Сектантство в Глазго
Сектантство в Глазго принимает форму давнего религиозного и политического сектантского соперничества между католиками и протестантами . Это особенно усиливается ожесточенным соперничеством между «Селтиком» и «Рейнджерс» , двумя крупнейшими шотландскими футбольными клубами, иногда называемыми « Старой фирмой» , чья база поддержки традиционно преимущественно состоит из католиков и протестантов соответственно. [ 1 ] В отчете городского совета Глазго за 2003 год указывалось, что люди явно верят, что «сектантство все еще распространено в Глазго», но что представители общественности разделились по причине взаимосвязи между футболом и сектантством. [ 2 ]
Источник
[ редактировать ]Примерно с V века нашей эры местная часть Римско -католической церкви была основной религией на территории нынешней Шотландии , но после Шотландской Реформации Шотландия официально приняла пресвитерианство ( Шотландскую церковь ) в качестве своей государственной религии . [ 3 ] Из-за экономических трудностей, особенно после Великого голода и в период быстрого роста промышленных городов Центрального пояса Шотландии, [ 4 ] многие ирландские эмигранты-католики поселились в этих промышленных городах, особенно много их привлекало Глазго. Эта миграция привела к усилению конкуренции за трудоустройство и жилье, а в некоторых случаях к антагонизму и конфликтам между конкурирующими группами. [ 3 ] В дополнение к этому религиозная дискриминация и устоявшиеся социальные сети усилили напряженность между протестантами и католиками. [ 3 ] Более того, ирландские протестанты также мигрировали в те же промышленные города Центрального пояса Шотландии. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Инциденты
[ редактировать ]Смерти и серьезные нападения были напрямую связаны с религиозной напряженностью в городе. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Многие из них произошли либо до, либо после Old Firm футбольных матчей . Убийство Джейсоном Кэмпбеллом в 1995 году Марка Скотта, болельщика «Селтика», привело к созданию антисектантской благотворительной организации Nil By Mouth .
В июне 2003 года, после публикации Плана действий исполнительной власти Шотландии по борьбе с сектантством в Шотландии , [ 12 ] Статья 74 Закона об уголовном правосудии (Шотландия) 2003 года была реализована. Здесь установлены ситуации, когда уголовное преступление отягчается религиозными предрассудками. [ 13 ]
В 2004 и 2005 годах количество инцидентов на религиозной почве, о которых сообщалось в полицию Шотландии, увеличилось на 50% до 440 за 18 месяцев. Статистика правительства Шотландии показала, что 64% из 726 случаев за этот период были мотивированы ненавистью к католикам, а в большинстве остальных случаев (31%) - ненавистью к протестантам, что указывает на то, что «религиозная» нетерпимость была равномерно распространена среди католиков и протестантов. , поскольку соотношение инцидентов два к одному было примерно таким же, как размер населения на западе Шотландии. [ 14 ] [ 15 ]
За пять лет до 2011 года ежегодно в Шотландии выдвигалось от 600 до 700 обвинений в правонарушениях, отягченных религиозными предрассудками. [ 16 ]
Футбол
[ редактировать ]
Сектантство в Глазго особенно заметно в соперничестве между сторонниками двух главных футбольных клубов Глазго, «Селтика» и «Рейнджерс» , вместе известных как « Старая фирма» . Одно исследование показало, что 74% сторонников кельтов идентифицируют себя как католики, тогда как только 10% идентифицируют себя как протестанты; для болельщиков «Рейнджерс» эти цифры составляют 2% и 65% соответственно. [ 2 ] «Рейнджерс На стадионе « Селтик Парк » Айброкс» часто вывешивается флаг Союза и баннер Ольстера, а в часто вывешивается триколор . ирландский [ 2 ]
В конце 19 века в Глазго приехало много иммигрантов из Ирландии, из которых около 75% были католиками и около 25% протестантами. Основание «Селтика», клуба с ярко выраженной ирландско-католической идентичностью, сыграло решающую роль в последующем принятии «Рейнджерс» протестантской и юнионистской идентичности. [ 17 ] Примерно с 1920-х годов «Рейнджерс» придерживались неофициальной политики не подписывать католических игроков и не нанимать католиков на другие должности. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] В частности, с 1970-х годов «Рейнджерс» оказались под растущим давлением со стороны общества и средств массовой информации, заставившим изменить свою позицию. [ 23 ] несмотря на то, что некоторые директора клуба продолжают отрицать его существование. [ 17 ]
В 1989 году «Рейнджерс» подписали контракт с Мо Джонстоном , что стало их первым крупным контрактом, открыто католиком за последнее время. [ 24 ] [ 25 ] чей трансфер привлек широкое внимание не только из-за его религии, но и из-за того, что он был бывшим игроком «Селтика», который предварительно согласился присоединиться к ним до того, как «Рейнджерс» предложили лучшие финансовые условия и перебили цену своих соперников. Джонстон был самым известным католиком, подписавшим контракт с клубом со времен Первой мировой войны , хотя до этого момента в нем выступали несколько игроков этой веры. [ 18 ] [ 26 ] [ 27 ] После подписания контракта с Джонстоном приток иностранных футболистов способствовал тому, что игроки-католики стали обычным явлением в «Рейнджерс». [ 28 ] В 1999 году Лоренцо Аморузо стал первым католиком-капитаном клуба. [ 29 ]
Один представитель «Рейнджерс» использовал термин «90-минутный фанатик», чтобы объяснить часть проблемы религиозного фанатизма среди болельщиков, и предположил, что с этим фанатизмом следует разобраться в первую очередь. [ 30 ]
Хотя большинство болельщиков «Селтика» — католики, некоторые ключевые фигуры в истории клуба ( Джок Стейн , Кенни Далглиш и Дэнни Макгрейн среди других) происходили из протестантов. [ 31 ]
В последнее время обе команды «Старой фирмы» приняли меры по борьбе с сектантством. Работая вместе с шотландским парламентом , церковными группами, группами давления, такими как Nil by Mouth , школами и общественными организациями, «Старая фирма» пытается подавить сектантские песни, подстрекательское размахивание флагами и проблемных сторонников, используя усиленные меры полиции и наблюдения. . [ 32 ]
И «Селтик», и «Рейнджерс» начали кампании по искоренению межрелигиозного насилия и песен. «Селтика» Кампании «Бойс против фанатизма» рейнджеров» , «Следуй с гордостью (ранее называвшиеся «Гордость превыше предубеждения» ) и межклубные кампании «Чувство превыше сектантства» попытались уменьшить связь между Старой фирмой и сектантством. [ 33 ]
В августе 2003 года «Рейнджерс» запустили кампанию «Гордость за предубеждение», направленную на содействие социальной интеграции, которая призвала фанатов носить только традиционные цвета «Рейнджерс» и избегать оскорбительных песен, баннеров и салютов. Это включало публикацию «Синего справочника», известного как «Wee Blue Book», который содержал список приемлемых песен и был разослан 50 000 сторонников в августе 2007 года.
Однако исследования показывают, что футбол вряд ли станет основным источником сектантства в Глазго. Проведенная Королевским управлением в 2006 году проверка преступлений на религиозной почве в Шотландии в период с января 2004 года по июнь 2005 года показала, что 33% из них были связаны с футболом. Учитывая, что 57% преступлений на религиозной почве в Шотландии произошли в Глазго, в лучшем случае примерно половина преступлений на религиозной почве в Глазго могла быть связана с футболом в этот период. [ 13 ]
В 2011 году персоналу и болельщикам «Селтика», включая тогдашнего менеджера Нила Леннона , были отправлены предположительно взрывные устройства и пули. [ 34 ] [ 35 ] Впоследствии доктор Джон Келли из Эдинбургского университета предположил, что «недавние события похоронили миф о том, что антиирландского католического фанатизма больше не существует». [ 36 ]
Оранжизм и ирландский республиканизм
[ редактировать ]Оранжисты Глазго (члены Протестантского Оранжевого института ) проходят парадом в городе в историческую дату Двенадцатого числа (12 июля), отмечая победу вильгельмской армии короля Вильгельма Оранского свергнутого короля Якова Стюарта над якобитами . армия в битве при Бойне в 1690 году после Славной революции двумя годами ранее. Ирландские республиканские марши используют во многом тот же формат, чтобы отметить различные важные даты в истории ирландского республиканизма , такие как ирландское восстание 1798 года и голодовка 1981 года . Двумя основными ирландскими республиканскими организациями в Глазго являются Cairde na hÉireann и Альянс оркестров Западной Шотландии , обе из которых утверждают, что представляют ирландских республиканцев в Шотландии. Эти марши часто являются источником напряженности (и в результате теперь подлежат более строгому контролю), при этом каждая сторона обвиняет другую в поддержке в Северной Ирландии базирующихся военизированных группировок, таких как Ирландская республиканская армия и Ирландская национально-освободительная армия или Ольстерские добровольческие силы. и Ассоциация защиты Ольстера . [ 37 ]
Согласно «Обзору маршей и парадов в Шотландии» сэра Джона Орра, из 338 заявленных шествий в Глазго в 2003 году почти 85% были организованы оранжевыми организациями (Орр 2005, стр. 67). [ 38 ] В отчете полиции Стратклайда об оранжевых парадах в Глазго в октябре 2009 года подчеркивается рост числа распространенных, серьезных и расово мотивированных нападений, связанных с маршами. В их число входили нападения на полицию. Также возросло количество арестов за хранение оружия, вандализм, нарушение общественного порядка и уличное употребление алкоголя. [ 39 ]
Ряд событий футбольного сезона 2010–2011 годов привел к интенсивным общественным дебатам по вопросу о природе и масштабах религиозного сектантства в Шотландии. Правительство Шотландской национальной партии (ШНП) отреагировало новым законом, который подвергся широкой критике и побудил некоторых комментаторов размышлять о политической «автогол». Некоторые комментаторы полагают, что ирландские корни проблемы в Шотландии следует должным образом признать и что возможный путь вперед может включать сотрудничество между Шотландией, Северной Ирландией и Республикой Ирландия в рамках структур и процедур Британско-Ирландского совета (BIC). ). [ 40 ]
Распространенность
[ редактировать ]Стив Брюс , изучавший снижение религиозной приверженности в Западной Европе, [ 41 ] говорит, что опросы, сравнивающие представления людей о сектантстве с их реальным повседневным личным опытом, показывают, что восприятие сектантства намного сильнее, чем его возникновение в действительности, и что проблемы города со здравоохранением , образованием и социальной изоляцией вызывают гораздо большую повседневную озабоченность. для большинства жителей Глазго. [ 42 ]
Брюс также обнаружил, что менее трети одного процента убийств в Шотландии за почти два десятилетия имели какой-либо сектантский мотив, а те, которые имели, были результатом футбольной преданности, а не религии или этнической принадлежности. [ 43 ]
См. также
[ редактировать ]- Взрывы в пабе Глазго
- Сектантское насилие
- Nil by Mouth , антисектантская благотворительная организация
- Антикатолицизм
- Антикатолицизм в Соединенном Королевстве
- Антипротестантизм
- Политика и спорт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Объяснение: горький религиозный раскол, стоящий за соперничеством кельтов и рейнджеров» . 21 мая 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Сектантство в Глазго» . Городской совет Глазго . Январь 2003 года . Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «История сектантства» . Нилбимут.орг . Май 2009 года . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ https://www.studocu.com/en-gb/document/university-of-the-west-of-scotland/migration-state-society/irish-immigration-to-central-scotland-in-the-19th -столетие-исследование-различных-перспектив-их-опыта-и-важности-их-вклада-в-промышленную-революцию в Шотландии/8139024
- ^ Воган, Джеральдин (2005). «Ирландские протестанты на западе Шотландии (1851-1914): «невидимое» сообщество?» . Ирландские этюды . 30 : 177–191. дои : 10.3406/irlan.2005.3000 .
- ^ https://www.kgsorkney.com/uploads/1/4/9/3/14935550/migration_-keypoint_files.pdf
- ^ https://www.culturalnlmuseums.co.uk/story/migration-ireland-to-north-lanarkshire/ >
- ^ https://academic.oup.com/book/33084/chapter-abstract/282070141?redirectedFrom=fulltext
- ^ «Убийца-сектант, изрезавший фаната «Селтика», теперь требует условно-досрочного освобождения» . Шотландец . 9 января 2010 г.
- ^ «Яростное напоминание о сектантстве» . Новости Би-би-си . 22 сентября 1999 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . www.scottishaffairs.org . Архивировано из оригинала (PDF) 29 апреля 2011 года . Проверено 17 января 2022 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ «Сектантство: План действий по борьбе с сектантством в Шотландии» (PDF) . Шотландия.gov.uk . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Использование раздела 74 Закона об уголовном правосудии (Шотландия) 2003 г. - Зарегистрированные преступления с отягчающими религиозными мотивами: обзор за 18 месяцев» (PDF) . Шотландия.gov.uk . Проверено 15 декабря 2016 г.
- ^ Каррелл, Северин (28 ноября 2006 г.). «Католики несут на себе основную тяжесть шотландских сектантских злоупотреблений» . Хранитель . Лондон . Проверено 28 ноября 2006 г.
- ^ «Ссора из-за деятелей религиозных преступлений» . Новости Би-би-си . 27 ноября 2006 г. Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2011 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Армстронг, Гэри и Джулианотти, Ричард (1 июня 2001 г.). Страх и ненависть в мировом футболе . Издательство Берг. стр. 25, 26. ISBN. 1-85973-463-4 . Проверено 15 августа 2012 г.
Примроуз был связан с самыми яростными антикатолическими и антиирландскими настроениями и был открыто союзником оранжевого ордена.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей, Уильям Дж. (2000). Старая фирма: сектантство, спорт и общество в Шотландии . Издательство Джона Дональда. стр. 60, 64, 65, 189. ISBN. 9780859765428 .
- ^ Джулианотти, Ричард (1999). Футбол: социология глобальной игры . Джон Уайли и сыновья. п. 18. ISBN 9780745617695 .
Исторически «Рейнджерс» поддерживают стойкие протестантские и антикатолические традиции, которые включают неофициальный запрет на подписание контрактов с игроками-католиками.
- ^ Галлахер, Том (1987). Глазго, Непростой мир: религиозная напряженность в современной Шотландии, 1819-1914 гг . Издательство Манчестерского университета, ND. п. 300 . ISBN 9780719023965 . Проверено 18 августа 2012 г.
Конфликт в Ирландии не стал катализатором, который смел религиозную паутину с террас и зала заседаний клуба в Айброксе. Один из ее менеджеров в 1970-е годы даже без колебаний призывал своих игроков выкрикивать лоялистский боевой клич «Нет капитуляции», когда они бежали по туннелю в Айброксе.
- ^ Сунесс, Грэм и Галлахер, Кен (1989). Грэм Сунесс: Дневник менеджера . Основное издательство. п. 17. ISBN 9781851582242 .
В течение многих лет Рейнджеров подвергали позорному столбу за то, что большинство людей считало дискриминацией одной части населения. Теперь мы показали, что с этой неписаной политикой в Ibrox покончено. Все кончено. Покончено.
- ^ Билтонг Китча с конкурирующими фанатами , Тревор Крамер, Benoni City Times, 10 июля 2019 г.
- ^ Арчер, Ян (11 октября 1976 г.). «Иэн Арчер говорит…». Глазго Геральд . п. 3.
Это единственный клуб в мире, который настаивает на том, чтобы каждый член команды исповедовал одну религию.
- ^ Лэнг, Аллан (11 июля 1989 г.). «Айброкс совершает двойной переворот с Джонстоном» . Глазго Геральд . п. 1 . Проверено 18 августа 2012 г.
- ↑ Когда Мо Джонстон подписал контракт с «Рейнджерс» - как The Record сообщил об этом знаменательном дне в 1989 году , Марк МакДугалл, Daily Record, 10 июля 2019 г.
- ^ Купер, Саймон (2006). Футбол против врага . Орион. ISBN 978-0-7528-4877-8 .
- ^ Левые колонтитулы Айброкса , The Glasgow Herald, 15 сентября 1989 г.
- ^ Купер, Саймон (18 марта 2012 г.). «Упадок и падение Старой фирмы» . Новые государственные деятели. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 18 августа 2012 г.
За последние 15 лет оба клуба пытались искоренить фанатизм, в основном из прагматических соображений. Шутка ИРА отпугивает спонсоров, и когда в 1990-х годах открылся рынок иностранных футболистов, старый запрет на подписание контрактов с католиками стал утомительным для «Рейнджерс». Многие из иностранных игроков, которые с тех пор приехали в Глазго, должно быть, с трудом могли вспомнить, за какую команду они играют: за протестантскую или католическую.
- ^ «Бывшие итальянцы старой фирмы высказывают свое мнение о дерби» . 7 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 31 июля 2013 г. Проверено 18 августа 2012 г.
Я был первым католическим капитаном «Рейнджерс»
- ^
Кеннеди, Дуг (14 февраля 2005 г.). « Первые шаги» покончить с фанатизмом» . Новости Би-би-си . bbc.co.uk. Проверено 14 января 2007 г.
Лоуренс Макинтайр, руководитель службы безопасности футбольного клуба «Рейнджерс», сказал: «На футбольном поле есть такая штука, как 90-минутный фанатик, человек, у которого по соседству есть друг противоположной религии. Но в течение этих 90 минут они кричат о фолах». религиозные оскорбления друг друга, и в первую очередь нам придется разобраться с 90-минутным фанатиком».
- ^ Уилсон, Ричард (2012). Внутри разрыва: один город, две команды... Старая фирма . Книги Кэнонгейта . ISBN 9781847679673 . Проверено 3 января 2013 г.
- ^ «Кого сегодня наденут наручники?» . Воскресный вестник . 24 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 30 августа 2008 г.
- ^ «Загадка фанатизма для старой фирмы» . Новости Би-би-си . bbc.co.uk. 11 октября 2001 года . Проверено 30 августа 2006 г.
«Селтик» и «Рейнджерс» объединились, чтобы поддержать кампанию по борьбе с религиозным фанатизмом. Но футбольные соперники из Глазго признали, что не знают, как искоренить сектантские выкрики среди своих сторонников.
- ^ «Нил Леннон взорвал полицейское расследование пятого пакета подозреваемых» . Новости Би-би-си . 26 апреля 2011 г.
- ^ «Аннабель Голди показывает расизму красную карточку» . Шотландские консерваторы . Январь 2011 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2011 г. Проверено 27 июля 2011 г.
Лидер Шотландской консервативной партии Аннабель Голди, член парламента, назвала пули, отправленные Нилу Леннону и ряду игроков «Селтика», «расизмом и сектантством».
- ^ Джон Келли: Позор Шотландии жив и здоров - Новости - Scotsman.com
- ^ «Марши могут быть запрещены в Глазго» . Новости Би-би-си . 23 февраля 2005 г. Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ «Обзор маршей и парадов в Шотландии» (PDF) . Шотландский исполнительный директор . 2005 . Проверено 7 августа 2011 г.
- ^ «Начальник полиции: «слишком много» маршей» . Новости Би-би-си . 1 октября 2009 года . Проверено 23 мая 2010 г.
- ^ Уокер, Грэм (1 апреля 2012 г.). «Проблема сектантства в Шотландии: ирландские ответы?». Политический ежеквартальный журнал . 83 (2): 374–383. дои : 10.1111/j.1467-923X.2012.02296.x . ISSN 1467-923X .
- ^ Брюс, Стив (27 января 2011 г.). Секуляризация: в защиту немодной теории . ОУП Оксфорд. ISBN 9780199584406 – через Google Книги.
- ^ Брюс, Стив (15 февраля 2005 г.). «Остерегайтесь мифов, которые запятнают «сектантских» шотландцев» . Шотландец . Архивировано из оригинала 3 января 2007 года . Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ Брюс, Стив (24 апреля 2011 г.). «Шотландское сектантство? Давайте развеем этот миф – Стив Брюс» . Хранитель . Лондон.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Футбол, вера и флейты , 1995, 4 канала. документальный фильм