Кадфан приложения Iago
Кадфан ап Яго (ок. 569 – ок. 625) был королем Гвинеда (правил ок. 616 – ок. 625). Об истории Гвинеда этого периода мало что известно, а информация о Кадфане и его правлении минимальна. [1]
Историческая личность известна только по его появлению в королевских генеалогиях, по его гранту Святому Беуно на монастырь в Клинног-Фауре и по его надгробию с надписью в церкви Святого Кадваладра в Ллангадваладре .
Кадфан был сыном и преемником короля Яго ап Бели и указан в королевских генеалогиях Харлейских генеалогий и в генеалогиях колледжа Иисуса MS 20 . [2] [а] [3] [б] Кадфан взошел на трон во время битвы при Честере ( валлийский : Гвайт Кэрллеон ) в 616 году, в которой нортумбрийцы под предводительством Этельфрита решительно разгромили соседнее валлийское королевство Поуис , а затем устроили резню монахов Бангор-ис-Коед . Однако нет никаких доказательств того, что Гвинед принимал какое-либо участие в битве. [4] так что вступление Кадфана на престол в то время кажется не более чем совпадением.
Кадфану наследовал его сын Кадваллон ап Кадфан .
Надгробие
[ редактировать ]Надгробие Кадфана находится в Ллангадваладре (англ.: Церковь Кадваладра ) на острове Англси , недалеко от древнего лилиса (англ.: королевский двор ) королей Гвинеда и считается местом их королевского захоронения. В надписи он упоминается как sapientisimus (англ. «самый мудрый» ), и поскольку этот термин исторически использовался для священнослужителей , это предполагает, что в какой-то момент Кадфан сложил с себя полномочия короля, чтобы жить посвящённой жизнью . [5] [с]
Фотографическое изображение надгробия в церкви Святого Кадваладра, Ллангадваладр.
Написано c. 634 год нашей эры , на латыни : Catamanus rex sapientisimus opinatisimus omnium regum , на английском языке: King Cadfan, the Widest and Самый известный из всех королей . [7]
Сен-Беуно
[ редактировать ]Святой Беуно и монастырь Клинног Фаур часто упоминаются вместе с Кадфаном. Статья 1828 года П. Б. Уильямс в « Киммродорионе» процитировал рукопись, в которой говорилось, что местный принц по имени «Гвитейн» подарил Клиннога Фаура Богу и святому Беуно, который тогда был настоятелем монастыря в Клинноге, и что это пожертвование было навсегда освобождено от налогов и обязательств. Далее говорится, что Беуно основал монастырь в Клинноге в 616 году и что Кадфан был великим покровителем Беуно, обещая ему обширные земли. Обещание было выполнено сыном Кадфана, королем Кадваллоном Кадваллону был дан золотой скипетр стоимостью 60 коров. , и в знак признательности [8] [д] [9] ( Жизнь святого Бейно ) (Рис был редактором Cymmrodorion 1828 года , в котором был опубликован отчет П. Б. Уильямса.)
Существуют незначительные вариации этих рассказов, иногда с перестановкой деталей, например, в « Очерке о валлийских святых» Райса Риса 1836 года , где он говорит, что Кадфан (а не его сын Кадваллон) получил золотой скипетр от Беуно. [10]
Художественная литература Джеффри Монмута и после него
[ редактировать ]В преимущественно вымышленных рассказах о древней Британии, написанных Джеффри Монмутским, в качестве персонажей используются имена многих исторических персонажей, и использование этих имен является литературным удобством, созданным для продвижения сюжета рассказов Джеффри. В одной из этих историй используются имена Кадфана и других современников, повествующие о том, как некий Эдвин провел свою изгнанную юность при дворе короля Кадфана, взрослея вместе с сыном Кадфана, будущим королем Кадваллоном. Эта история не имеет исторической основы, как охотно признается в предисловии к работам по этой теме. [11]
Тем не менее, возникла «традиционная» история, сочетающая вымысел Джеффри с известной историей, подразумевающая, что будущий король Нортумбрии Эдвин на самом деле провел свою юность при дворе короля Кадфана, рос вместе с сыном Кадфана, будущим королем Кадваллоном. На самом деле Кадваллон и Эдвин были врагами, о которых не было никаких известных юношеских связей: король Эдвин вторгся в Гвинед и изгнал короля Кадваллона в изгнание, и именно Кадваллон в союзе с Пендой Мерсийской в конечном итоге победит и убьет Эдвина в 633 году при Битва при Хэтфилд-Чейзе ( валлийский : Гвайт Мейген ). История о том, как они провели вместе идиллическую юность, возможно, имела романтическую привлекательность.
Из истории известно, что в 588 году король Дейры Элла умер, и Этельфрит из Берникии воспользовался возможностью вторгнуться и завоевать Дейру , изгнав трехлетнего маленького сына Эллы, будущего Эдвина Нортумбрийского , в изгнание. В конечном итоге Эдвин объединился с Редвальдом из Восточной Англии в 616 году, победив и убив Этельфрита и став одним из Нортумбрии самых успешных королей . Жизнь Эдвина в изгнании неизвестна, и нет никаких исторических оснований для того, чтобы поместить его ко двору короля Кадфана. [12]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ родословная дается как: ... карта Ротри карта мермина карта еттил мерч циннан карта ротри карта Интгуаул карта Катгуаларт карта Катголлаун карта Котмена карта Якоба карта Бели карта Беги... , а оттуда обратно к Кунедде и его предкам.
- ^ Phillimore, Родословная указана как ... Cynantintaeth6y. М. Родри мол6ина6ц. М. Идвал Ирч. М. Кадваладыр вендигейт. М. Катваллан. М. Кад6ган. М. Яго. М. Бели. М. Беги хир. М. Мэлг6н г6инед... , а оттуда обратно в Кунедду.
- ^ В сноске. Sapientisimus здесь, применительно к нему, на латыни того периода означает просто «высокообразованный человек» и, следовательно, предположительно, священнослужитель. Сравните эпитет Гильдаса (Gildas Sapiens), подразумевающий священнический статус, а не природную мудрость.
- ↑ Последовательная версия приведена в книге Уильяма Дженкинса Риса « , 1853 г. Жития камбро-британских святых»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Таут, Томас Фредерик (1885–1900). . Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 190.
- ^ Филлимор 1888 , стр. 169–170.
- ^ Филлимор 1887 , стр. 87.
- ^ Ллойд 1911 : 181, История Уэльса , Том. Я.
- ^ Чедвик 1959 , стр. 156.
- ^ Ллойд 1911 : 182, История Уэльса , Том. Я.
- ^ Ллойд 1911 : 182, История Уэльса , Том. Я.
- ^ Уильямс 1828 : 236, Клиног Вавр
- ^ Рис 1853 , стр. 300.
- ^ Рис 1836 :268, Очерк о валлийских святых
- ^ Мензис, Луиза LJ (1864), «Легенда о Кадваллоне» , «Легендарные сказки древних британцев», репетиция из ранних хроник Джеффри Монмута , Лондон: Джон Рассел Смит, стр. 167–190
- ^ Хант, Уильям (1899), Стивенс, WRW; Хант, Уильям (ред.), Английская церковь: от основания до нормандского завоевания (597–1066) , том. Я, Лондон: Macmillan and Co. (опубликовано в 1901 г.), с. 52
Источники
[ редактировать ]- Чедвик, Нора К. (1959), «Преобразование Нортумбрии: сравнение источников», Кельтское и саксонское: исследования на ранней британской границе , Кембридж: Cambridge University Press (опубликовано в 1963 г.), стр. 138–166, ISBN 0-521-04602-5
- Дэвис, Джон (1990), История Уэльса (первое издание), Лондон: Penguin Group (опубликовано в 1993 году), ISBN 0-7139-9098-8
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (2-е изд.), Лондон: Longmans, Green и Co. (опубликовано в 1912 г.)
- Филлимор, Эгертон, изд. (1887), «Родословные из колледжа Иисуса, рукопись 20», Y Cymmrodor , vol. VIII, Почетное общество Киммродориона, стр. 77–92.
- Филлимор, Эгертон (1888), «Анналы Камбрии и древневаллийские генеалогии, из Harleian MS. 3859» , в Phillimore, Egerton (ed.), Y Cymmrodor , vol. IX, Почетное общество Киммродориона, стр. 141–183.
- Рис, Райс (1836), Очерк о валлийских святых , Лондон: Лонгман, Рис, Орм, Браун, Грин и Лонгман, Рис
- Рис, Уильям Дженкинс (1853), Жития камбро-британских святых , Лландовери: Уильям Рис
- Рис, Джон (1904), Кельтская Британия (3-е изд.), Лондон: Общество распространения христианских знаний
- Уильямс, П.Б. (1828 г.), «Исторический отчет о монастырях и аббатствах в Уэльсе» , в книге Риса Уильяма Дженкинса (ред.), «Труды Киммродориона» , том. II, Лондон: Почётное общество Симмродориона, стр. 203–262, Часть 4.
- Уильямс, Джон (1844), Церковные древности Кимри , Лондон: У. Дж. Кливер