Вортипорий


Вортипориус или Вортипор ( староваллийский : Гуортепир , средневаллийский : Гврдебер или Гвертефир ) [1] был королем Дайфеда в начале-середине VI века. Он правил территорией, примерно соответствующей современным и Кармартенширу в Пембрукширу Уэльсе . Записи этой эпохи скудны, и о нем и его королевстве практически ничего не известно. Единственная современная информация о Вортипории исходит от валлийского священнослужителя Гильдаса в весьма аллегорическом осуждении из его De Excidio et Conquestu Britanniae (англ. «О разрушении и завоевании Британии» ). Во время написания произведения (ок. 540 г.) Гильдас сообщает, что Вортипорий был царем Дифеда , что он поседел от старости, что его жена умерла и что у него была по крайней мере одна дочь. [2] [3]
Как легендарный король в Джеффри Монмутского в XII веке трактовке «Дело Британии» , Historia Regum Britanniae , Вортипорий был преемником Аврелия Конана , и ему наследовал Малго . Он не упоминается в Historia Brittonum 9-го века, приписываемой Неннию . Вортипориус появляется в ирландской генеалогии, приведенной в произведении 8-го века «Изгнание Деиси» , в котором его имя указано как Гартбуир . [4] Родословная, указанная в Harley MS 5389 , написана ок. 1100 г., почти идентичен, его имя дано как Гуортепир . [5] В колледже Иисуса MS. 20 , его зовут Гврдебер . [6] В генеалогии в «Изгнании» говорится, что он был потомком Эохайда Олмюира (англ. «Eochaid the Foreigner» [буквально (из) заморского ]), [7] который, как говорят, возглавлял септу Деиси в их поселении Дифед ок. 270. [8]
Мемориальный камень был обнаружен в 1895 году возле церкви Кастель Дуиран в Кармартеншире с христианским крестом и надписями на латыни и огаме . [9] Посвященный Вотепоригису в латинской надписи и Вотекоригасу в огаме, сразу же предположили, что это относится к Вортипорию. Однако это предположение опровергается современным лингвистическим анализом, который отмечает, что отсутствие буквы «r» в первом слоге «Voteporigis»/«Votecorigas» имеет большое значение, и поэтому камень должен быть посвящен другому человеку. [10] Латинский родительный падеж явно подразумевает именительный падеж Voteporix .
Гильдас
[ редактировать ]
В его De Excidio et Conquestu Britanniae (англ. «О разрушении и завоевании Британии »), написанном ок. В 540 году Гильдас аллегорически осуждает пятерых британских королей, сравнивая их со зверями христианского Апокалипсиса , выраженными в библейской Книге Откровения , 13:2: львом, леопардом, медведем и драконом. [11] В ходе своего осуждения Гильдас мимоходом упоминает других зверей, упомянутых в Апокалипсисе, таких как орел, змей, теленок и волк. Вортипория называют «пятнистым леопардом» и «тираном деметийцев», где Деметия — древнее имя Дифеда .
Гильдас ограничивает свое внимание королями Гвинеда ( Маэлгун Гвинед ), Дифеда (Вортипориус), Пенллина (вероятно, поскольку его король Кунеглас/Кинлас фигурирует в королевских генеалогиях, связанных с этим регионом), [12] Дамнония / Альт-Клуд (Константин) и неизвестный регион, связанный с Канином. Это все валлийские королевства, за исключением Альт-Клуда, который имел давние и постоянные отношения с Гвинедом и его королями, хотя вполне вероятно, что он мог ссылаться здесь на Думнонию или современный Корнуолл, который ближе к другим упомянутым королевствам.
Причина недовольства Гильдаса этими людьми неизвестна. Он был избирательным в выборе королей, так как у него не было комментариев относительно королей других британских королевств, которые процветали в то время, таких как Регед , Гододдин , Элмет , Пенгверн/Поуис или королевств современной южной Англии. . Гильдас возмущается моральной развращенностью и начинает осуждение пяти королей с нападения на мать одного из королей, называя ее «нечистой львицей». [13] [14]
О Вортипории Гильдас мало что говорит, кроме осуждения за «грехи» и предоставления нескольких ранее упомянутых личных подробностей. Его называют плохим сыном хорошего отца. Гильдас также нападает на свою дочь, называя ее «бесстыдной». [2] [3] и подразумевает, что Вортипориус изнасиловал ее или имел с ней сексуальные отношения. [15]
Возможный камень-памятник
[ редактировать ]
Памятник с латинскими и ирландскими надписями огама , датируемый V или VI веком, известен в Кастель-Двиране, Кармартеншир, Уэльс. Его латинская надпись гласит: Memoria Voteporigis Protictoris (английский: Памятник Защитнику Вотепорикса ). Надпись на огаме содержит только гойдельскую форму его имени в родительном падеже : Votecorigas (ранний гойдельский язык не имел звука /p/). Защитник (здесь пишется Protictoris в родительном падеже) в латинской надписи может означать почетный титул римской эпохи, дарованный его предкам и сохранившийся в качестве наследственного титула до VI века. Однако лингвист Эрик Хэмп задается вопросом, действительно ли это название, предполагая, что «Защитник» может быть скорее латинским переводом слова «Уотепорикс» (которое, по сути, имеет то же значение, что и латынь), «своего рода ономастического пояснительного толкования». [16] Надпись огама на гойделике показывает, что примитивный ирландский язык в то время все еще использовался в этой части Британии и еще не вымер в Южном Уэльсе. [17] [18]
Первоначальное местонахождение камня в церкви находится рядом с лугом, известным в местном масштабе как Парк-ир-Эглвис . Местная традиция предостерегает, что пахать рядом с церковью нельзя. Осмотр луга выявил наличие больших кругов хижин.

Остается существенный вопрос относительно того, относится ли камень к Вортипорию или к человеку с таким же именем, «Вотепоригис», поскольку буква «r» в первом слоге придала бы имени другое значение. Рис утверждал, что эти два человека были одним и тем же человеком, говоря, что буква «р» была добавлена позже, и выдвигая несколько предположений относительно того, как это могло произойти. [18] Однако он работал до достижений двадцатого века в изучении древних кельтских языков , и его филологические выводы вызывают подозрения. Совсем недавно Патрик Симс-Уильямс [19] отмечает, что эти два имени не могут относиться к одному и тому же человеку из-за различий в их этимологии, добавляя, что датировка камня временем Вортипория может быть неверной, поскольку она основана на неточной датировке рукописей и их транскрипций. [10]
Джеффри Монмутский
[ редактировать ]Упоминание Джеффри о Вортипории содержится в краткой главе, озаглавленной «Уортипориус, объявленный королем, побеждает саксов». Он говорит, что Уортипорий сменил Аврелия Конана , и после того, как он был объявлен королем, саксы восстали против него и привели своих соотечественников из Германии в большом флоте, но они были разбиты. Затем Уортипориус мирно правил в течение четырех лет, и ему наследовал «Малго» ( Маэлгун Гвинед ). [20] Богатое воображение Джеффри — единственный источник этой информации.
«Мивирская археология Уэльса» , сборник валлийских историй начала XIX века, повторяет рассказ Джеффри, называя его «Гвертевиром» (хотя правильное современное валлийское написание Вортипориуса — Гврдебир; здесь это имя перепутано с именем Вортимер , сын Вортигерна ). [21] В своей книге Britannicarum Ecclesiarum Antiquitates Джеймс Ашер также повторяет это сообщение, приписывая информацию Джеффри. [22]
Семья
[ редактировать ]Вортипор был сыном Аэргола Лаухира , [23] итак, внук Триффина Фарфога . [24] У него был сын по имени Кынгар .
См. также
[ редактировать ]- Вортимер , также известный как Гвертефир в валлийских источниках.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кох, Джон, Кельтская культура: историческая энциклопедия, ABC-CLIO, 2006, стр. 864: «В древневаллийских источниках имя Гуортепир, соответствующее Вортепорию Гильдаса... отличается от Гортемира, но в средневаллийских текстах эти два имеют тенденцию сливаться вместе как Гвертефир, причем первое неисторически принимает форму второго. ."
- ^ Jump up to: а б Джайлз 1841 : 27–28, De Excidium , раздел 31 (на английском языке)
- ^ Jump up to: а б Джайлс 1847 : 246–279, De Excidio , раздел 31 (на латыни)
- ^ Мейер 1901 : 112–113, Изгнание Десси . Ирландская форма задается как «Туадор мак Ригин мак Катакуинд мак Кэйттенн мак Клотенн мак Наи мак Артур мак Ретеоир мак Конгайр мак Гартбуир мак Алкоголь мак Трестин мак Аеда Броск мак Корат мак Эхах Альмуир мак Артчуирп». Перевод Мейера звучит так: «Теудор, сын Регина, сын Катгокауна, сын Катена, сын Клотена, сын Нугоя, сын Артура, сын Петра, сын Цинкара, сын Гуртепира , сын Аиркола, сын Трифуна, сын Аэда Броска , сына Кората, сына Эохайда Аллмуира , сына Арткорпа».
- ^ Филлимор 1888 : 171, Harleian MS. 3859 , "... карта Теудоса карта Регина карта Катгокауна карта Катена карта Клотена карта Нугоя карта Артура карта Петра карта Цинкара карта Гуортепира карта Эйркола карта Трифуна ...".
- ^ Филлимор 1887 :86, Родословные из колледжа Иисуса, MS. 20 . "... Теудос М. Гвгаун М. Катен М. Элеотен М. Неннуэ М. Артур М. Педер М. Кингар М. Гврдебер М. Эрбин М. Эйркол лохир М. трипхун М. Эвейн врейск М. Синдур бендигейт... ". Эвейн врейск здесь указан вместо Аеда Броска, данного в другом месте, а Эрбин вставлен между Гврдебером и Эйрколом, где он больше нигде не указан.
- ^ Словарь ирландского языка, компактное издание, Королевская ирландская академия, 1998; Оллмюр, с. 37, графа 289, строка 078
- ^ Мейер, Куно (1896), «Ранние отношения между Гаэлем и Бритоном» , в Эвансе, Э. Винсент (ред.), Труды Почетного общества Симмродориона , сессия 1895–1896, том. Я, Лондон: Почетное общество Симмродориона, стр. 55–86.
- ^ Лоуз, Эдвард (1895), «Открытие надгробия Вортипора, принца Деметии» , Archaeologia Cambrensis , пятая серия, том. XII, Лондон: Час. Дж. Кларк, стр. 303–306.
- ^ Jump up to: а б Симс-Уильямс, Патрик (2003), Кельтские надписи Британии: фонология и хронология, ок. 400–1200 , Оксфорд: Blackwell Publishers, стр. 342, 346–347, ISBN. 1-4051-0903-3
- ^ * Аноним (1884), «Откровение 13-2» , Святая Библия , Нью-Йорк: Американское библейское общество, стр. 219 — «И зверь, которого я видел, был подобен леопарду , и ноги его были, как ноги медведя , и пасть его, как пасть льва ; и дал ему дракон силу свою, и сиденье свое, и великую власть." (добавлено подчеркивание)
- ^ Ллойд 1911 : 133, История Уэльса , Том. я
- ^ Джайлз 1841 : 24–25, De Excidio , разделы 28 и 29 (на английском языке)
- ^ Джайлз 1847 : 244–245, De Excidio , разделы 28 и 29 (на латыни)
- ^ Гильдас, Де Эксидио, Глава 31, «из-за насилия над бесстыдной дочерью »
- ^ Хэмп, Эрик П. «Voteporigis Protictoris», в Celtic Studies, 30, 1996, стр. 293.
- ^ Ллойд 1911 : 132–133, История Уэльса , Том. я
- ^ Jump up to: а б Рис, Джон (1895), «Заметки о надписях на надгробии Вотипора, принца Деметии» , Archaeologia Cambrensis , пятая серия, том. XII, Лондон: Час. Дж. Кларк, стр. 307–313.
- ^ Симс-Уильямс, Патрик, Кельтские надписи Британии: фонология и хронология (Оксфорд, 2003), стр. 346-47.
- ^ Джайлз, Джон Аллен, изд. (1848), «Британская история Джеффри Монмута» , Шесть староанглийских хроник , Лондон: Джордж Белл и сыновья (опубликовано в 1900 г.), стр. 89–294.
- ^ Джонс, Оуэн ; Моргануг, Иоло ; Пью, Уильям Оуэн , ред. (1801), «Брют Г. Аб Артур» , Мивирская археология Уэльса (Проза) , том. II, Лондон: Джонс, Моргануг и Пью, с. 359
- ^ Ашер, Джеймс (1639 г.), «Глава IV» , в Элрингтоне, Чарльз Ричард (ред.), « Древности британских церквей» (главы XIV-17) , Дублин: Ходжес и Смит (опубликовано в 1847 г.), стр. 56
- ^ Harley MS 3859, "Карта Гуортепира Aircol"
- ^ Harley MS 3859, карта Aircol Трифуна
Ссылки
[ редактировать ]- Дэвис, Джон (1990), История Уэльса (первое издание), Лондон: Penguin Group (опубликовано в 1993 г.), ISBN 0-7139-9098-8
- Джайлз, Джон Аллен , изд. (1841), Работы Гильдаса и Ненния , Лондон: Джеймс Бон - английский перевод
- Джайлз, Джон Аллен, изд. (1847), История древних бриттов , том. II (второе изд.), Оксфорд: В. Бакстер (опубликовано в 1854 г.) - на латыни.
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (2-е изд.), Лондон: Longmans, Green и Co (опубликовано в 1912 г.)
- Мейер, Куно , изд. (1901), «Изгнание Десси» , Y Cymmrodor , vol. XIV, Лондон: Почетное общество Симмродориона, стр. 101–135
- Филлимор, Эгертон , изд. (1887), «Родословные из колледжа Иисуса, рукопись 20» , Y Cymmrodor , vol. VIII, Почетное общество Киммродориона, стр. 83–92.
- Филлимор, Эгертон (1888), «Анналы Камбрии и древневаллийские генеалогии, из Harleian MS. 3859» , в Phillimore, Egerton (ed.), Y Cymmrodor , vol. IX, Почетное общество Киммродориона, стр. 141–183.