Jump to content

Зана (мифология)

(Перенаправлено из Zana E Malit )

Зана ( Зана в Гег или ноль в Тоске , [ 1 ] [ 2 ] пл. Zanë (T) , см. Другие варианты ниже ) -это нимфа -подобная фигура в албанской мифологии и фольклоре , обычно связанной с горами , пружинами и ручьями , лесами , растительностью и животными , жизненно важной энергией человека и иногда судьей . [ 3 ] Считается, что Зана Е Мадхе («Великая Зана») была иллирийской богиней , эквивалентной древней греческой Артемидой и римской Дианой . [ 4 ]

Зана считается в народных убеждениях необычайными смелыми (таким образом, албанская отделка выражения сиана ), и они обеспечивают свою защиту воинам аналогично Паллас Афина древней Греции . [ 5 ] Бесчисленные албанские народные стихи, мифы и легенды, посвященные Зане и ее друзьям, были переданы современному времени. [ 6 ] Считается, что Зана наблюдала речи в Лиге Призрена в 1878 году. [ 7 ] Подобные албанские мифологические фигуры с нимфы, подобные атрибутам: Ora , Bardha , Shtojzovalle , Mira и Fatí .

Варианты

[ редактировать ]

Название мифологической фигуры - старое албанское слово. Таким образом, существует несколько албанских диалектных вариантов, таких как Zân , занято , Zoa , Xana , Xân и т. Д. (и их определенные формы: Zâna , принадлежащий , голос , Xana , Xâna и т. Д.). [ 8 ] Арбереш Зоня или Зоня также используются, последняя найдена также в стандартном албанском языке как за рубежом , эвфемизмом сказок .

Этимология

[ редактировать ]

Поскольку невиденная иллирийская фрикативная , которая считается аналогичным Z на албанском языке, иллирийская тана (имя нимфы, феи или божество, подтверждаемое воинственными надписями римской эры) традиционно считается предшественником албанской Зана . [ 9 ] Теоним также рассматривается как родственный и эквивалентный латинской диане . [ 10 ] [ Примечание 1 ] В этом случае, наряду с румынским Zână , албанская Zana может быть связана с прото-индоевропейским Dyeus («яркое, небо, божество»), все в конечном итоге вытекают из *dyeu «небо», аналогично албанскому небу и ладному Богу Зодж -z , и его возможный эпитет Zot "Sky Oftion" от протоалбанского *dźie̅u ̊ a (t) t- , в конечном итоге от пирога *Dyḗus ph₂tḗr . [ 11 ] Вариант Арбрешеты ) , названия для нимфы, Зоня (также называемый Зонджа Тена Яштеме также будет родственным. Подобно Zot Бог», «Господь», Зот «Господь», заглавный зонджа или Зоя используется в албанском языке для «Богини», «Леди» (ср. Зоня Э. Дхейт и Зоджа Пренде или Зойджа Э. « или Zôja используется для «леди» или «любовницы». [ 12 ] Древний греческий Дион , параллельный латинской дийане , может рассматриваться как женский аналог бога неба. [ 13 ] Вариант σόννco Zoons в в албанских клятвах нескольких πρρρ Zoons ν τ ν [ 13 ] текстах для -Ностера , старых албанских Патер в и [ 14 ] Это эквивалентно албанскому обвинению Zót ассимиляции -t -IN . , полученного посредством [ 15 ] В святилище Додоны греческий бог небо Зевс в паре с Дионе, и географическое совпадение албанского дела замечательно. [ 13 ]

Были предложены другие менее распространенные этмологии: от албанцев: Zë/-ri , zâ/-ni , означающее «голос» (пл. Zëra/Zana означает «голоса»), с чувством « муза », также интерпретируемое как декодирование пения; [ 16 ] от албанца: Zë (n) , xë (n) , zâ (n) , что означает «взять (удерживать), захватить, сцеплять, ловить», а также «учиться». [ 17 ]

Атрибуты

[ редактировать ]

Считается, что великая Зана была богиней в Иллирийские времена , эквивалент древней греческой Артемиды и Римской Дианы , и, возможно, фракийского Бендиса . Таким образом, она была бы олицетворянием Луны и леди лесов, защитником животных, хранителем источников и ручьев, защитником женщин, а также дистрибьютором суверенитета. [ 18 ] Многие статуи и другие предметы, связанные с этой богиней, были найдены в регионе Шкодра в северной Албании, возможно, больше, чем любой другой богини иллирийского пантеона . Существует также исключительная частота древних надписей римской эры, посвященной культу Дианы в Албании и остальных Балканах, что дает причину думать о интерпретации романы коренной до-римской богини. [ 19 ] Бесчисленные албанские народные стихи, мифы и легенды, посвященные Зане и ее друзьям, были переданы современному времени. [ 6 ]

Спин, приготовленная в кадре Куангин - забор забор Зана , 2009).

В албанском фольклоре оригинальная Зана сопровождается тремя дикими козами с золотыми рогами. [ 20 ] [ 21 ] в северной Албании и Косово у каждой горы есть своя собственная Зана, которая появилась в качестве честной девы, найденной купанием голым в горных ручьях. Говорят, что [ 1 ] Считается, что Зана чрезвычайно смелая, грозный противник, который может даровать свою защиту воинам аналогично Паллас Афине . [ 1 ] [ 5 ] У албанцев есть заметное выражение, Ai Ishte Trim Si Zana , означающее: «Он был таким же смелым, как Zana», используемый для обозначения очень смелых людей. [ 22 ] Считается, что Зана обладает силой окаменять людей с взглядом; [ 20 ] Шетуар или сираар используются на албанском диалекте Гег для человека, который был парализован Заной. [ 23 ] [ 24 ]

Зана символизирует жизненно важную энергию людей. Они идеализируют женскую энергию, дикую красоту, вечную молодость и радость природы. Зана выглядит как воинственные нимфы, способные предложить простым смертным частью их собственной психофизической и божественной силы, давая людям силу, сравнимую с силой драви . [ 25 ] В албанском эпическом цикле Кайнгэшникниш , грудью молодых мудзи (одного из двух героических братьев и главных героев песен), Зана дает ему сверхчеловеческую силу. [ 26 ]

В северной Албании представлены Зана - в то же время в Ору и южно -албанскому Фати - как группу из трех мифологических богинь, которые собираются ночью, чтобы решить судьбу ребенка при рождении и распространять свои услуги. Считается, что три типа судьбы существуют среди жителей высокогорного дерева Дукагжини : E Бардха (белый) распределяет удачу и хорошо дает людям, E Verdha (желтый) распределяет неудачу и бросает злые заклинания, а E -Zeza ( Черный) решает смерть. [ 27 ]

Появления в фольклоре

[ редактировать ]

Зана появляется во многих народных скачках и в албанской устной традиции. Например, в альбанской фольклорной стале появляется Zana . Она кажется молодым капитаном армии, Бедри, которая простирается у ее ног и должна быть уверена, что она не имеет в виду, что он не вредит. Напротив, она предупреждает Бедри, чтобы остерегаться деревянного луча и лауреата, и что он небезопасен, когда он "в корне". Бедри продолжает встречаться с красивой женщиной, с которой он сбегает , преследуемые солдатами, которые знают по его произношению слова для «деревянного луча», что он исходит из области, в которой они находятся на войне. Бедри узнает, что его возлюбленная зовут Dre, то есть DOE, и солдаты захватывают и убивают пару за пределами города Ндерендже - название которого означает «в корне». [ 28 ] Они сопоставимы с валькириями северной мифологии и другими ветвями Балканского и европейского фольклора, как у румынской Зины и Южной Славян -Вилы .

От албанской литературы Роберта Элси : [ 7 ]

Зана гора Визитор обеспечивает идиллическую интерлюдию с боями. Великая Зана возмущена, наблюдая за убийством своего детского спутника Трингы. Она возвращает тело к альпийским пастбищам, где оно похоронено на подноже дерева Линден. В духе Венджера Великая Зана призывает всех хороших людей ускориться на поле битвы Ношика.

Lahuta E Malcís , классическая работа албанской народной традиции, опубликованной в 1920 -х годах, включает в себя несколько выступлений Заны. В одной канле Зана Сарр -горы наблюдает за местными дворянами, когда они сплачиваются против договора Сан -Стефано (который до сих пор присудил районы под албанским правлением принцу Никола из Черногории ), и наслаждается их выступлением и риторикой. [ 7 ] В другом, «Великая Зана» вызывает призыв к оружию для всех желающих албанцев, чтобы отомстить за убийство девичьей Трингы Славянными Бандитами. [ 7 ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Râdulescu 1996 , p. 348: «Албанские« сказочные »имена нельзя учитывать как прямые потомки лат. Дианы , потому что первоначальный албанский Z- или X- никогда не возникал в латинском первоначальном D- . Кредит от восточной латинской или ароманианской : Zânë , Zënë , Zërë , Xanë и т. Д.- это старое албанское слово, подтвержденное его многочисленными диалектными вариантами, N- Ротацизм некоторых из Т-форм и производных и значения вариантов, которые частично отличаются от дако-романского и ароманских, из-за особенностей этих языков.
  1. ^ Jump up to: а беременный в Fishta 2005 , p. 471.
  2. ^ Râdulescu 1996 , стр. 345-346.
  3. ^ Galaty et al. 2013 , с. 157; Lurker 2004 , p. 207; Elsie 2001a , p. 269; DOA 2005 , с. 456
  4. ^ Galaty et al. 2013 , с. 157; Donja 2005 , с. 456–457; Elsie 2001a , p. 269; Threemer 1971 , p. 28
  5. ^ Jump up to: а беременный Elsie & Mathie-Heck 2004 , p. 374.
  6. ^ Jump up to: а беременный Galaty et al. 2013 , с. 157
  7. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Элси 2005 , с. 123–125.
  8. ^ Râducku 1996 , p.
  9. ^ Nagy 2003 , p. 197; Kuka 1984 , p. 118; Juka 1984 , p. 64
  10. ^ Elie 2001a , p. Juka 1984 , p. Треймер 1971 , с.
  11. ^ Chelariu 2023 , с.
  12. ^ Мужчина 1948 , с. 583–584.
  13. ^ Jump up to: а беременный в Кук 1964 , с. 162–163.
  14. ^ Демирадж 2011 , с. 70
  15. ^ MAJ 1984 , p. 113.
  16. ^ Râdulescu 1996 , стр. 345-346
  17. ^ Râdulescu 1996 , стр. 348
  18. ^ Galaty et al. 2013 , с. 157; Doja 2005 , с. 456–457; Elsie 2001a , p. 269; Pogcirc 1987 , p. 179; Треймер 1971 , с. 28
  19. ^ Хочу 2005 , с. 456–457
  20. ^ Jump up to: а беременный Bonnefoy 1993 , p. 253.
  21. ^ Lurker 2004 , p. 207
  22. ^ Zymberi 1991 , p. 142
  23. ^ Galaty et al. 2013 , с. 162.
  24. ^ Qafleshi 2011 , с. 69
  25. ^ Условия 2017 , с. 279
  26. ^ Elsie 2001b , с. 153–157.
  27. ^ Хочу 2005 , с. 456–457.
  28. ^ Элси, Роберт. «Албанская литература в переводе: могила любовника» . Получено 14 июня 2009 года .

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 297da3c231de0e9e9d72e37cf38e1f45__1725912000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/29/45/297da3c231de0e9e9d72e37cf38e1f45.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zana (mythology) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)