Ангирас
Ангирас | |
---|---|
![]() Картина Ангираса XVIII века. | |
Персональный | |
Религия | индуизм |
Супруг | Сурупа, Смрити |
Дети | Утатья, Брихаспати и другие дети [1] |
Родители) | Брахма или Агни (отец; согласно Пураническим писаниям) |
Ангирас или Ангира ( санскрит : Ангира , IAST : Ангира , Санскритское произношение: [ɐŋɡirɐ:] ) был ведическим риши (мудрецом) индуизма . Он описан в Ригведе как учитель божественного знания, посредник между людьми и богами, а также в других гимнах указан как первый из Агни -дэвов (богов огня). [1] [2] В некоторых текстах он считается одним из семи великих мудрецов или Саптариши , но в других он упоминается, но не учитывается в списке семи великих мудрецов. [3] В некоторых рукописях Атхарваведы текст приписывается «Атхарвангирасаху», который представляет собой соединение мудреца Атхарвана и Ангиры. [4] [5] Студенческую семью Ангиры называют «Ангира». [1] [6] и им приписывают авторство некоторых гимнов в первой, второй, пятой, восьмой, девятой и десятой книгах Ригведы . [7] Ко времени написания Ригведы Ангирасы были старым кланом риши и, как утверждалось, участвовали в нескольких событиях. [8]
Тексты
[ редактировать ]Авторами многих гимнов Ригведы являются Ангирасы. [7] главным образом в Мандалах I и VIII. [8] Различные субкланы Ангирасов, в том числе Шунахотры, Гаутамы и Бхарадваджи, составили Мандалы II, IV и VI соответственно. [8] [9]
Помимо указания авторства, ведические тексты упоминают мудреца Ангираса в различных ролях, например, жреца огня или певца. Например, аллегорический гимн 3.31 Ригведы называет его певцом:
Самый воодушевленный пришел, приняв дружеский настрой,
Камень созрел (свой) плод для того, кто совершает доброе дело,
Юный герой достиг (своей цели) вместе с юношами, приняв воинственный настрой,
И тут сразу появился поющий Ангирас.— Ригведа 3.31.7 , Переводчик: Елизаренкова Татьяна Юрьевна. [10]
По мнению Макса Мюллера – профессора санскрита и индологии Оксфордского университета, мудрец Ангирас в ведической литературе отличается от термина Ангираса во множественном числе , и эти термины относятся к разным людям. отличается Риши Ангирас от группы колдунов Атхарваведы, также называемых Ангирасами , и, по мнению Мюллера, ведические риши также отличаются от класса божественных существ, которые также называются Ангирасами в ведических текстах и описываются как «возникшие из углей» ( Ангара )». [11]
В буддийских палийских канонических текстах, таких как Дигха Никайя , Тевидджа Сутта описывает дискуссию между Буддой и ведическими учеными своего времени. Будда , называет их называет десять риши «ранними мудрецами» и создателями древних стихов, которые были собраны и воспеваны в его эпоху, и среди этих десяти риши есть Ангирас. [12] [примечание 1]
Жизнь в Пуранах
[ редактировать ]Имя Ангирасы в целом применяется к нескольким пураническим личностям. Кроме того, ведический мудрец Ангирас появляется в средневековых индуистских текстах в противоречивых ролях, а также во многих различных версиях его рождения, брака и биографии. [2] В некоторых он описывается как сын Брахмы , в других он является одним из многих Праджапати . В зависимости от легенды у него одна, две или четыре жены. [2] В одном мифе говорится, что его женой была Сурупа , а его сыновья - Утатья, Самвартана и Брахаспати. [13] В других источниках говорится, что он женился на Смрити (памяти), дочери Дакши, а затем женился на Свадхе (жертвоприношении). [6] Тем не менее, в других пуранических источниках говорится, что он женился на Шубхе , и у них было семь дочерей, названных в честь аспектов «огня», и сын по имени Брихаспати . [1] В некоторых легендах его сыном является мудрец Брихаспати. [2]
Согласно одной из легенд, Ангираса обратил свои чувства внутрь себя и несколько лет медитировал на Пара Брахмана , создателя творца. Великий Теджас, который он получил от рождения, бесконечно умножился благодаря его покаянию. Он достиг многих божественных качеств, сил и богатств, а также контроля над многими мирами. Но он не обращал внимания на все мирские достижения и не прекращал своего покаяния. Благодаря этому покаянию он стал единым с Пара-Брахманом и таким образом достиг состояния «Брахмарши». Ему были видения многих Ведических Мантр, и он принес их в этот земной мир. Он считается источником большого количества ведических гимнов и мантр, а также считается, что вместе с мудрецом Бхригу он ввел поклонение огню . [6]
Он один из Саптариши в Пуранах . [14]
Гхора из семьи Ангирас идентифицируется некоторыми учеными как Неминатха , двадцать второй тиртханкара в джайнизме . [15]
См. также
[ редактировать ]- Ангра-Майнью («неправильный дух» или «враждебный дух», согласно зороастризму )
- Диргхатамас (внук Ангираса, великий мудрец, рожденный слепым. Отец Гаутамы Махариши )
- Бхригу (отец Шукрачарьи , гуру асуров )
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги о пингвинах. стр. 29–30. ISBN 978-0-14-341421-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Джордж М. Уильямс (2008). Справочник по индуистской мифологии . Издательство Оксфордского университета . стр. 55–56. ISBN 978-0-19-533261-2 .
- ^ Джон Бро (2013). Ранняя брахманическая система Готры и Правары: перевод Готра-Правара-Манджари Пурушоттамы-Пандита . Издательство Кембриджского университета. п. 66. ИСБН 978-1-107-62398-9 .
- ^ Морис Блумфилд (1899). Атхарваведа . К. Дж. Трюбнер. стр. 7–11 .
- ^ Мориц Винтерниц ; В. Шриниваса Сарма (1996). История индийской литературы . Мотилал Банарсидасс. стр. 109–111. ISBN 978-81-208-0264-3 .
- ^ Jump up to: а б с Уилкинс, WJ (2003). Индуистская мифология . Нью-Дели: DK Printworld (P) Limited. стр. 369–70. ISBN 81-246-0234-4 .
- ^ Jump up to: а б Стефани Джеймисон; Джоэл Бреретон (2014). Ригведа: Трехтомник . Издательство Оксфордского университета. стр. 1673, 1675, 1679, 1684, 1689–1693. ISBN 978-0-19-972078-1 .
- ^ Jump up to: а б с Витцель, Майкл (2012). «Рисис». Интернет-энциклопедия индуизма Брилла . Брилл.
- ^ Махадеван, Теннилапурам П. (2011). «Указатель Риши ведической системы Анукрамани и списки Правара: К предыстории брахманов» . Электронный журнал ведических исследований . 18 : 137. Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 24 июня 2021 г.
- ^ Елизаренкова Татьяна Юрьевна (1995). Язык и стиль ведических риши . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 238. ИСБН 978-0-7914-1668-6 .
- ^ Ф. Макс Мюллер (2004). Священные книги Востока: Указатель, том 50 . Рутледж. стр. 45–46. ISBN 1-135-79045-0 .
- ^ Jump up to: а б Морис Уолш (2005). Длинные беседы Будды: перевод Дигха Никаи . Саймон и Шустер. стр. 188–189. ISBN 978-0-86171-979-2 .
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 67 .
- ^ Обитатели миров Маханирвана Тантра, перевод Артура Авалона ( сэр Джон Вудрофф ), 1913, Введение и предисловие. Риши — это провидцы, которые знают, и благодаря своему знанию они являются создателями шастр и «видят» все мантры. Слово происходит от корня риш ришати-прапноти сарваванг мантранг джнанена пашьяти сангсарапарангва и т. д. Семь великих риши или саптарши первой манвантары — это Маричи, Атри, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья и Вашиштха. В другой манвантаре есть другие сапта-риши . В нынешней манвантаре их семь — Кашьяпа , Атри, Вашиштха, Вишвамитра, Гаутама, Джамадагни, Бхарадваджа. Риши были открыты Веды. Вьяса преподал Ригведу, открытую таким образом Паиле, Яджурведу - Вайшампаяне, Самаведу - Джаймини, Атхарваведу - Саманту, а Итихасу и Пурану - Суте. Три главных класса Риши — это Брахмарши, рожденные умом Брахмы, Деварши более низкого ранга и Раджарши, или цари, ставшие Риши благодаря своим знаниям и аскезам, такие как Джанака, Ритапарна и т. д. Шрутарши — творцы. Шастры, как Сушрута. Кандарши принадлежат к Кармаканде, как, например, Джаймини.
- ^ Натубхай Шах 2004 , с. 23.
Источники
[ редактировать ]- Шах, Натубхай (2004) [Впервые опубликовано в 1998 году], Джайнизм: Мир завоевателей , том. Я, Мотилал Банарсидасс , ISBN 978-81-208-1938-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Первая мандала Ригведы , Фредерик Пинкотт (см. обсуждение Ангираса)