Каменная ветка, рунический камень

, Рунный камень Стенквиста обозначенный как руническая надпись Sö 111 в каталоге Рундата , представляет собой мемориальный рунический камень, расположенный недалеко от церкви в Стенквисте, что в двух километрах к востоку от Скогсторпа , графство Сёдерманланд , Швеция , который ранее был частью исторического Сёдерманланда , и который На нем изображен Тора молот Мьёльнир . Этот рунный камень — один из нескольких рунических камней в Скандинавии , посвященных Тору. Хотя традиция вырезания надписей на валунах зародилась в IV веке и продолжалась до XII века, большинство рунических камней в Скандинавии датируются поздней эпохой викингов .
Описание
[ редактировать ]Рунный камень Стенквиста, который в настоящее время лежит на кладбище, сделан из гранита и имеет высоту 2,2 метра. Он классифицируется как выполненный в стиле рунических камней Fp. Это классификация надписей, в которых рунический текст характеризуется руническими полосами, заканчивающимися головами змей или животных, изображенными, если смотреть сверху. Мастер рун, вырезавший этот рунный камень, поместил точку между словами в руническом тексте и расположил рисунок так, чтобы руны þiuþmunt для имени человека Þjóðmundr и faþur * sin для слов fôður sinn («их отец») располагались под рунами Тора. молоток. Молот Тора использовался на нескольких мемориальных рунических камнях в Швеции и Дании, возможно, как параллель или языческая реакция на использование креста . христианами [1] Другие сохранившиеся рунные камни или надписи, изображающие молот Тора, включают рунические камни U 1161 в Алтуне, Sö 86 в Обю, Vg 113 в Ляркегапете, Öl 1 в Карлеви, DR 26 в Лаэборге, DR 48 в Ханнинге, DR 120 в Шпентрупе и DR 331 в Гордстонге. . [2] [3]

Рунический текст указывает, что камень представляет собой памятник, воздвигнутый тремя сыновьями своему отцу Одмундру. Два скандинавских языческих бога появляются как теофорные элементы имени в двух личных именах, перечисленных в надписи. Имя Фрейгейр переводится как « . Копье Фрейра» [4] и Торгаутр как « Тор -Гот». [5]
Надпись
[ редактировать ]*
Хелки
выходные
*
кроме того
хорошо
*
фрайкай
Фрейгейрр
*
кроме того
хорошо
*
засуха
Торгаутр
*
поднимать
встал
*
знак
знак
*
сиун
сирена
*
в
в
*
Я понимаю
фольклор,
отец
корм
*
грех
быть.
Хельги, Фрейгейр и Торгаут воздвигли украшенный рунами памятник в память об Одмундре, их отце. [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дюбуа, Томас Эндрю (1999). Скандинавские религии в эпоху викингов . Издательство Пенсильванского университета. стр. 158–159. ISBN 0-8122-3511-8 .
- ^ Холтгард, Андерс (1998). «Рунические надписи и рунические памятники как источники религиозной истории». В Дювеле, Клаус; Новак, Шон (ред.). Рунические надписи как источники междисциплинарных исследований: Материалы Четвертого Международного симпозиума по рунам и руническим надписям в Геттингене 4-9 августа 1995 г. Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 727. ИСБН 3-11-015455-2 .
- ^ Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф ; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в Младшем Футарке». Руны, магия и религия: справочник (PDF) . Вена: Фассбендер. стр. 116–133. ISBN 3-900538-81-6 .
- ^ Клисби, Ричард ; Вигфюссон, Гудбрандур (1878 г.). Исландско-английский словарь . Кларендон Пресс. п. 196 .
- ^ Фергюсон, Роберт (1883). Фамилии как наука . Лондон: Джордж Рутледж и сыновья. п. 63 .
- ^ Проект Samnordisk Runtextdatabas Svensk. Архивировано 7 августа 2011 г. на Wayback Machine — запись Rundata для Sö 111.