Лаберия
Лаберия
Лабре | |
---|---|
![]() Карта Лаберии, основанная на более обширной версии (см. Labëria#Extent ) | |
Крупнейший город | Влёра |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Код ISO 3166 | АЛ |
Лаберия — исторический регион, расположенный примерно на юго-западе Албании . Его жители известны как Лабы (по- албански : Lab , pl. Lebër , также наберите. Sing. Lap ), а его границы простираются от Влёры до Химары на юге, до греческой границы возле Саранды , включая регион Курвелеш в Гирокастре. Район простирается на восток до города Тепелена .
Имя
[ редактировать ]Топоним Labëri/-a и название албанской подгруппы: Lab (также Labe , Labi ), мн. Лебер , — эндонимы, образованные от корня *arb/*alb (ср. древний этоним Αλβανοί, Albanoi у Птолемея и Αλβανοί, Αρβανίται в византийских источниках). Вариант lab- , восходящий к *alb- , возник в результате метатезы, характерной для общеславянского языка , и в этой форме был перезаимствован в албанском языке. [ 1 ] [ 2 ] Топоним Арбери , ныне используемый как вариант Лабери и только для обозначения небольшого гористого региона, простирающегося внутри треугольника: Влёра - Саранда - Тепелена , раньше имел более широкое употребление, относясь в старые времена обычно к Албании и албанцам ( arbëror , subst . арбереш ). Варианты Arbëri/Labëri использовались узко для обозначения страны, населенной лабами, то есть собственно албанцами. [ 2 ]
Связь с более старой формой топонима сохранялась до позднего османского периода, о чем свидетельствуют документы двора Али-паши Тепелены и другие публикации. [ 3 ] Как сообщает Хан (1854), в его время топоним Арбери использовался в строгом смысле для обозначения горной местности позади Влёры , т. е. Курвелеша и Лаберии; однако, по его словам, оно употреблялось в более широком смысле, включая также Химару вплоть до Дельвины , то есть древней Хаонии . [ 4 ]
Во времена Османской империи этот регион стал известен как Лаплик на турецком языке и включал районы Дельвина , Авлонья ( Влёра ), Тепеделен ( Тепелёне ), Курулес ( Курвелеш ) и Эргири ( Гирокастер ). [ 5 ] Греческое название — Λιαπουριά , Лиапурия . [ 6 ]
История
[ редактировать ]В средние века лаборанты были последователями Восточной православной церкви, но многие из них обратились в ислам во время османского правления, причем основная часть обращения произошла в 18 веке. Обращение в христианство было особенно интенсивным в годы конфликта между Российской империей и Османской империей, во время которого османские правители оказывали определенное давление на православных христиан, включая даже мелкомасштабное насильственное обращение деревень, что противоречило официальной терпимости Османской империи к христианам. [ 7 ] Дополнительные причины обращения включали дискриминацию и эксплуатацию христиан со стороны османских правителей, предыдущие модели обращения между различными христианскими сектами и разнообразное доосманское распространение христианских вероисповеданий в регионе (включая православие, католицизм , богомильство и даже арианство ), подушный налог, который должны были платить только христиане, бедность церкви, массовая неграмотность священников и тот факт, что языком богослужения не был албанский диалект. [ 7 ] [ 8 ] Традиция гласит, что массовое обращение лабораторий произошло во время голода, когда епископы Химары и Дельвины отказались позволить лаборантам прервать пост и выпить молока. [ 9 ] [ 10 ]
Многие лаборатории были завербованы османским корпусом янычар из-за их воинственного характера. [ нужна ссылка ] и первоначальное предпочтение османов вербовке албанцев после вторжения на Балканы. После расформирования янычарского корпуса султаном Махмудом II в 1826 году суфийская ветвь Ордена Бекташи , основного янычарского института, также была расформирована, а ее последователи казнены или сосланы в Южную Албанию. В результате сегодня большинство лабораторий принадлежат к вере Бекташи, при этом православные христиане сконцентрированы в прибрежном районе Химары, а также в нескольких очагах по всему району Влёры, а также в южной и восточной частях региона, вокруг Гирокастера, Дельвина и Саранды.
Али-паша из Тепелены или Янины (Янина) по прозвищу Аслан, «Лев» или «Лев Яннины» (1740–1822), родился в этом регионе. Он правил западной частью Румелии , европейской территорией Османской империи, которая также называлась Пашалик Янины . Его двор находился в Янине . У Али было три сына: Ахмет Мухтар-паша (участвовал в войне против русских в 1809 году), Вели-паша из Мореи и Салих-паша из Влёры. Али-паша Тепеленский погиб в бою 5 февраля 1822 года в возрасте 82 лет.
География
[ редактировать ]В самом широком определении Лаберия может использоваться для включения всего, от Маллакастры и реки Вьоса до Саранды , а в его (несколько более распространенном) наиболее конкретном определении оно может относиться только к Химаре , Тепелене и Курвелешу . В более обширное определение, помимо этих трех регионов, включены и другие регионы: Влера и ее окрестности к югу от реки Вьоса, Лункшерия , Маллакастра , Гирокастра и ее окрестности, Дельвина и ее окрестности, Погон , Дропулл , Саранда и иногда (очень редко) Кельсира и Загори . Приграничные регионы включают Погон , Мизеке , Чамерию , Дангеллию и Дишницу (а также границу с Грецией).
Культура
[ редактировать ]
Лаберия культурно отличается от остальной Албании своими традициями и фольклором. Лабы были воинственными пасторальными людьми, которые жили в основном в горах Курвелеш , Прогонат и Влёра во время византийского периода и османского вторжения в Албанию . Однако из-за массовой миграции в городские районы после Второй мировой войны население теперь сконцентрировано в городах Влёра , Тепелена , Гирокастер и Саранда .
Плекериште - жанр албанской изополифонии, встречающийся в основном в Лаберии.
Музыка Labs полифонична, более мягкая и лиричная, чем суровая одноголосая музыка Гега, посвященная героизму. [ 11 ] Подобно другим албанским горным общинам, основанным на кланах , Лабс разработал кодекс обычного права, Канун Лаберии ( албанский : Кануни и Лаберисэ , Кануни и Папа Жулит или Кануни и Идриз Сулит ). [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Это набор традиционных неписаных законов, переживших византийский и османский периоды на изолированных и недоступных территориях юго-западной Албании. [ 15 ]
Во времена режима Энвера Ходжи Лабабрам, Гегам и Тоскам было запрещено подчеркивать свою идентичность. [ 16 ]
Язык
[ редактировать ]Диалект, связанный с Лаберией, - это диалект Лаберии , характерный для этого региона. Диалект сочетает в себе новаторские и архаичные черты и тесно связан с арберешем, котором говорила старая албанская диаспора в Италии , арванитикой арванитов на в Греции и чамским албанским языком .
На химариотском диалекте греческого языка также говорят в регионе Химара, который часто считают частью Лаберии, а на других греческих диалектах говорят на южных окраинах региона, а также в деревнях Нарте и Звернец . Арумынские и цыганские меньшинства, присутствующие в некоторых местах, также могут говорить на языках своих предков.
Религия
[ редактировать ]Исторически Лаборатории были последователями Восточной Православной Церкви . Литературные свидетельства греческого историка Араватиноса свидетельствуют о том, что они обратились в ислам во время сильного голода в период Османской империи. Одной из причин было то, что христианские епископы отказались разрешить им употреблять молоко в дни поста . [ 10 ]
Известные люди
[ редактировать ]

- Кадри Азбиу - албанский политик-коммунист, подвергшийся чистке Энвером Ходжой.
- Нафиз Бежани — албанский юрист, политик и писатель.
- Адиль Чарчани - албанский политик-коммунист.
- Хасан Дости — албанский лидер Баллы Комбетар , юрист и политик.
- Виктор Дости - сын Хасана Дости, политзаключенного при коммунизме.
- Кадри Гьята - албанский патриот, писатель и педагог.
- Зенел Гьолека - лидер южноалбанского восстания 1847 года.
- Синан Идризи - генеральный директор Air Албании, рожденный от отца-чама и матери-лаборатории.
- Исмаил Кадаре – известный албанский писатель и писатель.
- Хюсни Капо - албанский политик-коммунист, третий руководитель в 1945-79 гг.
- Казим Кочули — албанский военачальник во время Влерской войны и премьер-министр Албании на один день в 1922 году.
- Мусине Кокалари - основатель первых социал-демократических партий Албании
- Ахмет Лепеница - албанский националист, военачальник и герой Влерской войны 1920 года.
- Мюфит Бей Либохова - министр юстиции, министр внутренних дел, министр финансов и министр культуры из Либоховых . семьи
- Якуп Мато - албанский профессор
- Ава Макс - албанско-американская певица родом из Кепаро и Саранды.
- Скендер Мучо - албанский юрист, лидер Балли Комбетар и основатель одной из первых социал-демократических партий Албании.
- Селам Мусаи - албанский военачальник и националист; погиб во время Влерской войны
- Ходо Нивица - лидер южноалбанского восстания 1847 года.
- Чело Пикари - албанский революционный лидер южноалбанского восстания 1847 года.
- Исмаил Кемали – отец-основатель Албании
- Урани Румбо - ранняя албанская феминистка
- Авни Рустеми - албанский учитель, боевой активист, националист и убийца Эссада-паши Топтани.
- Игли Таре - бывший албанский футболист, тренер и националист.
- Али-паша Тепелена - албанский правитель из Тепелены, расположенной в регионе Лаберия.
- Баджо Топулли - албанский националистический деятель
- Черчиз Топулли - албанский революционер-националист
См. также
[ редактировать ]40 ° 10'N 19 ° 50'E / 40,167 ° N 19,833 ° E
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вирек 1993 , с. 122. "Особое этническое положение лабери проявляется и в названиях лаб 'Лабе', Лабери , Арбери, которые образованы от корня * алб -/* арб - и содержат старое самоназвание албанцев. Житель Лабери теперь также называется lab, первоначально называвшийся «албанским». Изменение * alb -> lab указывает на типичный славянский язык. феномен метатезиса [Особая этническая позиция Лабери проявляется также в названиях lab, 'Labe', Labëri, Arbëri, которые от корня * alb -/* arb - образовали и включали старое самоназвание албанцев, теперь также lab, spec. labi, называемые собственно «албанцами». Изменение * alb > lab показывает типичный метатезис для славян.]»
- ^ Jump up to: а б Десницкая 1973 , с. 49.
- ^ Гиакумис, Константинос. «Гиакумис К. (2016), «Самоидентификация химарриотов, 16-19 века», Erytheia. Revista de Estudios Bizantinos y Neogriegos, т. 37, стр. 205-246» . Эритея. Revista de Estudios Bizantinos y Neogriegos . 37 : 218–222.
Обоснованность упоминания Псалидом Лаберии как Арбера подтверждается несколькими документами из архива Али-паши, датируемыми 1802–1820 годами (Панагиотопулос и др., 2007: док. 135, том 1, стр. 257-60; док. 204). , стр. 392-5, док. 2, стр. 168-70; док. 807, стр. 597-600, док. 3, стр. 464-5; док. 1355, стр. 528-30), повествовательные источники, такие как Хаджи Шехрети. Алипашиада (Сатхас 1870: пассим, например 130, 141 и 338), а также исследования местного фольклора (Вейци 1998: 202-3). (...) Хотя это различие оправдывает само разногласие ранних географов и ученых относительно положения Химарры в Эпире или Албании, рассказ Афанасия Псалидаса XIX века, согласно которому Лаберию называли Арбером, может предполагать то, что Мейер приписывал метастазу из «Лабери». к «Арбери» (цит. по Чабедж 1976: 61, 68).
- ^ Демирадж 2006 , с. 177.
- ^ Гаврич 2006 , с. 23.
- ^ Креци, Грузия (2003). «СОВРЕМЕННЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ РАЗМЕРЫ АНТРОПОНИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ В АЛБАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ» . Мнимон (по-гречески). 25 : 127. дои : 10.12681/mnimon.770 . ISSN 2241-7524 – через электронные журналы.
- ^ Jump up to: а б Гиакумис, Берег. Православная церковь в Албании во время османского владычества Страница
- ^ Скенди, «Религия в Османской Албании», стр. 319-320.
- ^ Аравантинос, Perigraphi tis Epeiros , стр. 444-445.
- ^ Jump up to: а б Шмитт, Оливер Йенс (2010). Религия и культура в албаноязычной Юго-Восточной Европе . Питер Лэнг. п. 88. ИСБН 978-3-631-60295-9 .
- ^ Бротон, Саймон (1994). Мировая музыка: грубое руководство . Грубые гиды. п. 2 . ISBN 978-1-85828-017-2 .
Музыка Гега жесткая, героическая и одноголосая, а музыка Тоска и Лаборатории более мягкая, лиричная и полифоническая.
- ^ Бошкович, Александр; Лайт, Крис (31 декабря 2013 г.). Антропологическое поле на окраинах Европы, 1945-1991 гг . Издательство ЛИТ Мюнстер. п. 180. ИСБН 978-3-643-90507-9 .
- ^ Ваал, Кларисса (17 сентября 2005 г.). Албания сегодня: портрет посткоммунистической турбулентности . ИБТаурис. п. 254. ИСБН 978-1-85043-859-5 .
- ^ Мартуччи, Донато (2017). «Канун албанских гор: источники, основы и изменения традиционного албанского права». Палавер . 6 (2): 75–76. дои : 10.1285/i22804250v6i2p73 . ISSN 2280-4250 .
- ^ Мурзаку, Инес Анхель (2009). Возвращение домой в Рим: монахи-василиане Гроттаферрата в Албании . Аналекта Криптоферрис. п. 59. ИСБН 978-88-89345-04-7 .
- ^ Маккензи, сэр Комптон ; Стоун, Кристофер (1999). Граммофон . К. Маккензи. п. 98.
...тоски, лабы и геги - все меньшинства, которым при Энвере Ходже было запрещено выставлять напоказ свою идентичность.
Библиография
[ редактировать ]- Демирадж, Шабан (2006). Происхождение албанцев: лингвистически исследовано . Академия наук Албании ISBN 9789994381715 . Архивировано из оригинала 20 ноября 2020 года.
- Десницкая, А.В. (1973). «Языковые интерференции и историческая диалектология». Лингвистика . 11 (113): 41–52. дои : 10.1515/линг.1973.11.113.41 . S2CID 144569294 .
- Гаврич, Джордж (2006). Полумесяц и орел: Османское правление, ислам и албанцы, 1874–1913 гг . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781845112875 .
- Вирек, Вольфганг (1993). Международный конгресс диалектологов. Выпуск 76 . Франц Штайнер. ISBN 9783515063326 .