Jump to content

Шаррум

(Перенаправлено с Саррумы )
Шаррум
Горный бог
Рельеф из камеры B святилища Язылыкая , изображающий Шарруму и хеттского царя Туддалию IV .
Главный культовый центр Кумманни , Лавазантия
Оружие копье
Животные бык , леопард
Генеалогия
Родители
Братья и сестры Алланзу , Кунзишаллы

Шаррума , также латинизированный как Шаррумма [ 1 ] [ 2 ] или Шаррума , [ 3 ] был хурритским богом . Его могли изображать как в антропоморфном виде, иногда верхом на спине леопарда, так и в териоморфном виде в виде быка. Его характер до конца не изучен, хотя известно, что он мог выступать в роли горного бога. Его считали сыном Гепата и Тешуба . Он также был связан с различными лунными божествами. Кроме того, единственный мифологический текст, в котором он появляется, называет его посланником ( суккалу ) Кумарби . Ему поклонялись хурриты в юго-восточной Анатолии и северной Сирии , например, в Кумманни и Лавазантии в Киццуватне . Из этого царства он был представлен хеттскому также пантеону. Хеттское влияние, в свою очередь, привело к тому, что он познакомился с такими городами, как Алеппо , Эмар и Угарит . Его также почитали в лувийской религии в первом тысячелетии до нашей эры, а теофорические имена , упоминающие его, засвидетельствованы еще в эллинистический период в Киликии и Ликии .

Множественные написания теонима Шаррума засвидетельствованы в клинописных текстах, например шар-ру-ма , шар-ру-ум-ма , шар-ма и частично логографических ЛУГАЛ -ма и ЛУГАЛ -ум-ма , которые зависели от хорошо засвидетельствованных использование шумерограммы ЛУГАЛ для передачи фонетически похожего аккадского слова шарру , «царь». [ 4 ] Угаритским алфавитом это было написано ṯrmn . [ 5 ] Эту форму имени Деннис Парди озвучивает как Арруманну. [ 6 ] На иероглифическом лувийском языке это может быть переведено как 80 +má , 80 +mi , 81 +r-ma или sa 5 +r+ru-ma , при этом 80 и 81 являются современными обозначениями двух лувийских знаков, напоминающих нижнюю половину человеческого тела. . [ 4 ] Оба они эффективно функционировали как логографические изображения имени Шаррума, и иногда их транскрибируют как САРРУМА и САРМА соответственно, при этом предлагаемое сокращение имени в лувийском контексте обозначает более простой знак. [ 7 ] Однако, как отметил Игнаси-Ксавье Адьего, вопрос о существовании явных доказательств использования сокращенной формы Сарма оспаривается, поскольку при фонетическом написании в лувийских источниках имя никогда не сокращается. [ 8 ] Поскольку в теофорных названиях обычно использовались логограммы, единственным возможным подтверждением Сармы является неоднозначный топоним Урхисарма, который вместо этого мог содержать несвязанный теоним Арма . [ 9 ] и имена лувийских правителей в неоассирийских источниках, Сандасарме и Вассурме, которые могут представлять собой лишь параллель с другими случаями ассирийской модификации анатолийских личных имен и географических названий, например Сапалулме для Суппилулиумы или Урбиллу для Варпалавы . [ 10 ]

Этимология имени Шаррумы остается неопределенной, и пока не выдвинуто никаких окончательно доказанных предложений. [ 4 ] Даниэль Швемер [ де ] называет его « анатолийским » именем, но признает, что его значение пока не установлено. [ 11 ] Деннис Парди [ 12 ] и Гэри Бекман классифицируют его как хурритское . [ 13 ]

Формы множественного числа

[ редактировать ]

В дополнение к основному теониму Шаррума, уменьшительная известна из молитвы Пудухепы форма множественного числа Шарруманни , что указывает на то, что оно относится к диаде второстепенных богов, которые, как полагают, ходатайствуют перед Шаррумой от имени просителей. [ 14 ] По мнению Петра Тарачи [ де ] это можно считать примером явления, типичного для народных верований бронзового века южной Анатолии и северной Сирии , с аналогичными производными, также засвидетельствованными для Алланзу , Малии , Нинатты и Кулитты . [ 15 ]

Вариант множественного числа местной формы имени Арруманнума также засвидетельствован в угаритских текстах . [ 16 ] RS 1.001, первый текст, обнаруженный при раскопках в Угарите , набор инструкций для ритуала, происходящего в течение одного дня и ночи, [ 17 ] упоминает, что эти божества присутствовали в царском дворце вместе с Шапашем в течение описываемой ночи. [ 18 ]

Персонаж и иконография

[ редактировать ]
, Рельеф Ханьери на котором Шаррума изображен в виде быка.

Чаще всего Шаррума изображался в искусстве как антропоморфное он изображается в виде быка божество, хотя на рельефе Ханьери . [ 11 ] Тарача утверждает, что последний тип изображений представляет собой его старейшую иконографию. [ 19 ] В святилище Язылыкая и на рельефе из Малатьи он изображен стоящим на спине леопарда . [ 20 ] Его оружием было золотое копье , как сказано в тексте КБо 21.34 + ИБоТ 1.7. [ 21 ]

Шаррума, казалось бы, был многогранным божеством, и его характер до конца не изучен. [ 22 ] Он хорошо известен как божество-защитник. [ 23 ] Он также мог взять на себя роль посредника между верующими, Тешубом и Хепатом . [ 24 ] Современные авторы также часто описывают его как горного бога. [ 25 ] [ 26 ] Петр Тарача [ де ] утверждает, что это, возможно, была его самая старая особенность. [ 19 ] Его можно было назвать «королем гор», о чем свидетельствует надпись Ханьери, в которой он обозначен как MONS.REX на иероглифическом лувийском языке . [ 22 ] Возможно, к нему уже обращались как к горному божеству в более ранней молитве Пудухепы . [ 27 ] Мари-Клод Тремуй предположила, что названия горы, расположенной недалеко от входа в царство Мота в угаритском Цикле Ваала ( KTU 1.4 VIII 1-20), которые она произносит как Шарруммаги, также могут быть производными от имени Шаррумы, которое могло быть еще одним свидетельством его восприятия как божества, связанного с горами. [ 23 ] Однако это предложение не является общепринятым, и, хотя считается, что это имя не происходит ни из какого семитского языка и может быть хурритским, Марк С. Смит и Уэйн Питард отмечают, что связывают его с Шаррумой, но не учитывают тот факт, что этот топоним переводится , который в угаритском алфавите как ṯrmg , имеет g в качестве последней согласной. [ 3 ] В конечном итоге его происхождение остается неизвестным. [ 28 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Богиня Чепат считалась матерью Шаррумы. [ 15 ] В списках жертвоприношений он чаще всего появляется сразу после нее, и им можно поклоняться вместе как диаде. [ 19 ] Последнее явление отражает более широкую модель поклонения диадам божеств в хурритской религии , с другими хорошо засвидетельствованными примерами, включая Аллани и Ишару , Хутену и Хутеллуру , Нинатту и Кулитту или Умбу и Никкаль . [ 29 ] Фолькерт Хаас утверждал, что Шаррума изначально был партнером ( паредрос [ де ] ) Чепата. [ 30 ] Однако, как отметил Мари-Клод Тремуй [ 22 ] и Даниэля Швемера [ де ] , никаких доказательств в пользу этой интерпретации невозможно найти в первоисточниках, и можно с уверенностью предположить, что связь между ними когда-либо считалась только связью между родителем и ребенком. [ 31 ]

Отцом Шаррумы был Тешуб . [ 15 ] Как засвидетельствовано в хурро-хеттских источниках, его можно было назвать «теленком» ( хубиди , АМАР -ти ) этого бога. [ 22 ] Возможно, это название отражало териоморфную форму Шаррумы. [ 32 ] Швемер отмечает, что это один из примеров более широкой тенденции ассоциировать богов-быков с Тешубом, что также засвидетельствовано для Тиллы , Шери и Хурри . [ 33 ] Гернот Вильгельм [ де ] утверждает, что отношения отца и сына между Тешубом и Шаррумой возникли поздно. [ 34 ] Швемер датирует его пятнадцатым веком до нашей эры и предполагает, что оно возникло в Киццуватне . [ 35 ] Петр Тарача отмечает, что на связь между этими двумя богами можно было ссылаться в источниках, посвященных отношениям между членами хеттской царской семьи, например, Урхи-Тешуб, занимая должность предполагаемого наследника ( тукканти ) своего отца, использовал печать с его изображением. с Шаррумой. [ 2 ] В одном хеттском ритуале (KUB XXXIX 97) назван двойник Тешуба Тархунна . отцом Шаррумы вместо этого [ 14 ]

Две богини, Алланзу и Кунзишалли, считались детьми Тешуба и Чепата, как Шаррума, и в некоторых случаях упоминались после него в перечне божеств. [ 15 ] В источниках, датированных неохеттскими временами, таких как надписи 1 и 9 из Анкоза , вместо этого он и Алланзу образовали пару. [ 23 ]

Шаррума также мог быть связан с лунными божествами, включая хурритского Кушуха (или Умбу), о чем свидетельствуют хурро-хеттские источники, и лувийскую Арму , о чем свидетельствует посвящение из Ордекбурну . [ 23 ] В хеттских военных клятвах его могли призывать в честь лунного божества и Ишары. [ 29 ] Считается , что ссылка на «Шарруму Харрана » в надписи из Кулулу также намекает на связь с лунными божествами. [ 23 ] Этот город был хорошо известен своей связью с поклонением луне. [ 36 ]

В единственном хурритском тексте из Угарита (RS 1.007 = KTU 1.44) Шаррума упоминается как посланник ( суккалу ) Кумарби . [ 23 ] Это единственное упоминание о нем в мифологическом контексте. [ 24 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Шарруме поклонялись как местному божеству хурриты, населявшие северную Сирию и юго-восточную Анатолию. [ 37 ] Он появляется в списках жертвоприношений ( калути [ де ] ) как Чепата, так и Тешуба . [ 32 ] В царстве Киццуватна его культовыми центрами были Кумманни и Лавазантия . [ 23 ] Мари-Клод Тремуй утверждает, что он, скорее всего, возник в этой местности. [ 4 ]

Многочисленные хурритские теофорные имена, ссылающиеся на Шарруму, известны из текстовых корпусов из Анатолии, обычно с его именем в качестве второго элемента, например Ари-Шаррума («Шаррума дал»), Эли-Шаррума («Шаррума, спаси!»), Эври- Шаррума («Шаррума - господин»), Шишми-Шаррума («Шаррума сияет») или Талми-Шаррума («Шаррума великий»). [ 38 ]

Хеттский прием

[ редактировать ]

Хеттские тексты указывают на то, что Шаррума в какой-то момент был введен в хеттский пантеон , предположительно из хурритских традиций Киццуватны. [ 22 ] Ему поклонялись в Хаттусе , Шапинуве , Уде, Урикине и Лаюне. [ 23 ]

Шуппилулиума I назначил своего сына Телипину первосвященником Шаррумы и разместил его в Алеппо . [ 20 ] В том же городе его преемник Талми-Шаррума [ де ] построил храм, посвященный диаде Чепат-Шарруме ( БОГ Ша-па- САРМА), хотя этот бог в других источниках не упоминается. [ 35 ] Петр Тарача [ де ] отмечает, что он не был божеством местного пантеона, [ 19 ] а Мари-Клод Тремуй приписывает свое знакомство с местным пантеоном хеттским влиянием. [ 23 ] Даниэль Швемер [ де ] предполагает, что это могло произойти при жизни Телипину, который сначала служил священником в Киццуватне и мог привнести в Алеппо местные богословские концепции после переезда туда. [ 35 ] Альфонсо Арчи отмечает, что надпись может быть старейшим образцом иероглифического лувийского текста, высеченного в камне, и предполагает, что ее целевой аудиторией были в основном лувийцы , хотя элита Алеппо была культурно ураганизирована, а местные жители говорили на местном западно-семитском диалекте. [ 39 ] Предполагается , что свидетельства Шаррумы из Эмара также отражают хеттское влияние. [ 23 ] Они ограничиваются личными именами. [ 40 ]

Шаррума (третий рисунок справа) на леопарде, изображенный рядом со своей семьей на рельефе процессии из Язиликая.

Короля, наиболее известного под тронным именем Тудхалия III, первоначально звали Ташми-Шаррума. [ 41 ] Сообщается, что королева Пудухепа увидела Шарруму во сне, в котором он потребовал, чтобы она создала для него дюжину святилищ. [ 42 ] Тудхалия IV считал его своим личным божеством-защитником. [ 26 ] В Язиликая, помимо изображения Шаррумы в процессии божеств (рис. 44, стоящего на леопарде позади матери, перед двумя сестрами), [ 15 ] на отдельном рельефе он изображен обнимающим Тудхалию IV. [ 2 ] Возможно, что камера B, где она расположена, служила местом захоронения упомянутого короля, а присутствие Шаррумы отражало веру в то, что божества-защитники человека все еще выполняли свою роль после смерти в отношении его могил. [ 43 ]

Угаритический прием

[ редактировать ]

Шаррума также засвидетельствована в угаритских текстах , по мнению Мари-Клода Тремуйля, как результат хеттского влияния, как и в случае свидетельств из Алеппо и Эмара. [ 23 ] В списке божеств РС 24.246, части которого соответствуют ритуальным текстам, [ 44 ] он помещен после Котара и перед Пидрэем . [ 6 ] Он появляется в аналогичном положении среди божеств, получающих жертвенных коров в RS 1.001. [ 18 ] В тексте о модели легких из Угарита (RS 24.277) также упоминается жертвоприношение Шарруме, хотя неясно, можно ли его классифицировать как практику гадания, как иногда предлагается. [ 45 ]

Уилфред Х. ван Сольдт отмечает, что Шаррума сравнительно часто упоминался в теофорных именах жителей Угарита. [ 46 ] Всего в текстах, датированных периодом между 1350 и 1220 годами до нашей эры, было обнаружено двадцать восемь примеров, хотя три из них принадлежали людям, приехавшим из-за пределов города. [ 47 ] Двое детей угаритского царя Никмепы и его жены Аат-Милку , родом из Амурру , носили хурритские теофорные имена, ссылающиеся на него, Шишми-Шаррума и ИР-Шаррума, что отражало традицию, типичную для места происхождения их матери. [ 48 ] Однако этот случай считается исключительным, поскольку было отмечено, что хурритские личные имена в остальном редко встречаются среди членов угаритской королевской семьи, а Ар-Халба был единственным человеком с хурритским именем, когда-либо взошедшим на трон. [ 49 ]

Лувийский прием

[ редактировать ]

Шарруме также поклонялись лувийцы . [ 50 ] О строительстве посвященного ему храма упоминается в надписи из Табала, приписываемой слуге местного царя Тувати. [ 51 ] Как отмечает Манфред Хаттер , местный пантеон этого королевства демонстрирует сильное хурритское влияние, но неясно, наблюдалось ли то же самое с более ранними лувийскими верованиями в том же регионе во втором тысячелетии до нашей эры. [ 52 ] Шаррума также продолжал появляться в теофорных именах, таких как Кухасарма, «Шаррума — предок», или Шандашарме, комбинация двух теонимов, второй из которых — Шанта . [ 53 ] Было отмечено, что большинство из них сочетают его имя, последовательно написанное логографически, с лувийскими элементами, в отличие от более ранних, преимущественно хурритских примеров. [ 9 ] В Киликии и Ликии ему продолжали поклоняться даже в эллинистический период, о чем свидетельствует постоянное использование имен, обращающихся к нему. [ 14 ] Было высказано предположение, что один из возможных примеров, Сар(ру)ма-пия (Σαρμαπιας), засвидетельствован в греческом тексте из Диокайсареи, хотя, как подчеркивает Игнаси-Ксавье Адьего, неясно, правильна ли реставрация. [ 54 ] Дополнительной проблемой для интерпретации неопределенных случаев является существование лувийских имен с элементом zalma , по-видимому, «защита», который можно спутать с теонимом Шаррума. [ 38 ]

  1. ^ Швемер 2001 , с. 459.
  2. ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 91.
  3. ^ Jump up to: а б Смит и Питард 2009 , с. 711.
  4. ^ Jump up to: а б с д Тремуй 2011 , с. 80.
  5. ^ Парди 1990 , с. 478.
  6. ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 21.
  7. ^ Адьего 2019 , с. 148.
  8. ^ Адьего 2019 , с. 153.
  9. ^ Jump up to: а б Адьего 2019 , с. 154.
  10. ^ Адьего 2019 , с. 155.
  11. ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 484.
  12. ^ Парди 1990 , с. 429.
  13. ^ Бекман 2002 , с. 48.
  14. ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 486.
  15. ^ Jump up to: а б с д и Тарача 2009 , с. 94.
  16. ^ Парди 2002 , с. 284.
  17. ^ Парди 2002 , с. 67.
  18. ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 69.
  19. ^ Jump up to: а б с д Тарача 2009 , с. 122.
  20. ^ Jump up to: а б Хаас 1994 , с. 390.
  21. ^ Хаас 1994 , с. 520.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Тремуй 2011 , с. 81.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тремуй 2011 , с. 82.
  24. ^ Jump up to: а б Бекман 2016 , с. 1.
  25. ^ Вильгельм 1989 , с. 50.
  26. ^ Jump up to: а б Хаас 1994 , с. 193.
  27. ^ Тремуй 2011 , стр. 81–82.
  28. ^ Смит и Питард 2009 , с. 712.
  29. ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 128.
  30. ^ Хаас 1994 , с. 337.
  31. ^ Швемер 2001 , стр. 485–486.
  32. ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , стр. 118–119.
  33. ^ Швемер 2001 , с. 478.
  34. ^ Вильгельм 1989 , стр. 50–51.
  35. ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 485.
  36. ^ Хаас 1994 , с. 374.
  37. ^ Тарача 2009 , с. 119.
  38. ^ Jump up to: а б Адьего 2019 , с. 152.
  39. ^ Архи 2016 , с. 29.
  40. ^ Бекман 2002 , с. 52.
  41. ^ Хаас 1994 , с. 191.
  42. ^ Хаас 1994 , с. 391.
  43. ^ Тарача 2009 , с. 164.
  44. ^ Парди 2002 , стр. 19–20.
  45. ^ Парди 2002 , стр. 129–130.
  46. ^ ван Солдт 2016 , с. 106.
  47. ^ ван Солдт 2016 , с. 100.
  48. ^ Война 2021 , стр. 51.
  49. ^ Война 2021 , стр. 50–51.
  50. ^ Хаттер 2003 , с. 220.
  51. ^ Хаттер 2003 , с. 271.
  52. ^ Хаттер 2003 , стр. 271–272.
  53. ^ Тремуй 2011 , с. 83.
  54. ^ Адьего 2019 , с. 150.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 217d49d4b819bb912c4c6018a12e1d94__1715842440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/21/94/217d49d4b819bb912c4c6018a12e1d94.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Šarruma - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)