Jump to content

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

« Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно » ( KJV ; также «Не злоупотребляй именем Господа Бога твоего» ( NRSV ) и варианты, иврит : Бог , латинизированный : Lōʾ t̲iśśāʾ ʾet̲-šēm-ʾăd̲ōnāi ʾĕlōhêk̲ā laššāwəʾ ) — вторая или третья (в зависимости от нумерации Бога ) из Десяти Заповедей человеку в иудаизме и христианстве .

Исход 20:7 и Второзаконие 5:11 гласят:

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит невиновным того, кто произносит имя его напрасно. [1] [2]

На основании этой заповеди иудаизм Второго Храма к эллинистическому периоду разработал табу на произнесение имени Яхве вообще, что привело к замене Тетраграмматона на «Адонай» (буквально «господин мой» – см. Адонай ) в произношении.

В самой еврейской Библии заповедь направлена ​​против злоупотребления именем Бога, а не против любого его использования; есть множество примеров В еврейской Библии и в Новом Завете , когда имя Бога призывается в клятвах, чтобы сказать правду или поддержать истинность клятвенного утверждения, а в книгах Даниила и Откровения есть примеры, когда ангел, посланный Богом, призывает имя Бога, чтобы поддержать истинность апокалиптических откровений. [3] Сам Бог представлен клянущимся собственным именем («Так же верно, как я живу…»), чтобы гарантировать достоверность различных событий, предсказанных через пророков . [4]

В иудаизме

[ редактировать ]

Еврейская Библия

[ редактировать ]

Еврейское לא תשא לשוא переводится как «не бери напрасно». Слово, переведенное здесь как «напрасно» — שוא ( шав — «пустота», «суета», «пустота речи», «ложь»), а слово «взять» — נשא наса «поднимать», «нести», 'медлить', 'взять', 'забрать' (во втором лице как תשא ). Выражение «взять напрасно» также переводится менее буквально как «злоупотреблять» или его варианты. [5]

Некоторые интерпретировали эту заповедь как запрет лжесвидетельства. [6] поскольку призывание имени Бога в клятве считалось гарантией истинности заявления или обещания. Другие учёные полагают, что первоначальным намерением было запретить использование этого имени в магической практике колдовства . [7]

Отрывки из еврейской Библии также относятся к осквернению имени Бога из-за лицемерного поведения людей и ложного представления слов или характера Бога. [8]

Объектом повеления «не бери напрасно» является את־שם־יהוה אלהיך et-shem-YHWH элохейха — это то же самое , твоего имя ЯХВЕ элохима , ясно давая понять, что эта заповедь направлена ​​против неправильного использования имени собственного. Яхве конкретно.

В еврейской Библии, а также на Древнем Ближнем Востоке и в классической античности в целом клятва представляет собой условное самопроклятие, вызывающее божества, которым предлагается наказать нарушителя клятвы. есть множество примеров, В Книге Царств когда люди подкрепляли свои заявления или обещания фразой: «Наверно, как жив Яхве…» [9] и подобные утверждения упоминаются у Иеремии и . Ценность вызова наказания от Бога была основана на вере в то, что Бога невозможно обмануть или уклониться от него. Например, повествование в «Книге чисел» описывает, как священник должен принести такую ​​клятву женщине, подозреваемой в прелюбодеянии, с ожиданием, что сопутствующее проклятие не окажет никакого воздействия на невиновного человека. [10]

Такие клятвы могли использоваться в гражданских исках, например, в отношении предполагаемой кражи, и эта заповедь повторяется в контексте честных отношений между людьми в Левит 19:12. В одном из моментов рассказа об посвящении Храма Соломона Соломон молится Яхве, прося его услышать и подействовать в соответствии с проклятиями, произнесенными в споре, которые затем предстают перед его алтарем, чтобы отличить правого человека от правого. один неправ. [11]

Пророк Исаия упрекнул Израиль по мере приближения вавилонского плена , указав, что они носили имя Бога и клялись Им, но их клятва была лицемерной, поскольку они оставили исключительное поклонение Яхве ради поклонения идолам. [12] В книге Левит израильтянам было сказано, что принесение своих детей в жертву идолам, а затем приход на поклонение Богу привело к осквернению имени Бога, тем самым нарушив заповедь. [13] Согласно Книге Иеремии , Яхве велел ему осмотреться вокруг Иерусалима, утверждая, что он не сможет найти честного человека – «Даже когда они говорят: «Жив Яхве», они обязательно клянутся ложно». [14] Иеремия ссылается на ситуацию, в которой израильтяне покаялись и поклялись во имя Бога – только для того, чтобы отступить, вернув в рабство людей, которых они освободили в рамках своего покаяния. Этот лицемерный поступок также считался осквернением имени Бога. [15] В Иеремии 12 также описана возможность для соседей Израиля избежать разрушения и процветать, если они перестанут клясться своим идолом и будут клясться только именем Яхве. [16]

Классическая античность

[ редактировать ]

Филон указывал, что вполне естественно, что Бог поклялся Сам, хотя это «невозможно для кого-либо другого». [17]

На практике

[ редактировать ]

Чтобы избежать чувства вины из-за случайного неправильного использования имени Бога, еврейские ученые в большинстве случаев не пишут и не произносят имя собственное, а используют его заменители, такие как «Адонай» («Господь») или « ХаШем » («Имя»). [18] В английских переводах Библии имя Адонай часто переводится как «Господь», тогда как имя собственное Яхве, представленное тетраграмматоном, часто обозначается использованием заглавных и строчных заглавных букв Lᴏʀᴅ. [19]

Раввин Иосиф Телушкин писал, что эта заповедь — это нечто большее, чем запрет на случайные междометия с использованием имени Бога. Он отметил, что более буквальный перевод слова «Лотисса» — «не носи», а не «не бери», и что понимание этого помогает понять, почему эта заповедь стоит в одном ряду с такими словами, как « Не убий » и « Ты не убий». не прелюбодействуй ». [5]

Одна из первых заповедей, перечисленных Маймонидом в Мишне Тора, — это обязанность освящать имя Бога. [20] Маймонид считал, что заповедь следует воспринимать как можно шире, и поэтому считал запрещенным когда-либо без надобности упоминать имя Бога. Еврейские ученые называли это моци шем шамаим лаватала , «бесполезное произнесение имени Небес». [21] Чтобы избежать вины, связанной со случайным нарушением заповеди, еврейские учёные применили запрет ко всем семи библейским титулам Бога, помимо имени собственного, и установили защиту от многословия при упоминании Имени Бога. [22] При написании имен Бога общепринятой практикой является замена букв или слогов так, чтобы написанное слово не было в точности именем, или написание имени в сокращенной форме. Ортодоксальные евреи не будут даже произносить имя Бога, если оно не произнесено во время молитвы или религиозного изучения. Священное Имя ( Тетраграмматон ) эти евреи никогда не произносят, но всегда читают как «Адонай (Господь)», «ХаШем (Имя)», а иногда и «АдоШем». [23]

Да будет благословенно Его великое Имя во веки веков.

- из Кадиша [24]

Кадиш важная молитва еврейского молебна, центральной темой которого является возвеличивание и освящение имени Бога. [25] Наряду с Шма и Амидой , это одна из самых важных и центральных молитв еврейской литургии.

В христианстве

[ редактировать ]

В Новом Завете

[ редактировать ]

В своей Нагорной проповеди Иисус учил, что слово должно быть надежным и что нельзя клясться Богом или его творением. [26] В Послании Иакова повторяется, что нужно просто говорить «да» или «нет» и держать свое слово, «чтобы вы не впали в осуждение». [27]

Согласно « Прикладному комментарию Нового Завета» , призывы к властям подтвердить истинность обещания расширились во времена Иисуса, что не соответствовало первоначальной заповеди. [28] Иисус цитируется как предупреждение о том, что те, кто придавал достоверность таким аргументам, были слепы и глупы. [29]

Согласно Евангелию от Иоанна , Иисус взывает к силе имени Божия. [30] а также провозгласил имя Бога своим, [31] что представляло собой богохульство, если бы это было неправдой. В Евангелии от Иоанна рассказывается об инциденте, когда группа людей попыталась побить Иисуса камнями после того, как он произнес имя Бога. [32] Иисус говорит, что он — Мессия, и проводит параллели между собой и «Сыном Человеческим», о котором говорит пророк Даниил , что вызывает решительный ответ, что он богохульствовал (нарушил заповедь) и заслуживает смерти. [33]

Иисус подошел к ним и сказал: «Отдана Мне всякая власть на небе и на земле. Поэтому идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».

- Матфея 28: 18–19 (NIV)

Апостол Павел иногда обращается к имени Бога в своих посланиях , призывая Бога как свидетеля чистоты своих побуждений и честности его отношений с церквями, которым он служил. [34]

Автор Послания к Евреям рассматривает Божье обещание, данное Аврааму, как гарантию того, что выдающиеся обещания еще будут исполнены. «Люди, конечно, клянутся кем-то более великим, чем они сами, и клятва, данная в подтверждение, кладет конец всем спорам». [35] В случае с обещанием Бога Аврааму Бог поклялся своим именем гарантировать обещание, поскольку ему не было ничего большего, чем он мог бы поклясться. [36]

Подобно событиям, описанным в Книге Даниила , Книга Откровения включает описание ангела, который клянется Богом в истинности событий последнего времени, открытых Иоанну . [37]

В католической церкви

[ редактировать ]

Господи, Господь наш, как величественно имя Твое на всей земле!

Католическая церковь учит, что имя Господа свято и его следует вводить в речь только для того, чтобы благословить, восхвалить или прославить это имя. [38] Имя следует использовать уважительно, с осознанием присутствия Бога. [39] Его нельзя злоупотреблять неосторожными речами, ложными клятвами, словами ненависти, упрека или неповиновения Богу, а также использовать в магии. [40] Поскольку Иисус Христос считается Мессией и «образом невидимого Бога», [41] эта заповедь применима и к имени Иисуса Христа.

Настроение, лежащее в основе этой заповеди, выражено в Молитве Господней , которая начинается словами: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое». По словам Папы Бенедикта XVI , когда Бог открыл свое имя Моисею, он установил отношения с человечеством; Бенедикт заявил, что Воплощение было кульминацией процесса, который «начался с дарования божественного имени». [42] Бенедикт пояснил, что это означает, что имя Бога может быть использовано неправильно, и что включение Иисусом фразы «Да святится имя Твое» является призывом к освящению имени Бога, чтобы «защитить чудесную тайну Его доступности для нас и постоянно утверждать Его истинную сущность». идентичность, а не наше ее искажение».

Принести клятву или поклясться — значит принять Бога как свидетеля того, что утверждаешь. Это значит призывать божественную правдивость как залог собственной правдивости. [43]

Обещания, данные другим во имя Бога, подразумевают божественную честь, верность, правдивость и авторитет. Их необходимо уважать по справедливости. Быть неверным им — значит злоупотреблять именем Бога и каким-то образом выставлять Бога лжецом. (1 Иоанна 1:10)

- Катехизис Католической Церкви 2147 г.

По той же причине Катехизис Католической Церкви учит, что обязанность отвергать ложные клятвы, которые другие могут попытаться навязать; клятва может быть признана ложной потому, что она свидетельствует о лжи, потому что этого требует незаконная власть или потому, что цель клятвы противоречит закону Божьему или человеческому достоинству. [44]

В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней

[ редактировать ]

Члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней верят в эту заповедь, записанную в Исходе 20. Эта заповедь повторяется в Священных Писаниях СПД, таких как Книга Мормона и в Учении и Заветах .

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно; ибо Господь не оставит без вины того, кто произносит имя его напрасно.

- Мосия 13:15 [45]

Берегите себя от зла, чтобы произносить имя Господне напрасно, ибо Я Господь, Бог ваш, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Исаака и Иакова.

- Учение и Заветы 136:21 [46]

И еще Господь Бог повелел людям не убивать; что им не следует лгать; что им не следует воровать; чтобы они не произносили имени Господа Бога своего напрасно; что им не следует завидовать; чтобы у них не было злобы; что они не должны соперничать друг с другом; что им не следует заниматься блудом; и что они не должны делать ничего из этого; ибо всякий, кто сделает это, погибнет.

2 Нефий 26:32 [47]

Бывший Пророк и президент Церкви Спенсер В. Кимбалл рассказал следующую историю, чтобы вдохновить верующих: Президент Кимбалл перенес операцию много лет назад, его перевезли из операционной в палату интенсивной терапии. Служитель, который толкал каталку, на которой он вез, споткнулся и выругался именем Господа. Президент Кимбалл, который был едва в сознании, слабо сказал: «Пожалуйста! Пожалуйста! Это мой Господь, чьи имена вы поносите». Наступила гробовая тишина; затем молодой человек прошептал приглушенным голосом: «Мне очень жаль». [48]

Реформационные и постреформационные доктрины

[ редактировать ]

Мэтью Генри описал пять категорий действий, которые представляют собой использование имени Бога всуе: 1) лицемерие – исповедание имени Бога, но не следование этому исповеданию; 2) нарушение завета – если человек дает обещания Богу, но не выполняет обещанных действий; 3) необдуманная ругань; 4) ложная ругань; и 5) использование имени Бога легко и небрежно для чар или заклинаний, шутки или развлечения. Он отметил, что, хотя человек может считать себя невиновным в одном из этих дел, в заповеди прямо указано, что Бог этого не сделает. [49]

Журнал Lutheran Witness , представляющий лютеранскую веру, поддерживает точку зрения, согласно которой вообще не следует приносить клятвы, кроме как «во славу Божию и благополучие нашего ближнего». В частности, в нем говорится, что правильное использование имени Бога включает в себя принесение присяги в суде, а также приведение к присяге духовного или политического лидера на соответствующих должностях, которые включают ответственность перед Богом и другими людьми. [50]

В своих «Институтах христианской религии » Жан Кальвин готовит почву для обсуждения этой заповеди, отмечая, что клятва призывает Бога засвидетельствовать, что то, что мы говорим, истинно, и что соответствующая клятва является своего рода поклонением Богу, поскольку она подразумевает профессия веры. Когда человеческое свидетельство терпит неудачу, люди обращаются к Богу как к свидетелю, как к единственному, кто способен вывести на свет сокрытые вещи и узнать, что у них на сердце. Ложная клятва лишает Бога Его истины (для наблюдателя), и поэтому это серьезный вопрос. Что касается случайного использования имени Бога, резюмировал Кальвин, «помните, что клятва назначается и разрешается не ради страсти или удовольствия, а по необходимости». Он писал, что частое случайное использование имени Бога притупило общественное сознание, но заповедь с наказанием за нее все еще остается в силе. [51]

  1. ^ Исход 20:7
  2. ^ Второзаконие 5:11
  3. ^ Клятва, в Тематической Библии Зондервана, Вининг, Э., изд., Гранд-Рапидс, Мичиган: Издательство Зондерван, 1978, ISBN   0-310-33710-0 , стр. 719–720
  4. ^ Live, в Карпентер, Э.Э. и Комфорт, PW, Сокровищница ключевых библейских слов Холмана: 200 греческих и 200 еврейских слов определены и объяснены, Broadman & Holman Publishers, 2000, ISBN   978-0-8054-9352-8 , с. 117; Брюс, Ф.Ф., Послание к Евреям, Новый международный комментарий к Новому Завету, Wm. Издательство Б. Эрдмана, 1990 г., ISBN   0-8028-2514-1 , с. 154
  5. ^ Перейти обратно: а б Телушкин, Иосиф (1991). Еврейская грамотность: самое важное, что нужно знать о еврейской религии, ее людях и ее истории . Нью-Йорк: Уильям Морроу и компания. стр. 56–57 . ISBN  0-688-08506-7 .
  6. ^ Десять заповедей, Иллюстрированный словарь и согласование Библии, Вигодер, Г., главный редактор и др., GG Иерусалимский издательский дом, Limited., ISBN   0-89577-407-0 , с. 980.
  7. ^ Десять заповедей, Библейский словарь HarperCollins, 1996, Ахтемайер, Пол Дж., изд., Нью-Йорк: HarperCollins Publishers, ISBN   0-06-060037-3 , с. 1109; Имена Бога в Ветхом Завете: Ослабление Божественного Имени, в The Anchor Bible Dictionary, Фридман, Д.Н., главный редактор, Нью-Йорк: Doubleday, 1992, ISBN   0-385-19362-9 , с. 1010.
  8. ^ См. примеры Левит 18:21, 20:3, 21:6; Исайя 48:1–2; Иеремия 5:1–2, 7:9–15; Комментарий Мэтью Генри ко всей Библии, Vol. 1 комментарий к Исходу 20:7
  9. ^ См., например, 1 Царств 14:39, 45, 17:55, 20:3, 20:21, 25:26, 25:34, 26:10, 26:16 и т. д.
  10. ^ Числа 5: 19–24; Айзекс, Р.Х., Путеводитель по еврейской сексуальности для каждого человека, издательство Jason Aronson Publishers, 2000. ISBN   0-7657-6118-1 , стр. 74–75.
  11. ^ Первые цари 8:31–32; Хукер, Пол, Первые и Вторые хроники, Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2001, ISBN   0-664-25591-4 , стр. 138, 143.
  12. ^ Исаия 48: 1–2; Исаия 40–66, InterVarsity Press, 2007, ISBN   0-8308-1481-7 , с. 99.
  13. ^ Генри, Мэтью. «Комментарий ко всему тому I Библии (от Бытия до Второзакония) - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Комментарии к Левит 18:21, 20:3 и 21:6 . Проверено 4 ноября 2023 г.
  14. ^ Иеремия 5: 1–2; Кальвин, Дж.; МакГрат, А.; и Пакер, Дж.И., Комментарии Crossway Classic: Иеремия и Плач, Good News Publishers, 2000 г. ISBN   1-58134-157-1 , с. 43.
  15. ^ Иеремия 34:16; Пиксли Дж., Иеремия, Chalice Press, 2004 г., ISBN   0-8272-0527-9 , стр. 109–110.
  16. ^ Иеремия 12: 16–17; Маккейн, В., Критический и экзегетический комментарий к Иеремии: Введение, Международная издательская группа Continuum, 1986, ISBN   0-567-05042-4 , с. 279
  17. ^ Брюс, Ф.Ф., Послание к Евреям, Wm. Издательство Б. Эрдмана, 1990 г., ISBN   0-8028-2514-1 , стр. 153–154.
  18. ^ Ламм, Норман, Шма: Духовность и закон в иудаизме, Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательское общество, 2000, ISBN   0-8276-0713-X , стр. 23–26.
  19. ^ Епископальная церковь, Книга общих молитв и совершения таинств…, Нью-Йорк: Church Publishing Incorporated, ISBN   0-89869-060-9 , с. 583; Баркер, Кеннет, Точность NIV, Baker Books, 1996, ISBN   0-8010-5639-X , стр. 21.
  20. ^ Молитва Кадиш: новый перевод с комментариями, составленными из талмудических, мидрашских и раввинистических источников. Нью-Йорк: Mesorah Publications, Limited., 2001, ISBN   0-89906-160-5 , с. 8.
  21. ^ Терума 3б
  22. ^ Хоффман, Лос-Анджелес, Молитвенник моего народа: традиционные молитвы, современные комментарии, Том. 1: Шма и ее благословения, Jewish Lights Publishing, 1997, ISBN   1-879045-79-6 . п. 36.
  23. ^ Ламм, Норман, Шма: Духовность и закон в иудаизме, Филадельфия, Пенсильвания: Еврейское издательское общество, 2000, ISBN   0-8276-0713-X , с. 23.
  24. ^ Молитва Кадиш: новый перевод с комментариями, составленными из талмудических, мидрашских и раввинистических источников. Нью-Йорк: Mesorah Publications, Limited., 2001, ISBN   0-89906-160-5 , с. 7.
  25. ^ Донин, Хаим Халеви, Молиться как еврей: Путеводитель по молитвеннику и синагогальной службе, Иерусалим: Moreshet Publishing Co., 1980, ISBN   0-465-08628-4 , с. 216
  26. ^ Матфея 5:33–37.
  27. ^ Иакова 5:12
  28. ^ Хейл, Т., Торсон, С., Прикладной комментарий Нового Завета, Колорадо-Спрингс, Колорадо: Дэвид С. Кук, ISBN   978-0-7814-4865-9 , с. 200.
  29. ^ Матфея 23: 18–22; Лонг, Т.Г., Мэтью, Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1997, ISBN   0-664-25257-5 , с. 261.
  30. ^ Крузе, К., Евангелие от Иоанна: введение и комментарий, Wm. Издательство Б. Эрдмана, 2004 г., ISBN   0-8028-2771-3 , с. 342.
  31. ^ Иоанна 8:58
  32. ^ Иоанна 8:57–59; Стотт Дж., Уоррен Р., Основы христианства, Wm. Издательство Б. Эрдмана, 2008 г., ISBN   0-8028-6463-5 , с. 37
  33. ^ Матфея 26: 63–66; Леви, Л.В., Богохульство: словесное оскорбление священного, от Моисея до Салмана Рушди, UNC Press, 1995, ISBN   0-8078-4515-9 , с. 18.
  34. ^ 2 Коринфянам 1:23; Галатам 1:20; Бест, ВМ; Рассел, Дж.А.; Морган А., Принципы права доказывания: правила проведения допроса и перекрестного допроса свидетелей, Джерси-Сити: Федерик Д. Линн и компания, 1882, стр. 255.
  35. ^ Евреям 6:16 (NRSV)
  36. ^ Митчелл, AC; Харрингтон, ди-джей, Евреям, Liturgical Press, 2007 г., ISBN   0-8146-5815-6 , стр. 131–132.
  37. ^ Откровение 10:5,6; Смит, Роберт Х., Апокалипсис: комментарий к Откровению в словах и изображениях, Орден Святого Бенедикта, Inc., 2000 г., ISBN   0-8146-2707-2 , с. 54
  38. ^ Катехизис Католической Церкви 2143 г.
  39. ^ Катехизис Католической Церкви 2144–2145, 2153 гг.
  40. ^ Катехизис Католической Церкви 2148–2149 гг.
  41. ^ Луки 15:11–32; Катехизис Католической Церкви 1701 г.
  42. ^ Бенедикт XVI, стр. 143–145.
  43. ^ Катехизис Католической Церкви 2150 г.
  44. ^ Катехизис Католической Церкви 2151–2153 гг.
  45. ^ Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
  46. ^ Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
  47. ^ Церковь Иисуса Христа Святых последних дней
  48. ^ Учение Спенсера В. Кимбалла, изд. Эдвард Л. Кимбалл [1982], с. 198.
  49. ^ «Мэтью Генри: комментарий ко всему тому I Библии (от Бытия до Второзакония) - Эфирная библиотека христианской классики» . www.ccel.org . Комментарий к Исходу 20:7 . Проверено 4 ноября 2023 г.
  50. ^ Лютеранский свидетель , Том 11, Генеральная английская лютеранская конференция Миссури и других штатов, Английский евангелическо-лютеранский синод Миссури и других штатов , Евангелическо-лютеранский синод Миссури, Огайо и других штатов, Лютеранская церковь – Синод Миссури , Отредактировано и опубликовано под подпиской под эгидой Кливлендской окружной конференции К. А. Франка, 1892 г., с. 181.
  51. ^ Кальвин, Джон (Беверидж, Генри), Институты христианской религии, Hendrickson Publishers, 2008, ISBN   1-59856-168-5 , стр. 246–248.
[ редактировать ]
  • Третья заповедь на масоретском иврите, греческой Септуагинте и нескольких английских версиях.
  • Асерет Хадиберот о заповеди не произносить (или не носить) имя Бога всуе (пустоте).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8a71421e33fa2b92c91bef48e708eb0b__1722737460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/0b/8a71421e33fa2b92c91bef48e708eb0b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Thou shalt not take the name of the Lord thy God in vain - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)