Фирмилиан
Фирмилиан | |
---|---|
Епископ Кесарии Мазаки | |
Умер | что. 269 год нашей эры Тарсус (современный Тарсус , Мерсин , Турция ) |
Почитается в | Восточная Православная Церковь |
Праздник | 28 октября |
Фирмилиан ( греч . Φιρμιλιανός, латынь : Firmilianus, умер ок. 269 г. н. э.), епископ Кесарии Мазаки с ок. 232 г. , был учеником Оригена . Его современная репутация была сравнима с репутацией Дионисия Александрийского или Киприана , епископа Карфагена. Он принял активное участие в спорах середины III века по поводу повторного крещения еретиков и повторного принятия отпавших христиан после гонений Деция и был отлучен от церкви Папой Стефаном I за свою позицию. Среди переписки Киприана сохранилось единственное письмо Фирмилиана Киприану. Иероним исключает Фирмилиана из De viris illustribus . «Для его современников его сорок лет влиятельного епископства, его дружба с Оригеном и Дионисием, обращение к нему Киприана и его осуждение Стефана вполне могли бы сделать его самой заметной фигурой своего времени» (Уэйс).
Жизнь
[ редактировать ]Григорий Нисский рассказывает, что Григорий Чудотворец , еще будучи язычником, завершив свое светское обучение, «сошелся с Фирмилианом, каппадокийцем знатного рода, подобным ему характером и талантом, как он показал в своей последующей жизни, когда украсил Церковь Кесарии». Двое молодых людей приехали в Александрию, чтобы учиться у Оригена, от которого, по крайней мере, был крещен Григорий. Фирмилиан, скорее, был воспитан христианином. [ 1 ]
Позже, когда епископ Кесарии Каппадокийской, согласно Евсевию, Фирмилиан пригласил Оригена в свою страну для пользы Церквей, около (232–235 гг.), когда Ориген находился в Кесарии Палестинской, из-за неудовольствия своего епископа его рукоположен в сан священника в этом городе. [ 1 ]
Фирмилиан был противником жесткой политики антипапы Новациана , поскольку Дионисий пишет, что он был приглашен на синод в Антиохии в 252 году епископами Киликии, Каппадокии и Палестины, чтобы отречься от новацианства . [ 2 ]
Дионисий считает Фирмилиана одним из «наиболее выдающихся епископов» в письме к Папе Стефану I (Евсевий, VII, v, 1), где его выражение «Фирмилиан и вся Каппадокия» подразумевает, что Кесария уже была митрополией. Это объясняет, как Фирмилиан мог пригласить Оригена в Каппадокию «ради пользы церквей». [ 1 ]
Письмо Фирмилиана Киприану
[ редактировать ]Возник спор о том, нужно или нет перекрещивать тех христиан, которые первоначально были крещены еретиками. Тертуллиан считал, что это необходимо, поскольку такое крещение было недействительным. [ 3 ]
На Востоке существовала практика повторного крещения тех, кого крестили еретики. [ 4 ] Когда возник спор о крещении, Киприан хотел заручиться поддержкой восточных церквей против Папы Стефана за его собственное решение повторно крестить всех еретиков, вернувшихся в Церковь. В конце лета 256 г. он послал диакона Рогатиана к Фирмилиану с письмом вместе с документами по этому вопросу — письмами папы, своего и совета в Карфагене весной, а также трактатом De Ecclesia Catholica Unitate .
В письме папе Сиксту II (257–258) Дионисий упоминает, что в споре по поводу повторного крещения отпадших папа Стефан отказался от общения с Еленом Тарсийским , Фирмилианом, всей Киликией и Каппадокией, а также соседними землями (Евсевий, VII, v, 3–4), тема, затронутая в единственном сохранившемся письме Фирмилиана — ответе Киприану.
О крещении
[ редактировать ]Ответ Фирмилиана был получен в Карфагене примерно в середине ноября. Это длинное письмо, еще более горькое и жестокое, чем письмо Киприана Помпею. До нас оно дошло в переводе, сделанном, несомненно, под руководством Киприана, и, по-видимому, весьма буквальном, поскольку изобилует греческими выражениями. [ 5 ]
В письме аргументы Киприана против Папы Стефана повторяются и подкрепляются. Фирмилиан говорит: «Мы приняли ваши сочинения как свои и запомнили их повторным чтением» (ч. IV). Аргументация Фирмилиана против действительности еретического крещения в основном совпадает с доводами Киприана о том, что те, кто вне Церкви и не имеют Святого Духа, не могут принимать других в Церковь или давать то, чем они не обладают: «Очень многие из нас собираются вместе в Иконии. очень внимательно рассмотрели этот вопрос и решили, что следует вообще отвергнуть всякое крещение, совершаемое без Церкви». [ 5 ]
Что касается Папы Стефана
[ редактировать ]Аргументация письма Фирмилиана написана с несколько большей горячностью и резкостью, чем подобает епископу, главным образом по той причине, как можно предположить, что Стефан также писал Фирмилиану, Елену и другим епископам тех мест. [ 5 ]
Спор был аналогичен тому, который развернулся по поводу новацианства , т. е. при каких обстоятельствах отошедшие от веры могут быть вновь допущены к причастию. По словам Албана Батлера , практика Церкви заключалась в том, чтобы рассматривать любое крещение, совершаемое евангельскими словами, то есть во имя трех лиц Святой Троицы, действительным и не зависящим от морального характера человека, совершающего его. . Хотя от того, кто дарует какое-либо таинство, требуются как вера, так и состояние благодати, любая виновная ошибка в этом отношении принадлежит служителю, а не получателю, и не влияет на действительность таинства. [ 6 ]
Такова была практика даже Африканской церкви, пока Агриппин, епископ Карфагена, в конце второго века не изменил ее, за пятьдесят лет до святого Киприана. Таким образом, Стефан основывал свою аргументацию на традиции святых Петра и Павла. Фирмилиан уверяет Киприана, что хотя в Карфагене обычай повторного крещения может быть и нов, в Каппадокии он был обычаем с самого начала, и он может ответить Стефану, противопоставляя традицию традиции, и что некоторое время спустя он присоединился к совету в Иконии с епископами Галатии , Киликии и других провинций и решил заново крестить монтанистов .
Разногласия со Стефаном еще более осложнялись тем, что Стефан рассматривал их как затрагивающие вопросы веры, в то время как Киприан и Фирмилиан считали это вопросом дисциплины, соответствующей юрисдикции отдельных Ординариев. Стефан грозился отрезать покровителей новинки от общения Церкви. Но святой Дионисий Александрийский ходатайствовал письмами и добился отсрочки. [ 6 ]
Фирмилиан позволяет нам понять большую часть содержания письма Стефана Киприану. Угроза отлучения только разозлила Фирмилиана, который считал «смехотворным» то, что Стефан не требовал ничего, кроме использования тринитарной формулы. Он рассматривал снисходительность Стефана к еретикам как оскорбление апостолов.
Более того, он не соглашался с тем, что Рим сохранил апостольские традиции неизменными, поскольку он отличался от Иерусалима в отношении пасхальных обрядов, и оспаривал право Стефана отлучить их от церкви. «Я справедливо возмущен явной и явной глупостью Стефана, что он так хвастается своим положением и утверждает, что он — преемник св. Петра, на котором были положены основания Церкви... Вы отрезали себя — сделайте не ошибка – так как он истинный раскольник, который делает себя отступником от общения церковного единства, ибо, думая, что все могут быть отлучены тобой, ты отрезал себя одного от общения всех».
Дионисий в письме к римскому священнику Филимону упоминает и об Иконийском соборе. Предположительно, оно проводилось в последние годы правления Александра Севера , около 231–35 гг.
Процесс против Павла Самосатского
[ редактировать ]Фирмилиан председательствовал на совете в Антиохии, на котором обсуждалось свержение Павла Самосатского в 266 году. Он был убежден, что Павел исправится, однако был необходим еще один совет. Он направлялся на это собрание, когда его настигла смерть в Тарсе , в ок. 269. [ 4 ]
Хотя Фирмилиан был отлучен Стефаном от церкви, несомненно, что последующие папы не придерживались этой суровой политики. Фирмилиан упоминается в греческом мартирологе (28 октября), но не почитается на Западе. Его великий преемник в Каппадокии, св. Василий Кесарийский , упоминает свой взгляд на еретическое крещение, не принимая его (Послание clxxxviii), и говорит, говоря о выражении «со Святым Духом» в Славословии: «Что наш Фирмилиан придерживался этого вера подтверждается логосом , который он оставил» ( De Spiritu Sancto , XXIX, 74). Других упоминаний о таких письменах, которые, вероятно, были письмами, нет.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Чепмен, Джон. «Фирмилиан». Католическая энциклопедия. Том. 6. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909. 23 января 2013 г.
- ^ Ларднер, Натаниэль и Киппис, Эндрю. Работы Натаниэля Ларднера , Том. II, Дж. Джонсон, Лондон, 1788 г.
- ^ Чепмен, Джон. «Святой Киприан Карфагенский». Католическая энциклопедия Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 8 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Бенсон, EW, «Фирмилиан, епископ Кесарийский», Словарь раннехристианской биографии (Генри Уэйс, редактор), Джон Мюррей, Лондон, 1911 г.
- ^ Jump up to: а б с «Послание 74», Доникейские отцы , Том. 5., (Александр Робертс, Джеймс Дональдсон и А. Кливленд Кокс, ред.) (Буффало, Нью-Йорк: Christian Literature Publishing Co., 1886.) Отредактировано и отредактировано Кевином Найтом для «Нового пришествия».
- ^ Jump up to: а б Батлер, Албан. «Святой Стефан, Папа и мученик». Жития святых . Том VIII, 1866 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Письмо Фирмилиана Кесарийского Киприану, епископу Карфагенскому : о крещении от женщины -монтанистки