Феодор и Феофан

Теодор ( греческий : Θεοδώρος; ок. 775–ок. 842) и Феофан ( греческий : Θεοφάνης; ок. 778–845), называемые Грапти (от греческого : γραπτοί, «написанный»), помнят как сторонники иконопочитание иконоборческого спора второго . во время Они были братьями и уроженцами Иерусалима .
Совместная история
[ редактировать ]Феофан Vita prima записан в Житии Михаила Синкелла . [ 1 ] Феофан и его брат Феодор родились в Палестине около конца VIII века, сыновья преподобного Ионы пресвитера. Оба выросли в Иерусалиме , вместе поступили в монастырь Мар Савва близ Вифлеема и стали учениками Михаила Синкелла (позже синцелла ) Иерусалимского Патриарха . В 813 году Михаил и двое его учеников покинули Иерусалим и направились в Рим . Их послал Иерусалимский Патриарх, чтобы поддержать Папу в его позиции против франков по вопросу о филиокве , которое некоторые бенедиктинцы с Запада недавно представили Иерусалиму.
В ходе своего путешествия, около 812 года, они высадились в Константинополе , вошли в монастырь, где в противовес императору Льву V (813-20) энергично защищали почитание изображений. Однако Седьмой Вселенский Собор осудил иконоборчество как ересь, поэтому их задерживали, допрашивали, избивали и заключали в тюрьму по приказу императора Льва V (Армянина) в 815 году. В течение всего второго иконоборческого периода — почти тридцати лет — они в разное время перенесли ссылки, тюремное заключение и пытки.
При следующем императоре Михаиле II (820–829) они были перенесены в монастырь Сосфен на Босфоре . Преемник Михаила, тиран и иконоборец Феофил (829–842), снова сослал их, но в 836 году отозвал их в столицу, заключил в тюрьму в константинопольском претории и несколько раз подвергал бичеванию , а также вырезал или вытатуировал двенадцать строк стихов. их кожа (отсюда и прозвище «написанное»). Феофил избил их собственноручно и приказал заклеймить их лица двенадцатью строками «плохо составленных» — по словам самого императора — если метрически правильных, количественных ямбических стихов. Испытания заняли два дня.
Они были брошены в тюрьму в городе Апамея в Вифинии , где Феодор умер в тюрьме от ран в 841 году. Михаил и Феофан выжили и стали свидетелями победы православия над иконоборчеством в 842 году во время правления императрицы Феодоры . Михаил был назначен игуменом монастыря Хора , где и умер, всего через два месяца после Феофана, в январе 846 года.
Братья почитаются как святые. В Восточной Православной Церкви праздник Феофана отмечается 11 октября, Феодора — 27 декабря. В Римской церкви праздники обоих отмечаются 27 декабря (ср. Ниллес, «Kalendarium manuale utriusque Ecclesiæ», I, 300, 368 кв.).
Феофан Клейменный
[ редактировать ]Феофан | |
---|---|
![]() | |
Клейменный (Граптус) | |
Рожденный | 775 Палестина , Билад аль-Шам , Аббасидский халифат |
Умер | 845 Никея , Византийская империя (современный Изник , Турция ) |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь |
Праздник | 11 октября |
Атрибуты | гимнограф |
Феофан Клейменный, также известный как Феофан Грапт или Феофан Никейский (775–845), был византийским монахом и гимнографом. После Иосифа Песнописца Феофан является основным автором православной богослужебной книги под названием Параклетика . Феофан был рукоположен в сан митрополита Никейского патриархом Мефодием в 842 году и управлял им до своей смерти в 845 году.
Работает
[ редактировать ]Феофан написал большое количество религиозных стихов, в том числе стихотворение о своем умершем брате. (ср. Христос и Параникас, «Антология греческих христианских песен», Лейпциг, 1781).
Как гимнограф Феофан принадлежит к традиции Лавры Мар Саввы, в которую входят многие из величайших авторов канонов , в том числе святой Андрей Критский , святой Косма Майумский и святой Иоанн Дамаскин .
Его вклад в Параклетику состоит из наборов канонов всех Восьми Тонов для Ангелов и Ушедших . Иногда говорят, что он написал также сборник для Апостолов, но те, что в 7-м и 8-м гласах, в Параклитиках приписываются Иосифу, а в 7-м гласе акростатически «подписаны» в Девятой песне. Не все из них «подписаны» в акростихе, но акростих для Ангелов в гласе 1 имеет следующий акростих: «Первая песнь Феофана Ангелам», тогда как для усопших в гласе 5 есть: пятое правило Феофана за усопших». К сожалению, ни один из этих текстов не подвергался критическому редактированию, а печатные богослужебные книги часто сильно различаются в своих описаниях.
(Псевдо)-Теодор Клейменный
[ редактировать ]Феодор Клейменный, также известный как Теодор Грапт, часто цитировался в 14 веке в полемических трудах «Исихастская полемика», начиная с Никифора Григоры . Однако антииконоборческий труд, приписываемый Феодору, на самом деле был написан Никифором Константинопольским. [ 2 ] Таким образом, память Теодора Грапта, которая почти угасла к XIV веку, получила своего рода реабилитацию благодаря приписыванию ему работ Никифора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мэри Каннингем, Жизнь Михаила Синкеллоса (Белфастские византийские тексты и переводы, 1991), ISBN 978-0-85389-369-1 .
- ^ Луховицкий, Лев (2013). «Историческая память о византийском иконоборчестве XIV века: дело Никифора Григоры и Филофея Коккиноса». В Мариев, Сергей (ред.). Эстетика и теория в Византии . Де Грютер. стр. 205–26.
Внешние ссылки
[ редактировать ] В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Святые Феодор и Феофан ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.