Амфибал
Амфибал | |
---|---|
![]() Святой Амфибал крестит новообращенных | |
Мученик | |
Рожденный | неизвестный Иска ( Карлеон ) |
Умер | Веруламиум ( Сент-Олбанс ), Хартфордшир | 25 июня 304
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
Главный храм | Собор Сент-Олбанс , Хартфордшир (реконструированная средневековая святыня) |
Праздник | 25 июня (или 22 июня) |
Атрибуты | Священник в плаще |
Покровительство | Христианин преследуется |
Споры | «Амфибал» почти наверняка не его настоящее имя; многие из основных деталей его жизни могут быть средневековыми украшениями. |
Амфибал — почитаемый раннехристианский священник , который, как говорят, обратил святого Албана в христианство. Он занимал место в британской агиографии почти такое же почитаемое, как и сам Албан. [1] Согласно многим агиографическим отчетам, в том числе Гильдасу , Беде , Джеффри Монмутскому и Матфею Парижскому , Амфибал был римским христианином, бежавшим от религиозных преследований при императоре Диоклетиане . Альбан предложил Амфибалу приют в римском городе Веруламиум , в современной Англии . Албан был настолько впечатлен верой и учением священника, что начал подражать ему в богослужении и в конце концов сам стал христианином. Когда римские солдаты пришли схватить Амфибала, Альбан надел одежды Амфибала и был наказан вместо него. По словам Мэтью Пэрис, после мученической смерти Альбана римляне в конце концов поймали и замучили и Амфибала.
Имя и подлинность
[ редактировать ]Гильдас ( ок. 570 г. ), Беда ( ок. 730 г. ) и три текста «Пассио» Альбана, восходящие к V веку, не упоминают Амфибала в своих рассказах об Альбане. Они называют Амфибала не святым, а просто священником и не сообщают о его мученической кончине . [2] [3] Амфибал получил свое имя и титул [1] когда Джеффри Монмутский написал свою Historia Regum Britanniae ( «История королей Британии») в XII веке. Возможно, Джеффри повторял имя священника, вошедшее в обиход в его время: [4] но также возможно, что Джеффри неправильно понял латинское слово, обозначающее плащ, амфиболы , который носил Альбан.
Вильгельм Левисон [5] отметил, что история имени, восходящая к Passio Albani V века , составлена из заимствований из других житий святых и ей, по его словам, «нет места в рядах Acta martyrum искренняя ; это легендарная сказка..."
Джеффри Монмутский
[ редактировать ]Джеффри повторил историю мученичества Альбана, изложенную Бедой в его знаменитой Historia Regum Britanniae. [6] (ок. 1136), с добавлением имени приютившего его духовника Амфибала . [7] Он рассказывает о церкви Амфибала в Винчестере, где король Константин отправил своего сына Константа в монахи. [8] и где другой, позже, Константин убил одного из сыновей Мордреда . [9] Джеффри, возможно, получил свое имя от Гильдаса , который описывает своего современника Константина, короля Думнонии , как облачившегося в амфибало , или «плащ», аббата, убившего в церкви двух королевских юношей. [10] Это также могло быть источником вдохновения для истории Джеффри об убийстве сына Мордреда и его ассоциации церкви Амфибала с королями по имени Константин. Как и почему история об Альбане оказалась связанной с историей короля Константина, остается загадкой, но это может быть результатом предприимчивого воображения Джеффри и путаницы источников.
Новый культ, изобретенный в 12 веке.
[ редактировать ]Другие подробности о культе Амфибала берут начало в текстах, которые, судя по всему, были написаны с целью создания нового культа, в частности, чтобы дать вспомогательный контекст изобретению или «открытию» тела Амфибала в Редборне , недалеко от Сент-Олбанса в 1177. Тексты были созданы в аббатстве Сент-Олбанс во второй половине XII века и написаны монахом Уильямом Сент-Олбансом во время аббатства Симона (1167–1183). Он представил подробную версию истории святого Альбана и отвел в ней заметную роль новому святому мученику Амфибалу, имя которого, как он утверждает, нашел в творчестве Джеффри. [11]
Вильгельм Левисон , [12] заявил, что: «Аббатство влезло в большие долги; любой, кто знает средневековое злоупотребление благочестивой верой и пожертвованиями, не будет удивлен, узнав, что как раз в это время щедрость преданных была стимулирована открытием истории и, что более того, мощей святого Амфибала». [13] Бенджамин Гордон-Тейлор также предполагает, что «основным мотивом возникновения культа святого Амфибала был успех культа святого Фомы Кентерберийского». [14] (убит в 1170 г.).
Возникший новый рассказ об Амфибале (см. ниже) основан на ассоциациях со святым Альбаном. Вильгельм Левисон отметил: [15] что в рассказе о Гильдасе VI века фигурируют еще два мученика, Юлий и Аарон , которые, как говорят, были замучены вместе в VIII веке в Урбс Легионис, идентифицированном как Карлеон в Уэльсе. Между тем, большое количество людей, предположительно замученных вместе с Амфибалом, возможно, связано с неправильной транскрипцией, сделанной в ходе передачи Martyrologium Hieronymianum святого Иеронима ( Мартиролога ), который связывал большое количество мучеников, первоначально связанных с Руфином Александрийским. с Альбаном под датой 22 июня.
Местонахождение изобретения в Редборне было обнаружено недалеко от древних англосаксонских курганов. Говорят, что вместе с Амфибалом были найдены два ножа, типичные для древнего языческого англосаксонского захоронения. [16]
Гордон-Тейлор отмечает, что: «Культ святого Амфибала и его товарищей уникален в Англии конца двенадцатого века... в том смысле, что мы видим культ, начинающийся почти с нуля». [17] Джеффри Монмута Этот феномен свидетельствует о влиянии «Historia Regum» в то время, когда была обнаружена могила короля Артура в аббатстве Гластонбери . Примерно в то же время были обнаружены тела Амфибала и его спутников, о чем Гордон-Тейлор [18] предполагает, что это также было частично мотивировано конкуренцией с новым Кентерберийским культом Святого Фомы Бекета за привлечение паломников.
Агиография
[ редактировать ]Большая часть того, что известно о жизни Амфибала, взято из агиографических текстов, посвященных Альбану, написанных через сотни лет после его смерти. Считалось, что он был гражданином Карлеона в III или IV веке. [19] Во время религиозных преследований Албан укрывал Амфибала от преследователей в своем доме. Священника считали набожным и верным человеком, и, находясь в доме Альбана, он молился и бодрствовал день и ночь. Он дал Альбану «полезные увещевания», побудив Альбана отказаться от своих прежних религиозных убеждений и последовать за Амфибалом в христианской вере. Альбан был настолько вдохновлен своим гостем, что решил пожертвовать своей жизнью ради спасения Амфибала. [20]

Считалось, что после мученической смерти Албана Амфибал вернулся в Карлеон, где обратил в христианство многих других, в том числе святых Юлия и Аарона. Считается, что в конце концов он был схвачен римлянами и возвращен в Веруламиум, где был убит за свою веру. Где и как он был убит, неясно. Некоторые источники говорят, что его обезглавили, другие говорят, что его ударили ножом. В более поздней версии легенды говорится, что через несколько дней Амфибал и несколько его товарищей были забиты камнями до смерти в Редборне, в четырех милях от Сент-Олбанса. Амфибал известен как один из четырех мучеников раннехристианской церкви в римской Британии наряду с Альбусом, Юлием и Ароном. О четырех ранних святых мало что известно, за исключением того, что, похоже, все они были знакомы друг с другом. [4]
В 1178 году, примерно через 800 лет после традиционной даты смерти Амфибала, его останки были обнаружены в Редборне в Хартфордшире , Англия , недалеко от города Сент-Олбанс . Согласно преданию, святой Альбан явился в видении монаху по имени Роберт, указывая на то, что он желает сообщить о местонахождении останков Амфибала. Роберт последовал духу Альбана и был приведен святым к останкам Амфибала и его спутников. Чудеса исцеления произошли немедленно, и настоятель приказал раскопать это место. Было обнаружено несколько тел, и одно тело, похоже, соответствовало манере смерти Амфибала. Тело, предположительно принадлежавшее Амфибалу, было перевезено в церковь Святого Албана, где был построен храм для поклонения мощам. [21]
Почитание
[ редактировать ]Первая святыня Святого Амфибала стояла перед Большим Рудным экраном в норманнском аббатстве Святого Альбана, рядом с главным алтарем на северной стороне святилища Святого Альбана. В 1323 году обрушилась часть крыши аббатства, повредив святыню. Затем святыню перенесли в северный придел алтаря . В конце концов, около 1350 года, святыне было предоставлено место в центре ретрохора , к востоку от собственного святилища Святого Альбана в «Часовне Святого», с каменной гробницей, картинами и серебряной позолоченной пластиной. [22]
Святыня была разрушена во время роспуска монастырей при Генрихе VIII, а ее части использовались для блокировки восточных арок «Часовни Святых». Мощи были разбросаны; однако остатки святыни были обнаружены в 19 веке во время ремонта и собраны заново в 1872 году под руководством сэра Джорджа Гилберта Скотта . Каменный храм был восстановлен в 2021 году мастерской Скиллингтона. [23] и его можно увидеть в соборе Сент-Олбанс . В храме установлена новая фигура в маске в память о его реконструкции во время пандемии Covid . [24]
Традиционно праздник Амфибала отмечался 22 июня. [25] Винчестерский собор находился под покровительством святого Амфибала до того, как он был посвящен святому Суизину примерно в 971 году, поэтому должен возникнуть, если не сомневаться, вопрос в контексте источника и хронологии гораздо более позднего культа Амфибала. [26]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маккалок, Флоренция (1981). « Святые Альбан и Амфибал в произведениях Матфея Парижского : Дублин, Тринити-колледж, MS 177». Зеркало . 56 (4): 767. JSTOR 2847362 .
- ^ « Гилдас о разрушении Британии » (PDF) . Камелот онлайн . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ « Церковная история народа Англии Беды » (PDF) . Камелот онлайн . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Терстон, Герберт. «Сент-Албан». Католическая энциклопедия. Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907. 25 декабря 2012 г.
- ^ Левисон, Вильгельм «Сент-Албан и Сент-Олбанс» в Antiquity 15, 1941, стр. 337–59, стр. 346.
- ^ Райт, Нил, Historia Regum Britanniae Джеффри Монмута , 1984, Берн, Burgerbibliothek, MS. 568, Кембридж; транс Торп, Льюис Джеффри Монмутский: История королей Британии , 1966, Penguin Classics; Текст на латыни в Интернете в Google Книгах; Онлайн-текст в Google Книгах;
- ^ Hist. Reg. V.5
- ^ Хист. Рег . VI.5
- ^ Хист. Рег. XI.4
- ^ Гильдас, De Excidio et Conquestu Britannia 28; текст и пер., Уинтерботтом, Майкл , Гильдас, Руины Британии , 1978, Лондон/Ччестер: Филлимор; «Гилдас «О разрушении Британии» (PDF) . Камелот онлайн . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Левисон, соч. цит .; Гордон-Тейлор, Бенджамин Николас «Житие святых Альбана и святого Амфибала в двенадцатом веке», 1991, Даремские диссертации, Даремский университет. Доступно на сайте Durham E-Theses Online: http://etheses.dur.ac.uk/6175/.
- ^ Левисон соч. цит. I, 354
- ^ Гулд, С. Бэринг и Фишер, Дж., 1907–13 «Жития британских святых» , 4 тома, Лондон: Общество Симмродорион; см. https://archive.org/stream/livesofbritishsa01bariuoft#page/160/mode/2up.
- ^ Гордон-Тейлор, соч. цитировать синопсис
- ^ Левисон соч. цитировать стр. 355
- ^ Левисон соч. цит. стр. 35–6; Гордон-Тейлор, op.cit, стр. 85–6.
- ^ Гордон-Тейлор, соч. цитировать стр. 110.
- ^ Гордон-Тейлор, соч. цит. стр. 66
- ^ Гиральдус Камбренсис. «Путешествие через Уэльс и описание Уэльса» . archive.org . Библиотека обывателя . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Беда. «Церковная история английской нации» . глава VIII . Фордэмский университет . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Пейдж, Уильям, изд., Дома монахов-бенедиктинцев: Монастырь Редборн, История графства Хартфорд: Том 4 (1971), стр. 416–419
- ^ Нэш Форд, Дэвид. « Святыни Сент-Олбанса: Святой Амфибал в фаворе и вне немилости » . Святые святыни Святого Олбанса в Хартфордшире . britannia.com. Архивировано из оригинала 31 января 2010 года . Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ «Служба благословения недавно отреставрированного храма Святого Амфибала» в соборе Святого Олбанса.
- ^ «Ковид: на новой резьбе собора Сент-Олбанс изображена маска» . Новости Би-би-си. 7 мая 2021 г. Проверено 7 мая 2021 г.
- ^ « Святой Амфибал - Святые и ангелы - Католик онлайн» . Католик онлайн . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Баттеркросс, город Винчестер