'Разум

Акль ʿaql ( араб . عَقْل , латинизированный : термин , , букв. «интеллект») — арабский используемый в исламской философии и теологии для обозначения интеллекта или рациональной способности души , которая соединяет людей с Богом . Согласно исламским верованиям, акль — это то, что направляет людей на правильный путь ( сират аль-мустаким ) и не дает им отклониться. В юриспруденции оно связано с использованием разума в качестве источника шариата и переводится как «диалектическое рассуждение». [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «аль-Акл» на арабском языке происходит от корня слова «ql», что означает «связывать». В исламской мысли оно используется для описания способности, которая соединяет человека с Богом. [ 6 ] На английский это слово обычно переводится как интеллект, разум, разум или рациональные способности. [ 7 ]
В Коране
[ редактировать ]В Коране слово «акл» не используется явно, но его глагольные формы, такие как «йакелун», встречаются 49 раз. Интеллект важен, потому что он позволяет людям понимать Божьи знамения в природе (2:164, 13:4, 16:12, 23:80), а также в Коране или других писаниях (2:44, 3:65, 3:118, 10:16, 11:51). Разум не позволяет людям совершать действия, которые приведут их к наказанию в аду (67:10). Более того, это позволяет людям понять, что загробная жизнь лучше этого мира (6:32, 7:161, 12:109, 28:60). Те, у кого нет интеллекта, рассматриваются как худшие существа в глазах Бога («Воистину, худшие из зверей в глазах Бога — это те, кто глухи и немы и не пользуются своим разумом») (8:22). [ 8 ] [ 7 ] В другом месте Коран говорит: «Разве они не путешествовали по земле, чтобы иметь сердца, чтобы разуметь, и уши, чтобы слышать? Воистину, глаза не слепы, но слепы сердца в груди». (22:46). [ 7 ]
С точки зрения ислама именно акль удерживает человека на прямом пути (сират аль-мустаким) и не дает ему сбиться с пути. Вот почему так много аятов Корана приравнивают тех, кто сбивается с пути, к тем, кто не может использовать свой интеллект (как в стихах ва ла йа'килун , «они не понимают» или буквально «используют свой интеллект» - глагол йа). qilun происходит от корня aqala , который связан с aql или стихом la yafqahun , «они не понимают», глаголом; йафкахун связано с корнем факиха , который снова означает понимание или знание.) [ 9 ]
- Сейед Хоссейн Наср , Суфийские очерки , 1972 г.
Более того, термин улу'л-албаб (обладатели интеллекта) упоминается в Коране 16 раз, и комментаторы часто связывают их «лобб» с интеллектом. Коран (39:9) ставит риторический вопрос: равны ли те, кто обладает знанием, и те, кто его не имеет. Ответ, согласно Корану, заключается в том, что только улу'л-албаб (обладатели интеллекта) помнят и понимают значение знамений Бога. [ 8 ]
В суннитских и шиитских источниках
[ редактировать ]В то время как суннитские хадисы признают ценность интеллекта, сборники шиитских хадисов содержат большее количество традиций, восхваляющих его. Связь между интеллектом и здравой религиозной верой и практикой подчеркивается как в суннитских, так и в шиитских традициях. По словам Хаззали, Пророк сказал, что интеллект является основой верующего и определяет степень его поклонения. Шиитские источники, в частности, подчеркивают идею о том, что интеллект является основой всех положительных моральных качеств. В этом ключе Имам Джафар аль-Садек определяет интеллект как средство, с помощью которого человек поклоняется Всемилостивому и достигает Рая. [ 8 ]
Термин «акль» был подробно разъяснен ранними шиитскими мыслителями; он пришел на смену и расширил доисламскую концепцию хильма ( араб . حلم ) «безмятежная справедливость и самообладание, достоинство» в противоположность негативным понятиям невежества ( джахль ) и глупости ( сафах ). [ 3 ]
«Обладатель акля», или аль-акила (множественное число аль-уккал ), осознает глубокую связь с Богом. Джафар ас-Садик (ум. 765, особенно имам ) описал эту связь как осознание того, что Бог любит некоторых, что Бог есть истина и что только « священное знание» и его развитие могут помочь человечеству реализовать свой потенциал.
Его сын, Имам Муса аль-Казим (ум. 799), расширил это толкование, определив акль как «способность постичь божественное, способность метафизического восприятия, свет в сердце, благодаря которому можно различать и распознавать знаки». от Бога». [ 3 ] Далее он отметил, что там, где аиммы (имамы) представляют собой худджату з-захира «Внешнее доказательство [Бога]», а акль — это худджату ль-Батина «тайное доказательство». [ 3 ]
В то время как в раннем исламе акль противопоставлялся джалю «невежеству», расширение этой концепции означало, что теперь он противостоит сафаху «[намеренной] глупости» и джунуну «отсутствию смысла, снисходительности». Под влиянием мысли мутазилитов слово «акл» стало означать «диалектическое рассуждение». [ 3 ]
В исламской юриспруденции
[ редактировать ]В шиитской юриспруденции акль — это процесс использования интеллекта или логики для вывода закона. Ученые-правоведы как суннитской, так и шиитской исламской традиции разделяют интерпретацию Корана, Сунну и «консенсус» иджмы как источники исламского права и судебных решений ( хукм ). Однако двунадесятники Джафари юридической школы используют акл, тогда как сунниты используют кияс «аналогическое рассуждение» в качестве четвертого источника права.
Среди двунадесятников ахбари (связанные с экзотеризмом, традиционализмом и теологическими школами в Куме ) и усулисы (связанные с эзотеризмом, рационализмом и теологическими школами в Багдаде ) соперничали за подшколы: первые отвергают иджтихад полностью ; последние выступают за иджтихад и доминируют на протяжении последних 300 лет. [ 3 ] [ 10 ]
В шиитском исламе «врата иджтихада » никогда не закрывались, и с помощью акля » шиитского муджтахида «практикующий иджтихад и «специалисты по правовым вопросам» факиха могут реагировать на возникающие вопросы, которые не были решены. подробно рассматривается в Коране или Сунне.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ротман и Койл 2018 , с. 1733, 1735, 1742 гг.
- ^ Эспозито, Джон (2004), Оксфордский словарь ислама , Оксфордский справочник в мягкой обложке, Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, стр. 22, ISBN 0-19-512559-2
- ^ Jump up to: а б с д и ж Моэцци, Мохаммад Али Амир (1994), Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотеризма в исламе , Олбани: State University of New York Press, стр. 6, ISBN 0-7914-2121-Х
- ^ Китаб аль-Кафи
- ^ Кэмпбелл, Энтони (2004), Убийцы Аламута , с. 84
- ^ Хардакер и Сабки 2018 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б с Мурата, Читтик и Вейминг, 2020 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Читтик 1986 , с. 195-198.
- ^ Наср 1972 , с. 54.
- ^ Масуд, Мухаммад Халид; Мессик, Бинкли Моррис; Дэвид Стефан, Пауэрс (1996), Исламская правовая интерпретация: муфтии и их фетвы , Гарвардские исследования исламского права, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, стр. 14, ISBN 0-674-46870-8
Ссылки
[ редактировать ]- Вер, Ганс; Коуэн, Дж. Милтон (1994), Словарь современного письменного арабского языка: (арабско-английский) (4-е изд.), Итака, Нью-Йорк: Службы разговорного языка, ISBN 0-87950-003-4
- Ибн Аби Талиб, 'Али , Нахдж аль-Балага
Источники
[ редактировать ]- Читтик, Уильям (1986). «Акл» . Энциклопедия Ираника . 2 : 195–198.
- Хардакер, Г.; Сабки, А.А. (2018). Педагогика в исламском образовании: контекст медресе . Изумруд Паблишинг Лимитед. ISBN 978-1-78754-532-8 .
- Наср, С.Х. (1972). Суфийские очерки . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-1052-3 .
- Мурата, С.; Читтик, туалет; Вейминг, Т. (2020). Мудрое учение Лю Чжи: исламская мысль в конфуцианских терминах . Исследования Гарвардского университета в области права Восточной Азии. Брилл. ISBN 978-1-68417-049-4 .
- Ротман, Абдалла; Койл, Адриан (2018). «К основам исламской психологии и психотерапии: исламская модель души» . Журнал религии и здоровья . 57 (5). ООО «Спрингер Сайенс энд Бизнес Медиа»: 1731–1744 гг. дои : 10.1007/s10943-018-0651-x . ISSN 0022-4197 . ПМК 6132620 . ПМИД 29907906 .