Jump to content

Лития в восточном христианстве

Лития ( или Лития ( греч . Λιτή Лити), от литомай , «горячая молитва») [ 1 ] Это праздничное религиозное шествие , за которым следуют заступничества , которое дополняет великую вечерню (или, несколько раз в году, великое повечерие ) в восточно-православных и византийско- католических церквях в важные праздничные дни (и, по крайней мере, согласно письменным рубрикам, в любой время всенощного бдения [ 2 ] ). За литией следует еще одно литургическое действие, артоклазия, и любой из этих терминов может использоваться для описания обоих литургических действий вместе.

Белград , 2023 год.

На вечерне, после молитвы на склонении глав , начинается крестный ход: духовенство, в том числе диакон с кадильницей и, если это возможно, певчие , процесс к притвору храма, во время которого поются стихиры праздника. и/или покровителя церкви. Как только крестный ход доходит до притвора и пропеты стихиры, диакон начинает ряд пространных прошений (это собственно «литий»), прося заступничества многих святых и молясь о Церкви и мире:

...Ради спасения людей; для [государственных органов]; для духовенства; для всех страждущих христианских душ, жаждущих помощи; за этот город, страну и всех христиан, живущих в ней; за наших усопших отцов и братьев; для избавления от голода, эпидемий, землетрясения, потопа, огня, меча, нашествия варваров и междоусобиц....». [ 3 ]

«Господи, помилуй» поется несколько раз после каждого прошения, после чего священник читает молитву, обобщающую прошения.

После этого священники и диаконы переходят к артоклазийному столу, который будет поставлен в центре нефа, все остальные возвращаются на свои обычные места, а вечерня продолжается как обычно с Апостихой ( даже если Лития совершается совместно с Апостихом). повечерие, службы заканчиваются вечерней).

За пределами церковного здания

[ редактировать ]
Литийное шествие в праздник Святого Николая в Пирее , Греция .

Иногда литию проводят на открытом воздухе. Местами принято ходить вокруг церкви, при этом первое и пятое заступничество поется перед входом, а остальные три заступничества поются по каждой из трех других сторон. По особым праздникам или в других случаях, например , во время общественных бедствий, лития может проводиться на полях (в случае голода), на площадях или в мэриях. [ 3 ] в этом случае процессия, которая в противном случае направлялась бы к притвору церкви, продолжается до места, где проводится лития.

Артоклаз

[ редактировать ]
Сервиз Artoklasia с бутылками вина и оливковым маслом. Пять хлебов напоминают пять хлебов, которые Иисус Христос благословил в пустыне, которые, в свою очередь, обозначали пять книг Моисея ( Пятикнижие ).
Стол Artoklasia с буханками хлеба и бутылками вина и оливкового масла

После литии священники и диаконы выходят на середину храма к заранее приготовленному столу, на котором стоят пять караваев квасного хлеба, караваи артоклазии , бутылки с вином и оливковым маслом, а по русской традиции еще и блюдо с пшеничными зернами.

Пока аполитикии (отпускные гимны) поются — а рубрики всегда предписывают ровно три таких гимна, когда есть лития, — диакон обходит стол артоклазии, кадя на нем приношения, всего три раза за каждый. После этого священник открывает голову и берет в правую руку один из пяти хлебов и произносит молитву:

Стол Артоклазия в русской традиции. Пять хлебов спереди покрыты вышитой тканью. Сзади в центре — блюдо с пшеницей, а по бокам — сосуд с оливковым маслом и графин с вином.

Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивший пять хлебов и накормивший ими пять тысяч: Ты, Тот же Господь, благослови сии хлебы, пшеницу, вино и елей; и умножьте их в этом святом жилище и во всем мире; и освяти всех верных, которые примут участие в них. Ибо Ты, Христос, Боже наш, благословляющий и освящающий все; и Тебе воссылаем славу: с Безначальным Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Во время слов «хлебы, пшеница, вино и масло» выше он указывает хлебом, который держит в правой руке, на каждый предмет, называя его, совершая тем самым крестное знамение . Затем он ломает буханку, которую держит в руке.

Вечерня возобновляется, как обычно, словами «Благословенно имя Господне», но за ней следует Псалом 33 (34): «Благословлю Господа во всякое время...».

Типикон предписывает впоследствии читать житие того святого, на праздник которого надлежит читать, или, в воскресенье, отрывки из Нового Завета. [ примечание 1 ] В это время все сидят, и каждому дается кусок освященного хлеба и чаша освященного вина, чтобы обеспечить питание и поддержать его на протяжении всего бдения. [ 3 ] с оговоркой, что их следует употреблять сразу, чтобы поститься перед Причастием. [ 2 ] Хотя этот обычай до сих пор соблюдается в некоторых монастырях, особенно на Афоне . [ 1 ] обыкновенно теперь освященный хлеб просто раздают верующим по выходе из службы; однако по русской традиции на заутрене после пения 50(51) псалма все выходят вперед, чтобы приложиться к Евангелию (если это воскресенье) или к иконе праздника, и каждого помазывают и дают частичку освященный хлеб, смоченный в вине.

Согласно различным местным обычаям, пшеницу можно перемалывать в муку, часто для изготовления просфор , или хранить до посева.

Пасхальное бдение

[ редактировать ]

следует видоизмененная артоклазия без литии За вечерней в Великую субботу . Поскольку правила поста запрещают масло в этот день, благословляются только хлеб и вино, и они раздаются каждому вместе с «шестью финиками или смоквами»; [ 2 ] в настоящее время, однако, финики и инжир обычно продаются только в монастырях, где их обычно едят вместе с другими минималистичными продуктами питания в трапезной .

Альтернативное византийско-католическое использование

[ редактировать ]

В некоторых католических источниках артоклазию ошибочно отождествляли с латинской практикой «Освящения Святого Причастия», при которой освященная Евхаристия выставляется на поклонение верующим. Служба артоклазии, возможно, в какое-то время вышла из употребления среди византийских католиков, но ее никогда не путали с «Освящением Святых Даров». [ 4 ] По крайней мере, в наши дни лития с артоклазией регулярно совершается у византийских католиков на праздники, хотя и с разной степенью верности рубрикам.

История и происхождение

[ редактировать ]

Лития совершается в притворе для того, чтобы оглашенные и кающиеся , которым в древние времена не допускался вход в неф , могли участвовать в радости и благословении праздника, а верующие следовали за духовенством в притвор, чтобы показать свое смирение. и братская любовь к оглашенным и кающимся. [ 3 ]

Было предложено два возможных объяснения происхождения этой процессии. Паломник четвертого века Эгерия утверждает, что после вечерни у Гроба Христа процессия направлялась к месту Голгофы, где были произнесены дальнейшие молитвы, после чего прихожане были распущены. В монастыре Мар Саввы в Иудейской пустыне по окончании вечерни монахи приходили ко гробу святителя Саввы, где совершалась лития. Фактически, последняя традиция могла быть монашеской адаптацией иерусалимской практики, и поскольку литургические традиции монашеской общины Мар-Саввы приобрели центральное значение в развитии византийских литургических традиций, особенно после тринадцатого века, литургия будет оттуда распространились на остальной византийский мир. Процессии в конце вечерни также встречаются в Амвросианском обряде , а ранее во время Пасхальной октуры в Норбертинском обряде .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "От недели Пасхи до недели Всех Святых читаются Деяния Апостолов. В остальные воскресенья года читаются семь католических посланий апостолов, четырнадцать посланий святого апостола Павла и Апокалипсис святителя Иоанна Богослова».
  1. ^ Jump up to: а б Хэпгуд, Изабель Ф. (1922), Служебник Святой Православно-Католической Апостольской Церкви (5-е изд.), Энглвуд, штат Нью-Джерси: Антиохийская православно-христианская архиепархия (опубликовано в 1975 г.), стр. 13, 594.
  2. ^ Jump up to: а б с Тvпико́нъ сіесть уста́въ (Title here transliterated into Russian; actually in Church Slavonic) (The Typicon which is the Order) , Москва (Moscow, Russian Empire): Сvнодальная тvпографiя (The Synodal Printing House), 1907, p. 3
  3. ^ Jump up to: а б с д Соколоф, протоиерей Д. (1917), Руководство по богослужению Православной Церкви , Джорданвилл, штат Нью-Йорк: Типография св. Иова Почаевского (опубликовано в 2001 г.), с. 50
  4. ^ «Артоклазия» . Проверено 20 декабря 2012 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 76f14a2f17cf76ba7ce7cc0de5fb549c__1712576340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/76/9c/76f14a2f17cf76ba7ce7cc0de5fb549c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lity in Eastern Christianity - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)