Лития в восточном христианстве
Часть серии о |
Восточная Православная Церковь |
---|
Обзор |
Лития ( или Лития ( греч . Λιτή Лити), от литомай , «горячая молитва») [ 1 ] Это праздничное религиозное шествие , за которым следуют заступничества , которое дополняет великую вечерню (или, несколько раз в году, великое повечерие ) в восточно-православных и византийско- католических церквях в важные праздничные дни (и, по крайней мере, согласно письменным рубрикам, в любой время всенощного бдения [ 2 ] ). За литией следует еще одно литургическое действие, артоклазия, и любой из этих терминов может использоваться для описания обоих литургических действий вместе.
Шествие
[ редактировать ]На вечерне, после молитвы на склонении глав , начинается крестный ход: духовенство, в том числе диакон с кадильницей и, если это возможно, певчие , процесс к притвору храма, во время которого поются стихиры праздника. и/или покровителя церкви. Как только крестный ход доходит до притвора и пропеты стихиры, диакон начинает ряд пространных прошений (это собственно «литий»), прося заступничества многих святых и молясь о Церкви и мире:
...Ради спасения людей; для [государственных органов]; для духовенства; для всех страждущих христианских душ, жаждущих помощи; за этот город, страну и всех христиан, живущих в ней; за наших усопших отцов и братьев; для избавления от голода, эпидемий, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия варваров и междоусобиц....». [ 3 ]
«Господи, помилуй» поется несколько раз после каждого прошения, после чего священник читает молитву, обобщающую прошения.
После этого священники и диаконы переходят к артоклазийному столу, который будет поставлен в центре нефа, все остальные возвращаются на свои обычные места, а вечерня продолжается как обычно с Апостихой ( даже если Лития совершается совместно с Апостихом). повечерие, службы заканчиваются вечерней).
За пределами церковного здания
[ редактировать ]Иногда литию проводят на открытом воздухе. Местами принято ходить вокруг церкви, при этом первое и пятое заступничество поется перед входом, а остальные три заступничества поются по каждой из трех других сторон. По особым праздникам или в других случаях, например , во время общественных бедствий, лития может проводиться на полях (в случае голода), на площадях или в мэриях. [ 3 ] в этом случае процессия, которая в противном случае направлялась бы к притвору церкви, продолжается до места, где проводится лития.
Артоклаз
[ редактировать ]После литии священники и диаконы выходят на середину храма к заранее приготовленному столу, на котором стоят пять караваев квасного хлеба, караваи артоклазии , бутылки с вином и оливковым маслом, а по русской традиции еще и блюдо с пшеничными зернами.
Пока аполитикии (отпускные гимны) поются — а рубрики всегда предписывают ровно три таких гимна, когда есть лития, — диакон обходит стол артоклазии, кадя на нем приношения, всего три раза за каждый. После этого священник открывает голову и берет в правую руку один из пяти хлебов и произносит молитву:
Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивший пять хлебов и накормивший ими пять тысяч: Ты, Тот же Господь, благослови сии хлебы, пшеницу, вино и елей; и умножьте их в этом святом жилище и во всем мире; и освяти всех верных, которые примут участие в них. Ибо Ты, Христос, Боже наш, благословляющий и освящающий все; и Тебе воссылаем славу: с Безначальным Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Во время слов «хлебы, пшеница, вино и масло» выше он указывает хлебом, который держит в правой руке, на каждый предмет, называя его, совершая тем самым крестное знамение . Затем он ломает буханку, которую держит в руке.
Вечерня возобновляется, как обычно, словами «Благословенно имя Господне», но за ней следует Псалом 33 (34): «Благословлю Господа во всякое время...».
Типикон предписывает впоследствии читать житие того святого, на праздник которого надлежит читать, или, в воскресенье, отрывки из Нового Завета. [ примечание 1 ] В это время все сидят, и каждому дается кусок освященного хлеба и чаша освященного вина, чтобы обеспечить питание и поддержать его на протяжении всего бдения. [ 3 ] с оговоркой, что их следует употреблять сразу, чтобы поститься перед Причастием. [ 2 ] Хотя этот обычай до сих пор соблюдается в некоторых монастырях, особенно на Афоне . [ 1 ] обыкновенно теперь освященный хлеб просто раздают верующим по выходе из службы; однако по русской традиции на заутрене после пения 50(51) псалма все выходят вперед, чтобы приложиться к Евангелию (если это воскресенье) или к иконе праздника, и каждого помазывают и дают частичку освященный хлеб, смоченный в вине.
Согласно различным местным обычаям, пшеницу можно перемалывать в муку, часто для изготовления просфор , или хранить до посева.
Пасхальное бдение
[ редактировать ]следует видоизмененная артоклазия без литии За вечерней в Великую субботу . Поскольку правила поста запрещают масло в этот день, благословляются только хлеб и вино, и они раздаются каждому вместе с «шестью финиками или смоквами»; [ 2 ] в настоящее время, однако, финики и инжир обычно продаются только в монастырях, где их обычно едят вместе с другими минималистичными продуктами питания в трапезной .
Альтернативное византийско-католическое использование
[ редактировать ]В некоторых католических источниках артоклазию ошибочно отождествляли с латинской практикой «Освящения Святого Причастия», при которой освященная Евхаристия выставляется на поклонение верующим. Служба артоклазии, возможно, в какое-то время вышла из употребления среди византийских католиков, но ее никогда не путали с «Освящением Святых Даров». [ 4 ] По крайней мере, в наши дни лития с артоклазией регулярно совершается у византийских католиков на праздники, хотя и с разной степенью верности рубрикам.
История и происхождение
[ редактировать ]Лития совершается в притворе для того, чтобы оглашенные и кающиеся , которым в древние времена не допускался вход в неф , могли участвовать в радости и благословении праздника, а верующие следовали за духовенством в притвор, чтобы показать свое смирение. и братская любовь к оглашенным и кающимся. [ 3 ]
Было предложено два возможных объяснения происхождения этой процессии. Паломник четвертого века Эгерия утверждает, что после вечерни у Гроба Христа процессия направлялась к месту Голгофы, где были произнесены дальнейшие молитвы, после чего прихожане были распущены. В монастыре Мар Саввы в Иудейской пустыне по окончании вечерни монахи приходили ко гробу святителя Саввы, где совершалась лития. Фактически, последняя традиция могла быть монашеской адаптацией иерусалимской практики, и поскольку литургические традиции монашеской общины Мар-Саввы приобрели центральное значение в развитии византийских литургических традиций, особенно после тринадцатого века, литургия будет оттуда распространились на остальной византийский мир. Процессии в конце вечерни также встречаются в Амвросианском обряде , а ранее во время Пасхальной октуры в Норбертинском обряде .
Примечания
[ редактировать ]- ^ "От недели Пасхи до недели Всех Святых читаются Деяния Апостолов. В остальные воскресенья года читаются семь католических посланий апостолов, четырнадцать посланий святого апостола Павла и Апокалипсис святителя Иоанна Богослова».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Хэпгуд, Изабель Ф. (1922), Служебник Святой Православно-Католической Апостольской Церкви (5-е изд.), Энглвуд, штат Нью-Джерси: Антиохийская православно-христианская архиепархия (опубликовано в 1975 г.), стр. 13, 594.
- ^ Jump up to: а б с Тvпико́нъ сіесть уста́въ (Title here transliterated into Russian; actually in Church Slavonic) (The Typicon which is the Order) , Москва (Moscow, Russian Empire): Сvнодальная тvпографiя (The Synodal Printing House), 1907, p. 3
- ^ Jump up to: а б с д Соколоф, протоиерей Д. (1917), Руководство по богослужению Православной Церкви , Джорданвилл, штат Нью-Йорк: Типография св. Иова Почаевского (опубликовано в 2001 г.), с. 50
- ^ «Артоклазия» . Проверено 20 декабря 2012 г.