Бассейн
Кумме ( аккадский Кумму или Куммум , хеттский Куммия [ 1 ] ) был хурритским городом, известным из текстовых источников как второго, так и первого тысячелетия до нашей эры. Его точное местоположение неизвестно, но оно упоминается в клинописных текстах с множества других сайтов. Возможно, он располагался недалеко от современного Захо или Бейтюшебапа . Со времен Старого Вавилона до неоассирийских времен он служил религиозным центром межрегионального значения из-за его связи с хурритским погоды богом Тешубом . Его религиозная роль впервые упоминается в марийских текстах , а позже повторяется в хурритских и хеттских источниках. В неоассирийский период он, по-видимому, был центром небольшого независимого буферного государства на границах с Ассирией . Его окончательная судьба остается неизвестной, поскольку со времени правления Сеннахирима он больше не упоминается ни в каких текстах.
Имя
[ редактировать ]Как утверждал Гернот Вильгельм , топоним Кумме имеет правдоподобную хурритскую этимологию и может быть истолкован как сочетание корня кум- , который, по его мнению, относится к строительной деятельности, и суффикса -ме , хорошо засвидетельствованного в других Хурритские слова. [ 2 ] Это объяснение также принимает Дэниел Швемер [ 3 ] и Фолькерт Хаас , который предлагает значения «строить» или «складывать» для слова «кум- » . [ 4 ] Предполагается, что этот же корень лег в основу реконструированного топонима *Кумар, от которого, теоним Кумарби . вероятно, произошел [ 5 ] Это также засвидетельствовано в слове кумди , «башня», и в личных именах в текстах Нузи . [ 6 ] Альтернативное предложение — связать его с аккадским термином «кумму» , «целла» или «святилище». [ 7 ]
Имя Кумме также засвидетельствовано в аккадских текстах как Кумму или Куммум и в хеттских как Куммия. [ 1 ] Дополнительной хеттской формой могла быть Кумма, хотя возможно, что поблизости от Хурмы существовал несвязанный с ней город под названием Кумма. [ 8 ] в Южной Анатолии . [ 9 ] Карен Раднер дополнительно называет Кумену урартской формой имени. [ 10 ] Однако, по мнению Швемера, хотя эта точка зрения общепринята в науке, сомнительно, относятся ли эти два названия к одному и тому же городу. [ 11 ]
Кумме также известен как Кумманни (классическая Комана ), город на севере Киццуватны , [ 12 ] хотя последний топоним мог происходить и от корня кум- . [ 13 ] Его также не следует путать с Куману, королевством, которое располагалось на равнинах вокруг современного Алкоша . [ 10 ]
Предлагаемое место
[ редактировать ]Точное местонахождение Кумме неизвестно. [ 14 ] На основании источников из Телль-Шемшары и Телль-ар-Римы , датированных восемнадцатым веком до нашей эры, включая письма и отчет о винных пайках, приготовленных для человека из Кумме, возможно, проводника, и кутианского генерала, город был остановкой на маршруте. ведущий из горных районов к востоку от Тигра в Йезира , по крайней мере, если Ниневии . следует избегать района [ 7 ] Фолькерт Хаас пришел к выводу, что он расположен на современной границе между Турцией и Ираком . [ 15 ] Дэниел Швемер предполагает, что его можно найти недалеко от современного Захо . [ 16 ] Эту возможность также допускает Стивен В. Холлоуэй. [ 17 ] Однако он подвергся критике со стороны Карен Раднер, которая утверждает, что на основании писем Саргона II можно предположить, что он находился в более гористой местности и ближе к Урарту , что, по ее мнению, может указывать на то, что его можно найти выше по течению реки. Малый Хабур , недалеко от современного Бейтюшшебапа . [ 14 ]
Текстовые подтверждения
[ редактировать ]Второе тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Первые упоминания о Кумме встречаются в текстах древневавилонского марийского языка . [ 2 ] Из-за возможной этимологии его названия предполагается, что это был хурритский город. с самого начала своей истории [ 1 ] В договоре между Зимри-Лимом и царем Курды бог погоды Кумме ( д IŠKUR be-el ku-um-mi ki ) вызывается среди божественных свидетелей, отдельно от бога погоды Алеппо . [ 18 ] Тот же царь однажды поднес этому божеству вазу. [ 19 ] Город также упоминается в хурритском заклинании из Мари, в котором прямо упоминается его главный бог по имени Тешуб, а не используется логограмма. [ 16 ] Различные текстовые источники указывают на то, что Кумме считался главным культовым центром этого бога, и в результате жители Древнего Ближнего Востока считали его религиозным объектом «трансрегионального значения» . [ 1 ] Там существовал храм, посвященный ему. [ 20 ] Однако, несмотря на его религиозное значение, прямые ссылки на Кумме относительно редки за пределами литературных текстов, посвященных его главному божеству. [ 3 ]
Кумме был признан крупным религиозным объектом как хурритами, так и хеттами во второй половине второго тысячелетия до нашей эры. [ 7 ] Хурритские мифы изображают Кумме резиденцией Тешуба, а один из его врагов носит имя Улликумми — «Уничтожь Кумме!». [ 2 ] Рассказ об Аппу указывает на то, что он традиционно ассоциировался с ним таким же образом, как Ниневия была с Шаушкой , Сиппар с Шамашем или Вавилон с Мардуком . [ 21 ] Эта ассоциация также упоминается во фрагменте хурритской адаптации « Эпоса о Гильгамеше» . [ 22 ] Среди других божеств, которым поклонялись в Кумме, были Кумарби , о чем свидетельствует угаритский текст, в котором он упоминается как «Кумарби Уркини Куммени» ( kmrb urgnkmn ) и «леди Кумме», согласно Фолькерту Хаасу, которую следует идентифицировать как Шаушку. [ 23 ] Хотя в хурритских мифах также упоминается храм Чепата, расположенный в Кумме, неясно, отражают ли они историческую реальность. [ 24 ]
Как уже было засвидетельствовано в древневавилонский период, Кумме также могло использоваться как теофорный элемент в хурритских именах. [ 22 ] Примеры включают Паиш-Кумме («Кумме может возвысить») от Нузи, Куммен-еври («Кумме — господин») от Тикунани , Куммен-адал («Кумме сильный») от Мари и Ари-Кумме («Кумме дал» или «Дай, Кумме») из среднеассирийского текста. [ 22 ] По мнению Томаса Рихтера, подобные названия отражают восприятие самого города как нумена . [ 25 ] Даниэль Швемер предполагает, что в этом контексте топоним служил заменой имени Тешуб. [ 22 ] Также известно одно ассирийское имя, отсылающее к Кумме, — Бел-Кумме-илаи. [ 11 ]
Первое тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Более поздние упоминания о Кумме относятся к неоассирийскому периоду . [ 1 ] Это был центр одного из небольших царств, образувших буферную зону между Ассирией и Урарту , рядом с близлежащими Шубрией , Мусасиром и Укку. [ 26 ] И в лингвистическом, и в культурном отношении он сохранил свой хурритский характер. [ 27 ] Возможно, что он сохранил независимость от более могущественных соседей благодаря своему религиозному значению. [ 10 ]
Адад-нирари II (годы правления 911–891 гг. до н. э.) посетил Кумме в 895 г. до н. э. во время военной кампании против Хабху, очевидно враждебного ему государства, и принес жертву богу погоды, назвав его своим «господином». [ 19 ] Он называл его месопотамским именем Адад , хотя, по мнению Даниэля Швемера, это следует рассматривать только как ассирийскую интерпретацию его личности. [ 3 ] Хотя нет никаких указаний на то, что ассирийские цари приносили подношения богу погоды Кумме после девятого века до нашей эры, он упоминается в более позднем источнике, так называемом Götteraddressbuch , в котором записаны божества, которым поклонялись в Ассуре и ряде других крупных ассирийских городов. . [ 28 ] Отношения между Ассирией и Кумме оставались позитивными во время правления Ашурнасирпала II (883-859 гг. до н.э.), и некоторые из ее жителей, возможно, бежали в Ассирию из-за урартских завоеваний царя Минуа (годы правления 810-785 гг. до н.э.), который, по-видимому, превратил город в в одну из его крепостей. [ 19 ] Множественные упоминания о Кумме также присутствуют в письмах времен правления Саргона II , которые указывают на то, что в этот момент это снова было независимое маленькое королевство. [ 29 ] В одном из этих документов говорится, что его царь в то время носил имя Арийе. [ 7 ] Несмотря на формальную независимость, Кумме не управлял большой территорией, и его правители фактически подчинялись Ассирии, выступая в качестве поставщиков как ресурсов, так и информации. [ 30 ] Ассирийский посол ( qēpu , буквально «доверенный») по имени Ашшур-Решува также находился в городе и в какой-то момент, по-видимому, вступил в конфликт с местными властями, что привело к взаимным покушениям, конечный результат которых в настоящее время таков. неизвестный. [ 30 ] Если принять эквивалентность топонимов Кумме и Кумену, то город может быть также засвидетельствован в урартских источниках, включая надпись из Мехер Капысы , в которой упоминается «божество жителей города Кумену» ( ценить ку-ме-ну-на-у-е ДИНГИР) рядом с фигурами, связанными с Ардини и Тушпой . [ 21 ] Королевство Укку, находившееся в союзе с Урарту, видимо, пыталось склонить Кумме пойти по тому же пути. [ 31 ] В письме, отправленном Кумме Саргону II, дополнительно указывается, что в какой-то момент урартский царь Аргишти II задался вопросом, почему послы из города не появляются к его двору, хотя в этом тексте местные жители заверяют ассирийского царя в своей лояльности, возможно, чтобы избежать судьба аналогична судьбе Мусасира, чье святилище бога Халди было осквернено в наказание в 714 году. [ 30 ] В текстах времен правления Сеннахирима и более поздних правителей Кумме больше не упоминается, и его окончательная судьба в настоящее время неизвестна. [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Швемер 2008 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б с Вильгельм 1994 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 456.
- ^ Хаас 2015 , с. 167.
- ^ Вильгельм 1994 , стр. 318–319.
- ^ Вильгельм 1994 , стр. 316–317.
- ^ Jump up to: а б с д Раднер 2012 , с. 254.
- ^ Швемер 2008 , с. 41.
- ^ Швемер 2008 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Раднер 2012 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 457.
- ^ Тмин 1983 , с. 335.
- ^ Вильгельм 1994 , с. 319.
- ^ Jump up to: а б Раднер 2012 , с. 255.
- ^ Хаас 2015 , с. 331.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 301.
- ^ Холлоуэй 2002 , с. 262.
- ^ Швемер 2001 , стр. 301–302.
- ^ Jump up to: а б с Раднер 2012 , с. 256.
- ^ Швемер 2001 , с. 589.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , стр. 456–457.
- ^ Jump up to: а б с д Швемер 2001 , с. 458.
- ^ Хаас 2015 , с. 332.
- ^ Швемер 2001 , с. 461.
- ^ Рихтер 2010 , с. 507.
- ^ Раднер 2012 , с. 243.
- ^ Раднер 2012 , с. 244.
- ^ Холлоуэй 2002 , с. 269.
- ^ Раднер 2012 , стр. 256–257.
- ^ Jump up to: а б с д Раднер 2012 , с. 257.
- ^ Раднер 2012 , с. 259.
Библиография
[ редактировать ]- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 20 марта 2023 г.
- Холлоуэй, Стивен В. (2002). Ашшур – король! Ашшур – король! Религия в осуществлении власти в Неоассирийской империи . Лейден: Брилл. ISBN 1-4175-9092-0 . OCLC 60245860 .
- Кюммель, Ганс Мартин (1983), «Кумманни» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 марта 2023 г.
- Раднер, Карен (2012). «Между молотом и наковальней: Мусасир, Кумме, Укку и Шубрия – буферные государства между Ассирией и Урарту» . Биайнили-Урарту: материалы симпозиума, состоявшегося в Мюнхене 12-14 октября 2007 г. Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-2438-3 . OCLC 779881614 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Швемер, Дэниел (2008). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования: Часть II» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 8 (1). Брилл: 1–44. дои : 10.1163/156921208786182428 . ISSN 1569-2116 .
- Вильгельм, Гернот (1994). «Кумме и *Кумар: К образованию хурритских топонимов» . В Калмейере, Питер (ред.). Вклад в древнюю восточную археологию и древность: Фестиваль Бартеля Хруды к его 65-летию (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 9783447035033 . OCLC 32285389 .