Зана (мифология)
Зана ( Зана в Гег или ноль в Тоске , [ 1 ] [ 2 ] пл. Zanë (T) , см. Другие варианты ниже ) -это нимфа -подобная фигура в албанской мифологии и фольклоре , обычно связанной с горами , пружинами и ручьями , лесами , растительностью и животными , жизненно важной энергией человека и иногда судьей . [ 3 ] Считается, что Зана Е Мадхе («Великая Зана») была иллирийской богиней , эквивалентной древней греческой Артемидой и римской Дианой . [ 4 ]
Зана считается в народных убеждениях необычайными смелыми (таким образом, албанская отделка выражения сиана ), и они обеспечивают свою защиту воинам аналогично Паллас Афина древней Греции . [ 5 ] Бесчисленные албанские народные стихи, мифы и легенды, посвященные Зане и ее друзьям, были переданы современному времени. [ 6 ] Считается, что Зана наблюдала речи в Лиге Призрена в 1878 году. [ 7 ] Подобные албанские мифологические фигуры с нимфы, подобные атрибутам: Ora , Bardha , Shtojzovalle , Mira и Fatí .
Имя
[ редактировать ]Варианты
[ редактировать ]Название мифологической фигуры - старое албанское слово. Таким образом, существует несколько албанских диалектных вариантов, таких как Zân , занято , Zoa , Xana , Xân и т. Д. (и их определенные формы: Zâna , принадлежащий , голос , Xana , Xâna и т. Д.). [ 8 ] Арбереш Зоня или Зоня также используются, последняя найдена также в стандартном албанском языке как за рубежом , эвфемизмом сказок .
Этимология
[ редактировать ]Поскольку невиденная иллирийская фрикативная , которая считается аналогичным Z на албанском языке, иллирийская тана (имя нимфы, феи или божество, подтверждаемое воинственными надписями римской эры) традиционно считается предшественником албанской Зана . [ 9 ] Теоним также рассматривается как родственный и эквивалентный латинской диане . [ 10 ] [ Примечание 1 ] В этом случае, наряду с румынским Zână , албанская Zana может быть связана с прото-индоевропейским Dyeus («яркое, небо, божество»), все в конечном итоге вытекают из *dyeu «небо», аналогично албанскому небу и ладному Богу Зодж -z , и его возможный эпитет Zot "Sky Oftion" от протоалбанского *dźie̅u ̊ a (t) t- , в конечном итоге от пирога *Dyḗus ph₂tḗr . [ 11 ] Вариант Арбрешеты ) , названия для нимфы, Зоня (также называемый Зонджа Тена Яштеме также будет родственным. Подобно Zot Бог», «Господь», Зот «Господь», заглавный зонджа или Зоя используется в албанском языке для «Богини», «Леди» (ср. Зоня Э. Дхейт и Зоджа Пренде или Зойджа Э. « или Zôja используется для «леди» или «любовницы». [ 12 ] Древний греческий Дион , параллельный латинской дийане , может рассматриваться как женский аналог бога неба. [ 13 ] Вариант σόννco Zoons в в албанских клятвах нескольких πρρρ Zoons ν τ ν [ 13 ] текстах для -Ностера , старых албанских Патер в и [ 14 ] Это эквивалентно албанскому обвинению Zót ассимиляции -t -IN . , полученного посредством [ 15 ] В святилище Додоны греческий бог небо Зевс в паре с Дионе, и географическое совпадение албанского дела замечательно. [ 13 ]
Были предложены другие менее распространенные этмологии: от албанцев: Zë/-ri , zâ/-ni , означающее «голос» (пл. Zëra/Zana означает «голоса»), с чувством « муза », также интерпретируемое как декодирование пения; [ 16 ] от албанца: Zë (n) , xë (n) , zâ (n) , что означает «взять (удерживать), захватить, сцеплять, ловить», а также «учиться». [ 17 ]
Атрибуты
[ редактировать ]Считается, что великая Зана была богиней в Иллирийские времена , эквивалент древней греческой Артемиды и Римской Дианы , и, возможно, фракийского Бендиса . Таким образом, она была бы олицетворянием Луны и леди лесов, защитником животных, хранителем источников и ручьев, защитником женщин, а также дистрибьютором суверенитета. [ 18 ] Многие статуи и другие предметы, связанные с этой богиней, были найдены в регионе Шкодра в северной Албании, возможно, больше, чем любой другой богини иллирийского пантеона . Существует также исключительная частота древних надписей римской эры, посвященной культу Дианы в Албании и остальных Балканах, что дает причину думать о интерпретации романы коренной до-римской богини. [ 19 ] Бесчисленные албанские народные стихи, мифы и легенды, посвященные Зане и ее друзьям, были переданы современному времени. [ 6 ]

В албанском фольклоре оригинальная Зана сопровождается тремя дикими козами с золотыми рогами. [ 20 ] [ 21 ] в северной Албании и Косово у каждой горы есть своя собственная Зана, которая появилась в качестве честной девы, найденной купанием голым в горных ручьях. Говорят, что [ 1 ] Считается, что Зана чрезвычайно смелая, грозный противник, который может даровать свою защиту воинам аналогично Паллас Афине . [ 1 ] [ 5 ] У албанцев есть заметное выражение, Ai Ishte Trim Si Zana , означающее: «Он был таким же смелым, как Zana», используемый для обозначения очень смелых людей. [ 22 ] Считается, что Зана обладает силой окаменять людей с взглядом; [ 20 ] Шетуар или сираар используются на албанском диалекте Гег для человека, который был парализован Заной. [ 23 ] [ 24 ]
Зана символизирует жизненно важную энергию людей. Они идеализируют женскую энергию, дикую красоту, вечную молодость и радость природы. Зана выглядит как воинственные нимфы, способные предложить простым смертным частью их собственной психофизической и божественной силы, давая людям силу, сравнимую с силой драви . [ 25 ] В албанском эпическом цикле Кайнгэшникниш , грудью молодых мудзи (одного из двух героических братьев и главных героев песен), Зана дает ему сверхчеловеческую силу. [ 26 ]
Судьба
[ редактировать ]В северной Албании представлены Зана - в то же время в Ору и южно -албанскому Фати - как группу из трех мифологических богинь, которые собираются ночью, чтобы решить судьбу ребенка при рождении и распространять свои услуги. Считается, что три типа судьбы существуют среди жителей высокогорного дерева Дукагжини : E Бардха (белый) распределяет удачу и хорошо дает людям, E Verdha (желтый) распределяет неудачу и бросает злые заклинания, а E -Zeza ( Черный) решает смерть. [ 27 ]
Появления в фольклоре
[ редактировать ]Зана появляется во многих народных скачках и в албанской устной традиции. Например, в альбанской фольклорной стале появляется Zana . Она кажется молодым капитаном армии, Бедри, которая простирается у ее ног и должна быть уверена, что она не имеет в виду, что он не вредит. Напротив, она предупреждает Бедри, чтобы остерегаться деревянного луча и лауреата, и что он небезопасен, когда он "в корне". Бедри продолжает встречаться с красивой женщиной, с которой он сбегает , преследуемые солдатами, которые знают по его произношению слова для «деревянного луча», что он исходит из области, в которой они находятся на войне. Бедри узнает, что его возлюбленная зовут Dre, то есть DOE, и солдаты захватывают и убивают пару за пределами города Ндерендже - название которого означает «в корне». [ 28 ] Они сопоставимы с валькириями северной мифологии и другими ветвями Балканского и европейского фольклора, как у румынской Зины и Южной Славян -Вилы .
От албанской литературы Роберта Элси : [ 7 ]
Зана гора Визитор обеспечивает идиллическую интерлюдию с боями. Великая Зана возмущена, наблюдая за убийством своего детского спутника Трингы. Она возвращает тело к альпийским пастбищам, где оно похоронено на подноже дерева Линден. В духе Венджера Великая Зана призывает всех хороших людей ускориться на поле битвы Ношика.
Lahuta E Malcís , классическая работа албанской народной традиции, опубликованной в 1920 -х годах, включает в себя несколько выступлений Заны. В одной канле Зана Сарр -горы наблюдает за местными дворянами, когда они сплачиваются против договора Сан -Стефано (который до сих пор присудил районы под албанским правлением принцу Никола из Черногории ), и наслаждается их выступлением и риторикой. [ 7 ] В другом, «Великая Зана» вызывает призыв к оружию для всех желающих албанцев, чтобы отомстить за убийство девичьей Трингы Славянными Бандитами. [ 7 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Râdulescu 1996 , p. 348: «Албанские« сказочные »имена нельзя учитывать как прямые потомки лат. Дианы , потому что первоначальный албанский Z- или X- никогда не возникал в латинском первоначальном D- . Кредит от восточной латинской или ароманианской : Zânë , Zënë , Zërë , Xanë и т. Д.- это старое албанское слово, подтвержденное его многочисленными диалектными вариантами, N- Ротацизм некоторых из Т-форм и производных и значения вариантов, которые частично отличаются от дако-романского и ароманских, из-за особенностей этих языков.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Fishta 2005 , p. 471.
- ^ Râdulescu 1996 , стр. 345-346.
- ^ Galaty et al. 2013 , с. 157; Lurker 2004 , p. 207; Elsie 2001a , p. 269; DOA 2005 , с. 456
- ^ Galaty et al. 2013 , с. 157; Donja 2005 , с. 456–457; Elsie 2001a , p. 269; Threemer 1971 , p. 28
- ^ Jump up to: а беременный Elsie & Mathie-Heck 2004 , p. 374.
- ^ Jump up to: а беременный Galaty et al. 2013 , с. 157
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Элси 2005 , с. 123–125.
- ^ Râducku 1996 , p.
- ^ Nagy 2003 , p. 197; Kuka 1984 , p. 118; Juka 1984 , p. 64
- ^ Elie 2001a , p. Juka 1984 , p. Треймер 1971 , с.
- ^ Chelariu 2023 , с.
- ^ Мужчина 1948 , с. 583–584.
- ^ Jump up to: а беременный в Кук 1964 , с. 162–163.
- ^ Демирадж 2011 , с. 70
- ^ MAJ 1984 , p. 113.
- ^ Râdulescu 1996 , стр. 345-346
- ^ Râdulescu 1996 , стр. 348
- ^ Galaty et al. 2013 , с. 157; Doja 2005 , с. 456–457; Elsie 2001a , p. 269; Pogcirc 1987 , p. 179; Треймер 1971 , с. 28
- ^ Хочу 2005 , с. 456–457
- ^ Jump up to: а беременный Bonnefoy 1993 , p. 253.
- ^ Lurker 2004 , p. 207
- ^ Zymberi 1991 , p. 142
- ^ Galaty et al. 2013 , с. 162.
- ^ Qafleshi 2011 , с. 69
- ^ Условия 2017 , с. 279
- ^ Elsie 2001b , с. 153–157.
- ^ Хочу 2005 , с. 456–457.
- ^ Элси, Роберт. «Албанская литература в переводе: могила любовника» . Получено 14 июня 2009 года .
Библиография
[ редактировать ]- Боннефой, Ив (1993). Американские, африканские и старые европейские мифологии . Университет Чикагской Прессы. п. 253. ISBN 978-0-226-06457-4 .
- Камадж, Мартин; Фокс, Леонард (январь 1984). Албанская грамматика: с упражнениями, хрестоматией и глоссариями Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-02467-9 .
- Челариу, Ана Р. (2023). Румынский фольклор и его архаическое наследие: культурное и лингвистическое сравнительное исследование . Спрингер Природа. ISBN 978-3-031-04051-1 .
- Кук, Артур Бернард (1964) [1914]. Зевс: Зевс, Бог яркого неба . Зевс: исследование в древней религии. Тол. 1. Библи и Таннен.
- Демирадж, Бардхил (2011). «Корни и ветви христианства среди албанцев» (PDF) . Свет света (у албанцев). 2 Шкодра: 58–78.
- Доя, Альберт (2005). «Мифология и судьба» (PDF) . Антропос . 100 (2): 449–462. doi : 10.5771/0257-9774-2005-2-449 . JSTOR 40466549 . S2CID 115147696 .
- Элси, Роберт (2001a). Словарь албанской религии, мифологии и народной культуры . Лондон: Hurst & Company. ISBN 1-85065-570-7 .
- Элси, Роберт (2001b). Албанские народные сказки и легенды . Dukagjini Publishing House.
- Элси, Роберт; Мати-Хек, Дженис (2004). Песни пограничных воинов . Wauconda, Illinois: издатели Bolchazy-Carducci, Incorporated. ISBN 0-86516-412-6 .
- Элси, Роберт (2005). Албанская литература: короткая история . Ib tauris. С. 123–125. ISBN 978-1-84511-031-4 .
- Галати, Майкл; Лафе, Олс; Ли, Уэйн; Tafilica, Zamir (2013). Свет и тень: изоляция и взаимодействие в долине Шала в Северной Албании . Институт Археологии Института Археологии. ISBN 978-1931745710 .
- Фишта, Джордж (2005). Хайленд лютня . Ib tauris. п. 471. ISBN 978-1-84511-118-2 .
- Juka, SS (1984), Косова: албанцы в Югославии в свете исторических документов: эссе , Waldon Press, ISBN 9780961360108
- Kondi, Bledar (2017). «Критический взгляд на этнографию смерти в Албании» . Французская этнология . 166 (2): 277–288. Doi : 10.3917/Ethn .
- Кука, Бенджамин (1984). Вопросы албанского фольклора . 8 ноября.
- Луркер, Манфред (2004). Рутледжский словарь богов и богинь, дьяволов и демонов . Routledge. п. 207. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- Манн, Стюарт Э. (1948). Исторический албанский словарь . Тол. II, N - Z. Longmans, Green and Co., Ltd.
- Мато, Мартин (2001). «Эпос и мифология». В Рауниге, Уолтер (ред.). Албания: богатство и разнообразие старой культуры . Мюнхен: Государственный музей этнологии. ISBN 978-3-9807561-2-9 .
- Мато, Мартин (30 ноября 1996 г.). «Новый вид на старый текст». Албанские ежедневные новости . Тирана: 10.
- Надь, Левенте (2003). "Balcanistica Hungarica Rediviva" . Журнал балканологии . 39 (2): 191–200. ISSN 0044-2356 .
- Poghirc, Cecerone (1987). "Албанская религия" Элцея Элид (ред.). Энциклопедия религии Тол. 1. Нью -Йорк: Macmillan Publishing. стр. 178–180.
- Кафлеши, Мухаррем (2011). Опоя и Гора на протяжении веков [ Опоя и Гора на протяжении веков ]. Албанологический институт Пристины . ISBN 978-9951-596-51-0 .
- Радулеску, Mircea-Mihai (1996). «Феи, цветы и магические дако-романские ZîNA и ее индоевропейские родственники» . Журнал индоевропейских исследований . 24 : 333 -.
- Треймер, Карл (1971). «Чтобы восстановить иллирийский мир богов и его важность для южной славянской филологии». В Хенрике Бариче (ред.). Arhiv Za Arbanasku starinu, Jezik I Etnologiju . Том. С.
- Zyberi, ISA (1991). Разговорный албанский Routledge. П. 142. ISBN 978-0-415-05663-2 .