Йозель из Рохайма
Йозель Рошеймский (альтернативно: Йозель , Йозельманн , Йозельманн , нем .: Йозель фон Рошейм , иврит : יוסף בן גרשון מרוסהים Йозеф бен Гершон ми-Рошейм , или Йозеф бен Гершон великий , был 14 марта 1855 года адвокатом (« ш »). тадлан") немецких польских и I евреев во времена правления императоров Священной Римской империи Максимилиана и Карла V. [ 1 ] Максимилиан I назначил его губернатором всех евреев Германии, и эту должность после его смерти подтвердил его внук Карл V. [ 2 ]
Его положение среди евреев и защищенный статус, который он приобрел для себя и евреев в Священной Римской империи , частично основывался на его навыках адвоката, а частично на еврейской роли в финансировании расходов императора. Иозель Рошаймский остается важной фигурой в истории евреев Эльзаса .
Семейное прошлое
[ редактировать ]Одним из его предков был Якоб бен Иехиэль Лоанс , личный врач императора Фридриха III , удостоенный дворянства за свои медицинские достижения, а также учитель иврита известного гуманиста , юриста и философа Иоганна Рейхлина .
Несмотря на благосклонность, оказанную этому предку, история его семьи также показывает шаткое положение евреев в ту эпоху. В 1470 году трое братьев его отца, в том числе раввин Элиас, были привлечены к ответственности в Эндингене и предстали перед императором по обвинению в том, что восемью годами ранее они совершили ритуальное убийство в Суккот .
Также в 1470 году отец Йозеля, Гершон, поселился в Оберенхайме ( Обернай ). В 1476 году вместе со всей еврейской общиной этого городка семья бежала (преследуемая швейцарскими наёмниками) в Агенау , где, возможно, ещё в том же году родился Жозель.
Ранний период жизни
[ редактировать ]О детстве и юности Джозеля ничего не известно. В молодости он был раввином при дворе евреев Нижнего Эльзаса и зарабатывал на жизнь купцом и ростовщиком. Эти три занятия останутся постоянными в его жизни.
Еще будучи молодым, он работал на благо своих единоверцев и, как сообщается, сыграл важную роль в срыве враждебных планов Иоганна Пфефферкорна . [ 1 ] обращенный еврей, ставший ярым антисемитом . В 1507 году, во время изгнания евреев из Кольмара , аналогичная попытка была предпринята в Оберенхайме. Йозель успешно обратился к имперским чиновникам, и евреям Оберенхайма разрешили остаться.
Вскоре после этого, отстаивая право евреев участвовать в рынке в Кольмаре, он сослался на римскую юридическую концепцию « civibus Romanis » (римского гражданства ), утверждая, что евреи, как и христиане, должны иметь свободный доступ ко всем рынкам в Кольмаре. область.
В 1510 году еврейские общины Нижнего Эльзаса сделали его парнас у-манхиг (присяжным руководителем и лидером) - титул, который он первоначально разделил с раввином Садоком Парнасом. Таким образом, он должен был «держать глаза открытыми, проявляя особую заботу об общине», и обладал правом издавать постановления для евреев своего района и подвергать запрету ( черем , эквивалент отлучения от церкви ) непокорных членов. С другой стороны, ему приходилось защищать отдельных лиц и общины от угнетения, а при необходимости обращаться к правительству и императору. В первые годы своей общественной деятельности Йозель жил в городе Миттельбергхайм . В 1514 году он вместе с другими евреями этого места был обвинен в осквернении освященного воинства и посажен в тюрьму на несколько месяцев, пока не была установлена его невиновность. Вскоре после этого Жозель переехал в Рошайм , Эльзас, где оставался до своей смерти. [ 1 ]
В 1515–1516 годах он помогал своим угнетенным братьям в Оберенгейме, лично донося их жалобы императору Максимилиану I и получая для них особую императорскую охранную грамоту. [ 1 ]
Защитник немецких евреев
[ редактировать ]Становясь все более известным, даже за пределами Эльзаса, как защитник еврейских общин в религиозных и юридических вопросах, Йозель постепенно приобрел статус защитника и даже лидера ( «Befehlshaber» ) всех евреев Германской империи. имеющий титул имперского губернатора. [ 1 ] Его статус не был абсолютным: однажды он был оштрафован за то, что называл себя «Regierer der Gemeinen Jüdischkeit» , «правителем еврейства».
Вскоре после того, как Карл V взошел на престол в Аахене в 1520 году, Иозель добился от него хартии или охранного письма для всего немецкого еврейства, подтвержденного десять лет спустя в Инсбрукском эдикте от 18 мая 1530 года. Несколько раз он успешно ходатайствовал перед королем Фердинанд , брат императора, выступает за евреев Богемии и Моравии . [ 1 ]
Во время немецкой крестьянской войны в 1525 году крестьяне Эльзаса решили штурмовать город Рошайм. Когда крестьян собралось у городских ворот, протестантским реформаторам Вольфгангу Капито и Мартину Буцеру (или Буцеру) не удалось отговорить их от своих планов, но после длительных обсуждений Джозель убедил их оставить город и его евреев в мире. [ 1 ] Это резко контрастировало с Сундгау , где крестьяне изгнали всех евреев из города.
В 1530 году в присутствии императора и его двора в Аугсбурге Иозель провел публичный диспут с крещеным евреем Антонием Маргаритой , опубликовавшим брошюру Der gantze Jüdisch Glaub ( «Вся еврейская вера »), полную клеветнических обвинений в адрес иудаизма. Спор закончился решительной победой Жозеля, который добился изгнания Маргариты из королевства. [ 1 ] (Несмотря на это юридическое решение, эта работа будет неоднократно переиздаваться и цитироваться антисемитами в течение следующих столетий.)
В том же рейхстаге что они были причиной отступничества лютеран Иозель защищал евреев от странного обвинения в том , . Самым важным действием Йозеля в рейхстаге Аугсбурга было установление правил деловых операций евреев. Им запрещалось взимать слишком высокие проценты , вызывать нерадивого должника в иностранный суд и т. д. Иозель объявлял эти статьи немецким евреям «губернатором еврейской общины в Германии». [ 1 ] посредством такканота , раввинского декрета или постановления, изданного для улучшения и сохранения религиозной жизни силой еврейского закона .
В Богемии
[ редактировать ]Еще занимаясь аугсбургскими статьями, Иозель был вынужден поспешить ко двору Карла V Брабантского и Фландрского , чтобы защитить там оклеветанных немецких евреев (1531 г.). В этой самой негостеприимной для него стране — ибо там тогда не жили евреи — он провел три месяца, занимаясь, когда он официально не был занят, изучением иврита. Хотя его жизнь когда-то была в опасности, ему удалось достичь цели своего путешествия. В рейхстаге в Регенсбурге (1532 г.) он тщетно пытался отговорить прозелита Соломона Молко от осуществления его фантастического плана по вооружению немецких евреев и предложению их в качестве помощи императору в его войнах с турками . Молко не последовал совету Джозеля и вскоре был сожжен как еретик . В 1534 году Иозель отправился в Богемию, чтобы заключить мир между евреями Праги и евреями небольшого чешского городка Горовице ( Горовиц ). Он преуспел в своей миссии, но евреи Горовица устроили заговор против его жизни, и ему пришлось искать убежища в Пражском замке. . [ 1 ]
В 1535 году Иозель отправился в Бранденбург-Ансбах, чтобы ходатайствовать перед маркграфом Георгом в пользу евреев Егерндорфа , которые были ложно обвинены и брошены в тюрьму; и он получил их свободу. Два года спустя Йозель попытался помочь саксонским евреям, которым грозил изгнанием курфюрст Саксонии Иоанн Фридрих I. Он отправился в Саксонию с высокими рекомендательными письмами этому принцу от магистрата Страсбурга и Мартину Лютеру от эльзасского реформатора Капитона. Но Лютер ожесточился против евреев из-за их верности своему вероучению и отказался от любого ходатайства, так что Иозель не получил даже аудиенции у курфюрста. Но на встрече во Франкфурте (1539 г.) он нашел повод поговорить с принцем, внимание которого привлек, опровергнув в публичном споре с реформатором Буцером некоторые злобные утверждения о евреях. В том же рейхстаге Филипп Меланхтон доказал невиновность тридцати восьми евреев, сожжённых в Берлин в 1510 году, и это помогло побудить курфюрста Иоахима Бранденбургского удовлетворить просьбу Йозеля. Затем курфюрст Саксонии также отменил свой приказ об изгнании. [ 1 ]
Джозель писал в своих мемуарах, что их положение произошло «из-за того священника, которого звали Мартин Лютер – пусть его тело и душа будут связаны в аду!! – который написал и издал множество еретических книг, в которых он говорил, что всякий, кто поможет евреям, был обречен на погибель ». [ 3 ] Майкл пишет, что Жозель просил город Страсбург запретить продажу антиеврейских произведений Лютера; Сначала они отказались, но смягчились, когда лютеранский пастор в Хохфельдене заявил в проповеди, что его прихожане должны убивать евреев. [ 4 ]
Опровержение обвинений Лютера
[ редактировать ]В том же году Джозель узнал, что гессенским евреям пришлось пережить множество преследований из-за брошюры Буцера. Поэтому он написал защиту иудаизма на иврите, чтобы ее читали в синагоге каждую субботу для утешения своих единоверцев. Магистрат Страсбурга выразил уверенность в том, что нападки на христианство сдерживаются защитой, и Жозель приказал сделать и прислать ему дословный перевод. Вскоре Йозелю пришлось защищать евреев от нападок самого Лютера, который в 1543 году опубликовал весьма злобную брошюру под названием Von den Juden und Ihren Lügen (« О евреях и их лжи »), которая привела к жестокому обращению с евреями в различных сферах. Протестантские кварталы. Жозель опроверг утверждения Лютера в обширной петиции магистрату Страсбурга, после чего последний воспрепятствовал выпуску нового издания книги Лютера. В 1541 году Иозель выступил в качестве «вождя евреев немецких земель» в рейхстаге Регенсбурга и сумел предотвратить опасный указ, который запрещал евреям участвовать в любых денежных операциях. В апреле 1544 года ему удалось завоевать Рейхстаг (императорский сейм) Шпейера в получении великой привилегии евреев от императора, согласно которой им было прямо разрешено взимать гораздо более высокие проценты, чем христианам, на том основании, что они должны были платить гораздо более высокие налоги, чем последние. , хотя им было запрещено всякое ремесло и обработка земли. В то же время Жозель выплатил императору от имени немецких евреев взнос в размере 3000 флоринов на расходы французской войны (французы в это время вступили в союз с турками). В охранном письме Шпейера, упомянутом выше, император не одобрял обвинение в ритуальном убийстве и постановил, что ни один еврей не должен быть заключен в тюрьму или осужден за это преступление без достаточных доказательств. Иозель очень хотел получить этот приказ, потому что в 1543 году в Вюрцбурге пять евреев, обвиненных в ритуальном убийстве, были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам. Лично заступившись за этих заключенных, Жозель наконец добился их прощения от императора. [ 1 ]
В июле 1543 года раввин Йозель написал письмо в городской совет Страсбурга , в котором предлагал защиту от нападок Мартина Лютера на Талмуд. В письме содержалась просьба к Совету оказать помощь Йозелю в защите интересов евреев Саксонии и Гессена и прекратить печатать антисемитские брошюры Лютера. Совет отказался защищать евреев, но согласился прекратить печатать сочинения Лютера в Страсбурге. Френкель-Гольдшмидт, Хава (2006). Исторические сочинения Йозефа Рошаймского, лидера еврейства в Германии раннего Нового времени . Бостон: Брилл. п. 400. ИСБН 978-90-04-15349-3 . </ref></ref>
В 1546 году Йозель был призван вмешаться в защиту всего корпуса немецких евреев, сильно пострадавших во время Смалькальдской войны . Через Гранвеллу , влиятельного советника императора, Иозель добился императорского приказа армии и мандата христианскому населению в пользу евреев, чтобы к ним не приставали в ходе войны. В доказательство своей благодарности Иозель заставил евреев снабжать имперскую армию продовольствием, где бы она ни проходила. В знак признания огромных услуг, оказанных Иозелем императору в этом случае и ранее, Карл V в 1548 году возобновил в Аугсбурге охранную грамоту для Иозеля и его семьи, которые тем самым получили право свободного проезда по всей Германской империи и свободного проживания. везде, где евреям было разрешено жить. Таким образом, жизнь Жозеля, как и все его имущество, была защищена особым императорским приказом. Даже в последние годы жизни Жозель смог принести пользу Карлу V. В 1552 г. он послал к императору в Инсбрук специальным посыльным предупредил, что курфюрст Саксонский Мориц намеревается вторгнуться в Тироль , и таким образом император получил возможность в последний момент осуществить свой побег. [ 1 ]
Смерть
[ редактировать ]Жозель до последнего работал на благо своего народа, однако точно неизвестно, когда он скончался, за исключением того, что он был жив в 1555 году, но умер вскоре после этого. [ 1 ] Считается, что он умер в Рошайме , хотя ни письменных свидетельств о его смерти, ни надгробия не сохранилось. Ни один преемник не смог добиться столь благоприятного статуса для немецких евреев Священной Римской империи.
Среди его потомков Элияху бен Моше Ашкенази, более известный как Элияху Баал Шем, Элайджа Лоанс , [ 5 ] жена раввина Йозефа Хана, автора книги «Йосиф Омец», и их внук раввин Йозеф Косман, автор книги «Ноэг Кацон Йосеф». [ 6 ]
Биография его жизни под названием «Раввин Йозельман из Росхайма» была написана раввином доктором Маркусом (Меиром) Леманном, раввином и плодовитым писателем в конце 1800-х годов. В его книгу также включена большая часть дневника Р. Джозельмана. Эта работа дважды переводилась на английский язык, второй раз в сокращении.
Литературная деятельность
[ редактировать ]В своей активной жизни Иозель всегда находил время для изучения Торы, религиозной литературы и, кроме своих апологетических памфлетов, написал несколько религиозно- этических трудов, которые частично дошли до нас. Его наиболее важные книги: [ 1 ]
- Дерек ха-ходеш , написанная в 1531 году в Брабанте, содержащая правила благочестивой жизни, особенно в тех случаях, когда еврею приходится нести мученическую смерть . Два фрагмента этой работы, иначе утерянные, сохранились в книге Йосифа Омеца Йозефа Хана , Франкфурт-на-Майне, 1723 год. [ 1 ]
- Сефер ха-Микна , законченная в 1546 году, первая часть которой содержит слова увещевания против предателей среди Израиля, вторая часть носит каббалистический характер . Рукопись в библиотеке Бодлианской в Оксфорде ( Нойбауэр , « Каталог еврейских рукописей в Бодлианской библиотеке », № 2240) содержит большую часть этой работы. [ 1 ]
Мемуары Жозеля (напечатаны в оригинале на иврите с французским переводом в Revue des Études Juives , xvi. 84). [ 7 ] ) содержат отчеты (неполные) о некоторых важных событиях его жизни до 1547 года, особенно некоторые, касающиеся его общественной деятельности. Похоже, они были записаны вскоре после того же года. [ 1 ]
Представление в художественных произведениях
[ редактировать ]Йозель был главным героем идишской оперетты 1892 года «Мелиц Йошер: раввин Йосельман, или Эльзасский указ» Авраама Гольдфадена . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Дойч, Готард; Фейльхенфельд, Альфред (1901–1906). «Йозель (Йозельманн, Джозелин) из Рошайма (Йозеф Бен Гершон Лоанц)» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 21 января 2015 г. Это, в свою очередь, дает следующие ссылки:
- Х. Бреслау , в бизнеса Гейгера журнале для . евреев в Германии , 1892, т. 307-334
- М. Штерн , там же. iii. 66 -74
- [Исидор] Кракауэр , в Откр. Подсказка по иудаике , xvi. 84 , XIX. 282
- Расписание , ib. xiii. 62 , 248
- Грец , бизнес , IX. , пассим
- М. Леманн , раввин Йозельманн фон Рошейм , Франкфурт-на-Майне , 1879 г.
- Людвиг Фейльхенфельд , раввин Йозель фон Рошейм: Вклад в историю. немецких евреев в эпоху Реформации , Страсбург , 1898 г., [1] , где можно найти более раннюю библиографию.
- ^ Леманн, Маркус. Раввин Йозельманн из Рошайма , Фельдхайм.
- ^ Маркус, Джейкоб Рейдер. Еврей в средневековом мире , с. 198, цитируется по Michael, Robert. Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2006, с. 110.
- ^ Майкл, Роберт . Святая ненависть: христианство, антисемитизм и Холокост . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан , 2006, с. 117.
- ^ Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «КРЕДИТЫ, ИЛЬЯ БЕН МОИСЕЯ АШКЕНАЗИ или КРЕДИТ» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс . Проверено 21 января 2015 г.
- ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Нахег Кацан Йосеф - Йосеф Йосеф бен Моше Кушман» . hebrewbooks.org . Проверено 12 сентября 2022 г.
- ^ «РАВВИ ИОЗЕЛЬМАН ДЕ РОШЕЙМ» . Париж. 1888 год . Проверено 25 января 2015 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Гольдфаден, Авраам (1900). «Мелиц Йойшер» . Гугл Книги . Проверено 5 апреля 2016 г.
Ссылки и дополнительная литература
[ редактировать ]- Сельма Штерн , «Йозель из Розельхайма: командующий еврейством Священной Римской империи немецкой нации»
- Дополнительная информация взята из соответствующей статьи в немецкой Википедии, полученной 19 марта 2005 г.
- Придворные евреи
- Эльзасские евреи
- Немецкие раввины XV века
- Немецкие раввины XVI века
- немцы французского происхождения
- Чехи французского происхождения
- Люди из Агенау
- Духовенство из Нижнего Рейна
- 1480-е годы рождения
- 1554 смерти
- Бизнесмены XV века из Священной Римской империи
- Бизнесмены XVI века из Священной Римской империи