Яго ап Купить
Яго ап Бели (ок. 540 г.) [ нужна ссылка ] – с. 616) — король Гвинеда (годы правления ок. 599 — ок. 616). Мало что известно о нем и его королевстве с той ранней эпохи, в исторических документах о нем есть лишь несколько анекдотических упоминаний.
Яго ап Бели ( лат . Iacobus Belii filius; английский: Джеймс, сын Бели ) был сыном и преемником короля Бели ап Руна и внесен в королевские генеалогии Харлейских генеалогий и в колледже Иисуса MS. 20 . [1] [2] Единственное другое упоминание о нем — это запись о его смерти, которая произошла в том же году, что и битва при Честере ( валлийский : Гвайт Каэр Ллеон ), без какой-либо связи между смертью Яго и знаменитой битвой. [3] и без каких-либо доказательств того, что Гвинед принимал какое-либо участие в битве. [4] На посту короля ему наследовал его сын Кадфан ап Яго .
В публикации 1766 года книги Генри Роулендса Mona Antiqua Restaurata говорится, что в архивах собора в Бангоре упоминается, что Яго основал там благочиние («Iago ap Beli Rex Decanatu Ecclesiam ditavit»). [5] Однако правильность утверждения архива оспаривается в » Хаддана и Уильяма Стаббса авторитетных «Советах и церковных документах, касающихся Великобритании и Ирландии , где отмечается, что «самое раннее историческое свидетельство о декане в Бангоре относится к 1162 году». [6]
В средневековых валлийских триадах смерть короля Яго ап Бели описывается как результат удара топора одним из его людей, неким Кадафаэлем Виллтом (англ. Cadafael the Wild ). [7] В своей книге «Кельтская Британия » Джон Рис отмечает, что в «Анналах Тигернаха» упоминается смерть Яго и используется слово dormitat (или dormitato , что означает сон в смысле эвфемизма смерти), что противоречит понятию насильственной смерти. Кроме того, поскольку слово dormitato обычно использовалось по отношению к священнослужителям, вполне возможно, что Яго отказался от своего королевского сана и после этого вел жизнь духовенства. [8]
Джеффри Монмутский
[ редактировать ]В преимущественно вымышленных рассказах о древней Британии, написанных Джеффри Монмутским, в качестве персонажей используются имена многих исторических персонажей, и использование этих имен является литературным удобством, созданным для продвижения сюжета рассказов Джеффри. В одной из этих историй используются имена сына Яго Кадфана и других современников, рассказывая о том, как некий Эдвин провел свою сосланную юность в Гвинеде, рос вместе с внуком Яго, будущим королем Кадваллоном. Эта история не имеет исторической основы, как охотно признается в предисловии к работам по этой теме. [9]
Тем не менее, возникла «традиционная» история, сочетающая вымысел Джеффри с известной историей, подразумевающая, что будущий король Нортумбрии Эдвин на самом деле провел свою юность в Гвинеде, рос вместе с внуком Яго, будущим королем Кадваллоном. На самом деле Кадваллон и Эдвин были врагами, о которых не было никаких известных юношеских связей: король Эдвин вторгся в Гвинед и изгнал короля Кадваллона в изгнание, и именно Кадваллон в союзе с Пендой Мерсийской в конечном итоге победит и убьет Эдвина в 633 году при Битва при Хэтфилд-Чейзе ( валлийский : Гвайт Мейген ). История о том, как они провели вместе идиллическую юность, возможно, имела романтическую привлекательность.
Из истории известно, что в 588 году король Дейры Элла умер, и Этельфрит Бернисийский воспользовался возможностью вторгнуться и завоевать Дейру , изгнав трехлетнего маленького сына Эллы, будущего Эдвина Нортумбрийского, в изгнание. В конечном итоге Эдвин объединился с Редвальдом из Восточной Англии в 616 году, победив и убив Этельфрита и став одним из Нортумбрии самых успешных королей . Жизнь Эдвина в изгнании неизвестна, и нет никаких исторических оснований для помещения его в Гвинед. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Филлимор 1888 : 169–170 - родословная указана как: ... карта Ротри карта мермина карта эттил мерч циннан карта ротри карта Интгуаул карта Катгуаларт карта Катголлаун карта Катмэн карта Котмэн карта Якоб карта Бели карта Беги ... и оттуда обратно в Кунедда и его предки.
- ^ Филлимор 1887 :87 - родословная указана как ... Cynantintaeth6y. М. Родри мол6ина6ц. М. Идвал Ирч. М. Кадваладыр вендигейт. М. Катваллан. М. Кад6ган. М. Яго. М. Бели. М. Беги хир. М. Мэлг6н г6инед... , а оттуда обратно в Кунедду.
- ^ Филлимор 1888 : 156, Annales Cambriae , «Гейфский легион. И пал Селим, сын Кинан. И Иаков, сын Бела, спящий». Указан 613 год, но теперь правильным считается 616.
- ^ Ллойд 1911 : 181, История Уэльса , Том. Я.
- ^ Роулендс, Генри (1723), Mona Antiqua Restaurata (второе изд.), Лондон: Дж. Нокс (опубликовано в 1766 г.), стр. 163–164.
- ^ Хаддан, Артур Уэст ; Стаббс, Уильям , ред. (1868), «Церковь Уэльса в саксонский период» , Советы и церковные документы, относящиеся к Великобритании и Ирландии , том. I, Оксфорд (опубликовано в 1869 г.), с. 295
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Стивенс 1851 : 269, статья о Стихах Талиесина
- ^ Рис 1904 : 126, Кимри , в сноске 2.
- ^ Мензис, Луиза LJ (1864), «Легенда о Кадваллоне» , «Легендарные сказки древних британцев», репетиция из ранних хроник Джеффри Монмута , Лондон: Джон Рассел Смит, стр. 167–190
- ^ Хант, Уильям (1899), Стивенс, WRW; Хант, Уильям (ред.), Английская церковь: от основания до нормандского завоевания (597–1066) , том. Я, Лондон: Macmillan and Co. (опубликовано в 1901 г.), с. 52
Источники
[ редактировать ]- Дэвис, Джон (1990), История Уэльса (первое издание), Лондон: Penguin Group (опубликовано в 1993 году), ISBN 0-7139-9098-8
- Ллойд, Джон Эдвард (1911), История Уэльса с древнейших времен до эдвардианского завоевания , том. I (2-е изд.), Лондон: Longmans, Green and Co. (опубликовано в 1912 г.)
- Филлимор, Эгертон (1887), «Родословные из колледжа Иисуса, MS. 20», в Филлимор, Эгертон (редактор), Y Cymmrodor , vol. VIII, Почетное общество Киммродориона, стр. 77–92.
- Филлимор, Эгертон (1888), «Анналы Камбрии и древневаллийские генеалогии, из Harleian MS. 3859» , в Phillimore, Egerton (ed.), Y Cymmrodor , vol. IX, Почетное общество Киммродориона, стр. 141–183.
- Рис, Джон (1904), Кельтская Британия (3-е изд.), Лондон: Общество распространения христианских знаний
- Стивенс, Томас (8 августа 1851 г.), «Стихи Талиесина, № III» , Archaeologia Cambrensis , Новая серия, № VIII, том. II, Лондон: Кембрийское археологическое общество (опубликовано в октябре 1851 г.), стр. 261–274.
- Уильямс, П.Б. (1828 г.), «Исторический отчет о монастырях и аббатствах в Уэльсе» , в книге Риса Уильяма Дженкинса (ред.), «Труды Киммродориона» , том. II, Лондон: Почётное общество Симмродориона, стр. 203–262, Часть 4.