Римско-католическая архиепархия Нидарос
Образует Нидаросскую архиепископию. Нидросиенская архиепархия Нидаросская архиепархия | |
---|---|
Расположение | |
Страна | Норвегия |
Церковная провинция | Нидарос |
Столичный | Нидарос , Тронхейм , Южный Трёнделаг |
Координаты | 63 ° 25'37 "N 10 ° 23'49" E / 63,4269 ° N 10,3969 ° E |
Информация | |
Номинал | Римско-католический |
Обряд | Латинский обряд |
Учредил | 1152–1537 (епархия 1030–1152, Евангелическо-лютеранская епархия [1] с 1537 г.) |
Кафедральный собор | Нидаросский собор |
Архиепископия Нидарос (или Нидарос ) была митрополией, охватывающей Норвегию в позднем средневековье . Престолом был Нидаросский собор в городе Нидарос (ныне Тронхейм ). Архиепархия существовала с середины двенадцатого века до протестантской Реформации .
История
[ редактировать ]В Норвегии короли, внедрившие христианство, впервые стали известны народу во время своих военных походов. [2] Дело христианизации, начатое Хоконом Добрым (ум. 961 в битве при Фитьяре ), продолжили Олаф Трюггвасон (ум. 1000 в битве при Сволдере ) и Олаф Харальдссон (Святой Олаф, ум. 1030 в битве при Сволдере) Стиклестад ). Оба были обращенными викингами: первый был крещен в Андовере , Англия, Элфеа , епископом Винчестера , а второй в Руане архиепископом Робертом. [3]
В 997 году Олаф Трюггвасон основал в устье реки Нидельвы город Нидарос (ныне Тронхейм), где построил поместье Конгсгорд и церковь; он трудился над распространением христианства в Норвегии, на Оркнейских и Шетландских островах , на Фарерских островах , в Исландии и Гренландии . [4] монаха Гримкилла Король Олаф Харальдссон создал епископскую кафедру в Нидаросе, назначив епископом . Более того, в Норвегию приехали многие английские и немецкие епископы и священники. Норвежские епископы сначала зависели от архиепископа Гамбург-Бременского , а затем от архиепископа Лунда , примаса Скандинавии. Поскольку норвежцы хотели иметь собственного архиепископа, папа Евгений III , решив создать митрополическую кафедру в Нидаросе, послал туда в качестве легата (1151 г.) кардинала Николая Альбано (Николас Брейкспир), впоследствии Адриана IV. Легат назначил Йона Биргерсона, ранее епископа Ставангера , архиепископом Нидароса. Епископы Бергена (епископ около 1068 г.), Фарерской епархии (1047 г.), Гардара, Гренландии (1126 г.), Хамара (1151 г.), Холара, Исландии (1105 г.), Оркнейских островов (1070 г.; суфражист до 1472 г.), Осло (1073 г.), Скальхолта . , Исландия (1056 г.) и Ставангер (1130 г.) стали суфражистами.
На смену архиепископу Биргерсону пришел Эйстейн Эрлендссон (Беатус Августин, 1158–1188), бывший королевский секретарь и казначей, человек интеллекта, сильной воли и благочестия. [5] Король Сверре пожелал сделать Церковь орудием светской власти, и архиепископ был вынужден бежать из Норвегии в Англию. Он смог вернуться, и позже произошло примирение между ним и королем, но по смерти Эйстейна король Сверре возобновил свои нападения, и архиепископу Эрику пришлось покинуть страну и укрыться у Абсалона , архиепископа Лунда. Наконец, когда король Сверре напал на папского легата, папа Иннокентий III подверг короля и его сторонников интердикту. [6]
Король Хокон III (1202 г.), сын и преемник короля Сверре, поспешил заключить мир с Церковью. Папа Иннокентий III передал Тореру, архиепископу Дронтейма, власть над всей скандинавской территорией, включая Гренландию и Винландию (скандинавское название Северной Америки). Для регулирования церковных дел, пострадавших во время борьбы со Сверре, папа Иннокентий IV в 1247 году направил кардинала Вильгельма Сабинского легатом в Норвегию . Он воспрепятствовал посягательствам со стороны епископов, исправил различные злоупотребления и отменил испытание каленым железом . Во многом благодаря папским легатам Норвегия стала более тесно связана с верховным главой христианского мира в Риме. Светские священники, бенедиктинцы , цистерцианцы , августинцы , доминиканцы и францисканцы работали вместе для процветания Церкви. Архиепископы Эйлиф Кортин (ум. 1332), Пауль Баардсон (ум. 1346) и Арне Ваде (ум. 1349) были ревностными церковниками. Состоялись провинциальные советы, на которых предпринимались серьезные усилия по устранению злоупотреблений и поощрению христианского образования и нравственности. [7]
, архиепископом Нидароса было подписано Тонсбергское соглашение ( Sættargjerden в Тонсберге В 1277 году между королём Норвегии Магнусом VI и Йоном Рауде ) , подтвердившее определённые привилегии духовенства, свободу епископских выборов и тому подобные вопросы. Нидарос (Тронхейм), столица церковной провинции, был также столицей Норвегии. Резиденция королей до 1217 года, она оставалась до Реформации сердцем и центром духовной жизни страны. Здесь находилась могила святого Олафа, и вокруг покровителя Норвегии «Rex perpetuus Norvegiae» концентрировалась национальная и церковная жизнь страны. Праздник Святого Олафа 29 июля был днем воссоединения «всех народов Северных морей, норвежцев, шведов, готов, кимвров , датчан и славян», по словам старого летописца, [8] в соборе Нидарос, где реликварий возле алтаря покоился святого Олафа. Построенный в римском стиле королем Олафом Кирром (ум. 1093), собор был расширен архиепископом Эйстейном в готическом стиле . Он был завершен только в 1248 году архиепископом Сигурдом Симом. Хотя древний собор несколько раз разрушался пожарами, каждый раз его восстанавливали вплоть до Реформации в Норвегии . Затем архиепископ Эрик Валькендорф был сослан (1521 г.), а его преемник Олаф Энгельбертсен , который был орудием королевской воли при введении лютеранства , также должен был, как сторонник Кристиана II , бежать от Кристиана III (1537 г.). . Мощи святого Олафа и святого Августина (Эйстейна) были вывезены, отправлены в Копенгаген и переплавлены. Кости святого Олафа были захоронены в соборе, а место забыто.
Церковная провинция Нидарос
[ редактировать ]Архиепископия Нидарос возглавляла церковную провинцию , в которую входили следующие суфражистские епархии .
епархия | Территория | Кафедральный собор | Основан |
---|---|---|---|
Бьёргвин (ранее Селье) | Крайст-Черч | 1068 | |
Осло | Собор Святого Холлварда | 1068 | |
Десять | Хамарский собор | 1152 | |
Ставангер | Ставангерский собор | 1125 | |
Церковные усадьбы | Фарерские острова | Святого Магнуса Собор | г. 1100 |
Киркьювагр | Оркнейские и Шетландские острова | Собор Святого Магнуса | г. 1035 |
Южные острова | Остров Мэн , острова Клайд и Гебриды | Пилский собор | 1154 |
Скальхольт | Южная Исландия | Скалхольтский собор | 1056 |
Холмы | Северная Исландия | Хиллзский собор | 1106 |
Сады | Гренландия | Гардарский собор | 1124 |
Епископальные ординарии
[ редактировать ](весь латинский обряд )
- Суфражистские епископы Нидароса
- 1015: Сигурд III
- Гримкьель
- Джон
- Рудольф
- 1028–1030: Сигурд IV.
- Рагнар
- Чайник
- Осгаут
- Sigurd V
- Тьодольф
- 1070: Сигурд VI, OSB
- 1080: Адальбрикт
- –1139: Саймон
- 1140: Ивар Калфссон (Скраутанске)
- 1140–1151: Рейдар
- Митрополиты Нидаросские архиепископы (до Реформации)
- 1152/1153–1157: Джон Биргерссон
- 1161–1188: Эйстейн Эрлендссон
- 1189–1205: Эйрик Иварссон
- 1206–1214: Торе (Торер) Гудмундссон
- 1215–1224: Гутторм
- 1225–1226: Питер Брюнюльфссон
- 1227–1230: Торе II « ден Трёндске [Трендер]».
- 1231–1252: Сигурд Эйндридессон Тафсе
- 1253–1254: Сёрле
- 1255–1263: Эйнар Смьёрбак Гуннарссон
- 1263–1265: Эйнар (отвергнут Папой Климентом IV в 1265 году)
- 1267: Хокон
- 1268–1282: Джон Рауд
- 1288–1309: Йорунд
- 1311–1332: Эйлиф Арнессон Кортин
- 1333–1346: Пол Баардсон (Палл Бардарсон / Пол Бордссон [9] )
- 1346–1349: Арне Эйнарссон Ваде
- 1350–1370: Олав
- 1371–1381: Тронд Гардарссон
- 1382–1386: Николас Якобссон Рашер
- 1387–1402: Винальд Хенрикссон
- 1404–1428: Эскилл
- 1430–1450: Аслак Болт
- 1452–1458: Хенрик Кальтейсен , ОП
- 1459–1474: Олав Трондссон
- 1475–1510: Гауте Иварссон
- 1510–1522: Эрик Уолкендорф (Эрик Аксельссон Валкендорф)
- 1523–1537: Олав Энгельбректссон (последний католический архиепископ)
Обряд Нидароса
[ редактировать ]Тексты мессы, проводившейся в Норвегии и других землях столичной провинции Нидарос до протестантской Реформации, сохранились в копии печатного Миссала 1519 года и в трех рукописных текстах: B (ок. 1300 г.), C ( 13 век) и D (ок. 1200 г.). Хельге Фен в своем анализе каждого из этих текстов резюмирует характер этих текстов следующим образом:
Миссал 1519 года: Рукопись А, по-видимому, находился под влиянием в основном Нормандии и Англии и показывает несколько параллелей с использованием Сарума в позднем средневековье . Нет ничего, что решительно указывало бы на доминиканское влияние. Принадлежность к 16 веку А можно охарактеризовать как довольно консервативную. В каноне «Коммуникантов» Ксист заменен Сильвестром — возможно, из-за неправильной интерпретации «Невинных III».
На рукопись B: B особое влияние оказала Франция, в частности, ведущая группа Seez. Некоторые хвосты в B — в основном в рубриках — очевидно, зависят от объяснения мессы в Micrologus , но наиболее примечательно, возможно, то, что B, по-видимому, подразумевает, что прихожане принимают активное участие в приношениях. В целом Б относится ко второй половине XII века.
Рукопись C: C, несомненно, зависит от французской и итальянской традиции. На канон, очевидно, повлиял конкретный римский миссал XI—XIII веков, и в целом С можно отнести к началу XIII века.
Рукопись D: В D отсутствует все, что было до канона, но, в свою очередь, эта часть демонстрирует тесную связь с ирландской и особенно старой римской традицией: последнее, несомненно, потому, что D, очевидно, находится под влиянием порядка мессы в Микрологе. D является старейшим из четырех ordines Misse и должен быть отнесен к XII веку.
Из этих четырех порядков массы А и В, по-видимому, имеют больше всего общего. Если это можно рассматривать как дополнительное указание на то, что Б дает суть обряда Нидароса в 13 веке, то это дает основу для определения наиболее важных изменений в обряде этого престола за последние 250 лет до Реформации. . [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Нидаросская епархия
- ^ Йозеф Хергенретер , «История церкви», 1879, II, 721.
- ^ Банг, «История Норвежской церкви при католицизме», Христиания, 1887, 44, 50.
- ^ Маурер, соч. соч., I, III, 462.
- ^ Дааэ, «Норвежские святые», Христиания, 1879, 170–6.
- ^ Baluze , "Epp. Innocentiii III", Париж, 1682, I, i, 226, 227.
- ^ Боюсь, соч. соч., 297.
- ^ "Адам gesta pontificum Hammaburgensium", Ганновер, 1876, II, 82.
- ^ Аудун Дибдал. « Пол Бордссон ». Норвежский биографический лексикон . Проверено 23 марта 2024 г.
- ^ Четыре норвежских ярмарочных мероприятия средневековья. Опубликовано с введением и анализом Хельге Фена. Сочинения, опубликованные Норвежской академией наук в Осло.H. Hist.-Philos. Сорт. 1952. Нет. 5
Источники и внешние ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Древний престол Трондхема ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Другая библиография
- Мунк, Собор П. А. Тронхема (Христиания, 1859 г.)
- Крефтинг, О. О Трондхейском соборе (Тронхейм, 1885 г.)
- Ширмер, Кристкиркен; Нидарос (Христиания, 1885 г.)
- Мэтисен, Генри Старый тронный дом (Кристиани, 1897)