Тянуть камень
Тянуть камень | |
---|---|
![]() | |
Созданный | 11 век |
Обнаруженный | 1823 г. н.э. В настоящее время Осло , первоначально Гран, Гран , Норвегия. |
круглых данных Идентификатор | № 68 |
Мастер рун | Неизвестный |
Камень Динна — рунный камень поздней эпохи викингов , который первоначально находился в Гране , Норвегия .
Описание
[ редактировать ]Камень Динна, указанный под номером 68 в Рундате , представляет собой треугольную плиту из розовато-красного песчаника высотой примерно 3 метра с руническими надписями по одному из ее краев и резными изображениями на лицевой стороне. Камень был установлен ок. 1040–1050 гг. н. э., его изображения считаются одними из первых христианских изобразительных искусств в Норвегии . Довольно грубые изображения на лицевой стороне каменной плиты изображают вертеп из Евангелия от Матфея 2:1–12, включая младенца Иисуса , Вифлеемскую звезду и трех волхвов на конях. [1] Две женщины, упомянутые в рунической надписи, вероятно, были знакомы с историей Крещения . [1] Было высказано предположение, что использование термина «самый умелый» (или «самый умелый») в руническом тексте, посвященном мертвой девушке, было отсылкой к ее рисункам на текстиле или вышивке, и что изображения на камне могут представлять эти рисунки. [2]
Надпись Камня находится в младшем футарке , хотя их использование несовместимо с рунами с длинными ветвями и короткими ветвями, используемыми в некоторых местах. [3] Иногда резчик использовал в одном слове как длинную, так и короткую форму одной и той же руны. [3]
Упоминание о строительстве мостов в руническом тексте довольно часто встречается в рунических камнях того периода. Некоторые из них являются христианскими отсылками к переходу по мосту в загробную жизнь. В это время католическая церковь спонсировала строительство дорог и мостов, используя индульгенции в обмен на заступничество за душу. [1] Существует множество примеров этих мостовых камней, датированных одиннадцатым веком, включая рунические надписи Sö 101 , U 489 и U 617 . [1] Хотя в камне Динна используются христианские образы и тексты, камень был воздвигнут среди старых семейных могильных курганов, что является признаком культовой преемственности даже после обращения в христианство. [3]
Камень Динна показывает, что Хаделанд был тесно связан с зарубежными странами, такими как Шотландия, поскольку камни, подобные этому, находят в Шотландии. [4] В одной из церквей-близнецов в Гране (церковь Николая) в стене над дверью между верхом двери и потолком был найден камень, похожий на камень Динна. Его видели в 1823 году и последний раз в 1828 году. [5]
Камень Динна был приобретен Норвежским музеем истории культуры в Осло в 1879 году. До этого он использовался в качестве солонца для скота на ферме Нордре Динна недалеко от Грана. Камень до сих пор является частью постоянной средневековой экспозиции музея. Копию камня можно найти на могильном кургане эпохи викингов в фольклорном музее Хаделанд в Гране.
Надпись
[ редактировать ]×
кунур
Гуннвёр
×
кирси
делал
×
брю
давление,
×
три раза
Три Королевства
держи это
дочь,
×
после
после
фыркать
страсть,
×
держит
дочь
×
их
его
×
являются
Они есть
что
был
март
дева
Ханарст
Хеннурст
×
тот
на
мошенники
мыс
«Гуннвор, дочь Тридрикра, построила мост в память о своей дочери Астрид. Она была самой умелой девушкой в Хадалаланде ».
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Греслунд 2003: 490-492.
- ^ Страница 1995:170, со ссылкой на Strömbäck 1970.
- ^ Перейти обратно: а б с Спуркленд 2001: 103–105.
- ^ Эйкесет 2008: 84-85.
- ^ Эйкесет 2008: 191–192.
Ссылки
[ редактировать ]- Надписи Норвегии младшими рунами , том I, стр. 192.
- Эйкесет, Кьелл Роджер (2008). Хаделанд Бюгдебок , том 1. стр. 84, 85, 191–192.
- Греслунд, Анн-Софи (2003). «Роль скандинавских женщин в христианизации: забытые доказательства». В Карвере, Мартин (ред.). Крест идет на север: процессы обращения в Северной Европе, 300-1300 гг . н.э. Бойделл Пресс. стр. 490–492. ISBN 1-903153-11-5 .
- Пейдж, Рэймонд Ян (1995). Хроники викингов: записи, мемориалы и мифы . Издательство Британского музея. п. 170. ИСБН 0-8020-0803-8 .
- Спуркланд, Терье (2001). Норвежские руны и рунические надписи . ван дер Хук, Бетси (пер.). Бойделл Пресс. стр. 103–105. ISBN 1-84383-186-4 .
- Стрёмбек, Даг (1970). Богоявление в руническом искусстве: камни Динна и Сика . Лондон: HK Lewis & Co. Ltd.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Норвежский музей истории культуры, Осло (на норвежском языке)