Jump to content

Мир и перемирие Бога

Капитель в церкви Ревилья-де-Кольясос, изображающая Мир и Перемирие Божие: два конных рыцаря стремятся на дуэль, но женщина удерживает их поводьями . [1]

«Мир и перемирие Божие» ( лат . Pax et treuga Dei движение, ) — средневековое возглавляемое католической церковью , и одно из самых влиятельных массовых движений за мир в истории. [2] Целью как Pax Dei, так и Treuga Dei было ограничение насилия междоусобицы в западной половине бывшей Каролингской империи – после ее распада в середине 9-го века – с помощью угрозы духовных санкций. [3] Восточная половина бывшей Каролингской империи не испытала такого же краха центральной власти, как и Англия. [4] Это движение также было отмечено общественным участием: многие простолюдины поддержали движение как решение проблемы голода, насилия и краха социального порядка вокруг них. [5]

Мир Божий был впервые провозглашен в 989 году на Соборе в Шарру . Он стремился защитить церковную собственность, сельскохозяйственные ресурсы и невооруженных священнослужителей. [6] «Божественное перемирие», впервые провозглашенное в 1027 году на Тулужском соборе , пыталось ограничить дни недели и времена года, когда дворянство прибегало к насилию. [7] Движение просуществовало в той или иной форме до тринадцатого века.

Другие стратегии решения проблемы насилия в западной половине бывшей Каролингской империи включали кодекс рыцарства .

Христианские законы, касающиеся насилия, произошли от более ранней концепции Pax Romana . [8]

Церковная дискуссия о мире для светских властей состоялась еще в 494 году в письме Папы Геласия I императору Анастасию , в котором он предлагал королям прислушиваться к религиозным властям, прежде чем выносить свои суждения. [9] Еще в 697 году Адомнан Ионский обнародовал Каин Адомнайн , который предусматривал санкции против убийства детей, священнослужителей, студентов-священнослужителей и крестьян на землях духовенства.

Другие церковные меры по охране церковного имущества соблюдались и в X-XI веках, о чем свидетельствует Трослинский собор, прямо обозначивший уничтожение церковного имущества как святотатство. Споры процветали в одиннадцатом веке, когда светское насилие в результате частных войн и личных распрей начало угрожать как церковным зданиям, так и монашеским общинам по всей Европе.

Мир Божий был впервые провозглашен в 989 году на Соборе в Шарру . Он стремился защитить церковную собственность, сельскохозяйственные ресурсы и невооруженных священнослужителей. [6] После распада империи Каролингов в девятом веке территории, ранее находившиеся под ее контролем, превратились в множество небольших графств и светлостей, в которых местные лорды и рыцари часто воевали друг с другом за контроль. Западно-франкская знать извлекла выгоду из воцарения Каролингов и представила династию Капетингов , которая еще больше изменила средневековое европейское общество. Одним из критических моментов этих династических перемен является то, что Ги Буа называет «мутацией 1000 года», периода, известного своим беспощадным сочетанием хаоса и творчества. [10] Фредерик С. Пакстон утверждает, что политический и культурный ландшафт этого периода выдвигает на первый план некоторые из преобладающих культурных тревог и проблем на рубеже тысячелетий, особенно «беспрецедентный беспорядок в правительственных, правовых и социальных институтах». Каролингское общество столкнулось с «королем, неспособным к действию, и дворянством, не желающим действовать, что привело к тому, что французский народ, проникнутый «национальным духом», проявлявший особую изобретательность в борьбе с политическими и социальными недугами, обратился к духовным санкциям как к единственному доступному средству. ограничения насилия». [11]

В то время как некоторые историки утверждают, что движения «Мир Божий» и «Божье перемирие» возникли из-за неспособности или нежелания высших слоев каролингского общества сдерживать насилие и распри среди дворян Капетингов, другие ученые утверждают, что этому способствовала кастелянская революция во франкских королевствах. к проблеме. По словам Андре Дебора, движение «Мир и перемирие» возникло в ответ на социальные и политические потрясения, возникшие в результате быстрого роста замкового строительства в начале одиннадцатого века, особенно в Аквитании. [12] Хаос той эпохи объясняется проблемой жестоких распрей, когда кастеляны и их ополчения стремились к консолидации власти и свободе от всеобъемлющей политической структуры Империи Каролингов.

К 1030 году, в то же время, когда умерли Вильгельм V, герцог Аквитанский , Вильгельм IV и Адемар Шабаннский, власть графства в Шаранте была подавляющей. [13] В этот период власть графства герцогов и графов менялась, поскольку строительство замков было неотъемлемой консолидацией власти, но в то же время «те, кто владел графскими замками, имели заметную тенденцию не подчиняться, как только граф или герцог обращался спиной к ним», так что фигуры, обладавшие небольшой традиционной властью, такие как Гуго Хилиарк, «могли причинить самые серьезные неприятности выдающемуся герцогу Аквитании». [13]

В то же время часто происходили нападения викингов , которые селились в северных областях ( норманны ), но продолжали совершать набеги на территории дальше вглубь страны.

Эти два движения зародились в разное время и в разных местах, но к одиннадцатому веку они стали синонимами «Мира и перемирия Бога». Немцы смотрели на французскую «анархию» со смесью ужаса и презрения. Сохранить мир короля было первым долгом немецкого государя». [14] Движение, хотя и казалось избыточным для обязанностей короны, имело религиозный импульс, который нельзя было отрицать. Император Священной Римской империи Генрих III издал самую раннюю форму этого в своей империи, находясь в Констанце в 1043 году. Некоторые ученые связывают это с последующей концепцией Ландфриды в Священной Римской империи . [15] хотя другие предполагают, что Ландфриде существовал одновременно с этими движениями или до них. [5]

Мир Божий

[ редактировать ]

Мир Божий или Pax Dei был провозглашением местного духовенства, которое предоставляло иммунитет от насилия мирным жителям, которые не могли защитить себя, начиная с крестьян (agricolae) и духовенства. Синод Шарру издал указ об ограниченном Pax Dei в 989 году, и в следующем столетии эта практика распространилась на большую часть Западной Европы. [16] сохранившиеся в той или иной форме по крайней мере до тринадцатого века.

Под Мир Божий включены:

  • посвященные лица — священнослужители, монахи, девы и затворенные вдовы;
  • освященные места — церкви, монастыри и кладбища с их пристройками;
  • освященные времена — воскресенья и богослужебные дни — все под особой защитой Церкви, которая наказывает преступников отлучением от церкви. [17]

Вначале советы распространяли Мир Божий на ставленников Церкви, бедняков, паломников, крестоносцев и даже купцов в путешествии. Мир святилища породил право убежища. [17]

[ редактировать ]

В бенедиктинском аббатстве Шарру в Ла-Марке на границе Аквитании « там собралась огромная толпа множества людей ( populus ) из Пуату , Лимузена и соседних регионов. Туда также было привезено много тел святых, «принося чудеса». их след». [18] Три канона, обнародованные в Шарру под руководством Гомбальда , архиепископа Бордо и Гаскони , были подписаны епископами Пуатье, Лиможа, Перигё, Сента и Ангулема, расположенных на западе Франции за пределами ограниченной юрисдикции короля Хью Капета . Отлучение от церкви было бы наказанием за нападение или ограбление церкви, за ограбление крестьян или бедных сельскохозяйственных животных, среди которых упоминается осел, но не лошадь (предмет, недоступный крестьянину), а также за грабеж, удары или захват священника или любого представителя духовенства, «не имеющего оружия». Выплата компенсации или возмещения ущерба могла бы обойти анафему Церкви.

К ранним средствам защиты были добавлены дети и женщины (девственницы и вдовы). [19] Pax Dei запрещал дворянам вторгаться в церкви, избивать беззащитных, сжигать дома и так далее. Синод из 1033 человек внес торговцев и их товары в защищенный список. Примечательно, что движение «Мир Божий» началось в Аквитании , Бургундии и Лангедоке , регионах, где центральная власть была наиболее полностью фрагментирована.

Участие больших восторженных толп ознаменовало феномен Pax Dei как одного из первых популярных религиозных движений средневековья. На начальном этапе сочетание реликвий, толпы и энтузиазма придавало движению исключительно популярный характер.

После затишья в первые два десятилетия одиннадцатого века движение распространилось на север Франции при поддержке короля Франции Роберта II (годы правления 996–1031). Там высшая знать спонсировала ассамблеи мира во Фландрии, Бургундии, Шампани, Нормандии, Амьенуа и Берри. [20] Клятвы хранить мир, данные дворянами, со временем распространились и на самих жителей деревни; главы семей, собиравшиеся вместе, ритуально клялись поддерживать общий мир. [21]

Основание в десятом веке аббатства Клюни в Бургундии способствовало развитию Мира Божьего. Клюни был независим от какой-либо светской власти и подчинялся только папству, и хотя вся церковная территория была неприкосновенна, территория Клюни простиралась далеко за пределы ее собственных границ. Участок земли диаметром 30 км считался частью самого Клюни, и любому монастырю меньшего размера, вступавшему в союз с Клюни, предоставлялась такая же защита от насилия. Совет Мира Божьего предоставил этот грант в Ансе в 994 году. Монастырь также был защищен от отлучений от церкви , интердиктов и анафем , которые обычно затрагивают весь регион. Аббатству Флери была предоставлена ​​аналогичная защита. Многие клюнийские монахи происходили из того же рыцарского сословия, насилие которого они пытались остановить.

Движение было не очень эффективным. Однако это создало прецедент, которому последуют другие успешные народные движения по контролю над насилием со стороны дворян, такие как средневековые коммуны .

Фраза «Мир Божий» также встречается как общий термин, означающий «под защитой Церкви», и использовалась в различных контекстах средневекового общества. Например, паломники, отправлявшиеся в крестовые походы, делали это под «миром Божьим», то есть под защитой Церкви. Такое общее использование термина не всегда относится к движению «Мир и перемирие Божье».

Жорж Дюби резюмировал расширяющиеся социальные последствия Pax Dei :

«Мир и перемирие Божие», придав священное значение частной жизни, помогло создать пространство, в котором могли проводиться общественные собрания, и тем самым способствовало восстановлению общественного пространства на уровне деревни ... В одиннадцатом и двенадцатом веках выросло множество деревень. в тени церкви , в зоне иммунитета , где насилие запрещено правилами мира. [22]

Лимузенский мир Божий

[ редактировать ]

Подмножество движения известно как Лимузенский Мир Божий (994–1032/3). Важнейшим источником, документирующим лимузенское движение, является современный писатель Адемар Шабанский (989–1034). [23] Адемар — монах святого Эпархия Ангулемского, который жил в Сен-Марциале в Лиможе и был историком, литургистом, грамматистом и художником. [24] Лимузенское движение «Мир Божий» обычно считается в значительной степени вымышленным, поскольку Адемар, похоже, создал вымысел о реальном развитии Мира Божьего в Аквитании. Одним из моментов, которые установили Ричард Ландес и другие историки, является то, что в Аквитании существовало движение Мира Божьего, поскольку Родульф Глабер, писая о советах мира во Франции в 1033 году, заявил, что это движение началось в Аквитании.

Одним из наиболее важных моментов в историографическом исследовании первых соборов Лиможа, проведенном Ландесом, является тот факт, что церковные власти поощряли культурный и религиозный энтузиазм в деятельности советов в конце десятого и начале одиннадцатого веков. Ландес, известный своими работами об апокалиптических течениях мысли около 1000 года, утверждает, что соборная деятельность в Лиможе и других регионах Аквитании имеет решающее значение для понимания роли движения Божьего мира в целом из-за сочетания апокалиптического отношения к конец десятого века и популярность практики покаяния за природные и техногенные катастрофы. В случае Лиможа произошла крупная вспышка «чумы, вероятно, эрготизма », и «аббат и епископ (братья виконта), посоветовавшись с герцогом Аквитанским, призвали к трехкратному дневной пост, во время которого в Лимож прибывали реликвии со всего мира». [25]

Культ святых и важность реликвий

[ редактировать ]

В целом, одной из причин широкого народного участия в движении «Мир Божий» по всей Европе была популярность мощей и покаянных практик, связанных с культом святых. В случае Лиможа культ Святого Марсьяля занимает видное место, поскольку чудеса были засвидетельствованы в его святыне во время Мирного Совета 994 года. Повествование из Vita prolixior s. Мартиалис напрямую связан с идеалами мира:

За этим следуют массовые обращения в евангелие мира, включая правителя и его солдат, которые принимают этику сдержанности и с большим волнением выражают свое коллективное покаяние. Этот процесс проекции радикально превращает языческого жениха Валерии Стефана из сына местного аристократа в могущественного герцога галлов, зеркальное отражение Вильгельма V (993–1030), с его паломничеством в Рим, его преданностью Марсьялю, его любовью к церкви и мира. В другом месте Марсиал изгоняет Исхода, лидера демонов дьявольской банды, названного так потому, что он любил раздоры и раздоры – само олицетворение этого воинственного темперамента, столь безудержного среди класса воинов, великого врага Мира Божьего. [26]

Реликвии и культы святых также играли важную роль в движении Мира Божьего в Эно . Во время восстания Годфри III против императора Священной Римской империи Генриха III (1047–1056) аббатство Лоббс мощи основателя аббатства святого Урсмара было разорено и его пришлось отстраивать заново, поэтому аббат решил взять с собой на экскурсию ( delatio ). через Фландрию, начиная с 1060 года, чтобы убедить графа Болдуина V восстановить фламандские поместья аббатства (и, возможно, по пути собирать подарки от верующих). [27] Совершив по пути множество предполагаемых чудес и положив конец вражде между разными типами людей, этот тур помог быстрее реализовать декларацию Папы Урбана II о Божьем перемирии в 1095 году во Фландрии и ее окрестностях. [28]

Божье перемирие

[ редактировать ]

, «Божественное перемирие» или Treuga Dei, зародилось в Нормандии, в городе Кан. [29] Оно датируется одиннадцатым веком. [30] соборе Провозглашенный в 1027 году на Тулужском епископами была предпринята попытка ограничить дни недели и времена года, когда дворянство прибегало к насилию. [7] [31]

Хотя Божье перемирие представляет собой временную приостановку военных действий, в отличие от Божьего мира, сфера действия Божьего перемирия шире. Божье перемирие запрещало бои по воскресеньям и Ферии (праздничным дням, когда людям не нужно было работать). Именно освящение воскресенья привело к Божьему перемирию, поскольку всегда было решено не воевать в этот день и приостанавливать споры в судах. [30]

Он подтвердил постоянный мир для всех церквей и их территорий, монахов, дьяков и движимого имущества; все женщины, богомольцы, купцы и их слуги, скот и лошади; и мужчины за работой в полях. Для всех остальных мир требовался на протяжении всего Адвента, периода Великого поста, и с начала дней Рогации до восьми дней после Пятидесятницы . [29] Позднее этот запрет был распространен на некоторые дни недели, а именно на четверг, в память Вознесения, пятницу, день Страстей, и субботу, день Воскресения (Собор 1041). [ нужна ссылка ] В середине двенадцатого века предписанное количество дней было увеличено до тех пор, пока на боевые действия не осталось около восьмидесяти дней.

Вскоре перемирие распространилось из Франции на Италию и Германию; 1179 года Третий Латеранский собор распространил это учреждение на всю Церковь каноном XXI, «De treugis servandis», который был включен в сборник канонического права, Декретал Григория IX, I, тит., «De treuga et pace». . [30] Фома Аквинский оспорил перемирие, утверждая, что вести войну ради защиты государства в святые и праздничные дни законно. [29]

Мир Божий и перемирие Божие, рыцарство и крестовые походы

[ редактировать ]

Одним из интересных событий, которые начались в конце десятого века и продолжались вплоть до одиннадцатого века, является риторика Божьего мира и движений Божьего мира в рамках рыцарских обетов и как способ отвести рыцарское насилие от своей страны. Хотя движения «Мир Божий» и «Мир Божий» следует рассматривать как развивающиеся отдельно в Европе, с точки зрения роли этих движений в войне и в гражданском обществе, есть случаи, когда риторика движений сочетается в клятвах и речах как светских, так и светских лиц. и церковные лидеры, такие как светский лидер Роберт Благочестивый (996-1031). [32]

Присяга важна, поскольку она показывает, что светские власти теперь готовы подчиняться церковным властям и обуздать проблемных рыцарей и армии. Более того, рыцарское и воинственное насилие часто подрывается церковными властями посредством крестовых походов. Для Папы Урбана II на Клермонском соборе в 1095 году прекращение военного насилия является эффективным средством против светского насилия:

О, франкский народ, мы знаем, что в некоторых ваших провинциях никто не может выйти на дорогу ни днем, ни ночью без травм или нападения разбойников, и никто не находится в безопасности даже дома. Давайте тогда восстановим закон наших предков, известный как Божье перемирие. И теперь, когда вы пообещали поддерживать мир между собой, вы обязаны помочь своим братьям на Востоке, которым угрожает проклятая раса, совершенно отчужденная от Бога. Гроб Господень осквернен нечистотой нечистого народа. Вспомните величие Карла Великого. О доблестнейшие воины, потомки непобедимых предков, не вырождайтесь. Пусть всякая ненависть уйдет из вашей среды, прекратятся все ссоры, прекратятся все войны. Отправляйтесь по дороге к Гробу Господню, чтобы отобрать эту землю у нечестивого народа и подчинить ее себе. [33]

Таким образом, «Мир Божий» и «Божественное перемирие» переместились в риторический ландшафт подрыва насилия, перенаправив его в более подходящие области, такие как крестовый поход на Ближнем Востоке против ислама с целью вернуть Иерусалим.

Другие разработки

[ редактировать ]

Начиная с XI века рыцарство приобрело религиозный характер. Честолюбивые рыцари прошли строгие религиозные ритуалы для инициации. Посвященный должен был поститься, исповедовать свои грехи, принять символическую ванну, подстричься в знак смирения и провести ночь в молитве, в то время как его оружие лежало на алтаре, символизируя посвящение его рук Церкви и Богу. Успехи металлургии позволили гравировать надписи и изображения священных символов на шлемах, мечах, щитах, седле и уздечке коня. Реликвии и предметы с религиозными символами, часто изображающими святых, в средние века рыцари обычно несли в бой. Символы напоминали рыцарям и солдатам, что Бог поддерживает их усилия и предлагает солдатам защиту и уверенность в победе над врагами. [34]

Помимо движения «Мир и Божье перемирие», духовенство использовало и другие ненасильственные, хотя и менее прямые, методы контроля насилия. Добавляя присяги к феодальному акту религиозную клятву верности и организуя права и обязанности внутри системы, церковники делали все возможное для цивилизации феодального общества вообще и установления ограничений на феодальное насилие в частности.

Людовик IX Французский славился своим вниманием к разрешению споров и поддержанию мира, по крайней мере, внутри Королевства Франции. Он издал первый сохранившийся указ, запрещающий войну во Франции на неопределенный срок. Этот текст, датированный январем 1258 года, запрещал guerre omnes, а также поджоги и нарушение повозок и сельскохозяйственных предприятий, работающих с повозками или плугами. Те, кто нарушил этот запрет, должны были быть наказаны как нарушители мира (fractores pacis) королевским офицером и избранным епископом Ле-Пюи-ан-Веле. Людовик IX обнародовал этот текст как простой королевский акт, основанный на его власти как короля. [35]

Бьянки были религиозным движением, которое охватило Италию в течение нескольких месяцев в 1399 году. Десятки тысяч мужчин, женщин и детей пересекали страну, молясь и выступая за мир. Для многих наблюдателей это стало шоком, а власти оказались к этому не готовы. Это также принесло мир, по крайней мере на несколько месяцев, на большую часть Италии.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гвинея, Мигель Анхель Гарсия; Монтаньес, Хосе Мануэль Родригес; Эрнандо, Х. Антонио Руис; Робледо, Хосе Луис Гутьеррес; Кампоо), Центр романских исследований (монастырь Санта-Мария-ла-Реаль-де-Агилар-де (8 марта 2002 г.). Энциклопедия романского стиля в Кастилии и Леоне . Фонд Санта-Мария-ла-Реаль, Центр романских исследований. ISBN  9788489483767 – через Google Книги.
  2. ^ Бэкман, Клиффорд Р. Миры средневековой Европы. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета, 2003, 210.
  3. ^ Хед и Ландес, Мир Божий , 1.
  4. ^ Daileader 2001. Те, кто сражался .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пакстон, Фредерик С. (1987). «Мир Божий в современной историографии: перспективы и тенденции» . Исторические размышления / Réflexions Historiques . 14 (3): 385–404. ISSN   0315-7997 . JSTOR   23232407 .
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Руководитель 1999. с. 656.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Каудри, Х. Дж. Мир и Божье перемирие в одиннадцатом веке . п. 44.
  8. ^ Гресс 1985 , стр. 96–99.
  9. ^ Эпистола 12,2 Тиль, Эпп. ПЗУ. Понтифик, 350–51. См. пер. в Тирни, 1988 г.
  10. ^ Буа, Гай (2002). Преобразование тысячелетнего года: деревня Лорнан от античности к феодализму . Издательство Манчестерского университета. ISBN  0-7190-3566-Х . OCLC   1057262586 .
  11. ^ Фредерик С. Пакстон, «История, историки и мир Божий», в « Мире Божьем» , 21.
  12. ^ Андре Дебор, «Кастелянская революция и мир Божий в Аквитании», в «Мире Божьем» , 135.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дебор, 141.
  14. ^ Томпсон, Джеймс Вестфолл. «Немецкий феодализм». Американский исторический обзор 28,№ 3 (апрель 1923 г.) с. 458-9.
  15. ^ Арнольд, Бенджамин. Немецкое рыцарство 1050–1300 гг. (Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1985) с. 16
  16. ^ Томас Хед, «Развитие мира Божьего в Аквитании (970–1005)» Speculum 74 .3 (июль 1999 г.), стр. 656–686.
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мёллер, Чарльз. «Божье перемирие». Католическая энциклопедия Том. 15. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  18. ^ Леталдус из Миси, Путешествие тела святого Юниана на собор в Шарру . Архивировано 12 июля 2006 г. в Wayback Machine.
  19. ^ Каллахан, Дэниел Фрэнсис. «Мир Божий». Британская энциклопедия
  20. ^ «Документ без названия» . www.mille.org .
  21. ^ Duby 1988:27.
  22. ^ Арьес 1993 , с. 27.
  23. ^ Ричард Ландес, «Между аристократией и ересью», В мире Божьем , 184.
  24. ^ Ричард Ландес, «Между аристократией и ересью», В мире Божьем , 185.
  25. ^ Ричард Ландес, «Между аристократией и ересью», В мире Божьем , 187.
  26. ^ Ландес, «Народное участие», стр. 193 .
  27. ^ Козиол, Джеффри Г. (осень 1987 г.). «Монахи, распри и установление мира во Фландрии одиннадцатого века» . Исторические размышления/Reflexions Historiques . 14 (3): 531–533 – через JSTOR.
  28. ^ Козиол, Джеффри Г. (осень 1987 г.). «Монахи, распри и установление мира во Фландрии одиннадцатого века» . Исторические размышления/Reflexions Historiques . 14 (3): 533–549 – через JSTOR.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Уоткин, Уильям Уорд. «Средние века: подход к Божьему перемирию», брошюра Института Райса , том XXIX, № 4, октябрь 1942 года» (PDF) .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Божье перемирие» . www.newadvent.org .
  31. ^ Кушинг, Кэтлин Г. (29 ноября 2005 г.). Реформа и папство в одиннадцатом веке: духовность и социальные изменения . Издательство Манчестерского университета. п. 48 . ISBN  9780719058349 . Проверено 1 ноября 2019 г.
  32. ^ Бейнтон, Роланд Х. (1960). Христианское отношение к войне и миру: исторический обзор и критическая переоценка . Нью-Йорк: Абингдон Пресс. п. 111. ИСБН  0-687-07027-9 . OCLC   963644630 .
  33. ^ Бейнтон , стр. 111–112.
  34. ^ « Религиозные обряды рыцарей», Средневековая литература и материальная культура, Мичиганский университет» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 г. Проверено 8 сентября 2014 г.
  35. ^ Фирнхабер-Бейкер, Жюстин (8 марта 2006 г.). «От Божьего мира к королевскому приказу: позднесредневековые ограничения на некоролевские войны» . Очерки средневековых исследований . 23 (1): 19–30. дои : 10.1353/ems.2007.0002 . hdl : 10023/3563 . S2CID   162233190 – через Project MUSE.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 33d81d2a18a0c6407d6c003602504ca7__1721746440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/33/a7/33d81d2a18a0c6407d6c003602504ca7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Peace and Truce of God - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)