Калеб Афендополо
Калеб Афендополо (родился ; 1 декабря 1464 г.) [1] некоторое время жил в Белграде и умер в марте 1523 г. [2] в Константинополе ) был еврейским полиистором . Он был братом Самуила ха-Рамати хакама караимских общин . в Константинополе, и Иуды Бали , зятя и ученика Илии Башьяци ,
Согласно заметке, найденной в парижской рукописи, он зарабатывал себе на жизнь частным обучением; но это подвергается сомнению Штейншнейдером . Ученик Мордехая Комтино в Адрианополе, Афендополо достиг больших успехов в науке и, хотя ему не хватало глубины и оригинальности мысли, отличился плодовитой литературной деятельностью, основанной на его большой библиотеке, включавшей редкие рукописи, частично купленные, частично скопированные им самим. . Он продолжил «Адерет Элияху» ( «Мантия Илии» ), работу по караимскому праву, оставленную незавершенной под его руководством его учителем Башьяци в 1490 году.
Жена Башьяци, которая была сестрой Афендополо, умерла раньше мужа, Афендополо уже не называл Башьяци своим зятем, а называл его учителем. Афендополо умер, не успев завершить трактат Башьяци.
Работает
[ редактировать ]Собственные работы Афендополо дают хорошее представление об эрудиции караимов. Лишь фрагменты многих из них были обнаружены Ионой Хайимом Гурландом в его «Гинзе Исраэль» (Lyck, 1865) и менее точно А. Фирковичем . Его сочинения:
- Вводный указатель к Аарона бен Илии ( «Эх ха-Хайим» 1497 г.), в котором дано содержание каждой главы под заголовком «Дерек Эх ха-Хайим», опубликованный Деличем в его издании (1840 г.) этой работы.
- Аналогичный вводный указатель к Хадасси » Иуды «Эшколу под названием «Нахал Эшколь» (Кослов, 1836 г.).
- «Ган ха-Мелек» ( «Сад короля »), его основная работа, законченная в 1495 году, представляет собой диван , или сборник поэтических эссе о любви, медицине и активном интеллекте.
- 'Асара Мамарот ( Десять бесед ), содержащая проповеди на урок Пасхи ( Исх. xii.14); о Песни Песней , читаемой в седьмой день Пасхи; на Псалме cxix, читаемом, по караимскому обычаю, в семь суббот между Пасхой и Пятидесятницей ; и об уроке Пятидесятницы, посвященном синайскому откровению. Вступительная глава, большая часть которой воспроизведена Мордехаем бен Ниссимом в его «Дод Мордекае», посвящена происхождению караимского раскола и основным вопросам, спорным между караимами и раввинитами (см. особенно Штайншнейдер, Лейденский каталог, стр. 127 и др.). след.). Изложенный в нем взгляд Афендополо на Иисуса отличается беспристрастностью. Он помещает Иисуса, правда, за столетие до нашей эры , но добавляет: «Он был, по мнению любителей истины, человеком мудрым, благочестивым, праведным, богобоязненным и удаляющимся от зла. он когда-либо преподавал какой-либо закон или практику, противоречащую писаному закону. Только после его смерти возникла ссора между его последователями и теми, кто выступал против него из-за его мудрости, которая коренилась в законе, а не в их раввинских дополнениях и многих других; из этих его учеников, посланных от его имени, ввели практики и учения, совершенно чуждые ему, устранив тем самым краеугольный камень Закона, хотя и завоевали массу людей. Возник Новый Завет , который отделил христиан от иудеев».
- Авенир бен Нер (1488), серия еврейских макам , или коротких рифмованных повествований, вводящих Саула , Давида и царицу Савскую . в диалог
- Под тем же названием находится аллегория на « Песнь Песней» , то же самое относится и к отношению Бога к Израилю.
- «Иггерет ха-Шехита» (1497 г.), труд об обрядах, используемых при забое животных, в форме писем, адресованных его зятю Яакову бен Иуде ; то же в сокращенном виде написано в Крамарии близ Константинополя (1497 г.).
- Седер 'Иньян Шехита, аналогичное рифмованное произведение, сохранилось в рукописи (рукопись Фирковича № 569).
- Об употреблении арака (в котором отрывок из Второзакония xxxii.38 применяется к мусульманам и упоминается христианское жертвоприношение; см. Штейншнайдер, Лейденский каталог, стр. 233; Polemische Literatur, стр. 374).
- Иггерет ха-Кима («Письмо о Плеядах »), посвященное запрещенным бракам и направленное против работы Иисуса Навина по этому вопросу.
- Патшеген Кетаб ха-Дат (1496 г.), об уроках Пятикнижия , Хафтарота и других отрывках из Библии.
- Возражение Маймониду в защиту караимского расчета семи недель (Штайншнейдер, ивр. Bibl. vii.11).
- Защита Ган Аарона бен Илии против Эдема Моисея бен Иакова га-Ашкенази (Штайншнейдер, евр. Bibl. XX.122).
- Комментарий к еврейскому переводу арифметики Никомаха из Герасы (первый или второй век), сделанному с арабского Калонимусом бен Калонимусом в 1317 году. Рукопись находится в Берлинской королевской библиотеке (Steinschneider, в Monatsschrift, xxxviii.76). Афендополо приложил к этому комментарию своего рода общую энциклопедию наук. Он начинает с анализа восьми книг Аристотеля «Логики » . Практическая наука, как он ее называет, занимается самим человеком, домом (семьей) и государством. Спекулятивная наука включает в себя физику, геометрию и метафизику. Подобным же образом он пробегает и другие науки, давая их различные подразделения. Высшая наука — богословие, трактующее о душе, о пророчестве и эсхатологии . Курс обучения, предложенный Афендополом, следует курсу Платона ; а именно логика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, наука об аспектах, метрология, физика и метафизика. После обсуждения будущего блаженства он обращается к двум другим наукам — праву, особенно в том, что касается отношения веры к делам, и полемике ( Хокмат ха-Дебарим ). В последнем он свободно цитирует Баталюси , не указывая, однако, его авторитета (Штайншнейдер, в Monatsschrift, xl.90 и след.).
- Астрономический трактат, в основном состоящий из комментариев к отрывку из « Ган Иден» Илии (Нойбауэр, Каталог, № 2054) под названием «Микляль Йофи».
- Иггерет ха-Маспехет, работа по астрономической терминологии и построению солнечных часов , усовершенствованная методом своего учителя Комтино путем добавления нечетных часов (Гурланд, Гинзе Исраэль, iii.18, 19).
- Тикун Кели Роб ха-Шаот (1487 г.), который был также известен Жозефу дель Медиго .
Афендополо также написал несколько покаянных гимнов, которые можно найти в караимском Махзоре (Нойбауэр, Каталог, № 2369, 3; Zunz , GV, стр. 425; там же, 2-е изд., стр. 440); но большая часть этих гимнов была взята у поэтов-раввинитов (см. Давида Кахана в «Оар ха-Сифрут», том V, Краков, 1896 г.). Афендополо намеревался перевести « Начала Евклида » и написать комментарии к Джабира ибн Афлаха » «Китаб аль-Хийя ( «Сборник по астрономии ») и к Птолемея «Альмагесту » .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бернштейн, Шимон; Бернштейн, Саймон (13 февраля 2024 г.). «Макамы Калеба бен Элияху Афендополо караима (1464 — ок. 1530)» . Ежегодник Еврейского союзного колледжа . 24 :23-Пег. JSTOR 23506490 .
- ^ «Новости о Калебе Афандафоло | Статья Рамби990003390840705171 | Национальная библиотека» .
- Юлиус Фюрст , Gesch. д. карты . ii.301-316;
- Исаак Маркус Йост , владелец бизнеса д. Иудаизм и его секты , II.367;
- то же самое, Геш. д. Израильтяне , ix, приложение стр. 96;
- Нойбауэр , Из Петербургской библиотеки , гл. я;
- Гурланд , Гинзе Исраэль , Лик , 1865 год;
- Мориц Штайншнейдер , в Эрша и Грубера Энциклопедии , xxvii;
- то же, евр. Уберс. стр. 508, 519, 524, 544;
- Ежемесячно , xxxviii.76;
- Нойбауэр , Кат. Бодл. евр. МСС. Индекс, столбец. 928
Внешние ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. {{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )