Руническая надпись Седерманланда 86

Sö 86 — это каталожный номер Rundata для эпохи викингов мемориальной рунической надписи , расположенной в Обю, что примерно в одном километре к северу от Ольберги , графство Сёдерманланд , Швеция , и в исторической провинции Сёдерманланд . В надписи изображен молот скандинавского языческого бога Тора по имени Мьёльнир и лицевая маска.
Описание
[ редактировать ]Эта надпись имеет рунический текст в младшем футарке внутри полосы, окружающей изображение молота Тора, поддерживаемого двумя змеями. Надпись высечена на обнажении гранита , высота изображения составляет около 1,8 метра. Над молотом лицевая маска мужчины с усами и бородой. Лицо, представленное маской, обычно интерпретируется как лицо Тора из-за его близости к молоту, хотя есть некоторые, кто предполагает, что изображение представляет собой лицо Христа над крестом . [ 2 ] Маска была мотивом, распространенным в надписях, и встречается на нескольких других сохранившихся рунических камнях в Скандинавии, включая DR 62 в Сьелле, DR 66 в Орхусе, DR 81 в Скерне, DR 258 в Бёсарпе, ныне утерянном DR 286 в Хуннестаде, DR 314 в Лунде, DR 335 в Вестра-Стро, Vg 106 в Лассегордене, Южная Корея 112 в Колунде, Южная Корея 167 в Ландшаммаре, Sö 367 в Слябро, Nä 34 в Насте, U 508 в Гиллберге, U 670 в Рёлунде, U 678 в Скоклостере, U 824 в Холмсе, U 1034 в Тенсте и U 1150 в Бьёрклинге и на камне Сьеллебро . . [ 3 ] Надпись Sö 86 входит в число нескольких в Скандинавии, посвященных Тору. Изображение молота Тора использовалось на нескольких других мемориальных рунических камнях в Швеции и Дании, возможно, как параллель или языческая реакция на использование креста . христианами [ 4 ] Другие сохранившиеся рунные камни, изображающие молот Тора, включают рунические камни U 1161 в Алтуне, Sö 111 в Стенквисте, Vg 113 в Ляркегапете, Öl 1 в Карлеви, DR 26 в Лаэборге, DR 48 в Ханнинге, DR 120 в Спентрупе и DR 331 в Гордстонге . [ 5 ] [ 6 ]
Рунический текст указывает, что Асмунд и Фрейбьёрн воздвигли камень в память об их отце Хербьёрне. Из личных имен, упомянутых в тексте, Фрейбьорн содержит скандинавского бога Фрейра в качестве теофорного элемента имени и означает «Медведь Фрейр». [ 7 ] Имя Асмунд означает «Божественная рука». [ 7 ] и имеет первый элемент, который относится к Асиру , имени основной группы скандинавских богов. Имена в тексте также отражают распространенную в то время в Скандинавии практику повторения элемента имени родителя в именах детей. [ 8 ] Здесь бьорн от имени отца, Хербьорн, повторяется в имени одного из сыновей, Фрейбьорн, чтобы показать семейное родство.
Надпись
[ редактировать ]:
асмунтр
Асмундр
:
кроме того
хорошо
:
фрайбьёрн
Фрейбьёрн
*
цвет
позволять
с
делать
:
мягкий
знак
*
сиун
сирена
*
в
в
*
гербюрн
Хербьёрн,
*
отец
корм
:
грех
быть.
:
Асмунд и Фрейбьёрн приказали построить украшенный рунами памятник в память об Хербьёрне, их отце. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стивенс, Джордж (1878). Тунор Громовержец, вырезано скандинавским шрифтом около 1000 года . Лондон: Уильямс и Норгейт. п. 33 .
- ^ Сундвист, Олоф; Захриссон, Торунь (2004). «Отзывы» (PDF) . Старый друг . 99 . Шведский совет национального наследия : 144–45. ISSN 1404-9430 . Проверено 5 апреля 2010 г.
- ^ Бертельсен, Лизе Йедссо (2006). «О картинах Офира». В Стокланде, Мари; Нильсен, Майкл Лерш; и др. (ред.). Руны и их секреты: исследования по рунологии, том 2000 . Копенгаген: Музей Тускуланум Пресс. стр. 46–47. ISBN 87-635-0428-6 .
- ^ Дюбуа, Томас Эндрю (1999). Скандинавские религии в эпоху викингов . Издательство Пенсильванского университета. стр. 158–159. ISBN 0-8122-3511-8 .
- ^ Хултгард, Андерс (1998). «Рунические надписи и рунические памятники как источники религиозной истории». В Дювеле, Клаус; Новак, Шон (ред.). Рунические надписи как источники междисциплинарных исследований: материалы Четвертого Международного симпозиума по рунам и руническим надписям в Геттингене с 4 по 9 августа 1995 г. Берлин: Вальтер де Грюйтер. п. 727. ИСБН 3-11-015455-2 .
- ^ Маккиннелл, Джон; Симек, Рудольф ; Дювель, Клаус (2004). «Боги и мифологические существа в Младшем Футарке». Руны, магия и религия: справочник (PDF) . Вена: Фассбендер. стр. 116–133. ISBN 3-900538-81-6 .
- ^ Jump up to: а б Йонг, Шарлотта Мэри (2004). История христианских имен . Издательство Кессинджер. стр. xxxv, xxxix. ISBN 978-0-7661-8321-6 .
- ^ Петерсон, Лена (2002). «Развитие личных имен от древнескандинавских к древнескандинавским». В Бандле, Оскар; Эльмевик, Леннарт; и др. (ред.). Северные языки: Международный справочник по истории северогерманских языков . Том. 1. Вальтер де Грюйтер. стр. 745–753. ISBN 3-11-014876-5 . п. 750.
- ^ Project Samnordisk Runtextdatabas Svensk — запись Rundata для Sö 86.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография надписи Оби
- Камень-маска - Камень с изображением времен викингов - Веб-страница Арильда Хауге, посвященная камням-маскам
59°17′19″ с.ш. 16°06′27″ в.д. / 59,2887° с.ш. 16,1076° в.д.