Jump to content

Бассейн

Кумме ( аккадский Кумму или Куммум , хеттский Куммия [ 1 ] ) был хурритским городом, известным из текстовых источников как второго, так и первого тысячелетия до нашей эры. Его точное местоположение неизвестно, но оно упоминается в клинописных текстах с множества других сайтов. Возможно, он располагался недалеко от современного Захо или Бейтюшебапа . Со времен Старого Вавилона до неоассирийских времен он служил религиозным центром межрегионального значения из-за его связи с хурритским погоды богом Тешубом . Его религиозная роль впервые упоминается в марийских текстах , а позже повторяется в хурритских и хеттских источниках. В неоассирийский период он, по-видимому, был центром небольшого независимого буферного государства на границах с Ассирией . Его окончательная судьба остается неизвестной, поскольку со времени правления Сеннахирима он больше не упоминается ни в каких текстах.

Как утверждал Гернот Вильгельм [ де ] , топоним Кумме имеет правдоподобную хурритскую этимологию и может быть истолкован как сочетание корня кум- , который, по его мнению, относится к строительной деятельности, и суффикса -ме , хорошо засвидетельствованного в других Хурритские слова. [ 2 ] Это объяснение также принимает Дэниел Швемер [ де ] [ 3 ] и Фолькерт Хаас , который предлагает значения «строить» или «складывать» для слова «кум- » . [ 4 ] Предполагается, что этот же корень лег в основу реконструированного топонима *Кумар, от которого, теоним Кумарби . вероятно, произошел [ 5 ] Это также засвидетельствовано в слове кумди , «башня», и в личных именах в текстах Нузи . [ 6 ] Альтернативное предложение — связать его с аккадским термином «кумму» , «целла» или «святилище». [ 7 ]

Имя Кумме также засвидетельствовано в аккадских текстах как Кумму или Куммум и в хеттских как Куммия. [ 1 ] Дополнительной хеттской формой могла быть Кумма, хотя возможно, что поблизости от Хурмы существовал несвязанный с ней город под названием Кумма. [ 8 ] в Южной Анатолии . [ 9 ] Карен Раднер дополнительно называет Кумену урартской формой имени. [ 10 ] Однако, по мнению Швемера, хотя эта точка зрения общепринята в науке, сомнительно, относятся ли эти два названия к одному и тому же городу. [ 11 ]

Кумме также известен как Кумманни (классическая Комана ), город на севере Киццуватны , [ 12 ] хотя последний топоним мог происходить и от корня кум- . [ 13 ] Его также не следует путать с Куману, королевством, которое располагалось на равнинах вокруг современного Алкоша . [ 10 ]

Предлагаемое место

[ редактировать ]

Точное местонахождение Кумме неизвестно. [ 14 ] На основании источников из Телль-Шемшары и Телль-ар-Римы , датированных восемнадцатым веком до нашей эры, включая письма и отчет о винных пайках, приготовленных для человека из Кумме, возможно, проводника, и кутианского генерала, город был остановкой на маршруте. ведущий из горных районов к востоку от Тигра в Йезира , по крайней мере, если Ниневии . следует избегать района [ 7 ] Фолькерт Хаас пришел к выводу, что он расположен на современной границе между Турцией и Ираком . [ 15 ] Дэниел Швемер предполагает, что его можно найти недалеко от современного Захо . [ 16 ] Эту возможность также допускает Стивен В. Холлоуэй. [ 17 ] Однако он подвергся критике со стороны Карен Раднер, которая утверждает, что на основании писем Саргона II можно предположить, что он находился в более гористой местности и ближе к Урарту , что, по ее мнению, может указывать на то, что его можно найти выше по течению реки. Малый Хабур , недалеко от современного Бейтюшшебапа . [ 14 ]

Текстовые подтверждения

[ редактировать ]

Второе тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Первые упоминания о Кумме встречаются в текстах древневавилонского марийского языка . [ 2 ] Из-за возможной этимологии его названия предполагается, что это был хурритский город. с самого начала своей истории [ 1 ] В договоре между Зимри-Лимом и царем Курды бог погоды Кумме ( д IŠKUR be-el ku-um-mi ki ) вызывается среди божественных свидетелей, отдельно от бога погоды Алеппо [ де ] . [ 18 ] Тот же царь однажды поднес этому божеству вазу. [ 19 ] Город также упоминается в хурритском заклинании из Мари, в котором прямо упоминается его главный бог по имени Тешуб, а не используется логограмма. [ 16 ] Различные текстовые источники указывают на то, что Кумме считался главным культовым центром этого бога, и в результате жители Древнего Ближнего Востока считали его религиозным объектом «трансрегионального значения» . [ 1 ] Там существовал храм, посвященный ему. [ 20 ] Однако, несмотря на его религиозное значение, прямые ссылки на Кумме относительно редки за пределами литературных текстов, посвященных его главному божеству. [ 3 ]

Кумме был признан крупным религиозным объектом как хурритами, так и хеттами во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. [ 7 ] Хурритские мифы изображают Кумме резиденцией Тешуба, а один из его врагов носит имя Улликумми — «Уничтожь Кумме!». [ 2 ] Рассказ об Аппу указывает на то, что он традиционно ассоциировался с ним таким же образом, как Ниневия была с Шаушкой , Сиппар с Шамашем или Вавилон с Мардуком . [ 21 ] Эта ассоциация также упоминается во фрагменте хурритской адаптации « Эпоса о Гильгамеше» . [ 22 ] Среди других божеств, которым поклонялись в Кумме, были Кумарби , о чем свидетельствует угаритский текст, в котором он упоминается как «Кумарби Уркини Куммени» ( kmrb urgnkmn ) и «леди Кумме», согласно Фолькерту Хаасу, которую следует идентифицировать как Шаушку. [ 23 ] Хотя в хурритских мифах также упоминается храм Чепата, расположенный в Кумме, неясно, отражают ли они историческую реальность. [ 24 ]

Как уже было засвидетельствовано в древневавилонский период, Кумме также могло использоваться как теофорный элемент в хурритских именах. [ 22 ] Примеры включают Паиш-Кумме («Кумме может возвысить») от Нузи, Куммен-еври («Кумме — господин») от Тикунани , Куммен-адал («Кумме сильный») от Мари и Ари-Кумме («Кумме дал» или «Дай, Кумме») из среднеассирийского текста. [ 22 ] По мнению Томаса Рихтера, подобные названия отражают восприятие самого города как нумена . [ 25 ] Даниэль Швемер предполагает, что в этом контексте топоним служил заменой имени Тешуб. [ 22 ] Также известно одно ассирийское имя, отсылающее к Кумме, — Бел-Кумме-илаи. [ 11 ]

Первое тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Более поздние упоминания о Кумме относятся к неоассирийскому периоду . [ 1 ] Это был центр одного из небольших царств, образувших буферную зону между Ассирией и Урарту , рядом с близлежащими Шубрией , Мусасиром и Укку. [ 26 ] И в лингвистическом, и в культурном отношении он сохранил свой хурритский характер. [ 27 ] Возможно, что он сохранил независимость от более могущественных соседей благодаря своему религиозному значению. [ 10 ]

Адад-нирари II (годы правления 911–891 гг. до н. э.) посетил Кумме в 895 г. до н. э. во время военной кампании против Хабху, очевидно враждебного ему государства, и принес жертву богу погоды, назвав его своим «господином». [ 19 ] Он называл его месопотамским именем Адад , хотя, по мнению Даниэля Швемера, это следует рассматривать только как ассирийскую интерпретацию его личности. [ 3 ] Хотя нет никаких указаний на то, что ассирийские цари приносили подношения богу погоды Кумме после девятого века до нашей эры, он упоминается в более позднем источнике, так называемом Götteraddressbuch , в котором записаны божества, которым поклонялись в Ассуре и ряде других крупных ассирийских городов. . [ 28 ] Отношения между Ассирией и Кумме оставались позитивными во время правления Ашурнасирпала II (883-859 гг. до н.э.), и некоторые из ее жителей, возможно, бежали в Ассирию из-за урартских завоеваний царя Минуа (годы правления 810-785 гг. до н.э.), который, по-видимому, превратил город в в одну из его крепостей. [ 19 ] Множественные упоминания о Кумме также присутствуют в письмах времен правления Саргона II , которые указывают на то, что в этот момент это снова было независимое маленькое королевство. [ 29 ] В одном из этих документов говорится, что его царь в то время носил имя Арийе. [ 7 ] Несмотря на формальную независимость, Кумме не управлял большой территорией, и его правители фактически подчинялись Ассирии, выступая в качестве поставщиков как ресурсов, так и информации. [ 30 ] Ассирийский посол ( qēpu , буквально «доверенный») по имени Ашшур-Решува также находился в городе и в какой-то момент, по-видимому, вступил в конфликт с местными властями, что привело к взаимным покушениям, конечный результат которых в настоящее время таков. неизвестный. [ 30 ] Если принять эквивалентность топонимов Кумме и Кумену, то город может быть также засвидетельствован в урартских источниках, включая надпись из Мехер Капысы [ де ] , в которой упоминается «божество жителей города Кумену» ( ценить ку-ме-ну-на-у-е ДИНГИР) рядом с фигурами, связанными с Ардини и Тушпой . [ 21 ] Королевство Укку, находившееся в союзе с Урарту, видимо, пыталось склонить Кумме пойти по тому же пути. [ 31 ] В письме, отправленном Кумме Саргону II, дополнительно указывается, что в какой-то момент урартский царь Аргишти II задался вопросом, почему послы из города не появляются к его двору, хотя в этом тексте местные жители заверяют ассирийского царя в своей лояльности, возможно, чтобы избежать судьба аналогична судьбе Мусасира, чье святилище бога Халди было осквернено в наказание в 714 году. [ 30 ] В текстах времен правления Сеннахирима и более поздних правителей Кумме больше не упоминается, и его окончательная судьба в настоящее время неизвестна. [ 30 ]

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 15f8ff3ec8be75425e35ea0ad1ec1197__1715017080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/15/97/15f8ff3ec8be75425e35ea0ad1ec1197.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kumme - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)