Инсуффляция
В религиозной и магической практике вдувание и экссуфляция [ 1 ] ритуальные акты дуния, дыхания, шипения или пыхтения, которые означают по-разному изгнание или отречение от зла или дьявола ( Дьявола), или наполнение или благословение добром (особенно, в религиозном использовании, Духом или благодатью Божией). ).
В исторической христианской практике такое дуновение наиболее заметно проявляется в литургии и связано почти исключительно с крещением и другими церемониями христианского посвящения , достигая наибольшей популярности в периоды, когда таким церемониям придавалось профилактическое или экзорцистическое значение и рассматривались как существенен для победы над дьяволом или для удаления пятна первородного греха . [ 2 ]
Ритуальное дуновение происходит в литургиях оглашения и крещения с очень раннего периода и сохранилось в современных римско-католических , греко-православных , маронитских и коптских обрядах. [ 3 ] Католическая литургия после II Ватиканского Собора (так называемый Novus ordo 1969) в значительной степени покончила с надуванием, за исключением специального обряда освящения мира в Великий Четверг . [ 4 ] Протестантские литургии обычно отказывались от него очень рано. сохранила Католическая литургия Тридента как вдувание крещенской воды, так и (как и современные православные и маронитские обряды) [ 5 ] экссуфляция кандидата на крещение, вплоть до 1960-х годов:
[ВДУВАНИЕ] Он трижды дышит на воды в форме креста, говоря: « Ты устами Своими благослови эти чистые воды: чтобы, помимо их естественного свойства очищения тела, они могли также быть эффективными для очищения души». [ 6 ]
ЭКССУФЛЯЦИЯ. Священник трижды дует на ребенка в виде креста, говоря: « Выйди из него... дух нечистый и дай место Святому Духу, Утешителю» . [ 7 ]
Инсуфляция против. экссуфляция
[ редактировать ]С раннего периода это действие имело два различных, но не всегда различимых значения: с одной стороны, оно означало насмешливое отречение или изгнание дьявола; и, с другой стороны, очищение, освящение и вдохновение Святым Духом. Первое технически является «экссуфляцией» («выдуванием»), а второе «инсуфляцией» («вдуванием»), но древние и средневековые тексты (за которыми следуют современные ученые) не делают последовательного различия в использовании. Например, в текстах используются не только латинские insufflare («дуть») и exsufflare («выдувать») или их греческие или народные эквиваленты, но также симплексные sufflare («дуть»), halare («дышать»), вдохновлять , вдохновлять и т. д. [ 8 ]
VIII века Типичным является Libellus de mysterio baptismatis Магнуса Санского , один из многих ответов на анкету о крещении, распространенную Карлом Великим . Обсуждая инсуфляцию как средство изгнания оглашенных, Магнус сочетает в себе множество функций, в основном похожих на экссуфляцию:
«Те, кто должен быть крещен, надуваются священником Божиим , чтобы Князь грешников [т. е. дьявол] мог быть изгнан из них и чтобы был подготовлен вход для Господа Христа , и его вдуванием они могли бы стать достойными принятия Святого Духа». [ 9 ]
Эта двойная роль появляется уже в » Кирилла Иерусалимского IV века «Мистагических катахезах ; как отмечает Эдвард Ярнольд: «Сирил приписывает как отрицательные, так и положительные эффекты [вдуванию].… Обряд дыхания на кандидата на [крещение] имеет отрицательный эффект изгнания дьявола (выдувание) и положительный эффект вдыхания благодати ( инсуфляция)». [ 10 ]
История
[ редактировать ]Ранний период
[ редактировать ]То, что можно нейтрально назвать «суффляцией», встречается в некоторых из самых ранних литургий, посвященных длительному процессу посвящения, известному как « катехуменат », расцвет которого пришелся на IV и V века. Самым ранним из сохранившихся литургических применений, возможно, является использование Апостольского Предания, приписываемого Ипполиту Римскому , датируемому III или IV веком и, следовательно, современнику Кирилла на востоке: [ 11 ]
Те, кому предстоит креститься, должны… собраться в одном месте. … И [епископ] должен возложить на них руки и изгнать всех чуждых духов, чтобы они могли убежать из них и никогда не вернуться в них. И когда он закончит изгонять их, он подунет на их лица; и когда он подпишет их лбы, уши и носы, он поднимет их. [ 12 ]
Распространение, географическое и функциональное
[ редактировать ]Эта практика вошла в собственно крещальную литургию только тогда, когда оглашенный, рудиментарный из-за роста обычного крещения младенцев , был поглощен обрядом крещения. Как экссуфляция, так и инсуффляция хорошо известны ко времени Августина и широко распространены в последующие века. К началу западного Средневековья XII века суффляция была географически широко распространена и применялась не только для сдувания оглашенных и крещеных , [ 13 ] но также и изгнанию нечистой силы вновь принятых еретиков ; [ 14 ] на прием взрослых новообращенных в оглашение; [ 15 ] к отречению от диавола со стороны оглашенных; [ 16 ] на освящение и/или экзорцизм крещенской купели и воды; [ 17 ] освящению или изгнанию праха ; [ 18 ] и освящению мира или святого масла. [ 19 ]
Средневековый период
[ редактировать ]Большинство этих вариаций сохраняются в той или иной ветви гибридного романо-германского обряда, который можно проследить от Рима V века через западное средневековье до Тридентского собора и далее до современного ( Тридентского ) римского католицизма. Когда «национальные» обряды, такие как амброзианская традиция в северной Италии и испанский мосарабский обряд, исчезли или были поглощены международной практикой, именно этот гибридный римско-галликанский стандарт стал доминировать в западном христианском мире , включая англосаксонскую и средневековую Англию. , со времен Карла Великого и частично благодаря его деятельности, через высокое и позднее средневековье и до современного периода. Римская практика около 500 года отражена в письме загадочного Иоанна Диакона корреспонденту по имени Сенарий. В письме подробно обсуждается вопрос об экссуфляции оглашенных. [ 20 ] Миссал Стоу , ирландский по происхождению, но в основном галликанский по форме, содержит предкрещенское надувание неясного значения. [ 21 ] Другие галликанские обряды в основном лишены суфляции, хотя так называемый Missale Gothicum содержит тройное суффляцию крещенской воды, [ 22 ] а вдувание оглашенных перед крещением обнаружено у гибрида Bobbio Missal. [ 23 ] 10-го века Фульды и сакраментарий , наряду с более распространенным крещенским экссуфляцией. [ 24 ] Северо-итальянский ритуал крещения XI века в Амброзианской библиотеке MS. Т.27.Суп. широко использует эту практику, требуя как вдувания, так и тройного выдувания кандидатов на крещение в modum Crus , а также вдувания купели. [ 25 ] Версия григорианского сакраментария «Адрианум», отправленная Карлу Великому из Рима и, вероятно, дополненная Бенедиктом Анианским , содержит надувание купели для крещения, [ 26 ] середины X века как и Ordo Romanus L , [ 27 ] основа более позднего римского понтификала. Ordo Romanus L также содержит тройное высыхание кандидатов на крещение, непосредственно предшествующее самому крещению. [ 28 ]
Большинство многочисленных каролингских экспозиций крещения в той или иной степени посвящены суфляции. [ 29 ] Один анонимный катехизис 9-го века необычен тем, что четко различает иссушение оглашенных и вдувание крещенской воды. [ 30 ] но большинство трактатов и флорилегий , когда они рассматривают оба, делают это, не отсылая одно к другому; большинство ограничивается экссуфляцией и обычно довольствуется цитатами из авторитетных источников, особенно Изидора и Алкуина . [ 31 ] Особой популярностью пользовалось лапидорское замечание Исидора в «Этимологиях» о том, что превозносится не человек («тварь Божия»), а князь грешников, которому этот человек подчиняется, родившись во грехе, [ 32 ] замечание, которое перекликалось с пелагиан аргументами Августина против о том, что не человеческий младенец (образ Божий) подвергся нападению при удушении, а обладатель младенца, дьявол. Особенно влиятельным было краткое рассмотрение Алкуином этого предмета, так называемого Primo paganus , который, в свою очередь, во многом зависел от Иоанна Диакона. [ 33 ] Primo paganus лег в основу знаменитого циркулярного опросника Карла Великого о крещении, который был частью его усилий по гармонизации литургической практики во всей его империи; и многие из семнадцати сохранившихся прямых или косвенных ответов на анкету повторяют Алкуина, что делает процесс немного замкнутым, а тексты - немного повторяющимися. [ 34 ] Суть замечаний Алкуина, по сути, проявляется выше в цитате из Либеллуса Магнуса Санского, одного из респондентов. [ 35 ] В анкете предполагалось, что излияние кандидата на крещение или со стороны кандидата на крещение обычно практиковалось — он просто спрашивает, какое значение придается этой практике:
«Что касается отречения от сатаны и всех его дел и помпезностей, то что такое отречение? И каковы дела дьявола и его помпезности? Почему на него дышат? ( cur exsufflatur? ) Почему его изгоняют?» [ 36 ]
Большинство респондентов ответили, что это для того, чтобы при бегстве диавола можно было подготовиться к вхождению Святого Духа.
В Англии
[ редактировать ]По другую сторону Ла-Манша, в англосаксонской Англии, суффляция упоминается в собрании епископа Вульфстана , посвященном каролингскому крещению, Incipit de baptisma , и в двух народных ( староанглийских ) проповедях, основанных на нем, Quando volueris. и Сермо де крещение . В Incipit de baptisma говорится: «На лице его да будет знак креста путем экссуффляции, чтобы, когда дьявол будет обращен в бегство, мог быть приготовлен вход для Господа нашего Христа». [ 37 ] Среди собственно английских литургических текстов Папский (и Сакраментарий) Леофрика X века предписывает вдувание крещеных, тройное вдувание крещенской воды и «выдохивание» святого масла. [ 38 ] В 11 веке Папа Солсбери (BL Cotton MS Tiberius C.1) и Папа требовали Томаса Кентерберийского надувания шрифта; в Миссале Роберта Жюмьежского (Кентерберийский) есть стертая рубрика , где он мог сделать то же самое, а также неразборчивая рубрика, где он, вероятно, направлял излияние оглашенных, и сохранен старый ordo ad caticuminum ex pagano faciendum вместе с его церемония суфляции; и английский Ordo Romanus (BL Cotton MS Vitellius E.12) содержит тройное излияние крещений. [ 39 ] Различные тексты XII века включают подписание и тройное изливание святого масла (Сарум), тройное излияние крещеных (Пентификалы Эли, Магдалины и Винтона) и вдувание купели в modum Crus (Эли и Магдалина, за которыми следуют наиболее поздние тексты XII века). тексты). [ 40 ] Таковы истоки позднесредневековых обрядов суффляции, которые, в свою очередь, сохранились в упорядоченной форме в посттридентском католицизме.
Суффляция в протестантизме
[ редактировать ]Суфляция не продлилась долго ни в одной из церквей, возникших в результате авторитетных или радикальных реформаций. Первая попытка Мартина Лютера провести крещальную литургию, Tauffbuchlin (Taufbüchlein) 1523 года (переизданная в 1524 и 1525 годах), действительно сохранила многие церемонии из позднесредневекового ритуала, известного в Германии, включая тройное откачивание крещеных. Но в эпилоге Лютер отнес эту церемонию к адиафорам , т. е. к несущественным чертам, ничего не добавлявшим к смыслу таинства:
«Наименьшее значение придается этим внешним вещам, а именно дыханию под глазами, крестному знамению, кладению соли в рот, возложению слюны и глины на уши и нос, помазанию маслом груди и плеч и подписанию верхушки главу миром, облачение в крестильную одежду, и подачу горящей свечи в руку, и что еще… прибавили люди для украшения крещения, ибо… это не те приспособления, которых диавол избегает». [ 41 ]
Лютеранский Страсбургский Тауфбюхляйн от июня 1524 года, составленный Диобальдом Шварцем , помощником соборного проповедника Мартина Целля , на основе средневекового обряда, применявшегося в Страсбурге, в сочетании с элементами обряда Лютера 1523 года, также сохраняет крещальное изливание; [ 42 ] то же самое сделал Андреас Осиандер в Нюрнберге в том же году. [ 43 ]
Но после этого эта практика исчезла из лютеранства , да и вообще из протестантизма. В исправленном издании Лютера 1526 года и его преемниках экссуффляция вообще отсутствует, как и в раннереформированных обрядах Англии ( Молитвенник Томаса Кранмера 1549 года) и Швеции (Руководство Олава Петри ), находившихся под влиянием Лютера, несмотря на консервативную основу первого в средневековый ритуал Сарум и сильный интерес последнего к экзорцизму как неотъемлемой части ритуала крещения. [ 44 ]
Подобным же образом и в швейцарской Реформации (цвинглианская/реформатская традиция) только самые ранние обряды сохраняют надувание, а именно церемония, опубликованная Лео Джудом, пастором церкви Св. Петра в Цюрихе, в том же году (1523), что и первое руководство Лютера по крещению. [ 45 ]
Суффляция в протестантско-римско-католических дебатах
[ редактировать ]Хотя суффляция не встречается в протестантской практике, она определенно появляется в протестантской полемике , где ее обычно рассматривают как небиблейскую и суеверную (т.е., с протестантской точки зрения, типично римско-католическую) практику, и даже отдающую волшебством или колдовство. Как таковое оно появляется, например, в работе Генри Мора («Кембриджского платоника») о зле. Его аргументация по существу противоположна аргументации Августина. Августин сказал пелагианам (перефразируя): «Вы видите, что мы изгоняем и откачиваем младенцев перед крещением; следовательно, они должны быть запятнаны грехом и одержимы дьяволом с самого рождения». По сути, еще больше ответов: «Младенцы не могут быть одержимыми дьяволом грешниками; поэтому церемониальный экзорцизм и экссуфляция являются самонадеянными, пугающими и нелепыми», одним словом «самые грубые и фундаментальные суеверия, похожие на магию или колдовство»:
«Вызывание Дьявола из Младенца, подлежащего крещению, показалось бы ужасным самому Младенцу, если бы он понял, в каком плохом положении полагает его Священник, делая три излияния на его лицо и употребляя Экзорцистическая форма изгнания мерзкого Дьявола… И очень много, если что-то не может показаться ужасным Женщинам в этой приближающейся тьме, хотя и весело думать, что Жрец имеет такую большую власть над Стигийцем . Дьявол, что касается изгнания его из Младенца; однако некоторым меланхоличным женщинам, обремененным суевериями, может быть грустно думать, что их никогда не укладывают в постель, а они сразу освобождаются от Дьявола и Ребенка». [ 46 ]
Суффляция также появляется в римско-католической антипротестантской полемике. Относительная древность этой практики и ее решительная поддержка со стороны любимого отца протестантов Августина сделали ее естественным элементом католических аргументов, противопоставляющих протестантизм древней и апостольской церкви. Истинная церковь, по мнению римско-католических апологетов, должна быть:
«Церковь, которая проводила экзорцизмы, излияния и отречения, совершаемые при крещении, для священных церемоний и в соответствии с апостольской традицией... Церковь, которая в церемониях крещения использовала масло, соль, воск, свет, экзорцизмы, знак Креста, слово Эфета и другие вещи, которые сопровождают его, чтобы свидетельствовать... посредством; экзорцизма, это крещение выводит нас из владения Дьюэлла. [ 47 ]
Это аргументировалось тем, что некоторые из этих церемоний были явно древними, а могли быть и все они.
«Различные церемонии, совершаемые при крещении и других таинствах, такие как экзорцизмы, экссуффляции, крещение и тому подобное, упомянутые св. Августином и другими древними отцами… они практикуются Примитивной церковью (которая считается Истинная Церковь) и по сравнению с обычаями протестантов и нас в наших Церквях легко обнаружить, кто из двоих, они или мы, больше подражаем или оспариваем истинную Церковь древности». [ 48 ]
На что протестанты ответили, что суфляция недостаточно древняя и ее апостольское значение нельзя доказать:
«Тогда было ясно, что в данном вопросе нет четкого Предания, возможно, в некоторых Церквах мог существовать обычай, возникший после времен Апостолов, но ничего обязательного, никакого Апостольского Предания. Но это было вспомогательное средство, готовое под рукой. когда бы они ни нуждались в этом, и С. Остин опроверг пелагиан в вопросе о первородном грехе с помощью обычая изгнания нечистой силы и вдувания, который, по словам С. Остина, пришел от апостолов по преданию, который еще был тогда и есть сейчас. невозможно доказать, что тот, кто подтвердит это, приобретет только репутацию смелого и уверенного в себе человека». [ 49 ]
Протестантские критики считали суффляцию иррациональной, загадочной и неясной, что становится все более важным фактором к концу 17 века и на заре Просвещения :
«Тайна очень мало преобладала в первые сто или столетия после Христа; но во вторую и третью эпоху она начала утверждаться посредством церемоний. К крещению затем добавлялись вкушение молока и меда, помазание, знамение. Креста, белой одежды и т. д. ... Но в более поздние времена не было конца светам, экзорцизмам, экссуффляциям и многим другим экстравагантностям еврейского или языческого оригинала ... ибо в Писаниях нет ничего подобного. апостолов, но все они ясно содержатся в книгах язычников и составляют основу их богослужения». [ 50 ]
Говорили, что это было человеческое изобретение, навязанное произвольной прихотью тиранического прелата против примитивной евангельской свободы церкви:
«[Какой-то епископ] ... вздумал, что при крещении должно быть тройное омовение, иной крестное знамение, иной елее, иной молоко и мед, и возложение рук тотчас же после него. еще одно вдувание или дыхание на лицо человека, чтобы изгнать Дьявола... Таким образом, я говорю, что тот наводнение отвратительных развратов, которое в настоящее время захлестывает как Греческую, так и Римскую Церкви, постепенно проникло в то самое отверстие, которым вы сейчас ревностно занимаетесь. сохранение, а именно, полномочий епископа устанавливать обряды и церемонии в Церкви». [ 51 ]
На все это римско-католические апологеты ответили, что вдувание было не только древним и апостольским, но и практиковалось самим Христом:
«Когда он [Христос] сказал это, он дунул на них и сказал им: примите Святого Духа…» Когда пасторы нашей Церкви используют вдувание или дыхание на кого-либо для аналогичного мистического значения, вы восклицаете вслух, суеверие, суеверие, обезьянье подражание и т. д.». [ 52 ]
Перспективы
[ редактировать ]Хотя литургическое суфляция почти исчезла, по крайней мере, в западных церквях, ее возрождение вполне возможно. Движения литургического обновления всегда, похоже, черпают вдохновение в «классическом» оглашении IV и V веков. [ нужна ссылка ] Инсуфляция действительно была вновь введена в католический «новый оглашенный». Но многие церемонии, относящиеся к тому или средневековому периоду, были вновь импортированы даже в протестантские обряды за последние пару десятилетий. Возможно, даже более вероятным является возрождение в контексте роста Римско-католической церкви в Африке и Азии , где местные и культурно значимые церемонии часто революционизировали практику и где экзорцистическая функция крещения обрела новую жизненную силу. Например, чистая инсуфляция, очевидно, практикуется в Филиппинской независимой церкви . [ 53 ] Спинкс упоминает церемонию перед крещением, проводимую Товариществом христианских трудящихся Шри -Ланки , во время которой кандидатов бьют тростью и обдувают их лица. [ 54 ] Неясно, представляет ли последнее возрождение исторического суфляции или совершенно новую церемонию, заимствованную из местных обычаев.
Значение и ассоциации
[ редактировать ]Существовало по крайней мере три типа ассоциаций, которые особенно повлияли на понимание литургического суффляции: библейские предшественники; литургическая обстановка; и внелитургические (культурные) аналоги.
Библейские предшественники
[ редактировать ]Три библейских отрывка неоднократно повторяются в отношении узкого определения вдувания, и все они относятся к некоему животворящему божественному дыханию. Первым и наиболее часто цитируемым является Бытие 2:7 (вторя ему в Премудрости 15:11 и Иов 33:4 ), в котором Бог сначала создает человека, а затем вдыхает в него дыхание жизни, чтобы дать ему (как в отрывке позднее интерпретировалось) как человеческая душа. [ 55 ] Второй отрывок, Иезекииль 37:9 , пророчески интерпретирует отрывок из Бытия , предвидя, что Бог воскресит мертвые кости изгнанного Израиля посредством своего животворящего дыхания. [ 56 ] И, наконец, в Иоанна 20:22 Христос представлен как передающий Параклет своим ученикам и тем самым инициирующий уполномоченную церковь, дунув на них, и здесь, вполне возможно, тоже с неявной ссылкой на первоначальное творение. [ 57 ] Эти два отрывка были явно связаны в более поздней христианской экзегезе: то же дыхание, которое создало человека, воссоздало его.
«[Вдувание] означает «дуть внутрь», Быт. 2. 7. Это показывает, что душа человека не из земли, как было его тело, а из ничего, благодаря вдуванию Бога, и поэтому отличается от духа животных. , Еккл. 3. 21. Это слово используется также, когда Христос, чтобы сделать людей новыми творениями, вдохновил Своих Апостолов Святым Духом, Ин 20. 21». [ 58 ]
«Господь Бог, — говорится в Тексте, — создал человека из праха земного и вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой Душой. Его Тело создано из Земли, но его Душа — Дыханием Бога… Мы не должны понимать это грубо, ибо Дыхание не относится к Богу, который является простым и совершенным Духом, но… как образное выражение того, как Бог сообщает Человеку тот внутренний Принцип, посредством которого он живет и действует, не только совместно с ним; , но в степени выше других животных… Ученый П. Фагиус обращает внимание на три вещи в Тексте Моисея, которые заключают Бессмертие Души Человека I. Insufflatio illa Dei: Об этом Вдохновении от Бога говорится: Ибо тот, кто вдыхает в другого, вносит в него aliquid de suo что-то от себя: И поэтому, говорит он, когда наш Б. Спаситель хотел сообщить Свой Дух своим ученикам, он делал это с вдуванием, вдыхая на них, тем самым обозначая , se Divinum & de suo quiddam illis contribuere [т. е. что он сам был божественным и вселял в них что-то свое]». [ 59 ]
Ассоциации с творением, возрождением, посвящением и возрождением, созданные этими отрывками Писания, подходили для роли вдувания в крещении, как оно чаще всего рассматривалось: как изображение вод творения (над которыми висел Дух); как образ утробы возрождения; и как фигура (в метафоре святого Павла ) гробницы, в которую христианин присоединяется к Христу при нисхождении и из которой христианин также присоединяется к Христу при вознесении, мертвый для старой жизни, но снова оживающий во Христе. [ 60 ]
Существуют также библейские предшественники экссуфляции, собственно говоря, то есть изгнания нечистой силы, особенно многочисленные отрывки Ветхого Завета , в которых «дыхание Божие» является средством или символом не жизни, но смерти и разрушения — выражение гнева . Бога : «от дыхания Бога они погибают / и от ветра гнева Его истребляются» (Иов 4:9, RSV). [ 61 ] Та же сила метафорически приписывается Христу: «Беззаконник откроется, и Господь Иисус убьет его дыханием уст Своих» (2 Фессалоникийцам 2:8, RSV). Еще менее очевидные отрывки могли быть связаны с литургическим излиянием. Иессей Амьенский , например, интерпретирует Псалом 34 (Вулг. 35):5 как описание участи раздражённых бесов: «"Да будут они, как солома на ветру, и ангел Господень гонит их!" [ 62 ] А апокрифические Деяния Фомы описывают церемонию крещения, которая, хотя и не содержит явно церемонии дыхания, может подразумевать ее: «Да придет дар, которым, дыша на врагов твоих, ты заставил их отступить и упасть головой, и пусть он обитает в этом масле, над которым мы нарекаем Твое святое имя». [ 63 ]
Дыхание Бога может быть пламенным, пожирая все, к чему прикасается: «Я обдую тебя огнём ярости Моей» (Иезекииль 21:31, RSV). [ 64 ] Некоторые интерпретации экссуфляции могут отражать это. Кирилл Иерусалимский, например, когда в своих катехизических проповедях обсуждает экссуфляцию, интерпретирует литургическую практику как огонь:
«Дыхание святых и призывание имени Божия, как лютое пламя, опаляют и изгоняют злых духов». [ 65 ]
Огонь остается темой более поздних литургических экзорцизмов, поскольку дьяволы, как Никита , «очищаются экзорцизмами, как огнем»: сообщает [ 66 ] «мы выступаем против тебя, диавол, с духовными словами и пламенными речами; мы воспламеняем тайники, в которых ты сокрыт». [ 67 ]
Литургический контекст
[ редактировать ]Что еще более важно, возможно, что огонь физически и символически связан с дуновением из-за традиционного размещения крещения во время пасхального бдения — обстановки, наполненной символикой света и огня: освящение пасхальной свечи, зажжение «нового огня», » и пение Exultet и Lumen Christi . Тесная связь между божественным дыханием и божественным огнем проявляется в наиболее наглядной форме во время освящения купели, при котором, согласно большинству приказов, свеча погружается в купель, а священник провозглашает силу Святого Духа, опускались в воду: надувание купели в большинстве случаев непосредственно предшествует или сопровождает погружение свечи. [ 68 ] Их тесную связь можно снова проиллюстрировать проповедями Вульфстана, посвященными крещению:
«Дыханием, которое вдыхает священник в купель, когда благословляет ее, тотчас изгоняется из нее диавол. А когда священник окунает освященную свечу в воду, то вода тотчас насыщается Святым Духом». [ 69 ]
Подобные соображения тесно связывают суфляцию с образами света и тьмы, в частности с движением крещеного из царства тьмы в царство света (очень распространенная тема), а также со знамением креста (очень распространенное действие). среди других, которые можно было бы упомянуть. Иоанн Диакон использует образы света и тьмы, чтобы объяснить экссуффляцию в экзорцизме как переход:
Изгоняемый человек изгоняется для того, чтобы... избавившись от власти тьмы, он мог быть переведен в Царство... Божие. [ 70 ]
Так же и Августин («Церковь изгоняет и изгоняет [младенцев], чтобы изгнать из них власть тьмы» [ 71 ] ), и Исидор («Сила диавола... раздута в них, чтобы... избавившись от власти тьмы, [они] могли быть переведены в Царство Господа своего» [ 72 ] ).
А что касается подписи (крестного знамения), то в западных текстах, начиная с Геласианских сакраментариев , один жест почти всегда предшествует (или предшествует и следует) другому, [ 73 ] и их значение часто дополняет, если не идентично. Например, в обсуждении литургии крещения Рабаном Мауром говорится, что экссуффляция изгоняет дьявола, а жест не дает ему вернуться. [ 74 ] Эти два знака часто комбинируются, дуновение совершается в форме креста, например, в сирийском обряде, описанном Иаковом Эдесским . [ 75 ] в современном коптском обряде, [ 76 ] конца 9-го века в Ордо Романус XXXI , [ 77 ] в англосаксонских проповедях Вульфстана и их континентальных источниках, [ 78 ] в амброзианских обрядах X века для оглашения и купели, [ 79 ] в североитальянских катехуменальных обрядах XI века, [ 80 ] в английских понтификалах XII-XV веков, [ 81 ] в Сарум Миссале , [ 82 ] и в римском понтификале XIII века. [ 83 ]
Внелитургическое (агиографическое и магическое) использование.
[ редактировать ]Святоотеческий период
[ редактировать ]У некоторых отцов церкви есть намеки на то, что у христиан была привычка дышать (или шипеть) на злых духов как признанный акт отвращения или отвращения, даже вне церковных церемоний. Тертуллиан , пожалуй, лучший свидетель. Кажется, он говорит о внелитургическом изгнании бесов посредством экссуфляции и жестов, когда заявляет, что отвергнутые христианами боги изгоняются из тел людей «нашим прикосновением и нашим дыханием» и, таким образом, «переносятся». прочь мыслью и видением огня [суда]». [ 84 ] Он говорит об обычном жесте отвращения, когда спрашивает христианского торговца благовониями (которого считают лицемером, поскольку он продает благовония для политеистических алтарей): «Каким ртом, спрашиваю я, он будет плевать и дуть перед дымящимися алтарями, для которых он с каким постоянством он [таким образом] изгонит своих приемных детей?» [ 85 ] А его замечания жене об опасностях смешанного брака позволяют предположить, что экссуфляция была чисто христианской практикой: [ нужна ссылка ] «[Если вы снова выйдете замуж за нехристианина] избежите ли вы внимания, когда распишете свою постель или свое тело? Когда вы сдуете какую-то нечистоту? Когда даже ночью вы встанете, чтобы помолиться?» [ 86 ]
Если бы такой обычай существовал, он бы прояснил некоторые замечания других отцов, которые в противном случае могли бы показаться просто метафорическими. Евсевий , например, говорит о святых, что они были людьми, «которые, хотя они только дышали и говорили, были способны рассеять замыслы злых демонов». [ 87 ] Ириней описывает правильный ответ на гностическое учение как «оскорбительный» (καταφυσησαντας; буквально exsufflantes ). [ 88 ] Кирилл Иерусалимский , говоря о сопротивлении искушению, а не о крещении, говорит, что «простое дыхание экзорциста становится огнём для этого невидимого врага». [ 89 ] А замечания Августина о дуновении на изображения императора предполагают, что значение этого жеста было достаточно хорошо установлено, чтобы можно было принять меры: «В величайшем преступлении, связанном с оскорблением величества … признан ли виновным по законам мира сего тот, кто ударяет по изображению... императора». [ 90 ] Даже во времена Беды мы могли подозревать, что «выдохнуть» в смысле «оскорблять» или «изгонять» может быть живой метафорой. [ 91 ]
Агиография
[ редактировать ]Чрезвычайно влиятельное « Житие святого Мартина» Сульпиция Севера, по-видимому, положило начало агиографической традиции, согласно которой святые изгоняют бесов или отгоняют дьяволов-искусителей, дуя на них. [ 92 ] О святом Пахомии , например, сказано, что «защищая свое чело крестным знамением, он дунул на [беса] и тотчас же убежал…; дунув на него, он сказал: «отойди от меня, диавол». " [ 93 ] А о святом Госвине сказано, что «демон стоял перед святым Госвином и говорил: «Конечно, ты видишь, что я Христос…», и… поэтому святой Госвин энергично выдохнул, сказав: «Отойди, враг…», и сразу же… дьявол исчез». [ 94 ] Сообщается, что святая Иустина подобным же образом разоблачила ряд все более изощренных и могущественных демонов, наконец расплавив самого князя бесовского: «подув на дьявола, она тотчас же расплавила его, как воск, и… почувствовала себя освобожденной от всякого искушения». [ 95 ] Говорят , что святой Феликс уничтожал идолов и выкорчевывал священные деревья . подобным же образом [ 96 ]
Дыханию святых с раннего периода приписывали целебную, а также экзорцистическую силу. Григорий Нисский говорит о Григории Чудотворце («Григории волхве»), что ему нужно было прибегнуть к «не привередливой и трудоемкой» магии, но «достаточно и для изгнания бесов, и для исцеления телесных недугов дыхания его рот». [ 97 ] Подобные силы приписывают ирландским святым: зажигать светильники, исцелять немоту. [ 98 ] Эта тема также сохраняется в более поздних агиографических и квазиагиографических текстах, появляясь, например, в « Эстире святого Грааля» как средство, с помощью которого сумасшедший чудесным образом исцеляется. Феликса Среди английских текстов в «Жизни святого Гутлака» рассказывается, что, чтобы облегчить состояние мальчика, охваченного безумием, он «омыл его водой священной купели и, вдохнув ему в лицо дыхание исцеления [или «дух спасения». '], отогнал от него всю силу злого духа», [ 99 ] иллюстрирующая сложность отличия исцеления от экзорцизма в эпоху, когда безумие приписывалось одержимости демонами. Чудо, которое, по словам Беды , совершил епископ Иоанн от имени Херебальда , является еще одним примером, поскольку оно включало в себя дуновение, которое, по-видимому, было экзорцистическим, катехизирующим и лечебным одновременно. [ 100 ]
Магия и народная медицина
[ редактировать ]Тертуллиан заметил жене по поводу христианских обычаев: «Не кажется ли, что ты занимаешься магией?» в глазах неверующего. [ 101 ]
Цельс (по мнению Оригена ) сообщает об использовании египетскими магами экссуфляции. [ 102 ] Плотин, кажется, критикует его использование римлянами. [ 103 ] В одной из . небылиц Лукиана упоминается халдейский колдун, борющийся с вредителями, который заставляет жаб и змей исчезать, дуя на них [ 104 ] Самого Иисуса как сверхъестественного целителя (Христа Иисуса, сына Божия) можно увидеть во многих популярных событиях святой Библии , в которых он постоянно исцеляет множество слепых, хромых, увечных, прокаженных, увечных и даже причиняющих своим собственное воскресение, и это лишь некоторые из них. В одном случае Иисус использовал свою слюну, чтобы исцелить глаза слепого человека, который родился слепым из-за грехов своих родителей; [ 105 ] . Однако что касается магии, то в Сирии церемониальное дыхание стало формализованным как часть обряда посещения больных. Ефрем Сир советует, что «если во время болезни тебе не поможет лекарство, то «посетители» помогут, помолятся о здравии, и один из них подышит тебе в рот, другой тебя подпишет [крестным знамением]. " [ 106 ]
Если бы это было либо изначально христианское [ нужна ссылка ] , католических или из языческих практик, сообщалось о почти сходных методах исцеления, продолжающихся до нового времени: в Вестфалии - исцеление раны тройным подписанием и тройным крестообразным суфляцией или экссуфляцией, сопровождаемой рифмованным заклинанием; и в Голландии подобными средствами облегчают зубную боль. [ 107 ] По словам Дрекслера, «болезни уносились дыханием. Если бы ребенок ударился, трижды дунул бы на место, и он «улетел бы»». [ 108 ] Ожоги и состояния, которые в некоторой степени напоминают ожоги, такие как лихорадка, фурункулы, боли в горле и сыпь, естественно, являются наиболее распространенными объектами выдувания среди современных народных средств. [ 109 ] например, Шетландское лекарство, которое требует трижды подуть на ожог, читая заклинание «Вот и я, чтобы вылечить обожженную язву. / Если бы мертвые знали, что терпят живые, / Обожженная язва больше не горела бы». [ 110 ] Но все, от желтухи, судорог и колик до неудач и злых чар, по-видимому, можно облегчить, немного поддувая. [ 111 ] Уолтерс указывает, что экзорцистическое дуновение до сих пор (в 1935 году) встречалось в обычае дуновения на хлеб, который собирались съесть. [ 112 ] Более того,
Сириец дует на своего ребенка, чтобы отвести сглаз. Некоторые еще
трижды подуйте на чужую ложку, прежде чем использовать ее, а на Аляске лекарство
человек дует в нос и рот пациента, чтобы изгнать демона болезни. [ 113 ]
В одном американском примере суеверия, явно заимствованном из литургического использования, говорится, что если при крещении ребенка повернуться в дверь и трижды дунуть, можно успешно предотвратить появление дьявола между младенцем и алтарем. [ 114 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Инсуффляция (от латинского слова elements, означающего «дувание») и экссуфляция («выдувание») часто не могут быть различимы в использовании, поэтому в этой статье они рассматриваются вместе.
- ^ См . Франц Йозеф Дельгер , Экзорцизм в старохристианском обряде крещения, Исследования по истории и культуре древности 3 (Падерборн, 1909), гл. 7 «Эксуффляция» (стр. 118-130); Эдмон Мартен, De antiquis ecclesiae ritibus libri tres (Венеция, 1763 г.), I.1.viii-xiv («Ritus instituendi catechumeni»); Рудольф Сунтруп, Значение литургических жестов и движений в латинских и немецких интерпретациях 9-13 веков (Мюнхен, 1978), стр. 307-310; и Генри А. Келли, Дьявол при крещении: ритуал, теология и драма (Итака, 1985).
- ^ Наряду с Мартином и Сантрупом (цитированными выше), удобные коллекции иллюстративных материалов включают WG Henderson, ed., Manuale et Processionale ad usum insignis Ecclesiae Yorkensis, Публикации Surtees Society Publications 63 (Дарем, 1875 по 1874 год), особенно Приложение III «Приказы о крещении». «[цитируется ниже как Йоркское руководство]; Иосиф Алоизий Ассеман, Codex lurgicus ecclesiae universae, I: De Catechumenis и II: De Baptismo (Рим, 1749 г.; переиздано в Париже и Лейпциге, 1902 г.); Дж. М. Нил, изд., «Древние литургии Галликанской церкви... вместе с параллельными отрывками из римского, амвросийского и мосарабского обрядов» (Лондон, 1855 г.; Нью-Йорк, 1970 г.); Энцо Лоди, Литургические источники Enchiridion euchologicum (Рим, 1978); Йоханнес Квестен, изд., Старейшие евхаристические и литургические памятники, включая святоотеческий Флорилегий как древних, так и средневековых авторов, изд. Бернхард Гейер и Йохан Зеллингер, фаск. 7 в 7 частях (Бонн, 1935–1937); ЕС Уитакер, Документы крещальной литургии, 2-е изд. (Лондон, 1970 г.); и Томас М. Финн, Раннее христианское крещение и оглашение: Италия, Северная Африка и Египет (Колледжвилл, Миннесота: Liturgical Press, 1992).
- ^ FL Cross, изд., Оксфордский словарь христианской церкви, 3-е изд., ред. Ф.Л.Кросс и Э.А.Ливингстон (Оксфорд, 1998), с.в. «инсуффляция», с. 839.
- ^ Оксфордский словарь христианской церкви, 3-е изд., 840. О маронитском обряде, заимствованном из древней сирийской литургии, см. «Тайны посвящения, крещения, конфирмации, причастия согласно Маронитской антиохийской церкви» (Вашингтон, округ Колумбия, 1987 г.). ); резюмировано Брайаном Д. Спинксом, «Ранние и средневековые ритуалы и теологии крещения…» (Олдершот, Хантс., 2006), 89–91.
- ^ Ежедневный миссал Святого Андрея..., Дом Гаспар Лефевр (Брюгге [Бельгия]: Biblica, 1962), 492 [литургия пасхального бдения].
- ^ Миссал Святого Андрея (Брюгге, 1962), 1768 г. [церемонии крещения].
- ^ П. Пашини и др., изд., Enciclopedia Cattolica (Флоренция, 1949–1954), sv «insufflazione», стр. 55–56. Сравните Нила, «Древние литургии Галликанской церкви…», стр. 266, примечание м; Уитакер, Документы крещальной литургии, с. 256; Келли, Дьявол при крещении, с. 235. Догер, Der Exorzismus im altchristlichen Taufrituel, с. 130 аналогичным образом проводит различие между экссуффляцией и «ореолом»; и Suntrup, Die Bedeutung der Liturgischen Gebärden, p. 307 предупреждает, что это различие трудно поддерживать. В Епископальном церковном словаре, sv insufflation (по состоянию на 14 января 2007 г.) аналогичным образом говорится, что «различие между вдуванием и выдуванием не всегда сохранялось». И Оксфордский словарь христианской церкви, 3-е изд., стр. 839, довольствуется тем, что придает как вдохновляющее («символизировать влияние Святого Духа»), так и экзорцистическое («изгнание злых духов») значения под одним заголовком «вдувание».
- ^ Патрология Латина, 102:982D.
- ^ Кирилл Иерусалимский, Эдвард Дж. Ярнольд (Лондон: Routledge, 2000), стр. 203.
- ^ Дата спорная. Текст обычно связан с практикой в Риме и в своей самой ранней форме датируется началом III века. Но сохранившийся текст фрагментарен, многие его части сохранились только в гораздо более поздних версиях на нескольких разных языках. Соответствующая глава 20, возможно, относится к IV веку (см. Максвелл Э. Джонсон, Обряды христианского посвящения: их эволюция и интерпретация (Колледжвилль, Миннесота: Liturgical Press, 1999), 78-81). Стандартную реконструкцию текста см. Bernard Botte, La «Apostolique Tradition», 42–45 (глава 20). Уитакер, Документы, с. 4, перепечатывает перевод Грегори Дикса, «Трактат об апостольской традиции», с. 32 (разд. хх.8). Ботте передает коптский оригинал отрывка о суффляции как «экссуфлет», хотя Келли («Дьявол при крещении», стр. 87) указывает, что значение этого жеста неясно. Джеффри Камминг дает более нейтральный перевод «дышать»: «Ипполит: текст для студентов» (Bramcote, Notts, 1976), с. 18, как более полно воспроизведено ниже.
- ↑ Перевод Каминга, перепечатанный Максвеллом Джонсоном, «Обряды христианского посвящения», стр. 74.
- ^ Почти повсеместно. Например (1) в Египте: Каноны Ипполита, Канон 19 (или §110), пер. Ридель 211, Ахелис 93, Уитакер 88; Переводы Хорнера эфиопской, арабской и сахидской версий можно найти на стр. 152, 252 и 316. (2) В западной Сирии: Кирилл, Прокатехис, гл. 9, изд. Флорида Кросс, Сент-Луис, Миссури Лекции Кирилла Иерусалимского о христианских таинствах: «Прокатехизация» и «Пять мистических диалогов» (Лондон, 1951), 5–6, пер. 45 = Patrologia Graeca 33:347-50 (также переведенный Э. Х. Гиффордом, Катехизические лекции, Никейские и постникейские отцы, 2-я серия (Нью-Йорк, 1894), 3); и Завещание Господа Иисуса Христа , изд. и транс. Игнатий Эфраим II Рахмани (Майнц, 1899), 125, 127 (под ред. Квастена, Монумента, 5:266-67. (3) В Испании: Исидор, De ecclesiasticis officiis II.xxi.3, изд. CM Lawson, CCSL 113 (1989), 96/21 (Patrologia Latina 83:815A; пер. Whitaker, 117); Общество Генри Брэдшоу 67 (Лондон, 1931 по 1928), 5, 6, 16. (5) В византийских и других восточных обрядах: см., например, Лоди, 1303 (§2925) и Уитакер, 74; восточные обряды подробно рассматриваются Келли, 136–200. (6) В римской Северной Африке: Августин — самый важный свидетель; ср. также Quodvultdeus, De Symbolo III.1.3, изд. Р. Браун, CCSL 60 (1976), 349 (Patrologia Latina 40:661).
- ^ Константинопольский собор (381 г. н.э.), Канон VII, изд. Н. П. Таннер, Постановления Вселенских Соборов [по тексту Г. Альбериго и др. ] (Лондон, 1990) 1:35: «Мы изгоняем их, трижды дыхнув им в лицо и в уши». Этот канон, очевидно, является дополнением V века: см. Келли 144, Таннер 1:22, примечание 8.
- ^ Например, в Геласианском сакраментарии, изд. LC Mohlberg, Liber Sacramentorum Romanae Ecclesiae Ordinis Anni Circuli... (Sacramentum Gelasianum), Rerum Ecclesiasticarum Documenta, Serie maior, Fontes, 4 (Рим, 1981), 93 (§598) (перевод Уитакера, 192); и Сакраментарий Фульды, изд. Грегор Рихтер и Альберт Шенфельдер, Sacramentum Fuldense Saeculi X, Quellen und Abhandlungen zur Geschichte der Abtei und der Diözese Fulda 9 (Фульда, 1912), rpt. Общество Генри Брэдшоу 101 (1977 за 1972-7) 354 (§2723). СП. Ассеман, 1:20
- ^ У Дионисия, De ecclesiasticis hierarchiis 2.6 (Patrologia Graeca 3:395/6:B); рпт. Квастен, Памятники, 6:281; через Уитакер, 57. У Ефрема Сируса, In secundum adventum domini, цитируется Келли, 135, примечание 30. И в византийском обряде (см. Уитакер, 70, 77). Западные источники см. ниже.
- ^ Очень часто, например, в византийском обряде (Уитакер, 80); (Миланское) Амброзианское руководство (Уитакер, 138, 145); другие североитальянские обряды (Ламбот, 33); Liber Ordinum (изд. Ферротин, 29; пер. Уитакер, 118); готический миссале; григорианский сакраментарий ( Адрианум ); Ордо Романус L; и в Сарум Миссале (под ред. Дж. Уикхема Легга (Оксфорд: Кларендон, 1916; рпт. 1969), 129).
- ^ В Амвросианском руководстве (Келли, 228) и в Берольде (Милан XII века; пер. в Уитакере, 149).
- ^ В византийском обряде (Уитакер, 81); в эфиопском обряде (А. Саллес, пер., Trois antis rituels du baptême, Sources Chrétiennes 59 (Париж, 1958), 50); в нескольких римских Орденах (например, Ордо XXIV 18, Ордо XXVII 31, Ордо 28, 1951), 291, 354, 396, а также в Ордене, цитируемом Амаларием, I.xii.27-8, изд (Ватикан, 1948); , 75-76; и в девяти английских папских письмах XII века, напечатанных в качестве Приложения 3.1 к Папскому изданию Бейнбриджа (WG Henderson, ed., Liber Pontificalis Chr. Bainbridge Archiepiscopi Eboracensis, Surtees Society Publications 61 1875 за 1873), 254, 256) .
- ^ Иоанн Диакон, Epistola ad Senarium, изд. А. Уилмарт , «Analecta Reginensia (Vat. Reg. Lat. 69)», Studi e testi 59 (1933), 172; пер. Уитакер, Документы крещальной литургии, 155.
- ^ Ф. Е. Уоррен, Литургия и ритуалы кельтской церкви (Оксфорд, 1881; часть с введением Джейн Стивенсон, Вудбридж, Саффолк, 1987), 209; Миссал Стоу, изд. Джордж Ф. Уорнер, Общество Генри Брэдшоу 32 (Лондон, 1915), 25.
- ^ Нил, Галликанские литургии, 97; или LC Mohlberg, изд., Missale Gothicum, Rerum Ecclesiasticarum Documenta, Major Series, Sources 5 (Рим, 1961), 67.
- ^ Нил, Галликанские литургии, 266.
- ^ Сакраментарий Фульды, 332 (§2631) и 343 (§2679-80).
- ^ Ламбот, Службы Северной Италии, 5, 11, 16,
- ^ Жан Дешусс, Григорианское сакраментарий, том. 1, Spicilegium Friburgense 16 (Фрибур, 1971), 188; рубрика здесь реконструирована Дешуссом из множества вариантов. О приписывании Бенедикту дополнения Hadrianum см. Deshusses, 1:63-7 и vol. 3, Spicilegium Friburgense 28 (Фрибург, 1982), 66–75, а также его более ранняя статья «Дополнение к григорианскому сакраментарию: Алкуин или С. Бенедикт Анианский?» Archiv für Liturgiewissenschaft 9.1 (1965): 48-71.
- ^ Ордо L, xxxix.50; Мишель Андрие, изд., Цыганские ордена Средневековья, том. 5, Spicilegium Sacrum Lovaniense, Исследования и документы, фаск. 29 (Лувен, 1961), 281.
- ^ Ордо Л, XX.5; Андрие, 5:131. Согласно Андрие (2:376), этот раздел, вероятно, также первоначально был найден в Ордо XI.
- ^ См. Жан-Поль Бухо, «Объяснения ритуала крещения в эпоху Каролингов», Revue des études augustiennes 24 (1978): 278–301; и Сьюзен А. Киф, «Изложения о крещении Каролингов: список трактатов и манускриптов», в «Каролингских эссе», под ред. Ута-Рената Блюменталь (Вашингтон, округ Колумбия, 1983), 169–238.
- ^ Андре Вильмарт , «Крещильный катехизис IX и Century», Revue Bénédictine 57 (1947): 199 (Киф, «Экспозиции», текст 50).
- ^ Например, в текстах Кифа 34/6 и 3: Жан-Поль Бухо, «Alcuin et le 'De Catechizandis Rudibus», Recherches Augustiniennes 15 (1980): 224; и Уилмарт, Аналекта, 158.
- ^ Надо знать, что не творение Божие в младенцах околдовывается или издыхается, но Тот, под Которым находятся все, рожденные с грехом; ибо он — главный из грешников . Этимологии, VI.xix.56; ред. В.М. Линдси (Оксфорд, 1911 г.).
- ↑ Комментарии Алкуина содержатся в двух подлинных письмах (номера 134 — Одвину и 137 — монахам на юге Франции), изд. Эрнст Дюммлер, Epistolae Karolini Aevi, 2, MGH Epistolae 4 (Берлин, 1895 г.), 202 и 214; и в третьем письме сомнительной подлинности, якобы Карлу Великому, изд. Патрология Латина 98:938Б. Эти три буквы почти дословно идентичны в описании экссуфляции: сначала язычник становится оглашенным, приближаясь к крещению; отказаться от злого духа и всей его пышности. Это также выдыхается; чтобы, убежав от дьявола, мог быть подготовлен вход Христа, Бога нашего (MGH, 214, = текст Киф 9, Bouhot, 280-82.
- ^ Различные ответы см. в Wilmart, 154; Бухо, 286–93; и Киф, пассим.
- ^ Либеллус Магнуса Сенского - текст Кифа 15 (Буо, 287).
- ^ См. JDC Fisher, Christian Initiation: Baptism in the Medieval West (London, 1965), 59. Текст (текст Кифа 14; Bouhot, 286) легко доступен в издании Дороти Бетурум «Проповедей Вульфстана» (Оксфорд, 1957), 302-3, и с меньшей готовностью у Жана Мишеля Хансенса, Амаларии... опера 1, Studi e test 138 (1948), 235-6.
- ^ In cuius… facie a sacerdote per exsufflationem Signum Cruss sit, ut effugeto Diabolo, Cristo Domino nostroprepartur introitus . Вульфстан, Проповеди, изд. Бетурум, Проповедь VIIIа (с. 169, лл. 8-10). О взаимосвязи между этими тремя частями см. стр. 302–4. О параллельных отрывках из народных проповедей см. Проповедь VIIIб (с. 172, лл. 14–22) и Проповедь VIIIв (с. 176–7, лл. 29–35). Сборник Вульфстана опирается на множество каролингских источников, но в этом отрывке почти дословно цитируется De Ordine Baptismi Теодульфа Орлеанского (еще один ответ Карлу Великому, производный от Алкуина; текст Кифа 16), изд. в Patrologia Latina 105:225B.
- ^ Ф. Е. Уоррен, изд., Леофрик Миссал, использовавшийся в Эксетерском соборе во время епископата его Первого епископа, 1050–1072 гг. н. э. (Оксфорд, 1883), 236–37, 259. Однако этот текст может быть основан на Континент: см. HMJ Bantin, Два англосаксонских папы, Общество Генри Брэдшоу 104 (Лондон, 1989), xxiii-xxv. Современный англичанин Эгберт Понтификал из Йорка не упоминает о суффляции.
- ^ WG Henderson, изд., Йоркское руководство, 144, 136, 133, 142; Х. А. Уилсон, изд., Миссал Роберта Жюмьежа, Общество Генри Брэдшоу 11 (Лондон, 1896 г.), 93, 98, 101.
- ^ См. Папский собор Бейнбриджа, приложение 3, 254; Йоркское руководство, 147, 149.
- ^ Произведения Лютера 53:103, Веймарская Аусгабе 12:48; цитируется в Спинксе, Реформация и современные ритуалы, 10.
- ^ Текст в Ф. Хуберте, Страсбургские литургические ордена в эпоху Реформации (Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 1900), 25 и далее; перевод у Фишера, Христианское посвящение: период Реформации, 30–33.
- ^ Фишер, Христианское посвящение, 18. Зависимость Шварца и Осиандера от Лютера проявляется в использовании ими его отличительной фразы «дышать под глазами », не встречающейся в средневековых обрядах.
- ^ Для удобного сравнения см. «Руководство Олава Петри», 1529 г., изд. Эрик Э. Йелвертон (Лондон: SPCK, 1953), с. [110].
- ^ Английский перевод Фишера, Христианское посвящение: период Реформации, 126 и далее; кратко обсуждается в Spinks, Reformation and Modern Rituals, 31, и полностью в HO Old, The Shaping of the Reformed Creptismal Rite in the Sixteenth Century (Grand Rapids, MI: Eerdmans, 1992).
- ^ Генри Мор, Скромное исследование тайны беззакония (Лондон, 1664 г.), 68.
- ^ Жак Дэви Дю Перрон, Ответ самого прославленного кардинала Перрона на ответ превосходнейшего короля Великобритании (Дуэ. 1630) 72.
- ^ Хамфри Лич ; Роберт Персонс , Дьютифулл и соответствующие соображения по четырем главам доказательств и испытаний в вопросах религии ... Покойный министр и проповедник в Англии (Сент-Омер, 1609 г.), 210 г.
- ^ Джереми Тейлор, Трактаты 1. Свобода пророчества, 2. Молитва ex tempore, 3. Епископаство: вместе с проповедью, произнесенной в Оксоне.... (Лондон, 1648), 87
- ^ Джон Толанд, Христианство не таинственно, или Трактат, показывающий, что в Евангелии нет ничего противоречащего разуму или выше него и что ни одно христианское учение не может быть правильно названо тайной (Лондон, 1696), 163-165.
- ^ Микайя Таугуд , Полностью оправданное несогласие с англиканской церковью, 5-е изд. (Лондон, 1779 г.), с. 145
- ^ Джеймс Мамфорд, Католический писатель, или призыв католиков, 4-е изд. (Лондон(?), 1767), с. 86.
- ^ Питер Джаггер, Христианское посвящение 1552-1969... (Лондон, 1970), 292. По сути, это римский обряд с некоторыми англиканскими чертами.
- ^ Спинкс, Реформация и современные ритуалы, 203, цитируется Фрэнсис Викремесингхе, «Азиатская инкультурация крещальной литургии», в книге Дэвида Р. Холтона, изд., «Растущая в новизне жизни» (Торонто: Англиканский книжный центр, 1993), 213- 217.
- ^ «Его жизнь менее ценна, чем глина, потому что он не познал Того, кто сформировал его, вдохновил его деятельной душой и вдохнул в него живой дух [Vulg. 'insufflavit ei Spiritum Vitalem']» Мудрость 15:10 -11 (РСВ); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя оживило меня» Иов 33:4 (RSV). СП. Псалом 32:6.
- ^ «Приди от четырех ветров, о дыхание, и дохни на этих убитых [Vulg. 'insuffla super interfectos istos'], чтобы они могли жить.... И вошел в них дух, и они ожили, и стали на своих ноги» Иезекииля 37:9-10 (RSV).
- ^ «Он дунул [на них?] [Vulg. insufflavit ] и сказал им: примите Духа Святого» Иоанна 20:22 (RSV).
- ^ Томас Уилсон , изд. Джон Бэгвелл, Полный христианский словарь, в котором полностью раскрыты, выражены и объяснены значения и некоторые значения всех слов, упомянутых в Священном Писании Ветхого и Нового Завета... (Лондон, 1661 г.), с. 337.
- ^ Бенджамин Кэмфилд, Богословский дискурс об ангелах и их служении, в котором их существование, природа, число, порядок и служения рассматриваются скромно… . (Лондон, 1678 г.) 184–185.
- ^ Римлянам 6:3-5.
- ^ СП. Исайя 11:4 («духом уст своих убьет нечестивого»).
- ^ Псалом 34:5 (RSV) (Вульг. 35:5); Джесси Амьенский, Patrologia Latina 105:786D.
- ^ Деяния Фомы, §157; пер. в Апокрифах Нового Завета, изд. Эдгар Хеннеке; обр. Вильгельм Шнеемельхер; пер. Р. МакЛ. Уилсон (Кембридж, 1992), 2:401. Библейская аллюзия, очевидно, относится к Иоанна 18:6.
- ^ Вулг. «В огне моей ярости я дую на тебя». СП. огненное серное дыхание Бога в Исаии 30:33.
- ^ Катехизация XX.3, Patrologia Graeca 33:1079/80; пер. Gifford, 147. В лекциях перед катехизацией он, кажется, сочетает огонь гнева Божьего и библейский мотив огня плавильщика (Малахия 3:2, 1 Петра 1:7, Откровение 3:18): «как ювелир. ... как бы он вдыхает золото, спрятанное в углублении кузницы, стимулирует пламя, на которое оно воздействует, и таким образом получает то, что ищет; так же и заклинатели... поджигают душу в тигле; тело, заставь злого духа бежать». Прокатехизация §9; ред. FL Cross, 5–6 (Patrologia Graeca 33:347/8–349/350); пер. Крестовая, 45.
- ↑ Никита, цитируется в Бухо, De catechizandis rudibus, 225 (§67).
- ^ Liber Ordinum, изд. Феротен, 75 лет; пер. у Келли, 248 (ср. 237–37). СП. Ламбот, Северо-Итальянские службы, 16.
- ^ Амалариус, Liber Officialis, I.xxv.2 (ред. Ханссен, 2:134-5) и I.xxvi (2:136-8); Сакраментарий Геллоне, изд. Дюма, 99 (§704d); множество рукописей Адрианума (изд. Дешусс 1:188, §374e); Ordo Romanus L xxxix.50 (изд. Андрие 5:280-1); Миссал Роберта в четверг, 98–9; Йоркское руководство, 15, 136*, 144*, 149*, 153*; Сантруп, 417-8.
- ^ Вульфстан, Проповедь VIIIb (изд. Бетурум, стр. 173, лл. 39-43); ср. Проповедь VIIIа (с. 170, лл. 36-40) и Проповедь VIIIв (с. 179, лл. 73-6).
- ^ Уилмарт, 172; а также во многих изложениях Каролингов, например, в tet 32 Кифа, изд. Фридриха Штегмюллера, «Епископ Ангильмод о крещении...», Roman Quarterly for Christian Antiquity and Church History 52 (1957): 20; и текст 25, трактат архиепископа Лиедрада Лионского, Patrologia Latina 99:856D.
- ^ Против Джулиана (несовершенная работа) 1.50, изд. Микаэла Зельцер, CSEL 85/1 (Вена, 1974), 43 (Patrologia Latina 45:1073) Cp. 3.182, ЧСЭЛ 85/1, 482 (ПЛ 45:1323); Против Юлиана 1.4.14 (PL 44:649), 1.5.19 (PL 44:653), 3.3.8 (PL 44:705), 3.5.11 (PL 44:707-8) и 6.5.11 ( ПЛ 44:828-9); и повествования в Псалмах 76.4, изд. Э. Деккерс и Ж. Фрайпон, CCSL 39 (1956), 1055.
- ^ О церковных должностях, II.xxi.3, изд. CM Lawson, CCSL 113 (1989), 96/20-24 (PL 83:815A), а затем в различные каролингские тексты, например, Pseudo-Maxentius Collectanea (= текст Кифа 37), PL 106:54C.
- ^ Mohlberg, Sacramentarium Gelasianum 93 (§598) («вы дуете ему в лицо и делаете крест на его лбу»); тот же дублет применяется к крещенской воде в Сакраментарии Геллоне, изд. А. Дюма, Liber Sacramentorum Gellonensis, CCSL 159 (1981), 335 (§2317-18) и 346 (§2379), а также в ритуалах Северной Италии, изд. Ламбот, 33 года. Подписание предшествует и следует в Missale Gothicum, изд. Нил, 96–97.
- ^ Алоис Кнопфлер, изд., Рабани Маури де институт клерикорум, Veröffentlichungen aus dem kirchen-historischen Seminar München 5 (Мюнхен, 1900), I.xxvii, стр. 48 (PL 107:311D-12A).
- ^ Уитакер, Документы, 59.
- ^ Лоди, 1557 г.
- ^ Андрие, 3:502, §80 («Анхелет в modum Cruce»).
- ^ Вульфстан, Проповеди (изд. Бетурум), Проповедь VIIIa, стр. 16; Теодульф Орлеанский, О чине крещения, PL 105:225B.
- ^ Уитакер, 143, 145.
- ^ Мягкость, 5, 6, 11, 16.
- ^ Йоркское руководство, 144* (11 век), 149* (12 век), 150* (13 век) и 153* (15 век).
- ^ JW Legg, изд., Sarum Missal , 129.
- ^ Мишель Андрие, Римский папа в средние века (Ватикан, 1940), 2:514.
- ^ Тертуллиан, Апологетик, 23.15–16, изд. Генри Хоппе, CSEL 69 (1939), 67; через , А. Саутер «Апология» (Кембридж, 1917), 82/83. СП. Де Анима, 1,5, изд. JW Ph. Борлеффс, CCSL 2 (1954), 782.
- ^ Тертуллиан, Об идолопоклонстве XI.7, изд. и тр. JH Waszink и JCM Van Winden, Vigiliae Christianae Supplements 1 (Leiden, 1987), 42–5 (комментарий, 210); также изд. JW, доктор философии. Борлеффс, CCSL 2 (1954), 111; пер. С. Телуолл, Доникейские отцы, 3:68.
- ^ Тертуллиан, Жене II.т.3, изд. и транс. Клод Мюнье, Тертуллиан: «Сын Эпуза», Sources Chrétiennes 273 (Париж, 1980), 138 (CCSL 1 (1954), 389; PL 1:1296); через Телвалл, Доникейские отцы 4:46.
- ^ Historia Ecclesiastica VII.x.4, изд. Эдуард Шварц, Сочинения Евсевия 2.2, Греческие христианские писатели первых трех столетий, 9 (Лейпциг, 1908), 650 (Patrologia Graeca 20:659/60); пер. Артур К. Макгифферт, Никейские и постникейские отцы, 2-я серия, 1:298.
- ^ Adversus haereses 1.16.3, изд. А. Руссо и Луи Дутрело, Contre les Hérésies 1, Sources Chrétiennes 263 (Париж, 1978), 262–3.
- ^ Катехизация 16.19, Патрология Graeca 33:945/6A-B; пер. Гиффорд, Никейские отцы, 2-я серия, 7:120.
- ↑ В отличие от Джулиана, работа несовершенна. 3.199, CSEL 85/1:498 (PL 45:1333).
- ^ Церковная история, в Чарльзе Пламмере, изд., Baedae Opera Historicala (Оксфорд, 1896), 1:2231 и 1:7; ср. 2:226н.
- ^ Вита Санкти Мартини, изд. Карл Хальм, CSEL 1.206-7 (ср. староанглийскую версию в книге Эльфрика , «Жизнеописания святых», изд. WW Skeat, EETS 76 (1890), 292-3 (II.xxxi.42)).
- ↑ Цитируется в примечании к Бенедикту Аниане Concordia Regularum, PL 103:1020C-D.
- ^ Анекдоты из агиографических кодексов Джона Гилеманса, регулярного каноника в Красной долине недалеко от Брюсселя, изд. Hagiographi Bollandiani (Брюссель, 1895 г.), 23 (Sanctilogium 9.2).
- ^ Че. Гразе, изд., Джеймс Ворагин Legenda Aurea ..., 3-е изд. (Вратиславиае, 1890), гл. cxlii (стр. 634; ср. 633).
- ^ Грасс, изд., Golden Legend, гл. cxxvi (стр. 575) и гл. XIX (102-3).
- ^ PG 46:943/4А.
- ^ Чарльз Пламмер, изд., Жития святых Ирландии (Оксфорд, 1910), 1: clxxviii.
- ^ Бертрам Колгрейв, изд. и пер., «Жизнь святого Гутлака Феликса» (Кембридж, 1956), 130/31.
- ^ Беда, Historia ecclesiastica 5.6 (Пламмер, 291; см. также Б. Колгрейв и РАБ Мьонрс, Церковная история Беды (Оксфорд, 1969), примечание 468.
- ^ Ad uxorem II.v.3 (изд. Мунье, 138). Дополнительные ссылки на выдувание в древней магии см. в примечаниях Васцинка и Ван Виндена к «De idolatria» Тертуллиана, 210.
- ^ Ориген, Contra Celsum 1.68, изд. Марсель Борре, Ориген: «Против Цельса», 1, Христианские источники 132 (Париж, 1967), 266 (PG 11:787/788A).
- ^ Плотин, Эннеады, II.ix.14, изд. и транс. А. Х. Армстронг , Классическая библиотека Леба, том. 2 (Кембридж, Массачусетс, 1966), стр. 278/9.
- ^ Доктор медицины Маклауд, изд., Опера Лучани, том. 2 (Оксфорд, 1974), 182; пер. в «Лжеце», «Сочинения Лукиана Самосатского», пер. HW и FG Fowler, vol. 3 (Оксфорд, 1905), 236.
- ^ Евангелие от Иоанна, текст KJV, Иоанна 9:1-9:11.
- ^ Цитируется Догером, Экзорцизм, 125n.
- ^ Дёльгер, 125.
- ^ Пол Дрекслер, Обычаи, обычаи и народные верования в Силезии, том. 2 (Лейпциг, 1906), 280. Ср. 298 и глава 14, пассим.
- ^ См. HddA, i, sv «Blasen», столбцы. 1357-58. См. также номера коллекций Пакетта. 6943, 8329 и 8401 (облегчение ожога); 2750, 2889, 2890, 10566 и 2898 (молочница и боль во рту); и 9277 и 9279 (рожа): Популярные верования и суеверия: сборник американского фольклора из... коллекции Ньюбелла Найлза Пакетта, изд. Вэйланд Д. Хэнд, Анна Казетта и Сондра Б. Тидерман, 3 тома. (Бостон, 1981).
- ^ TF Thiselton-Dyer , Английский фольклор , 2-е изд. ред. (Лондон, 1880 г.), 170.
- ^ HddA, лок. цит. ; ср. также коллекция Пакетта, №№. 23714, 23956, 23957, 9215, 25571, 19545, 9563 и т.д.
- ↑ Уолтерс цитирует Дрекслера 2:15, отрывок, в котором описывается, как избежать неудачи, когда вы откусываете уже откушенный кусок хлеба.
- ^ Ксавье Ф.М.Г. Уолтерс, Заметки об античном фольклоре на основе «Естественной истории» Плиния, Bk. XXVIII.22-29 (Амстердам, 1935), 102.
- ^ Коллекция Пакетта, вып. 3294 (сообщено из Кливленда, штат Огайо, 1956 г.).