Стентофтенский рунный камень
Стентофтенский рунный камень | |
---|---|
Письмо | Старший Футарк |
Созданный | 500-700 гг. н. э. |
Обнаруженный | 1823 Стентофтен, Блекинге , Швеция |
Обнаружено | О. Хаммер |
круглых данных Идентификатор | ДР 357 |
Мастер рун | Неизвестный |
Текст – Родной | |
Пра-норвежское : <niuha>borumz <niuha>gestumz Haþuwulfz gaf j[ar], Hariwulfz ... ... haidiz runono, felh eka hedra niu habrumz, niu Hangistumz Haþuwulfz gaf j[ar], Hariwulfz ... .. хаидиз руноно, фелх эка хедра гиннеруноз. Hermalausaz argiu, Weladauþs, sa that briutiþ. | |
Перевод | |
(К) <нюха>жителям (и) <ниуха>гостям Хачувулфар подарил полный год, Харивулфар... ... Я, мастер рун(?), спрятал здесь девять оленей, девять жеребцов, Хачувулфар дал урожайный год, Харивулфар ... ... Я, мастер рун(?), скрываю здесь руны силы. Непрестанно (измучен) злобой, (обречен) на коварную смерть (является) тот, кто это ломает. |
Рунный камень Стентофтен , указанный в каталоге Rundata как DR 357 , представляет собой рунный камень , содержащий проклятие на прото-скандинавском языке , который был обнаружен в Стентофтене, Блекинге , Швеция .
Надпись
[ редактировать ]Английский перевод предоставлен Rundata :
ниухАборумз
<нюха>борумз
¶
Ниухагестумз
<нюха>гости
¶
хачувольАфз
Хашувульфз
гАф
отдал
дж
банка],
¶
ХариволАфз
Харивульф
(м) А--у
...
снух-э
...
¶
из уст в уста
хайди
руноно
руноно,
fe(l)(A)h
приложение
к
к
hed¶erA
честь
(Жителям <niuha>(и) <niuha>гостям Хазувулфар подарил полный год, Харивулфар... ...я, мастер рун(?) скрываю здесь
Ню
Ню
хаборумз
хабрумз,
¶
Ню
Ню
садовый пень
какойстумз
¶
хачувольАфз
Хашувульфз
гАф
отдал
дж
банка],
¶
ХариволАфз
Харивульф
(м) А--у
...
снух-э
...
¶
из уст в уста
хайди
руноно
руноно,
fe(l)(A)h
приложение
к
к
hed¶erA
честь
девять козлов, девять жеребцов, Хачувулфар дал урожайный год, Харивулфар... ...я, мастер рун(?) скрываю здесь
гинороноз
гиннуруноз.
руны силы.
херАмАлАсАз
Хермалаусаз
¶
АрАгеу
глина,
мы(л)Адудс|
Веладаус,
|sA
на
что
что
Непрестанно (страдающий) злобой, (обреченный) на коварную смерть (является) тот, кто это
Интерпретация
[ редактировать ]В строках AP и AQ во фразе «gaf j» («дал j») руна j — это идеографическая руна ( Begriffsrune ), обозначающая имя руны * jēra , что означает «урожай» или «обильный или плодотворный год». ." [2] Один рунолог предполагает, что строка AQ описывает принесение в жертву животных в обмен на хороший урожай как часть ритуала плодородия. [3]
История
[ редактировать ]Рунный камень Стентофтен был обнаружен в 1823 году деканом О. Хаммером. Он лежал надписью вниз, окруженный пятью острыми камнями большего размера, образующими пятиугольник или пентаграмму . Следовательно, камень был частью более крупного памятника, такого как Рунический камень Бьёркеторп, расположенный дальше на востоке. В 1864 году рунический камень был перенесен в церковь Сёльвесборга .
Большинство ученых датируют надпись VII веком, и на ней вырезаны руны, составляющие промежуточную версию между Старшим Футарком и Младшим Футарком . Характерным примером этого является руна А. которая имеет ту же форму, что и руна h младшего футарка. Это руна, которая транслитерируется буквой А. Руна К , которая выглядит как Y, представляет собой переходную форму между и в двух футарках. Таких промежуточных надписей довольно мало. Еще три известны из Блекинге , а именно Рунический камень Бьоркеторп , Рунический камень Истаби и Рунический камень Гуммарп , которые были перевезены в Копенгаген и потеряны во время Копенгагенского пожара 1728 года .
Надписи Стентофтен, Истаби Рунстоун и Гуммарп Рунстоун можно идентифицировать с одним и тем же кланом по именам, которые на них упомянуты. [4] и имена типичны для вождей. не Рунический камень Бьёркеторп имеет названия и возвышается на несколько десятков километров от остальных. Однако то, что с ними связан рунический камень Бьоркеторп, не подлежит сомнению, поскольку помимо особых рунических форм такое же послание дано и на Руническом камне Стентофтен. Эти рунные камни, вероятно, были вырезаны разным человеком, поэтому похоже, что они отражают особую руническую традицию, существовавшую в районе Блекинге в VII веке. Рунолог Михаэль Шульте предполагает, что архаичный текст на камне Стентофтен более эффективен с драматической точки зрения, чем более молодая и явная версия камня Бьёркеторп. [5]
Имя Харивульфа представляет собой комбинацию слов хари, означающего «воин», и вулафа , «волк», а хату от Хатувульфц означает «битва». [6] Было высказано предположение, что присвоение таких ликофорных имен могло быть связано с ритуальными практиками и религиозной волчьей символикой, используемой при инициации молодых воинов. [7] Сокращенная форма имени Харивульфа сохранилась до эпохи викингов и засвидетельствована надписью на руническом камне Херульфа . [8]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Samnordisk runtextdatabas::Ladda ned" . Nordiska.uu.se. Архивировано из оригинала 9 июня 2000 года . Проверено 11 октября 2010 г.
- ^ MacLeod & Mees 2006 , стр. 112–113.
- ^ Лоойенга 2003 , с. 29, 182.
- ^ Лоойенга 2003 , с. 188.
- ^ Шульте 2008 , стр. 17–18.
- ^ Лоойенга 2003 , с. 181.
- ^ Греслунд 2006 , с. 125.
- ^ Сундквист и Хултгард 2004 , стр. 585.
Источники
[ редактировать ]- Якобсен, Лис; Мольтке, Эрик (1941). Рунические надписи Дании . Том. 3.
- Лоойенга, Тинеке (2003). Тексты и контексты древнейших рунических надписей . Лейден: Koninklijke Brill NV. ISBN 90-04-12396-2 .
- Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс. ISBN 1-84383-205-4 .
- Сундквист, Олоф; Хултгорд, Андерс (2004). «Ликофорные имена рунических камней Блекинге VI-VII веков и проблема их идеологической подоплеки». В Ван Нале, Астрид; Эльмевик, Леннарт и след. (ред.). Namenwelten: Orts- und Personennamen in Historischer Sicht . Берлин: Вальтер де Грюйтер. стр. 583–602. ISBN 3-11-018108-8 .
- Шульте, Майкл (2008). «Стилистическое изменение рунических надписей?» . Архив скандинавской филологии .
- Торнгрен, Карл-Гёста: Рунические камни в Блекинге. Книга Блекинге 1942 года . стр. 63–96.
- Круглые данные