Jump to content

Джам бин Сафван

(Перенаправлено от Джама ибн Сафвана )

Джахм ибн Сафван
Джам бин Сафван
Рожденный т. 696 г. н. э.
Умер ок. 745 г. н.э.
Эра Золотой век ислама
Школа Ага
Основные интересы
Калам   · Философия
Известные идеи
Основатель школы Джахми   · Джабария

Джам бин Сафван ( арабский : جَهْم بن صَفْوان , романизированный : бин Ṣafwān ) был исламским богословом Омейядов периода Джам . При жизни он примкнул к лидеру повстанцев Аль-Харису ибн Сурайджу , диссиденту в Хорасане . Он был казнен в 745 году Салмом ибн Ахвазом. [ 1 ]

Достоверные исторические сведения о Джаме скудны и поступают из враждебно настроенных по отношению к нему источников более поздних периодов. [ 2 ]

Биография

[ редактировать ]

Джам был клиентом племени Бану Расеб. [ 3 ] Он родился в Куфе , но поселился в Хорасане при Тирмизе . Он учился у аль-Джаада б. Дирхам.

Джад б. Дирхам был учителем последнего халифа Омейядов, Марвана II , и описывается как Дахри и Зиндик (еретик) за то, что он был первым человеком, заявившим, что Бог не говорит, поэтому и создан Коран . [ 4 ] Сообщается, что он был первым мусульманином, который говорил о сотворении Корана и отвергал дружбу Авраама с Богом и разговор Моисея с Ним. [ 5 ] Имя Джама б. Позже Сафвана приписали – возможно, ложно – к богословскому движению, известному как Джахмия (см.: Джахмиты ). [ 6 ]

Джахм работал помощником аль-Хариса ибн Сурайджа во время восстания последнего против губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра . Джам был убит во время первой попытки взять Мерв в 746 году, хотя восстание сильно ослабило власть Омейядов и косвенно способствовало успеху революции Аббасидов . [ 7 ]

Установление положительного содержания учений Яма затруднено, так как они воспроизводятся (в сокращенном виде) лишь в более поздних полемических произведениях, проверить которые невозможно. Однако говорят, что он учил, что только некоторые атрибуты могут быть приписаны Богу, такие как творение, божественная сила и действие, тогда как другие, такие как речь, не могут быть приписаны Богу. Поэтому он считал, что неправильно говорить о вечном слове Корана, поскольку Бог (по мнению Джама) вообще не является оратором. [ 8 ]

Джам был сторонником крайнего детерминизма, согласно которому человек действует только метафорически, подобно тому, как, как говорят, садится солнце: согласно Джаму, это лингвистическая условность, а не точное описание, поскольку на самом деле именно Бог заставляет солнце садиться. [ 9 ]

Наследие

[ редактировать ]

Доктрины Джама о Боге и атрибутах Бога были подхвачены критикой мутазилитов , которых противники иногда называли джахмитами. Мутазилиты считали, что Коран был создан , и это утверждение согласовывалось с [ нужна ссылка ] с записанным видом Джама.

Джам не оставил никаких произведений, но многие мусульманские ученые писали о его доктринах, а некоторые современные ученые написали о нем исследования. [ 10 ] [ 11 ]

Современники

[ редактировать ]

Мукатиль ибн Сулейман , один из первых комментаторов Корана, которого мусульмане-сунниты считают полной противоположностью Джама, который впал в другую крайность: [ 12 ] был современником Джама и особенно критически относился к нему. Между двумя мужчинами в мечети Марва разгорелся жаркий богословский и политический спор относительно божественных атрибутов, а также двух политических деятелей, с которыми оба мужчины были связаны. Каждый из них в конечном итоге написал книгу, опровергающую другого, и Мукатил использовал свои политические связи, чтобы добиться изгнания Джама из Балха и отправки его в Термез. [ 13 ] Мукатиль основал конкурирующее с Джахмией движение, известное как Мукатилия, и мусульмане-сунниты идентифицировали себя как находящиеся между тем, что они считают двумя крайностями (отрицанием и уподоблением божественных атрибутов, Татиля и Тасбиха). Сам Мукатиль был осужден такими учеными своего времени, как Абу Ханифа и Макки ибн Ибрагим (учитель аль-Бухари ). [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ]

Абу Ханифа (ум. 150 г. по хиджре) также резко критиковал Джама, и это было наряду с его критикой оппозиционного Мукатилии. В частности, Абу Ханифа дошел до того, что объявил Джама неверующим. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]

Более поздние ученые

[ редактировать ]

Теолог по имени Усман бин Саид ад-Дарими (ум. 280 г. по хиджре) (не путать с ад-Дарими, автором « Сунана ад-Дарими ») также написал опровержения Джама и написал большое опровержение известный джахмит по имени Бишр аль-Мариси , в котором он объявил его кафиром (неверующим). [ 19 ] Как и Мукатиль, сам Усман бин Саид подвергся критике, и были ученые, которые критиковали его за то, что он впадал в крайность, противоположную Джаму, будучи муджасимом (антропоморфистом). суннитский знаток хадисов и аскет аль-Хаким ат-Тирмизи (ум. ~280 г. по хиджре). В частности , ответ ему написал [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

Многие исследователи хадисов написали опровержения доктрин Джахма бин Сафвана, особенно суннитский исследователь хадисов Ахмад ибн Ханбал (ум. 241 г. по хиджре) и его ученики, такие как аль-Бухари (ум. 256 г. по хиджре) и Абу Дауд ас-Сиджистани (ум. 275 г. по хиджре). . [ 23 ] Аль-Бухари принял учение традиционалиста и ученого Калама ибн Куллаба вместе с аль-Карабиси в вопросах веры, который также отверг джахмию. Позднее суннитские теологи Калама продолжали критиковать его, в частности Абу Хасан аль-Ашари (ум. 324 г. по хиджре) и Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г. по хиджре), и он продолжал упоминаться в более поздних ашари и Ересиология Матуриди работает. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Краткая энциклопедия ислама, стр.83, Лейден, 1974 г.
  2. ^ Сулейман, Фарид (2019). Ибн Таймия и атрибуты Бога . Миры ислама - Миры ислама - Mondes de l'Islam (1-е изд.). Берлин: Де Грюйтер. стр. 40–41. ISBN  978-3-11-062322-2 . OCLC   1112223258 .
  3. ^ Эсс, Джозеф. "JAHM B. AFWAN - Иранская энциклопедия " www.iranicaonline.org . Иранская энциклопедия Получено 11 февраля.
  4. ^ Абдус Субхан, аль-Джахм бин Сафван и его философия, с. 221 в: Исламская культура 1937, У. Монтгомери Ватт, Ранние дискуссии о Коране, с. 28 в: Мусульманский мир 1950, ад-Дахаби, Мизан аль-Итидал 1:185.
  5. ^ В. Маделунг, Истоки споров относительно создания Корана, с. 505 в: Orientalia hispanica sive studia FM Pareja Octogenario dicata, Лейден, 1974.
  6. ^ У. Монтгомери Ватт, Энциклопедия ислама II, q.v. Сафван.
  7. ^ Хоутинг, Г.Р. (4 января 2002 г.). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661-750 гг. н.э. Рутледж. ISBN  978-1-134-55058-6 .
  8. ^ Клинтон Беннетт, «Спутник Блумсбери по исламским исследованиям», стр. 126. ISBN   1441138129 .
  9. ^ П.В. Пестман, Acta Orientalia Neerlandica: Материалы Конгресса Голландского восточного общества, состоявшегося в Лейдене по случаю его 50-летия, 8–9 мая 1970 г., стр. 85.
  10. ^ Источники о Джахмии во многом тенденциозны, как и все ересиографии прошлого. Современные исследования см.: Джамаль ад-Дин аль-Касими, [ нужна ссылка ] Тарих аль-Джахмия ва'ль-Мутазила, [ нужна ссылка ] Ясир Кади , [ нужна ссылка ] и Макалат аль-Джахм ибн Сафван ва Атаруа фи аль-Фирак аль-Исламия. [ нужна ссылка ]
  11. ^ Ричард М. Франк (1965). «Неоплатонизм Хама ибн Сафвана». Ле Музеон (68): 395–424.
  12. ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 12, 34.
  13. ^ Jump up to: а б Сирри, М., 2012. Мукатил б. Сулейман и антропоморфизм. Студия Исламика, 107 (1), стр. 38–64.
  14. ^ Ибн Раджаб аль-Ханбали, Баян Фадл Ильм аль-Салаф Сала Ильм аль-Халаф, изд. Мухаммад ибн Насир аль-Аджми (Бейрут: Дар аль-Башаир аль-Исламия, 2003), с. 55.
  15. ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 12, 33–34.
  16. ^ Аль-Хатиб аль-Багдади, Тарих, 15/212.
  17. ^ Ибн Хаджар аль-Аскалани, Тахзиб, 10/281.
  18. ^ Мамат, М.А., Акиб, МММ и Хусин, Б., 2014. Принципы Ахль аль-Сунна ва аль-Джама: введение и малайский перевод Васии имама Абу Ханифы. Журнал исламской веры и мысли, стр. 11-12.
  19. ^ См.: ар-Радд ала'л-Джахмия и Накд Усман б. Саид ала аль-Мариси аль-Джахми аль-Анид фи Ифтира ала Аллах фи ат-Таухид, Эр-Рияд, 1999.
  20. ^ Бин Садик аль-Ханбали, Юсуф. Хашия Аль-Мукаффак Ала Лумаа Аль-Муваффак. Куала-Лумпур: Апология PLT, 2020. с. XV
  21. ^ АЛЬ-ГЕЙУШИ, МУХАММАД ИБРАГИМ. «Аль-Хаким ат-Тирмизи: его труды и мысли». Исламское ежеквартальное издание 14.4 (1970): 159.
  22. ^ Аль-Тирмизи, Аль-Хаким. РС. Ответ на книгу Османа бин Саида из Аль-Рая. Библиотека Захирии.
  23. ^ Они написали соответственно: ар-Радд ала аз-Занадика ва'ль-Джахмия и Хакл Афал аль-Ибад ва'л-Радд ала аль-Джахмия ва-Ашаб ат-Татиль.
  24. ^ Хусейн, Мохаммед Юсофф. «[ru] Обсуждение Аль-Ашари Божьего знания». Исламийят 10 (1989).
  25. ^ Джарулла, ZH 1969. Тарих-и-Мутазила, тр. С. Раис Ахмед Джаффари. Карачи.
  26. ^ Стапа, Закария. «Положение мыслей аль-Ашари и аль-Матуриди в школе Ахли Сунна Вальджамаа / Положение мыслей аль-Ашари и аль-Матуриди в школе Ахли Сунна Вальджамаа». Исламийят 33 (2011): 37.
  27. ^ «Ибн Куллаб — Брилл» . Интернет-справочные материалы Brill.
  28. ^ Вахаб, Мухаммад Рашиди и Сайед Хадзруллатфи Сайед Омар. «Уровни мысли имама аль-Ашари в Символе веры». Международный журнал исламской мысли 3 (2013): 58-70. «Из-за этого аль-Бухари, как говорят, в большинстве вопросов, связанных с вопросом веры, придерживается мнения Ибн Куллаба и аль-Карабиси (аль-Аскалани 2001: 1/293)».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5677f3690ed01168447017bd9f503ecb__1722723000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/56/cb/5677f3690ed01168447017bd9f503ecb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jahm bin Safwan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)