Рунный камень Сьёрупа
Рунный камень Сьёрупа | |
---|---|
![]() | |
Письмо | Младший Футарк |
Созданный | в. 1000 г. н.э. |
Обнаруженный | 1620-е годы Сьёруп, Сконе , Швеция |
Текущее местоположение | Сьёруп, Scania , Швеция |
Культура | норвежский |
круглых данных Идентификатор | ДР 279 |
Стиль | СТОЙКА |
Мастер рун | Неизвестный |
Текст – Родной | |
Древнескандинавский : см. статью. | |
Перевод | |
См. статью |
Рунный камень Сьёрупа — рунный камень в Скании , Швеция , датируемый примерно 1000 годом нашей эры, который классифицируется как рунный камень в стиле RAK . , рунический камень Карлеви рунический камень Эгтвед и рунические камни Хеллестад К нему могут быть подключены .
История
[ редактировать ]Рунный камень Сьёрупа известен ученым с 1620-х годов, когда Джон Сконвиг изобразил его для Оле Ворма по датским руническим камням. работы [ 1 ] Два столетия спустя его разобрали на шесть частей и использовали в качестве строительного материала для моста. [ 1 ] Однако в середине 1990-х годов детали с моста сняли и собрали заново, а отремонтированный рунный камень воздвигли заново возле церкви Сьёрупа. [ 1 ]
Форма
[ редактировать ]Надпись начинается справа внизу и идет против часовой стрелки вокруг рунного камня, пока не достигает левого нижнего угла, затем меняет направление и идет ниже первого ряда, и, наконец, снова меняет направление, пока не заканчивается в центре камня. [ 1 ] Группа в основном повторяет извилины змеи. [ 1 ]
Рунный камень имеет некоторые общие черты с рунным камнем DR 295 . [ 2 ] Оба рунических камня содержат пунктирные k -руны, и оба рунических камня используют носовую ã -руну, хотя рунный камень Сьёрупа использует ã гораздо чаще -руну и имеет другую орфографию . [ 2 ] Например, древнескандинавское слово ægi пишется как aigi, («не») на руническом камне Хеллестад а на этом камне оно пишется как aki . [ 2 ] Мастер рун этого рунного камня дважды опускает руну h в словах han («он») и hafði («имел»), но, как ни странно, он добавляет руну h в начало слова æftiʀ («в память о»). . [ 2 ] существовала неуверенность Эта колеблющаяся орфография показывает, что в Скандинавии эпохи викингов в том, следует ли произносить фонему h перед гласной, и поэтому руна h иногда отсутствовала или даже добавлялась там, где ей обычно не место. [ 2 ] В это же время дифтонги превратились в монофтонги и появилась неуверенность в написании гласных, поскольку мастеру рун приходилось производить фонематический анализ звуков, которые должны были быть представлены в надписи. [ 2 ]
Содержание
[ редактировать ]По всей вероятности, рунный камень повествует о той же битве, что и рунный камень DR 295 . [ 1 ] И на этом руническом камне, и на руническом камне Хеллестада используется фраза «Он не бежал в Упсале», и этот рунный камень установлен в память об Асбьорне, сыне Токи Гормссона. [ 2 ] Сакси указывает, что Асбьёрн «убивал, пока у него было оружие», т.е. он сражался до тех пор, пока его не убили, а это означает, что Асбьёрн не принадлежал к тем, кто боялся своих врагов и бежал из боя. [ 2 ] Выражение felag означает «товарищ» и связано с félag «партнерство» и указывает на то, что он принадлежал к братству, основанному на крепких узах дружбы. [ 2 ] Есть четыре, а может быть, пять рунических камней, рассказывающих об одной и той же битве. [ 2 ] и только рунические камни Ингвара состоят из большего количества камней, относящихся к общему событию. [ 3 ]
Личное имя Асбьорн из надписи означает «Божественный Медведь». [ 4 ] и имеет элемент имени, связанный с Асами , главными богами скандинавской мифологии .
Исторический контекст
[ редактировать ]Поскольку и в Хеллестаде, и в рунических камнях Сьёрупа используется фраза «Он не бежал в Упсале», ученые с 19 века связывают рунные камни с битвой при Фирисвеллире в Уппсале. [ 5 ] Несколько средневековых источников сообщают, что король Швеции Эрик Победоносец и его племянник Стирбьёрн Сильный сражались друг против друга на Фирисвеллире в 980-х годах. [ 5 ] Стирбьёрн был изгнан из Швеции, но стал настолько могущественным вождем викингов, что вернулся с большим войском, чтобы отомстить и захватить шведскую корону. [ 5 ]
Когда король Эрик увидел, как Стирбьёрн высадился со своей большой армией, он начал сомневаться в своей способности победить их. [ 5 ] Ночью он пошел в храм скандинавского языческого бога Одина и поклялся умереть через десять лет, если победит Стирбьёрна. [ 5 ] На следующий день Один поразил воинов Стирбьёрна слепотой, и большинство воинов бежали. [ 5 ] Шведы выследили убегающих врагов и многих из них перебили, а после этой битвы король Эрик заслужил прозвище «Победоносный». [ 5 ] Сообщение о том, что король Эрик присягнул Одину, примечательно, поскольку оно происходит в Гамле Уппсале , и, согласно Адаму Бременскому (ок. 1070 г.), в Уппсале был храм в Уппсале , который был крупнейшим языческим храмом Северной Европы. [ 5 ]
Надпись
[ редактировать ][+
са]кси
Правильный
:
часы
сатти
:
ул [в]
камень
:
вот и все
этот
:
хафти
упражняться
:
о[ы]биёрн
Эсбьорн,
:
(ов) в
грех
:
фил(а)иди
компаньон,
'
¶
(т)ua[s
То[ф]а/То[к]а
:
солнце
солнце.
:]
¶
са'
Саа
:
грипп
фло
:
ВОЗ
да
:
в
в
:]
уб:сал(у)м
Уппсала
:
а
даже
:
делать
из
:
больше всего
встретиться
:
а
он
:
u¶abn
оружие
:
а(ф)ти
море
Сакси установил этот камень в память о сыне Асбьорна Тофи/Токи, своем партнере. Он не бежал в Упсале, а убивал, пока у него было оружие.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эноксен, Ларс Магнар . (1998). Руны: история, значение, толкование . Исторические СМИ, Фалунь. ISBN 91-88930-32-7
- Бэринг-Гулд, Сабина (1910). Фамилии и их история . Филадельфия: Дж. Б. Липпинкотт.
- Круглые данные