Аарон бен Элайджа
Аарон бен Элайджа | |
---|---|
Рожденный | в. 1328 |
Умер | 1369 [ 1 ] |
Известный | Караимское богословие |
Аарон бен Илия ( иврит : Аарон бен Элияху последний 1328/1329 – 1369) [ 1 ] часто считается самым выдающимся еврейским богословом-караимом. [ номер 1 ] Его называют «Младшим», чтобы отличить его от Аарона бен Иосифа Константинопольского . Несмотря на то, что Аарон прожил большую часть своей жизни в Константинополе , это был центр караизма, и его иногда отличают от другого богослова, известного как Аарон бен Илия из Константинополя, титулом « Никомидии » (другое место, где он жил).
Фон
[ редактировать ]Он родился в Никомидии . [ 2 ] Хотя о его личной жизни мало что известно, караимы считают его эквивалентом своего современника Маймонида , самого выдающегося еврейского ученого того времени и откровенного критика караимов. Фактически, кажется вероятным, что Аарон поставил перед собой задачу соперничать с Маймонидом, защищая караимов от его нападений. [ 1 ] Чтобы добиться этого, он изучил обширную религиозную литературу как раввинистического иудаизма и ислама , так и караимов.
Результатом его исследований стало Эц ха-Хайим 1346 года «Древо жизни». [ 3 ] философский труд, созданный по образцу » Маймонида « Путеводителя для растерянных подражать « Путеводителю » Маймонида с точки зрения структуры и стиля. . Одно из главных критических замечаний к этому произведению состоит в том, что оно пытается слишком рабски [ 1 ] В 1354 году, живя в Константинополе, он написал свое второе крупное произведение « Ган Иден «Райский сад». [ 1 ] [ 3 ] о заповедях еврейской Библии и попытке защитить караимский правовой кодекс [ 2 ] а в 1362 году он написал Кетер Тора «Корона Торы», [ 1 ] [ 3 ] исчерпывающий комментарий к еврейской Библии, использующий буквальное толкование ее произведений. [ 2 ] Он умер в Константинополе в Византийской империи .
Аарон не был ни таким глубоким и независимым, как Маймонид, к которому он сохранял большое уважение, даже когда выступал против него. Тем не менее, он был разносторонним компилятором и эклектичным, хотя и не всегда оригинальным, философом, восстановившим некоторый престиж караимской общины, пришедший в упадок с тех пор, как она была вынуждена отражать нападки Саадиа Гаона . Более того, некоторые из его критических замечаний по поводу мировоззрения Маймонида можно считать разумными и обоснованными. [ 1 ]
Философия Аарона
[ редактировать ]Аарон бен Илия находился под сильным влиянием работ Аристотеля . Однако в отличие от Маймонида Аарон принял мусульманскую мотазилитскую философскую систему Калама , соединив атомизм с аристотелевскими взглядами для примирения откровения с философией — в этом он отличался не только от Маймонида, но и от Аарона Бен-Иосифа, Старшего, который встал на сторону Маймонида в эти дебаты. По мнению младшего Аарона, в первых главах «Эц ха-Хаим » богословие Калама — это естественная религия, достигнутая Авраамом посредством медитации и систематизированная Законом Моисея ; тогда как греческая философия , принятая христианством из-за его враждебности к иудаизму , представляет собой гетерогенный иностранный продукт, вредный для развития Торы в ее чистоте. Затем он заявляет, что цель его работы — восстановить теологию Калама, представив ее в ясной форме.
Эц ха-Хаим
[ редактировать ]Книга «Эц ха-Хаим» («Древо жизни») была написана в 1346 году. [ 2 ] и состоит из 114 глав: [ 1 ]
- В главах 1–15 обсуждаются учения о существовании Бога Бога , бестелесности и сотворении мира. » Маймонида Как и « Путеводитель , он считает, что небесными сферами управляют отдельные разумы, или ангелы . Показывая, что его выводы являются не чем иным, как логическими выводами, Аарон утверждает, что они предшествуют его собственной работе, которая является не чем иным, как подтверждением установленных истин. [ 1 ]
- В главах 16–62 обсуждаются библейские антропоморфизмы , объясняя их как образное выражение Божественной энергии и деятельности. В этих главах он часто цитирует Маймонида дословно , но утверждает, что сам Маймонид просто следовал еще более ранней работе « Ха-Эшкол » Иуды Хадасси . [ 1 ] Аарон следует примеру Маймонида, заявляя, что Иезекииля Божественной теофания Колесницы , как и описания Скинии и ее символики, имеет физический смысл. [ 1 ]
- В главах 63–77 обсуждается единство Бога. [ 1 ] Здесь Аарон выступает против подхода Маймонида и Хадасси, которые отвергают все, кроме отрицательных качеств Бога (Бога нет...). [ 1 ] Однако, по мнению Аарона, сила, знание, жизнь, воля и существование — все это положительные атрибуты, неотделимые от самой сущности Бога и никоим образом не посягающие на Его единство. Это приводит его к объяснению обычных имен Бога, обозначающих деятельность Бога, в отличие от Тетраграмматона , обозначающего сущность Бога как творца всего сущего.
- В главах 78–94 обсуждается концепция Божественного провидения . [ 4 ] Особый акцент делается на четырехчастную природу зла: физическую, психическую, моральную и неморальную. Это была любимая тема старых караимских философов, таких как Джозеф аль-Базир (и Маймонид), что зло — это всего лишь недостаток, присущий материи, и поэтому его нельзя приписывать Богу, если только Бог не сделает его средством морального совершенствования человека. . В то время как Маймонид предполагает, что Божье провидение распространяется только на разумных людей, Аарон распространяет Божественное провидение на все существа, поскольку универсальное знание Бога охватывает всех. В то время как Маймонид видит в Божественном действии руководство Божьей мудрости, по мнению Аарона, оно руководствуется Божьей справедливостью. [ 4 ]
- Подчеркивая превосходство нравственности над интеллектуальной силой, Аарон занимает более высокий взгляд на вопрос о том, почему праведники страдают, чем Маймонид или некоторые из его собственных караимских предшественников. Он отвергает концепцию темуры , или компенсации за горе, вместо этого постулируя, что все испытания, налагаемые на людей, предназначены для их духовной пользы ( приводя Авраама и Иова в качестве примера ). Человечество неспособно постичь цель Творения, ограничиваясь представлением о своей роли в мире как Божьего слуги. [ 4 ]
- В главах 95–114 обсуждаются откровение, Божественный Закон Торы, совершенство души и ее бессмертие. [ 4 ] Два дерева в Эдемском саду рассматриваются как метафоры высшей и низшей сфер человеческого существования. После грехопадения заповеди Торы становятся необходимым средством возвращения человечеству его истинной, двойственной природы. Это приводит к обсуждению природы пророчества вообще и его высшей степени, достигнутой Моисеем . Далее он объясняет цели Торы и ее заповедей как средства достижения совершенства как личности, так и человечества в целом. [ 4 ]
- Согласно древней традиции караимов и евреев-раввинов, цитируемой Аароном, Тора была предназначена для всех народов и предлагалась им. Он никогда не может быть изменен, улучшен или (в отличие от раввинистического иудаизма) дополнен устным законом . Существенно отличается от позиции Маймонида, да и вообще от позиции всех аристотелевских мыслителей, позиция Аарона к бессмертию , которую он основывает главным образом на моральных соображениях, ссылаясь на идею возмездия. Однако по этой причине его эсхатология довольно неясна, представляя собой полурациональную, полумистическую смесь множества различных верований. Он завершает свою работу призывом к покаянию . [ 4 ]
Ган Иден
[ редактировать ]Работа Аарона о Заповедях, озаглавленная «Ган Эден» («Райский сад»), состоит из двадцати пяти разделов и 194 глав, а также девяти небольших юридических статей, которые приобрели первостепенное значение для караимов. [ 4 ] Оно было написано в 1354 году. [ 2 ] [ 4 ] Он следует рациональному подходу к заповедям, подобному тому, которого придерживался Маймонид. Он начинает с принципа, согласно которому прививание веры в единство Бога, и особенно в Его управление миром, является конечной целью каждой заповеди, поэтому долг человечества — искать основную цель каждой заповеди. Например, цель субботы – привить веру в Божественное творение и руководство миром; другие фестивали призваны противодействовать влиянию язычества и фатализма . [ 4 ]
Две части «Гана Идена» вышли в виде отдельных книг:
- Один, состоящий из пяти разделов и двадцати двух глав, посвященных шхите (законам забоя животных в пищу).
- Цафнат Панах («Раскрывающий тайны») состоит из восьми глав, посвященных кровосмесительным бракам. [ 4 ]
В целом « Ган Иден» , вероятно, представляет собой лучшее и наиболее полное изложение караимской системы Закона, представляющее мнения всех предшественников Аарона с беспристрастной и откровенной критикой. Главным образом благодаря этой работе Аарон продолжает оказывать такое большое влияние на караимов. [ 4 ]
Кетер Тора
[ редактировать ]Его третья книга называлась «Кетер Тора» («Венец закона») и была написана в 1362 году. [ 2 ] [ 4 ] Это комментарий к Торе , стилизованный под Авраама ибн Эзры . более раннюю работу [ 4 ] Как и все более ранние сочинения Аарона, он также содержит обзор философских и экзегетических интерпретаций, данных его предшественниками, с критикой их взглядов, где это необходимо. Особенно интересен его «Предисловие», в котором он излагает основные различия между подходами к библейской экзегезе раввинистического и караимского иудаизма. [ 4 ]
Издания произведений Аарона
[ редактировать ]« Эц ха-Хайим», множество рукописей которого существует в Лейдене, Мюнхене, Вене и Лейпциге, был впервые опубликован с большим комментарием ( «Ор ха-Хайим ») Лузки в Козлове в 1835 году. [ 4 ] Критическое издание с ценной информацией и кратким изложением ста четырнадцати глав на иврите Калеба Афендопуло и одной на немецком языке, написанной редактором Францем Деличем , появилось в Лейпциге в 1841 году. [ 4 ] Кетер Тора сохранилась в Евпаторийском издании (1866 г.), помимо рукописей в Бодлианской библиотеке в Оксфорде , в Вене и Лейпциге; [ 4 ] тогда как « Ган Иден» существует только в рукописи в Лейдене и Лейпциге. [ 4 ] Части последнего были опубликованы Шупартом , Тригландом , Данцем и Лангхаузеном . [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Аарон и Илия». Британская энциклопедия . Том. 1: А-ак Байесиан (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc. п. 5. ISBN 978-0-85229-961-6 .
- Сэбё, Магне, изд. (2000). Еврейская Библия, Ветхий Завет: история ее интерпретации . Том. I: От истоков до средневековья (до 1300 г.). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. ISBN 978-3525535073 .
- Колер, Кауфман (1901). «Аарон бен Илия Младший из Никомидии» . В Сингере, Исидор (ред.). Еврейская энциклопедия: описательный отчет об истории, религии, литературе и обычаях еврейского народа с древнейших времен . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Ктав. АСИН B000B68W5S .