Камень Главендруп
Камень Главендруп , обозначенный Рундатой как 209 DR , представляет собой рунный камень на острове Фюн в Дании и датируется началом 10 века. в Дании Он содержит самую длинную руническую надпись и заканчивается проклятием .
Описание
[ редактировать ]Рунный камень образует конец каменного корабля . В окрестностях есть и другие мегалиты , в том числе памятные камни с латинскими буквами начала 20 века. В каменном корабле обнаружено девять могил, но все они оказались пустыми.
Рунический камень был обнаружен, когда в этом районе добывали песок в 1794 году, и был сохранен в 1808 году археологом Веделем Симонсеном, когда каменщики захотели его купить. Последняя реставрация проводилась в 1958 году, а курган, на котором он стоит, современный.
Рагнхильд, заказавшая этот камень, также заказала Рунный камень Трюггевелде (DR 230) у мастера рун Соти. Руническая надпись классифицируется как выполненная в стиле рунического камня RAK. Это классификация надписей с текстовыми полосами с прямыми концами, к которым не прикреплены головы змей или зверей. Это относится к готу , который был языческим жрецом ве , святилища, и тэну , который был главой норвежского клана и вождем. Резчик рун обращается к скандинавскому богу Тору с просьбой освятить надпись. Есть два других рунических камня, которые имеют схожие с Тором заклинания, расположенные в Дании, DR 110 из Вирринга и DR 220 из Сёндер-Киркебю, а также три других камня в Швеции: Ög 136 в Реке, Vg 150 из Веланды и, возможно , Sö 140 в Корпброне. [1] Было отмечено, что Тор — единственный скандинавский бог, которого призывают на любых рунических камнях эпохи викингов. [2]
Надпись заканчивается проклятием, подобным тем, что найдены на руническом камне Трюггевелде и руническом камне Сёндер Винге 2 в Дании, а также на камне Глемминге и руническом камне Салеби в Швеции . Существуют некоторые разногласия относительно перевода одного из слов в этих проклятиях, «рита / рата» , которое переводится как «несчастный», «изгой» или «колдун». [3] Чернокнижник — это перевод, принятый Rundata. Однако использование чернокнижника не означает, что разрушитель получит какие-либо магические силы, а будет считаться неестественным и социальным изгоем. [4] Представление о том, что быть чернокнижником или колдуном — это злое извращение, возникло еще до обращения Скандинавии в христианство . [4]
Надпись
[ редактировать ]Ракнхильтр
Рагнхильд
'
sa¶ti
сатти
'
пятно
камень
вот и все
Томас
'
онт
практиковался
¶
вниз
На
'
дважды
решено,
корова
подагра
¶
МАУ
ва,
l(i)тыс.
лилии
Хайчуяршан
вот где это
þia¶kn
послушание
Рагнхильд установила этот камень в память об Алли Бледном, жреце святилища, почетном Эгне свиты.
Ракнхильтр
Рагнхильд
'
sa¶ti
сатти
'
пятно
камень
вот и все
Томас
'
онт
практиковался
¶
вниз
В,
'
дважды
шалфей
корова
подагра,
¶
uial(i)þs
флакон
Хайчуяршан
вот где это
þia¶kn
послушание
Рагнхильд установила этот камень в память об Алли, жреце Сёльве, почетном Эгне из свиты святилища.
вниз
На
'
суни'
сыни'
'
Карту
ты дурак
¶
ведро
кумбль
'
Вон тот
хотя
'
кормовая часть
практиковался
'
отец
отец
¶
грех
грех
'
кроме того
хорошо
'
с отличием
его
'
есть
там
'
онт
практиковался
¶
общий
погода
'
грех
грех.
'
в
Утка
'
suti
Убирайся
'
грабитель
отдых
'
run¶aʀ
руна
'
вот и все
этот
'
кормовая часть
практиковался
'
Трутин
Господь
'
грех
грех.
¶
сухой
Тор
'
маленький
парик
'
вот и все
этот
'
руна
руна'.
Сыновья Алли поставили этот памятник в память об отце, а его жена - в память о муже. И Соти вырезал эти руны в память о своем господине. Тор освяти эти руны.
в
В
'
Рита
корень(?)
'
на
на
'
теплый
ты был
'
является
туз
'
пятно
камень
танцевать
Томас
¶
айлти
вырвало (?)
'
иша
есть
кормовая часть
практиковался
'
оно
Другой
'
сумасшедший
милый.
Чернокнижником будет тот, кто повредит(?) этот камень или перетащит его (стоять) в память о другом. [5]
Галерея
[ редактировать ]
- Рунный камень
- Каменный корабль
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сойер, Биргит (2000). Рунические камни эпохи викингов: обычаи и поминки в раннесредневековой Скандинавии . Издательство Оксфордского университета. п. 128. ИСБН 0-19-820643-7 .
- ^ Пейдж, Раймонд Ян (2001) [1990]. Скандинавские мифы . Техасский университет. п. 41. ИСБН 0-292-75546-5 .
- ^ Нильсен, М.Л. (1998). «Главендруп». В обручах, Джон; Бек, Генрих (ред.). Настоящий лексикон германской древности . Том 12. Вальтер де Грюйтер. п. 198. ИСБН 3-11-016227-Х .
- ^ Перейти обратно: а б Маклауд, Минди; Мес, Бернард (2006). Рунические амулеты и магические предметы . Бойделл Пресс. стр. 225–226. ISBN 1-84383-205-4 .
- ^ Проект Samnordisk Runtextdatabas Svensk Rundata .