Конан Мериадок
Конан Мериадок | |
---|---|
Рожденный | 4 век |
Известный | Легендарный британский кельт , который, как говорят, основал Бретань. |
Супруг | Святая Урсула |
Конан Мериадок ( / ˈk oʊ n лидер , ən / ; валлийский : Cynan Meiriadog ; бретонский : Konan Meriadeg ) — легендарный британский кельтский которому приписывают основание Бретани . Версии его истории распространялись как в Бретани, так и в Великобритании, по крайней мере, с начала XII века и вытеснили более ранние легенды об основании Бретани. Его история известна в двух основных версиях, которые появляются в валлийском тексте, известном как «Сон Максена Вледига» , и в Джеффри Монмута » «Historia Regum Britanniae . Оба текста связывают его с Магнусом Максимом ( Максен Вледик , правил 383–388), римским узурпатором против династии Валентиниана , который, как широко считалось, лишил Британию ее защиты, когда он взял ее легионы, чтобы претендовать на императорский трон. Говорят, что двоюродная сестра Конана, Святая Элен , была женой Максена Вледича.
Ранние доказательства
[ редактировать ]Самое раннее неоспоримое свидетельство, связывающее Конана с основанием Бретани, появляется в Житии святого Гюртьерна , включенном в Картулярий Кемперле, составленный между 1118 и 1127 годами. [1] Этот текст прослеживает происхождение Гуртьерна от предка Бели Мавра , сына Аутама Сениса (Утама Старого), человека, известного в более поздних источниках как Эудаф Хен и Октавиус. У Аутэма рождается еще один сын, Кенан ( староваллийское написание имени Конан), который, как говорят, был основателем Бретани. [1] [2] Эта ссылка показывает, что история Конана была известна в Бретани сравнительно рано, но некоторые данные позволяют предположить, что она была импортирована из Уэльса. Составитель текста Гурхеден говорит, что источником информации был некий «Ютаэль, сын Эйдана»; хотя имя Ютаэль является бриттским именем, известным в Уэльсе и Бретани, а также в Девоне и Корнуолле, гэльское имя Эйдан не засвидетельствовано в ранней Бретани, но известно в Уэльсе. Кроме того, генеалогия Гуртьерна во многом соответствует происхождению, приписываемому в других местах валлийскому святому Кадоку , что еще раз указывает на валлийское происхождение. [1]
Конан Мериадок также появляется в прологе к «Латинскому житию святого Гоэзновия» , хотя дата этого текста оспаривается. Пролог, единственная сохранившаяся часть произведения, сохранился в копии французского историка Пьера Ле Бо (умер в 1505 г.), но содержит отрывок, утверждающий, что он был первоначально написан в 1019 г. неким Гийомом, слугой епископа Эдо. Эту дату защищали Гвенаэль Ледюк и Леон Флерио . Однако Юбер Гильотель утверждает, что текст датируется серединой XII века. [3]
Есть свидетельства того, что Конан Мериадок фигурировал в британской пророческой традиции как мессианский спаситель, который вернется, чтобы возглавить свой народ в трудную минуту. Кинан Кадваладром появляется в нескольких пророческих поэмах, в первую очередь в «Армес Придейн» , где он упоминается наряду с как фигура, возвращение которой обещано. [4] Джеффри Монмутский , чье знание этой традиции проявляется как в Historia Regum Britanniae, так и в Vita Merlini , конкретно отождествлял этого Кинана с Конаном Мериадоком. Рэйчел Бромвич предполагает, что Джеффри опирался на более старую традицию, отождествляющую основателя Бретани с пророческим Кинаном, и утверждает, что это отождествление сделано уже в «Армесе Придейне» . В то время, когда был составлен Армес Придейн , бретонская знать под предводительством Алана II, герцога Бретани, заключила союз с Этельстаном , королем Англии , перед лицом нападений викингов на их территорию. Хиуэл Дда , тогдашний правитель большей части Уэльса, также в то время установил аналогичные отношения с Этельстаном. Несмотря на это, поэт неоднократно упоминает жителей Ллидо (Бретань) как часть своего предсказанного панкельтского союза, который навсегда вытеснит англичан из Британии. Бромвич читает строку « A chymot Cynan gan y gilyd » («между Кинаном и его собратьями будет согласие») как отсылку к воссоединению бретонцев и их лидера Конана Мериадока с их собратьями-британцами. [4]
Джеффри и мечта Максена
[ редактировать ]История Конана засвидетельствована в нескольких средневековых источниках, наиболее существенными версиями являются те, которые включены в « Historia Regum Britanniae » Джеффри Монмута и валлийскую сказку, известную как «Сон Максена Вледига» . Оба они связывают Конана и основание Бретани с историей римского узурпатора Магнуса Максима , хотя в обоих случаях это сильно приукрашено. В «Джеффри» Конан — племянник Октавиуса, короля бриттов (валлийский Эудаф Хен ), и потенциальный наследник престола. Когда вместо этого трон предлагается «Максимиану», версии Магнуса Максимуса Джеффри, Конан сначала выступает против него, но они примиряются после женитьбы Максимиана на дочери Октавиуса. Позже Максимиан возглавляет армии Британии в походе на Рим и быстро завоевывает Арморику, где назначает Конана королем с указанием основать «другую Британию». Он делает это, отражает многочисленные нападения галлов и аквитанцев и просит британских жен для своих людей у регента Максимиана. Дионот , в чью дочь, святую Урсулу , он, как говорили, был «само страстно влюблен», как это отражено в ее легендах. Позже, когда Максимиан был убит в Риме, его бегущие войска возвращаются в Арморику и присоединяются к поселению Конана. [5]
Версия истории, представленная в «Сне Максена Вледига», отличается от версии «Истории» по ряду пунктов. Хотя текст датирован позже Джеффри, он содержит материал старше любой версии. В «Сне » Конан — сын, а не племянник Эудафа Хена (Октавиус Джеффри) и брат Святой Елены. Максен Вледиг (Магнус Максимус), здесь изображенный как законный римский император, а не узурпатор, видит Элен и ее королевство во сне , разыскивает ее и женится на ней. В этой версии Конан и его брат Афаон сразу же становятся верными соратниками Максена, позже помогая ему вернуть себе трон Рима. За эту услугу благодарный Максен дает Конану разрешение возглавить свою армию для завоевания любого королевства, которое он пожелает. Конан выбирает Арморику, где убивает всех мужчин и заменяет их своими солдатами. Затем он приказывает вырезать языки всем женщинам, чтобы их речь не испортила речь бриттов; причудливая этимология связывает это событие с валлийским названием Бретани, Ллидо , предположительно от валлийского lled-taw или «полумолчаливый». [6] [7]
Более поздние события
[ редактировать ]История Конана стала доминирующим мифом-основателем бретонцев на сотни лет. [1] Более ранние традиции основания бриттонского поселения в Арморике записаны в Гильдаса « De Excidio et Conquestu Britanniae» и в житиях различных святых. [4] Особенно важны в этом отношении истории о так называемых семи святых-основателях Бретани , которые были в значительной степени забыты или упущены из виду после распространения легенды о Конане.
После Джеффри и «Сны о Максене » Конан впоследствии появляется как фигура-основатель в нескольких генеалогиях бретонских аристократических семей. Он почитается как предок Роханов , согласно Житию святого Мериадока , главный герой которого, как говорят, произошел от него. [8] Мериадок появляется в одной из генеалогий из колледжа Иисуса MS 20 , в которой прослеживается происхождение Герайнта Маба Эрбина , короля Думнонии в Западной Стране , обратно на «Кинанскую карту Эудафа Хена». [2] В корнуоллской чудо-пьесе «Бёнанс Мериасек » Конан — родственник святого Мериасека , который пытается (безуспешно) отговорить Мериасека от религиозной жизни. [1]
В 15 веке бретонцы использовали историю Конана в том виде, в котором она представлена в « Житии святого Мериадока» , чтобы установить превосходство бретонской аристократии над королями Франции. [9] Политическое влияние этой истории уменьшилось после объединения Бретани и Франции в 1532 году, и после этого ее популярность снизилась. Однако в 17 веке Роханы использовали свое предполагаемое происхождение от Конана Мериадока, чтобы добиться статуса « иностранных принцев » при французском дворе; Король Людовик XIV признал их родословную, но отрицал их иностранный статус. [8] Начиная с середины 18 века бретонские историки пытались установить историческое существование Конана, хотя сейчас он считается мифической фигурой. [8]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Кох, с. 474.
- ^ Jump up to: а б Бромвич, г. 320.
- ^ Кук, с. 473.
- ^ Jump up to: а б с Бромвич, г. 321.
- ^ История королей Британии , Книга 5, гл. 9–16 .
- ^ Кох, стр. 1231–1232.
- ^ Мечта Максена Вледига .
- ^ Jump up to: а б с Кох, с. 475.
- ^ Кох, стр. 474–475.
Ссылки
[ редактировать ]- Бромвич, Рэйчел (2006). Триодд Инис Прайдейн: Триады острова Британия . Издательство Уэльского университета. ISBN 0-7083-1386-8 .
- Кох, Джон Т. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 1-85109-440-7 .