Jump to content

Джахмия

(Перенаправлено с Джахмита )

Джахмия – это термин, используемый исламскими учеными для обозначения последователей доктрин Джама бин Сафвана (ум. 128/746). [ 1 ] Джахмийю особенно запомнили за то, что она выступала за отрицание божественных качеств Бога (известное как доктрина тахиля ). [ 2 ] как продукт их чрезвычайно трансценденталистских взглядов на Бога , потенциально следующих позднеантичным неоплатоническим течениям. [ 3 ]

Джам и те, кто связан с его теологическим вероучением, выступают в качестве видных еретиков в суннитской ересиографии , и называться Джахми стало оскорблением или полемикой. [ 4 ] особенно в отношении сторонников ашаризма , которых называли джахмийа из-за их пропаганды фатализма , эта позиция, по их словам, исходила от Джама. [ 5 ] Этот термин также использовался для уничижительного обозначения мутазилитов . [ 3 ]

Взгляды Джама и его последователей отвергаются четырьмя школами мысли в суннитском исламе. [ 6 ] и не принимаются во всем спектре взглядов средневекового мусульманского богословия, от Ахль аль-Хадиса до мутазилитов . В то же время Джам также получил широкое признание как фигура, которая ввела принцип интеллекта ( акл ) в исламский богословский дискурс и использование рассуждений для получения мнений из предложений ( ра'и ). [ 7 ]

Основные цифры

[ редактировать ]

Одноимённой фигурой, стоящей за Джахмией, был Джахм ибн Сафван . Джам родился в Самарканде . Он жил и преподавал на северо-востоке Ирана и, возможно, никогда не покидал район Большого Хорасана . Второй фигурой, которую чаще всего связывали с джахмитами, был Куфан Хирар ибн Амр. Однако, несмотря на его связь с Джахмией, он, возможно, никогда не встречал Джама и даже не критиковал его в одной из своих работ. Никакие сочинения ни одного из авторов не сохранились, и информация об их взглядах основана на кратких обзорах, составленных другими авторами, в первую очередь их оппонентами. [ 8 ]

Другим известным проповедником взглядов Джахми был Бишр аль-Мариси (ум. 833), в начале 9 века джахмиты действовали в Нехавенде , но некоторые из них были вынуждены принять учение ашаритов . [ 9 ]

Убеждения

[ редактировать ]

Преуменьшение Ямом фундаментальной физики и онтологии было основано на его различении между телесным телом и бестелесным, то есть тем, что не является телом. [ 10 ] По мнению Яма, Бог бесплотен, и то, что бестелесно и не имеет тела, присутствует везде и во всем, а то, что телесно и имеет тело, присутствует в одном месте и в своем собственном теле. [ 10 ] Согласно Яму, Бог, который не создан и необходимо существует, является единственной бестелесной и нематериальной причиной. Более того, согласно Яму, составных бестелесных и нематериальных вещей не существует. [ 10 ]

В вопросе предопределения джахми придерживаются убеждения, что человек не имеет свободной воли и вынужден совершать свои действия. [ 11 ] Джахмийа верили в это, потому что считали, что свободная воля человека повлечет за собой ограничение власти Бога и поэтому должна быть отвергнута. [ 11 ] По вопросу о местонахождении Бога джахми являются пантеистами и говорят, что он везде и внутри всех вещей. [ 12 ] Кроме того, они отрицают возможность праведных мусульман увидеть Аллаха в раю. [ 13 ]

Джам и Джахмия также утверждали, что Бог не был «вещью». Это не означало, что Бога не существует, а вместо этого означало, что Бог не может быть логически обоснован на чем-либо еще или описан с помощью ссылки на набор атрибутов. . [ 14 ] Джахмия считала, что Бог ни с чем не сравним, и поэтому людям следует избегать приписывать Богу какие-либо свойства или качества, поскольку это находится за пределами человеческого знания, и такие утверждения, по сути, представляют собой новшество в религиозных вопросах ( бидаа ) и поэтому должны быть отвергнуты. . [ 15 ]

С момента появления джахмии эта тенденция подвергалась критике со стороны многих видных представителей суннитского ислама . Среди наиболее выдающихся критиков были Ахмад ибн Ханбал , Ибн Кутайба , Ибн Кайим аль-Джавзия , Абу Хамид аль-Газали , Ибн Хаджар аль-Аскалани и Ибн Таймия . Например, Ахмад ибн Ханбал составил трактат под названием « ар-Радд ала аль-занадика ва-ль-джахмийа» («Опровержение еретиков и джахмии»). [ 16 ]

Ясир Кадхи написал длинную диссертацию (на арабском языке ) под названием «Богословские взгляды Джама бен Сафвана и их влияние на другие исламские секты». [ 17 ]

Ибн аль-Мубарак критиковал отказ джахмии от свободы воли в своих стихах, а его антиджахмиевские стихи цитировались аль-Бухари . [ 11 ] В частности, он утверждал, что этот отказ будет означать, что злых фигур нельзя обвинять в совершенных ими действиях. Следовательно, действия фараона и Амана на самом деле не могли быть вменены им в вину. Не только это, но и их моральные качества и действия следует поставить рядом с такими фигурами, как Моисей , поскольку все их действия были предопределены.

Уничижительный термин

[ редактировать ]

Ярлык «Джахмия» стал использоваться как оскорбление из-за его негативного подтекста. Например, Абу Ханифу и Мухаммада аль-Шайбани джахмитами. их оппоненты уничижительно назвали [ 18 ] Ибн Таймия присвоил этот термин ашари мутакаллимунам ( профессионалам в области калама ) своего времени. [ 19 ] Ибн Таймия обвинил ашаритов в принятии доктрин джахмии и вместо этого выступал за теологию, основанную на том, что он считал возвратом к взглядам салафов ас-Салихина (первых трех поколений мусульман). [ 20 ] В более поздние периоды ваххабиты также использовали этот термин как уничижительное указание на практикующих теологию Калама , чтобы оскорбительно предположить, что они, как и Джам, отрицают атрибуты Бога. [ 21 ] В частности, это обвинение использовалось ранними ваххабитами против мусульман- маликитов , проживающих в восточной Аравии (иногда выделяемых как находившиеся в Дубае и Абу-Даби ), которые, по их мнению, интерпретировали некоторые атрибуты Бога в чисто метафорическом смысле. [ 21 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гувер, Дж. (1 сентября 2004 г.). «Вечное творчество в совершенстве Бога: комментарий хадиса Ибн Таймии о сотворении Богом этого мира» . Журнал исламских исследований . 15 (3): 287–329. дои : 10.1093/jis/15.3.287 .
  2. ^ Бунзель 2023 , с. 100.
  3. ^ Jump up to: а б Сулейман 2024 , с. 40–41.
  4. ^ Бунзель 2023 , с. 95.
  5. ^ Хольцман 2016 , с. 566н27.
  6. ^ Кроун 2016 , с. 196–197.
  7. ^ Шок 2016 , с. 56.
  8. ^ Шок 2015 , с. 55.
  9. ^ Prozorov, S.M. (1991). al-Jahmiyya // Islam: Encyclopedic Dictionary . "Наука, " Глав. ред. восточной лит-ры. p. 64. ISBN  5-02-016941-2 .
  10. ^ Jump up to: а б с Моррис С. Сил Мусульманское богословие. Исследование происхождения со ссылкой на отцов церкви Грейт-Рассел-стрит, Лондон, 1964, с. 62
  11. ^ Jump up to: а б с Салем 2016 , с. 29–30.
  12. ^ админ (08.03.2021). «Кредо имама Бухари и саляфов, цитируемое в Хальк Аф'аль аль-Ибад – Даруль Тахкик » . Проверено 23 июля 2024 г.
  13. ^ «Их отрицание атрибутов Аллаха – Махаджа» . Проверено 23 июля 2024 г.
  14. ^ Шок 2015 , с. 56–58.
  15. ^ Мехреган 2017 , с. 1552–1553.
  16. ^ Макларен 2020 .
  17. ^ Ясир Кадхи (2005). Библиотека Нура Статьи Аль-Джахма ибн Сафвана и их влияние на исламские разногласия .
  18. ^ Браун 2007 , с. 364.
  19. ^ Бунзель 2023 , с. 104.
  20. ^ Дэниел Лав Радикальный ислам и возрождение средневекового богословия Издательство Кембриджского университета, 29 февраля 2012 г., стр. 37
  21. ^ Jump up to: а б Бунзель 2023 , с. 299.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e2e09c5b1634009318ab2b71287e4af2__1722723780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e2/f2/e2e09c5b1634009318ab2b71287e4af2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jahmiyya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)