Дагда
Дагда | |
---|---|
Вождь/лидер Богов. | |
Член Туата Де Дананн | |
Обитель | Брю на Бойн |
Оружие | |
Битвы | Маг Туиред |
Артефакты | |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | радоваться |
Супруги | |
Дети |
Дагда ( староирландский : In Dagda [ˈdaɣða] , ирландский : An Daghdha ) считается великим богом ирландской мифологии . [ 1 ] Он является главным богом Туата Де Дананн , а Дагда изображается как отец, король и друид . [ 2 ] [ 1 ] [ 3 ] Он связан с плодородием , сельским хозяйством , мужественностью и силой, а также магией, друидством и мудростью. [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Он может контролировать жизнь и смерть (см. его посох ниже), погоду и урожай, а также время и времена года. [ нужна ссылка ] .
Его часто описывают как большого бородатого мужчину или гиганта. [ 5 ] носить плащ с капюшоном. [ 7 ] Он владеет магическим посохом ( лорк ) двойственной природы: одним концом он убивает, а другим возвращает к жизни. [ 8 ] У него также есть котел ( coire ansic ), который никогда не опустошается, и волшебная арфа ( Уайтне , хотя это может быть имя арфиста), которая не будет играть, если ее не зовут по двум ее прозвищам, и арфа может летать сама. к Дагде, когда его таким образом поманили. Говорят, что он живет в Бру-на-Бойне (Ньюгрейндж). Другие места, связанные с ним или названные в его честь, включают Уиснеах , Гринан из Эйлича , Лох-Ней и Нок-Айви . Говорят, что Дагда — муж Морриган и любовник Боанн . [ 5 ] Среди его детей Энгус , Бригит , Бодб Дерг , Чермайт , Аед и Мидир . [ 2 ]
Считается, что имя Дагды означает «добрый бог» или «великий бог». Другие его имена включают Эочу или Эохайд Оллатайр («всадник, великий отец») и Руад Рофхесса («могучий/повелитель великих знаний»). Есть признаки того, что Дайре было для него еще одним именем. [ 5 ] Бог смерти и предков Донн , возможно, первоначально был формой Дагды. [ 9 ] и он также имеет сходство с фигурой более позднего урожая Кром Дубхом . [ 10 ] Несколько племенных группировок считали Дагду своим предком и были названы в его честь, например Уи Эхач и Дайрине .
Дагду сравнивали с германским богом Одином , галльским богом Суцеллом , [ 2 ] и римский бог Дис Патер . [ 5 ]
Имя
[ редактировать ]Этимология
[ редактировать ]древнеирландское имя Дагда Обычно считается, что происходит от протокельтского : * Dago-dēwos , что означает «добрый бог» или «великий бог». [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Эпитеты
[ редактировать ]У Дагды есть несколько других имен или эпитетов, отражающих аспекты его характера. [ 14 ]
- Эочу или Эохайд Оллатайр («всадник, великий отец» или «всадник, всеотец») [ 15 ]
- Руад Рофесса («могучий/повелитель великих знаний») [ 6 ] [ 16 ]
- Дайре («плодородный») [ 5 ]
- Аэд («пламенный») [ 17 ] [ 18 ]
- Фер Бенн («рогатый человек» или «человек вершины»)
- Сера (возможно, «создатель»), [ 19 ]
- Серрсе (возможно, «нападающий») [ 4 ]
- ласка [ 20 ]
- Эогабал [ 7 ]
Имя Эочу является уменьшительной формой Эохайда, которое также имеет варианты написания Эохайд и Эчуид. [ 21 ] Бог смерти и предков Донн , возможно, изначально был формой Дагды, которого иногда называют Дагда Донн. [ 9 ]
Описание
[ редактировать ]Дагда был одним из королей Туата Де Дананн. Туата Де Дананн — раса сверхъестественных существ, покоривших фоморов , населявших Ирландию ранее, до прихода милетцев . Морриган была описывается как его жена, его дочерью Бригит . [ 22 ] его возлюбленной была Боанн , в честь которой названа река Бойн, хотя она была замужем за Элькмаром и с которым у него был бог Энгус. Перед битвой с фоморами он соединился с богиней войны Морриган в Самайне . [ 23 ] [ 24 ] (См. § Семья ).
О Дагде говорится: «Он был прекрасным богом язычников, ибо Туата Де Дананн поклонялись ему: ибо он был для них богом земли из-за величия своей магической силы», на среднеирландском языке Койр Анманн ( Соответствие имён) говорит: [ 25 ]
Сказания изображают Дагду как фигуру огромной силы. Говорят, что у него есть волшебный посох, дубинка или булава, которые могут одним ударом убить девять человек; но с помощью рукоятки он мог вернуть убитого к жизни. У него была волшебная арфа.
Dagda's staff
[ редактировать ]В трактате, найденном в Желтой книге Лекана , были три предмета, которые Дагда назвал вместе: его посох ( lorc ), рубашка léine , защищающая от болезней, и плащ ( lumman , изменяющий форму и цвет). . [ а ] «Великий посох» ( lorg mór ) имел гладкий конец, который возвращал мертвых к жизни (гладким концом он воскрешал своего сына Сермайта Мильбеля), но грубый конец посоха вызывал мгновенную смерть. [ 8 ] [ 26 ]
Персонал/клуб также описан в Ольстерского цикла повествовании «Меска Улад» , [ 26 ] где его называли «ужасным железным посохом» ( lorg aduathmar iarnaidi ). [ 27 ] [ 28 ]
Котел
[ редактировать ]Котел Дагды — одно из Четырех Сокровищ Туата Де Дананн . [ 29 ] о чем было сказано, что «собрание не оставалось неудовлетворенным». [ 30 ]
Котел «означал изобилие и щедрость». [ 31 ] Следовательно, его волшебный котел был иначе известен как coire ansic («несухой котел»). [ нужна ссылка ]
Арфа Дагды
[ редактировать ]После того, как Уайтне , арфист Дагды был похищен фоморами , Дагда отправился в чертог врага и забрал свою волшебную арфу , имевшую два имени, согласно тексту « Кат Майге Туиред » («Вторая битва при Мойтуре»). [ 32 ] И когда Дагда призвал свою арфу двумя именами: «Come Daur Dá Bláo / Come Cóir Cetharchair / Придет лето, придет зима...» Арфа спрыгнула со стены и приблизилась к нему. Дагда запретил арфе издавать какие-либо звуки, если только это не было вызвано именами: [ 32 ] что переводится как «Дуб двух лугов». [ 33 ] и «Четырехугольная музыка»; [ 34 ] Следовательно, арфа представляла собой богато украшенную волшебную арфу, сделанную из дуба , которая, когда Дагда играл на ней, располагала времена года в правильном порядке; [ нужна ссылка ] Дагда обладал умением играть «Три штамма» (радость, печаль, сон), которые он использовал, чтобы обездвижить фоморов и сбежать. [ 33 ]
Другое имущество
[ редактировать ]У него было две свиньи, одна из которых всегда росла, а другая всегда жарилась, и вечно обремененные фруктовыми деревьями. Он также описан как владелец черногривой телицы, которую ему подарили за труды перед Второй битвой при Мойтуре. Когда телка зовет теленка, весь скот Ирландии, взятый фоморами в качестве дани, пасется. [ 34 ]
Семья
[ редактировать ]Говорят, что Дагда — муж Морриган , которую называют его «завистливой женой». [ 5 ] [ 35 ] Среди его детей — Энгус , Чермайт и Аед (часто называемые тремя сыновьями Дагды), Бригит и Бодб Дерг . [ 2 ] Говорят, что у него есть два брата, Нуада и Огма , но это может быть примером тенденции к утроению божеств . [ 5 ] В других местах Дагда связан исключительно с Огмой, и их называют «двумя братьями». [ 22 ] В Диндсенчасе Дагде дается дочь по имени Айнге, для которой он делает корзину или ванну из прутьев, которая всегда протекает во время прилива и никогда не протекает во время отлива. [ 36 ] Отца Дагды зовут Элата, сын Дельбита. [ 37 ] Энглек, дочь Элькмара, названа супругой Дагды и матерью его «быстрого сына». [ 38 ] Эчтги Отвратительная — еще одна дочь Дагды, названная в Баншенчах . [ 38 ]
Мифология
[ редактировать ]Перед Второй битвой при Маг Туиреде Дагда строит крепость для Бреса под названием Дун Брезе, а также вынуждает фоморских королей Элату , Индеха и Тетру построить раты . [ 22 ] В преддверии Второй битвы при Маг Туиреде, когда Луг спрашивает Дагду, какой силой он будет обладать над фоморским войском, тот отвечает, что «примет сторону людей Эрина как во взаимном поражении, так и во взаимном разрушении и волшебстве. Их костей под моей палицей будет столько же, сколько града под ногами табунов лошадей». [ 22 ]
У Дагды роман с Боанн , богиней реки Бойн. Она живет в Бру-на-Бойне со своим мужем Элькмаром . Дагда оплодотворяет ее после того, как отправил Элькмара с однодневным поручением. Чтобы скрыть беременность от Элькмара, Дагда накладывает на него заклинание, заставляя «солнце остановиться», чтобы он не замечал течения времени. Тем временем Боанн рожает Энгуса , также известного как Маккан Ог («маленький сын»). В конце концов Энгус узнает, что Дагда — его настоящий отец, и просит у него часть земли. В некоторых версиях сказки Дагда помогает Энгусу завладеть Брю у Элькмара. Энгус спрашивает, и ему дают Брю за láa ocus aidche ; поскольку на древнеирландском языке это могло означать либо «день и ночь», либо «день и ночь», Энгус утверждает, что это навсегда. В других версиях Энгус забирает Брю у самого Дагды, используя тот же трюк. [ 39 ] [ 40 ]
Было высказано предположение, что эта сказка представляет собой освещение Ньюгрейнджа в Бру-на-Бойне в день зимнего солнцестояния , во время которого солнечный луч (Дагда) входит во внутреннюю комнату (чрево Боанна), когда путь солнца останавливается. Слово солнцестояние (ирландское grianstad ) означает остановку солнца. Концепция Энгуса может представлять собой «возрождение» солнца во время зимнего солнцестояния, когда он взял на себя управление Брю у старшего бога, олицетворяющего растущее солнце, пришедшее на смену убывающему солнцу. [ 41 ] [ 40 ]
В «Токмарке Этане» рассказывается история о том, как Боанд зачал Энгуса от Дагды. [ 42 ] В «Эйслинге Оэнгуссо» или «Сне Энгуса» Дагда и Боанд помогают Энгусу найти загадочную женщину, в которую он влюбился во сне.
В стихотворении о Маг Мюртемне Дагда изгоняет осьминога своей «булавой гнева», используя следующие слова: «Поверни свою пустую голову! Поверни свое хищное тело! Поверни свой рассасывающийся лоб! Прочь! Прочь!», море отступило с существо и равнина Маг Мюртемне остались позади. [ 43 ]
В «Диндсенчасе» Дагда описывается как быстрый, обладающий ядовитым напитком, и как справедливый господин. Его также называют королем Эрина с множеством заложников, благородным и стройным принцем и отцом Кермайта, Энгуса и Аэда. [ 44 ]
Ему приписывают семидесяти- или восьмидесятилетнее правление (в зависимости от источника) над Туата Де Дананн , прежде чем он умер в Бру-на-Бойне и, наконец, скончался от раны, нанесенной Цетленном во время битвы при Маг Туиред. [ 45 ]
Параллели
[ редактировать ]Дагда имеет сходство с фигурой более позднего урожая Кром Дубх . [ 10 ] Имеет он также сходство с галльским богом Суцеллом , который изображен с молотком и горшком, [ 2 ] и римский бог Дис Патер . [ 5 ]
Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Коттерелл, Артур (2006). Энциклопедия мифологии . Дом Гермеса. стр. 106, 121. ISBN. 978-0681375819 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кох, Джон Т. Кельтская культура: Историческая энциклопедия . ABC-CLIO, 2006. стр. 553–54. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Уилкинсон, Филип ; Кэрролл, Джорджи; Фолкнер, Марк; Филд, Джейкоб Ф .; Хейвуд, Джон; Керриган, Майкл; Филип, Нил; Памфри, Николаус; Точино-Смит, Джульетта (2018). Книга мифологии (первое американское издание). Нью-Йорк: ДК . п. 164. ИСБН 978-1-4654-7337-0 .
- ^ Jump up to: а б Ан Дагда . Кельтская энциклопедия Мэри Джонс. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Охогайн, Дайти (1991). «Дагда». Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Прентис Холл Пресс. стр. 145–147. ISBN 9780132759595 .
- ^ Jump up to: а б Монаган, Патрисия (2014) [2004]. "Более". Энциклопедия кельтской мифологии и фольклора . Издательство информационной базы. стр. 113–114. ISBN 9781438110370 .
- ^ Jump up to: а б Уорд, Алан (2011). Мифы о богах: структуры ирландской мифологии . стр. 9–10 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б Бергин, Осборн, изд., тр. (1927). «Как Дагда получил свой волшебный посох» . Средневековые исследования памяти Гертруды Шопперле Лумис . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 399–406. Записано здесь @Celtic Literature Collective.
- ^ Jump up to: а б О hÓgáin 1991 , св " Донн ", стр. 165–66
- ^ Jump up to: а б Макнил, Мэр. Фестиваль Лугнаса: исследование выживания кельтского праздника начала сбора урожая . Издательство Оксфордского университета, 1962. с. 416 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Мэллори, Джеймс П .; Адамс, Дуглас (1997). "Бог" . Энциклопедия индоевропейской культуры . Фицрой Дирборн. п. 231. ИСБН 9781884964985 .
- ^ Деламар, Ксавье (2003). Словарь галльского языка: лингвистический подход к континентальному древнекельтскому языку . Блуждание. п. 134. ИСБН 978-2877723695 .
- ^ Мартин, Скотт А. (апрель 2012 г.), Имена Дагды , hdl : 2027.42/138966 , получено 1 марта 2023 г.
- ^ Ó hÓgáin 1991 , св. « Боги », с. 245
- ^ Кох, стр. 553, 1632 г.
- ^ Майер, Бернхард. Словарь кельтской религии и культуры . Бойделл и Брюэр, 1997. с. 90
- ^ Берресфорд Эллис, Питер . Друиды . Издательство WB Eerdmans, 1994. с. 123
- ^ Смит, Дараг. Путеводитель по ирландской мифологии . Irish Academic Press, 1996. с. 15
- ^ Монаган, с. 83
- ^ Монаган, с. 144
- ^ О'Брайен, Кэтлин М. «Указатель имен в ирландских анналах: Эохайд, Эчуид / Эохайд» . Указатель имен в ирландских анналах . Проверено 30 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д Стоукс, Уитли. «Вторая битва при Мойтуре» . Корпус электронных текстов . Университетский колледж Корка . Проверено 3 августа 2019 г.
- ^ Битва при Мейге Туиред . Пер. Элизабет А. Грей .
- ^ «Дагда | Кельтское божество» .
- ^ Койр Анманн . [1] Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Уэст, МЛ (2008). Индоевропейская поэзия и миф . ОУП Оксфорд. п. 150. ИСБН 9780191565403 . со ссылкой на Меска Улада 623–638 и изд. Осборна. тракт.
- ^ Хеннесси, Уильям М., изд., тр. (1889). Меска Улад: Или Опьянение ультонианцев . Дублин: Королевская ирландская академия. стр. 32–33.
- ^ О hÓgáin 1999 , с. 62 рендеринга «ужасной железной дубины».
- ^ Jump up to: а б Халл, Вернам, изд., тр. (1930). «Четыре драгоценности Туата Де Дананн» . Журнал кельтской филологии . 18 : 83–85.
- ^ О hÓgáin 1999 , с. 62, со ссылкой на изд. Халла. тр. «Четыре драгоценности», но его цитата является собственным переводом Охогайна, поскольку она отличается по формулировке от слова Халла: «Никогда собрание гостей не уходило неудовлетворенным из котла Дагды». [ 29 ]
- ^ О hÓgáin 1999 , с. 189.
- ^ Jump up to: а б Грей, Элизабет А. изд. тр., изд. (2003) [1982], Кэт Мейдж Туиред: Вторая битва при Маг Туиред , Исправления в доказательствах Бенджамина Хазарда, CELT: Корпус электронных текстов, §163 – §164 , стр. 70 ; Английский перевод : §163 – §164 , с. 71
- ^ Jump up to: а б Грей, Элизабет А. изд. тр., изд. (1982). Кэт Мейдж Тюиред: Вторая битва при Мэг Тюиред . Ирландское текстовое общество. примечания к §163, с. 113.
- ^ Jump up to: а б Стоукс, Уитли. «Вторая битва при Мойтуре» . Корпус электронных текстов . Университетский колледж, Корк, Ирландия . Проверено 13 декабря 2021 г.
- ^ Метрическое стихотворение Диндсенчас "Одрас" 49.
- ^ « Диндсенчас «Фид н-Гейбл» » .
- ^ Борлас, Уильям Коупленд (1897). Дольмены Ирландии . Университет Индианы: Чепмен и Холл. п. 349 . Проверено 6 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Баншенхус: Знания женщин» . Коллектив кельтской литературы . Мэри Джонс . Проверено 2 декабря 2019 г.
- ^ Оган, Даит. Миф, легенда и романтика: энциклопедия ирландской народной традиции . Prentice Hall Press, 1991. стр.39.
- ^ Jump up to: а б Хенси, Роберт. Повторное открытие выравнивания зимнего солнцестояния в Ньюгрейндже, в Оксфордском справочнике света в археологии . Oxford University Press, 2017. стр. 11–13.
- ^ Энтони Мерфи и Ричард Мур. «Глава 8, Ньюгрейндж: Чрево Луны», Остров заходящего солнца: в поисках древних астрономов Ирландии . Лиффи Пресс, 2008. стр. 160–172.
- ^ Тохмарк Этаин . Корпус электронных текстов
- ↑ Метрическое стихотворение Dindshenchas о Маг Мюртемне . Корпус электронных текстов .
- ^ « Метрическая поэма Диндсенчаса 22 «Айлех I» » .
- ^ Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1938–1956). Лебор Габала Эренн: Книга взятия Ирландии . Келли – Университет Торонто. Дублин: опубликовано Образовательной компанией Ирландии для Общества ирландских текстов. стр. 314, 124–125 (Цетленн), п. 366, стр. 184–185, Поэма LV, стр. 32 на стр. 237.
Библиография
[ редактировать ]- Огайн, Дайти (1999). Священный остров: вера и религия в дохристианской Ирландии . Бойделл и Брюэр Лтд. ISBN 9780851157474 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сэйерс, Уильям (1988). « Серрсе , архаический эпитет Дагды, Кернуноса и Коналла Кернаха». Журнал индоевропейских исследований . 16 : 341–64.
- Даймлер, Морган (2018). Дагда: Встреча с добрым богом Ирландии . Лунные книги. ISBN 978-1785356407 .
- Равенна, Морфеус (2018). Арфа, дубинка и котел – урожай знаний: тщательно подобранная антология научных, преданий и творческих сочинений о Дагде в ирландской традиции . Угорь и Выдра Пресс. ISBN 978-1722813208 .