Джам бин Сафван
Джахм ибн Сафван | |
---|---|
Джам бин Сафван | |
Рожденный | т. 696 г. н. э. |
Умер | ок. 745 г. н.э. |
Эра | Золотой век ислама |
Школа | Ага |
Основные интересы | Калам · Философия |
Известные идеи | Основатель школы Джахми · Джабария |
Джам бин Сафван ( арабский : جَهْم بن صَفْوان , романизированный : бин Ṣafwān ) был исламским богословом Омейядов периода Джам . При жизни он примкнул к лидеру повстанцев Аль-Харису ибн Сурайджу , диссиденту в Хорасане . Он был казнен в 745 году Салмом ибн Ахвазом. [ 1 ]
Достоверные исторические сведения о Джаме скудны и поступают из враждебно настроенных по отношению к нему источников более поздних периодов. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Джам был клиентом племени Бану Расеб. [ 3 ] Он родился в Куфе , но поселился в Хорасане при Тирмизе . Он учился у аль-Джаада б. Дирхам.
Джад б. Дирхам был учителем последнего халифа Омейядов, Марвана II , и описывается как Дахри и Зиндик (еретик) за то, что он был первым человеком, заявившим, что Бог не говорит, поэтому и создан Коран . [ 4 ] Сообщается, что он был первым мусульманином, который говорил о сотворении Корана и отвергал дружбу Авраама с Богом и разговор Моисея с Ним. [ 5 ] Имя Джама б. Позже Сафвана приписали – возможно, ложно – к богословскому движению, известному как Джахмия (см.: Джахмиты ). [ 6 ]
Джахм работал помощником аль-Хариса ибн Сурайджа во время восстания последнего против губернатора Омейядов Насра ибн Сайяра . Джам был убит во время первой попытки взять Мерв в 746 году, хотя восстание сильно ослабило власть Омейядов и косвенно способствовало успеху революции Аббасидов . [ 7 ]
Учения
[ редактировать ]Установление положительного содержания учений Яма затруднено, так как они воспроизводятся (в сокращенном виде) лишь в более поздних полемических произведениях, проверить которые невозможно. Однако говорят, что он учил, что только некоторые атрибуты могут быть приписаны Богу, такие как творение, божественная сила и действие, тогда как другие, такие как речь, не могут быть приписаны Богу. Поэтому он считал, что неправильно говорить о вечном слове Корана, поскольку Бог (по мнению Джама) вообще не является оратором. [ 8 ]
Джам был сторонником крайнего детерминизма, согласно которому человек действует только метафорически, подобно тому, как, как говорят, садится солнце: согласно Джаму, это лингвистическая условность, а не точное описание, поскольку на самом деле именно Бог заставляет солнце садиться. [ 9 ]
Наследие
[ редактировать ]Доктрины Джама о Боге и атрибутах Бога были подхвачены критикой мутазилитов , которых противники иногда называли джахмитами. Мутазилиты считали, что Коран был создан , и это утверждение согласовывалось с [ нужна ссылка ] с записанным видом Джама.
Джам не оставил никаких произведений, но многие мусульманские ученые писали о его доктринах, а некоторые современные ученые написали о нем исследования. [ 10 ] [ 11 ]
Критика
[ редактировать ]Современники
[ редактировать ]Мукатиль ибн Сулейман , один из первых комментаторов Корана, которого мусульмане-сунниты считают полной противоположностью Джама, который впал в другую крайность: [ 12 ] был современником Джама и особенно критически относился к нему. Между двумя мужчинами в мечети Марва разгорелся жаркий богословский и политический спор относительно божественных атрибутов, а также двух политических деятелей, с которыми оба мужчины были связаны. Каждый из них в конечном итоге написал книгу, опровергающую другого, и Мукатил использовал свои политические связи, чтобы добиться изгнания Джама из Балха и отправки его в Термез. [ 13 ] Мукатиль основал конкурирующее с Джахмией движение, известное как Мукатилия, и мусульмане-сунниты идентифицировали себя как находящиеся между тем, что они считают двумя крайностями (отрицанием и уподоблением божественных атрибутов, Татиля и Тасбиха). Сам Мукатиль был осужден такими учеными своего времени, как Абу Ханифа и Макки ибн Ибрагим (учитель аль-Бухари ). [ 14 ] [ 13 ] [ 15 ]
Абу Ханифа (ум. 150 г. по хиджре) также резко критиковал Джама, и это было наряду с его критикой оппозиционного Мукатилии. В частности, Абу Ханифа дошел до того, что объявил Джама неверующим. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Более поздние ученые
[ редактировать ]Теолог по имени Усман бин Саид ад-Дарими (ум. 280 г. по хиджре) (не путать с ад-Дарими, автором « Сунана ад-Дарими ») также написал опровержения Джама и написал большое опровержение известный джахмит по имени Бишр аль-Мариси , в котором он объявил его кафиром (неверующим). [ 19 ] Как и Мукатиль, сам Усман бин Саид подвергся критике, и были ученые, которые критиковали его за то, что он впадал в крайность, противоположную Джаму, будучи муджасимом (антропоморфистом). суннитский знаток хадисов и аскет аль-Хаким ат-Тирмизи (ум. ~280 г. по хиджре). В частности , ответ ему написал [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Многие исследователи хадисов написали опровержения доктрин Джахма бин Сафвана, особенно суннитский исследователь хадисов Ахмад ибн Ханбал (ум. 241 г. по хиджре) и его ученики, такие как аль-Бухари (ум. 256 г. по хиджре) и Абу Дауд ас-Сиджистани (ум. 275 г. по хиджре). . [ 23 ] Аль-Бухари принял учение традиционалиста и ученого Калама ибн Куллаба вместе с аль-Карабиси в вопросах веры, который также отверг джахмию. Позднее суннитские теологи Калама продолжали критиковать его, в частности Абу Хасан аль-Ашари (ум. 324 г. по хиджре) и Абу Мансур аль-Матуриди (ум. 333 г. по хиджре), и он продолжал упоминаться в более поздних ашари и Ересиология Матуриди работает. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Краткая энциклопедия ислама, стр.83, Лейден, 1974 г.
- ^ Сулейман, Фарид (2019). Ибн Таймия и атрибуты Бога . Миры ислама - Миры ислама - Mondes de l'Islam (1-е изд.). Берлин: Де Грюйтер. стр. 40–41. ISBN 978-3-11-062322-2 . OCLC 1112223258 .
- ^ Эсс, Джозеф. "JAHM B. AFWAN - Иранская энциклопедия " www.iranicaonline.org . Иранская энциклопедия Получено 11 февраля.
- ^ Абдус Субхан, аль-Джахм бин Сафван и его философия, с. 221 в: Исламская культура 1937, У. Монтгомери Ватт, Ранние дискуссии о Коране, с. 28 в: Мусульманский мир 1950, ад-Дахаби, Мизан аль-Итидал 1:185.
- ^ В. Маделунг, Истоки споров относительно создания Корана, с. 505 в: Orientalia hispanica sive studia FM Pareja Octogenario dicata, Лейден, 1974.
- ^ У. Монтгомери Ватт, Энциклопедия ислама II, q.v. Сафван.
- ^ Хоутинг, Г.Р. (4 января 2002 г.). Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661-750 гг. н.э. Рутледж. ISBN 978-1-134-55058-6 .
- ^ Клинтон Беннетт, «Спутник Блумсбери по исламским исследованиям», стр. 126. ISBN 1441138129 .
- ^ П.В. Пестман, Acta Orientalia Neerlandica: Материалы Конгресса Голландского восточного общества, состоявшегося в Лейдене по случаю его 50-летия, 8–9 мая 1970 г., стр. 85.
- ^ Источники о Джахмии во многом тенденциозны, как и все ересиографии прошлого. Современные исследования см.: Джамаль ад-Дин аль-Касими, [ нужна ссылка ] Тарих аль-Джахмия ва'ль-Мутазила, [ нужна ссылка ] Ясир Кади , [ нужна ссылка ] и Макалат аль-Джахм ибн Сафван ва Атаруа фи аль-Фирак аль-Исламия. [ нужна ссылка ]
- ^ Ричард М. Франк (1965). «Неоплатонизм Хама ибн Сафвана». Ле Музеон (68): 395–424.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 12, 34.
- ^ Jump up to: а б Сирри, М., 2012. Мукатил б. Сулейман и антропоморфизм. Студия Исламика, 107 (1), стр. 38–64.
- ^ Ибн Раджаб аль-Ханбали, Баян Фадл Ильм аль-Салаф Сала Ильм аль-Халаф, изд. Мухаммад ибн Насир аль-Аджми (Бейрут: Дар аль-Башаир аль-Исламия, 2003), с. 55.
- ^ Тохе, Ахмад. Мукатиль ибн Сулейман: забытая фигура в ранней истории комментариев Корана. Дисс. Бостонский университет, 2015. стр. 12, 33–34.
- ^ Аль-Хатиб аль-Багдади, Тарих, 15/212.
- ^ Ибн Хаджар аль-Аскалани, Тахзиб, 10/281.
- ^ Мамат, М.А., Акиб, МММ и Хусин, Б., 2014. Принципы Ахль аль-Сунна ва аль-Джама: введение и малайский перевод Васии имама Абу Ханифы. Журнал исламской веры и мысли, стр. 11-12.
- ^ См.: ар-Радд ала'л-Джахмия и Накд Усман б. Саид ала аль-Мариси аль-Джахми аль-Анид фи Ифтира ала Аллах фи ат-Таухид, Эр-Рияд, 1999.
- ^ Бин Садик аль-Ханбали, Юсуф. Хашия Аль-Мукаффак Ала Лумаа Аль-Муваффак. Куала-Лумпур: Апология PLT, 2020. с. XV
- ^ АЛЬ-ГЕЙУШИ, МУХАММАД ИБРАГИМ. «Аль-Хаким ат-Тирмизи: его труды и мысли». Исламское ежеквартальное издание 14.4 (1970): 159.
- ^ Аль-Тирмизи, Аль-Хаким. РС. Ответ на книгу Османа бин Саида из Аль-Рая. Библиотека Захирии.
- ^ Они написали соответственно: ар-Радд ала аз-Занадика ва'ль-Джахмия и Хакл Афал аль-Ибад ва'л-Радд ала аль-Джахмия ва-Ашаб ат-Татиль.
- ^ Хусейн, Мохаммед Юсофф. «[ru] Обсуждение Аль-Ашари Божьего знания». Исламийят 10 (1989).
- ^ Джарулла, ZH 1969. Тарих-и-Мутазила, тр. С. Раис Ахмед Джаффари. Карачи.
- ^ Стапа, Закария. «Положение мыслей аль-Ашари и аль-Матуриди в школе Ахли Сунна Вальджамаа / Положение мыслей аль-Ашари и аль-Матуриди в школе Ахли Сунна Вальджамаа». Исламийят 33 (2011): 37.
- ^ «Ибн Куллаб — Брилл» . Интернет-справочные материалы Brill.
- ^ Вахаб, Мухаммад Рашиди и Сайед Хадзруллатфи Сайед Омар. «Уровни мысли имама аль-Ашари в Символе веры». Международный журнал исламской мысли 3 (2013): 58-70. «Из-за этого аль-Бухари, как говорят, в большинстве вопросов, связанных с вопросом веры, придерживается мнения Ибн Куллаба и аль-Карабиси (аль-Аскалани 2001: 1/293)».