Jump to content

Амфибал


Амфибал
Святой Амфибал крестит новообращенных
Мученик
Рожденный неизвестный
Иска ( Карлеон )
Умер ( 304-06-25 ) 25 июня 304
Веруламиум ( Сент-Олбанс ), Хартфордшир
Почитается в Костел
Восточная Православная Церковь
Главный храм Собор Сент-Олбанс , Хартфордшир (реконструированная средневековая святыня)
Праздник 25 июня (или 22 июня)
Атрибуты Священник в плаще
Покровительство Христианин преследуется
Споры «Амфибал» почти наверняка не его настоящее имя; многие из основных деталей его жизни могут быть средневековыми украшениями.

Амфибал — почитаемый раннехристианский священник , который, как говорят, обратил святого Албана в христианство. Он занимал место в британской агиографии почти такое же почитаемое, как и сам Албан. [1] Согласно многим агиографическим отчетам, в том числе Гильдасу , Беде , Джеффри Монмутскому и Матфею Парижскому , Амфибал был римским христианином, бежавшим от религиозных преследований при императоре Диоклетиане . Альбан предложил Амфибалу приют в римском городе Веруламиум , в современной Англии . Албан был настолько впечатлен верой и учением священника, что начал подражать ему в богослужении и в конце концов сам стал христианином. Когда римские солдаты пришли схватить Амфибала, Альбан надел одежды Амфибала и был наказан вместо него. По словам Мэтью Пэрис, после мученической смерти Альбана римляне в конце концов поймали и замучили и Амфибала.

Имя и подлинность

[ редактировать ]

Гильдас ( ок. 570 г. ), Беда ( ок. 730 г. ) и три текста «Пассио» Альбана, восходящие к V веку, не упоминают Амфибала в своих рассказах об Альбане. Они называют Амфибала не святым, а просто священником и не сообщают о его мученической кончине . [2] [3] Амфибал получил свое имя и титул [1] когда Джеффри Монмутский написал свою Historia Regum Britanniae ( «История королей Британии») в XII веке. Возможно, Джеффри повторял имя священника, вошедшее в обиход в его время: [4] но также возможно, что Джеффри неправильно понял латинское слово, обозначающее плащ, амфиболы , который носил Альбан.

Вильгельм Левисон [5] отметил, что история имени, восходящая к Passio Albani V века , составлена ​​из заимствований из других житий святых и ей, по его словам, «нет места в рядах Acta martyrum искренняя ; это легендарная сказка..."

Джеффри Монмутский

[ редактировать ]

Джеффри повторил историю мученичества Альбана, изложенную Бедой в его знаменитой Historia Regum Britanniae. [6] (ок. 1136), с добавлением имени приютившего его духовника Амфибала . [7] Он рассказывает о церкви Амфибала в Винчестере, где король Константин отправил своего сына Константа в монахи. [8] и где другой, позже, Константин убил одного из сыновей Мордреда . [9] Джеффри, возможно, получил свое имя от Гильдаса , который описывает своего современника Константина, короля Думнонии , как облачившегося в амфибало , или «плащ», аббата, убившего в церкви двух королевских юношей. [10] Это также могло быть источником вдохновения для истории Джеффри об убийстве сына Мордреда и его ассоциации церкви Амфибала с королями по имени Константин. Как и почему история об Альбане оказалась связанной с историей короля Константина, остается загадкой, но это может быть результатом предприимчивого воображения Джеффри и путаницы источников.

Новый культ, изобретенный в 12 веке.

[ редактировать ]

Другие подробности о культе Амфибала берут начало в текстах, которые, судя по всему, были написаны с целью создания нового культа, в частности, чтобы дать вспомогательный контекст изобретению или «открытию» тела Амфибала в Редборне , недалеко от Сент-Олбанса в 1177. Тексты были созданы в аббатстве Сент-Олбанс во второй половине XII века и написаны монахом Уильямом Сент-Олбансом во время аббатства Симона (1167–1183). Он представил подробную версию истории святого Альбана и отвел в ней заметную роль новому святому мученику Амфибалу, имя которого, как он утверждает, нашел в творчестве Джеффри. [11]

Вильгельм Левисон , [12] заявил, что: «Аббатство влезло в большие долги; любой, кто знает средневековое злоупотребление благочестивой верой и пожертвованиями, не будет удивлен, узнав, что как раз в это время щедрость преданных была стимулирована открытием истории и, что более того, мощей святого Амфибала». [13] Бенджамин Гордон-Тейлор также предполагает, что «основным мотивом возникновения культа святого Амфибала был успех культа святого Фомы Кентерберийского». [14] (убит в 1170 г.).

Возникший новый рассказ об Амфибале (см. ниже) основан на ассоциациях со святым Альбаном. Вильгельм Левисон отметил: [15] что в рассказе о Гильдасе VI века фигурируют еще два мученика, Юлий и Аарон , которые, как говорят, были замучены вместе в VIII веке в Урбс Легионис, идентифицированном как Карлеон в Уэльсе. Между тем, большое количество людей, предположительно замученных вместе с Амфибалом, возможно, связано с неправильной транскрипцией, сделанной в ходе передачи Martyrologium Hieronymianum святого Иеронима ( Мартиролога ), который связывал большое количество мучеников, первоначально связанных с Руфином Александрийским. с Альбаном под датой 22 июня.

Местонахождение изобретения в Редборне было обнаружено недалеко от древних англосаксонских курганов. Говорят, что вместе с Амфибалом были найдены два ножа, типичные для древнего языческого англосаксонского захоронения. [16]

Гордон-Тейлор отмечает, что: «Культ святого Амфибала и его товарищей уникален в Англии конца двенадцатого века... в том смысле, что мы видим культ, начинающийся почти с нуля». [17] Джеффри Монмута Этот феномен свидетельствует о влиянии «Historia Regum» в то время, когда была обнаружена могила короля Артура в аббатстве Гластонбери . Примерно в то же время были обнаружены тела Амфибала и его спутников, о чем Гордон-Тейлор [18] предполагает, что это также было частично мотивировано конкуренцией с новым Кентерберийским культом Святого Фомы Бекета за привлечение паломников.

Агиография

[ редактировать ]

Большая часть того, что известно о жизни Амфибала, взято из агиографических текстов, посвященных Альбану, написанных через сотни лет после его смерти. Считалось, что он был гражданином Карлеона в III или IV веке. [19] Во время религиозных преследований Албан укрывал Амфибала от преследователей в своем доме. Священника считали набожным и верным человеком, и, находясь в доме Альбана, он молился и бодрствовал день и ночь. Он дал Альбану «полезные увещевания», побудив Альбана отказаться от своих прежних религиозных убеждений и последовать за Амфибалом в христианской вере. Альбан был настолько вдохновлен своим гостем, что решил пожертвовать своей жизнью ради спасения Амфибала. [20]

Мученичество святого Амфибала из рукописи Жизнь святого Албана» « Мэтью Пэрис XIII века (Дублин, библиотека Тринити-колледжа )

Считалось, что после мученической смерти Албана Амфибал вернулся в Карлеон, где обратил в христианство многих других, в том числе святых Юлия и Аарона. Считается, что в конце концов он был схвачен римлянами и возвращен в Веруламиум, где был убит за свою веру. Где и как он был убит, неясно. Некоторые источники говорят, что его обезглавили, другие говорят, что его ударили ножом. В более поздней версии легенды говорится, что через несколько дней Амфибал и несколько его товарищей были забиты камнями до смерти в Редборне, в четырех милях от Сент-Олбанса. Амфибал известен как один из четырех мучеников раннехристианской церкви в римской Британии наряду с Альбусом, Юлием и Ароном. О четырех ранних святых мало что известно, за исключением того, что, похоже, все они были знакомы друг с другом. [4]

В 1178 году, примерно через 800 лет после традиционной даты смерти Амфибала, его останки были обнаружены в Редборне в Хартфордшире , Англия , недалеко от города Сент-Олбанс . Согласно преданию, святой Альбан явился в видении монаху по имени Роберт, указывая на то, что он желает сообщить о местонахождении останков Амфибала. Роберт последовал духу Альбана и был приведен святым к останкам Амфибала и его спутников. Чудеса исцеления произошли немедленно, и настоятель приказал раскопать это место. Было обнаружено несколько тел, и одно тело, похоже, соответствовало манере смерти Амфибала. Тело, предположительно принадлежавшее Амфибалу, было перевезено в церковь Святого Албана, где был построен храм для поклонения мощам. [21]

Почитание

[ редактировать ]

Первая святыня Святого Амфибала стояла перед Большим Рудным экраном в норманнском аббатстве Святого Альбана, рядом с главным алтарем на северной стороне святилища Святого Альбана. В 1323 году обрушилась часть крыши аббатства, повредив святыню. Затем святыню перенесли в северный придел алтаря . В конце концов, около 1350 года, святыне было предоставлено место в центре ретрохора , к востоку от собственного святилища Святого Альбана в «Часовне Святого», с каменной гробницей, картинами и серебряной позолоченной пластиной. [22]

Святыня была разрушена во время роспуска монастырей при Генрихе VIII, а ее части использовались для блокировки восточных арок «Часовни Святых». Мощи были разбросаны; однако остатки святыни были обнаружены в 19 веке во время ремонта и собраны заново в 1872 году под руководством сэра Джорджа Гилберта Скотта . Каменный храм был восстановлен в 2021 году мастерской Скиллингтона. [23] и его можно увидеть в соборе Сент-Олбанс . В храме установлена ​​новая фигура в маске в память о его реконструкции во время пандемии Covid . [24]

Традиционно праздник Амфибала отмечался 22 июня. [25] Винчестерский собор находился под покровительством святого Амфибала до того, как он был посвящен святому Суизину примерно в 971 году, поэтому должен возникнуть, если не сомневаться, вопрос в контексте источника и хронологии гораздо более позднего культа Амфибала. [26]

  1. ^ Jump up to: а б Маккалок, Флоренция (1981). « Святые Альбан и Амфибал в произведениях Матфея Парижского : Дублин, Тринити-колледж, MS 177». Зеркало . 56 (4): 767. JSTOR   2847362 .
  2. ^ « Гилдас о разрушении Британии » (PDF) . Камелот онлайн . Проверено 16 января 2017 г.
  3. ^ « Церковная история народа Англии Беды » (PDF) . Камелот онлайн . Проверено 16 января 2017 г.
  4. ^ Jump up to: а б Терстон, Герберт. «Сент-Албан». Католическая энциклопедия. Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 25 декабря 2012 г.
  5. ^ Левисон, Вильгельм «Сент-Албан и Сент-Олбанс» в Antiquity 15, 1941, стр. 337–59, стр. 346.
  6. ^ Райт, Нил, Historia Regum Britanniae Джеффри Монмута , 1984, Берн, Burgerbibliothek, MS. 568, Кембридж; транс Торп, Льюис Джеффри Монмутский: История королей Британии , 1966, Penguin Classics; Текст на латыни в Интернете в Google Книгах; Онлайн-текст в Google Книгах;
  7. ^ Hist. Reg. V.5
  8. ^ Хист. Рег . VI.5
  9. ^ Хист. Рег. XI.4
  10. ^ Гильдас, De Excidio et Conquestu Britannia 28; текст и пер., Уинтерботтом, Майкл , Гильдас, Руины Британии , 1978, Лондон/Ччестер: Филлимор; «Гилдас «О разрушении Британии» (PDF) . Камелот онлайн . Проверено 16 января 2017 г.
  11. ^ Левисон, соч. цит .; Гордон-Тейлор, Бенджамин Николас «Житие святых Альбана и святого Амфибала в двенадцатом веке», 1991, Даремские диссертации, Даремский университет. Доступно на сайте Durham E-Theses Online: http://etheses.dur.ac.uk/6175/.
  12. ^ Левисон соч. цит. I, 354
  13. ^ Гулд, С. Бэринг и Фишер, Дж., 1907–13 «Жития британских святых» , 4 тома, Лондон: Общество Симмродорион; см. https://archive.org/stream/livesofbritishsa01bariuoft#page/160/mode/2up.
  14. ^ Гордон-Тейлор, соч. цитировать синопсис
  15. ^ Левисон соч. цитировать стр. 355
  16. ^ Левисон соч. цит. стр. 35–6; Гордон-Тейлор, op.cit, стр. 85–6.
  17. ^ Гордон-Тейлор, соч. цитировать стр. 110.
  18. ^ Гордон-Тейлор, соч. цит. стр. 66
  19. ^ Гиральдус Камбренсис. «Путешествие через Уэльс и описание Уэльса» . archive.org . Библиотека обывателя . Проверено 3 ноября 2013 г.
  20. ^ Беда. «Церковная история английской нации» . глава VIII . Фордэмский университет . Проверено 3 ноября 2013 г.
  21. ^ Пейдж, Уильям, изд., Дома монахов-бенедиктинцев: Монастырь Редборн, История графства Хартфорд: Том 4 (1971), стр. 416–419
  22. ^ Нэш Форд, Дэвид. « Святыни Сент-Олбанса: Святой Амфибал в фаворе и вне немилости » . Святые святыни Святого Олбанса в Хартфордшире . britannia.com. Архивировано из оригинала 31 января 2010 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
  23. ^ «Служба благословения недавно отреставрированного храма Святого Амфибала» в соборе Святого Олбанса.
  24. ^ «Ковид: на новой резьбе собора Сент-Олбанс изображена маска» . Новости Би-би-си. 7 мая 2021 г. Проверено 7 мая 2021 г.
  25. ^ « Святой Амфибал - Святые и ангелы - Католик онлайн» . Католик онлайн . Проверено 31 марта 2017 г.
  26. ^ Баттеркросс, город Винчестер
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e003e589b8fe8d3e754157339cb558b9__1708943580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/b9/e003e589b8fe8d3e754157339cb558b9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Amphibalus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)