Баэтил
Баэтил , ( / ˈ b iː t ɪ l / ; также бетил ), буквально «дом бога», представляет собой священный камень (иногда считающийся метеоритом ) который почитался и считался домом для бога или божества. [ 1 ] Самый известный пример — Омфал, хранящийся в храме Аполлона в греческом городе Дельфы . [ 2 ]
Термин «баэтил» использовался в древних ближневосточных источниках в форме «бет-эль», а также в греческих и римских источниках как байтилос . В первом случае этот термин использовался для обозначения имен богов или мест. Примеры включают Вефиль , место, описанное в еврейской Библии , и божество Вефиль , [ 3 ] который упоминается в таких текстах, как « Договор Асархаддона с Баалом из Тира» и « Слоновьи папирусы» . В последнем это слово использовалось для описания круглого камня, упавшего с неба (т.е. метеорита). [ 4 ]
Слово «баэтил» в современной письменности приобрело расплывчатое значение. [ 5 ] [ 6 ] Спорили о том, насколько древнее и современное использование этого слова соотносятся друг с другом. И среди современных историков возросла обеспокоенность по поводу точности, правильности и обобщающей тенденции использования этого термина при описании древних текстов и материальных объектов. [ 7 ] [ 8 ] Этот термин использовался широко, относясь к любому культовому камню, независимо от типа или формы камня, например, был ли это круглый камень (или яйцевидный), столб или стела (стоячий камень). [ 9 ] [ 10 ] Это обобщение подвергалось критике как не соответствующее древнему использованию самого термина и приводящее к проекции современного значения этого слова (священный камень, содержащий присутствие божества) на широкий спектр культовых каменных предметов, о которых существует мало свидетельств. ибо такое понимание существовало, как и в случае с набатейцами . [ 11 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин baetyl является производным от греческого baitylos , который сам по себе происходит от семитского термина bytʾl , или («бет-эль», «дом бога»), где он, по-видимому, относился к святилищам под открытым небом. [ 12 ] [ 8 ]
В литературе
[ редактировать ]Древний Ближний Восток
[ редактировать ]Самое раннее известное свидетельство существования концепции баэтила на древнем Ближнем Востоке, где оно обозначало либо название места, либо бога, относится к VIII веку до нашей эры из стел Сефире , набора из трех арамейских стел, обнаруженных на месте Сфайр . В первой половине VII века до нашей эры финикийско-арамейский бог, известный как Вефиль . впервые упоминается [ 8 ]
В Библии
[ редактировать ]В Книге Бытия записана история (28:10–22) о патриархе Иакове . Согласно легенде, Иаков заснул после того, как положил голову на некий камень. Именно в этом случае ему было видение, известное как « Лестница Иакова» , которое включало явление Бога. Проснувшись, Иаков заявил, что Бог находится в том месте, где он находился. Он объявил это место «домом Божьим» (и назвал его Вефилем), взял камень, на который положил голову, и поставил его. как священный столп. [ 13 ] Хотя к этому повествованию обращались в некоторых обсуждениях баэтилов, термин Вефиль («Дом Божий») используется не для обозначения камня, а для обозначения нового названия города в целом. Более того, еврейское слово maṣṣebah , обозначающее «столб» , было переведено на греческий язык в Септуагинте как oikos theou («дом бога»), а не baitylos , что еще раз указывает на отсутствие связи между этим повествованием и концепцией баэтила. Сам камень также не является фактическим местом присутствия Бога, но является памятником видению и обету. Его священный статус является результатом его статуса столпа Иакова. [ 14 ]
Древняя Греция
[ редактировать ]Первое греческое использование слова байтилос происходит из текста первого века, но только как имя раба, а не камня или бога. Следующее употребление относится к тому же столетию, в «Финикийской истории» Филона Библского , где оно относится к имени одного из сыновей Урана и Геи . Затем Филон ссылается на волшебный камень, который он называет байтилией , который был изобретен, когда Уран впервые пролил их с небес (сделав его метеоритом; это обычная мифологическая этиология происхождения этих священных камней). [ 8 ] ). Обсуждение Филона сохранилось только в цитатах Евсевия , жившего в четвертом веке. [ 15 ] Еще одно упоминание первого века принадлежит Плинию Старшему , который описывает байтилос следующим образом. [ 16 ] :
Сотакус различает также две другие разновидности камня: черную и красную, напоминающие наконечники топоров. По его словам, те из них, которые черные и круглые, являются сверхъестественными объектами; и он утверждает, что благодаря им города и флоты присоединяются и побеждаются, причем их имя — баэтули, а вытянутые камни — цераунии.
Гораздо более позднее упоминание встречается в трудах Дамасия , неоплатоника VI века , согласно более поздним цитатам его текста Фотием I Константинопольским в его «Библиотеке» . Там это сферический камень, пришедший с неба и обнаруженный неким человеком по имени Евсевий. Евсевий находит, что этот камень пророческий, и становится его толкователем. [ 17 ]
Древний Рим
[ редактировать ]Лишь в Поздней Римской империи и в период поздней античности термин baitylos приобрел коннотации, сочетающие в себе коннотации божественности из семитской традиции с коннотациями его функции как объекта в греческой традиции. Это слияние было продуктом двойного влияния семитской и греческой традиций на римский Ближний Восток, особенно на северную Сирию и Ливан . [ 18 ]
В материальных источниках
[ редактировать ]Древний Ближний Восток
[ редактировать ]При изучении древнего Ближнего Востока термин «баэтил» обычно широко используется для описания культовых камней. [ 19 ] Свидетельства существования таких культовых камней получены из неолитического храма Тас-Сил , [ 20 ] тексты из аморейского городища Мари , где термин сикканум обозначал камень, используемый в культовых церемониях, [ 21 ] , камни хуваси установленные в храмах и святилищах под открытым небом хеттов , [ 6 ] и среди финикийцев. В исследованиях Финикии и Пунической религии термин баэтил обычно используется для обозначения довольно небольшого объекта яйцевидной или конической формы. [ 22 ] На некоторых ранних стелах из Финикии начертаны предметы яйцевидной формы, которые могут быть прообразом более позднего появления настоящих баэтилов. [ 23 ] В финикийской теогонии, описанной Филоном Библским , был бог по имени Байтилос, который был одним из четырех сыновей Урана. [ 3 ]
Мекканское как святилище, Кааба , упоминалось в доисламской арабской поэзии «дом Божий» ( байт Аллах ). Согласно более поздним источникам, Черный камень (баэтил) был перенесен в это место с близлежащей вершины горы, чтобы усилить священный характер этого места, когда эта территория находилась под контролем курайшитов . [ 24 ] Такие бэтилы можно описать арабским нусубом (мн. аншаб ), обычно относящимся к жертвенным каменным алтарям (несколько раз упоминаемым в Коране : 5:3, 90; 70:43), которое отличается от таких терминов, как санам и ватам, которые относятся к изготовленным статуям или идолам. [ 25 ] Некоторые историки сравнивают Черный камень с описанием черного округлого камня, который, как утверждается, сошел с небес, как описано Иродианом . [ 26 ]
Древняя Греция и Рим
[ редактировать ]В древнегреческой религии и мифологии этот термин специально применялся к Дельфийскому Омфалу («пупку»). [ 2 ] камень, предположительно, был проглочен Кроносом (который боялся несчастья со стороны своих детей) по ошибке за своего маленького сына Зевса , которому его заменила Гея . [ 27 ] Этот камень бережно хранили в Дельфах , каждый день смазывая маслом и по праздникам покрывая сырой шерстью. [ 27 ]
В Риме находилось каменное изображение Кибелы , названное Mater Idaea Deum , которое было торжественно привезено из Пессинуса в Малой Азии в 204 году до нашей эры. [ 28 ] Император Элагабал , правивший с 218 по 222 год (и, вероятно, все время своего правления был подростком), происходил из Сирии и уже был там потомственным первосвященником культа бога Элагабала . Став императором, он с большой церемонией привез в Рим батил бога и построил Элагабалий для него . Похоже, это был конический метеорит.
В некоторых случаях делалась попытка придать более правильную форму первоначальному бесформенному камню: так Аполлон Агий изображался коническим столбом с заостренным концом, Зевс Мейлихий - в форме пирамиды .
По мнению Тацита , подобие богини в храме Афродиты Пафии на ее мифологическом месте рождения в Пафосе , на Кипре, представляло собой округлый предмет, примерно конический или по форме напоминающий мета (поворотный столб римского цирка ), но «причина ибо это, — заметил он, — неясно». [ 29 ]
Другими известными батилическими идолами были те, что находились в храмах Зевса Касия в Селевкии Пиерии и Зевса Телеиоса в Тегее . Даже в годы заката язычества эти идолы еще сохраняли свое значение, о чем свидетельствуют нападки на них со стороны церковных писателей. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Столб Ашеры , ханаанское священное дерево или столб в честь Ашеры, супруги Элья.
- Бема и Бима, возвышенная платформа
- Бенбен
- Церемониальный столб
- Высокое место , возвышенное место поклонения
- Список греческих мифологических персонажей
- Ками , центральные объекты поклонения в синтоизме , некоторые из которых представляют собой природные явления и предметы, включая камни.
- Лингам — абстрактное изображение индуистского божества Шивы.
- Баналинга , камни, естественно принявшие яйцевидную форму на руслах рек в Индии.
- Мацева
- Менгиры
- Поклонение поляку
- Шалиграм , священные окаменелости русла реки в Индии.
- Турба , небольшие глиняные или глиняные плиты, используемые двунадесятниками-шиитами. мусульманами-
- Ксоанон , деревянные изображения древнегреческого религиозного использования.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Баэтил» . Ливиус . Проверено 16 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Донигер 2000 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Хаятт, 1939 год .
- ^ Гайфман 2008 , с. 44–46.
- ^ Паголу 1998 .
- ^ Jump up to: а б Маринатос 2010 , с. 87.
- ^ Гайфман 2008 , с. 42–44.
- ^ Jump up to: а б с д Жилье 2001 , с. 80.
- ^ Фальсоне 1993 .
- ^ Доак 2015 , с. 79.
- ^ Гайфман 2008 , с. 57–67.
- ^ Гайфман 2008 , с. 42.
- ^ Маринатос 2004 .
- ^ Гайфман 2008 , с. 47–51.
- ^ Гайфман 2008 , с. 51–52.
- ^ Гайфман 2008 , с. 53–54.
- ^ Гайфман 2008 , с. 54.
- ^ Гайфман 2008 , с. 55–57.
- ^ Дюран 2019 , с. 15.
- ^ Велла, Горация CR, в «Археологии и культе плодородия в Древнем Средиземноморье» , стр. 315, 1986, Грюнер, ISBN 9789027272539
- ^ Дюран 2019 .
- ^ Доак 2015 , с. 80.
- ^ Доак 2015 , с. 86, 90.
- ^ Синай 2023 , с. 148–149.
- ^ Синай 2023 , с. 302–304.
- ^ Дюран 2019 , с. 27, 27н41.
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ Jump up to: а б свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Баэтил ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 191–192. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Тацит. Истории . Том. 2. Перевод Мура, Клиффорда Х. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 164–165. ISBN 0-674-99039-0 . OCLC 11108482 .
Источники
[ редактировать ]- Доук, Брайан Р. (2015). «5.3 Стелы, колонны, стоячие камни, бетилы». Финикийский аниконизм в его средиземноморском и древнем ближневосточном контекстах . СБЛ Пресс. стр. 78–101.
- Донигер, Венди (2000), Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера , Спрингфилд, Массачусетс: Мерриам-Вебстер, стр. 106 , ISBN 0-87779-044-2
- Дюран, Жан-Мари (2019). «Культ бетилов в клинописной документации периода амореев» (PDF) . В Ромере, Томасе; Гонсалес, Эрве; Марти, Лайонел (ред.). Представление богов и людей на древнем Ближнем Востоке и в Библии . стр. 15–37.
- Фальсоне, Джаоккино (1993). «Яйцевидный бетил из тофета в Мотии и финикийская традиция круглых культовых камней» . Журнал средиземноморских исследований . 3 (2): 245–285.
- Гайфман, Милетт (2008). «Аниконический образ римского Ближнего Востока» . В Кайзере, Теде (ред.). Разнообразие местной религиозной жизни на Ближнем Востоке в эллинистический и римский периоды . Брилл.
- Хаятт, Дж. Филип (1939). «Божество Вефиль и Ветхий Завет» . Журнал Американского восточного общества . 59 (1): 81–98. дои : 10.2307/593947 . JSTOR 593947 .
- МакГилливрей, Александр; Сакетт, Хью (2000). «Палаикастро Курос: критский бог в молодости» . Британская школа в Афинах . 6 : 165–169. JSTOR 40916626 .
- Маринатос, Нанно (2004). «Характер Минойских Эпифаний» . Классические исследования Иллинойса . 29 : 25–42. JSTOR 23065339 .
- Маринатос, Нанно (2010). Минойское царство и солнечная богиня: ближневосточный койне . Издательство Университета Иллинойса.
- Паголу, Августин (1998). «Священные столбы» . Религия патриархов . А&С Черный. стр. 135–170.
- Палмер, Роберт Эверетт Аллен (1997), Рим и Карфаген в мире , Штутгарт: Ф. Штайнер, стр. 99, ISBN 3-515-07040-0
- Синай, Николай (2023). Ключевые термины Корана: критический словарь . Издательство Принстонского университета.
- Веннинг, Роберт (2001). «Бетили Петры» . Бюллетень американских школ восточных исследований . 324 (1): 79–85. дои : 10.2307/1357633 . JSTOR 1357633 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аликот, Жюльен. «В стране бетилов: экскурсия философа Дамасия в Эмесу и Гелиополь Ливанский», 2010, с. 305–328. Доступный .
- Крон, Ута. «Святые камни», в: Котинос. Festschrift для Эрики Саймон , Майнц, 1992, стр. 56–70, ISBN 3-8053-1425-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Священные камни (база данных Древней Аравии)