Шотландская Реформация

Часть серии о |
Реформация |
---|
![]() |
протестантизм |
История Шотландии |
---|
![]() ![]() |
![]() |
Шотландская Реформация была процессом, посредством которого Шотландия отделилась от католической церкви и основала протестантскую церковь Шотландии . [а] Оно является частью более широкой европейской протестантской Реформации 16-го века .
С первой половины 16 века шотландские учёные и религиозные деятели находились под влиянием учения протестантского реформатора Мартина Лютера . В 1560 году группа шотландской знати, известная как Лорды Конгрегации, получила контроль над правительством. Под их руководством шотландский реформационный парламент принял закон, устанавливавший протестантское вероучение и отвергавший верховенство Папы , хотя формально они были ратифицированы Яковом VI и мной только в 1567 году.
возглавляемая Джоном Ноксом Новая Церковь Шотландии, , приняла пресвитерианскую структуру и в основном кальвинистскую доктрину . Реформация привела к серьезным изменениям в шотландском образовании, искусстве и религиозной практике. Сама кирка стала предметом национальной гордости, и многие шотландцы видели в своей стране новый Израиль.
Дореформационная Шотландия
[ редактировать ]Дореформационная церковь
[ редактировать ]
Структура
[ редактировать ]Христианство распространилось в Шотландии с VI века благодаря евангелизации ирландско-шотландскими миссионерами и, в меньшей степени, миссионерами из Рима и Англии. [1] Церковь в Шотландии обрела явную независимость от Англии после Папской буллы Селестины III ( Cum universi , 1192), согласно которой все шотландские епископства, за исключением Галлоуэя, стали формально независимыми от Йорка и Кентербери . Вся Ecclesia Scoticana с отдельными шотландскими епископствами (кроме Уиторна и Галлоуэя) стала «особой дочерью Римского престола». [2] Им управляли специальные советы, состоящие из всех шотландских епископов, из которых наиболее важной фигурой стал епископ Сент-Эндрюс. [2] Управление приходами часто передавалось местным монашеским учреждениям в процессе, известном как присвоение . Ко времени Реформации в середине 16 века 80% шотландских приходов были присвоены, в результате чего у приходского духовенства осталось мало ресурсов. [3]
В 1472 году Сент-Эндрюс стал первым архиепископством шотландской церкви, за ним в 1492 году последовало Глазго . [2] Крах папской власти во время папского раскола (1378–1418) позволил шотландской короне получить эффективный контроль над основными церковными назначениями в королевстве. Эта фактическая власть над назначениями была официально признана папством в 1487 году. Корона поместила клиентов и родственников короля на ключевые посты, включая Якова IV внебрачного сына (годы правления 1488–1513) Александра Стюарта , который был назначен архиепископом. Сент-Эндрюса в возрасте 11 лет. Эта практика усилила королевское влияние, но также сделала Церковь уязвимой для критики продажности и кумовства . [4] Отношения между шотландской короной и папством в целом были хорошими, Яков IV получил знаки папской благосклонности. [2]
Средневековая популярная религия
[ редактировать ]Традиционная протестантская историография имела тенденцию подчеркивать коррупцию и непопулярность позднесредневековой шотландской церкви. Начиная с конца 20-го века исследования указали на способы удовлетворения духовных потребностей различных социальных групп. [5] [6] Историки отмечают упадок монашеской жизни в этот период: во многих религиозных домах проживало меньшее количество монахов. Оставшиеся часто отказывались от общественной жизни в пользу более индивидуального и светского образа жизни. Количество новых монашеских пожертвований от дворянства также снизилось в 15 веке. [5] [7] Напротив, в конце 15 века в городах наблюдался расцвет нищенствующих монахов , которые, в отличие от более старых монашеских орденов , делали упор на проповедь и служение населению. Орден наблюдательных монахов был организован как шотландская провинция с 1467 года, а старшие францисканцы и доминиканцы были признаны отдельными провинциями в 1480-х годах. [4]
В большинстве шотландских городов обычно была только одна приходская церковь, в отличие от английских городов, где церкви и приходы имели тенденцию к увеличению числа церквей. [2] По мере того как доктрина Чистилища приобретала значение в позднем Средневековье, количество часовен, священников и месс за умерших, молившихся в них, призванных ускорить переход душ на Небеса, быстро росло. [8] Резко возросло и количество алтарей, посвященных святым, которые могли ходатайствовать в этом процессе. В церкви Святой Марии в Данди было около 48 таких алтарей, а в церкви Святого Джайлса в Эдинбурге — более 50. [2] Число святых, прославляемых в Шотландии, также увеличилось: около 90 было добавлено к миссалу, используемому в церкви Святого Николая в Абердине . [9] Новые культы преданности, связанные с Иисусом и Девой Марией, начали достигать Шотландии в 15 веке, в том числе « Пять ран» , « Святая кровь » и « Святое имя Иисуса» . Возникли новые религиозные праздники , в том числе праздники Сретения , Посещения и Марии Снежной . [2] [9]
В начале 14 века папству удалось свести к минимуму проблему клерикального плюрализма , благодаря которому священнослужители имели две или более жизни , что в других местах приводило к тому, что приходские церкви оставались без священников или обслуживались плохо обученными и оплачиваемыми викариями и клерками. Плохая жизнь священнослужителей и общая нехватка духовенства в Шотландии, особенно после Черной смерти , означали, что в 15 веке проблема обострилась. [10] В результате приходское духовенство в основном состояло из представителей низших слоев профессии, что приводило к частым жалобам на уровень их образования или способностей. Хотя четких доказательств того, что стандарты снижаются, мало, это было выражено как одно из главных недовольств Реформации. [4] Ересь в форме лоллардии начала проникать в Шотландию из Англии и Богемии в начале 15 века. Лолларды были последователями Джона Уиклифа (ок. 1330–84), а затем Яна Гуса (ок. 1369–1415), которые призывали к реформе Церкви и отвергали ее учение о Евхаристии . Несмотря на свидетельства сожжения еретиков и некоторую общественную поддержку антисакраментальных элементов, оно, вероятно, оставалось небольшим движением. [11]
Давление на реформы
[ редактировать ]Гуманизм
[ редактировать ]
С 15 века эпохи Возрождения гуманизм поощрял критическое богословское размышление и призывал к церковному обновлению в Шотландии. Еще в 1495 году некоторые шотландцы контактировали с Дезидериусом Эразмом (1466–1536), родившимся в Нидерландах ведущим деятелем северного гуманистического движения. Они также были в контакте с Жаком Лефевром д'Этаплем (ок. 1455–1536), французским гуманистом и ученым, который, как и Эразм, решительно выступал за реформу католической церкви путем искоренения коррупции и злоупотреблений. [12] Шотландские ученые часто учились на континенте и в английских университетах. [13] Ученые-гуманисты, обучавшиеся на континенте, были приняты на работу в новые шотландские университеты, основанные в Сент-Эндрюсе , Глазго и Абердине . [14] Эти международные контакты помогли интегрировать Шотландию в более широкий европейский научный мир и стали одним из наиболее важных способов проникновения новых идей гуманизма в интеллектуальную жизнь Шотландии. [14] К 1497 году гуманист и историк Гектор Боэс , который родился в Данди и учился в Париже, вернулся, чтобы стать первым директором нового университета Абердина. [13]
Продолжающееся движение ученых в другие университеты привело к появлению в Париже к началу 16 века школы шотландских номиналистов , самым важным из которых был Джон Мэр , обычно описываемый как схоластик . Его «Латинская история Великобритании» (1521 г.) сочувствовала гуманистической социальной программе. В 1518 году он вернулся, чтобы стать ректором Университета Глазго. [15] Другой важной фигурой был Арчибальд Уайтлоу, который преподавал в Сент-Эндрюсе и Кельне, став наставником молодого Якова III и королевским секретарем в 1462–1493 годах. Роберт Рид , аббат Кинлосса , а затем епископ Оркнейских островов , был ответственен в 1520-х и 1530-х годах за приглашение итальянского гуманиста Джованни Феррарио преподавать в аббатстве Кинлосс . Феррарио основал впечатляющую библиотеку и написал труды по истории и биографии Шотландии. [16] Рид должен был оставить в своем завещании достаточный пожертвование для основания Эдинбургского университета. Джеймс Макголдрик предполагает, что в первом десятилетии шестнадцатого века при королевском дворе существовал кружок «ученых-реформаторов эразмианского типа». [13]
лютеранство
[ редактировать ]
С 1520-х годов идеи Мартина Лютера начали иметь влияние в Шотландии, а лютеранская литература распространялась в городах восточного побережья. В 1525 году парламент запретил их ввоз. [17] В 1527 году английский посол в Антверпене отметил, что шотландские купцы везут Тиндейла Уильяма Новый Завет в Эдинбург и Сент-Эндрюс. [18] В 1528 году дворянин Патрик Гамильтон , находившийся под влиянием лютеранской теологии во время учебы в университетах Виттенберга и Марбурга , стал первым протестантским мучеником в Шотландии. Он был сожжен на костре за ересь возле колледжа Святого Сальватора в Сент-Эндрюсе . [19] Казнь Гамильтона вызвала еще больший интерес к новым идеям. Архиепископа Сент-Эндрюса предостерегали от дальнейших подобных публичных казней, поскольку «вонь [дым] мейстера Патрика Хэммилтауна заразил столько же людей, на кого он дул». [20]
Политическое прошлое (1528–1559)
[ редактировать ]Джеймс В.
[ редактировать ]Вступив в личное правление в 1528 году, Яков V избегал крупных структурных и богословских изменений в церкви, предпринятых его современником Генрихом VIII в Англии. В обмен на свою преданность Риму он смог назначить на церковные должности своих многочисленных внебрачных детей и фаворитов, особенно Дэвида Битона . [ нужна ссылка ] который стал кардиналом в 1538 году и архиепископом Сент-Эндрюса в 1539 году. Джеймс увеличил доходы короны, обложив церковь высокими налогами, получив 72 000 фунтов стерлингов за четыре года. Результаты таких назначений и налогообложения подорвали как статус, так и финансы Церкви. [21] Церковь также была разделена из-за юрисдикционных споров между Гэвином Данбаром , архиепископом Глазго, и Джеймсом Битоном , архиепископом Сент-Эндрюса, вплоть до его смерти в 1539 году. В результате в 1536 году первый провинциальный церковный совет, созванный с 1470 года, не смог добиться серьезных реформ или единый фронт против ереси. [22] После казни Патрика Гамильтона Корона привлекла к ответственности некоторых мужчин, и в 1530-х и 1540-х годах последовало небольшое количество казней, но систематического преследования не было, поскольку король не был заинтересован в широкомасштабном кровопролитии. Все большее число лордов и дворян стало выступать за реформу, особенно в Ангусе , Мирнсе , Файфе и в Университете Сент-Эндрюс. [23] Среди ведущих фигур были Александр Каннингем, 5-й граф Гленкэрн и Джон Эрскин из Дана . [24] В 1541 году парламент принял закон, защищающий честь мессы, молитвы Деве Марии , изображения святых и авторитет Папы. [25]
грубое ухаживание
[ редактировать ]
Яков V умер в 1542 году, оставив младенца Марию, королеву Шотландии , своим наследником с перспективой длительного меньшинства. В начале правления Марии шотландская политическая нация была разделена на профранцузскую фракцию, возглавляемую кардиналом Битоном и матерью королевы Марией де Гиз , и проанглийскую фракцию, возглавляемую предполагаемым наследником Марии Джеймсом Гамильтоном, графом из Аррана . [26] Первоначально Арран стал регентом при поддержке небольшой «евангелической партии» при дворе, выступавшей за религиозную реформу. Актом парламента 1543 г. был снят запрет на чтение Библии на народном языке . [27] Запланированный брак между Марией и Эдвардом , сыном английского Генриха VIII, который был согласован в соответствии с Гринвичским договором (1543 г.), привел к негативной реакции в Шотландии и перевороту под руководством кардинала Битона . Он отверг политику реформ и все соображения о женитьбе англичан на королеве, что разозлило англичан. [28] Они вторглись, чтобы обеспечить проведение матча, действие, позже известное как «грубое ухаживание», которое опустошило юго-восток Шотландии. [28]
В 1546 году Джордж Вишарт , проповедник, попавший под влияние швейцарского реформатора Хульдриха Цвингли , был арестован и сожжён на костре в Сент-Эндрюсе по приказу кардинала Битона. Сторонники Уишарта, среди которых было несколько лордов Файфа, вскоре после этого убили Битона и захватили замок Сент-Эндрюс, который они удерживали в течение года в осаде , прежде чем были разбиты с помощью французских войск. Выжившие, в том числе капеллан Джон Нокс , были приговорены к рабству на галерах, что способствовало возникновению недовольства французов и мучеников за протестантское дело. [29]
В 1547 году англичане под командованием Эдварда Сеймура, 1-го герцога Сомерсета, возобновили свое вторжение и разгромили шотландцев при Пинки , оккупировали юго-восточную Шотландию с фортами в Лаудере , Хаддингтоне и форпостом в Данди . Эта оккупация (1547–1549) способствовала реформированию. Англичане поставляли книги и распространяли Библии и протестантскую литературу в Лоулендс . [30] Несколько графов дали клятву «обеспечить преподавание и проповедь слова Божьего». [31] Чтобы противостоять англичанам, шотландцы заручились помощью Франции, ценой которой стала помолвка юной королевы с французским дофином , будущим Франциском II . В 1548 году она уехала во Францию, где должна была вырастить и получить образование. В этот момент «политика Генриха VIII полностью провалилась». [32] В течение следующего десятилетия господство Франции стало абсолютным. В 1554 году Аррану был присвоен титул герцога дю Шательро и отстранен от регентства в пользу Марии Гиз (королевы-матери). [32]
Регентство Марии де Гиз
[ редактировать ]Во время своего регентства (1554–1560) мать королевы обеспечила преобладание Франции в шотландских делах. Она поставила французов ответственными за казначейство и Большую печать , а французский посол Анри Клётен иногда посещал Тайный совет . [33] Поначалу Мария де Гиз культивировала политику ограниченной терпимости к протестантам, надеясь заручиться их поддержкой своей профранцузской политики и против Англии, которая с 1553 года находилась под властью католички Марии Тюдор , вышедшей замуж за будущего Филиппа II Испанского. в 1554 году. [34] Надежды на реформу существующей церкви помогли сохранить единство политической нации. [35] Но брак шотландской королевы Марии с дофином в 1558 году усилил опасения, что Шотландия станет французской провинцией. Реформаторам дала надежду восшествие на престол в Англии протестантской королевы Елизаветы в 1558 году, что создало конфессиональную границу в Великобритании. [36]
Реформирующие советы
[ редактировать ]Церковь ответила на некоторые критические замечания, высказанные в ее адрес. Джон Гамильтон , архиепископ Сент-Эндрюс , спровоцировал серию провинциальных советов (в 1549, 1552, вероятно, в 1556 и 1559 годах), созданных по образцу тогдашнего Тридентского собора . [37] Они обвиняли в распространении протестантских ересей «развращение морали и светскую непристойность жизни церковников всех рангов, а также вопиющее незнание литературы и гуманитарных наук». В 1548 году были предприняты попытки ликвидировать сожительство , клерикальный плюрализм , клерикальную торговлю и нерезидентство, а также запретить неквалифицированным людям занимать церковные должности. Кроме того, духовенству было предписано размышлять над Священными Писаниями, а епископам и священникам было поручено проповедовать не менее четырех раз в год. Монахов следовало направить в университет, а в каждый монастырь, коллегию и собор назначить богословов. Но в 1552 году было признано, что сделано мало. Посещаемость мессы по-прежнему была редкой, и «низшее духовенство этого королевства и прелаты по большей части не достигли такого мастерства в знании Священного Писания, чтобы быть в состоянии своими собственными усилиями правильно наставлять людей в Католическая вера и другие вещи, необходимые для спасения или обращения заблудших». [38]
Расширение протестантизма
[ редактировать ]
Протестантизм в этот период продолжал расширяться и стал более отличаться от тех, кто хотел реформ внутри существующей церкви. Первоначально организованные как монастыри, состоявшие из членов семьи лорда или родственной группы и социальных сетей, которые продолжали посещать католическую церковь, протестанты начали создавать серию частных кирков (тайных церквей), члены которых все чаще отворачивались от существующей церкви. структуры. Их организации в 1555 году было достаточно, чтобы Нокс вернулся в Шотландию. Он организовал протестантское причастие и совершил проповеднический тур по тайным церквям. Он призвал членов отвергнуть никодемизм , согласно которому они придерживались протестантских убеждений, но посещали католические службы. предложил ему защиту Несмотря на то, что граф Аргайл , он вернулся в Женеву в 1556 году. [39] В отсутствие ведущей духовной фигуры руководство движением взяли на себя немногие дворяне, принявшие протестантизм, и новое поколение, в которое входил сын Аргайла лорд Лорн , незаконнорожденный сын покойного короля Якова V, лорд Джеймс Стюарт (позже граф Морей) и лорд Джон Эрскин . [40] В 1557 году Аргайл, Гленкэрн, Мортон, Лорн и Эрскин подписали «первый договор» о взаимной поддержке против «Сатаны и всей злой силы, которая намерена тиранию и восстание против вышеупомянутого собрания». Эта группа, которая со временем стала известна как « Лорды Конгрегации », была прямым вызовом существующему режиму. [41]
Реформационный кризис (1559–1560)
[ редактировать ]анонимное «Вызов нищих» 1 января 1559 года на дверях монастырей было вывешено , в котором монахам угрожали выселением на том основании, что их имущество принадлежало настоящим беднякам. Это было рассчитано на то, чтобы обратиться к страстям городского населения, которое, по-видимому, имело особые претензии к монахам. [42] [42] проповедовал в церкви Св. Иоанна Крестителя в Перте, Нокс вернулся в Шотландию и 11 мая посвященный очищению храма Христом . В ответ община разграбила святыни, изображения и алтари церкви, а затем разграбила местные монастыри и картезианский дом. Регент ответил отправкой войск для восстановления порядка, а Гленкэрн возглавил силы для защиты нового протестантского статуса города. Королевская делегация, в которую входили Аргайл и Джеймс Стюарт, убедила город открыть свои ворота, но жестокое обращение со стороны сил регента привело к срыву переговоров. Аргайл и Стюарт перешли на другую сторону, и лорды Конгрегации теперь начали поднимать своих последователей для вооруженного конфликта. [43]

Последовала серия местных реформ, в ходе которых протестантские меньшинства получили контроль над различными регионами и городами, часто при поддержке местных лордов и используя запугивание, избегая при этом создания католических мучеников, для проведения «чистки» монастырей и церквей. по назначению протестантских проповедников. Такие реформации произошли в консервативном Абердине и церковной столице Сент-Эндрюс, а также в других восточных портах. В июне Мария де Гиз в ответ отправила французскую армию в Сент-Эндрюс, чтобы восстановить контроль, но она была остановлена превосходящими силами в Купар-Мюире и вынуждена отступить. [44] Эдинбург пал перед лордами в июле, и Мэри перенесла свою базу в Данбар . Прибытие французских подкреплений численностью 1800 человек вынудило лордов перейти к обороне, и они покинули столицу. [45]
Лорды обратились за помощью к Англии, а Мария — к Франции. Английским агентам удалось благополучно вернуть графа Аррана , старшего сына и наследника Шательро, что позволило ему принять руководство лордов. [45] В октябре регент был объявлен «отстраненным» и заменен «великим советом королевства». [46] Войска Марии де Гиз продолжали наступать, снова угрожая Сент-Эндрюсу. Ситуация изменилась с приходом английского флота в Ферт-оф-Форт в январе 1560 года, и французы отступили к опорному пункту Лейт недалеко от Эдинбурга. [47] Англичане и лорды договорились о дальнейшей поддержке по Бервикскому договору в феврале 1560 года, и английская армия пересекла границу, чтобы осадить французов в Лейте . Мария де Гиз заболела и умерла в июне. Не имея никаких признаков подкрепления, французы начали переговоры. По Эдинбургскому договору (5 июля 1560 г.) и французы, и англичане вывели свои войска из Шотландии, оставив протестантских лордов под контролем страны. Лорды признали Марию, королеву Шотландии и ее мужа, ныне Франциска II Французского , как монархов и получили разрешение созвать парламент, хотя он не должен был затрагивать вопросы религии. [47]
Реформационный парламент
[ редактировать ]
Парламент Шотландии собрался в Эдинбурге 1 августа 1560 года. [46] На право заседать претендовали четырнадцать графов, шесть епископов, девятнадцать лордов, двадцать один аббат, двадцать два городских комиссара и более сотни лордов. [48] Игнорируя положения Эдинбургского договора, 17 августа парламент одобрил реформатское исповедание веры ( Шотландское исповедание ), а 24 августа принял три закона, отменившие старую веру в Шотландии. В соответствии с ними все предыдущие акты, не соответствующие реформатскому исповеданию, были аннулированы. Таинства были сокращены до двух ( Крещение и Причастие ), которые должны были совершать только реформированные проповедники. Совершение мессы было наказуемо серией наказаний (в конечном итоге смертью), а папская юрисдикция в Шотландии была аннулирована. [49] Королева отказалась одобрить акты, принятые парламентом, и новая церковь существовала в состоянии правовой неопределенности. [50]
Первая книга дисциплины
[ редактировать ]Лорды намеревались, чтобы парламент рассмотрел Книгу Реформации , которую они заказали и которая в значительной степени была работой Нокса. Они были недовольны документом и создали комитет из «шести Джонов», включая Нокса, Джона Винрама , Джона Споттисвуда , Джона Уиллока , Джона Дугласа и Джона Роу , для подготовки пересмотренной версии. Результатом задержки стало то, что документ, известный как Первая книга дисциплины , был рассмотрен не всем парламентом, а только съездом дворян и около 30 лордов в январе 1561 года, на котором присутствовало мало участников, а затем был одобрен только индивидуально, а не коллективно. [48] В книге предлагалась программа реформации приходов, в которой ресурсы старой церкви будут использоваться для оплаты сети служителей, приходской школьной системы, университетского образования и оказания помощи бедным. Это предложение об использовании церковных богатств было отвергнуто. Вместо этого по решению Совета две трети активов Церкви остались в руках ее существующих владельцев, а оставшаяся треть была разделена между Короной и реформистскими мерами. Образовательная программа была заброшена, служителям по-прежнему платили плохо, а церковь получала недостаточное финансирование. [51]
Постреформационная церковь
[ редактировать ]Исповедание веры
[ редактировать ]
« Шотландское исповедание» было подготовлено Ноксом и пятью его коллегами за четыре дня. Его структура аналогична Апостольскому Символу веры : 25 глав основаны на темах Отца, Сына, Церкви и Совершенства. Он оставался стандартом Кирка до тех пор, пока его не заменило Вестминстерское исповедание , согласованное с союзниками английского парламента во время гражданской войны в Англии и принятое Кирком в 1647 году. [52] «Исповедь» носила строго кальвинистский тон. В нем подчеркивалось «непостижимое провидение» Бога, предопределившего все. В нем подчеркивалась крайняя порочность человечества, которое заслужило вечное проклятие и милость Божию, избравшую часть человечества для спасения только по благодати. [53] Оно отрицало пресуществление , но сохраняло реальное присутствие в Евхаристии . Он в значительной степени избегал негативных эмоциональных осуждений католицизма, сосредоточив внимание на изложении новой веры простым языком. Он рассматривал Кирка как «католическую» общину, «избранных всех наций, королевств, наций, языков, евреев и язычников». [54] В 1581 году, как часть реакции на предполагаемую угрозу католицизма, суд подписал « Королевское » или «Негативное исповедание» , вероятно, по заказу Якова VI, которое гораздо более резко осуждало католицизм. [55]
Литургия и богослужение
[ редактировать ]Реформация привела к полной трансформации религиозных обрядов. Вместо многих святых дней и праздников католической церкви и периодического соблюдения мессы единственным сохранившимся святым днем было воскресенье, и от мирян требовалось регулярное посещение и участие. От латыни отказались в пользу просторечия. Совместное пение псалмов заменило сложную полифонию обученных хоров. Особое внимание уделялось Библии и проповеди, которая часто длилась более часа, хотя во многих приходах, в которых не было служителя, проводились только «служения чтецов», состоящие из псалмов, молитв и чтения Библии. Женевская Библия получила широкое распространение. [56] Протестантские проповедники, спасавшиеся от марианских преследований в Англии, привезли с собой Эдуарда VI вторую Книгу общей молитвы (1552 г.), получившую одобрение лордов Конгрегации. Нокс первоначально поддержал ее, но перед отъездом из Женевы и при поддержке Кальвина он написал свою собственную Книгу общего порядка , и именно она была напечатана и одобрена Генеральной Ассамблеей 1562 года. В расширенном виде она была переиздана вместе с «Исповеданием». и Псалмы размером в 1564 году , и он оставался стандартом до тех пор, пока не был заменен Вестминстерской директорией в 1643 году. [57] Гэльский перевод «Книги общего порядка» был выпущен в 1563 году и стал первой книгой, напечатанной на гэльском языке, но гэльской Библии не было до 18 века. [56]
Церковное государство
[ редактировать ]
Первая книга дисциплины предусматривала создание реформированных служителей в каждом из примерно 1080 приходов. К концу 1561 года 240 из этих мест были заполнены. К 1567 г. насчитывалось около 850 священнослужителей, а к 1574 г. - чуть более 1000. В основном они были сосредоточены на юге и востоке. В Хайленде была нехватка людей, и очень немногие местные жители говорили по-гэльски. Университеты не могли обеспечить достаточное количество подготовленных служителей на протяжении поколения, и многие (более трех четвертей в 1574 году) занимали младшие должности читателей, а не квалифицированных служителей. Большинство из них составляли бывшие католические священнослужители. [58] Неопрятная система тринадцати средневековых епархий должна была быть заменена десятью более рациональными округами, каждый из которых должен был контролироваться суперинтендантом . Этот план осложнился обращением в протестантизм трех епископов, которым разрешили остаться на своих постах. Было назначено несколько суперинтендантов, а для заполнения пробелов были назначены временные комиссары. В 1576 году, когда Генеральная Ассамблея рассматривала структуру Кирка, она признала пять должностей: архиепископов, епископов, суперинтендантов, комиссаров и посетителей. [58]
Помимо этих должностей существовала система церковных судов кирковых сессий и пресвитерий , которые занимались дисциплиной и управлением. Некоторые местные сессии существовали до 1560 года, модераторы появились в 1563 году, но пресвитерия - только в 1580 году. К 1590-м годам Шотландия была организована примерно в 50 пресвитерий, примерно по 20 служителей в каждой. Над ними стояло около дюжины синодов, а на вершине — Генеральная ассамблея. [59] Система сессий кирка давала значительную власть в новом кирке местным лордам, которые могли принять на себя достоинство и авторитет старейшины . [60]
Продолжение реформирования
[ редактировать ]
В 1560-х годах большая часть населения, вероятно, все еще была католиками по убеждениям, и Кирку было трудно проникнуть в Хайленд и на острова, но начался постепенный процесс обращения и консолидации, который, по сравнению с реформациями в других местах, проводился с небольшими преследованиями. . Монастыри не были распущены, им было позволено вымереть вместе со своими монахами, и до 1573 года ни один бенефициар не был изгнан, даже за отказ подчиниться. [61] Сосредоточение внимания на приходской церкви как на центре богослужения означало отказ от большей части сложного религиозного обеспечения часовен, монастырей и соборов, многим из которых было позволено прийти в упадок или, как собор в Сент-Эндрюсе, были добыты для обработки камня для использоваться в местных домах. [62]
Второй кризис Реформации (1567 г.)
[ редактировать ]Когда ее муж Франциск II умер в 1560 году, Мария, которой сейчас 19 лет, решила вернуться в Шотландию, чтобы принять на себя управление страной. Она добилась соглашения о том, что она будет единственным человеком, который на законных основаниях будет участвовать в католических службах, и не будет пытаться повторно навязать католицизм своим подданным, тем самым разгневав главных католических дворян. Ее шестилетнее личное правление было омрачено серией кризисов, во многом вызванных интригами и соперничеством ведущих дворян. За убийством ее секретаря Дэвида Риччио последовало убийство ее непопулярного второго мужа лорда Дарнли , отца ее маленького сына, а также ее похищение и брак с графом Ботвеллом , который был замешан в убийстве Дарнли. [63] Оппозиция Ботвеллу привела к формированию коалиции дворян, называвших себя лордами Конфедерации. [64] Майкл Линч описывает события 1567 года как «второй кризис Реформации». [65] Мэри и Ботвелл столкнулись с лордами в Карберри-Хилл 15 июня 1567 года, но их силы растаяли. Он сбежал, и она была заключена в тюрьму в замке Лохлевен . Через десять дней после конфронтации в Карберри-Хилл Генеральная Ассамблея собралась в Эдинбурге с целью искоренить «суеверия и идолопоклонство». Реформационное соглашение 1567 года было гораздо более кальвинистским, чем соглашение 1560 года. Ассамблея разработала программу реформ, которая включала ратификацию закона 1560 года, лучшее обеспечение министерства, новые ресурсы и рабочую силу для приходов, чистку преподавателей в университетах и школах, а также более тесные отношения с парламентом. [66] В декабре был созван парламент, который позволил ратифицировать акты, принятые Парламентом Реформации. [67] Последующее религиозное урегулирование было разработано в 1570-х годах на фоне гражданской войны и нестабильного регентства. [66]
Правление Якова VI (1567–1625)
[ редактировать ]
В июле 1567 года Мария была вынуждена отречься от престола в пользу своего 13-месячного сына Якова VI . Джеймс должен был быть воспитан протестантом, а правительство должно было управляться рядом регентов, начиная с Морея, пока Джеймс не начал отстаивать свою независимость в 1581 году. [68] В конце концов Мария сбежала и попыталась силой вернуть себе трон. После своего поражения в битве при Лэнгсайде в мае 1568 года силами, верными королевской партии во главе с Мореем, она укрылась в Англии, оставив сына в их руках. В Шотландии Королевская партия вела гражданскую войну от имени регентства против сторонников Марии. Это закончилось после английского вмешательства капитуляцией Эдинбургского замка в мае 1573 года. [69] В 1578 году была принята Вторая книга дисциплины, которая по своему мировоззрению была гораздо более явно пресвитерианской. [70]
В Англии Мария стала центром внимания католических заговорщиков и в конечном итоге была казнена за измену в 1587 году по приказу своей родственницы Елизаветы I. [69] [71] Джеймс был кальвинистом по доктрине, но решительно поддерживал епископство и сопротивлялся независимости или даже праву вмешиваться в правительство Кирка, который стал ассоциироваться с последователями Эндрю Мелвилла , известными как мелвиллианцы. Он использовал свои полномочия, чтобы созвать Генеральную Ассамблею там, где он хотел, ограничив возможность участия в ней более радикального духовенства. Он платил за присутствие умеренного духовенства, вел переговоры с членами и манипулировал бизнесом, чтобы ограничить независимость Кирка. К 1600 году он назначил трёх парламентских епископов. К концу его правления насчитывалось 11 епископов, и епархиальное епископство было восстановлено, хотя внутри Кирка по-прежнему существовала сильная поддержка пресвитерианства. [72]
Католическое выживание
[ редактировать ]Хотя католицизм официально незаконен, в некоторых частях Шотландии он сохранился. Иерархия Церкви играла относительно небольшую роль, и инициатива оставалась за мирянами. Там, где дворяне или местные лорды предлагали защиту, оно продолжало процветать, как в случае с Кланранальдом на Южном Уисте или на северо-востоке, где граф Хантли был самой важной фигурой. В этих регионах католические таинства и обычаи сохранялись с относительной открытостью. [73] Представители знати, вероятно, не хотели преследовать друг друга по вопросам религии из-за сильных личных и социальных связей. В английском отчете 1600 года говорилось, что треть дворян и дворян по-прежнему придерживались католических взглядов. [74] На большей части территории Шотландии, за исключением Внешних Гебридских островов , католицизм стал подпольной верой в частных хозяйствах, связанных родственными узами. Такая зависимость от домашнего хозяйства означала, что женщины часто становились важными носителями и носителями веры, как, например, в случае с леди Фернихерст в Бордерс. Они превратили свои дома в центры религиозной деятельности и предоставили священникам безопасные места. [73]
Поскольку Реформация захватила существующие структуры и активы Церкви, любая попытка восстановления со стороны католической иерархии была чрезвычайно трудной. После краха дела Марии в гражданских войнах 1570-х годов и всякой надежды на национальное восстановление старой веры иерархия начала рассматривать Шотландию как территорию миссии. Ведущий орден Контрреформации , недавно основанный иезуит , поначалу проявлял относительно мало интереса к Шотландии как к объекту миссионерской работы. Их эффективность была ограничена соперничеством между различными орденами в Риме. Инициативу взяла на себя небольшая группа шотландцев, связанная с семьей Крайтон , которая снабжала епископов Данкельда . Они присоединились к ордену иезуитов и вернулись, чтобы предпринять попытку обращения. Их внимание было в основном сосредоточено на суде, что привело их к участию в ряде сложных политических заговоров и запутанных ситуаций. Большинство выживших шотландских последователей-мирян в значительной степени игнорировались. [73]
Влияние
[ редактировать ]Образование
[ редактировать ]
Гуманистическую озабоченность расширением образования разделяли протестантские реформаторы, и стремление к благочестивому народу заменило цель иметь образованных граждан. В Первой книге дисциплины был изложен план создания школы в каждом приходе, но это оказалось невозможным с финансовой точки зрения. [75] В городах старые школы были сохранены, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Школы поддерживались за счет комбинации фондов Кирка, пожертвований местных наследников или городских советов, а также родителей, которые могли платить. Их проверяли на сессиях Кирка, которые проверяли качество преподавания и доктринальную чистоту. Существовало также большое количество нерегулируемых «школ приключений», которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. За пределами существующих городских школ мастера часто совмещали свои должности с другой работой, особенно с второстепенными должностями в Кирке, такими как клерки. Тодд, М. (2002), Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, стр. 59–62, ISBN. 0-3000-9234-2 В лучшем случае учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [76]
Университеты Шотландии претерпели ряд реформ, связанных с Эндрю Мелвиллом, который вернулся из Женевы и стал директором Университета Глазго в 1574 году. Выдающийся лингвист, философ и поэт, он учился в Париже и изучал право в Пуатье , прежде чем переехать в Женеву. и развитие интереса к протестантскому богословию. Под влиянием антиаристотелевца Петруса Рамуса он сделал упор на упрощенную логику и поднял языки и науки до того же статуса, что и философия, позволяя бросить вызов общепринятым идеям во всех областях. [77] Он ввел новый специализированный преподавательский состав, заменив систему «регентинга», когда один наставник проводил студентов по всей учебной программе по искусству. [78] Метафизика была оставлена, и в первый год обучения обязательным стал греческий язык, за ним последовали арамейский , сирийский и иврит , положив начало новой моде на древние и библейские языки. До его приезда Глазго, вероятно, приходил в упадок как университет, но теперь студенты начали приезжать в больших количествах. Он участвовал в реконструкции Маришаль-колледжа в Абердине и, чтобы сделать для Сент-Эндрюса то же, что он сделал для Глазго, он был назначен директором колледжа Святой Марии в Сент-Эндрюсе в 1580 году . Эдинбургский университет возник на основе публичных лекций, которые основанный в городе в 1540-х годах по юриспруденции, греческому, латыни и философии под патронажем Марии де Гиз . «Тунисский колледж» стал Эдинбургским университетом в 1582 году. [16] Результатом этих изменений стало оживление всех шотландских университетов, которые теперь давали качество образования, не уступающее тому, которое предлагалось где-либо в Европе. [77]
Литература
[ редактировать ]
Средневековая Шотландия, вероятно, имела свои собственные мистические пьесы , часто исполнявшиеся ремесленными гильдиями , подобные пьесе, описанной как ludi de ly haliblude и поставленной в Абердине в 1440 и 1445 годах и которая, вероятно, была связана с праздником Тела Христова , но никаких текстов не сохранилось. [79] Законодательство было принято против народных пьес в 1555 году и против литургических пьес («клерковых пьес или комедий, основанных на канонических писаниях») в 1575 году Генеральной ассамблеей Шотландской церкви. [80] Попытки запретить народные пьесы применялись более мягко и менее успешно, чем предполагалось ранее. Они продолжались и в 17 веке: прихожан в Абердине упрекали за парады и танцы на улицах с колоколами на свадьбах и Йоле в 1605 году, Робин Гуд и Мэй играли в Келсо в 1611 году и Святочные представления в Перте в 1634 году. [81] Кирк также разрешил некоторые пьесы, особенно в школах, когда они служили целям образования, как в комедии о блудном сыне , разрешенной в Сент-Эндрюсе в 1574 году. [81]
Более формальные пьесы включали пьесы Джеймса Веддерберна , который писал антикатолические трагедии и комедии на шотландском языке около 1540 года, прежде чем он был вынужден бежать в изгнание. К ним относятся « Обезглавливание Иоанна Крестителя» и « История Дионисия Тираонна» , которые были исполнены в Данди. [82] Дэвид Линдсей (ок. 1486–1555), дипломат и глава Лионского двора , был плодовитым поэтом и драматургом. интермедию Он поставил во дворце Линлитгоу для короля и королевы, которая считалась версией его пьесы «Три Эстайтис» 1540 года, в которой высмеивалась коррупция церкви и государства и которая является единственной законченной пьесой, сохранившейся до Реформации. [83] Джордж Бьюкенен (1506–1582) оказал большое влияние на континентальный театр своими пьесами, такими как «Иефет» и «Батист» , которые повлияли на Пьера Корнеля и Жана Расина , а через них и на неоклассическую традицию во французской драме, но его влияние в Шотландии было ограничено его выбором. латыни как средства массовой информации. [84] Анонимный «Манера Киринга одной пьесы» (до 1568 г.) [85] и «Филот» (опубликовано в Лондоне в 1603 году) представляют собой отдельные примеры сохранившихся пьес. Последний представляет собой народную шотландскую комедию ошибок, вероятно, предназначенную для придворного представления Марии, королевы Шотландии или Якова VI. [86] Та же система профессиональных трупп актеров и театров, которая сложилась в Англии в этот период, отсутствовала в Шотландии, но Яков VI дал понять о своем интересе к драме, организовав для труппы английских актеров возведение театра и выступление в 1599 году. [87]
Кирк также не одобрял поэзию, не носившую религиозного характера. Тем не менее, среди поэтов этого периода были Ричард Мейтленд из Летингтона (1496–1586), сочинявший медитативные и сатирические стихи; Джон Роллан (1530–1575), написавший аллегорические сатиры, а также придворный и министр Александр Юм (ок. 1556–1609), корпус произведений которого включает поэзию природы и эпистолярные стихи . Использование Александром Скоттом (?1520–82/3) коротких стихов, предназначенных для пения под музыку, открыло путь кастальским поэтам времен взрослого правления Якова VI. [88]
Искусство
[ редактировать ]
Церковное искусство Шотландии понесло тяжелые потери в результате иконоборчества Реформации с почти полной утратой средневековых витражей, религиозных скульптур и картин. [89] Единственный значительный сохранившийся витраж дореформации в Шотландии — это окно из четырех кругов в часовне Магдалины в Каугете , Эдинбург , завершенное в 1544 году. [90] Резьбу по дереву можно увидеть в Королевском колледже, Абердине и Данблейнском соборе . [91] В Западном Хайленде, где существовала наследственная каста скульпторов-монументалистов, неопределенность и потеря покровительства, вызванные отказом от памятников в эпоху Реформации, означали, что они перешли в другие ветви гэльских ученых орденов или занялись другими занятиями. Отсутствие передачи навыков резьбы заметно по ухудшению качества, когда надгробия были введены в эксплуатацию в следующий раз в начале 17 века. [92]
По мнению Н. Прайора, характер шотландской Реформации мог иметь более широкие последствия, ограничивая создание культуры публичного проявления и означая, что искусство было направлено на более строгие формы выражения с упором на частную и домашнюю сдержанность. [93] Утрата церковного покровительства в результате Реформации означала, что местные мастера и художники обратились к светским покровителям. Одним из результатов этого стал расцвет расписных потолков и стен в стиле шотландского Возрождения , при этом большое количество частных домов горожан, лордов и лордов получили часто очень подробные и цветные узоры и сцены, из которых сохранилось более 100 примеров. [89] Они были предприняты неназванными шотландскими художниками с использованием книг континентальных образцов, что часто приводило к включению гуманистической моральной и философской символики с элементами, призывающими к геральдике, благочестию, классическим мифам и аллегориям. [89] Самый ранний сохранившийся пример находится во дворце Гамильтона в Киннейле , Западный Лотиан, украшенном в 1550-х годах для тогдашнего регента Джеймса Гамильтона, графа Аррана . [94] Другие примеры включают потолок в Престонгрейндж-Хаусе , выполненный в 1581 году для Марка Керра, коммендата Ньюбаттла , и длинную галерею в Пинки-Хаусе , нарисованную для Александра Ситона , графа Данфермлина в 1621 году. [89]
Архитектура
[ редактировать ]
Реформация произвела революцию в церковной архитектуре Шотландии. Кальвинисты отвергали украшения в местах богослужений, не видя необходимости в сложных зданиях, разделенных для ритуальных целей. Это привело к повсеместному разрушению средневековой церковной мебели, украшений и украшений. [95] Были построены новые церкви, а существующие церкви приспособлены для реформированных служб, в частности, путем размещения кафедры в центре церкви, поскольку проповедь была в центре богослужения. Многие из самых ранних зданий представляли собой простые прямоугольные остроконечные здания, стиль, который сохранялся и в 17 веке, как, например, в замке Данноттар в 1580-х годах, ( Гринока в Олд-Западном Кирке 1591 г.) и в Дарнессе (1619 г.). [96] Эти церкви часто имеют окна на южной стене (а не на северной), что стало характерной чертой реформаторских кирков. Существовала преемственность с дореформационными материалами: в некоторых церквях в качестве стен использовали щебень, как в Кембаке в Файфе (1582 г.). Другие использовали тесаный камень и несколько дополнительных деревянных шпилей, как в Бернтисленде (1592 г.). [97] Церковь Грейфрайарс в Эдинбурге , построенная между 1602 и 1620 годами, имела прямоугольную планировку в основном готической формы, но церковь в Дирлтоне (1612 г.) имела более изысканный классический стиль. [96] Разновидностью прямоугольной церкви, разработанной в постреформационной Шотландии и часто используемой при адаптации существующих церквей, был Т-образный план, который позволял максимальному количеству прихожан находиться возле кафедры. Примеры можно увидеть в Кембаке и Престонпансе после 1595 года. Этот план продолжал использоваться и в 17 веке, как в Уиме (1600 г.), Анструтере Истере , Файфе (1634–1644 гг.) и Нью-Камноке , Эйршир (1657 г.). В 17 веке план греческого креста использовался для таких церквей, как Кавдор (1619 г.) и Фенвик (1643 г.). В большинстве этих случаев одно плечо креста было закрыто как проход для лэрда, а это означало, что по сути это были церкви Т-образного плана. [96]
Музыка
[ редактировать ]
Реформация оказала серьезное влияние на церковную музыку. Певческие школы при аббатствах, соборах и коллегиальных церквях были закрыты, хоры расформированы, нотные книги и рукописи уничтожены, а органы изъяты из церквей. [89] Лютеранство , повлиявшее на раннюю шотландскую Реформацию, пыталось приспособить католические музыкальные традиции к богослужению, опираясь на латинские гимны и народные песни. Самым важным продуктом этой традиции в Шотландии были «Гуд и Годли Баллатис» (1567), которые представляли собой духовную сатиру на популярные баллады, которые обычно приписывались братьям Джеймсу , Джону и Роберту Веддербернам . Никогда не принятые Кирком, они, тем не менее, оставались популярными и переиздавались с 1540-х по 1620-е годы. [98]
Позже кальвинизм, который стал доминировать в шотландской Реформации, был гораздо более враждебным по отношению к католической музыкальной традиции и популярной музыке, делая упор на библейское, то есть на псалмы . Шотландская Псалтырь 1564 года была написана по заказу Ассамблеи Церкви . Он опирался на работы французского музыканта Клемана Маро , вклад Кальвина в Страсбургскую Псалтырь 1539 года и английских писателей, в частности, на издание Псалтыри 1561 года, созданное Уильямом Уиттингемом для английской общины в Женеве. Намерение состояло в том, чтобы создать отдельные мелодии для каждого псалма, но из 150 псалмов 105 имели собственные мелодии, а в 17 веке общие мелодии, которые можно было использовать для псалмов с одинаковым размером, стали более частыми. [99] Поскольку теперь эти псалмы пели целые общины, в отличие от обученных хоров, которые пели многие части полифонических гимнов. [98] была потребность в простоте, и большинство церковных композиций ограничивались гомофонной обстановкой. [89]
Во время своего личного правления Яков VI попытался возродить певческие школы, приняв в 1579 году парламентский акт, требующий, чтобы советы крупнейших городов создали «an sang scuill с ane maister, достаточным и способным для обучения молодежи в упомянутых городах». наука о музыке». Пять новых школ были открыты в течение четырех лет после вступления закона в силу, а к 1633 году их было не менее 25. Большинство городов, в которых не было песенных школ, обеспечивали свои гимназии. [100] Полифония была включена в издания Псалтири с 1625 года, но в тех немногих местах, где использовались эти настройки, прихожане пели мелодию и обучали певцов контратеноровым , дискантным и басовым партиям . [98] Победа пресвитериан в Национальном завете 1638 года привела к прекращению многоголосия, и в 1650 году был опубликован новый псалтырь общим размером, без мелодий. [101] В 1666 году в Абердине были впервые опубликованы «Двенадцать мелодий для Шотландской церкви», состоящие из четырех частей (которые на самом деле содержали 14 мелодий), предназначенные для использования с Псалтирью 1650 года. К 1720 году оно выдержало пять изданий. К концу семнадцатого века эти два произведения стали основным корпусом псалмов, исполняемых в Кирке. [102]
Женщины
[ редактировать ]
Ранняя современная Шотландия была патриархальным обществом, в котором мужчины имели полную власть над женщинами. [103] С 1560-х годов служба бракосочетания после Реформации подчеркивала это, заявляя, что жена «находится в подчинении и под управлением своего мужа, пока они оба продолжают жить». [104] В политике теория патриархата осложнялась регентством во главе с Маргаритой Тюдор и Марией де Гиз , а также появлением царствующей королевы Марии, королевы Шотландии с 1561 года. Обеспокоенность по поводу этой угрозы мужской власти была проиллюстрирована Джона Нокса « книгой Первый трубный звук против чудовищного женского полка (1558 г.), призывавший к свержению всех правящих королев. Большая часть политической нации прагматично смотрела на ситуацию, принимая Марию как королеву, но напряженность, вызванная этим парадоксом, возможно, сыграла свою роль в более поздних трудностях правления. [105]
До Реформации обширные запреты на брак из-за родства означали, что для большинства благородных браков требовалось разрешение папы , которое позже могло быть использовано в качестве основания для аннулирования, если брак оказался политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [103] Разлучение с постелью и питанием допускалось в исключительных случаях, обычно при супружеской измене. При реформированном Кирке развод разрешался на основании прелюбодеяния или дезертирства. Шотландия была одной из первых стран, разрешивших дезертирство в качестве законного основания для развода, и, в отличие от Англии, дела о разводе возбуждались относительно на более низких уровнях социальной лестницы. [106]
После Реформации усилилась борьба между широко распространенным убеждением в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин и желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало умения изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию. Большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества женщины извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90% с конца 17 по начало 18 веков и, возможно, 85% для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35% для мужчин. [107] Среди знати было много образованных и культурных женщин, наиболее ярким примером которых является королева Мария. [108]
Посещение церкви играло важную роль в жизни многих женщин. Женщины были в значительной степени исключены из управления Кирком, но когда главы семей проголосовали за назначение нового министра, некоторые приходы разрешили женщинам на этом посту участвовать. [109] В послереформационный период произошла криминализация женщин. [110] Женщин подвергали дисциплинарным взысканиям на заседаниях кирков и в гражданских судах за стереотипные правонарушения, включая ругань и проституцию, которые считались девиантными, а не преступными. Килдей, А.-М. (2007), Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения , Лондон: Boydell & Brewer, стр. 19, ISBN 978-0-8619-3287-0 Это изменение отношения может частично объяснить охоту на ведьм , которая произошла после Реформации и в которой женщины были самой большой группой жертв. [111]
Популярная религия
[ редактировать ]
Шотландский протестантизм был сосредоточен на Библии, которая считалась непогрешимой и основным источником морального авторитета. Многие Библии представляли собой большие, иллюстрированные и очень ценные предметы. Женевский перевод широко использовался [112] до тех пор, пока в 1611 году Кирк не принял Авторизованную версию короля Иакова , а первая шотландская версия не была напечатана в Шотландии в 1633 году, но Женевская Библия продолжала использоваться и в 17 веке. [113] Библии часто становились предметом суеверий, использовались при гадании . [114] Дисциплина Кирка была фундаментальной для реформатского протестантизма и, вероятно, достигла апогея в 17 веке. На сессиях Кирка можно было применять религиозные санкции, такие как отлучение от церкви и отказ в крещении, чтобы принудить к благочестивому поведению и послушанию. В более сложных случаях аморального поведения они могли работать с местным судьей по системе, созданной по образцу той, которая применяется в Женеве. [115] К общественным мероприятиям относились с недоверием, и с конца 17 века на собраниях кирков предпринимались попытки искоренить такие виды деятельности, как красивое одевание , костры , переодевание , свадьбы за гроши и танцы. [116]
В эпоху позднего средневековья было несколько судебных преследований за вред, причиненный посредством колдовства, но принятие Закона о колдовстве 1563 года сделало колдовство или консультации с ведьмами тяжкими преступлениями. [117] Первой крупной серией судебных процессов в соответствии с новым законом были процессы над ведьмами в Северном Бервике , начавшиеся в 1589 году, в которых Яков VI играл важную роль в качестве «жертвы» и следователя. [118] Он заинтересовался колдовством и опубликовал статью в защиту охоты на ведьм в « Демонологии» в 1597 году, но, судя по всему, он становился все более скептически настроенным и в конечном итоге предпринял шаги по ограничению судебных преследований. По оценкам, за этот период от 4000 до 6000 человек, в основном из Шотландской низменности , были осуждены за колдовство, что намного выше, чем в соседней Англии. Крупные серии судебных процессов прошли в 1590–1591 , 1597 , 1628–1631, 1649–1650 и 1661–1662 годах . Семьдесят пять процентов обвиняемых составляли женщины, и по современным оценкам было казнено более 1500 человек. [119]
Национальная идентичность
[ редактировать ]Кирк, возникший после 1560 года, стал символом всей Шотландии. Она стала предметом национальной гордости, и ее часто сравнивали с менее четко реформированной церковью в соседней Англии. Джейн Доусон предполагает, что потеря национального статуса в борьбе за доминирование в Британии между Англией и Францией, от которой пострадали шотландцы, возможно, побудила их подчеркнуть свои религиозные достижения. [120] Возникла теология, которая рассматривала Царство как находящееся в заветных отношениях с Богом. Многие шотландцы видели свою страну как новый Израиль, а себя — как святой народ, ведущий борьбу между силами Христа и Антихриста, причем последний отождествлялся с возрождающимся папством и Римско-католической церковью. Эта точка зрения была подкреплена событиями в других местах, которые продемонстрировали, что реформатская религия находилась под угрозой, такими как Варфоломеевская резня 1572 года во Франции и Испанская армада в 1588 году. [120] Эти взгляды были популяризированы через первые протестантские исторические труды, такие как «История Реформации » Нокса и Джорджа Бьюкенена » «Rerum Scoticarum Historia . [121] В этот период также наблюдался рост патриотической литературы, чему способствовал рост народной печати. Опубликованные издания средневековой поэзии Джона Барбура и Роберта Хенрисона , а также пьесы Дэвида Линдсея приобрели новую аудиторию. [122]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Широко известный как «кирк».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Флетчер 1999 , стр. 231–233.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Боукатт и Уильямс (2006) , стр. 26–29.
- ^ Маккуорри (2004) , стр. 109–117.
- ^ Jump up to: а б с Вормальд (1991) , стр. 75–87.
- ^ Jump up to: а б Вормальд (1991) , стр. 76–87.
- ^ Паллисер (2000) , стр. 349–350.
- ^ Баррелл (2000) , с. 246.
- ^ Баррелл (2000) , с. 254.
- ^ Jump up to: а б Питерс (2004) , с. 147.
- ^ Баррелл (2000) , стр. 244–245.
- ^ Баррелл (2000) , с. 257.
- ^ МакГолдрик (1989) , с. 28.
- ^ Jump up to: а б с Вебстер (1997) , стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б Вормальд (1991) , стр. 68–72.
- ^ Мейсон (2005) , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Томас (2012) , стр. 196–197.
- ^ Вормальд (1991) , с. 91.
- ^ Вормальд (1991) , с. 104.
- ^ Доусон (2007) , стр. 164–166.
- ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 151.
- ^ Мейсон (2005) , с. 102.
- ^ Доусон (2007) , с. 129.
- ^ Доусон (2007) , стр. 144–145.
- ^ Вормальд (1991) , с. 107.
- ^ Райри (2006) , с. 42.
- ^ Вормальд (1991) , с. 100.
- ^ Доусон (2007) , с. 159.
- ^ Jump up to: а б Грант и Стрингер (1995) , стр. 115–116.
- ^ Грэм (2000) , с. 414.
- ^ Вормальд (1991) , стр. 102–104.
- ^ Кирк (1989) , с. 11.
- ^ Jump up to: а б Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 144.
- ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 139.
- ^ Вормальд (1991) , с. 102.
- ^ Доусон (2007) , с. 185.
- ^ Доусон (2007) , стр. 200–201.
- ^ Доусон (2007) , с. 186.
- ^ Кирк (1993) , с. 696.
- ^ Доусон (2007) , стр. 188–189.
- ^ Доусон (2007) , стр. 194–195.
- ^ Доусон (2007) , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Берли (1960) , с. 143.
- ^ Доусон (2007) , стр. 204–205.
- ^ Доусон (2007) , стр. 205–206.
- ^ Jump up to: а б Доусон (2007) , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Вормальд (1991) , с. 117.
- ^ Jump up to: а б Доусон (2007) , с. 211.
- ^ Jump up to: а б Линч (1992) , с. 197.
- ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , с. 153.
- ^ Браун и Макдональд (2010) , с. 48.
- ^ Маки, Ленман и Паркер (1991) , стр. 154–155.
- ^ Дж. Роджерс, Пресвитерианские символы веры: Путеводитель по Книге исповеданий (Вестминстер: John Knox Press, 1985), ISBN 0-6642-5496-9 , стр. 79–80.
- ^ Браун (2012) , с. 80.
- ^ Вормальд (1991) , стр. 120–121.
- ^ Рид (2013) , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Доусон (2007) , стр. 227–229.
- ^ Берли (1960) , стр. 160–163.
- ^ Jump up to: а б Линч (1992) , стр. 198–199.
- ^ Макнил и МакКуин (1996) , стр. 390–391.
- ^ Вормальд (1991) , с. 138.
- ^ Вормальд (1991) , стр. 121–133.
- ^ Доусон (2007) , стр. 217–218.
- ^ Митчисон (2002) , стр. 129–133.
- ^ Линч (1992) , с. 218.
- ^ Линч (1992) , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Линч (1992) , стр. 200–201.
- ^ Доусон (2007) , с. 268.
- ^ Уилсон (1963) , с. 19.
- ^ Jump up to: а б Вормальд (1991) , с. 183.
- ^ Д.К. Макким и Д.Ф. Райт, Энциклопедия реформатской веры (Вестминстер: John Knox Press, 1992), ISBN 0-6642-1882-2 , с. 103.
- ^ Доусон (2007) , стр. 316–317.
- ^ Вормальд (1991) , стр. 128–129.
- ^ Jump up to: а б с Доусон (2007) , с. 232.
- ^ Вормальд (1991) , с. 133.
- ^ Хьюстон (2002) , с. 5.
- ^ Вормальд (1991) , стр. 182–183.
- ^ Jump up to: а б Вормальд (1991) , стр. 183–184.
- ^ Дж. Кирк, «Мельвиллианская реформа» и шотландские университеты», в книге А. А. Макдональда и М. Линча, ред., « Возрождение в Шотландии: исследования в области литературы, религии, истории и культуры, предложенные Джону Дархану» (BRILL, 1994). , ISBN 9-0041-0097-0 , с. 280.
- ^ Дэвидсон (2007) , с. 57.
- ^ Хартнолл (1993) , с. 745.
- ^ Jump up to: а б Карпентер (2011) , с. 20.
- ^ Браун (2013) , с. 84.
- ^ Браун и др. (2007) , стр. 256–257.
- ^ Браун (2011) , стр. 1–3.
- ^ Ван Хейнсберген (2001) , стр. 127–128.
- ^ Карпентер (2011) , с. 15.
- ^ Карпентер (2011) , с. 21.
- ^ Ван Хейнсберген (2001) , стр. 129–130.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Томас (2012) , стр. 198–199.
- ^ TW West, Открытие шотландской архитектуры (Ботли: Osprey, 1985), ISBN 0-8526-3748-9 , с. 55.
- ^ Скотт (1993) , с. 208.
- ^ Доусон (2007) , с. 131.
- ^ Н. Прайор, Музеи и современность: художественные галереи и создание современной культуры (Берг, 2002), ISBN 1-8597-3508-8 , с. 102.
- ^ Доусон (2007) , с. 290.
- ^ Королевский институт британских архитекторов , Киркс на протяжении веков , Architecture.com, заархивировано из оригинала 14 октября 2007 г. , получено 13 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Спайсер (2000) , с. 517.
- ^ Спайсер (2007) , стр. 53, 57.
- ^ Jump up to: а б с Вормальд (1991) , стр. 187–190.
- ^ Дугид, Т. (2014), Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 , Ашгейт, стр. 85–90, 173–179, 201–228, ISBN 978-1-4094-6892-9
- ^ Манро, Г. (2010), « Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в Вайсе, Сан-Франциско; Мюррей, Р.Э. младший; Сайрус, CJ (ред.), Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения , Indiana University Press, стр. 67, ISBN 978-0-2530-0455-0
- ^ Бакстер, младший (2001), «Церковная музыка», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 431–432, ISBN 0-1921-1696-7
- ^ Спинкс, Б.Д. (2009), Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди , Scarecrow Press, стр. 143–144, ISBN 978-0-8108-6981-3
- ^ Jump up to: а б Доусон (2007) , стр. 62–63.
- ^ Деннисон (2001) , стр. 645–646.
- ^ Доусон (2007) , с. 243.
- ^ Юэн (2012) , с. 273.
- ^ Хьюстон (2002) , стр. 63–68.
- ^ Браун (2004) , с. 187.
- ^ Гловер (2011) , с. 135.
- ^ Митчисон (1983) , стр. 86–88.
- ^ Митчисон (1983) , стр. 88–89.
- ^ Хендерсон (2011) , стр. 1–4.
- ^ Вормальд (1991) , стр. 192–193.
- ^ Хендерсон (2011) , с. 12.
- ^ Хьюстон и Уайт (2005) , с. 30.
- ^ Хьюстон и Уайт (2005) , с. 34.
- ^ Эдвардс (2010) , с. 32.
- ^ Дж. Кей и Дж. Кей, Энциклопедия Коллинза Шотландии (Лондон: Харпер Коллинз, 1994), ISBN 0-0025-5082-2 , с. 556.
- ^ Браун (2012) , с. 81.
- ^ Jump up to: а б Доусон (2007) , стр. 232–233.
- ^ Эрскин (2013) , с. 636.
- ^ Линч (1992) , с. 184.
Первоисточники
[ редактировать ]- Бейн, Джозеф, изд. (1898), Календарь государственных документов, касающихся Шотландии и Марии, королевы Шотландии, 1547–1603 гг. , Том. 1, Генеральная регистрационная палата Ее Величества, Эдинбург
Вторичные источники
[ редактировать ]- Оксфордский национальный биографический словарь (2004) онлайн ; краткие научные биографии всех выдающихся людей
- Баррелл, ADM (2000), Средневековая Шотландия , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0--521-58602-Х
- Бокатт, П.Дж.; Уильямс, Дж. Х. (2006), Спутник средневековой шотландской поэзии , Вудбридж: Брюэр, ISBN 1-8438-4096-0
- Бакстер, младший (2001), «Церковная музыка», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1921-1696-7
- Браун, И. (2013), Шотландский театр: разнообразие, язык, преемственность , Родопи, ISBN 978-9-4012-0994-6
- Браун, И. (2011), «Введение: живая традиция и коллективная амнезия», в книге Браун, И. (редактор), « Эдинбургский спутник шотландской драмы» , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-4107-9
- Браун, И.; Клэнси, Т.; Мэннинг, С.; Питток, М., ред. (2007), Эдинбургская история шотландской литературы: Просвещение, Британия и империя (1707–1918) , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-2481-2
- Браун, К.М. (2004), Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от Реформации до революций , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 0-7486-1299-8
- Браун, КМ; Макдональд, Арканзас, ред. (2010), Парламент в контексте, 1235–1707 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-1486-8
- Браун, С. Дж. (2012), «Религия и общество до 1900 года», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-1995-6369-2
- Берли, JHS (1960), История церкви Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1921-3921-5
- Карпентер, С. (2011), «Шотландская драма до 1650 года», в книге Брауна И. (редактор), «Эдинбургский спутник шотландской драмы» , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-4107-9
- Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1997), «Шотландия», Оксфордский словарь христианской церкви , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 1471–1473, ISBN. 0--19-211655-X
- Дэвидсон, К. (2007), Фестивали и пьесы в Британии позднего средневековья , Олдершот: Ашгейт, ISBN 978-0-7546-6052-1
- Доусон, JEA (2007), Реформированная Шотландия, 1488–1587 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-1455-4
- Деннисон, EP (2001), «Женщины: от 1 до 1700», в Линче, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1921-1696-7
- Дугид, Т. (2014), Метрическая псалмодия в печати и на практике: английские «Singing Psalms» и шотландские «Psalm Buiks», 1547–1640 , Ashgate, ISBN 978-1-4094-6892-9
- Эдвардс, штат Калифорния (2010), «Колдовство в Тюдорах и Стюартах Шотландии», в Картрайт, К. (редактор), « Спутник литературы Тюдоров» «Спутники Блэквелла по литературе и культуре» , Оксфорд: John Wiley & Sons, ISBN 978-1-4051-5477-2
- Эрскин, К. (2013), «Джон Нокс, Джордж Букканан и шотландская проза», в Хэдфилде, А. (редактор), Оксфордский справочник по английской прозе 1500–1640 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-1995-8068-2
- Юэн, Э. (2012), «Ранняя современная семья», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-1995-6369-2
- Флетчер, Р.А. (1999), Обращение в варваров: от язычества к христианству , University of California Press, ISBN 0-5202-1859-0
- Гловер, К. (2011), Элитные женщины и вежливое общество в Шотландии восемнадцатого века , Вудбридж: Boydell Press, ISBN 978-1-8438-3681-0
- Грэм, МФ (2000), «Шотландия», в Петтегри, А. (редактор), Мир Реформации , Лондон: Routledge, ISBN 0-4151-6357-9
- Грант, А.; Стрингер, К.Дж. (1995), Объединение королевства?: Создание британской истории , Psychology Press, ISBN 3-0391-0948-0
- Хартнолл, П., изд. (1993), Оксфордский компаньон театра , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1928-2574-7
- Ван Хейнсберген, Т. (2001), «Культура: 9 Возрождения и Реформации: поэзия до 1603 года», в книге Линча, М. (редактор), The Oxford Companion to Scottish History , Oxford: Oxford University Press, ISBN 0-1921-1696-7
- Хендерсон, GD (2011), Религиозная жизнь в Шотландии семнадцатого века , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-5212-4877-8
- Хьюстон, РА (2002), Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 , Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 0-5218-9088-8
- Хьюстон, РА; Уайт, ID (2005), «Введение», в Хьюстоне, РА; Уайт, ID (ред.), Шотландское общество, 1500–1800 гг ., Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-5218-9167-1
- Келлар, К. (2003), Шотландия, Англия и Реформация: 1534–1561 гг ., Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1992-6670-0
- Килдей, А.-М. (2007), Женщины и насильственные преступления в Шотландии эпохи Просвещения , Лондон: Boydell & Brewer, ISBN 978-0-8619-3287-0
- Кирк, Дж. (1989), Образцы реформ: преемственность и изменения в реформации Кирк , Эдинбург: T&T Clark, ISBN 0-5670-9505-3
- Кирк, Дж. (1993), «Реформация в Шотландии», в де С. Кэмероне, Найджеле М.; Райт, Д.Ф.; Лахман, округ Колумбия; Мик, Д.Э. (ред.), Словарь истории и теологии шотландской церкви , Эдинбург: T&T Clark, ISBN 0-8308-1407-8
- Кайл, Р.Г. (1991), «Христианское Содружество: видение Шотландии Джоном Ноксом», Журнал истории религии , 16 (3): 247–259, doi : 10.1111/j.1467-9809.1991.tb00667.x
- Ламонт, С. (1991), Меченосец: Джон Нокс и европейская Реформация , Лондон: Ходдер и Стоутон, ISBN 0-3405-5240-9
- Линч, М. (1992), Шотландия: Новая история , Лондон: Пимлико, ISBN 0-7126-9893-0
- Линч, М. (2001), «Реформация», в книге Линч, М. (ред.), Оксфордский справочник по истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN. 0-1921-1696-7
- Макдональд, ИК (1998), Якобинский Кирк, 1567–1625: Суверенитет, литургия и государственное устройство , Олдершот: Эшгейт, ISBN 1--85928-373-X
- Маки, доктор медицинских наук; Ленман, Б.; Паркер, Г. (1991), История Шотландии , Лондон: Penguin, ISBN 0-1401-3649-5
- Мейсон, Р. (2005), «Ренессанс и Реформация: шестнадцатый век», в Уормалде, Дж. (редактор), Шотландия: История , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1916-2243-5
- Макголдрик, JE (1989), Шотландские связи Лютера , Associated University Press, ISBN 0-8386-3357-9
- Макговерн, М. (редактор), Биографический словарь Чемберса (7-е изд. 2002 г.), Эдинбург: Чемберс, ISBN 0-5501-0051-2
- Макнил, PGB; Маккуин, HL, ред. (1996), Атлас истории Шотландии до 1707 года , Эдинбург: шотландские медиевисты, ISBN 0-9503-9041-0
- Маккуорри, А. (2004), Средневековая Шотландия: родство и нация , Трапп: Саттон, ISBN 0-7509-2977-4
- Митчисон, Р. (1983), Светлость патронажу, Шотландия 1603–1745 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 0--7486-0233-X
- Митчисон, Р. (2002), История Шотландии (3-е изд.), Лондон: Routledge, ISBN 0-4152-7880-5
- Муллан, DG (2000), шотландское пуританство, 1590–1638 , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 0-1982-6997-8
- Манро, Г. (2010), « Школы пения» и «музыкальные школы»: музыкальное образование в Шотландии 1560–1650», в Вайсе, Сан-Франциско; Мюррей, Р.Э. младший; Сайрус, CJ (ред.), Музыкальное образование в средние века и эпоху Возрождения , Издательство Индианского университета, ISBN 978-0-2530-0455-0
- Паллисер, DM (2000), Кембриджская городская история Великобритании: 600–1540 , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-5214-4461-6
- Парк, Дж.Э. (2013), «Доктрина Джона Нокса о предопределении и ее практическое применение в его экклезиологии» , Puritan Reformed Journal , vol. 5, нет. 2, стр. 65–90.
- Питерс, К. (2004), Женщины в Британии раннего Нового времени, 1450–1640 , Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан, ISBN 0--333-63358-X
- Рид, SJ (2013), Гуманизм и кальвинизм: Эндрю Мелвилл и университеты Шотландии, 1560–1625 гг ., Олдершот: Эшгейт, ISBN 978-1-4094-8202-4
- Райри, А. (2006), Истоки шотландской Реформации , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-7190-7105-4
- Скотт, Х., изд. (1993), Шотландия: краткая история культуры , Mainstream, ISBN 1-8515-8581-8
- Спайсер, А. (2000), «Архитектура», в Петтегри, А. (редактор), Мир Реформации , Лондон: Routledge, ISBN 0-4151-6357-9
- Спайсер, А. (2007), Кальвинистские церкви в Европе раннего Нового времени , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 978-0-7190-5487-7
- Спинкс, Б.Д. (2009), Воскресенье причастия в Шотландии, ок. 1780: Литургии и проповеди , Scarecrow Press, ISBN 978-0-8108-6981-3
- Томас, А. (2012), «Возрождение», в Devine, TM; Вормальд, Дж. (ред.), Оксфордский справочник по современной истории Шотландии , Оксфорд: Oxford University Press, ISBN 978-0-1995-6369-2
- Тодд, М. (2002), Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN 0-3000-9234-2
- Вебстер, Б. (1997), Средневековая Шотландия: формирование идентичности , Нью-Йорк, Нью-Йорк: St. Martin's Press, ISBN. 0-3335-6761-7
- Уилсон, DH (1963) [1956], король Джеймс VI и I , Лондон: Jonathan Cape Ltd., ISBN 0-2246-0572-0
- Вормальд, Дж. (1991), Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 0-7486-0276-3
- Вормальд, Дж. (2001), Мария, королева Шотландии: политика, страсть и потерянное королевство , Таурис Парк в мягкой обложке, ISBN 1-8606-4588-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, К.М. (1989), «В поисках благочестивого магистрата в реформационной Шотландии», Журнал церковной истории , 40 (1): 553–581, doi : 10.1017/S0022046900059017 , S2CID 159787456
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Реформация на BBC.co.uk