Старый еврей
Юдаф Хен (Эудаф «Старый») — фигура валлийской традиции . Его помнят как короля британцев и отца Элен Лайддог и Конана Мериадока в таких источниках, как валлийский прозаический рассказ «Сон Максена Вледига» и Джеффри Монмута « латинская хроника Historia Regum Britanniae» . Он также фигурирует в валлийских генеалогиях. Джеффри Монмутский называет его Октавиусом , искажением и ложной латинизацией древневаллийского/бретонского Аутама (позже написанного Юдафом). [1] По средневековой валлийской генеалогии из Мостина М.С. 117 г., Эудаф был прямым предком короля Артура .
Этимология
[ редактировать ]Современный валлийский Eudaf ( средневаллийский Eudav , ранний староваллийский Out(h)am ) происходит от британского *Aui-tamos [2] что означает «Очень сильная воля». [3]
Джеффри Монмутский
[ редактировать ]Джеффри Монмутский в своей «Historia Regum Britanniae » передает это имя в псевдолатинской форме как Октавий и представляет его как сводного брата Константина I , который стал королем бриттов после смерти своего отца Констанция . В конце концов Константин становится римским императором , что требует от него оставить Британию в руках проконсула . Октавий (Эудаф Хен) восстает против римского правления, убивая проконсула и провозглашая себя королем.
Константин в ответ отправляет в Британию три легиона под командованием своего двоюродного дедушки Трахерн , брата покойного короля Коэля . Трахерн высаживается в Каэрперисе и захватывает его, вынуждая Октавия собрать весь остров в армию для борьбы с римскими легионами. Октавиус вступает в бой с Трахерн в поле недалеко от Винчестера и побеждает. Трахерн бежит в Альбу ( Шотландия ) и грабит землю, а за ним приходит Октавиус. Они встречаются в Вестморленде , и Октавиус терпит поражение и вынужден покинуть Британию. Трахерн сам принимает корону, а Октавиус обращается за помощью к королю Норвегии Гунберту . В Великобритании сторонники Октавиуса устраивают засаду на Траэрна и убивают его недалеко от Лондона , позволяя Октавиусу вернуться в Великобританию. Прибыв на место, он рассеивает римские войска и вновь занимает трон Британии, приобретая невероятное богатство и престиж.
В конце концов, Карадок , герцог Корнуоллский , предлагает Октавию выдать свою единственную дочь Елену замуж за нового римского императора Максимиана (Magnus Maximus), тем самым объединив британскую и римскую короны. Октавий соглашается, и сын Карадока Маврикий отправляется с этим предложением в Рим. Однако племянник Октавиуса Конан Мериадок (в другом месте его сын) выступает против союза и чуть не нападает на прибывающего Максимиана. Наконец Карадок восстанавливает мир, и Октавий отрекается от престола в пользу Максимиана.
Бретонская жизнь Сен-Гуртьерна
[ редактировать ]Используя архаичное написание своего имени, Эудаф Хен упоминается как Аутхэм Сенис (Аутэм «Старый») в сфабрикованной генеалогии из « Жизни святого Гуртьерна» , включенной в бретонский латинский «Кемперле Картулярий», составленный между 1118 и 1127 годами. [4] В этом тексте прослеживается происхождение святого Гуртьерна от фигуры предка Бели ( Бели Маур ), сына Утама, сына Максимиана ( Максимуса ), сына Констанция, сына Константина, сына Елены , «который, как считалось, держал Крест Христов». . У Аутэма рождается еще один сын, Кенан ( Конан Мериадок ), который, как говорят, был основателем Бретани. [5] Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что источники Жизни возникли в Уэльсе. Составитель текста Гурхеден говорит, что источником информации был некий «Ютаэль, сын Эйдана»; хотя имя Ютаэль является британским именем, известным как в Уэльсе, так и в Бретани, гэльское имя Эйдан не засвидетельствовано в ранней Бретани, но известно в Уэльсе. Кроме того, генеалогия Гуртьерна во многом соответствует происхождению, приписываемому в других местах валлийскому святому Кадоку , что еще раз указывает на валлийское происхождение. [6]
Мечта Максена Вледига
[ редактировать ]
Хотя о Мабиногионе рассказ Бреудвита Максена Вледика ( «Сон Максена Вледига ») написан в более поздних рукописях, чем версия Джеффри, эти два рассказа настолько различны, что ученые согласны с тем, что «Сон» не может быть основан исключительно на версии Джеффри. Рассказ «Сна», кажется, также лучше соответствует деталям Триад, поэтому, возможно, он отражает более раннюю традицию.
Максен Вледиг, император Рима, однажды ночью мечтает о прекрасной девушке в чудесной далекой стране. Проснувшись, он отправляет своих людей по всей земле на ее поиски. С большим трудом они находят девушку в богатом замке в Уэльсе Сегонтиуме ( Кернарфоне ) и приводят к ней императора. Все, что он находит, точно так же, как в его сне, включая присутствие ее молодых, играющих гвиддбвилл братьев Кинана ( Конан Мериадок ) и Гадеона , а также ее отца, короля Эудафа Хена , сына Карадока ( Карадог ап Бран ). Девушка по имени Хелен или Элен Ллуиддавк принимает и любит его. Поскольку Элен оказывается девственницей, Максен дает ее отцу власть над островом Британия и приказывает построить три замка для его невесты. В отсутствие Максена новый император захватывает власть и предупреждает его не возвращаться. С помощью людей из Британии во главе с Кинаном и Гадеоном Максен проходит через Галлию и Италию и отбивает Рим. В благодарность своим британским союзникам Максен награждает их частью Галлии, которая становится известной как Бретань.
Средневековые валлийские генеалогии и триады
[ редактировать ]Юдаф появляется в ряде средневековых валлийских генеалогий и триад, в том числе:
Генеалогии из Колледжа Иисуса MS 20
[ редактировать ]Род Святого Кэттвга ( Llyma weyhon ach Cattwc sant )
[ редактировать ]Кинан, сын Евдафа, сына Кустенина, сына Максена, сына Максимиана, сына Константина, сына Кустейна.
Семья Кунедда ( Растение Кунедда )
[ редактировать ]Жена Коэла Хена была дочерью Гадеона, сына Эудафа Хена (Greic Coyl hen oed verch Gadeon m Eudaf hen vchot ).
Родословная Моргана, сына Овейна ( Ach Morgan ab Owein )
[ редактировать ]Герейнт, сын Эрбина, сына [Кустеннина, сына] Кинвавра, сына Тудваула, сына Гурвавра, сына Гадеона, сына Кинана, сына Эудафа Хена.
Родословные от Мостина М.С. 117
[ редактировать ]Артур, сын Втира , сына Кустенхина, сына Кинуавра, сына Тутвала, сына Моруавра, сына Эудафа, сына Кадура, сына Кинана, сына Карадавка, сына Брана, сына Ллира Илетейта.
Триады Северной Британии
[ редактировать ]Это три раза, когда светлость Гвинедда проходила мимо прялки.
[ редактировать ]Одной из них была Страдвеул, дочь Гадеана, сына Кинана, сына Эудафа, сына Карадога, сына Брана, сына Ллира Лледиата; и эта Страдвеул, жена Коэля Годебога, была матерью Дифрвра и матерью Кенея, сына Коэля ( Vn o naddunt yw Stradweul verch Gadean ap Kynan ap Eudaf ap Kyradawg ap Bran ap Llyr наполовину язык, жена Коэля Годебака, это была вам Дифрвра и Женев ап Коэль ). [7]
Средневековая валлийская поэзия
[ редактировать ]Гододдин
[ редактировать ]«Дочь Эудафа Хира ( Высокого )» кратко упоминается в знаменитой поэме Гододдин из Анейрина :
- А.67 (67):
- Ардиледавк поет ясное оркордон
- В сообщении
- Дочь Евдафа очень слаба
- Эпоха фиолетового комода, земля предметов
- «Поэзия, достойная блестящих высоких хозяев.
- для придворных подданных горного царства,
- и дочь Талля Эудафа, [пришли] жестокие пограничные бои.
- Разрушители стран были одеты в пурпур». [8]
Льюис Глин Коти
[ редактировать ]Поэт Льюис Глин Коти ( 1447–1486 гг . н. э.) в оде Дафиду ап Сиону из Гауэра сравнивает своего подданного с Максеном Вледигом, а его невесту Гвенллиан (дочь Дженкина, сына Оуэна) с Элен, дочерью Эудафа:
- XXXVI, Давидду ап Сиону из Вро Вира , л. 51:
- Вторая — Гвенллиан Элен верч Эудав ; [9]
- «Гвенллиан — вторая дочь Элен Эудафа»
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робертс, Бринли Ф., Бреудвит Максен Вледик, Школа кельтских исследований, Дублинский институт перспективных исследований, 2005, с. lvii
- ^ Шрийвер, Питер, Исследования по британской кельтской исторической фонологии, Родопи, 1995, стр. 270
- ^ Циммер, Стефан, «Валлийская ономастика и галльские традиции», в: Ламбер, Пьер-Ив, Пино, Жорж-Жан (ред.), Галлы и континентальные кельты, Librairie Droz, 2007, стр. 464
- ^ Кох, Джон (редактор) Кельтская культура: историческая энциклопедия, ABC-CLIO, 2006, стр. 474.
- ^ Кох, Джон (редактор) Кельтская культура: историческая энциклопедия, ABC-CLIO, 2006, стр. 474.
- ^ Кох, Джон (редактор) Кельтская культура: историческая энциклопедия, ABC-CLIO, 2006, стр. 474.
- ^ Бартрум, Питер К., Ранние валлийские генеалогические трактаты, University of Wales Press, 1966, стр. 90
- ^ Кох, Джон, Гододдин Анейрина, Публикации кельтских исследований, 1997, стр. 111.
- ^ Глин Коти, Льюис, Гвайт Льюис Глин Коти, Общество Симмродорион, 1837, стр. 118