Гусеницы
Гусеницы
Мурашки по коже все | |
---|---|
![]() Типичные домохозяйства в Гусинье | |
Координаты: 42 ° 33'43 "N 19 ° 50'02" E / 42,56194 ° N 19,83389 ° E | |
Страна | ![]() |
Область | Северная Черногория |
Муниципалитет | ![]() |
Правительство | |
• Мэр | Санель Балич ( BS ) |
Область | |
• Общий | 3,73 км 2 (1,44 квадратных миль) |
Высота | 1014 м (3327 футов) |
Население (2011) | |
• Общий | 1,673 |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Регистрация автомобиля | GS |
Климат | КФБ |
Гусинье ( кириллица : Мурашки по коже , произносится [ɡϔsiɲe] ; Албанский : Gucia ) — небольшой город в Черногории в северном регионе . По данным переписи 2011 года, город имеет население 1673 человека и является административным центром муниципалитета Гусинье .
Имя
[ редактировать ]были предложены две альтернативные этимологии Для топонима Гусинье . Один связывает его со славянской гуской ( гусь ), другой — с иллирийским термином Geusiae, от которого албанское название города Guci(a) . произошло [ 1 ] [ 2 ] В архивных записях он упоминается по-разному как Гусино (Гусино), Густинь (1614 г.) в венецианских архивах, Гусна (گوسن) и Гусинье в османском турецком языке. [ 2 ] [ 3 ]
География
[ редактировать ]Город расположен в районе Плав-Гусинье, части долины верхнего Лима в хребте Проклятых гор , на высоте 1014 м. Зла Колата , самая высокая гора Черногории, примерно в 10 км к югу от Гусинье в национальном парке Проклетие. [ 4 ]
Гусинье находится на реке Вермош, текущей на восток в сторону Плава . Примерно в 2 км к югу от центра Гусинье находится источник ручья Вруя, Али-паши источников ( Alipašini izvori / Krojet e Ali Pashës ). Ручей Вруя впадает в Вермош к востоку от города, между этим слиянием и Плавом, который местные жители называют Лукой . Не доходя до Плава, Вермош впадает в озеро Плав . Вермош — первый приток реки Лим .
Гусинье является резиденцией одноименного муниципалитета. С 1953 по 2014 год входил в состав муниципалитета Плав . В 2014 году он снова стал отдельным муниципалитетом. Границы города составляют ~3,73 км. 2 из 157 км 2 муниципалитета. [ 5 ] Большая часть территории муниципалитета представляет собой гористую землю, которая в прошлом использовалась для выпаса скота.
История
[ редактировать ]
Топоним Хотина Гора (горы Хоти) в районах Плав и Гусинье в бассейне реки Лим в 1330 году является первым упоминанием названия Хоти в исторических записях в хризобыках Дечани. Шуффлай считает этот регион первоначальным районом поселения Хоти , откуда они двинулись на юг. [ 6 ] [ 7 ]
Известно, что на территории современного Гусинье располагалось средневековое поселение. Гусинье упоминается как караванная станция на маршруте Рагуза-Катаро-Скутари-Печ в 14 веке. [ 1 ] [ 8 ] В исторических записях Гусинье появляется в 1485 году на окраине санджака Скутари как деревня в вилайете Плав, хасс-и хумаюн (императорское владение), находившееся непосредственно под властью османского султана. В нем было 96 семей, 21 неженатый мужчина и четыре вдовы. [ 9 ] Это было большое поселение по сравнению с другими деревнями Черногории и северной Албании. [ 10 ]
В устной традиции говорится, что Никаджи заменили Маврики при переселении на их современную территорию. Говорят, что они пришли из Ваюша недалеко от Шкодера и поселились на горе Никай в период 1416–1500 годов. При этом большая часть маврики эмигрировала в район Гусинье. [ 11 ]

Гусинье стоял на пересечении османских торговых путей между северной Албанией, Черногорией и Косово. Таким образом, торговля, проходившая через Гусинье, приносила большое богатство султану и османским чиновникам, которым были предоставлены права налогообложения. Это сделало торговый путь постоянной мишенью для албанской племенной общины ( фис ) Кельменди , которая жила вдоль этого маршрута, восставая против османов и грабя их торговые пути. Венецианский дипломат Мариано Болицца, путешествовавший по региону, сообщил, что в конце 1612 года было завершено строительство крепости Гусинье, рядом с которой возник современный город. [ 3 ] Это место было выбрано потому, что оно находится на пересечении дорог из Кельменди. Первоначальное расположение форта находилось недалеко от деревни Грнчар/Гернчар. Современный Гусинье стоит примерно в 6 км к западу и в ~10 км к северу от путей от гор Кельменди ( malet e Kelmendit ) до современного Санджака . Окружающие деревни на западе и юге ( Вусанье ) являются поселениями Кельменди. Крепость была построена по просьбе Сема Зауса, османского бея Подгорицы, который хотел остановить нападения Кельменди и иметь возможность свободно путешествовать по своим владениям. В 1614 году Мариано Болицца сообщил, что в деревне было 100 дворов и гарнизон из 237 человек под командованием Бело Жуванина. [ 3 ] Крепость была также спроектирована для того, чтобы остановить передвижение племен кучи и триепши в долине Верхнего Лима.
Со временем, несмотря на османские экспедиции и переселение этих общин в Санджак, Кельменди и другие племена, такие как Кучи, Триепши и Шала, сформировали многие из исторических кварталов ( махалли ) Гусинье сегодня. Их потомки, хотя изначально были христианами, добровольно или насильственно обратились в ислам, в основном к середине 18 века. Это обращение произошло как способ получить больше прав, поскольку мусульманское население было более привилегированным, чем христианское. Важная семья, которая позже превратилась в братство, в развитии Гусинье - это семья Омерагай (сегодня известная как Омерагич) из Шалы, которая появилась в деревне в начале 18 века. [ 12 ] Различные мечети Гусиндже сегодня представляют разные братства, которые их построили. Например, мечеть Чекай ( Čekića džamija / xhamia e Cekajve ) была построена братством Чекай из Триепши в 1687 году, а Новая мечеть, построенная в 1899 году, известна как Радончича в честь братства Радончичи из Кучи. В начале 18 века Гусинье было резиденцией местного кадилука . Что касается военного управления, капитан Гусинье входил в состав Боснийского эялета в 1724 году. Центральная османская администрация рухнула в последующие десятилетия, и пашалик Шкодры стал региональной державой. Мечеть Везира, построенная Кара Махмудом Бушати в 1765 году в центре города, является символом влияния Пашалика в долине верхнего Лима. Его падение в 1831 году вернуло фактическое османское правление. В 1852 году в реестре Косовского вилайета Гусинье записано с 1500 дворами. Это был развивающийся город, в котором было 350 магазинов, восемь медресе и пять мечетей. Капитанство Гусинье в 1869 году было частью Санджак из Призрена . [ 1 ]
Две сильнейшие феодальные семьи в регионе Плав - Гусинье (~90 км к северо-востоку от Груэмирэ) ведут свое происхождение от Груемири . Реджепагай из Плава, Черногория (ныне Реджепагич-Реджепагики) переехал в Плав в начале 1650-х годов, где их предок принял мусульманское имя Вели , когда обратился. Реджеп Ага , давший название семье, был праправнуком Вели. Шабанагай (теперь также известный как Шабанагич) был связан браком с семьей Бушати из Шкодры . Шабан-ага, их одноименный предок, был зятем Сулейман-паши Бушати , санджакбея Шкодры. Его отправили в Гусинье в качестве командира крепости около 1690 года. [ нужна ссылка ] Семья Шабанагай владела большими поместьями в Беране . [ 13 ] Али-паша Гусиндже , командующий Призренской лигой, был шабанагаем. [ 13 ] и Яшар Реджепагич , учитель из Косово, был Реджепагаем.
Когда Османская империя распалась в далеком 19 веке уже по Сан-Стефанскому договору , Гусинье и Плав были переданы независимому Княжеству Черногория . В то время Гусинье развивался как торговый город, но все еще оставался за пределами установленного верховенства османского законодательства. Владение оружием было широко распространено, и соблюдение османского правления было трудно обеспечить. [ 14 ] Эта среда позволяла существовать эффективному сопротивлению аннексии. Албанцы Гусинье выступили против решений договора и направили телеграммы протеста в посольства великих держав . [ 15 ] На Берлинском конгрессе и его заключительном договоре эти решения были окончательно закреплены. Албанцы в двух регионах выступили против окончательного решения в пользу аннексии и сформировали Призренскую лигу .
Известным деятелем Призренской лиги был Али-паша Шабанагай , землевладелец и военачальник из Гусиндже. В последовавшей битве при Новшиче Призренская лига под предводительством Шабанагая разбила приближающиеся черногорские силы под предводительством Марко Мильянова . [ 16 ] Более 140 убитых и раненых из примерно 300 потерь Призренской лиги в бою были выходцами из Гусинье. Исмаил Омерага был ведущим командиром добровольцев Гусинье, погибшим в боях за защиту Плав-Гусинье. Его голову перевезли в Цетинье , столицу Черногории. [ 17 ] В сообщениях после битвы утверждается, что победители принесли в город 60 голов побежденных врагов. Аннексия была фактически остановлена, и великие державы начали новый раунд переговоров, который в конечном итоге привел к аннексии Улциня Черногорией в качестве компенсации. Битва стала отправной точкой в Албанском национальном пробуждении и создала прецедент необходимости вооруженной борьбы для защиты других территорий. [ 18 ] Хотя битва произошла недалеко от Новшиче, что примерно в 4 км к северу от Плава, в османской прессе того времени она стала известна как Гусинье хадисеси (Инцидент в Гусинье) из-за ее решающей роли в борьбе.
В 1893 году в Гусинье было 1600 дворов, 5 мечетей и 240 магазинов. [ 1 ] районы входили в состав Санджака Нови-Пазара Косовского вилайета До октября 1912 года (де-юре, до 1913 года) . Черногорская армия захватила регион и вошла в Плав 19 и 20 октября. За его вступлением последовал период жесткого военного управления , который до марта 1913 года привел к убийству более 1800 местных жителей и 12 000 насильственных обращений в православие. [ 19 ] После Балканских войн Гусинье стал предметом спора между недавно получившей независимость Албанией и Черногорией. Николай I Черногорский на Лондонской мирной конференции попросил регион Кельменди , поскольку в противном случае сообщение между столицей Подгорицей и новыми восточными провинциями Черногории было бы заблокировано. Когда Кельменди наконец стал частью Албании, Гусинье был передан Черногории с условием, что жители Кельменди будут иметь свободный проход в город. [ 20 ] В 1913 году директор Красного Креста, дислоцированного в городе, сообщил о 2000 албанских беженцах из Гусинье и Плава. Начало Первой мировой войны практически остановило выполнение любых соглашений. В 1919 году решение было подтверждено, но граница была закрыта. В Албании закрытие границы между Малезией и Гусинье рассматривалось как основная причина межвоенного обнищания таких районов, как Кельменди и Шала , которые были лишены доступа к своему традиционному рыночному городу. [ 21 ]
Гусинье сопровождалось репрессивной политикой против местного населения . Вступление черногорской армии в 1912-1913 годах и югославской армии после 1919 года в , Гусинье и Рожае, борются против включения Санджака в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев . [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] В результате во время второй оккупации Гусинье сербской армией, которая произошла в 1919 году, сербские силы атаковали албанское население в Плаве и Гусинье, которое обратилось за защитой к британскому правительству. После подавления восстания было убито около 450 местных мирных жителей. [ 25 ] Эти события привели к большому притоку албанцев, мигрирующих в Албанию . [ 26 ] [ 27 ] Эти события остаются предметом споров в современной черногорской политике. В 2013 году президент Черногории Филип Вуянович сделал одно из первых прямых признаний событий в черногорской политике на церемонии в Беране , где он заявил, что преступления, совершенные в Плаве и Гусинье, являются темной стороной черногорской истории . [ 28 ]
Гусинье стал частью Албании во время Второй мировой войны фашистской Италией, а затем нацистской Германией, чтобы заручиться поддержкой местного населения. После войны границы 1913 года были подтверждены. Статус Гусинье как отдельного муниципалитета был аннулирован в 1953 году. Наряду с другими причинами это способствовало иммиграции и обнищанию в городе и муниципалитете. [ 29 ] В 2014 году Гусинье вернул себе муниципальный статус.
Диалект
[ редактировать ]Гусинье почти полностью мусульманин и говорит либо на албанском, либо на славянском языке. Славянский диалект Гусинье и Плав демонстрирует очень сильное структурное влияние албанского языка. Его уникальность с точки зрения языкового контакта между албанцами и славянами объясняется тем, что большинство славяноязычных жителей сегодняшнего Гусинье имеют албанское происхождение, что представляет собой случай перехода албаноязычного населения к славяноязычному. [ 30 ] [ 31 ]
Памятники
[ редактировать ]
В Гусинье находится ряд исторических мечетей Черногории. Самая старая сохранившаяся мечеть в городе - Чекича Джамия или Ххамия э Чекайве, построенная братством Чекай из Трипши. Второй старейшей является мечеть Везира (vezirova džamija/xhamia e vezirit), построенная Кара Махмудом Бушати в 1765 году на месте другой мечети, построенной в 1626 году. Новая мечеть (nova džamija/xhamia e re), также известная как Радончича, была построен братством Радончичи из Кучи в 1899 году. Есть также ряд мечетей, руины которых сохранились только сегодня. Мечеть султана Ахмеда I построена во время его правления в 1603-1617 гг. Сожжена в 1746-47 гг. Еще одна разрушенная мечеть построена семьей Гъылбегай (ветвь семьи Беголли ). Он был построен в 1833 году. [ 32 ]
Демография
[ редактировать ]С 1913 года Гусинье пережил множество волн иммиграции в 20 веке. В результате в 21 веке они обезлюдели его. Муниципалитет Гусинье сообщает, что 18 400 человек происходят из города Гусинье из общей диаспоры в районе Гусинье, насчитывающей около 30 000 человек. В основном они живут в США. [ 33 ]
|
|
Религия (перепись 2011 г.) | Число | |
---|---|---|
Процент | ||
Восточное православие | 67 | 4,00% |
ислам | 1,580 | 94,44% |
католицизм | 18 | 1,08% |
Христиане | 0 | 0% |
протестанты | 0 | 0% |
Свидетель Иеговы | 0 | 0% |
буддист | 0 | 0% |
Адвентист | 0 | 0% |
Агностицизм | 0 | 0% |
Атеизм | 0 | 0% |
Необъявленный | 0 | 0% |
Другой | 8 | 0,5% |
Спорт
[ редактировать ]Местная футбольная команда — ФК Гусинье страны , которая играет в третьем дивизионе . Домашние матчи они проводят на городском стадионе . Баскетбольная команда города — КК Стршлен .
Известные люди
[ редактировать ]- Исмаил Никочевич , мэр Гусинье
- Али-паша Гусиньский , албанский военачальник, лидер Призренской лиги
- Алия Гушанац ( р. 1804–05), албанский османский разбойник ( крджалия ), служивший Дахидже , янычарам -отступникам, принявшим власть санджаков Смедерево после переворота.
- Реджо Мулич , албанский композитор
- Дженан Радончич — футболист Черногории.
- Фахрудин Радончич , бизнесмен и политик
- Рамо Коленович , каякер
- Дино Радончич , баскетболист
Города-побратимы – города-побратимы
[ редактировать ]Гусинье является побратимом :
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Муниципалитет Гусинье, 2012 г. , с. 16
- ^ Jump up to: а б Праздник 2013 , с. 70
- ^ Jump up to: а б с Элси 2003 , стр. 151.
- ^ «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК ПРОКЛЕТИЕ» . www.nparkovi.me . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Муниципалитет Гусинье, 2012 г. , с. 5.
- ^ Ахметадж, Мехмет (2007). «ТОПОНИМИЯ ХОТИ» . Албанологические исследования . 37 :170 . Проверено 27 января 2020 г.
Исторически противоположны, поскольку в начале времен, согласно историческим записям, Хоти-и-Куджит как древнее поселение чисто албанского происхождения документально подтверждено, а именно датируется погодой, в Крисобуле-э-Дечани, с 1330 года, где хотжане упоминаются в горы к югу от равнины Плавес («Хутина гора»), ныне горы Хоти, которые, по мнению М. Шуфлая, должны были быть колыбелью племени Хот.
- ^ Шуффле, Милан (1925). Сербы и Арбанаси: их симбиоз в средние века . Издание семинара по городской филологии. стр. 60–61 . Проверено 28 января 2020 г.
- ^ Сообщество базового образования и воспитания 1986 , с. 137.
- ^ Пулаха 1974 , с. 99.
- ^ Пулаха 1974 , с. 112.
- ^ Племена Албании: История, общество и культура . Роберт Элси. 24 апреля 2015 г. с. 151. ИСБН 9780857739322 .
- ^ Дедушай 2012 , с. 18.
- ^ Jump up to: а б Бартл 1976 , с. 101:Г. происходил из старой и уважаемой семьи Шабанагай (Шабанагич) из Плава (ныне Черногория), которая произвела на свет несколько паш. Ему принадлежали поместья Чифтлик в Нахие Васоевичи; Однако эти товары он потерял после 1858 года, когда эта территория отошла к Черногории и османский феодальный строй там прекратил свое существование.
- ^ Гаврич 2006 , с. 61.
- ^ Гаврич 2006 , с. 44.
- ^ Гаврич 2006 , с. 62.
- ^ Дедушай 2012 , с. 19.
- ^ Гаврич 2006 , с. 74.
- ^ Милошевич 2013
- ^ Корнуолл, 1987 , стр. 6–12.
- ^ Галати и др. 2013 , с. 56.
- ^ Моррисон 2018 , с. 56.
- ^ Джузеппе Мотта, Меньше, чем нации: меньшинства Центральной и Восточной Европы после Первой мировой войны, Том 1. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , Cambridge Scholars Publishing, 2013, стр. 11
- ^ Клаус Рот, Ульф Бруннбауэр, Регион, региональная идентичность и регионализм в Юго-Восточной Европе, Часть 1 , LIT Verlag Münster, 2008, стр. 221
- ^ Моррисон 2018 , с. 21.
- ^ Мулай, Клейда (22 февраля 2008 г.). Политика этнической чистки: построение национального государства и обеспечение безопасности на Балканах двадцатого века . Лексингтонские книги. п. 33. ISBN 978-0-7391-4667-5 .
- ^ Банац, Иво (9 июня 2015 г.). Национальный вопрос в Югославии: истоки, история, политика . Издательство Корнельского университета. стр. 298, просмотр фрагмента. ISBN 978-1-5017-0194-8 .
- ^ Пакарис 2014 , с. 437.
- ^ Муниципалитет Гусинье, 2012 г. , с. 17.
- ^ Кертис 2012 , с. 40.
- ^ : Мэтью С., Кертис (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Университет штата Огайо. п. 140.
С другой стороны, есть некоторые районы, особенно в Черногории, где албаноязычное население перешло на славяноязычное, например, племена пипери и кучи, славянское мусульманское население в Плаве/Плаве и Гусинье/Гусии. , и, возможно, с Мрковичем.
- ^ Хаджич 2018 , с. 11.
- ^ Муниципалитет Гусинье, 2012 г. , с. 18.
- ^ «Соглашение о побратимстве» ( PDF) (на албанском языке). 28 сентября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Бартл, Питер (1976). Бернат, Матиас; Фон Шредер, Феликс; Неринг, Карл (ред.). Юго-восточноевропейские труды: Биографический лексикон по истории Юго-Восточной Европы . Юго-восточный институт Мюнхена. ISBN 9783486492415 .
- Корнуолл, Марк (1987). «Между двумя войнами. Король Черногории Никола и великие державы, 1913-1914» . Южнославянский журнал . IX (1–2).
- Кертис, Мэтью (2012). Славяно-албанские языковые контакты, конвергенция и сосуществование . Университет штата Огайо. ISBN 978-1-2675-8033-7 .
- Дедушай, Реджеп (2012). 100 лет войны . Нью-Йорк.
- Элси, Роберт (2003). Ранняя Албания: читатель исторических текстов, 11–17 вв . Висбаден: Издательство Отто Харрасовица. ISBN 9783447047838 .
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Тафилика, Замир (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Издательство Института археологии Котсена. ISBN 978-1931745710 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781845112875 .
- Горне Полимле: природа, население и населенные пункты . Географический институт философского факультета. 2005. ISBN 978-86-7794-000-3 .
- Хаджич, Фатих (2018). «МЕЧЕТИ В ЮЖНОМ САНДЖАКЕ» . Сто лет со дня Сеницкой конференции .
- Лома, Александр (2013). Топонимия учредительного устава Баньски: на пути к созданию словаря топонимов в средневековой Сербии и лучшему знанию ономастических структур общеславянского языка . Сербская академия науки и уметельности. ISBN 978-86-7025-621-7 .
- Милошевич, Милена (2013). «Мусульмане Черногории устроили массовую молитву в память о «геноциде» » . Балканский взгляд.
- Моррисон, Кеннет (2018). Национализм, идентичность и государственность в постюгославской Черногории . Издательство Блумсбери. ISBN 978-1474235198 .
- Пакарис, Сабина (2014). Ежегодник мусульман Европы . БРИЛЛ. п. 437. ИСБН 9789004283053 .
- Пьерони, Андреа (2010). «Люди и растения в традиционной медицине Лепуше, местной кухне и посткоммунизме в северной албанской деревне». В Сантаяне – Мануэль Пардо; Пьерони, Андреа; Пури, Раджиндра К. (ред.). Этноботаника в Новой Европе: люди, здоровье и ресурсы диких растений . Книги Бергана. ISBN 978-1845454562 .
- Пулаха, Селами (1974). Дефтер и Санджак из Шкодры 1485 [Дефтер Санджака из Шкодры в 1485 году . Академия наук Албании. п. 99.
- «ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ОБОСНОВАНИЮ СОЗДАНИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА ГУСИНЕ» (PDF) . Муниципалитет Гусинье . Муниципалитет Гусинье. в 2012 году
- Сообщество базового образования и воспитания (1986). Симпозиум деревенских дней Сретена Вукосавлевича . Том. 11. Приеполье: Муниципальное образовательное сообщество.