Шаррум
Шаррум | |
---|---|
Горный бог | |
Главный культовый центр | Кумманни , Лавазантия |
Оружие | копье |
Животные | бык , леопард |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Алланзу , Кунзишаллы |
Шаррума , также латинизированный как Шаррумма [ 1 ] [ 2 ] или Шаррума , [ 3 ] был хурритским богом . Его могли изображать как в антропоморфном виде, иногда верхом на спине леопарда, так и в териоморфном виде в виде быка. Его характер до конца не изучен, хотя известно, что он мог выступать в роли горного бога. Его считали сыном Гепата и Тешуба . Он также был связан с различными лунными божествами. Кроме того, единственный мифологический текст, в котором он появляется, называет его посланником ( суккалу ) Кумарби . Ему поклонялись хурриты в юго-восточной Анатолии и северной Сирии , например, в Кумманни и Лавазантии в Киццуватне . Из этого царства он был представлен хеттскому также пантеону. Хеттское влияние, в свою очередь, привело к тому, что он познакомился с такими городами, как Алеппо , Эмар и Угарит . Его также почитали в лувийской религии в первом тысячелетии до нашей эры, а теофорические имена , упоминающие его, засвидетельствованы еще в эллинистический период в Киликии и Ликии .
Имя
[ редактировать ]Множественные написания теонима Шаррума засвидетельствованы в клинописных текстах, например шар-ру-ма , шар-ру-ум-ма , шар-ма и частично логографических ЛУГАЛ -ма и ЛУГАЛ -ум-ма , которые зависели от хорошо засвидетельствованных использование шумерограммы ЛУГАЛ для передачи фонетически похожего аккадского слова шарру , «царь». [ 4 ] Угаритским алфавитом это было написано ṯrmn . [ 5 ] Эту форму имени Деннис Парди озвучивает как Арруманну. [ 6 ] На иероглифическом лувийском языке это может быть переведено как 80 +má , 80 +mi , 81 +r-ma или sa 5 +r+ru-ma , при этом 80 и 81 являются современными обозначениями двух лувийских знаков, напоминающих нижнюю половину человеческого тела. . [ 4 ] Оба они эффективно функционировали как логографические изображения имени Шаррума, и иногда их транскрибируют как САРРУМА и САРМА соответственно, при этом предлагаемое сокращение имени в лувийском контексте обозначает более простой знак. [ 7 ] Однако, как отметил Игнаси-Ксавье Адьего, вопрос о существовании явных доказательств использования сокращенной формы Сарма оспаривается, поскольку при фонетическом написании в лувийских источниках имя никогда не сокращается. [ 8 ] Поскольку в теофорных названиях обычно использовались логограммы, единственным возможным подтверждением Сармы является неоднозначный топоним Урхисарма, который вместо этого мог содержать несвязанный теоним Арма . [ 9 ] и имена лувийских правителей в неоассирийских источниках, Сандасарме и Вассурме, которые могут представлять собой лишь параллель с другими случаями ассирийской модификации анатолийских личных имен и географических названий, например Сапалулме для Суппилулиумы или Урбиллу для Варпалавы . [ 10 ]
Этимология имени Шаррумы остается неопределенной, и пока не выдвинуто никаких окончательно доказанных предложений. [ 4 ] Даниэль Швемер называет его « анатолийским » именем, но признает, что его значение пока не установлено. [ 11 ] Деннис Парди [ 12 ] и Гэри Бекман классифицируют его как хурритское . [ 13 ]
Формы множественного числа
[ редактировать ]В дополнение к основному теониму Шаррума, уменьшительная известна из молитвы Пудухепы форма множественного числа Шарруманни , что указывает на то, что оно относится к диаде второстепенных богов, которые, как полагают, ходатайствуют перед Шаррумой от имени просителей. [ 14 ] По мнению Петра Тарачи это можно считать примером явления, типичного для народных верований бронзового века южной Анатолии и северной Сирии , с аналогичными производными, также засвидетельствованными для Алланзу , Малии , Нинатты и Кулитты . [ 15 ]
Вариант множественного числа местной формы имени Арруманнума также засвидетельствован в угаритских текстах . [ 16 ] RS 1.001, первый текст, обнаруженный при раскопках в Угарите , набор инструкций для ритуала, происходящего в течение одного дня и ночи, [ 17 ] упоминает, что эти божества присутствовали в царском дворце вместе с Шапашем в течение описываемой ночи. [ 18 ]
Персонаж и иконография
[ редактировать ]Чаще всего Шаррума изображался в искусстве как антропоморфное он изображается в виде быка божество, хотя на рельефе Ханьери . [ 11 ] Тарача утверждает, что последний тип изображений представляет собой его старейшую иконографию. [ 19 ] В святилище Язылыкая и на рельефе из Малатьи он изображен стоящим на спине леопарда . [ 20 ] Его оружием было золотое копье , как сказано в тексте КБо 21.34 + ИБоТ 1.7. [ 21 ]
Шаррума, казалось бы, был многогранным божеством, и его характер до конца не изучен. [ 22 ] Он хорошо известен как божество-защитник. [ 23 ] Он также мог взять на себя роль посредника между верующими, Тешубом и Хепатом . [ 24 ] Современные авторы также часто описывают его как горного бога. [ 25 ] [ 26 ] Петр Тарача утверждает, что это, возможно, была его самая старая особенность. [ 19 ] Его можно было назвать «королем гор», о чем свидетельствует надпись Ханьери, в которой он обозначен как MONS.REX на иероглифическом лувийском языке . [ 22 ] Возможно, к нему уже обращались как к горному божеству в более ранней молитве Пудухепы . [ 27 ] Мари-Клод Тремуй предположила, что названия горы, расположенной недалеко от входа в царство Мота в угаритском Цикле Ваала ( KTU 1.4 VIII 1-20), которые она произносит как Шарруммаги, также могут быть производными от имени Шаррумы, которое могло быть еще одним свидетельством его восприятия как божества, связанного с горами. [ 23 ] Однако это предложение не является общепринятым, и, хотя считается, что это имя не происходит ни из какого семитского языка и может быть хурритским, Марк С. Смит и Уэйн Питард отмечают, что связывают его с Шаррумой, но не учитывают тот факт, что этот топоним переводится , который в угаритском алфавите как ṯrmg , имеет g в качестве последней согласной. [ 3 ] В конечном итоге его происхождение остается неизвестным. [ 28 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Богиня Чепат считалась матерью Шаррумы. [ 15 ] В списках жертвоприношений он чаще всего появляется сразу после нее, и им можно поклоняться вместе как диаде. [ 19 ] Последнее явление отражает более широкую модель поклонения диадам божеств в хурритской религии , с другими хорошо засвидетельствованными примерами, включая Аллани и Ишару , Хутену и Хутеллуру , Нинатту и Кулитту или Умбу и Никкаль . [ 29 ] Фолькерт Хаас утверждал, что Шаррума изначально был партнером ( паредрос ) Чепата. [ 30 ] Однако, как отметил Мари-Клод Тремуй [ 22 ] и Даниэля Швемера , никаких доказательств в пользу этой интерпретации невозможно найти в первоисточниках, и можно с уверенностью предположить, что связь между ними когда-либо считалась только связью между родителем и ребенком. [ 31 ]
Отцом Шаррумы был Тешуб . [ 15 ] Как засвидетельствовано в хурро-хеттских источниках, его можно было назвать «теленком» ( хубиди , АМАР -ти ) этого бога. [ 22 ] Возможно, это название отражало териоморфную форму Шаррумы. [ 32 ] Швемер отмечает, что это один из примеров более широкой тенденции ассоциировать богов-быков с Тешубом, что также засвидетельствовано для Тиллы , Шери и Хурри . [ 33 ] Гернот Вильгельм утверждает, что отношения отца и сына между Тешубом и Шаррумой возникли поздно. [ 34 ] Швемер датирует его пятнадцатым веком до нашей эры и предполагает, что оно возникло в Киццуватне . [ 35 ] Петр Тарача отмечает, что на связь между этими двумя богами можно было ссылаться в источниках, посвященных отношениям между членами хеттской царской семьи, например, Урхи-Тешуб, занимая должность предполагаемого наследника ( тукканти ) своего отца, использовал печать с его изображением. с Шаррумой. [ 2 ] В одном хеттском ритуале (KUB XXXIX 97) назван двойник Тешуба Тархунна . отцом Шаррумы вместо этого [ 14 ]
Две богини, Алланзу и Кунзишалли, считались детьми Тешуба и Чепата, как Шаррума, и в некоторых случаях упоминались после него в перечне божеств. [ 15 ] В источниках, датированных неохеттскими временами, таких как надписи 1 и 9 из Анкоза , вместо этого он и Алланзу образовали пару. [ 23 ]
Шаррума также мог быть связан с лунными божествами, включая хурритского Кушуха (или Умбу), о чем свидетельствуют хурро-хеттские источники, и лувийскую Арму , о чем свидетельствует посвящение из Ордекбурну . [ 23 ] В хеттских военных клятвах его могли призывать в честь лунного божества и Ишары. [ 29 ] Считается , что ссылка на «Шарруму Харрана » в надписи из Кулулу также намекает на связь с лунными божествами. [ 23 ] Этот город был хорошо известен своей связью с поклонением луне. [ 36 ]
В единственном хурритском тексте из Угарита (RS 1.007 = KTU 1.44) Шаррума упоминается как посланник ( суккалу ) Кумарби . [ 23 ] Это единственное упоминание о нем в мифологическом контексте. [ 24 ]
Поклонение
[ редактировать ]Шарруме поклонялись как местному божеству хурриты, населявшие северную Сирию и юго-восточную Анатолию. [ 37 ] Он появляется в списках жертвоприношений ( калути ) как Чепата, так и Тешуба . [ 32 ] В царстве Киццуватна его культовыми центрами были Кумманни и Лавазантия . [ 23 ] Мари-Клод Тремуй утверждает, что он, скорее всего, возник в этой местности. [ 4 ]
Многочисленные хурритские теофорные имена, ссылающиеся на Шарруму, известны из текстовых корпусов из Анатолии, обычно с его именем в качестве второго элемента, например Ари-Шаррума («Шаррума дал»), Эли-Шаррума («Шаррума, спаси!»), Эври- Шаррума («Шаррума - господин»), Шишми-Шаррума («Шаррума сияет») или Талми-Шаррума («Шаррума великий»). [ 38 ]
Хеттский прием
[ редактировать ]Хеттские тексты указывают на то, что Шаррума в какой-то момент был введен в хеттский пантеон , предположительно из хурритских традиций Киццуватны. [ 22 ] Ему поклонялись в Хаттусе , Шапинуве , Уде, Урикине и Лаюне. [ 23 ]
Шуппилулиума I назначил своего сына Телипину первосвященником Шаррумы и разместил его в Алеппо . [ 20 ] В том же городе его преемник Талми-Шаррума построил храм, посвященный диаде Чепат-Шарруме ( БОГ Ша-па- САРМА), хотя этот бог в других источниках не упоминается. [ 35 ] Петр Тарача отмечает, что он не был божеством местного пантеона, [ 19 ] а Мари-Клод Тремуй приписывает свое знакомство с местным пантеоном хеттским влиянием. [ 23 ] Даниэль Швемер предполагает, что это могло произойти при жизни Телипину, который сначала служил священником в Киццуватне и мог привнести в Алеппо местные богословские концепции после переезда туда. [ 35 ] Альфонсо Арчи отмечает, что надпись может быть старейшим образцом иероглифического лувийского текста, высеченного в камне, и предполагает, что ее целевой аудиторией были в основном лувийцы , хотя элита Алеппо была культурно ураганизирована, а местные жители говорили на местном западно-семитском диалекте. [ 39 ] Предполагается , что свидетельства Шаррумы из Эмара также отражают хеттское влияние. [ 23 ] Они ограничиваются личными именами. [ 40 ]
Короля, наиболее известного под тронным именем Тудхалия III, первоначально звали Ташми-Шаррума. [ 41 ] Сообщается, что королева Пудухепа увидела Шарруму во сне, в котором он потребовал, чтобы она создала для него дюжину святилищ. [ 42 ] Тудхалия IV считал его своим личным божеством-защитником. [ 26 ] В Язиликая, помимо изображения Шаррумы в процессии божеств (рис. 44, стоящего на леопарде позади матери, перед двумя сестрами), [ 15 ] на отдельном рельефе он изображен обнимающим Тудхалию IV. [ 2 ] Возможно, что камера B, где она расположена, служила местом захоронения упомянутого короля, а присутствие Шаррумы отражало веру в то, что божества-защитники человека все еще выполняли свою роль после смерти в отношении его могил. [ 43 ]
Угаритический прием
[ редактировать ]Шаррума также засвидетельствована в угаритских текстах , по мнению Мари-Клода Тремуйля, как результат хеттского влияния, как и в случае свидетельств из Алеппо и Эмара. [ 23 ] В списке божеств РС 24.246, части которого соответствуют ритуальным текстам, [ 44 ] он помещен после Котара и перед Пидрэем . [ 6 ] Он появляется в аналогичном положении среди божеств, получающих жертвенных коров в RS 1.001. [ 18 ] В тексте о модели легких из Угарита (RS 24.277) также упоминается жертвоприношение Шарруме, хотя неясно, можно ли его классифицировать как практику гадания, как иногда предлагается. [ 45 ]
Уилфред Х. ван Сольдт отмечает, что Шаррума сравнительно часто упоминался в теофорных именах жителей Угарита. [ 46 ] Всего в текстах, датированных периодом между 1350 и 1220 годами до нашей эры, было обнаружено двадцать восемь примеров, хотя три из них принадлежали людям, приехавшим из-за пределов города. [ 47 ] Двое детей угаритского царя Никмепы и его жены Аат-Милку , родом из Амурру , носили хурритские теофорные имена, ссылающиеся на него, Шишми-Шаррума и ИР-Шаррума, что отражало традицию, типичную для места происхождения их матери. [ 48 ] Однако этот случай считается исключительным, поскольку было отмечено, что хурритские личные имена в остальном редко встречаются среди членов угаритской королевской семьи, а Ар-Халба был единственным человеком с хурритским именем, когда-либо взошедшим на трон. [ 49 ]
Лувийский прием
[ редактировать ]Шарруме также поклонялись лувийцы . [ 50 ] О строительстве посвященного ему храма упоминается в надписи из Табала, приписываемой слуге местного царя Тувати. [ 51 ] Как отмечает Манфред Хаттер , местный пантеон этого королевства демонстрирует сильное хурритское влияние, но неясно, наблюдалось ли то же самое с более ранними лувийскими верованиями в том же регионе во втором тысячелетии до нашей эры. [ 52 ] Шаррума также продолжал появляться в теофорных именах, таких как Кухасарма, «Шаррума — предок», или Шандашарме, комбинация двух теонимов, второй из которых — Шанта . [ 53 ] Было отмечено, что большинство из них сочетают его имя, последовательно написанное логографически, с лувийскими элементами, в отличие от более ранних, преимущественно хурритских примеров. [ 9 ] В Киликии и Ликии ему продолжали поклоняться даже в эллинистический период, о чем свидетельствует постоянное использование имен, обращающихся к нему. [ 14 ] Было высказано предположение, что один из возможных примеров, Сар(ру)ма-пия (Σαρμαπιας), засвидетельствован в греческом тексте из Диокайсареи, хотя, как подчеркивает Игнаси-Ксавье Адьего, неясно, правильна ли реставрация. [ 54 ] Дополнительной проблемой для интерпретации неопределенных случаев является существование лувийских имен с элементом zalma , по-видимому, «защита», который можно спутать с теонимом Шаррума. [ 38 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Швемер 2001 , с. 459.
- ^ Jump up to: а б с Тарача 2009 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б Смит и Питард 2009 , с. 711.
- ^ Jump up to: а б с д Тремуй 2011 , с. 80.
- ^ Парди 1990 , с. 478.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 21.
- ^ Адьего 2019 , с. 148.
- ^ Адьего 2019 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Адьего 2019 , с. 154.
- ^ Адьего 2019 , с. 155.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 484.
- ^ Парди 1990 , с. 429.
- ^ Бекман 2002 , с. 48.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 486.
- ^ Jump up to: а б с д и Тарача 2009 , с. 94.
- ^ Парди 2002 , с. 284.
- ^ Парди 2002 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Парди 2002 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с д Тарача 2009 , с. 122.
- ^ Jump up to: а б Хаас 1994 , с. 390.
- ^ Хаас 1994 , с. 520.
- ^ Jump up to: а б с д и Тремуй 2011 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Тремуй 2011 , с. 82.
- ^ Jump up to: а б Бекман 2016 , с. 1.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Хаас 1994 , с. 193.
- ^ Тремуй 2011 , стр. 81–82.
- ^ Смит и Питард 2009 , с. 712.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Хаас 1994 , с. 337.
- ^ Швемер 2001 , стр. 485–486.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , стр. 118–119.
- ^ Швемер 2001 , с. 478.
- ^ Вильгельм 1989 , стр. 50–51.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 485.
- ^ Хаас 1994 , с. 374.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Адьего 2019 , с. 152.
- ^ Архи 2016 , с. 29.
- ^ Бекман 2002 , с. 52.
- ^ Хаас 1994 , с. 191.
- ^ Хаас 1994 , с. 391.
- ^ Тарача 2009 , с. 164.
- ^ Парди 2002 , стр. 19–20.
- ^ Парди 2002 , стр. 129–130.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 106.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 100.
- ^ Война 2021 , стр. 51.
- ^ Война 2021 , стр. 50–51.
- ^ Хаттер 2003 , с. 220.
- ^ Хаттер 2003 , с. 271.
- ^ Хаттер 2003 , стр. 271–272.
- ^ Тремуй 2011 , с. 83.
- ^ Адьего 2019 , с. 150.
Библиография
[ редактировать ]- Адьего, Игнаси-Ксавье (2019). «Сохранение имени Бога Шаррума в киликийских именах в греческих источниках» . Старые восточные исследования . 46 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 147–160. дои : 10.1515/aofo-2019-0010 . ISSN 2196-6761 . S2CID 208269497 .
- Арчи, Альфонсо (2016). «Лувийские монументальные надписи и лувийцы в Северной Сирии». Послушайте старые истории. Анатолийские исследования в честь Яны Соучковой-Сигеловой . Брилл. стр. 16–47. дои : 10.1163/9789004312616_003 . ISBN 978-90-04-31261-6 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2016), «Шаррумма» , Энциклопедия древней истории , Wiley, стр. 1, номер домена : 10.1002/9781444338386.wbeah30205 , ISBN 9781405179355
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 6 июня 2023 г.
- Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- Парди, Деннис (1990). «Угаритские имена собственные» . Архив востоковедения . 36/37. Архив востоковедения (AfO)/Институт востоковедения: 390–513. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41661762 . Проверено 7 июня 2023 г.
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Смит, Марк С.; Питард, Уэйн Т. (2009). Угаритский цикл Ваала. Том II. Введение с текстом, переводами и комментариями КТУ 1.3-1.4 . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09995-1 . OCLC 30914624 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2011), «Šarrum(m)a» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 6 июня 2023 г.
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . OCLC 51010262 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .