это основано на находках одинаковой одежды и текстиля в обоих местах. Среди наиболее распространенных цветов были желтый, полученный из шафрана , и ярко-красный, полученный из марены . [30] Также был найден синий текстиль. [30]
Что касается типов одежды, то по этим находкам можно предположить, что набатейские мужчины носили тунику и мантию, сделанные из шерсти. Туника в римском стиле (без рукавов) и с мантией покроя в греческом стиле. Это, как уже говорилось ранее, отражает популярный стиль, а не этнический стиль, свойственный исключительно набатейцам. [35]
Набатейские женщины носили длинные туники вместе с шарфами и мантиями. Эти шарфы были свободного плетения и имели бахрому внизу.
Высший класс набатейского общества, что можно увидеть на монетах, демонстрирует еще более сильное греческое и римское влияние. Короли изображены чисто выбритыми, с длинными вьющимися волосами, а королевы изображены в головных уборах с завитыми волосами, в длинных туниках и одежде с высоким воротником. Пурпурная ткань, по-видимому, ассоциировалась с царем, основываясь на рассказе Страбона о набатейских мужчинах, выходящих на улицу «без поясов туники на чреслах и с туфлями на ногах - даже цари, хотя в их случае цвет фиолетовый». [36]
Язык
[ редактировать ]Такие историки, как Ирфан Шахид , [37] Уорик Болл , [38] Роберт Г. Хойланд , [39] Майкл К.А. Макдональд , [40] и другие [41] считают, что набатейцы говорили на арабском как на родном языке. Джон Ф. Хили утверждает, что «набатейцы обычно говорили на каком-то арабском языке, в то время как, как и персы и т. д., они использовали арамейский язык для формальных целей и особенно для надписей». [42] Имена собственные в их надписях позволяют предположить, что они были этническими арабами, попавшими под арамейское влияние, и что набатейцы уже имели некоторый след арамейской культуры, когда они впервые появились в истории. Некоторые из авторов сафайских надписей идентифицировали себя как набатейцы. [43]
Религия
[ редактировать ]Масштабы набатейской торговли привели к межкультурному влиянию, которое достигло побережья Красного моря на юге Аравии. Главными богами, которым поклонялись в Петре, были, в частности, Душара и Аль-Узза . Душара — верховное божество набатейских арабов и официальный бог Набатейского царства, пользовавшийся особым царским покровительством. [44] Его официальная позиция отражена в многочисленных надписях, которые изображают его как «Бога нашего господина» (Короля). [45]
Имя Душара происходит от арабского «Дху аш-Шара»: что просто означает «тот, что принадлежит Шаре», горному хребту к юго-востоку от Петры, также известному как гора Сеир . [44] Следовательно, с точки зрения набатеев, Дхушара, вероятно, ассоциировалась с небесами. Однако одна теория, связывающая Душару с лесом, дает другое представление о боге. [46] Орел был одним из символов Душары. [47] Он широко использовался в Хегре как источник защиты гробниц от воровства. [48]
Набатейские надписи из Хегры предполагают, что Душара была связана либо с солнцем, либо с Меркурием , с которым отождествлялся Руда , другой арабский бог. [45] «Его трон» часто упоминался в надписях, некоторые интерпретации текста рассматривают его как ссылку на жену Дхушары, богиню Харишу. Вероятно, она была солнечным божеством. [46]
Считается, что супругой Душары в Петре была аль-Узза, а богиня ассоциировалась с Храмом Крылатых Львов на том основании, что если божественной парой Петры были Душара и аль-Узза, то храм Каср аль-Бинти был посвящен Душаре. тогда другим крупным храмом, должно быть, был Аль-Уззас. [49] Однако это всего лишь теория, основанная на предположении, и можно только сказать, что храм, вероятно, посвящен верховной богине набатейцев, но точная личность этой богини неизвестна. В Храме Крылатых Львов был раскопан «Глаз Баэтил » или «Глаз-Идол».
Многочисленные набатейские барельефные бюсты северосирийской богини Атаргатис были обнаружены Нельсоном Глюком в Хирбет-эт-Танну . Атаргатис был объединен с поклонением Аль-Уззе.
Однако, когда римляне аннексировали Набатейское царство, Душара по-прежнему играл важную роль, несмотря на потерю своей прежней царской привилегии. Величайшим свидетельством статуса бога после падения Набатейского царства было празднование 1000-летия основания Рима, когда Душара праздновался в Бостре чеканкой монет во имя его, Актия Дусария (связывая бога с победой Августа при Акциуме). ). Его арабское имя почиталось на греческий манер во времена правления арабского императора Филиппа . [45]
Другими богами, которым поклонялись в Набатее в этот период, были Исида , Балшамин и Ободат. [49]
Жертвоприношения животных были обычным явлением, и » Порфирия в «De Abstenentia , написанном в III веке, говорится, что в Думе ежегодно приносили в жертву мальчика и хоронили его под алтарем. Некоторые ученые экстраполировали эту практику на остальных набатейцев, но эта точка зрения оспаривается из-за отсутствия доказательств. [50]
Набатейцы представляли своих богов в виде безликих столбов или блоков . Их самые распространенные памятники богам, широко известные как «блоки богов», включали срезание всей вершины холма или скалы так, чтобы остался только блок. Однако со временем набатейцы оказались под влиянием Греции и Рима , и их боги стали антропоморфными и стали изображаться с человеческими чертами. [51]
Язык
[ редактировать ]Набатейцы говорили на арабском диалекте, но в своих надписях использовали форму арамейского языка , на которую сильно повлияли арабские формы и слова. [52] В общении с другими народами Ближнего Востока региона они, как и их соседи, использовали арамейский язык — лингва-франка . [45] Таким образом, арамейский язык использовался в коммерческих и официальных целях во всей набатейской политической сфере. [53]
Сам набатейский алфавит также развился из арамейского алфавита , но в нем использовалась характерная рукопись, из которой возник арабский алфавит . Существуют разные мнения относительно развития арабской письменности. Дж. Старки считает сирийскую письменность Лахмидов . Вероятным кандидатом [54] Однако Джон Ф. Хили заявляет, что: «Набатейское происхождение арабской письменности в настоящее время признано почти повсеместно». [54]
В сохранившихся набатейских документах за арамейскими юридическими терминами следуют их эквиваленты на арабском языке. Это может свидетельствовать о том, что набатейцы использовали арабский язык в своих судебных разбирательствах, но записывали их на арамейском языке. [55] [56]
Название может происходить от того же корня, что и аккадское слово «набату» , означающее «ярко сиять». [57]
Сельское хозяйство
[ редактировать ]Хотя и не такая засушливая, как в настоящее время, территория, занимаемая набатейцами, все же оставалась пустыней и требовала особых методов ведения сельского хозяйства. Один из них заключался в том, чтобы очертить участок земли в виде неглубокой воронки и посадить в середине одно фруктовое дерево. Перед « сезоном дождей », который легко мог состоять только из одного или двух дождей, территория вокруг дерева была разбита. Когда шел дождь, вся вода, собравшаяся в воронке, стекала к фруктовому дереву и погружалась в землю. Земля, состоящая в основном из лёсса , при намокании уплотнялась и удерживала воду.
В середине 1950-х годов исследовательская группа под руководством Майкла Эвенари основала исследовательскую станцию недалеко от Авдата (Эвенари, Шенан и Тадмор, 1971). Он сосредоточил внимание на важности управления стоками дождевой воды для объяснения механизма древних сельскохозяйственных особенностей, таких как террасные вади, каналы для сбора сточных дождевых вод и загадочного феномена «Тулейлат эль-Анаб». Эвенари показал, что системы сбора дождевой воды концентрируют воду с площади, которая в пять раз превышает площадь, с которой вода фактически стекает. [58]
Другое исследование провел Ю. Кедар. [ ВОЗ? ] в 1957 году, в котором также основное внимание уделялось механизму [ нечеткий ] сельскохозяйственных систем, но он изучал управление почвами и утверждал, что древние сельскохозяйственные системы были предназначены для увеличения накопления лёсса в вади и создания инфраструктуры для сельскохозяйственной деятельности. Эту теорию исследовал также Э. Мазор, [ ВОЗ? ] Института науки Вейцмана . [ нужна ссылка ]
Архитекторы и каменщики
[ редактировать ]- Аполлодор Дамаскин - греко-набатейский архитектор и инженер из Дамаска, Римская Сирия, процветавший во II веке нашей эры. его огромные архитектурные достижения принесли ему огромную популярность в свое время. Он один из немногих архитекторов, чье имя сохранилось с древности, и ему приписывают введение нескольких восточных новшеств в стиль Римской Империи, таких как введение купола в стандарт. [59]
- Вахбаллахи — каменщик первого века, работавший в городе Хегра. [60] Вахбаллахи был братом каменщика Абдхаретата и отцом Абдободата. Он упоминается в надписи как ответственный каменщик на самой старой датируемой могиле в Гегре в девятый год правления набатейского царя Ареты IV (1 г. до н.э.-н.э.). [61]
- Абд'ободат, сын Вахбаллахи - набатейский каменщик I века, работавший в городе Хегра. [62] Его имя названо в надписях на пяти фасадах могил, типичных для Хегры, как мастера-исполнителя. Судя по надписям, четыре фасада можно отнести ко времени правления царей Ареты IV и Малиха II. Абдободат, очевидно, был успешным мастером. Он сменил своего отца Вахбаллахи и своего дядю Абдхаретата по крайней мере в одной мастерской второго поколения набатейских архитекторов. Абдободат считается главным представителем одной из двух основных школ набатейских каменщиков, к которой принадлежал его отец, его дядя. На основании стилистических исследований к школе отнесены еще два могильных фасада; Абдободата, вероятно, следует считать каменщиком, выполнившим эту работу. [63]
- 'Афтах - набатейский каменщик, ставший известным в начале третьего десятилетия первого века. [64] «Афтах засвидетельствован в надписях на восьми фасадах могил в Хегре и в одной могиле как казнивший каменщик. Фасады датируются поздним периодом правления короля Ареты IV. Над одним из фасадов он работал с Халафаллахи, над другим – с Вахбу и Хуру. Десятый фасад без надписи из-за технического и стилистического сходства был отнесен к скульптурной школе Афтах. Он является главным представителем одной из двух школ каменщиков в городе Хегра.
- Халаф'аллахи - набатейский каменщик, работавший в городе Хегра в первом веке. Халафаллахи упоминается в надписях на двух могилах в Хегре как ответственный каменщик во времена правления набатейского царя Ареты IV. Первая могила, которую можно датировать 26-27 годом н.э., была создана совместно с каменщиком Афтахом. Поэтому его направляют в мастерскую Афты. Набатейские архитекторы и скульпторы на самом деле были подрядчиками, которые договаривались о стоимости конкретных типов гробниц и их украшений. Поэтому гробницы создавались исходя из желаний и финансовых возможностей их будущих владельцев. Действия Халафаллахи служат прекрасным примером этого, поскольку ему было поручено построить простую гробницу для человека, который, очевидно, принадлежал к низшему среднему классу. Однако он также отвечал за строительство более сложной гробницы для одного из местных военных чиновников. [65]
Археологические памятники
[ редактировать ]- Иордания
- Ракму ( Петра ) и Маленькая Петра /Сик аль-Барид
- Хирбет эд-Дхарих , поселение и святилище
- Хирбет эт-Таннур , храм
- Села (Эдом) , место на вершине горы
- Вади Рам , храм
- Сирия
- Северо-запад Саудовской Аравии
- Дума ( Думат аль-Джандал / Джавф), торговый центр в юго-восточном конце коридора Вади Сирхан.
- Хегра ( Мадаин Салех ) [66]
- Джебель аль-Лоуз
- Пустыня Негев, Израиль.
- Маршрут благовоний – пустынные города в Негеве :
- Ободас ( Авдат ), город с набатейским храмом
- Элуса (Халуза) , город, автостанция
- Мампшис ( Мамшит ), автодорожная станция
- Шивта , византийский сельскохозяйственный город с оспариваемым набатейским, римским предшественником.
- Южный Синай, Египет
- Дахаб : раскопанный Набатейский торговый порт
См. также
[ редактировать ]- Список набатейских царей
- Азд , древнее арабское племя
Примечания
[ редактировать ]- ^ Набатейский арамейский : 𐢕𐢃𐢋𐢈 , NBṬW , озвучивается как Набату ; Арабский : الْأَنْبَاط , аль-Анбат , единственное число ан-Набати , ан-Набати ; сравните древнегреческий : Ναβαταῖος , романизированный : набатейцы ; Латынь : Набатей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бауэрсок, Глен Уоррен (1994). Римская Аравия . Издательство Гарвардского университета. п. 12. ISBN 9780674777569 .
Во времена правления Цезаря Августа, в конце первого века до нашей эры, обширная территория будущей Римской Аравии включала Арабское царство Набатейцев. В тот поворотный момент в судьбе Рима эти арабы достигли как высокой культуры, так и мощной монополии на торговлю парфюмерией и специями.
Хили, Джон (31 мая 2023 г.). Закон и религия между Петрой и Эдессой: исследования арамейской эпиграфики на римской границе . Тейлор и Фрэнсис. п. 216. ИСБН 978-1-000-94209-5 .Набатейский народ на самом деле имеет довольно неясное происхождение. Самые ранние поселения находились на юге Иордании и в Палестине, хотя вполне вероятно, что в конечном итоге они пришли с востока, возможно, из окраинных регионов к северу от современной Саудовской Аравии. Другие видели свое происхождение в Хиджазе или районах Персидского залива. Греческие писатели, упоминающие этих людей (в том числе такие хорошо информированные авторитеты, как Иосиф Флавий, писавший в I веке нашей эры и хорошо знавший местность), часто называют их арабами. Учитывая этот факт и явные свидетельства арабского влияния на язык, личные имена и религию набатеев, мы можем быть практически уверены, что изначально они были кочевой арабской группой, которая постепенно обосновалась и образовала государство. Эта история отражена в греческих источниках, в которых говорится, что набатейцы изначально не строили домов и не пили вино, а также разводили овец и верблюдов.
Шюрер, Эмиль; Миллар, Фергюс; Вермес, Геза (26 марта 2015 г.). История еврейского народа в эпоху Иисуса Христа: . Академик Блумсбери. п. 57. ИСБН 978-0-567-50161-5 .С другой стороны, древние писатели неоднократно называли их арабами, причем не только те, кто был отдален от них во времени, но и Иосиф Флавий, которому различие между сирийцами и арабами, должно быть, было вполне знакомо. Кроме того, имена в надписях полностью арабские. Таким образом, был сделан вывод, что это были арабы, которые, поскольку арабский язык еще не превратился в письменный язык, использовали арамейский язык.
Стоукс, Джейми (2009). Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока . Издательство информационной базы. п. 483. ИСБН 9781438126760 .Набатейцы были кочевым арабским народом, который мигрировал в шестом веке до нашей эры из северной части современной Иордании в регион к югу от Мертвого моря, который должен был стать центром их оседлой цивилизации.
- ^ Бауэрсок, Глен Уоррен (1994). Римская Аравия . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674777569 .
- ^ «Набатейцы» . livius.org . Проверено 31 августа 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Тейлор, Джейн (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . Лондон: IBTauris . стр. 14, 17, 30, 31. ISBN 9781860645082 . Проверено 8 июля 2016 г.
- ^ Тейлор, Джейн (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . Лондон, Великобритания: IBTauris . стр. разворот, 14. ISBN 978-1-86064-508-2 .
Набатейские арабы, один из самых одаренных народов древнего мира, сегодня известны только своей завораживающе красивой высеченной в скале столице — Петре.
- ^ Тейлор, Джейн (2002). Петра и затерянное царство набатейцев . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00849-6 .
- ^ Грант, Майкл (30 декабря 2011 г.). Евреи в римском мире . Орион. ISBN 978-1-78022-281-3 .
- ^ Элборо, Трэвис (17 сентября 2019 г.). Атлас исчезнувших мест: Затерянные миры такими, какими они были и какие они есть сегодня . Издательство Белый Лев. п. 52. ИСБН 978-1-78131-895-9 .
- ^ Липинский 2000 .
- ^ «Город, высеченный в камне» . Петра: Затерянный каменный город . Канадский музей цивилизации. 7 апреля 2006 г. Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ Джонсон, Пол (1987). История евреев . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-79091-4 .
- ^ Иосиф Флавий (1981). Еврейская война . Том. 1. Пер. Г. А. Уильямсон, 1959. Хармондсворт, Миддлсекс, Англия: Пингвин. п. 40. ИСБН 978-0-14-044420-9 .
- ^ Иосиф Флавий 1:61, с. 48.
- ^ Иосиф Флавий 1:363–377, стр. 75–77.
- ^ Иосиф Флавий 1:377–391, стр. 78–79.
- ^ Древности евреев . Иосиф Флавий. стр. 18.109-118 или 18.5.1.
- ^ Смит, Уильям Робертсон (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 146–147. . В
- ^ Макдональд, Майкл, Калифорния (2009). Грамотность и идентичность в доисламской Аравии . Вариорум собрал серию исследований. Фарнхэм, Великобритания: Ashgate Variorum. стр. 100-1 1–26. ISBN 978-0-7546-5965-5 .
- ^ Фишер, Грег (2020). Рим, Персия и Аравия: формирование Ближнего Востока от Помпея до Мухаммеда . Лондон, Нью-Йорк: Рутледж, Тейлор и Фрэнсис Групп. стр. 51–56. ISBN 978-0-415-72880-5 .
- ^ Римон, Офра. «Набатейцы в Негеве» . Музей Гехта . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 года . Проверено 7 февраля 2011 г.
- ^ «Свитки Мертвого моря — просмотр рукописей» . Свитки Мертвого моря — просмотр рукописей .
- ^ Карбонизированные папирусы Петры , в основном экономические документы на греческом языке, датируются VI веком: Глен Л. Петерман, «Открытие папирусов в Петре», The Biblical Archaeological 57 1 (март 1994 г.), стр. 55–57.
- ^ PM Bikai (1997) «Папирусы Петры», Исследования по истории и археологии Иордании .
- ^ Марджо Лехтинен (декабрь 2002 г.) «Петра Папирусы», Ближневосточная археология , том 65, № 4, стр. 277–278.
- ^ Макдональд, MCA (1999). «Личные имена в Набатейском царстве: обзорная статья». Журнал семитских исследований . XLIV (2): 251–289. дои : 10.1093/jss/xliv.2.251 .
- ^ Jump up to: а б Дж. В. Иди, Дж. П. Олесон (1986) «Системы водоснабжения набатейской и римской Хумаймы», Бюллетень американских школ восточных исследований .
- ^ Насралла, Наваль (2007). Летопись кухонь халифов . Брилл.
- ^ Археометрия (MAA), Средиземноморская археология и (01 января 2013 г.). «ЖЕНЩИНА В НАБАТЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ» . М. Альзуби, Э. Аль Масри, Ф. Аль Аджлуни .
- ^ Джозеф, Суад; Заатари, Зейна (30 декабря 2022 г.). Справочник Routledge о женщинах на Ближнем Востоке . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-351-67643-4 .
- ^ Jump up to: а б с Эслер, Филип Ф. (15 февраля 2017 г.). Сад Бабаты: Ядинские папирусы и пересказ древней еврейской семейной сказки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-107990-0 .
- ^ Фаси, Хатун Аджвад (2007). Женщины в доисламской Аравии: Набатея . Археопресс. ISBN 978-1-4073-0095-5 .
- ^ Граф, Дэвид Ф. (23 апреля 2019 г.). Рим и арабская граница: от набатеев до сарацин . Рутледж. ISBN 978-0-429-78455-2 .
- ^ Ричард, Сюзанна (2003). Ближневосточная археология: читатель . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-083-5 .
- ^ Хаклили, Рахель (2005). Еврейские погребальные обычаи, практики и обряды в период Второго Храма . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-12373-1 .
- ^ Штукенбрюк, Лорен Т.; Гуртнер, Дэниел М. (26 декабря 2019 г.). Энциклопедия иудаизма Второго Храма T&T Кларка, том второй . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-66095-4 .
- ^ Хили, Дж. Ф. (27 августа 2015 г.). Религия набатеев: Конспект . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-30148-1 .
- ^ Рим и арабы, Думбартон-Оукс, с. 9.
- ^ Рим на Востоке, Рутледж, с. 65.
- ^ Язык и идентичность: арабский и арамейский, Scripta Classica Israelica vol. XXIII 2004 г., с. 185.
- ^ Арабы, Аравии и арабский язык до поздней античности, Топои. Orient-Occident Année 2009 16-1 с. 309.
- ^ Набатейцы в ранний эллинистический период: Свидетельство Посидиппа из Пеллы, Топой. Orient-Occident Année, 2006, 14-1, стр. 48.
- ^ Джон Ф. Хили, «Были ли набатейцы арабами?» Арам 1 (1989), 43.
- ^ Аль-Джаллад, Ахмед (2015). Очерк грамматики сафайских надписей . Лейден: Брилл. п. 19. ISBN 978-90-04-28929-1 .
- ^ Jump up to: а б Хавьер Тейксидор (8 марта 2015 г.). Языческий Бог: популярная религия на греко-римском Ближнем Востоке . Издательство Принстонского университета. п. 83. ИСБН 978-1-4008-7139-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Джейн Тейлор (2001). Петра и затерянное царство набатейцев . ИБТаурис . стр. 124–151. ISBN 978-1-86064-508-2 .
- ^ Jump up to: а б Франсиско дель Рио Санчес (4 декабря 2015 г.). Побитый камнями. Набатейцы в своих надписях . Edicions Universitat Барселона. п. 118. ИСБН 978-84-475-3748-8 .
- ^ Rough Guides (1 ноября 2016 г.). Грубый путеводитель по Иордании . Публикации Апа. п. 395. ИСБН 978-0-241-29849-7 .
- ^ Махди аз-Зуби: Набатейские методы защиты гробниц - с. 3.
- ^ Jump up to: а б Альпасс, Питер (13 июня 2013 г.). Религиозная жизнь Набатеи . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-21623-5 .
- ^ Хили, Джон Ф. (2001). «Ритуальные действия: Подношения» . Религия набатеев: Конспект . Религии в греко-римском мире (136) (печатная ред.). БРИЛЛ. С. 161–163 [ 162 ]. ISBN 978-90-04-10754-0 . Проверено 30 марта 2024 г.
- ^ «Обзор библейской археологии, май/июнь 2016 г., стр. 20» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2018 г. Проверено 27 мая 2016 г.
- ^ Джон Ф. Хили (1990). Ранний алфавит . Издательство Калифорнийского университета. п. 52. ИСБН 978-0-520-07309-8 .
- ^ Тони Маалуф. Арабы в тени Израиля: развитие Божьего пророческого плана для линии Измаила . Крегель академик. п. 172. ИСБН 978-0-8254-9363-8 .
- ^ Jump up to: а б От набатейского к арабскому: развитие каллиграфии и письменности у доисламских арабов, Джон Ф. Хили, с. 44.
- ^ Арабский язык в контексте: празднование 400-летия арабского языка в Лейденском университете . БРИЛЛ. 21 июня 2017. с. 79. ИСБН 978-90-04-34304-7 .
- ^ Роджер Д. Вудард (10 апреля 2008 г.). Древние языки Сирии-Палестины и Аравии . Издательство Кембриджского университета. п. 2. ISBN 978-1-139-46934-0 .
- ^ Бринкман, Гелб, Сивил, Оппенгейм и Райнер (1980). Ассирийский словарь (PDF) . Восточный институт, Чикаго. п. 22. ISBN 978-0-918986-17-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джонсон, Дуглас Л.; Льюис, Лоуренс А. (2007). Деградация земель: создание и разрушение . Роуман и Литтлфилд . ISBN 978-0-7425-1948-0 .
- ^ Ландарт, Паула (2015). В поисках Древнего Рима: Прогулки по городу .
- ^ Келлер, Дэниел (2007). Райнер Фоллкоммер (ред.): Лексикон художников древности. Более 3800 художников трех тысячелетий. Никол, Гамбург, 2007 г. Никол. п. 947. ИСБН 978-3-937872-53-7 .
- ^ Хили, Джон (1994). «Набатейские гробницы Мадаина Салиха». Приложение к журналу семитских исследований . 1 (Издательство Оксфордского университета): 154–162.
- ^ Збигнев, Фиема (1987). «Заметки о скульпторах из Чегры». Журнал ближневосточных исследований . 46 (1): 52–53.
- ^ Келлер, Дэниел (2007). Абд'ободат. В: Райнер Фоллкоммер (редактор): Лексикон художников древности. Более 3800 художников трех тысячелетий . Никол. ISBN 978-3-937872-53-7 .
- ^ Келлер, Дэниел (2007). Афта. В: Райнер Фоллкоммер (редактор): Лексикон художников древности. Более 3800 художников трех тысячелетий . Никол. п. 6. ISBN 978-3-937872-53-7 .
- ^ Негев, Авраам. Родной некрополь . п. 219.
- ^ «Набатея: Медайн Салех» . nabataea.net .
Источники
[ редактировать ]- Эфал, Израиль (1984). Древние арабы: кочевники на границах плодородного полумесяца, 9-5 вв. до н.э. Иерусалим : Магнес Пресс, Еврейский университет . ISBN 978-0-685-74243-3 .
- Граф, Дэвид Ф. (1997). Рим и арабская граница: от набатеев до сарацин . Олдершот: Эшгейт. ISBN 978-0-86078-658-0 .
- Хили, Джон Ф., Религия набатеев: Конспект (Лейден, Брилл, 2001) (Религии в греко-римском мире, 136).
- Краснов Борис Р.; Мазор, Эмануэль (2001). Страна Махтешим: лаборатория природы: геологические и экологические исследования в пустынном регионе Израиля . София: Пенсофт. ISBN 978-954-642-135-7 .
- Липинский, Эдвард (2000). Арамейцы: их древняя история, культура, религия . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Том. 100. Левен , Бельгия : Peeters Publishers . стр. 448–450. ISBN 9789042908598 .
- «Набат», Энциклопедия ислама , Том VII.
- Негев, Авраам (1986). Набатейская археология сегодня . Серия Акопа Кеворкяна об искусстве и цивилизации Ближнего Востока. Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-5760-4 .
- Шмид, Стефан Г. (2001). «Набатейцы: путешественники между образами жизни». В Макдональде, Бертоне; Адамс, Рассел; Бьенковский, Петр (ред.). Археология Иордании . Шеффилд, Англия: Sheffield Academic Press. стр. 367–426. ISBN 978-1-84127-136-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Гехта - Каталоги | Набатейцы в Негеве
- Музей Гехта - Выставки | Набатейцы в Негеве
- бюллетень набатейских исследований Онлайн- - ссылки на Петру и набатейцев.
- НАБАТЯНЕ в Еврейской энциклопедии
- Художественный музей Цинциннати — единственная коллекция древнего набатейского искусства за пределами Иордании.
- Археологические исследования — возрождение древних сельскохозяйственных систем в пустыне (ADASR)
- Выставка «Петра: Затерянный город из камня» — Канадский музей цивилизации.
- «Разгадка загадки Петры и набатеев» , Обзор библейской археологии
- Набатейцы — нация-цивилизация — Петра Краун
- Источники по истории набатейцев — Урсула Хакл, Ханна Йенни и Кристоф Шнайдер.