Иерократия (средневековье)
В века иерократия папизм или средние [ н 1 ] было течением латинской юридической и политической мысли , которое утверждало, что папа обладал высшей властью не только в духовных , но и в мирских делах. В своей полной позднесредневековой форме иерократическая теория утверждала, что, поскольку Христос был господином вселенной, одновременно царем и священником, а папа был его земным наместником , папа также должен обладать как духовной, так и светской властью над всеми в мире. [ 1 ] [ 2 ] Папские писатели на рубеже XIV века, такие как Августин Триумф и Джайлс Римский, изображали светское правительство как продукт человеческой греховности , которая по необходимости возникла в результате тиранической узурпации и могла быть искуплена только подчинением высшей духовной власти властителя. папа. [ 3 ] Во главе Католической церкви , не подотчетной никакой другой юрисдикции, кроме Бога, Папа, утверждали они, был монархом всемирного королевства , власть которого распространялась как на христиан, так и на нехристиан. [ 4 ]
Иерократы ограничили свое обширное представление о папской власти признанием того, что повседневное осуществление светской власти принадлежало, как правило, светским князьям, хотя и под руководством папы. Иерократия подвергалась критике в то время с прокоролевской точки зрения со стороны Иоанна Парижского , в защиту универсальной монархии императора Священной Римской империи со стороны Данте Алигьери и со стороны критиков папского превосходства над самой католической церковью, таких как Марсилий Падуанский . Хотя иерократия продолжала влиять на папскую политику до времени Реформации , к 17 веку это учение в целом отвергалось католическими богословами.
История
[ редактировать ]Средневековая иерократическая теория возникла в результате григорианской реформы середины 11 века. Со времени понтификата Григория I в начале VII века сменявшие друг друга папы редко чувствовали необходимость явно утверждать принцип папского первенства . Растущая частота вмешательства папы в церковное управление побудила средневековых канонистов прояснить отношения между папой и епископами , и к 11 веку это выражение папского первенства начало распространяться и на власть папы в светской сфере. В своем «Dictatus papae» 1075 года Григорий Папа VII придал этому принципу подробную юридическую форму, которая стремилась воплотить абстрактную теорию первенства в конкретную государственную политику. Как только внутренняя монархия Папы внутри самой церкви утвердилась при Папе Иннокентии III в начале XIII века, канонисты смогли сосредоточить свое внимание на светских делах. [ 5 ]
Разработка в середине XIII века канонистом Хостиенсисом папского plenitudo potestatis , «полноты власти», стала важной вехой в развитии иерократической теории. [ 6 ] Хостиенсис отметил традиционный христианский аргумент о том, что вся политическая власть исходит от Бога, но утверждал, что папа имел особый статус: как наместник Бога, папа, когда он исполнял свои обязанности и не грешил, действовал как Бог. Власть папы была «чудесной»; он мог по своему желанию издавать диспенсации из любого положительного закона , делая, например, ублюдков законными и восстанавливая репутацию позорных людей. [ 7 ] Папа Иннокентий IV , правивший с 1243 по 1254 год, придавал папской политике все более иерократическое направление, утверждая, что папа имеет право сам избрать монарха, если какое-либо христианское королевство станет вакантным. [ 6 ]
Иерократические идеи получили дальнейшее развитие во время борьбы между Папой Бонифацием VIII и Филиппом IV Французским и получили свою окончательную официальную формулировку в булле Бонифация 1302 года Unam Sanctam , в которой говорилось, что «духовная сила должна установить земную власть и судить ее». и что «для спасения совершенно необходимо, чтобы каждое человеческое существо подчинялось римскому понтифику». [ 2 ] [ 8 ] Примерно в то же время были составлены подробные изложения иерократической теории, такие как Джайлса Римского » «De ecclesiastica potestate («О церковной власти») в 1301 году и Иакова Витербо ( «De regimine Christiano» «О христианском правительстве») в 1302. [ 9 ] Окончательное поражение Бонифация нанесло иерократическим устремлениям удар, от которого они уже не оправились; [ 2 ] тем не менее, иерократическая теория продолжала влиять на папство даже в XVI веке, о чем свидетельствует Пятым Латеранским собором переиздание Unam Sanctam незадолго до Реформации и Папы Пия V попытка свергнуть Елизавету I Английскую в его булле Regnans 1570 года. в эксельсисе . [ 10 ]
Несмотря на свою широкую концепцию власти папы, иерократические теоретики не верили, что папа должен при обычном ходе событий сам непосредственно осуществлять светскую власть. Хотя они и уступали папе, они считали, что должность светского принца, тем не менее, была предопределена Богом, и светская власть папы должна была осуществляться косвенно через его руководство и руководство князьями. [ 11 ] Иерократический канонист Августин Триумф в своей Summa de potestate ecclesiastica 1326 года («Краткий отчет о церковной власти») утверждал, что Папа обладал универсальной юрисдикцией как в светских, так и в духовных вопросах во всем мире ( in toto orbe terrarum Spiritium et temporalium .. . Universalis iurisdictio ), но его непосредственное временное управление распространялось только на земли, которые тогда считались « дарованными » ему Константином . Первоначально это была Западная Римская империя , но когда появились более поздние монархи и несправедливо выделили себе территории, папа решил потерпеть их притязания на суверенитет, чтобы избежать раскола среди верующих, и впоследствии практически ограничил свое управление Италией - без однако, отказываясь от каких-либо прав. [ 12 ]
Критика
[ редактировать ]Средневековую оппозицию иерократии, настаивающую на четком разделении светской и духовной власти, часто называют «дуализмом»: на практике иерократические и дуалистические позиции часто пересекались: иерократы признавали особую власть светских князей, в то время как дуалисты признавали общее руководство папы над всем миром. Христианская община. [ 13 ]
Иерократия подвергалась критике со стороны других средневековых писателей по нескольким направлениям. В контексте спора между Бонифацием и Филиппом Французским Иоанн Парижский в своей книге De potestate regia et papali 1303 года («О королевской и папской власти») утверждал, что царствование Христа было не от мира сего и не могло быть истолковано как временная юрисдикция. Более того, хотя духовная власть была объединена в церкви и ее управляющем — папе, политическая власть, естественно, была множественной. [ 14 ] В своей книге «О монархии» , написанной примерно около 1310 года, Данте Алигьери избрал другую линию атаки, защищая универсальную власть императора Священной Римской империи : осуществление церковью светской власти противоречило природе, но также и разделение политической власти. [ 15 ] Марсилий Падуанский в своем «Defensor pacis» («Защитник мира») 1324 года отверг всю основу папства как санкционированной Богом должности, утверждая, что это политическая должность, как и любая другая, и что незаконные претензии Папы на всеобщую власть власти были причиной гражданских разногласий. [ 16 ]
Иерократические аргументы были дискредитированы в более позднем католическом богословии. Кардинал Роберт Беллармин подверг критике иерократическую концепцию в своей работе 1610 года De potestate Summi Pontifici («О власти Верховного понтифика») на том основании, что обязанности Папы произошли от Христа как смертного человека, а не как от Бога, и от иезуитского богослова Франсиско . Примерно в то же время Суарес утверждал, что Папа не может посягать, даже в исключительных случаях, на верховенство светских суверенов в мирской жизни. дела. К началу 17 века у иерократии было очень мало заметных сторонников, и эта критика была озабочена не столько опровержением ее как живой позиции, сколько заверением светских правителей в том, что католицизм не подорвет их авторитет. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]- Ультрамонтанизм
- декреталист
- Гвельфы и гибеллины
- Аллегория Солнца и Луны
- Альварус Пелагиус
- Доктрина двух мечей
Примечания
[ редактировать ]- ^ Иерократию иногда интерпретируют как более радикальный, особенно позднесредневековый вариант папизма . Избицкий 1981 , с. 108.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маккриди 1973 , стр. 659–60.
- ^ Перейти обратно: а б с Сиссон 2016 , с. 131.
- ^ Маккриди 1973 , с. 665.
- ^ Сиссон 2016 , стр. 122–23.
- ^ Сиссон 2016 , стр. 121, 129–31.
- ^ Перейти обратно: а б Баннер 2010 , с. 625.
- ^ Пеннингтон 1993 , стр. 50–54.
- ^ Каннинг 1996 , с. 139.
- ^ Сиссон 2016 , с. 122.
- ^ Ватт 1988 , с. 422.
- ^ Маккриди 1973 , с. 655.
- ^ Маккриди 1974 , стр. 347–48.
- ^ Каннинг 1996 , с. 94.
- ^ Сиссон 2016 , стр. 123–24.
- ^ Шоу 1996 , с. XXIX.
- ^ Баннер 2010 , с. 627.
- ^ Höpfl 2004 , стр. 348–49.
Источники
[ редактировать ]- Баннер, Хелен (2010). «Иерократические аргументы» . В Бевире, Марк (ред.). Энциклопедия политической теории . Том. 1. Таузенд-Оукс: SAGE. стр. 620–28. ISBN 978-1412958653 .
- Каннинг, Джозеф (1996). История средневековой политической мысли, 300–1450 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1134981441 .
- Хёпфл, Харро (2004). Политическая мысль иезуитов: Общество Иисуса и государство, ок. 1540–1630 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1139452427 .
- Избицкий, Томас М. (1981). Защитник веры: кардинал Йоханнес де Туррекремата и защита институциональной церкви . Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки. ISBN 978-0813205588 .
- Маккриди, Уильям Д. (1973). «Папское Plenitudo Potestatis и источник светской власти в позднесредневековой папской иерократической теории». Зеркало . 48 (4): 654–74. дои : 10.2307/2856222 . JSTOR 2856222 . S2CID 161686899 .
- ————————— (1974). «Проблема империи в Августине Триумфальном и позднесредневековой папской иерократической теории». Традицио . 30 : 325–49. дои : 10.1017/S0362152900006541 . S2CID 152043846 .
- Пеннингтон, Кеннет (1993). Князь и закон, 1200–1600: Суверенитет и права в западной правовой традиции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520913035 .
- Шоу, Прю (1996). "Введение". Данте: Монархия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. ix–xxxv. ISBN 978-0521567817 .
- Сиссон, Кейт (2016). «Папы над князьями: иерократическая теория» . В Сиссоне, Кейт; Ларсон, Атрия А. (ред.). Спутник средневекового папства: рост идеологии и институтов . Лейден: Брилл. стр. 121–32. ISBN 978-9004299856 .
- Ватт, Джон А. (1988). «Духовные и светские силы» . Кембриджская история средневековой политической мысли ок. 350–ок. 1450 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 367–423. ISBN 978-0521423885 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ульманн, Вальтер (1949). Средневековый папализм: политические теории средневековых канонистов . Лондон: Метуэн и Ко.
- Ватт, Джон А. (1965). Теория папской монархии в тринадцатом веке: вклад канонистов . Нью-Йорк: Издательство Фордхэмского университета.
- Уилкс, Майкл (1963). Проблема суверенитета в позднем средневековье: папская монархия с Августином Триумфальным и публицистами . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.