Ледбергский камень
Ледбергский камень | |
---|---|
![]() | |
Созданный | 11 век |
Обнаруженный | Ледберг, Эстергётланд , Швеция |
круглых данных Идентификатор | Раздел 181 |
Текст – Родной | |
См. статью. | |
Перевод | |
См. статью. |
Камень Ледберг , обозначенный как Ög 181 под Рундатой , представляет собой камень-изображение и рунный камень, расположенный в Эстергётланде , Швеция .
Описание
[ редактировать ]
Камень Ледберга — частично сохранившийся рунический камень , похожий на Крест Торвальда . На нем изображена фигура, стоящая ногой у пасти четвероногого зверя, под которой лежит безногий человек в шлеме с распростертыми руками. [1] Считается, что это изображение Одина , пожираемого волком Фенриром в Рагнареке , последней битве в скандинавской мифологии , в которой несколько богов встречают свою смерть. [1] Битва и смерть Одина описаны в поэме «Вёлюспа» из « Поэтической Эдды» . [2]
Некоторые ученые, однако, полагают, что изображения камня Ледберга отражают последнюю историю либо Торгаутра, либо Гунны. [ нужна ссылка ] которые увековечены в рунической надписи. Если изображения следовать в том же порядке, в котором написаны руны, создается впечатление, что они создают хронологический отчет. На первом изображении изображен корабль; это изображает путешествие за границу. Далее слева идет фигура, несущая, скорее всего, щит, готовясь к отбытию. На третьем изображении фигура справа несет оружие и щит, вероятно, идя в бой. В верхней части второй стороны камня ногу фигуры кусает волк, и, наконец, мы видим безногую фигуру с раскинутыми руками, вероятно, лежащую мертвой на поле битвы. Волки часто использовались в искусстве и поэзии викингов для обозначения боя. [3] поэтому маловероятно, что фигура погибла в бою из-за ран, нанесенных волком.
У фигурок воинов есть щиты, у одной из них копье, у всех есть усы и бороды, кроме фигуры Одина. Шлемы имеют коническую форму и похожи на те, что изображены на гобелене из Байе . [4]
Надпись
[ редактировать ]
Руническая надпись на Ледбергском камне высечена в Младшем футарке и датирована 11 веком. Там написано: [5]
ᛒᛁᛋᛁ
(б) голова
᛬
·
ᛋᛅᛏᛁ
часы
᛬
:
ᛋᛏᛁ
знать
᛬
:
ᚦᛁᛋᛁ
ты
᛬
:
ᛁᚠᛏᛁᛦ
ифти
᛬
:
ᚦᚢᚱᚴᚢᛏ
сухой
᛬
:
ᚢ----ᚦᛁ
ты ---- эт
᛬
:
ᚠᛅᚦᚢᚱ
отец
Биси установил этот камень в память о Торгаутре… его отце.
᛬
:
ᛋᛁᚾ
грех
᛬
:
ᚢᚴ
Великобритания
᛬
:
ᚦᚢ
ты
᛬
:
ᚴᚢᚾᛅ
есть
᛬
:
ᛒᛅᚦᛁ
Ванна
᛬
:
И Гунна, оба.
Очарование
[ редактировать ]Заключительная часть стороны B содержит рифмующееся заклинание или заклинание ( гальдр ), которое гласит:
ᚦᛘᚴ
МК
᛬
:
ᛁᛁᛁ
III
᛬
:
ᛋᛋᛋ
ссс
᛬
:
ᛏᛏᛏ
ттт
᛬
:
ᛁᛁᛁ
III
᛬
:
ᛚᛚᛚ
ллл
᛬
:
который следует читать (в нормализованном староисландском написании):
Этот тип амулета ( формула истиля ) встречается в нескольких других надписях, среди них руническая надпись на руническом камне Гёрлев, DR 239, из Сьелланда , Дания . [6] Было отмечено, что Плиний Старший записал, что кельты собирали омелу как лекарство от бесплодия, и что пение заклинаний над травами увеличивало их силу, что, возможно, привело к созданию комбинации þistill, mill, kistill . [6]
Из личных имен в надписи Торгаутр содержит в качестве элемента имени скандинавского бога Тора .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Янссон, Свен Б. (1987). Руны в Швеции . Стокгольм, Гидлунд. ISBN 91-7844-067-X . п. 152.
- ^ Беллоуз, Генри Адамс (пер.) (1936). Валуспа , строфы 51-59.
- ^ См. Йеш, Джудит (2002). «Орлы, вороны и волки: боевые звери, символы победы и смерти». Скандинавы от вендельского периода до Х века: этнографическая перспектива . Бойделл Пресс. стр. 251–270. ISBN 0-85115-867-6 . ; и Греслунд, Анн-Софи (2006). «Волки, змеи и птицы: их символическое значение в древнескандинавских верованиях». В Андрене, Андерс; Дженнберт, Кристина; и др. (ред.). Древнескандинавская религия в долгосрочной перспективе: истоки, изменения и взаимодействия . Лунд: Nordic Academic Press. стр. 124–129. ISBN 91-89116-81-Х .
- ^ Льюис, Майкл (2005). «Гобелен из Байе и материальная культура одиннадцатого века». В Оуэн-Крокере, Гейл Р. (ред.). Король Гарольд II и гобелен из Байе . Бойделл Пресс. стр. 181–182. ISBN 1-84383-124-4 .
- ^ «Руническая надпись Ög» , База данных скандинавских рунических текстов , Кафедра скандинавских языков, Уппсальский университет, 2020 г. , получено 11 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс. стр. 145–148. ISBN 1-84383-205-4 .

58 ° 26'32 "с.ш. 15 ° 26'50" в.д. / 58,44222 ° с.ш. 15,44722 ° в.д.