Мьёльнир
Мьёльнир [ а ] (из древнескандинавского Мьёлльнира [ б ] ) — молот бога грома Тора в скандинавской мифологии , используемый как как разрушительное оружие, так и как божественный инструмент для дарования благословений. Молот засвидетельствован во многих источниках, в том числе в руническом амулете Квиннеби XI века , «Поэтической Эдде» — сборнике эддической поэзии, составленном в XIII веке, и « Прозаической Эдде» — сборнике прозы и стихов, составленном в XIII веке. культурной сфере молот обычно носили как кулон В эпоху викингов в скандинавской , а Тор и его молот встречаются на различных объектах из археологических данных. Сегодня этот символ появляется в самых разных средствах массовой информации и снова носится в качестве кулона различными группами, включая приверженцев современного язычества .
Этимология
[ редактировать ]Этимология названия молота, Мьёльнир , оспаривается среди исторических лингвистов . Древнескандинавский Mjöllnir произошел от прото-норвежского * melluniaR , и одно из предложенных производных связывает эту форму со старославянским mlunuji и русским molnija, означающим «молния» (либо заимствованным из славянского источника, либо оба происходящими из общего источника) и впоследствии дающими значение « создатель молний». Другое предложение связывает Мьёльнир с древнескандинавским mjöll, означающим «новый снег», и современным исландским mjalli, означающим «белый цвет», что делает Мьёлльнир «сияющим молниеносным оружием». Наконец, еще одно предложение связывает древнескандинавское слово Мьёлльнир с древнескандинавским мала , означающим «перемалывать», и готским малвжан «перемалывать», в результате чего Мьёлльнир означает «измельчитель». [ 2 ]
Сертификаты
[ редактировать ]Женский городской оберег
[ редактировать ], вероятно, носится на шее, Амулет Квиннеби, который представляет собой небольшой медный амулет, найденный в Эланде , Швеция, датируемый 11 веком и украшенный древнескандинавской надписью Младшего Футарка , которая призывает Тора и его молот. Рунологи Минди Маклауд и Бернард Мис переводят амулет следующим образом:
- «Здесь я вырезаю для тебя (руны) помощи, Бофи.
- Помоги мне! Знание (?) для вас несомненно.
- И пусть молния удержит все зло от Бофи.
- Пусть Тор защитит его своим молотом, пришедшим из моря.
- Бегите от зла! Он (?) ничего не получает от Бофи.
- Боги под ним и над ним». [ 3 ]
Надпись на амулете отсылает к повествованиям, записанным сотни лет спустя как в « Поэтической Эдде», так и в «Прозаической Эдде» (см. обсуждение Hymiskviða и Gylfaginning ниже). [ 3 ]
Поэтическая Эдда
[ редактировать ]В « Поэтической Эдде » Мьёльнир упоминается в эддических поэмах «Вафтруднисмал» , «Химисквида» , «Локасенна» и «Тримсквида» . В строфе из Vafþrúðnismál мудрый великан Вафтруднир рассказывает замаскированному богу Одину, что после событий Рагнарёк Моди и Магни , сыновья Тора, будут владеть Мьёльниром:
|
|
|
В Химисквиде , получив огромный котел, который йотунн (и олицетворенный океан) попросил Эгир , чтобы он мог сварить божественный эль, Тор сражается со злобным йотнаром с помощью молота (называемого здесь китами как поэтическим приемом):
|
|
|
В Локасенне , в которой божество Локи и другие боги обмениваются оскорблениями (см. Полет ). В стихотворении боги угрожают Локи Мьёльниром как часть припева, повторяющегося во всех четырех строфах, в которых он говорит. [ 10 ]
Молот является центром эддической поэмы « Тримсквида» . В стихотворении Тор однажды просыпается и обнаруживает, что его молот пропал. В ярости бог дергает себя за бороду, качает головой и ищет отсутствующее оружие. Тор советуется с Локи, сообщая ему, что только он знает, что его молот пропал. [ 11 ]
Тор и Локи идут к богине Фрейе , и Локи спрашивает ее, может ли он использовать ее одежду из перьев . Фрейя с готовностью соглашается, Локи надевает плащ и улетает в Ётунхейм . Там он находит йотуна Трима, сидящего на кургане и заботящегося о своих животных. [ 12 ]
Они разговаривают, и Тримр подтверждает Локи, что он украл молот. Тримр говорит, что он закопал его глубоко в землю, и никто никогда не вернет его, если ему не принесут Фрейю в жены. Локи улетает обратно в Асгард и встречается с Тором. Тор спрашивает Локи, есть ли у него какие-нибудь новости, и Локи сообщает ультиматум Тора Трима. [ 12 ]
Тор и Локи отправляются к Фрейе. Один из двоих просит Фрейю надеть свадебный головной убор и пойти с ними в Ётунхейм. Фрейя настолько разгневана этой просьбой, что зал трясется, а ее ожерелье Брисингамен рвется. Богиня отказывается. [ 12 ]
Боги встречаются на совете (см. Вещь (сборка) ) и обсуждают, как вернуть молот. Бог Хеймдалль предлагает Тору надеть свадебный головной убор и носить Брисингамен, как если бы он был Фрейей. Тор сначала отклоняет это предложение, но Локи убеждает его, что если он этого не сделает, ётнар из Ётунхейма, укравший его молот, вскоре назовёт Асгард своим домом. Боги одевают Тора в свадебное платье, Локи одевается как служанка «Фрейи», чтобы сопровождать его, и они вдвоем едут на повозке Тора, запряженной козой, в Ётунхейм, по пути создавая пламя и раскалывая горы. [ 13 ]
Со двора зала Тримр замечает прибывающий дуэт и приказывает своей свите подготовиться, бросая солому на скамейки в зале. Той ночью Тримр говорит, что он был удивлен, обнаружив, что его будущая невеста яростно ест и пьет, съедая девять первых блюд — одного быка и восемь лососей — и три бочонка меда. Локи отвечает, что «Фрейя» не пила и не ела восемь ночей до этого, так как ей очень хотелось приехать в Ётунхейм. [ 13 ]
Тримр поднимает фату «Фрейи», чтобы поцеловать ее, но тут же отпрыгивает назад: глаза невесты были «устрашающими», как будто «из них горит огонь». Замаскированный Локи объясняет, что это произошло потому, что «Фрейя» не спала восемь ночей до этой, потому что ей так хотелось прибыть в Ётунхейм (по теме чисел три и девять в скандинавских мифах см. числа в скандинавской мифологии ). [ 14 ]
Наконец, Тримр призывает вызвать Мьёльнир для освящения невесты с помощью богини Вар :
|
|
«Фрейя» видит молот и внутренне смеется, прежде чем схватить его, убив Тримра и еще одного йотуна и избивая собравшихся свадебных гостей. Стихотворение заканчивается прозаической заметкой, указывающей на то, что именно так бог вернул свой молот. [ 17 ]
Проза Эдда
[ редактировать ]Мьёльнир упоминается в книгах Прозаической Эдды Gylfaginning и Skáldskaparmál .
Гильфагиннинг
[ редактировать ]В начале Gylfaginning Хай описывает бога Тора и его «три особых владения»: его молот Мьёльнир, его железные перчатки Ярнгрейпр и его пояс Мегингьёрд . Хай объясняет, что Тор должен носить перчатки со своим молотом, и что Мьёльнир хорошо известен среди ётнаров благодаря черепам многих ётунов, которые он разбил с течением времени. [ 18 ]
Фигура Третьего на троне неохотно рассказывает историю, в которой Тор и Локи едут в колеснице Тора, запряженной двумя его козами, Таннгрисниром и Таннгньостром . Локи и Тор останавливаются в доме крестьянина-фермера, и там им дают ночлег. Тор забивает своих коз, снимает с них шкуры и кладет в горшок. Когда козы готовы, Локи и Тор садятся ужинать. Тор приглашает крестьянскую семью разделить с ним трапезу, и они это делают. [ 19 ]
По окончании трапезы Тор кладет козлиные шкуры на противоположную сторону костра и приказывает крестьянам бросить кости козла на козлиные шкуры. Крестьянский сын Ойалфи берет одну из костей козьего окорока и разрезает ее ножом, ломая кость, чтобы добраться до костного мозга. Переночевав в крестьянском доме, Тор просыпается и одевается до рассвета. Тор берет молот Мьёльнир, поднимает его и благословляет козлиные шкуры. Воскресшие, козлы стоят, но один из двух козлов хромает на заднюю ногу. Заметив эту новую хромоту, Тор восклицает, что кто-то плохо обращался с костями его козлов; что кто-то сломал окорок во время еды накануне вечером. [ 20 ]
В сказке, рассказанной Третьим, боги Локи и Тор вместе со слугами Тора Оьяльфи и Рёсквой сталкиваются с огромным лесом, когда прибывают в Ётунхейм. Группа с трудом находит жилье, пока не сталкивается с огромным и своеобразным зданием с очень широким входом. Они решают переночевать в строении. В полночь они переживают землетрясение и решают обыскать здание. Они ничего не находят. С Мьёльниром в руке Тор охраняет вход в зал, пока команда не слышит интенсивные стоны и грохот. [ 21 ]
На рассвете Тор выходит из зала и видит огромного человека, спящего и громко храпящего. Тор понимает, что действительно слышал храп этого огромного человека. Бог надевает пояс, его сила увеличивается, и человек встает. Увидев его рост, Третий говорит, что «и говорят, что Тор на этот раз боялся ударить его молотом и спросил его имя». Крупный мужчина говорит, что его зовут Скримир, и сообщает, что Тор, Локи, Уьялфи и Рёсква спали не в зале, а в перчатке Скримира. [ 22 ]
Скримир говорит Тору, что ему не нужно представляться, потому что он уже знает, что он Тор. Позже в путешествии Тор нападает на спящего Скримира в трех разных случаях: в первом случае Скрюмир просыпается и спрашивает, не упал ли лист ему на голову; во втором случае Скрюмир просыпается и спрашивает, упал ли ему на голову желудь; и в третьем и последнем случае Скрымир спрашивает, не могли ли птицы над ним сбить ветки ему на голову. [ 23 ]
Позже Скримир рассказывает, что все это было иллюзией: например, огромный Скрымир на самом деле был колдуном Атгарда-Локи , и удары, которые наносил Тор, напугали его: Он подробно описывает, что если бы они ударили его, они бы убили его, и что его удары пробили глубокую долину в ландшафте. [ 24 ]
Gylfaginning содержит пересказ материала, найденного в Химисквиде (обсужденном выше). В этой версии Тор бросает свой молот и отрубает голову великому змею Ёрмунгандру . Третий, однако, отмечает, что он не верит в то, что это произошло: Третий говорит, что он верит, что змей все еще живет в море, обвиваясь вокруг мира. [ 25 ]
Позже в Gylfaginning Хай рассказывает о смерти и корабельных похоронах бога Бальдра . Боги не могут переместить корабль самостоятельно и поэтому просят могущественного йотуна Хюрроккина прийти из Ётунхейма на помощь. Хиррокин приезжает верхом на волке с гадюками в качестве поводьев. Хюрроккин толкает корабль, и он стартует с первого прикосновения, с сильным пламенем и землетрясениями. Это приводит Тора в ярость: он хочет разбить череп Хюйроккин своим молотом, но другие боги убеждают его не нападать на нее. [ 26 ]
Тело Бальдра переносят на корабль. Жена Бальдра, богиня Нанна , видит это и умирает от горя. Собравшиеся помещают ее вместе с Бальдром на костер корабля, прежде чем зажечь его. Тор освящает скучный корабль своим молотом. Карлик по имени Лит бежит перед его ногами и пинает его в пламя, где тот сгорает. [ 26 ]
Gylfaginning завершается предсказанием событий Рагнарека , во время которых мир страдает от катаклизмов и бедствий, прежде чем вернуться зеленым и прекрасным. Хай описывает возвращение различных богов после Рагнарёка, в том числе сыновей Тора Моди и Магни, которые возвращаются в Асгард с молотом своего отца, Мьёльниром. В этом отчете цитируется приведенная выше строфа Völuspá . [ 27 ]
Вопрос фантастики
[ редактировать ]« Прозаическая Эдда» Книга Skáldskaparmál содержит несколько упоминаний о молоте, в том числе случай его упоминания в поэзии скальдов . В разделе, посвященном кеннингам , используемым поэтами для обозначения бога, говорится, что Тора можно назвать «правителем и владельцем» Мьёльнира. [ 28 ]
В этом разделе цитируется отрывок скальда 9-го века Браги Боддасона, в котором упоминается молот:
- Ужасающий Офлугбарди [Тор] поднял свой молот в правой руке, когда узнал угольную рыбу, которая ограничивает все земли [змея Мидгарда]. [ 28 ]
В этом разделе также цитируется отрывок из Гамли гневадарскальда , в котором упоминается молот:
- В то время как господин Бильскирнира, который никогда не питал предательства в своем сердце, быстро уничтожил морскую рыбу [змея Мидгарда] с помощью проклятия ущельных китов [гигантов] [Миоллнира]. [ 28 ]
Скальдскапармал рассказывает об использовании Тором Мьёльнира в битве с йотуном Хрунгниром . В нем после того, как богам надоело гнусное хвастовство Хрунгнира в Асгарде, они призывают Тора, который тут же появляется с поднятым молотом. В конце концов Тор сражается с Хрунгниром, и на дуэль Хрунгнир приносит точильный камень в качестве оружия . Тор бросает молот в Хрунгнира, и Хрунгнир в ответ бросает в Тора точильный камень, а Мьёльнир раскалывает его пополам. Одна часть точильного камня становится предшественником всех точильных камней, а другая часть внедряется в голову Тора. Тем временем Мьёльнир разбивает череп Хрунгнира на куски. [ 29 ]
Что касается этой сказки, в разделе представлены расширенные выдержки из «Хаустленга» , произведения, приписываемого скальду X века Одольфру из Хвинира . В стихотворении Ойодольфра Мьёльнир упоминается в нескольких разных случаях, например: «Каменным джентльменам [гигантам] не пришлось долго ждать после этого быстрого удара от жесткого, разбивающего множество людей друга [Тора] тролля с лицом-молотом [Миоллнира] ]» и «Там погрузился овражный [горный] принц [великан] прежде, чем крепкий молот и скалолом [Тор] отбросили назад могучего непокорного». [ 30 ]
Skáldskaparmál также содержит прозаическое описание встречи Тора с Гейррёдом : во введении к прозе отмечается, что Тор прибыл ко двору Гейррёда без своего молота. Вместо этого он использует шест, подаренный ему его любовником-йотуном Гридом . [ 31 ]
Последнее упоминание о молоте в Скальдскапармале дает объяснение его изготовления братьями гномами - Эйтри и Броккром . В этом повествовании Локи стрижет богине Сиф волосы . Обнаружив это, Тор хватает Локи и угрожает раздробить каждую кость его тела, если он не найдет решение. Локи отправляется в свартальфар , и для него Сыны Ивальди изготавливают три особых предмета: золотые волосы Сифа, корабль Фрейра Скидбладнир и копье Одина Гунгнир . [ 32 ]
Увидев это, Локи поспорил с гномом Броккром на то, сможет ли его брат Эйтри сделать еще три предмета равного качества. Пока Эйтри работает над тремя драгоценными предметами, в комнату входит муха и трижды кусает его: сначала муха приземляется на руку гнома и кусает ее, но Броккр не реагирует: он кладет свиную шкуру в кузницу и вынимает ее из нее. тянет золотого вепря Гуллинбурсти ; во-вторых, муха приземляется и кусает гнома сзади в шею, но тот не реагирует: вставив золото, он вытаскивает из кузницы Драупнир , золотое кольцо, которое каждые девять ночей производит еще восемь своих; и в-третьих, муха приземляется на веко гнома и кусает его, из-за чего кровь закрывает ему обзор. Тем не менее, Броккр вставляет в кузницу железо и достает из него молот Мьёльнир. [ 32 ]
Боги Один, Тор и Фрейр собираются, чтобы оценить качество этих предметов. Просматривая предметы и объясняя их назначение, Броккр говорит о Мьёльнире следующее:
- Затем он дал Тору молот и сказал, что сможет ударить сколь угодно сильно, по какой бы цели он ни пожелал, и молот не подведет, и если он бросит его во что-нибудь, он никогда не промахнется и никогда не улетит так далеко, что он не мог вернуться обратно в руку, и, если бы он захотел, он был настолько маленьким, что его можно было бы положить в рубашку. Но был в нем такой недостаток: конец молотка был довольно коротким. [ 33 ]
Три собравшихся бога считают молот лучшим из всех предметов, и рассказ продолжается без дальнейшего упоминания об этом предмете. [ 33 ]
Археологические данные
[ редактировать ]Подвески-молоты, кольца, монеты, типология, таксономия и база данных Эйтри.
[ редактировать ]Около 1000 подвесок необычной формы, изображающих молот Тора, были раскопаны на территории сегодняшних стран Северной Европы , Англии, северной Германии, стран Балтии и России. Большинство из них имеют очень простой дизайн из железа или серебра. Около 100 имеют более совершенный дизайн с орнаментом. [ 34 ] Подвески были найдены в самых разных местах (в том числе на городских объектах и в кладах) и имеют разную форму. По состоянию на 2004 год 10% всех находок были найдены в могилах, почти все из которых были кремированы. [ 35 ] Захоронения часто идентифицируют как женские могилы. [ 34 ] Помимо подвесок, молот был обнаружен на таких предметах, как, например, на двух арабских монетах, найденных на городских раскопках. [ 36 ]
Вот четыре примера находок Мьёльнира, их датировка и контекст открытия:
Местоположение обнаружено | Материал и отделка | Встречаться | Другая информация | Ссылка(и) |
---|---|---|---|---|
Вердал , Трёнделаг , Норвегия | Серебро, декорированное | Без даты | Случайная находка | [ 36 ] |
Хильде, Стрюн , Норвегия | Кольцо с девятью молоточками | 10 век | Найден в женском кремационном захоронении в лодке в кургане. | [ 36 ] |
Каупанг, Ларвик , Норвегия | Железо, без декора | Около 800–960 | Никто | [ 36 ] |
Кёбелев, Лолланд , Дания | Надпись | 10 век | Найден только молот с рунической надписью; в тексте написано «Хмар × есть», что означает «Это молот». | [ 37 ] |
В 1999 году немецкий археолог Йорн Штекер предложил типологию находок с молотками, основанную на декоративном стиле и свойствах материалов (таких как янтарь, железо или серебро). В 2019 году американский ученый Кэтрин Сюзанна Бирд предложила расширить типологию на основе таких факторов, как форма молотка и тип подвески. [ 38 ] В 2019 году Берд также запустил Eitri: The Norse Artifacts Database , онлайн-базу данных, в которой перечислены многочисленные находки молотков, а также данные об их составе и контексте открытия. [ 39 ]
Развитие подвесок-молотов было предметом изучения различных ученых. Амулеты-молоты, по-видимому, произошли от более ранней традиции подобных подвесок у северогерманских народов. [ 40 ] Ученые также отметили, что молот, возможно, произошел от кулона, который носили другие древние германцы, так называемого амулета-палицы Геркулеса . [ 41 ] Рост популярности амулета в эпоху викингов и некоторых вариантов его формы, возможно, был ответом на использование христианских крестовин, которые чаще появлялись в регионе в процессе христианизации. [ 40 ]
-
Рисунок позолоченного серебряного кулона Мьёльнир диаметром 4,6 см , найденного в Бредсятре на острове Эланд , Швеция.
-
Рисунок амулета-молота Тора из Мандемарка , Мён , Дания.
-
Рисунок позолоченного серебра молота Тора, найденного в Скании , Швеция.
-
Фотография молотка из Рёмерсдаля, Борнхольм, Дания, датированная ок. 790–1100 гг. н.э.
В кремационных могилах эпохи викингов в районе Меларена , на Аландских островах и в России есть находки того, что археологи назвали кольцами-молотами Тора. Это железные кольца с прикрепленными к ним множеством амулетов; многие, но не все амулеты имеют форму молотков. Кольца-амулеты, найденные в погребальных урнах, в могилах для обоих полов, но чаще в женских могилах, возможно, играли роль в практике кремации, но их точная функция неизвестна. Самые ранние примеры относятся к периоду Венделя, но, похоже, они стали более распространены в позднюю эпоху викингов, что может быть связано с политическими и религиозными конфликтами. [ 42 ]
Статуя Эйрарланда
[ редактировать ]Статуя Эйрарланда , фигура из медного сплава, найденная недалеко от Акюрейри , Исландия, датируемая примерно 11 веком, может изображать Тора сидящим и сжимающим свой молот. [ 43 ]
Рунические камни и камни с изображениями
[ редактировать ]Графические изображения молота Тора встречаются на нескольких рунических камнях , таких как DR 26 , DR 48 и DR 120 в Дании и VG 113 , Sö 86 и Sö 111 в Швеции. [ 44 ] По крайней мере, три камня изображают Тора, ловящего змея Ёрмунганда , а на двух из них изображены молотки: рунный камень Алтуны в Алтуне , Швеция, и изображение Госфорта в Госфорте , Англия.
-
Рунный камень из Сёдерманланда , Швеция, с изображением молота Тора.
-
Камень Алтуна из Швеции, один из четырех камней, изображающих рыбалку Тора.
-
Крупный план Тора с Мьёльниром , изображенный на камне Алтуна.
-
, Изображение Госфорта один из камней, изображающий рыбалку Тора.
Как отмечает Бирд, Тор «является единственным известным богом, которого призвали благословить или освятить рунные камни эпохи викингов», и этот факт наблюдают ученые, по крайней мере, с 19 века. [ 45 ]
Научный прием и интерпретация
[ редактировать ]Латинские источники: Адам Бременский и Саксон Грамматик.
[ редактировать ]Два источника описывают Тора как владеющего молотоподобными предметами, хотя и не описываемыми как молоты. В XI веке летописец Адам Бременский записывает в своей Gesta Hammaburgensis Ecclesiae Pontificum, что статуя Тора, которого Адам описывает как «самого могущественного», сидит в храме в Упсале в центре тройного трона (по бокам которого стоят Воден и «Фрикко»). «), расположенный в Гамла Уппсала , Швеция. Адам подробно описывает, что «Тор, по их мнению, управляет небом; он управляет громом и молнией, ветрами и бурями, хорошей погодой и плодородием» и что «Тор со своей булавой похож на Юпитера». Адам подробно описывает, что жители Уппсалы назначили жрецов каждому из богов и что жрецы должны были приносить жертвы . В случае Тора, продолжает он, эти жертвоприношения приносились во время угрозы чумы или голода. [ 46 ] Ранее в той же работе Адам сообщает, что в 1030 году английский проповедник Вульфред был линчеван собравшимися германскими язычниками за «осквернение» образа Тора. [ 47 ]
В книге датского автора XII века Саксона Грамматика Gesta Danorum , эвгемеризованной версии бога, он изображен держащим в руках клаву , дубовую дубинку. Саксон представляет эвгемеризованную историю о его происхождении, которая, как и приведенное выше повествование о Скалдскапармале , описывает молот как имеющий короткую ручку, что подтверждает более широкую традицию как о короткости молота, так и о его роли в повествовании как оружия, предназначенного для защиты богов. . [ 48 ] Это описание встречается в третьей книге «Деяний датчан» :
- Но Тор разрушил всю их защиту щитами ужасающими взмахами своей дубины, призывая врагов атаковать его так же, как его поддерживают товарищи. Не было доспехов, которые могли бы выдержать его удары, и никого, кто мог бы их пережить. Щиты, шлемы, все, во что он ударил своей дубовой дубиной, было раздавлено при ударе, а размеры тела и мышцы не имели никакой защиты. Следовательно, победа досталась бы богам, если бы Хетер , чья линия людей изогнулась внутрь, не полетел вперед и не сделал дубину бесполезной, отрубив рукоятку. Сразу же им отказали в этом оружии, и божества сбежали. [ 49 ]
Различные ученые считают, что это оружие просто отсылка к Мьёльниру. Бирд отмечает, что «археологические находки молотков (даже те, что являются современными по описанию Адама) совершенно явно не напоминают это дубинообразное оружие, что позволяет предположить, что их существование в литературе является скорее результатом интерпретации romana, чем чего-либо еще (хотя следует помнить, что ирландский Дагда также пользуется дубинкой...). Действительно, во всей [базе данных Эйтри] имеется только один экземпляр деревянного молотка, и этот артефакт представляет собой всего лишь полуфрагмент, который может вообще не будь молотком». [ 50 ]
Храмовые инструменты и церемониальное значение
[ редактировать ]Древнескандинавские записи упоминают, что Тор использовал Мьёльнир не только как грозное оружие, но и как средство освящения или освящения. Например, как подробно описано выше, Тримсквида упоминает, что молот должен был быть принесен для освящения невесты (которая на самом деле оказывается замаскированным Тором), в «Гилфагиннинге» Тор воскрешает своих коз Таннгриснира и Таннгньостра с помощью молотка, а в «Скальдскапармале» Тор использует свой молот, чтобы благословить корабль Бальдра на похоронах своего корабля и Наны. Множество предметов из археологических данных призывают Тора к исцелению, некоторые из них явно представляют или призывают к помощи его молота. Согласно книге 13 Gesta Danorum Саксона Грамматика , Магнус Сильный убрал большие модели молотов из храма, посвященного Тору (здесь он упоминается как Юпитер через интерпретацию romana ) в 1125 году:
- Оливера Элтона (1894 г.): Перевод
- Он позаботился о том, чтобы привезти домой несколько необычных по весу молотов, которые они называют молотами Юпитера, которыми пользовались островные жители в своей уникальной вере. Ибо люди древности, желая постичь причины грома и молнии посредством подобия вещей, взяли большие и массивные бронзовые молоты, с помощью которых, как они полагали, можно было произвести падение неба, думая, что это сильный и сильный шум. вполне можно было бы имитировать труд кузнеца. Но Магнус, в своем рвении к христианскому учению и нелюбви к язычеству, решил испортить храм его оборудованием, а Юпитеру его жетоны на месте его святости. И даже сейчас шведы считают его виновным в святотатстве и расхитителем добычи, принадлежащей богу. [ 51 ]
По словам Дэвидсона, «действительно может показаться, что сила бога грома, символизируемая его молотом, распространялась на все, что было связано с благополучием общества. Она охватывала рождение, брак и смерть, погребение, и церемонии кремации, оружие и пиршества, путешествия, захват земель и клятвы между людьми. Знаменитое оружие Тора было не только символом разрушительной силы бури, огня с небес, но и защитой от неба. силы зла и насилия». [ 52 ]
Северный бронзовый век и потенциальное протоиндоевропейское происхождение
[ редактировать ]северного бронзового века Петроглифы изображают фигуры, держащие молотки и подобное молоту оружие, например топоры. Некоторые ученые предложили, чтобы они изображали предшественников Мьёльнира. Как резюмирует ученый Рудольф Симек, «как показывают наскальные изображения топора или богоподобных фигур с молотками бронзового века, [Мьёльнир] на ранних этапах играл роль освящающего инструмента, вероятно, в культе плодородия ...». [ 53 ]
Тор — одно из различных божеств, связанных с громом или олицетворяющих его, владеющее молотоподобным предметом, связанным с такими явлениями, как молния или огонь, в различных мифических телах. В некоторых случаях эти похожие на молот предметы возвращаются к божеству, когда их бросают, или приводят к изменению погоды. Примеры, часто приводимые учеными, включают ведического Индру , владеющего молниеносным копьем; Юпитер , бросающий молнии; и кельтское божество Дагда , несущее дубинку. Многочисленные ученые определили концепцию Тора и его молота, как Индра, Зевс и Дагда, как происходящую из протоиндоевропейской мифологии . [ 54 ]
-
Петроглиф северного бронзового века с изображением фигуры, держащей похожий на молот предмет, среди наскальных рисунков Танума , Швеция.
-
Петроглиф скандинавского бронзового века с фигурами, держащими молотки или предметы, похожие на топоры, среди наскальных рисунков Танума, Швеция.
-
Церемониальный топор северных стран бронзового века, острие лезвия направлено вниз.
-
Церемониальный топор северных стран бронзового века, лезвие направлено вниз.
Связь со свастикой и исландскими народными верованиями
[ редактировать ]Свастика . появляется на множестве предметов, производимых или используемых древними германскими народами В позднеисландских народных верованиях исландские гримуары называют свастичный символ «молотом Тора». По мнению рунологов Минди МакЛауд и Бернарда Миса, «к началу Нового времени описание «молот Тора» стало применяться к свастикам («солнечным колесам»), а не к символам молота, встречающимся в средневековых рунических надписях. Аналогичным образом, термины однажды используемые для других символов, также стали ассоциироваться с новыми формами, часто неясного происхождения». [ 55 ] Другие ученые предположили, что свастика с давних времен олицетворяла молот Тора у древних германских народов. [ 56 ] Английский фольклорист Хильда Эллис Дэвидсон исследует использование свастики в древних археологических германских записях (до 1964 года) и приходит к выводу, что «Тор был посланником молний и богом, даровавшим людям и солнечный свет, и дождь, и вполне вероятно, что свастика ну и знак молота был связан с ним». [ 57 ]
Современная популярная культура
[ редактировать ]Мьёльнир изображается в различных средствах массовой информации в современную эпоху. Как заметил Рудольф Симек, в искусстве «Тор почти всегда изображается с [Мьёльниром]», но то, как молот появляется в современных изображениях, варьируется: иногда он может выглядеть как молотоподобное изображение булавы Геркулеса , больших салазок. молоток и демонстрация влияния археологических данных. [ 58 ] Примеры включают картину Генри Фюзели 1780 года «Тор, избивающий змея Мидгарда» ; HE Freund работы Статуя Тора 1821–1822 годов ; работы Б. Е. Фогельберга 1844 года Мраморная статуя Тора ; Картина Мортена Эскила Винге 1872 года « Битва Тора с гигантами» ; Рисунок К. Эренберга 1883 года «Один, Тор и Магни» ; несколько иллюстраций Э. Доплера, опубликованных в книге Вильгельма Раниша « » 1901 года Валхолл ( Тор ; Тор и Змей Мидгарда ; Тор, сражающийся с Хрунгниром ; Тор, переодетый невестой, с великаном Тримом ; Тор с Хаймиром ; Тор со Скрюмиром ; Тор, пробирающийся через реку река Вимур ); рисунки Дж. К. Доллмана 1909 года «Тор и гора» и «Сиф и Тор» ; Картина Г. Поппе «Тор» ; Рисунок Э. Поттнера 1914 года «Тень Тора» ; Х. Наттера Мраморная статуя Тора ; и иллюстрации У. Брембера 1977 года к Die Heimholung des Hammers» книге Х.К. Артмана « . [ 59 ]
В честь молота названы различные места, организации и объекты. Примеры включают Мьёльнерпаркен в Копенгагене, Дания; кратер Мьёльнир , метеоритный кратер у побережья Норвегии; памятник «Молот Тора» в Квебеке, Канада; американские горки «Молот Тора » в тематическом парке Тузенфрид в Норвегии; норвежский футбольный клуб «Мьёльнер» ; и множество названий кораблей, в том числе HNoMS Mjölner (1868 г.) и несколько кораблей под названием HSwMS Mjölner . Музыкальные проекты, получившие свое название от названия молота, включают американо-норвежскую метал-группу Thorr's Hammer и исландскую рок-группу Thor's Hammer . Муниципалитет Торсхавн , столица Фарерских островов , имеет изображение Мьёльнера на своей печати и гербе, как и муниципалитет Торсос в Швеции.
В современную эпоху подвески Мьёльнир носят самые разные люди и для самых разных целей. [ 60 ] Например, символ обычно используется приверженцами язычества , нового религиозного движения . [ 58 ] В своей статье 2006 года ученые Дженни Блейн и Роберт Дж. Уоллис отмечают, что «самым распространенным из языческих священных артефактов является молот Тора», и добавляют, что «языческая духовность выражается визуально и публично различными способами, например, демонстрацией воспроизведенных артефактов. (например, молот Тора в качестве подвески…), паломничества к священным местам (и оставленным там вотивным подношениям), а также «посещения» музейных коллекций артефактов, которые предлагают прямые визуальные (и другие резонансные) связи с древними религиями». [ 61 ]
В Соединенных Штатах Молот Тора предлагается в качестве религиозной эмблемы (№ 55, «Молот Тора») для надгробий ветеранов войны , производимых Национальной администрацией кладбищ США . [ 62 ]
Этот символ нашел некоторое применение в белых националистических и неонацистских кругах. Как отмечается в базе данных символов Антидиффамационной лиги, посвященной «Молоту Тора», «хотя его традиционное происхождение не является расистским, и хотя большинство асатруеров сегодня не являются расистами, символ Молота Тора был присвоен неонацистами и другими белыми». Сторонники превосходства, особенно те, кто исповедует расистские или сторонники превосходства белой расы версии неоскандинавских верований под видом одинизма или вотанизма, сторонники превосходства белой расы часто даже создают расистские версии Молота Тора, включая в украшения свастики или другие символы ненависти». [ 63 ] Ученый Кэтрин Бирд отмечает, что «большинство людей, которые сегодня носят подвески-молотки, делают это по культурным, религиозным или декоративным причинам и не поддерживают абсолютно никаких связей с какими-либо расистскими группами или убеждениями». [ 64 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ / ˈ m j ɔː l n ɪər / [ 1 ]
- ^ Древнескандинавский: [ˈmjɔlːnir]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ "Мьёльнир" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ Симек 2007: 219–220.
- ^ Перейти обратно: а б Маклауд и Мис 2006: 28.
- ^ Торп 1866: 18.
- ^ Беллоуз 1923: 82.
- ^ Ларрингтон 2014: 45.
- ^ Торп 1866: 60.
- ^ Thorpe 1923: 149. В сноске, сопровождающей эту строфу, Беллоуз говорит: «В рукописях не указано никаких пробелов. Некоторые редакторы помещают недостающую строку как 2, некоторые как 3, а некоторые, оставляя существующие три строки вместе, добавляют четвертую. и метрически неверное, одно из поздних бумажных рукописей: «Кто с Хюмиром следовал за ним».
- ^ Ларрингтон 2014: 79, 294.
- ^ Ларрингтон 2014: 90–91.
- ^ Ларрингтон 2014:93.
- ^ Перейти обратно: а б с Ларрингтон 2014:94.
- ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон 2014:96.
- ^ Ларрингтон 2014: 96–97.
- ^ Торп (1866:66).
- ^ Беллоуз (1923).
- ^ Перейти обратно: а б Ларрингтон 2014:97.
- ^ Фолкс 1987: 22.
- ^ Фолкс 1987: 37–38.
- ^ Фолкс 1987: 38.
- ^ Фолкс 1987: 38–39.
- ^ Фолкс 1987: 39.
- ^ Фолкс 1987: 39–40.
- ^ Фолкс 1987: 44–45.
- ^ Фолкс 1987: 48.
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс 1987: 49.
- ^ Фолкс 1987: 56.
- ^ Перейти обратно: а б с Фолкс 1987: 72.
- ^ Фолкс 1987: 79–82.
- ^ Фолкс 1987: 80–81.
- ^ Фолкс 1987: 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс 1987: 96.
- ^ Перейти обратно: а б Фолкс 1987: 97.
- ^ Перейти обратно: а б Natmus.dk 2014.
- ^ Нордейде 2006: 218–219.
- ^ Перейти обратно: а б с д Нордейде 2006: 218.
- ^ Natmus.dk 2014; Имер 2017: 193.
- ^ Борода 2019: 14–15.
- ^ Эйтри: Базу данных скандинавских артефактов можно посмотреть онлайн здесь. Архивировано 20 января 2021 г. на Wayback Machine (последний доступ 18 января 2021 г.). Берд разработала базу данных в рамках своей магистерской диссертации в Университете Исландии под руководством Терри Ганнелла. Некоторые из этих записей также можно найти в Beard 2019: 171–228.
- ^ Перейти обратно: а б Борода 2019: 124–125.
- ^ Симек 1993: 14–15.
- ^ Уильямс 2013: 200–201.
- ^ Орчард 1997: 161.
- ^ Маккиннелл, Симек, Дювель (2004: 116–133).
- ^ Борода 2019: 119.
- ^ Орчард 1997: 168–169.
- ^ Норт 1998: 236.
- ^ Дэвидсон и Фишер 1996: II 54.
- ^ Дэвидсон и Фишер 1996: I 72, II 54.
- ^ Борода 2019: 154–155.
- ^ Цитируется Дэвидсоном 1964: 81.
- ^ Дэвидсон 1964: 83–84.
- ^ Симек 2007: 219.
- ^ См. Борода 2019: 31, 39, 41.
- ^ Маклауд и Мис 2006: 252.
- ^ Обсуждение этой темы см. Beard 2019: 23–24.
- ^ Дэвидсон 1964: 82–83.
- ^ Перейти обратно: а б Симек 2007: 220.
- ^ Симек 2007: 323.
- ^ См. обсуждение в Beard 2019: 9–11.
- ^ Блейн и Уоллис 2006: 90 и 93.
- ^ Департамент по делам ветеранов США. Без даты. «Доступные символы веры для размещения на правительственных надгробиях и знаках». cem.va.gov. Онлайн. Последний доступ 17 января 2021 г.
- ^ «Молот Тора» . Архивировано 7 апреля 2019 года в Wayback Machine . Без даты. Ненависть на дисплее База данных символов ненависти. Онлайн. Последний доступ 18 января 2021 г.
- ^ Борода 2019: 10.
Ссылки
[ редактировать ]- Борода, Кэтрин Сюзанна. 2019. Хамаринн Мьёльнир: База данных Эйтри и эволюция символа молота в древнескандинавской мифологии . Проект базы данных MA. Университет Исландии. Онлайн. Последний доступ 18 января 2021 г.
- Беллоуз, Генри Адамс . Тарнс. 1923. Поэтическая Эдда . Нью-Йорк: Американо-скандинавский фонд .
- Блейн, Дженни и Роберт Дж. Уоллес. 2006. «Представление духа: язычество, новые коренные жители и изображенное прошлое» в книге Яна Рассела, редактор. Изображения, представления и наследие , с. 89–108. Спрингер. ISBN 0-387-32215-9
- Эллис Дэвидсон, HR 1964. Боги и мифы Северной Европы . Пингвин. ISBN 9780141941509
- Дэвидсон, Хильда Эллис и Питер Фишер . 1996. Саксон Грамматик: История датчан, книги I-IX . Бойделл и Брюэр Лтд. ISBN 0-85991-502-6
- Фолкс, Энтони . 1987. Пер. прошлом В Обыватель. ISBN 0-460-87616-3
- Имер, Лисбет М. 2017. «Фонд Гамле – новые опдагельсер» [Старые находки – новые открытия]. Очарование скрытого и его расшифровка - Ради са' кунни (на датском языке). Де Грютер. ISBN 978-3-11-054738-2
- Ларрингтон, Кэролайн . 2014. Поэтическая Эдда . Переработанное издание. Оксфордская мировая классика . ISBN 978-0-19-967534-0
- Маклауд, Минди и Бернард Мис. 2006. Рунические амулеты и магические предметы . Бойдел и Брюэр Лтд. ISBN 978-1-84383-205-8
- Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф ; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в Младшем Футарке» (PDF) . Руны, магия и религия: справочник . Студия Медиевалия Септентрионалия. Том. 10. Вена: Фассбендер. ISBN 978-3-900538-81-1 .
- «Руны подтверждают: Молот Тора – это молот» [Руны подтверждают: Молот Тора – это молот]. Natmus.dk (на датском и английском языках). 12 июня 2014 г. Проверено 20 января 2021 г.
- Нордейде, Сэбьёрг Валакер. 2006. «Молот Тора в Норвегии» Андерса Андрена, редактор. Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе . Северная академическая пресса.
- Орчард, Энди . 1997. Словарь скандинавских мифов и легенд . Касселл . ISBN 0-304-34520-2
- Сойер, Биргит . 2003. Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-820643-7 .
- Симек, Рудольф . 2007 [1993]. Перевод Анжелы Холл. Словарь северной мифологии . Д.С. Брюэр .
- Торп, Бенджамин . Пер. 1866. Эдда Сэмундара Хиннса Фроды: Эдда Сэмунда Ученого. Часть I. Лондон: Trübner & Co.
- Уильямс, Ховард . 2013. «Смерть, память и материальная культура: каталитическая память и кремированные мертвецы» в редакции Сары Тарлоу и Лив Нильссон Штутц . Оксфордский справочник по археологии смерти и захоронений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-956906-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с археологическими записями Мьёлльнира , на Викискладе?
- СМИ, связанные с Мьёльниром, на Викискладе?
- Словарное определение Мьёлльнира в Викисловаре