Сарама
В индуистской мифологии Сарама ( санскрит : सरमा , Сарама ) — мифологическая собака, которую называют собакой богов, или Дева-шуни (देव-शुनी, девашуни ). Впервые она появляется в одном из самых ранних текстов индуизма, « Ригведе» , в котором она помогает царю богов Индре вернуть божественных коров, украденных асурами Пани. Эта легенда упоминается во многих более поздних текстах, а Сарама часто ассоциируется с Индрой. Эпос «Махабхарата» и некоторые Пураны также кратко упоминают Сараму.
Ранние ригведические произведения не изображают Сараму в виде собаки, но в более поздних ведических мифах и интерпретациях обычно это делается. Ее описывают как мать всех собак, в частности двух четырехглазых тигровых собак бога Ямы , а собакам дается матроним Сарамея («потомок Сарамы»). В одном из писаний Сарама далее описывается как мать всех диких животных.
Этимология и эпитеты
[ редактировать ]Востоковед Макс Мюллер предполагает, что слово Сарама может означать «бегущий», основа которого происходит от санскритского корня сар («идти»), но он не может объяснить вторую часть имени, ама . [ 1 ] Профессор Монье-Вильямс переводит Сараму как «быстрый». [ 2 ] В этимологическом трактате Нирукта» Яски « упоминается, что Сарама получила свое имя из-за ее быстрого движения. Махидхара, комментатор Ваджасанейи Самхиты , утверждает, что Сарама — это «та, которая развлекает ( remante ) богов». [ 3 ] В более широком смысле Сарама также стала означать любую собаку-самку. [ 2 ]
В оригинальной Ригведе есть два эпитета Сарамы. Во-первых, ее описывают как супади , что означает «имеющая хорошие ноги», «справедливая» или «быстрая» — эпитет, используемый в тексте только для Сарамы. Другой ее эпитет — субхага — «удачливая» или «возлюбленная» — распространенный эпитет Ушас , Зари. [ 4 ] Другое имя Сарамы, Дева-шуни, означает «божественная сука » или «сука богов». [ 5 ] [ 6 ] : 694
Было высказано предположение, что греческий Гермес является родственником Сарамы. [ 7 ]
Находим украденных коров
[ редактировать ]Ригведа и родственные версии
[ редактировать ]является предметом Ригведической 1700–1100 гг. легенды ( Сарама 8) и пятая (5.45.7, 5.45.8) Мандалы (Книги Ригведы). В легенде группа асуров по имени Пани похищает скот, который пасли Ангирасы – предки человека, сыновья мудреца Ангираса . Затем Пани прячут коров в пещере, пока Сарама не пойдет по следам воров и не поможет Индре вернуть их. Описано, что Сарама нашел коров «путем истины». [ 5 ] Она делает это по приказу Индры, Брихаспати или комбинации Индры и Ангирасов , как рассказывается в вариантах легенды. Описано, что Сарама нашел молоко крупного рогатого скота, которое кормило человечество. Это интерпретируется как Сарама, обучающий человека доить коров и использовать полученное из него масло для огненных жертвоприношений. Сарама также находит еду для своих детенышей в убежище грабителей. Однако в благодарственном жертвоприношении, которое Ангирасы приносят богам после возвращения скота, Сараму не приносят в жертву и не призывают. Дети Сарамы, Сарамеи , белые, с желтовато-коричневыми конечностями. Их описывают как обычных сторожевых псов, которые не могут отличить поклонников Индры от грабителей. Как посланник Индры, Сарама изображен в десятой мандале (10.108) беседующей с группой пани, в которой пани даже искушают ее поделиться их добычей и стать их сестрой, хотя Сарама отказывается. [ 5 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] Сарама Дева-шуни . Автором речи в этом гимне считается [ 2 ] [ 10 ] В тексте III века до нашей эры Сарванукарамани из Катьяяны также упоминается предложение Пани Сараме и ее отказ. [ 11 ]
Сарама также упоминается в нескольких ведических гимнах, обычно в связи с Ангирасами и завоеванием высших сфер существования, самым важным из которых является Сукта Атриса (5.45.8). Говорят, что здесь она нашла стада на пути Истины. , повествует о прекрасноногом Другой гимн, 31 -й третьей мандалы Вишвамитры Сараме, который нашел убежище и привел Индру к коровам. Здесь Сарама описывается как «знающая», что предполагает ее интуитивные способности. Краткие намеки на Сараму встречаются и в остальных гимнах, например, в гимне Парашары Шактьи. [ 8 ]
Анукраманика ( , указатель к самхите «Ригведа» часть «Ригведы»), записывает, что Индра послал Дева -шуни искать коров, и повторяет, что между Сарамой и пани произошел разговор. [ 12 ] Джайминия -брахман и Сатьянака Саяны века XIV дополняют эту историю. Индра сначала посылает сверхъестественную птицу Супарну за коровами, но тот оказывается нелояльным. Затем Индра поручает Сараме, которая соглашается найти коров при условии, что ее детям дадут молоко. Эта сделка обеспечит молоком не только ее детей, но и человечество. [ 13 ] Комментарий Саяны к Риг Веде, Ведартха Пракаша , упрощает и добавляет некоторые детали к оригинальной истории, изложенной в Риг Веде. Право собственности на коров приписывают Ангирасам или Брихаспати. Коров украли Панисы, живущие в Вале , каменной пещере. Индра отправляет Сараму по совету Брихаспати. Сарама выслеживает коров до Валы, где пани безуспешно пытаются переманить ее на свою сторону. Саяна также утверждает, что Сарама заключает сделку с Индрой, прежде чем приступить к поискам, что ее детям будут давать молоко и другую еду. [ 14 ] [ 15 ] В произведении XV века «Нитиманджари» Два Двиведы отмечается, что «хотя и зная Истину, человек из-за жадности в этой земной жизни теряет все чувства ценностей; Сарама, познавший Истину, просил еды у Индры по случаю выкупа скота» . (крупный рогатый скот)." [ 16 ]
Тексты Самхиты , такие как Ваджасанейи Самхита , Катхака , Майтраяни Самхита и Атхарваведа Самхита, повторяют стихи Ригведы со ссылками на Сараму. В «Атхарваведа-самхите» есть еще одно упоминание о Сараме, где говорится о ее росовых когтях, что предполагает ее место как божества для всех собак. [ 17 ]
Тексты брахманов , такие как «Тайттирия Брахмана» и «Апастамба Шраута Сутра» , повествуют, что Сарама, «богиня в облике собаки», была отправлена Индрой бродить по миру смертных, где она видела голодающих людей. Итак, Сарама создал воду для поддержания пищи и заставил воду течь по полям. Она также нашла божественных коров, которые снабжали человечество молоком. [ 18 ] Яски В «Нирукте» также записана история диалога между Сарамой и пани, а также история выздоровления коров, а его комментатор Дургачарья позже дополнил детали рассказа Сарамы. [ 3 ]
Брихаддевата и родственные версии
[ редактировать ]В « Брихаддевате» Ригведической легенды, составленной около 400 г. до н. э., Сарама менее верен Индре, чем в оригинале. Когда пани крадут коров Индры, Индра отправляет к ним в качестве посланника Сараму. Пани пытаются переманить Сараму на свою сторону и предложить ей поделиться своей добычей. Сарама отказывается, но просит коровьего молока. Пани исполняют ее желание, и, выпив превосходное молоко, Сарама возвращается к Индре, который расспрашивает ее о коровах. Сарама под воздействием молока притворяется невежественным. Взволнованный Индра пинает ее, и ее рвет молоком. Напуганная, она ведет Индру в пещеру, который затем убивает пани и возвращает коров. [ 19 ] Подобный рассказ также встречается в Вараха-пуране . Асуры захватывают контроль над Небесами у Индры, которому советуют организовать жертвоприношение коровы, чтобы восстановить контроль. Коровы всего мира собираются на церемонию, и Сарама поручается за них. Однако асуры хватают коров и подкупают Сараму их молоком, оставляя ее одну в лесу. Дрожа от страха, Сарама идет к Индре и говорит ему, что не знает, что случилось с коровами. Маруты . , которых Индра поручил защитить Сараму, становятся свидетелями предательства Сарамы и сообщают об этом Индре Индра бьет Сараму ногой в живот, и ее рвет молоком. Затем Сарама ведет Индру к асурам, которых он убивает. Затем Индра завершает свое жертвоприношение и снова становится царем небес. [ 6 ] : 859 [ 20 ]
Родители и дети
[ редактировать ]Тайттирия утверждает , Араньяка что Сарама - это веди - священный алтарь, дочь Дьяуса («Неба») и Притхви («Земли») и сестра Брихаспати и Рудры . [ 21 ]
В позднем гимне десятой мандалы Ригведы двое Сарамеи (буквально «сыновья Сарамы»), Шьяма и Сабала , описаны без явного упоминания Сарамы как их матери. Они четырехглазые и пестрые; посланники Ямы , Господа Закона в Ведах, а позже бога смерти. Они — хранители пути небесного, защищающие человека на его пути. [ 6 ] : 859 [ 8 ] В гимне Параскара Грихья Сутры говорится, что Шьяма и Сабала — сыновья Сарамы, их отца Шисары. В заклинании под названием Экагни-канда , предназначенном для изгнания духов-собак ( сав-граха ), таких как Шьяма, Сабала, Алаба, Риджи и т. д., которые вызывают кашель у детей, Сарама упоминается как их мать. Упоминается шпионаж Сарамы за коровами, а Индра взамен дает ей право приставать к детям. [ 22 ]
Ее часто называют матерью всех собак, но иногда ее называют матерью всех хищных зверей, включая львов и тигров, как в «Бхагавата-пуране» . [ 2 ] В этой Пуране она также дочь Дакши и жена мудреца Кашьяпы , а не собака. [ 23 ]
Эпосы
[ редактировать ]В эпосе «Рамаяна» сама Сарама не упоминается. Однако там упоминается случай, когда бог Рама наказывает брамина за избиение Сарамеи – потомка Сарамы – без всякой причины. В эпосе «Махабхарата» есть похожая история. [ 20 ] В первой книге эпоса Ади Парва братья царя Джанамеджая избивают собаку, которая приближается к месту проведения яджны Джанамеджайи . Плачущая собака жалуется своей матери Сараме, что братья Джанамеджаи избили ее без всякой причины. Сарама достигает места жертвоприношения Джанамеджаи и проклинает его за то, что, поскольку он без причины причинил вред ее сыну, его постигнет невидимая опасность. Проклятие пугает короля, и он находит священника по имени Сомашравас, чтобы освободить его от проклятия. [ 24 ] Во второй книге « Сабха Парва» Сарама указана среди многих богинь, которые поклоняются богу Брахме при его дворе или являются членами его двора. В третьей книге, «Вана Парва» , Сарама причисляется к Матрикам («Матерям») или манушья-грахам (злым духам), которым их «сын», бог войны Сканда, позволяет пожирать детей в возрасте до 1 года. шестнадцать. Там говорится, что Сарама, мать всех собак, Господь мира, вырывает человеческие плоды из чрева. [ 6 ] : 859 [ 20 ] [ 25 ]
Интерпретации и ассоциации
[ редактировать ]Ученые, в том числе Макс Мюллер, Шри Ауробиндо и Венди Донигер, подчеркивают, что в большинстве упоминаний в ранних Ведах Сарама не упоминается как собака. Возможно, она прекрасноногая богиня, которая привлекает пани и которую они просят стать их сестрой. Лишь в более поздних интерпретациях ведических образов Сарама становится божественной собакой, которая вынюхивает пани и приводит к ним своего хозяина. По мнению Шри Ауробиндо, фраза, в которой Сарама требует еды для своего потомства, неверно истолкована как приравнивание детей Сарамы к собачьим породам, рожденным от Сарамы. Это упоминание о собаках Сарамея – сыновьях Сарамы – в позднем гимне, который закрепляет представление о Сараме как о собаке. [ 8 ] [ 19 ] [ 26 ]
Роль Сарамы в Ригведической легенде заставляет Шри Ауробиндо сказать: «Сарама — это некая сила Света и, возможно, Зари». Она «должна быть предвестницей зари Истины в человеческом сознании». Сарама - «путешественница и искательница, которая сама не обладает [Истиной], а скорее находит то, что потеряно». [ 8 ] Однако по поводу интерпретации Сарамы как собаки Шри Ауробиндо добавляет: «Однако образ небесной собаки чрезвычайно уместен и поразителен и не мог не возникнуть из легенды». [ 27 ] Макс Мюллер связывает Сараму с Ушас, Зарей. Он объясняет, что история о похищении коров и их возвращении — это исчезновение ярких коров или лучей Солнца. Сарама, Рассвет, находит их, и за ним следует Индра, бог света. [ 28 ]
Объясняя две ссылки, в которых Сарама следует «путем Истины», Саяна называет Сараму небесной собакой или самой Речью ( Вак ). [ 10 ] Вач-идентичность Сарамы также подчеркивается в « Яджус-самхите » и Махидхарой, комментатором « Ваджасанейи-самхиты» . [ 3 ] « Брихаддевата » , в которой говорится о неверности Сарамы, также упоминает Сараму как одно из имён Вача в средней сфере (мире), где, как говорят, Вач имеет три формы в трёх сферах. В том же тексте Сарама также упоминается как божество в сфере Индры. [ 29 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Мюллер с. 482
- ^ Jump up to: а б с д «Словарь Монье-Вильямса, стр. 1182» .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, стр. 158–61.
- ^ Мюллер с. 487
- ^ Jump up to: а б с Пайк, Альберт (1930). Индоарийские божества и поклонение – из Ригведы . Читайте книги. стр. 350–8. ISBN 9781443722278 .
- ^ Jump up to: а б с д Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Деброй, Бибек (2008). Сарама и ее дети: Собака в индийском мифе . Книги Пингвинов Индия. п. 77. ИСБН 978-0143064701 .
- ^ Jump up to: а б с д и Ауробиндо (2003). «XX: Небесная собака». Тайна Веды . Пондичерри: Отдел публикаций Ашрама Шри Ауробиндо, стр. 211–22. ISBN 81-7058-714-Х .
- ^ Мюллер, стр. 482–3.
- ^ Jump up to: а б с Сингх, стр. 144–153.
- ^ Сингх стр. 165-6
- ^ Мюллер с. 485
- ^ Сингх, стр. 143–4.
- ^ Мюллер, стр. 485–6.
- ^ Сингх, стр. 167–73.
- ^ Сингх стр. 173-75
- ^ Сингх, стр. 153–5.
- ^ Сингх, стр. 155–6.
- ^ Jump up to: а б Донигер, Венди (1975). Индуистские мифы: справочник . Пингвинская классика. стр. 72 –3. ISBN 9780140443066 .
- ^ Jump up to: а б с Сингх, стр. 187–92.
- ^ Сингх, стр. 156–7.
- ^ Сингх, стр. 157–8.
- ^ «Шримад Бхагаватам Песнь 6, глава 6, стихи 24–26» . vedabase.net . Архивировано из оригинала 12 июля 2010 года.
- ^ ван Буйтенен, JAB (1973). Махабхарата: Книга начала . Издательство Чикагского университета. п. 44 . ISBN 0-226-84663-6 .
- ^ ван Буйтенен, JAB (1975). Махабхарата, Том 2: Книга 2: Книга собрания; Книга 3: Книга Леса . Издательство Чикагского университета. стр. 52, 658. ISBN. 0-226-84664-4 .
- ^ Сингх стр. 143
- ^ «Требуется внимание! | Cloudflare» .
- ^ Мюллер, стр. 487–491.
- ^ Сингх стр. 161-2
Ссылки
[ редактировать ]- Мюллер, Макс (1865). «Лекция XI: Мифы Зари» . Лекции по науке о языке . Том. 2. С. 481–543.
- Сингх, Нагендра КР (1997). Индийские легенды . Издательство АПХ. ISBN 81-7024-902-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Деброй, Бибек (2008). Сарама и ее дети: Собака в индийском мифе , Нью-Дели: Пингвин, ISBN 978-0-14-306470-1 .