~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Arc.Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Номер скриншота №:
✰ 09E7BC76B0022BB32C6E438DCDB70689__1708569420 ✰
Заголовок документа оригинал.:
✰ History of Christianity in Scotland - Wikipedia ✰
Заголовок документа перевод.:
✰ История христианства в Шотландии — Википедия ✰
Снимок документа находящегося по адресу (URL):
✰ https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Christianity_in_Scotland ✰
Адрес хранения снимка оригинал (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/89/09e7bc76b0022bb32c6e438dcdb70689.html ✰
Адрес хранения снимка перевод (URL):
✰ https://arc.ask3.ru/arc/aa/09/89/09e7bc76b0022bb32c6e438dcdb70689__translat.html ✰
Дата и время сохранения документа:
✰ 30.06.2024 03:39:35 (GMT+3, MSK) ✰
Дата и время изменения документа (по данным источника):
✰ 22 February 2024, at 05:37 (UTC). ✰ 

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Ask3.Ru ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ 
Сервисы Ask3.ru: 
 Архив документов (Снимки документов, в формате HTML, PDF, PNG - подписанные ЭЦП, доказывающие существование документа в момент подписи. Перевод сохраненных документов на русский язык.)https://arc.ask3.ruОтветы на вопросы (Сервис ответов на вопросы, в основном, научной направленности)https://ask3.ru/answer2questionТоварный сопоставитель (Сервис сравнения и выбора товаров) ✰✰
✰ https://ask3.ru/product2collationПартнерыhttps://comrades.ask3.ru


Совет. Чтобы искать на странице, нажмите Ctrl+F или ⌘-F (для MacOS) и введите запрос в поле поиска.
Arc.Ask3.ru: далее начало оригинального документа

История христианства в Шотландии — Википедия Jump to content

История христианства в Шотландии

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

История христианства в Шотландии включает в себя все аспекты христианства в регионе, который сейчас является Шотландией, от его появления до наших дней. Христианство было впервые представлено на территории нынешней южной Шотландии во время римской оккупации Британии . Часто говорят, что оно было распространено миссионерами из Ирландии в пятом веке и во многом связано со святыми Нинианом , святым Кентигерном (возможно, более известным как святой Мунго). ) и Св. Колумбы , хотя «они впервые появляются в местах, где церкви уже были основаны». [1] Христианство, которое развивалось в Ирландии и Шотландии, отличалось от христианства, возглавляемого Римом, особенно в методе расчета Пасхи и форме пострига , пока кельтская церковь не приняла римские обычаи в середине седьмого века.

Часто говорят, что христианство в Шотландии находилось под сильным влиянием монашества: настоятели имели более важное значение, чем епископы, хотя и Кентигерн, и Ниниан были епископами. [2] «Сейчас невозможно делать обобщения о природе и структуре раннесредневековой церкви в Шотландии». [3] В нормандский период произошла серия реформ, в результате которых появилась более четкая приходская структура, основанная на местных церквях, и стало преобладать большое количество новых монашеских фондов, которые следовали континентальным формам реформированного монашества. Шотландская церковь также установила свою независимость от Англии, разработав четкую епархиальную структуру и став «особой дочерью Римского престола», но ей по-прежнему не хватало шотландского руководства в виде архиепископов. В позднем средневековье корона смогла получить большее влияние на высшие должности, и к концу пятнадцатого века были созданы два архиепископства. Традиционная монашеская жизнь пришла в упадок, но нищенствующие ордена монахов росли, особенно в расширяющихся городах. Распространялись также новые святые и культы преданности. Несмотря на проблемы с численностью и качеством духовенства после Черной смерти в четырнадцатом веке и свидетельства ереси в пятнадцатом веке, Церковь в Шотландии оставалась стабильной.

В шестнадцатом веке в Шотландии произошла протестантская Реформация , в результате которой была создана преимущественно кальвинистская национальная церковь, придерживавшаяся строго пресвитерианских взглядов. Исповедание веры, отвергающее папскую юрисдикцию и мессу, было принято парламентом в 1560 году. Кирку было трудно проникнуть в Хайленд и на острова , но он начал постепенный процесс обращения и консолидации, который, по сравнению с реформациями в других местах, проводился с относительно небольшим преследованием. Яков VI поддерживал доктринальный кальвинизм, но поддерживал епископов. Карл I провел реформы, которые рассматривались как возвращение к папской практике. Результатом стали епископские войны 1639–1640 годов, закончившиеся фактической независимостью Шотландии и установлением полностью пресвитерианской системы доминирующими ковенантерами . После восстановления монархии в 1660 году Шотландия вернула себе свою церковь, а также епископов. Особенно на юго-западе многие люди начали посещать нелегальные полевые собрания . Подавление этих собраний в 1680-х годах известно как « Время убийства ». После « Славной революции » 1688 года пресвитерианство было восстановлено.

В конце восемнадцатого века началось дробление Шотландской церкви , которая была создана в эпоху Реформации вокруг вопросов управления и покровительства, но отражала более широкое разделение между евангелистами и умеренной партией . В 1733 году первое отделение привело к созданию ряда сепаратистских церквей, а второе в 1761 году — к основанию независимой церкви помощи . Эти церкви набрали силу в эпоху евангелического возрождения конца восемнадцатого века. Проникновение в высокогорье и на острова оставалось ограниченным. Усилия Кирка были дополнены миссионерами SSPCK . Епископализм сохранил сторонников, но пришел в упадок из-за связей с якобитизмом . Начавшийся в 1834 году «Десятилетний конфликт» закончился расколом церкви во главе с доктором Томасом Чалмерсом, известным как «Великий разрыв 1843 года» . Примерно треть духовенства, в основном выходцы с Севера и Хайленда, образовали отдельную Свободную церковь Шотландии . Евангелические свободные церкви быстро росли в Хайленде и на островах. В конце девятнадцатого века основные дебаты велись между фундаменталистами-кальвинистами и богословскими либералами, что привело к дальнейшему расколу в Свободной церкви, поскольку жесткие кальвинисты отделились и сформировали Свободная пресвитерианская церковь в 1893 году.

С этого момента были предприняты шаги к воссоединению, которое в конечном итоге привело к тому, что большая часть Свободной церкви воссоединилась с Церковью Шотландии в 1929 году. Расколы оставили небольшие конфессии, в том числе Свободных пресвитерианцев , и остаток, который не объединился в 1900 году в Свободную церковь. Церковь . Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов привели к расширению католицизма с восстановлением церковной иерархии в 1878 году. Епископализм также возродился в девятнадцатом веке, когда Шотландская епископальная церковь была организована как автономная организация. в общении с англиканской церковью в 1804 году. Другие конфессии включали баптистов , конгрегационалистов и методистов . В двадцатом веке к существующим христианским конфессиям присоединились Братская и Пятидесятническая церкви. Хотя некоторые конфессии процветали, после Второй мировой войны наблюдалось устойчивое общее снижение посещаемости церкви , что привело к закрытию церквей для большинства конфессий. Другие конфессии в Шотландии включают Свидетели Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней .

Средневековье [ править ]

Раннее христианство [ править ]

Крест Святого Мартина IX века на фоне креста Святого Иоанна стоит у входа в аббатство Иона.

Христианство, вероятно, появилось на территории нынешней южной Шотландии во время римской оккупации Британии. [4] [5] В то время как пикты и шотландцы вдали от римского влияния остались бы язычниками, большинство ученых предполагают, что христианство выжило бы после ухода римлян в британские анклавы, такие как Стратклайд , но отступило бы по мере продвижения языческих англосаксов на территорию, которая сейчас является Низменности Шотландии. [6]

В шестом веке миссионеры из Ирландии действовали на материковой части Великобритании. Это движение традиционно ассоциируется с фигурами святого Ниниана , святого Кентигерна и святого Колумбы . Ниниан теперь считается в значительной степени порождением Нортумбрийской церкви после бернисианцами захвата Уитхорна и завоевания южного Галлоуэя . [7] Само имя представляет собой искаженное писцом имя Уинниау (в ранней островной каллиграфии буквы «n» и «u» выглядят почти одинаково), святого, вероятно, британского происхождения, который также известен под гэльским эквивалентом своего имени — Финниан. [8] Мало что известно о святом Кентигерне ​​(умер в 614 г.), который, вероятно, работал в районе Стратклайда. [9] Святой Колумба, вероятно, был учеником Уинниау. Он покинул Ирландию и основал монастырь в Ионе у западного побережья Шотландии в 563 году, а оттуда выполнял миссии к шотландцам Дала Риата , которые традиционно считаются колонизаторами запада современной Шотландии из того, что сейчас является Ирландией, и Пикты, считавшиеся потомками каледонцев , существовавших вне контроля Римской империи на севере и востоке. Однако вполне вероятно, что и шотландцы, и пикты уже начали обращаться в христианство до этого. [10]

Кельтская церковь [ править ]

Руины собора Святого Андрея в Сент-Эндрюсе , Файф

Предполагается, что ранняя пиктская напоминала кельтский политеизм религия в целом . Дата обращения пиктских королей в христианство неизвестна, но существуют традиции, которые помещают святого Палладия в Пиктландию после отъезда из Ирландии и связывают Абернети со святыми Бригидой и Дарлугдахом из Килдэра . [11] Святой Патрик относится к «пиктам-отступникам», в то время как в стихотворении «Y Gododdin» пикты не упоминаются как язычники . [12] Преобразование пиктской элиты, по-видимому, продолжалось в течение значительного периода, начавшегося в пятом веке и не завершившегося до седьмого века. Недавние археологические исследования в Портмахомаке заложили фундамент монастыря именно здесь, в районе, который когда-то считался одним из последних переоборудованных в конце шестого века. [13] Это современник Бридей Мак Мэлчона и Колумбы . Процесс утверждения христианства на всей территории Пиктленда растянется на гораздо более длительный период. Пиктленд находился под влиянием не только Ионы и Ирландии. Он также имел связи с церквями в Англии , как это видно во времена правления Нехтана Мак Дер Илея . Сообщаемое об изгнании Нехтаном ионанских монахов и духовенства в 717 году могло быть связано со спорами по поводу датировки Пасхи и способа пострижения, в котором Нехтан, по-видимому, поддерживал римские обычаи, но в равной степени могло быть направлено на увеличение королевской власти. власть над церковью. [14] Тем не менее, данные о географических названиях позволяют предположить широкую сферу ионского влияния в Пиктленде. [15]

Гэльское монашество [ править ]

Шоттенпортал в шотландском монастыре , Ратисбон

Физически шотландские монастыри значительно отличались от монастырей на континенте и часто представляли собой изолированное скопление деревянных хижин, окруженных стеной. [16] Ирландское архитектурное влияние можно увидеть в сохранившихся круглых башнях в Бречине и Абернети . [17] В некоторых ранних шотландских учреждениях были династии аббатов, которые часто были светским духовенством с семьями, наиболее известные из которых - в Данкелде и Бречине ; но они также существовали по всей Шотландии к северу от Форта, как в Портмахомаке , Мортлахе и Абернети . [18] Возможно, в ответ на эту секуляризацию в Ирландии началось реформаторское движение монахов под названием Céli Dé (буквально «вассалы Бога»), переведенное на английский язык как culdees , которое в конце восьмого и начале девятого веков распространилось на Шотландию. Некоторые Сели Де приняли обеты целомудрия и бедности, и хотя некоторые жили индивидуально как отшельники , другие жили рядом или внутри существующих монастырей. [19] В большинстве случаев, даже после введения новых форм реформированного монашества с одиннадцатого века, эти Сели Де не были заменены, и традиция продолжалась параллельно с новыми основаниями до тринадцатого века. [20]

Шотландское монашество сыграло важную роль в Хиберно-Шотландской миссии , посредством которой шотландское и ирландское духовенство предпринимало миссии в расширяющуюся Франкскую империю . Они основали монастыри, часто называемые Шоттенклёстер (что по-немецки означает «шотландские монастыри» ), большинство из которых стали бенедиктинскими учреждениями на территории нынешней Германии. Шотландские монахи, такие как святой Катро из Мца , стали местными святыми в регионе. [21]

Континентальное монашество [ править ]

Дундреннанское аббатство , один из новых континентальных монастырей, основанный в 12 веке.

Внедрение континентальных форм монашества в Шотландии связано с саксонской принцессой королевой Маргаритой (ок. 1045–1093), второй женой Маэля Колуима III (годы правления 1058–93). Ланфранк , архиепископ Кентерберийский, предоставил монахов для нового бенедиктинского аббатства в Данфермлине (ок. 1070 г.). [18] Последующие фонды при Эдгаре (годы правления 1097–1107), Александре (годы правления 1107–1124) и Давиде I (годы правления 1124–1153) основывались на религиозных орденах, возникших во Франции в одиннадцатом и двенадцатом веках и последовавших за Клюнийским орденом. Реформы . [18] Августинцы основали свой первый монастырь в Шотландии в Сконе при спонсорской поддержке Александра I в 1115 году. К началу тринадцатого века августинцы поселились рядом, захватили или реформировали заведения Сели Де в Сент-Эндрюсе, Сент-Серфс-Инч , Инчкольме , Инчмахоме , Иншаффрэ , Рестеннетом и Ионой, и создал множество новых заведений, таких как Холирудское аббатство . [18] Цистерцианцы имели основания в Мелроузе (1136 г.) и Дандреннане (1142 г.), а тироненсианцы - в Селкирке , затем в Келсо , Арброате , Линдоресе и Килвиннинге . [22] Клуньяки основали аббатство в Пейсли , премонстранты имели фонды в Уитхорне и валлисколианцы , названные в честь их первого монастыря в Валь-де-Шу в Бургундии, в Плюскардене . Военные ордена вошли в Шотландию при Давиде I: рыцари -темплиеры основали Балантродох в Мидлотиане, а рыцари-госпитальеры получили Торфичен , Западный Лотиан. [18]

Церковь Шотландии [ править ]

Епископства в средневековой Шотландии.

До нормандского периода в Шотландии не было четкой епархиальной структуры. Существовали епископства, основанные на различных древних церквях, но некоторые из них очень неясны в записях, и, похоже, там было много вакансий. [23] Примерно с 1070 года, во время правления Малкольма III, в Сент-Эндрюсе проживал «епископ Альбы», но неясно, какую власть он имел над другими епископами. После норманнского завоевания Англии архиепископы . Кентерберийские и Йоркские заявляли о своем превосходстве над шотландской церковью [23] Когда около 1113 года Давид I добился назначения Джона, тиронского монаха, епископом Глазго, Терстан , архиепископ Йоркский, потребовал подчинения нового епископа. Последовал длительный спор, когда Иоанн отправился в Рим, чтобы безуспешно обжаловать свое дело перед папой Каликстом II . Иоанн продолжал отказываться от своего подчинения, несмотря на давление со стороны папы. Новое епископство Карлайл было создано на территории нынешней северной Англии, которую Давид I считал частью епархии Глазго и территорией. В 1126 году в южную епархию Галлоуэя , базирующуюся в Уитхорне, был назначен новый епископ, который предложил свое подчинение Йорк, практика, которая продолжалась до пятнадцатого века. Давид отправил Иоанна в Рим, чтобы лоббировать назначение епископа Святого Андрея независимым архиепископом. В какой-то момент Давид и его епископы пригрозили передать свою преданность антипапе Анаклету II . Когда епископ Джон умер в 1147 году, Давид смог назначить другого тиронского монаха, Герберта, аббатом Келсо, своим преемником, и подчинение Йорку по-прежнему задерживалось. Церковь в Шотландии обрела независимый статус после Папская булла Селестины III ( Cum universi , 1192), согласно которой все шотландские епископства, кроме Галлоуэя, стали формально независимыми от Йорка и Кентербери. Однако, в отличие от Ирландии, которой в том же столетии было предоставлено четыре архиепископства, Шотландия не получила архиепископа, и вся Ecclesia Scoticana с отдельными шотландскими епископствами (кроме Уитхорна / Галлоуэя) стала «особой дочерью Римского престола». [24] Им управляли специальные советы, состоящие из всех шотландских епископов, из которых наиболее важной фигурой стал епископ Сент-Эндрюс. [24] Лишь в 1472 и 1492 годах кафедры Сент-Эндрюса и Глазго были повышены до архиепископства, во время папства Сикста IV .

Священнослужители [ править ]

Вплоть до начала четырнадцатого века папство минимизировало проблему клерикального плюрализма, но из-за относительно бедного уровня жизни и нехватки духовенства, особенно после Черной смерти, в пятнадцатом веке число священнослужителей, имеющих два или более прихода, быстро увеличивалось. [25] Это означало, что приходское духовенство в основном набиралось из низших и менее образованных слоев профессии, что приводило к частым жалобам на их уровень образования или способностей, хотя явных свидетельств того, что он действительно снижается, мало. [26] Как и везде в Европе, крах папской власти во время папского раскола позволил шотландской короне получить эффективный контроль над основными церковными назначениями в королевстве, и эта позиция была признана папством в 1487 году. Это привело к размещению клиентов и родственников король занимал ключевые посты, включая внебрачного сына Якова IV Александра , который был назначен архиепископом Сент-Эндрюса в возрасте одиннадцати лет, что усилило королевское влияние, а также открыло Церковь для обвинений в продажности и кумовстве . [26] Несмотря на это, отношения между шотландской короной и папством в целом были хорошими: Яков IV получил знаки папской благосклонности. [24]

Святые [ править ]

, Реликварий Монимуска или Брекбеннох , датируется ок. 750 г. и предположительно вложенные кости Колумбы.

Как и в любой другой христианской стране, одной из главных особенностей средневековой Шотландии был культ святых . Среди святых ирландского происхождения, которые особенно почитались, были различные фигуры, называемые святыми Фаэланом и святым Колманом , а также святыми Финдбаром и Финаном . [27] заложил новый фонд Колумба оставался важной фигурой в четырнадцатом веке, и Вильгельм I (годы правления 1165–1214) в аббатстве Арброт . [28] [29] В Стратклайде самым важным святым был святой Кентигерн, чей культ (под домашним именем святой Мунго) сосредоточился в Глазго. [23] В Лотиане это был святой Катберт , чьи мощи проносились через Нортумбрию после того, как Линдисфарн был разграблен викингами, прежде чем они были установлены в Даремском соборе. [30] После его мученической кончины около 1115 года на Оркнейских, Шетландских и северной Шотландии возник культ вокруг Магнуса Эрлендссона, графа Оркнейского . [31] Культ Святого Андрея был установлен на восточном побережье в Килримонте пиктскими королями еще в восьмом веке. [32] Святыня, в которой, как говорят, с двенадцатого века хранились мощи святого, привезенные в Шотландию святым Регулом . [33] К двенадцатому веку он стал известен просто как Сент-Эндрюс и стал все больше ассоциироваться с шотландской национальной идентичностью и королевской семьей. [32] Королева Маргарет была канонизирована в 1250 году и после торжественного перенесения ее останков в Данфермлинское аббатство стала одной из самых почитаемых национальных святых. [32] В позднем средневековье «международные» культы, особенно те, которые сосредоточены на Деве Марии и Христе, а также на Святом Иосифе , Святой Анне , Трех королях и Апостолах , стали более значимыми в Шотландии. [34]

Популярная религия [ править ]

Генри Уордлоу (умер в 1440 г.), епископ Сент-Эндрюсский , королевский наставник и советник, основатель Сент-Эндрюсского университета и ключевая фигура в борьбе с Лолларди.

Традиционная протестантская историография имела тенденцию подчеркивать коррумпированность и непопулярность шотландской церкви позднего средневековья, но более поздние исследования показали, каким образом она удовлетворяла духовные потребности различных социальных групп. [26] [35] Историки отмечают упадок монашества в этот период: во многих религиозных домах содержалось меньшее количество монахов, а оставшиеся часто отказывались от общинной жизни в пользу более индивидуального и светского образа жизни. Новые монашеские пожертвования от дворянства также уменьшились в пятнадцатом веке. [26] [36] Напротив, в конце пятнадцатого века в городах наблюдался расцвет нищенствующих монахов , которые делали упор на проповедь и служение населению. Орден наблюдательных монахов был организован как шотландская провинция с 1467 года, а старшие францисканцы и доминиканцы были признаны отдельными провинциями в 1480-х годах. [26] В большинстве городов, в отличие от английских городов, где количество церквей имело тенденцию к увеличению, обычно существовала только одна приходская церковь. [24] но по мере того, как в тот период доктрина чистилища приобретала все большее значение, количество часовен, священников и месс для умерших в них быстро росло. [37] Число алтарей святым также резко возросло: в церкви Святой Марии в Данди их было около 48, а в церкви Святого Джайлса в Эдинбурге - более 50. [24] как и число святых, прославляемых в Шотландии: около 90 было добавлено к миссалу, используемому в церкви Святого Николая в Абердине . [38] Новые культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, также начали достигать Шотландии в пятнадцатом веке, в том числе « Пять ран» , « Святая кровь» и « Святое имя Иисуса» , а также новые праздники, в том числе «Сретение» , «Посещение» и «Мария Снежная» . [24] [38] Были и дальнейшие попытки отличить шотландскую литургическую практику от литургической практики в Англии: в 1507 году по королевскому патенту был установлен печатный станок, который заменил английское использование Сарума для богослужений. [24] Ересь в форме лоллардии начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале пятнадцатого века, но, несмотря на свидетельства ряда сожжений и некоторую очевидную поддержку ее антисакраментальных элементов, она, вероятно, оставалась относительно небольшим движением. [39]

Ранний модерн [ править ]

Реформация [ править ]

Шотландский протестант во время молитвы. Статуя в аббатстве Калросс

Ранний протестантизм [ править ]

В шестнадцатом веке Шотландия претерпела протестантскую Реформацию , в результате которой была создана преимущественно кальвинистская национальная церковь, которая была строго пресвитерианской по мировоззрению, что серьезно сократило полномочия епископов, хотя и не отменило их. В начале века учения сначала Мартина Лютера , а затем Жана Кальвина начали оказывать влияние на Шотландию, особенно через шотландских ученых, которые посещали континентальные и английские университеты и часто обучались католическому священству. Английское влияние также было более прямым: они поставляли книги и распространяли Библии и протестантскую литературу в Лоулендах , когда они вторглись в 1547 году. Особенно важной была работа лютеранского шотландца Патрика Гамильтона . [40] Его казнь вместе с другими протестантскими проповедниками в 1528 году и находившимся Цвингли под влиянием Джорджем Уишартом в 1546 году, который был сожжен на костре в Сент-Эндрюсе по приказу кардинала Битона, не остановила рост этих идей. Сторонники Уишарта, среди которых было несколько лордов Файфа, вскоре после этого убили Битона и захватили замок Сент-Эндрюс, который они удерживали в течение года, прежде чем потерпели поражение с помощью французских войск. Выжившие, в том числе капеллан Джон Нокс , были приговорены к рабству на галерах, что способствовало возникновению недовольства французов и мучеников за протестантское дело. [41]

Реформационное поселение

Ограниченная терпимость и влияние изгнанных шотландцев и протестантов в других странах привели к расширению протестантизма: группа лэрдов объявила себя лордами Конгрегации в 1557 году и представляла их интересы политически. Распад французского союза и английская интервенция в 1560 году означали, что относительно небольшая, но очень влиятельная группа протестантов оказалась в состоянии навязать реформу шотландской церкви. Исповедание веры, отвергающее папскую юрисдикцию и мессу, было принято парламентом в 1560 году , когда юная Мария, королева Шотландии, еще находилась во Франции. [42] Нокс, сбежавший с галер и проведший время в Женеве, где стал последователем Кальвина, стал наиболее значительной фигурой. Кальвинизм реформаторов во главе с Ноксом привел к соглашению, которое приняло пресвитерианскую систему и отвергло большинство сложных атрибутов средневековой церкви. [43] К 1590-м годам в Шотландии было около пятидесяти пресвитерий, в каждой из которых было около двадцати служителей. Над ними стояло около дюжины синодов, а на вершине — Генеральная ассамблея. [44] Это дало значительную власть в новом кирке местным лордам (землевладельцам), которые часто контролировали назначение духовенства, что привело к широко распространенному, но в целом упорядоченному иконоборчеству . На тот момент большая часть населения, вероятно, все еще была католиком по убеждениям, и кирку было трудно проникнуть в Хайленд и на острова, но начался постепенный процесс обращения и консолидации, который, по сравнению с реформациями в других местах, проводился с относительно небольшими преследованиями. . [43]

Джеймс editVI

Правление католички Марии, королевы Шотландии, в конечном итоге закончилось гражданской войной, смещением, тюремным заключением и казнью в Англии. Ее маленький сын Джеймс VI был коронован королем Шотландии в 1567 году. [45] Он был воспитан протестантом, а страной управлял ряд регентов. [46] После того, как он утвердил свое личное правление с 1583 года, он отдавал предпочтение доктринальному кальвинизму, а также епископству. Его наследование английской короны привело к правлению через Тайный совет из Лондона. Он также все больше контролировал заседания Генеральной Ассамблеи Шотландии и увеличил количество и полномочия шотландских епископов. В 1618 году он провел Генеральную ассамблею и протолкнул пять статей , которые включали практику, которая была сохранена в Англии, но в значительной степени отменена в Шотландии, наиболее спорно преклонение колен для принятия причастия. Несмотря на то, что они были ратифицированы, они вызвали широкую оппозицию и негодование и были восприняты многими как шаг назад к католической практике. [47]

Семнадцатый век [ править ]

Беспорядки, спровоцированные Дженни Геддес в соборе Святого Джайлса , спровоцировали Епископские войны.

Ковенантеры [ править ]

В 1625 году Джеймсу VI наследовал его сын Карл I. Отец разделил своих противников; сын объединил их. Чарльз во многом полагался на епископов, особенно Джона Споттисвуда , архиепископа Сент-Эндрюса, что в конечном итоге сделало его канцлером. В начале его правления отзыв Карлом отчужденных земель с 1542 года помог обезопасить финансы кирки, но поставил под угрозу владения знати, получившие выгоду от Реформационного урегулирования. [48] В 1635 году, без обращения к общему собранию парламента, король утвердил книгу канонов , которая сделала его главой церкви, установил непопулярный ритуал и обязал использовать новую литургию. Когда литургия появилась в 1637 году, ее воспринимали как молитвенник в английском стиле, что вызвало гнев и массовые беспорядки, которые, как говорят, были вызваны тем, что некая Дженни Геддес бросила табуретку во время службы в соборе Святого Джайлса. Протестантская знать поставила себя во главе народной оппозиции. Представители различных слоев шотландского общества составили 28 февраля 1638 года Национальный пакт , протестуя против литургических нововведений короля. [49] Сторонники короля не смогли подавить восстание, и король отказался пойти на компромисс. В декабре 1638 года на заседании Генеральной Ассамблеи в Глазго шотландские епископы были официально исключены из Церкви, которая тогда была создана на полной пресвитерианской основе. [50]

Война трех королевств [ править ]

Шотландцы прижали нос молодого Карла II к точильному камню Помолвки , по которой он согласился на Заветы.

Шотландцы и король собрали армии, и после двух епископских войн в 1639 и 1640 годах шотландцы вышли победителями. Чарльз капитулировал, оставив Ковенантерам независимый контроль над страной. Он был вынужден отозвать английский парламент, что привело к началу гражданской войны в Англии в 1642 году. [51] Ковенантеры встали на сторону парламента и в 1643 году заключили Торжественную лигу и пакт , гарантировавший урегулирование шотландской церкви и обещавший дальнейшие реформы в Англии. [52] К 1646 году кампания роялистов в Хайленде и роялистов в Англии потерпела поражение, и король сдался. [53] Отношения с английским парламентом и все более независимой английской армией «Новой модели» стали напряженными, и контроль над Шотландией перешел в руки тех, кто был готов пойти на компромисс с королем. В результате взаимодействие с королем привело ко Второй гражданской войне и поражению шотландской армии вторжения в битве при Престоне от Армии Новой Модели во главе с Оливером Кромвелем . После переворота в результате рейда Виггамора партия Кирка восстановила контроль в Шотландии. [54]

Содружество [ править ]

После казни короля в январе 1649 года Англия была объявлена ​​Содружеством , а шотландцы провозгласили королем его сына Карла II . Англичане ответили вооруженным вторжением, и после поражений шотландцев при Данбаре в 1650 году и Вустере в 1651 году англичане оккупировали страну в 1652 году, и Шотландия была объявлена ​​частью Содружества. [55] Кирк глубоко разделился, отчасти из-за поиска козлов отпущения за поражение. Различные фракции и тенденции породили конкурирующие резолюции и протесты, которые дали названия двум основным партиям: « Резолюторы» , которые были готовы примириться с роялизмом, и более жесткие протестующие , которые хотели очистить Кирка от таких ассоциаций. Впоследствии раскол между конкурирующими лагерями стал практически необратимым. [56] Режим принял пресвитерианство как действительную систему, но не признал, что это была единственная законная форма церковной организации, и Кирк функционировал по-прежнему. [57] Терпимость не распространялась на членов епископальной церкви и католиков, но если они и не привлекали к себе внимания, то в основном оставались в покое. [57]

Реставрация [ править ]

Яков VII Шотландии (и II Англии) , свергнутый за католицизм в 1688 году.

После восстановления монархии в 1660 году Шотландия вернула себе свою церковь, а также епископов. [58] Законодательство было отменено в 1633 году, что лишило Ковенантера завоеваний Епископских войн, но дисциплина сессий кирков, пресвитерий и синодов была возобновлена. [59] Восстановление епископства стало источником особых проблем на юго-западе страны, в регионе с сильными пресвитерианскими симпатиями. Покинув официальную церковь, многие люди здесь начали посещать нелегальные выездные собрания, проводимые исключенными служителями, известные как монастыри . [60] Официальные попытки подавить их привели к восстанию в 1679 году, которое потерпело поражение от Джеймса, герцога Монмута , внебрачного сына короля, в битве при Ботвелл-Бридж . [61] В начале 1680-х годов началась более интенсивная фаза преследований, которая позже будет известна в протестантской историографии как « Время убийств », когда инакомыслящие казнились без суда и следствия драгунами Джеймса Грэма, лэрда Клаверхауза , или приговаривались к транспортировке или смертной казни. Сэр Джордж Маккензи , лорд-адвокат . [62]

Славная революция [ править ]

Чарльз умер в 1685 году, и его брат сменил его на посту Якова VII Шотландии (и II Англии). [62] Джеймс поставил католиков на ключевые посты в правительстве, и даже посещение монастыря стало караться смертью. Он проигнорировал парламент, провел чистку Совета и навязал религиозную терпимость к католикам, оттолкнув своих протестантских подданных. Считалось, что королю наследует его дочь Мария, протестантка и жена Вильгельма Оранского , штатгальтера Нидерландов, но когда в 1688 году у Якова родился наследник мужского пола, Джеймс Фрэнсис Эдвард Стюарт , стало ясно, что его политика переживет его. Приглашение семи ведущих англичан привело к тому, что Уильям высадился в Англии с 40 000 человек, а Джеймс бежал, что привело к почти бескровной « Славной революции ». Окончательное соглашение восстановило пресвитерианство в Шотландии и упразднило епископов, которые в целом поддерживали Джеймса. Однако Уильям, который был более терпимым, чем обычно был кирк, принял законы, восстанавливающие епископальное духовенство, исключенное после революции. [63]

Современный [ править ]

Восемнадцатый век [ править ]

Шотландский священник и его прихожане, около 1750 г.

В конце восемнадцатого века началось дробление Шотландской церкви , созданной в ходе Реформации. Эти расколы были вызваны проблемами правительства и покровительства, но отражали более широкий раскол между евангелистами и Умеренной партией из-за опасений фанатизма со стороны первых и принятия идей Просвещения вторыми. Законное право покровителей-мирян представлять священнослужителей по своему выбору в местные церковные общины приводило к незначительным расколам в церкви. Первый из них, произошедший в 1733 году, известный как Первый Сецессион и возглавляемый такими фигурами, как Эбенезер Эрскин , привел к созданию ряда сепаратистских церквей. Второе событие в 1761 году привело к основанию независимой Церкви помощи . [64] Эти церкви набрали силу в эпоху евангелического возрождения конца восемнадцатого века. [65]

Спустя долгое время после триумфа Шотландской церкви в низменностях горцы и островитяне цеплялись за старомодное христианство, пропитанное анимистическими народными верованиями и обычаями. Удаленность региона и отсутствие духовенства, говорящего на гэльском языке, подорвали миссионерские усилия существующей церкви. В конце восемнадцатого века наблюдался некоторый успех благодаря усилиям миссионеров SSPCK и разрушению традиционного общества. [66] Католицизм был сведен к окраинам страны, особенно к гэльскоязычным районам Хайленда и островов. Условия для католиков также ухудшились после восстаний якобитов, и католицизм превратился в не более чем плохо управляемую миссию. Также важным было епископализм, который сохранил сторонников во время гражданских войн и смены режима в семнадцатом веке. Поскольку большинство членов епископальной церкви поддержали восстания якобитов в начале восемнадцатого века, их состояние также пострадало. [64]

Девятнадцатый век [ править ]

Статуя Томаса Чалмерса, Эдинбург

После долгих лет борьбы в 1834 году евангелисты получили контроль над Генеральной Ассамблеей и приняли Закон вето, который позволял общинам отклонять нежелательные «навязчивые» представления покровителей. Последующий «Десятилетний конфликт» юридических и политических споров закончился поражением сторонников невмешательства в гражданских судах. Результатом стал раскол в церкви со стороны некоторых сторонников невторжения во главе с доктором Томасом Чалмерсом, известный как «Великий разрыв 1843 года» . Примерно треть духовенства, в основном выходцы с Севера и Хайленда, образовали отдельную Свободную церковь Шотландии . Евангелические свободные церкви, которые более терпимо относились к гэльскому языку и культуре, быстро росли в Хайленде и на островах, привлекая гораздо больше внимания, чем устоявшаяся церковь. [66] Идеи Чалмерса сформировали отколовшуюся группу. Он подчеркнул социальное видение, которое возродило и сохранило общинные традиции Шотландии в период напряжения в социальной структуре страны. Идеализированные Чалмерсом небольшие эгалитарные, основанные на кирках, автономные сообщества, признававшие индивидуальность своих членов и необходимость сотрудничества. [67] Это видение также затронуло основные пресвитерианские церкви, и к 1870-м годам оно было ассимилировано официальной церковью Шотландии. Идеалы Чалмерса продемонстрировали, что церковь озабочена проблемами городского общества, и они представляли собой настоящую попытку преодолеть социальную раздробленность, имевшую место в промышленных городах. [68]

В конце девятнадцатого века основные дебаты велись между фундаменталистами-кальвинистами и богословскими либералами, отвергавшими буквальное толкование Библии. жесткие кальвинисты откололись и образовали Свободную пресвитерианскую церковь . Это привело к дальнейшему расколу в Свободной церкви, поскольку в 1893 году [64] Однако были и шаги к воссоединению, начиная с объединения некоторых сепаратистских церквей в Объединенную сепаратистскую церковь в 1820 году, которая объединилась с Церковью помощи в 1847 году и образовала Объединенную пресвитерианскую церковь , которая, в свою очередь, присоединилась к Свободной церкви в 1847 году. В 1900 году образовалась Объединенная свободная церковь Шотландии . Отмена закона о покровительстве мирян позволила бы большинству Свободной церкви воссоединиться с Шотландской церковью в 1929 году. В результате расколов остались небольшие конфессии, включая Свободных пресвитерианцев, и остаток, который не объединился в 1900 году в Свободную церковь . [64]

Диаграмма, показывающая происхождение шотландских церквей со многими расколами и сложными воссоединениями за 500-летний период.
Временная диаграмма, показывающая происхождение шотландских церквей с различными расколами и сложными воссоединениями между 1560 годом и нашими днями.

Католическая эмансипация в 1829 году и приток большого числа ирландских иммигрантов, особенно после голодных лет конца 1840-х годов, главным образом в растущие низменные центры, такие как Глазго, привели к трансформации в судьбе католицизма. В 1878 году, несмотря на сопротивление, в стране была восстановлена ​​римско-католическая церковная иерархия, и католицизм стал важной конфессией в Шотландии. [64] Епископализм также возродился в девятнадцатом веке, когда вопрос о преемственности отступил, и в 1804 году он стал Шотландской епископальной церковью как автономная организация, находящаяся в общении с Англиканской церковью . [64] Баптистская , конгрегационалистская и методистская церкви появились в Шотландии в 18 веке, но не начали значительного роста до девятнадцатого века. [64] отчасти потому, что более радикальные и евангелические традиции уже существовали в Шотландской церкви и свободных церквях. С 1879 года к ним присоединилась евангелическая партия возрождения Армии Спасения , которая попыталась добиться серьезных вторжений в растущие городские центры. [65]

Современное христианство [ править ]

Марш Ордена Оранжистов в Глазго

В двадцатом веке к существующим христианским конфессиям присоединились другие организации, в том числе Братская и пятидесятническая церкви. Хотя некоторые конфессии процветали, после Второй мировой войны наблюдалось устойчивое общее снижение посещаемости церкви, что привело к закрытию церквей для большинства конфессий. [65] По данным переписи 2001 года, 42,4 процента населения отождествляли себя с Шотландской церковью, 15,9 процента — с католицизмом и 6,8 — с другими формами христианства, что составляет примерно 65 процентов населения (по сравнению с 72 процентами в Великобритании как весь). Другие конфессии в Шотландии включают Свидетелей Иеговы , методистов , конгрегационалистов и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней . 5,5 процента не указали религию. 27,5% заявили, что у них нет религии (для сравнения: в Великобритании в целом этот показатель составляет 15,5%). [69] [70] Другие более поздние исследования показывают, что число тех, кто не идентифицирует себя с какой-либо конфессией или считает себя нерелигиозным, может быть намного выше — от 42 до 56 процентов, в зависимости от формы задаваемого вопроса. [71]

Церковь Шотландии признана (согласно Закону о Церкви Шотландии 1921 года ) как национальная церковь . Она не подлежит государственному контролю , а монарх (ныне король Карл III ) является рядовым членом Церкви Шотландии и представлен на Генеральной Ассамблее их Лордом Верховным Комиссаром . [72] [73] На протяжении большей части двадцатого века значительное количество католиков эмигрировало в Шотландию из Италии , Литвы. [74] и Польша . [75] Однако на церковь повлиял общий спад посещаемости церкви. В период с 1994 по 2002 год посещаемость католиков в Шотландии снизилась на 19%, до чуть более 200 000 человек. [76] К 2008 году Конференция епископов Шотландии подсчитала, что в 2008 году мессу регулярно посещали 184 283 человека - 3,6% населения Шотландии на тот момент. [77] Некоторые части Шотландии (особенно Западно- Центральный пояс вокруг Глазго ) столкнулись с проблемами, вызванными сектантством . В то время как футбольное соперничество между протестантскими и католическими клубами на большей части Шотландии, традиционно римско-католическая команда « Селтик» и традиционно протестантская команда « Рейнджерс» сохранили сектантскую идентичность. «Селтик» нанял протестантских игроков и менеджеров, но «Рейнджерс» имеет традицию не нанимать католиков. [78]

Примечания и ссылки [ править ]

  1. ^ Майкл Линч (редактор) Оксфордский справочник по истории Шотландии, OUP 2007, стр. 78
  2. ^ там же, стр. 78
  3. ^ там же, стр. 79
  4. ^ Л. Алкок, Короли и воины, мастера и священники в Северной Британии 550–850 гг. Н.э. (Эдинбург: Общество антикваров Шотландии), ISBN   0-903903-24-5 , с. 63.
  5. ^ Лукас Квенсель фон Кальбен, «Британская церковь и возникновение англосаксонского королевства», в Т. Дикинсон и Д. Гриффитс, ред., « Англосаксонские исследования в археологии и истории», 10: Документы для 47-го Саксенского симпозиума, Йорк , сентябрь 1996 г. (Оксфорд: Oxford University Press, 1999), ISBN   086054138X , с. 93.
  6. ^ О. Дэвис, Кельтская духовность (Махва, Нью-Джерси: Paulist Press, 1999), ISBN   0809138948 , с. 21.
  7. ^ Р. А. Флетчер, Обращение в варваров: от язычества к христианству (Беркли, Калифорния: University of California Press, 1999), ISBN   0520218590 , стр. 79–80.
  8. ^ Томас Оуэн Клэнси, «Настоящий Святой Ниниан», в The Innes Review , 52 (2001).
  9. ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN   0-7509-2977-4 , с. 46.
  10. ^ О. Клэнси, «Шотландское происхождение «неннийской» редакции Historia Brittonum и Lebor Bretnach» в: С. Тейлор (ред.), Пикты, короли, святые и хроники: праздничный сборник для Марджори О. Андерсон (Дублин) : Four Courts, 2000), стр. 95–6 и AP Smyth, Warlords and Holy Men: Scotland 80–1000 AD (Эдинбург: Edinburgh University Press, 1989), ISBN   0748601007 , стр. 82–3.
  11. ^ Клэнси, «Неннийская редакция», стр. 95–96, Смит, Warlords and Holy Men , стр. 82–83.
  12. ^ Маркус, «Обращение в христианство».
  13. ^ Упоминается Фостером, но дополнительную информацию можно получить в программе Tarbat Discovery Programme: см. Внешние ссылки.
  14. ^ Беда, IV, cc. 21–22, Клэнси, «Церковные учреждения», Клэнси, «Нехтан».
  15. ^ Тейлор, «Иона Эбботс».
  16. ^ К. Эванс, «Кельтская церковь в англосаксонские времена», в Дж. Д. Вудсе, Д. А. Пельтерете, Англосаксы, синтез и достижения (Wilfrid Laurier University Press, 1985), ISBN   0889201668 , стр. 77–89.
  17. ^ А.М. Дункан, Шотландия: Создание королевства (Эдинбург: Mercat Press, 1989), ISBN   005003183X , стр. 104–05.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Это А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN   0-7509-2977-4 , стр. 117–128.
  19. ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN   0333567617 , с. 58.
  20. ^ А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN   0-7509-2977-4 , с. 121.
  21. ^ Дэвид Н. Дамвилл, «Святая Катро Мецкая и агиография экзотики», в книге Джона Кэри и др., ред., « Ирландская агиография: Святые и ученые» (Дублин, 2001), стр. 172–6.
  22. ^ GWS Барроу, Царство и единство: Шотландия 1000–1306 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   074860104X , с. 81.
  23. ^ Перейти обратно: а б с А. Маккуорри, Средневековая Шотландия: родство и нация (Трупп: Саттон, 2004), ISBN   0-7509-2977-4 , стр. 109–117.
  24. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г П. Дж. Боукатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN   1843840960 , стр. 26–9.
  25. ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN   0-521-58602-X , стр. 244–5.
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Это Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0-7486-0276-3 , стр. 76–87.
  27. ^ GWS Барроу, Царство и единство: Шотландия 1000–1306 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1989), ISBN   074860104X , с. 64.
  28. ^ М. Линч, Шотландия: Новая история (Random House, 2011), ISBN   1446475638 , с. 76.
  29. ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN   0333567617 , стр. 52–3.
  30. ^ А. Лоуренс-Мазерс, Рукописи в Нортумбрии в одиннадцатом и двенадцатом веках (Вудбридж: Брюэр, 2003), ISBN   0859917657 , с. 137.
  31. ^ Х. Антонссон, St. Магнус Оркнейский: скандинавский культ мученика в контексте (Лейден: Брилл, 2007), ISBN   9004155805 .
  32. ^ Перейти обратно: а б с GWS Барроу, Роберт Брюс и Сообщество Королевства Шотландии (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 4-е изд., 2005 г.), ISBN   0748620222 , с. 11.
  33. ^ Б. Вебстер, Средневековая Шотландия: создание идентичности (Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, 1997), ISBN   0333567617 , с. 55.
  34. ^ Д. Дитчберн, «Тезис МакРобертса и образцы святости в позднесредневековой Шотландии», в С. Бордмане и Э. Уильямсоне, ред., « Культ святых и Девы Марии в средневековой Шотландии » (Woodbridge: Boydell & Brewer, 2010) , ISBN   1843835622 , стр. 178–94.
  35. ^ Д. М. Паллисер, Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540 (Кембридж: Cambridge University Press, 2000), ISBN   0-521-44461-6 , стр. 349–50.
  36. ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN   0-521-58602-X , с. 246.
  37. ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN   0-521-58602-X , с. 254.
  38. ^ Перейти обратно: а б К. Питерс, Женщины в Британии раннего Нового времени, 1450–1640 (Palgrave Macmillan, 2004), ISBN   0-333-63358-X , с. 147.
  39. ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN   0-521-58602-X , с. 257.
  40. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 102–4.
  41. ^ М. Ф. Грэм, «Шотландия», в А. Петтегри, Мир Реформации (Лондон: Routledge, 2000), ISBN   0415163579 , с. 414.
  42. ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 120–1.
  43. ^ Перейти обратно: а б Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN   0748602763 , стр. 121–33.
  44. ^ Питер ГБ Макнил и Гектор Л. МакКуин, ред., Атлас истории Шотландии до 1707 года (Эдинбург, 1996), стр. 390–91.
  45. ^ П. Крофт, Король Джеймс (Бейзингсток и Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, 2003), ISBN   0-333-61395-3 , с. 11.
  46. ^ А. Стюарт, Король-колыбель: Жизнь Джеймса VI и I (Лондон: Чатто и Виндус, 2003), ISBN   0-7011-6984-2 , стр. 51–63.
  47. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , стр. 166–8.
  48. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 201-2.
  49. ^ Маки, История Шотландии, стр. 203–4.
  50. ^ Маки, История Шотландии, стр. 205–6.
  51. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 209–10.
  52. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 211–2.
  53. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 213–4.
  54. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , стр. 225–6.
  55. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 221–6.
  56. ^ М. Линч, Шотландия: новая история (Лондон: Random House, 1991), ISBN   1446475638 , стр. 279–81.
  57. ^ Перейти обратно: а б Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 227–8.
  58. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 239.
  59. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 231–4.
  60. ^ Р. Митчисон, История Шотландии (Лондон: Routledge, 3-е изд., 2002 г.), ISBN   0415278805 , с. 253.
  61. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 238.
  62. ^ Перейти обратно: а б Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , с. 241.
  63. ^ Дж. Д. Маки, Б. Ленман и Г. Паркер, История Шотландии (Лондон: Penguin, 1991), ISBN   0140136495 , стр. 252–3.
  64. ^ Перейти обратно: а б с д Это ж г Дж. Т. Кох, Кельтская культура: историческая энциклопедия, тома 1–5 (Лондон: ABC-CLIO, 2006), ISBN   1-85109-440-7 , стр. 416–7.
  65. ^ Перейти обратно: а б с Г.М. Дичфилд, Евангелическое возрождение (1998), стр. 91.
  66. ^ Перейти обратно: а б Г. Робб, «Популярная религия и христианизация Шотландского нагорья в восемнадцатом и девятнадцатом веках», Журнал истории религии , 1990, 16 (1), стр. 18–34.
  67. ^ Дж. Браун Стюарт, Томас Чалмерс и благочестивое Содружество в Шотландии (1982)
  68. ^ С. Мечи, Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (1960).
  69. ^ «Анализ религии в переписи 2001 года» , Правительство Шотландии , 17 мая 2006 г., заархивировано из оригинала 7 июня 2011 г.
  70. ^ «Религиозное население» , Управление национальной статистики , 11 октября 2004 г., заархивировано из оригинала 4 июня 2011 г.
  71. ^ «Религия и вера: некоторые опросы и статистика» , Британская гуманистическая ассоциация , 24 июня 2004 г., заархивировано из оригинала 6 августа 2011 г.
  72. ^ «Королева и церковь» . Британская монархия (Официальный сайт). Архивировано из оригинала 5 июня 2011 года.
  73. ^ «Как мы устроены» . Церковь Шотландии. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года.
  74. ^ «Наследие – Иммиграция и эмиграция – Шотландия – Стратклайд – литовцы в Ланаркшире» . Би-би-си . Проверено 18 декабря 2011 г.
  75. ^ А. Коллиер «Уверенные католики Шотландии», Табличка от 10 января 2009 г., стр. 16.
  76. ^ Тэд Турски (01 февраля 2011 г.). «Статистика» . Dioceseofaberdeen.org. Архивировано из оригинала 29 ноября 2011 г. Проверено 18 декабря 2011 г.
  77. ^ «Сколько католиков в Британии?» . Новостной сайт BBC . Би-би-си. 15 сентября 2010 г. Проверено 6 марта 2013 г.
  78. ^ К. Браун, Социальная история религии в Шотландии с 1730 г. (Лондон: Routledge, 1987), ISBN   0416369804 , с. 243.

Ссылки [ править ]

  • Браун, Каллум Г. Социальная история религии в Шотландии с 1730 года (Метуэн, 1987).
  • Клэнси, Томас Оуэн , «Церковные учреждения: раннее средневековье» в Линче (2001).
  • Клэнси, Томас Оуэн, «Шотландия, «нэннийская» редакция Historia Brittonum и Libor Bretnach в Саймоне Тейлоре (редактор), Короли, священнослужители и хроники в Шотландии 500–1297. Четыре суда, Дублин, 2000. ISBN   1-85182-516-9
  • Клэнси, Томас Оуэн, «Нехтан, сын Дерила» в фильме «Линч» (2001).
  • Клэнси, Томас Оуэн, «Колумба, Адомнан и культ святых в Шотландии» в Broun & Clancy (1999).
  • Кросс, Флорида и Ливингстон, Э.А. (редакторы), Шотландия, Христианство в «Оксфордском словаре христианской церкви», стр. 1471–1473. Издательство Оксфордского университета, Оксфорд, 1997. ISBN   0-19-211655-X
  • Фостер, Салли М., Пикты, гэлы и шотландцы: Ранняя историческая Шотландия. Бэтсфорд, Лондон, 2004 г. ISBN   0-7134-8874-3
  • Хиллис, Питер, Баронство Глазго, Окно в церковь и людей в Шотландии девятнадцатого века, Dunedin Academic Press, 2007.
  • Маркус, о. Гилберт, ОП, «Религиозная жизнь: раннее средневековье» в Линче (2001).
  • Маркус, о. Гилберт, ОП, «Обращение в христианство» в Линче (2001).
  • Мечи, С. Церковь и социальное развитие Шотландии, 1780–1870 (1960).
  • Пигготт, Чарльз А. «География религии в Шотландии». Шотландский географический журнал 96.3 (1980): 130–140.
  • Тейлор, Саймон, «Аббаты Ионы седьмого века в шотландских топонимах» в Broun & Clancy (1999).

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец оригинального документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 09E7BC76B0022BB32C6E438DCDB70689__1708569420
URL1:https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Christianity_in_Scotland
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Christianity in Scotland - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть, любые претензии не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, денежную единицу можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)