Jump to content

Баэтил

(Перенаправлено с Бетила )
Храм Эмесы бога солнца Элагабала с баэтилом в центре. Римская монета III века нашей эры.

Баэтил , ( / ˈ b t ɪ l / ; также бетил ), буквально «дом бога», представляет собой священный камень (иногда считающийся метеоритом ) который почитался и считался домом для бога или божества. [ 1 ] Самый известный пример — Омфал, хранящийся в храме Аполлона в греческом городе Дельфы . [ 2 ]

Термин «баэтил» использовался в древних ближневосточных источниках в форме «бет-эль», а также в греческих и римских источниках как байтилос . В первом случае этот термин использовался для обозначения имен богов или мест. Примеры включают Вефиль , место, описанное в еврейской Библии , и божество Вефиль , [ 3 ] который упоминается в таких текстах, как « Договор Асархаддона с Баалом из Тира» и « Слоновьи папирусы» . В последнем это слово использовалось для описания круглого камня, упавшего с неба (т.е. метеорита). [ 4 ]

Слово «баэтил» в современной письменности приобрело расплывчатое значение. [ 5 ] [ 6 ] Спорили о том, насколько древнее и современное использование этого слова соотносятся друг с другом. И среди современных историков возросла обеспокоенность по поводу точности, правильности и обобщающей тенденции использования этого термина при описании древних текстов и материальных объектов. [ 7 ] [ 8 ] Этот термин использовался широко, относясь к любому культовому камню, независимо от типа или формы камня, например, был ли это круглый камень (или яйцевидный), столб или стела (стоячий камень). [ 9 ] [ 10 ] Это обобщение подвергалось критике как не соответствующее древнему использованию самого термина и приводящее к проекции современного значения этого слова (священный камень, содержащий присутствие божества) на широкий спектр культовых каменных предметов, о которых существует мало свидетельств. ибо такое понимание существовало, как и в случае с набатейцами . [ 11 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин baetyl является производным от греческого baitylos , который сам по себе происходит от семитского термина bytʾl , или («бет-эль», «дом бога»), где он, по-видимому, относился к святилищам под открытым небом. [ 12 ] [ 8 ]

В литературе

[ редактировать ]

Древний Ближний Восток

[ редактировать ]

Самое раннее известное свидетельство существования концепции баэтила на древнем Ближнем Востоке, где оно обозначало либо название места, либо бога, относится к VIII веку до нашей эры из стел Сефире , набора из трех арамейских стел, обнаруженных на месте Сфайр . В первой половине VII века до нашей эры финикийско-арамейский бог, известный как Вефиль . впервые упоминается [ 8 ]

В Библии

[ редактировать ]

В Книге Бытия записана история (28:10–22) о патриархе Иакове . Согласно легенде, Иаков заснул после того, как положил голову на некий камень. Именно в этом случае ему было видение, известное как « Лестница Иакова» , которое включало явление Бога. Проснувшись, Иаков заявил, что Бог находится в том месте, где он находился. Он объявил это место «домом Божьим» (и назвал его Вефилем), взял камень, на который положил голову, и поставил его. как священный столп. [ 13 ] Хотя к этому повествованию обращались в некоторых обсуждениях баэтилов, термин Вефиль («Дом Божий») используется не для обозначения камня, а для обозначения нового названия города в целом. Более того, еврейское слово maṣṣebah , обозначающее «столб» , было переведено на греческий язык в Септуагинте как oikos theou («дом бога»), а не baitylos , что еще раз указывает на отсутствие связи между этим повествованием и концепцией баэтила. Сам камень также не является фактическим местом присутствия Бога, но является памятником видению и обету. Его священный статус является результатом его статуса столпа Иакова. [ 14 ]

Древняя Греция

[ редактировать ]

Первое греческое использование слова байтилос происходит из текста первого века, но только как имя раба, а не камня или бога. Следующее употребление относится к тому же столетию, в «Финикийской истории» Филона Библского , где оно относится к имени одного из сыновей Урана и Геи . Затем Филон ссылается на волшебный камень, который он называет байтилией , который был изобретен, когда Уран впервые пролил их с небес (сделав его метеоритом; это обычная мифологическая этиология происхождения этих священных камней). [ 8 ] ). Обсуждение Филона сохранилось только в цитатах Евсевия , жившего в четвертом веке. [ 15 ] Еще одно упоминание первого века принадлежит Плинию Старшему , который описывает байтилос следующим образом. [ 16 ] :

Сотакус различает также две другие разновидности камня: черную и красную, напоминающие наконечники топоров. По его словам, те из них, которые черные и круглые, являются сверхъестественными объектами; и он утверждает, что благодаря им города и флоты присоединяются и побеждаются, причем их имя — баэтули, а вытянутые камни — цераунии.

Гораздо более позднее упоминание встречается в трудах Дамасия , неоплатоника VI века , согласно более поздним цитатам его текста Фотием I Константинопольским в его «Библиотеке» . Там это сферический камень, пришедший с неба и обнаруженный неким человеком по имени Евсевий. Евсевий находит, что этот камень пророческий, и становится его толкователем. [ 17 ]

Древний Рим

[ редактировать ]

Лишь в Поздней Римской империи и в период поздней античности термин baitylos приобрел коннотации, сочетающие в себе коннотации божественности из семитской традиции с коннотациями его функции как объекта в греческой традиции. Это слияние было продуктом двойного влияния семитской и греческой традиций на римский Ближний Восток, особенно на северную Сирию и Ливан . [ 18 ]

В материальных источниках

[ редактировать ]

Древний Ближний Восток

[ редактировать ]
Изображение сна Иакова , спящего на камне в Вефиле , автор Хосе де Рибера.

При изучении древнего Ближнего Востока термин «баэтил» обычно широко используется для описания культовых камней. [ 19 ] Свидетельства существования таких культовых камней получены из неолитического храма Тас-Сил , [ 20 ] тексты из аморейского городища Мари , где термин сикканум обозначал камень, используемый в культовых церемониях, [ 21 ] , камни хуваси установленные в храмах и святилищах под открытым небом хеттов , [ 6 ] и среди финикийцев. В исследованиях Финикии и Пунической религии термин баэтил обычно используется для обозначения довольно небольшого объекта яйцевидной или конической формы. [ 22 ] На некоторых ранних стелах из Финикии начертаны предметы яйцевидной формы, которые могут быть прообразом более позднего появления настоящих баэтилов. [ 23 ] В финикийской теогонии, описанной Филоном Библским , был бог по имени Байтилос, который был одним из четырех сыновей Урана. [ 3 ]

Мекканское как святилище, Кааба , упоминалось в доисламской арабской поэзии «дом Божий» ( байт Аллах ). Согласно более поздним источникам, Черный камень (баэтил) был перенесен в это место с близлежащей вершины горы, чтобы усилить священный характер этого места, когда эта территория находилась под контролем курайшитов . [ 24 ] Такие бэтилы можно описать арабским нусубом (мн. аншаб ), обычно относящимся к жертвенным каменным алтарям (несколько раз упоминаемым в Коране : 5:3, 90; 70:43), которое отличается от таких терминов, как санам и ватам, которые относятся к изготовленным статуям или идолам. [ 25 ] Некоторые историки сравнивают Черный камень с описанием черного округлого камня, который, как утверждается, сошел с небес, как описано Иродианом . [ 26 ]

Древняя Греция и Рим

[ редактировать ]

В древнегреческой религии и мифологии этот термин специально применялся к Дельфийскому Омфалу («пупку»). [ 2 ] камень, предположительно, был проглочен Кроносом (который боялся несчастья со стороны своих детей) по ошибке за своего маленького сына Зевса , которому его заменила Гея . [ 27 ] Этот камень бережно хранили в Дельфах , каждый день смазывая маслом и по праздникам покрывая сырой шерстью. [ 27 ]

Баэтил Афродиты в Палепафе , описанный Тацитом.

В Риме находилось каменное изображение Кибелы , названное Mater Idaea Deum , которое было торжественно привезено из Пессинуса в Малой Азии в 204 году до нашей эры. [ 28 ] Император Элагабал , правивший с 218 по 222 год (и, вероятно, все время своего правления был подростком), происходил из Сирии и уже был там потомственным первосвященником культа бога Элагабала . Став императором, он с большой церемонией привез в Рим батил бога и построил Элагабалий для него . Похоже, это был конический метеорит.

В некоторых случаях делалась попытка придать более правильную форму первоначальному бесформенному камню: так Аполлон Агий изображался коническим столбом с заостренным концом, Зевс Мейлихий - в форме пирамиды .

По мнению Тацита , подобие богини в храме Афродиты Пафии на ее мифологическом месте рождения в Пафосе , на Кипре, представляло собой округлый предмет, примерно конический или по форме напоминающий мета (поворотный столб римского цирка ), но «причина ибо это, — заметил он, — неясно». [ 29 ]

Другими известными батилическими идолами были те, что находились в храмах Зевса Касия в Селевкии Пиерии и Зевса Телеиоса в Тегее . Даже в годы заката язычества эти идолы еще сохраняли свое значение, о чем свидетельствуют нападки на них со стороны церковных писателей. [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Баэтил» . Ливиус . Проверено 16 мая 2024 г.
  2. ^ Jump up to: а б Донигер 2000 , с. 106.
  3. ^ Jump up to: а б Хаятт, 1939 год .
  4. ^ Гайфман 2008 , с. 44–46.
  5. ^ Паголу 1998 .
  6. ^ Jump up to: а б Маринатос 2010 , с. 87.
  7. ^ Гайфман 2008 , с. 42–44.
  8. ^ Jump up to: а б с д Жилье 2001 , с. 80.
  9. ^ Фальсоне 1993 .
  10. ^ Доак 2015 , с. 79.
  11. ^ Гайфман 2008 , с. 57–67.
  12. ^ Гайфман 2008 , с. 42.
  13. ^ Маринатос 2004 .
  14. ^ Гайфман 2008 , с. 47–51.
  15. ^ Гайфман 2008 , с. 51–52.
  16. ^ Гайфман 2008 , с. 53–54.
  17. ^ Гайфман 2008 , с. 54.
  18. ^ Гайфман 2008 , с. 55–57.
  19. ^ Дюран 2019 , с. 15.
  20. ^ Велла, Горация CR, в «Археологии и культе плодородия в Древнем Средиземноморье» , стр. 315, 1986, Грюнер, ISBN   9789027272539
  21. ^ Дюран 2019 .
  22. ^ Доак 2015 , с. 80.
  23. ^ Доак 2015 , с. 86, 90.
  24. ^ Синай 2023 , с. 148–149.
  25. ^ Синай 2023 , с. 302–304.
  26. ^ Дюран 2019 , с. 27, 27н41.
  27. ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
  28. ^ Jump up to: а б  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Баэтил ». Британская энциклопедия . Том. 3 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 191–192.
  29. ^ Тацит. Истории . Том. 2. Перевод Мура, Клиффорда Х. Кембриджа, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 164–165. ISBN  0-674-99039-0 . OCLC   11108482 .

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Аликот, Жюльен. «В стране бетилов: экскурсия философа Дамасия в Эмесу и Гелиополь Ливанский», 2010, с. 305–328. Доступный .
  • Крон, Ута. «Святые камни», в: Котинос. Festschrift для Эрики Саймон , Майнц, 1992, стр. 56–70, ISBN   3-8053-1425-6
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 75856c450ddebb7a3953405419fd0a28__1722867840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/28/75856c450ddebb7a3953405419fd0a28.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Baetyl - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)