Дэвид Рубен
Дэвид Рубен | |
---|---|
Рожденный | что. 1490 г. Хайбар (заявлен) |
Умер | что. 1541 г. Испания или Португалия |
Национальность | Неизвестный |
Занятие | религиозный пророк |
Давид Рубени (1490–1535/1541?) был еврейским описала политическим активистом, которого Еврейская энциклопедия Шенгольда как «полумистика, полуавантюриста». Рубени представил военные и политические планы различным христианским правителям Европы. Его предложения, сочетавшие военно-политическую стратегию с эсхатологическими элементами, а также его происхождение и загадочную личность, остаются частично понятыми.
Рубени удалось добиться аудиенции у короля Португалии Иоанна (Жуана) в ноябре 1525 года, подкрепленного рекомендательным письмом от Папы Климента VII . Рубени последовательно утверждал, что он был сыном покойного «короля Сулеймана Хабора», и утверждал, что служил военным министром этого королевства, которым теперь управляет его старший брат, король Хабора Иосиф. Некоторые ученые считают его заявления о дворянстве мошенничеством. [1] По его словам, в этом царстве проживало 300 000 « израильских » подданных. Первоначально португальский король был заинтригован предложениями Рубени и согласился предоставить португальское оружие. Однако через пять месяцев Рубени приобрел дурную репутацию у короля Португалии, который, возможно, не доверял его мотивам, и король попросил его покинуть свое королевство. [2] Впоследствии Рубени был доставлен в Испанию и направлен в инквизицию в Ллерене , где он, предположительно, был казнен около 1541 года.
Биография
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Загадки происхождения Рувени разнообразны и не разгаданы по сей день. Гедалия ибн Яхья бен Иосиф говорит о нем как о «человеке смуглого цвета лица, похожего на негра, и низкого роста», место его происхождения остается загадкой. [3] Более того, Ибн Яхья уточняет, что, когда Давид Рубени посетил Португалию, он нуждался в переводчиках, которые сопровождали его в путешествии, поскольку он знал только иврит и арабский языки.
Рубени заявил, что он родился около 1490 года в месте, называемом по-разному как Хабор или Хайбар , которое впоследствии было отождествлено с местом с аналогичным названием в центральном Хиджазе на Аравийском полуострове . [4] Он рассказал, что его послал его брат, король Джозеф, который правил королевством с семьюдесятью старейшинами, который искал союзов против турок, завоевавших эту территорию из-за ее огромного богатства.
Другая версия состоит в том, что его истинное происхождение находилось в порту под названием Кранганор , на Малабарском побережье Индии, где на протяжении многих веков жила большая и хорошо организованная еврейская община.
Еще одна версия связывает его происхождение с Афганистаном . Дауд Рубани — имя народного героя пуштунов , и сходство имен поразительно. Доказательства были найдены профессором Вальтером Фишелем, который опубликовал обзор всей иудео-персидской письменности на древних надгробиях в Афганистане, найденных по всей стране, что позволяет предположить существование персидско-еврейской торговой общины, сосредоточенной в затерянной средневековой столице Афганистана Фирозко. . [5] Но мы мало что знаем, кроме факта еврейского присутствия в Афганистане.
Миссия в Рим
[ редактировать ]Давид Рубени представлял себе великий союз между тремя христианскими королями и одним еврейским королевством: королем Священной Римской империи Карлом V, королем Франции пресвитером Иоанном (западный псевдоним, данный императору Эфиопии) и еврейским королевством Хайбар , которое тогда правил брат Рубени. Более широкая цель этого союза заключалась в том, чтобы предоставить необходимую силу вооруженных людей для изгнания турок-османов из Земли Израиля и способствовать тому, что, по мнению Рубени, было неминуемым искуплением угнетенного народа Израиля. [6] Для достижения этой цели Рубени нужно было заручиться помощью Папы Климента VII , и поэтому он отправился в Рим. В Риме, с помощью друга-еврея, он изложил свои подробные планы перед Папой, который сказал ему, что он не может лично участвовать в создании такой коалиции, но, тем не менее, направил Давида Рубени к Иоанну (Жуану ) , король Португалии, имевший непосредственное отношение к королю Карлу в силу брака с его сестрой. Согласившись, Давид Рубени затем отплыл из Италии в Португалию, сопровождаемый кратким описанием и рекомендательными письмами от Папы, чтобы помочь облегчить его поручение.
В конце концов Рубени получил аудиенцию перед королем Португалии. Король, впечатленный этой идеей, первоначально согласился снабдить Рубени португальским оружием, но через пять месяцев Рубени приобрел дурную репутацию у короля Португалии, который, возможно, не доверял его мотивам, и король попросил его оставить свое королевство. [7]
Восточные путешествия
[ редактировать ]Он покинул Хайбар 8 декабря 1522 года, проделал десять дней пути, пока не достиг порта Джедда , пересек Красное море и высадился из своей лодки в городе Суаким в стране черных. Затем он присоединился к каравану верблюдов , который повез его на север, следуя по реке Нил вдоль Нубийской пустыни на севере Судана , в течение этого времени он скрывал свою личность, одеваясь как мусульманин и утверждая, что является потомком Мухаммеда . [8] Это было сделано из соображений собственной безопасности во время путешествия по преимущественно мусульманской стране. В конце концов он добрался до Каира (где его еврейский хозяин не хотел принимать его в своем доме из-за его мусульманской внешности), Газы, Хеврона (где он посетил могилу Патриархов) и Иерусалима . Выступая перед еврейской аудиторией, он рассказывал о крупных еврейских королевствах на востоке, возможно, имея в виду еврейскую общину в Кочине или Йемене . Португальцы Гоа завоевали только что .
Рубени путешествовал по Османской империи весной 1523 года и в Венецию через Александрию в феврале 1524 года.
Европейские путешествия
[ редактировать ]В Венеции он отчитывался перед Климентом VII , утверждая, что представляет миссию евреев Востока. Он привлек средства для поездки в Рим от еврейского художника по имени Мозе и Феличе, еврейского купца. В том же месяце Рубени въехал в город верхом на белом коне.
Рубени получил аудиенцию у кардинала Джайлса Витербо и папы Климента VII. Последнему он рассказал историю об еврейском королевстве, которым правил его брат Иосиф Реувени в Аравии, где сыновья Моисея жили недалеко от реки Самбатион . Он привез письма португальских капитанов, подтверждающие его заявления. Португальский министр Мигель да Силва сообщил своему двору, что Рубени может быть полезен для приобретения союзников. Португальцы конкурировали с Селимом I , который захватил Египет в 1521 году и перенаправил ценную торговлю пряностями .
Евреи собирали деньги в частном порядке, чтобы передать Рубени на его поездку в Алмейрим , резиденцию короля Португалии Иоанна III , куда он прибыл в ноябре 1525 года. [9] Сначала король пообещал ему отряд из восьми кораблей и 4000 пушек . Занимаясь преследованием подозреваемых марранов , король счел затруднительным вступить в союз с евреем. Пока они вели переговоры, король воздерживался от вмешательства в conversos .
Яркая внешность Рубени — смуглого карлика в восточном костюме — и его мессианские притязания привлекли внимание Диего Пиреса, молодого человека благородного происхождения, который, благодаря добрым посредничествам Рубени, сумел вернуться к своим еврейским корням и взял имя Соломона Молхо . [10] Еврейские послы из Берберийских государств посетили Рубени при португальском дворе. Некоторые конверсо были настолько воодушевлены этой деятельностью, что подняли оружие возле Бадахоса , где освободили женщину-конверсо от инквизиции. Португальские власти были обеспокоены миссией Рубени и опасностью народных волнений.
Затем Рубени отправился в Авиньон, чтобы обратиться со своим делом к папскому двору, а затем в Милан . Там он снова встретил Молхо, который путешествовал на Восток и выдвигал мессианские претензии. В Милане два авантюриста поссорились. Рубени отправился в Венецию, где сенат назначил комиссию для рассмотрения его планов получения помощи от евреев Востока.
Арест и смерть
[ редактировать ]Рубени предупредили покинуть Венецию. Соединившись еще раз с Соломоном Молхо, он отправился с развевающимся знаменем в Болонью и Ратисбон (Регенсбург) на встречу с императором Карлом V.
Рубени предложил Карлу V союз евреев Востока против Османской империи . В Ратисбоне Рубени и Молчо встретили Джозеля Рошаймского , который предостерег их от возбуждения подозрений императора. Иозель беспокоился о поднятии проблем евреев в империи. Когда Рубени и Молчо упорствовали, чиновники заковали их в цепи и отвезли к императору в Мантую .
Там и Молчо, и Рубени были допрошены инквизиторами. Первый был приговорен к сожжению на костре в 1530 году, во времена правления императора Карла V (Цезаря Карло). [11] Рубени был доставлен в Испанию и направлен в инквизицию в Ллерене . Еще в 1535 году он все еще находился там в тюрьме. [12] Больше о нем ничего не было слышно. Вероятно, он умер там, поскольку Геркулано сообщил, что «еврей, приехавший из Индии ( так в оригинале ) в Португалию», был сожжен на аутодафе в Эворе в 1541 году. [13] Другой источник сообщил, что Рубени умер в Ллерене , Испания, после 1535 года.
Дневник Рубени хранится в библиотеке Бодлианской в Оксфорде . Возможно, копия находилась в еврейской семинарии в Бреслау , но это место было разрушено нацистами в 1938 году. Части были опубликованы Генрихом Грецем в третьем издании его Geschichte der Juden (т. IX), а вся книга была опубликована целиком. Нойбауэра, в MJC , ii.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Генрих Гретц , владелец бизнеса ix. 238, 250, 255, 533-548.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Рувени, Дэвид» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- https://web.archive.org/web/20080820075048/http://israelendtimes.com/blog/2007/12/02/david-reubeni-hero-and-paradigm-of-israel%e2%80%99s-striving.htm
- Моти Бенмелех, «История, политика и мессианизм: происхождение и миссия Давида Ха-Реувени», AJS Review, 35 (2011), стр. 35–60.
- ^ Элиас Липинер, O Sapateiro de Trancoso eo Alfaiate de Setúbal , Рио-де-Жанейро, 1993, стр. 318–319 (португальский); перевод текста гласит: «... Асенейру, который был современником этих двух мужчин и который хвастался, что жил во время прошлых событий по отношению к королю дону Мануэлю и королю дону Жуану (Джоуну) III. , [и который свидетельствовал]: «Все, что я видел глазами, я написал в те дни», относится в особенности к хроникам Рувени, и так он написал: «В ноябре 1525 года Давид-еврей вошел королевство Португалия, в Сантарене , при дворе этого короля в Алмейриме . Теперь он сказал бы, что он был из Десяти Племен, среди прочего лжи [и] неправды, вещей, которые главным образом касались турецких евреев во время. в этот раз он был арестован судом императора Карлоса (Карла) , а затем доставлен в Лерену к инквизиторам, где его содержали в замке в указанной деревне, где он содержался в тюрьме инквизиции, пока они не пришли к своему заслуженному концу. Даже до сих пор, в 1535 году, он находится в заключении в тюрьме инквизиции Лерены». (Асенейру, Летописи , с. 116 е 350-351)"
- ^ Аарон Зеев Эсколи, История Давида Хареувени: на основе Оксфордской рукописи , Институт Бялика: Иерусалим, 1993 (иврит)
- ^ Гедалия ибн Яхья бен Джозеф , Шалшелет Ха-Каббала Иерусалим 1962, стр. 112 в PDF (иврит)
- ^ Аарон Зеев Эсколи, История Давида Хареувени , Институт Бялика: Иерусалим, 1993, стр. 64–72 (иврит)
- ^ Фишель, Уолтер Дж. (апрель – июнь 1965 г.). «Повторное открытие средневековой еврейской общины в Фирузкухе в Центральном Афганистане» . Журнал Американского восточного общества . 85 (2): 148–153 . Проверено 26 апреля 2024 г.
- ^ Элкан Натан Адлер, Еврейские путешественники , Нью-Йорк, 1931, стр. 272; 292-300
- ^ Аарон Зеев Эсколи, История Давида Хареувени: на основе Оксфордской рукописи , Институт Бялика: Иерусалим, 1993 (иврит)
- ^ Элкан Натан Адлер, Еврейские путешественники , Нью-Йорк, 1931, стр. 251–252; 259
- ^ Элиас Липинер, Сапожник из Транкозо и портной из Сетубала , Рио-де-Жанейро, 1993, стр. 319–320 (португальский)
- ^ Гедалия ибн Яхья бен Джозеф , Шалшелет Ха-Каббала Иерусалим 1962, стр. 112 в PDF (иврит)
- ↑ Год смерти Молчо указан как 5290 anno mundi , что соответствует 1530 году нашей эры. См.: Гедалия ибн Яхья бен Иосиф , Шалшелет Ха-Каббала Иерусалим, 1962, с. 112 в PDF (иврит)
- ^ Родригес Асенейру, Chronicas , стр. 116; 350–351, цитируется Элиасом Липинером в O Sapateiro de Trancoso e o Alfaiate de Setúbal , Рио-де-Жанейро, 1993, стр. 318–319 (португальский)
- ^ см . Еврейскую энциклопедию , VI. 598b, св. Инквизиция, также Эвора.
Библиография
[ редактировать ]- Верскин, Алан. Дневник черного еврейского мессии: путешествие Давида Рубени в шестнадцатом веке через Африку, Ближний Восток и Европу. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2023. ISBN 9781503634435