Рунный камень Алтуны
Рунный камень Алтуны | |
---|---|
![]() | |
Высота | 1,95 метра |
Письмо | Младший Футарк |
Созданный | 11 век |
Обнаруженный | 1918 Алтуна, Уппланд , Швеция |
Текущее местоположение | Алтуна, Уппланд , Швеция |
Культура | Викинг |
круглых данных Идентификатор | В 1161 году |
Мастер рун | Несколько |
Текст – Родной | |
Древнескандинавский : см. статью. | |
Перевод | |
См. статью |
Рунный камень Алтуны ( Altunastenen ), указанный как U 1161 в каталоге Rundata , представляет собой эпохи викингов мемориальный рунный камень с изображениями из скандинавской мифологии , который находится в Алтуне, Уппланд , Швеция .
Описание
[ редактировать ]Рунный камень Алтуны — это гранитный камень высотой 1,95 метра (6 футов 5 дюймов), который был обнаружен в 1918 году местным историком в стене часовни, расположенной недалеко от ее нынешнего местоположения. До того, как историческое значение рунных камней было признано, их часто использовали в качестве материала при строительстве дорог, мостов, стен и зданий. Это один из немногих сохранившихся рунических камней с исключительно языческими иллюстрациями из скандинавской мифологии. Большинство сохранившихся рунических камней были воздвигнуты в 11 веке после христианизации Швеции , и их воздвигли люди, которые хотели показать, что они тоже придерживаются новой веры, по крайней мере внешне, в связи с тем, что по крайней мере половина рунических камней имеют надписи, относящиеся к христианству.
Однако одна сторона Рунного камня Алтуны иллюстрирует легенду, записанную в « Химисквиде» «Поэтической Эдды» , в которой скандинавский бог Тор ловит рыбу на Ёрмунганда , змея Мидгарда. [ 1 ] Тор идет на рыбалку с йотуном Хюмиром, используя голову быка в качестве наживки, и ловит Ёрмунганда, который затем либо вырывается на свободу, либо вырывается на свободу. [ 2 ] или, как сказано в «Gylfaginning» Прозаической Эдды , линия прерывается Химиром. [ 3 ] В «Прозаической Эдде» содержится дополнительная информация о том, что, пока Тор тянул веревку с Ёрмунгандром на крюке, его ноги прошли через дно лодки. [ 3 ] На изображении на руническом камне Алтуны не изображен Хюмир, что может быть связано с узкой формой камня, но на нем изображен Тор, его леска и снасть, а также змея и, в частности, нога Тора, проткнувшая корпус руны. лодка. [ 1 ] Эта встреча Тора и Ёрмунганда, кажется, была одним из самых популярных мотивов в скандинавском искусстве . Три других камня-изображения , которые были связаны с мифом, - это камень-изображение Ардре VIII , камень Хёрдум и Крест Госфорта . [ 4 ] Каменная плита, которая может быть частью второго креста в Госфорте, также изображает сцену рыбалки с использованием головы быка. [ 5 ]
Руническая надпись предполагает, что те, кому посвящен камень, отец Холмфастр и его сын Арнфастр, были сожжены, [ 6 ] возможно, в случае поджога, известного как быстрый огонь , метод, обычно используемый в скандинавских распрях . Арнфастр и его брат Весфастр имеют общий элемент имени fastr со своим отцом Холмфастром. Распространенной практикой в то время в Скандинавии было повторение одного из элементов имени родителя в именах детей, чтобы показать семейную связь. [ 7 ]
Надпись классифицируется как вырезанная в стиле рун Pr3, который также известен как стиль Урнеса . Для этого стиля рунических камней характерны стройные и стилизованные животные, которые переплетаются в плотные узоры. Головы животных обычно видны в профиль с тонкими миндалевидными глазами и загнутыми вверх придатками на носу и шее. Надпись подписана мастерами рун нормализованными именами Фрёстен и Балле и, возможно, Ливстеном. Балле действовал на юго-западе Уппланда и севере Седерманланда во второй половине одиннадцатого века.
Другие рунные камни, изображающие молот Тора, включают рунические камни Sö 86 в Оби, Sö 111 в Стенквисте, Vg 113 в Ляркегапете, Öl 1 в Карлеви, DR 26 в Лаэборге, DR 48 в Ханнинге, DR 120 в Спентрупе и DR 331 в Гордстонге . [ 8 ] [ 9 ]
Надпись
[ редактировать ]Первая строка — транслитерация; во-вторых, транскрипция на древнескандинавском языке.
ух ты
Вифастр,
полный
населенный,
где
Гудварр(?)
цвет
год
путешествие
запуск
штен
шутка
Ати
упражняться
его
быть
отец
отец
ульфас
Холмфаст,
от арфы
Арнфаст.
Вестастр, Фолькадр, Гудварр(?) воздвигли камень в память об их отце Холмфастре (и в память) Арнфастре.
Бетея
Купание
феркаг
еда
нос
хорошо,
е (п)
в
...
[þæiʀ]
Бали
Танец,
освежить
Фрёйстейнн,
элемент
команда
жизнь ты...
Лифштейн[ы]
...
отдых].
(версия 1): И отец, и сын были сожжены, а Балли (и) Фрейстейн из свиты Лифштейна вырезаны.
(версия 2): И отец, и сын были сожжены, а Балли (и) Фрейстейн (и) Лифштайн (вырезаны?). [ 10 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Три другие стороны камня.
-
Деталь, показывающая, как нога Тора проходит сквозь лодку, когда он пытается вытащить Ёрмунганда.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дэвидсон, Хильда Эллис (1993). Утраченные верования Северной Европы . Рутледж. стр. 50–53. ISBN 0-203-40850-0 .
- ^ Беллоуз, Генри Адамс (перевод) (1936). «Химисквида». Поэтическая Эдда . стр. 144–47.
- ^ Перейти обратно: а б Снорри Стурлусон ; Бродер, Артур Гилкрист (перевод) (1916). «Гилфагиннинг». Прозаическая Эдда . Американо-скандинавский фонд . стр. 69–70.
- ^ Соренсен, Пребен М. (2002). «Рыболовная экспедиция Торра (Химисквида)». В Акере, Пол; Ларрингтон, Кэролайн (ред.). Поэтическая Эдда: Очерки древнескандинавской мифологии . Перевод Кирстен Уильямс. Рутледж. стр. 119–38. ISBN 0-8153-1660-7 . стр. 122-23.
- ^ Плата, Кристофер Р.; Лиминг, Дэвид А. (2001). Боги, герои и короли: Битва за мифическую Британию . Издательство Оксфордского университета. п. 36. ISBN 0-19-513479-6 .
- ^ Сойер, Биргит (2003) [2001]. Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-926221-7 .
- ^ Петерсон, Лена (2002). «Развитие личных имен от древнескандинавских к древнескандинавским». В Бандле, Оскар; Эльмевик, Леннарт; и др. (ред.). Северные языки: Международный справочник по истории северогерманских языков . Том. 1. Вальтер де Грюйтер. стр. 745–53. ISBN 3-11-014876-5 . п. 750.
- ^ Холтгард, Андерс (1998). «Рунические надписи и рунические памятники как источники религиозной истории». В Дювеле, Клаус; Новак, Шон (ред.). Рунические надписи как источники междисциплинарных исследований: материалы Четвертого Международного симпозиума по рунам и руническим надписям в Геттингене с 4 по 9 августа 1995 г. Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 727. ИСБН 3110154552 . Архивировано из оригинала 10 ноября 2015 года.
- ^ Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф ; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в Младшем Футарке». Руны, магия и религия: справочник (PDF) . Вена: Фассбендер. стр. 116–133. ISBN 3900538816 . Архивировано (PDF) из оригинала 18 июля 2011 г.
- ^ Project Samnordisk Runtextdatabase на шведском языке — запись Rundata для U 1161.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фотография рунного камня (1985 г.) (сторона с сражающимися зверями) [ постоянная мертвая ссылка ] , Национальный совет шведского наследия
- Фотография рунного камня (1985 г.) (сторона со змеей и надписью) [ постоянная мертвая ссылка ] , Национальный совет шведского наследия
- Фотография рунного камня (1985 г.) (сторона с Тором в лодке) [ постоянная мертвая ссылка ] , Национальный совет шведского наследия