Семья в Шотландии раннего Нового времени
Семья в Шотландии раннего Нового времени включает в себя все аспекты родства и семейной жизни, начиная с эпохи Возрождения и Реформации шестнадцатого века и заканчивая началом индустриализации и концом якобитских восстаний в середине восемнадцатого века в Шотландии .
Шотландское родство в этот период было родством по мужской линии , и происхождение определялось по общему предку, что помогло создать систему фамилий в Бордерс и кланы в Хайленде, причем эти системы начали разрушаться в семнадцатом и восемнадцатом веках соответственно. Были серьезные опасения по поводу безопасности детей. Отмена крестных родителей в эпоху Реформации означала, что крещение стало механизмом подчеркивания роли и ответственности отцов. Для маленьких детей использовались кормилицы , но в большинстве семей главную роль в воспитании детей брала на себя мать, а для детей старшего возраста Кирк подчеркивал роль отца. После Реформации все большее внимание уделялось образованию, что привело к развитию приходской школьной системы, но ее влияние было ограничено для детей бедняков и девочек. Большинство детей уходили из дома на период службы в течение всей жизни в качестве домашней или сельскохозяйственной прислуги или в качестве подмастерьев до вступления в брак.
Браки часто были предметом тщательных переговоров, особенно в высших слоях общества. Брак потерял свой сакраментальный статус во время Реформации, и незаконный брак продолжал считаться действительным на протяжении всего периода. Женщины вели домашнее хозяйство и могли работать рядом со своими мужьями, и хотя послушание мужьям подчеркивалось, на практике это могло быть ограничено. Развод возник после Реформации, был доступен по более широкому кругу причин и доступен гораздо большей части общества, чем в Англии. Из-за высокого уровня смертности вдовство было относительно распространенным состоянием, и некоторые женщины приобретали независимость и статус, но другие были вынуждены вести маргинальное существование, и повторный брак был обычным явлением. Сложные похороны и сложная система молитв за умерших, которые доминировали в позднесредневековой Шотландии, были отменены во время Реформации и приняты более простые службы. Похороны внутри церкви не поощрялись. В результате стали обычным явлением отдельные нефы для богатых и кладбища с каменными памятниками для большинства.
Родство
[ редактировать ]В отличие от Англии, где родство было преимущественно родственным (происходило как от мужчин, так и от женщин), в Шотландии раннего Нового времени родство было по мужской линии (члены группы имели общего предка, иногда вымышленного, только по мужской линии). Женщины сохраняли первоначальную фамилию своей первоначальной семьи при вступлении в брак, и браки были предназначены для создания союзов между родственными группами, а не для создания новых родственных уз, объединяющих две семьи. [ 1 ] В границах , как с английской, так и с шотландской стороны, существовали обширные родственные узы, часто отражавшиеся в общей фамилии. Общая фамилия рассматривалась как «проверка родства», доказывающая наличие большого количества родственников, которые могли рассчитывать на поддержку друг друга. В начале периода это могло способствовать усилению идеи вражды . Распри представляли собой полуформализованные споры, часто мотивированные местью за прошлые действия против члена семьи. В системе фамилий можно было рассчитывать на то, что большие группы родственников поддержат соперничающие стороны, что приводило к длительным локальным войнам, хотя конфликты между членами родственных групп также имели место. [ 2 ] Во время правления Якова VI (годы правления 1567–1625) были введены в действие системы судебного права, чему способствовал Союз Корон в 1603 году, который уничтожил большую часть политического значения границы. [ 3 ] Руководство глав великих фамилий в значительной степени было заменено властью землевладельцев -лэров . в XVII веке [ 4 ] и к началу восемнадцатого века вражда была почти полностью подавлена. [ 3 ]
Сочетание родства по мужской линии и феодальной системы , которая формализовала взаимные обязательства службы и защиты, организованные через наследственную юрисдикцию , рассматривалось как создание клановой системы Хайленда. [ 5 ] Главой клана обычно был старший сын последнего вождя самой могущественной септы или ветви. [ 6 ] Ведущие семьи клана образовывали штраф , часто рассматриваемый как эквивалент лордов Лоуленда, обеспечивающий совет в мирное время и лидерство в войне. [ 7 ] а ниже них располагались daoine usisle (по-гэльски) или таксмены (по-шотландски), которые управляли землями клана и собирали ренту. [ 8 ] Большинство последователей клана были арендаторами, которые поставляли рабочую силу главам клана и при необходимости могли быть призваны в качестве солдат. В эпоху раннего Нового времени они обычно использовали название клана в качестве своей фамилии, превращая его в огромную, хотя зачастую и вымышленную, родственную группу. [ 6 ] Экономические перемены и установление королевского правосудия начали подрывать клановую систему еще до восемнадцатого века, но этот процесс ускорился после восстания якобитов в 1745 году . Одежда горцев была запрещена, члены клана были насильственно разоружены, произошла принудительная покупка наследственных юрисдикций, многие вожди были сосланы, а обычные члены клана были отправлены в колонии в качестве наемных рабочих . В течение поколения эти факторы низвели большинство лидеров кланов до статуса простых землевладельцев без независимой военной силы. [ 9 ]
Детство
[ редактировать ]Значительную озабоченность вызывала безопасность матери и ребенка при родах. [ 10 ] Хотя роды были преимущественно женским событием, при поддержке соседей и акушерок, отец часто присутствовал в родильной камере или рядом с ней, чтобы подтвердить, а в случаях рождения вне брака - чтобы признать свое отцовство. [ 11 ] До Реформации крещение было средством создания более широкого духовного родства с крестными родителями . [ 12 ] но в реформированном Кирке крестные родители были упразднены и обряд крещения использовался прежде всего как средство укрепления «естественных» отношений ребенка с родителями и определения их ролей. Особенно это касалось отца, на котором лежала основная ответственность за нравственное и духовное воспитание ребенка. [ 13 ] Среди элиты общества Хайленда существовала система воспитания , которая создавала аналогичные связи с крестными родителями, при этом детей отправляли в домохозяйства других крупных семей, чтобы способствовать созданию взаимных связей, которые часто сохранялись и в дальнейшей жизни. [ 12 ]
После рождения было обычным делом, особенно в богатых семьях, нанимать кормилицу для ухода за ребенком, иногда проживавшую вместе с семьей. [ 12 ] Лишь немногие источники дают представление о переживаниях маленьких детей в этот период. Некоторые родители играли со своими детьми, а родители выражали скорбь по поводу их утраты. [ 10 ] Основная ответственность за воспитание маленьких детей ложилась на мать. По мнению Кирка, для детей старшего возраста основной обязанностью родителей было обеспечение духовного развития ребенка, при этом отцы возглавили ежедневные семейные молитвы, но неясно, насколько широко были приняты эти практики. [ 12 ]
Молодежь и образование
[ редактировать ]Историки спорят о том, переживали ли люди раннего Нового времени период молодости в современном понимании. Для многих ранний подростковый возраст был отмечен уходом из дома, чтобы заняться служением на протяжении всей жизни, которое было необходимо для того, чтобы они могли приобрести навыки и капитал, которые позволили бы им вступить в брак и создать отдельное домашнее хозяйство. Мальчики из более низких слоев общества могли пойти в ученики по ремеслу или стать сельскохозяйственными слугами. Девочки могут заняться домашним хозяйством [ 14 ] или сельскохозяйственная служба. [ 15 ] Для тех, кто занимает более высокие позиции в обществе, и все чаще для тех, кто находится ниже, это может произойти после периода обучения в школе или даже в университете. [ 14 ]
Гуманистическую озабоченность расширением образования, которая стала значимой в эпоху Возрождения , разделяли протестантские реформаторы. [ 16 ] Для мальчиков в городах сохранились старые школы, а песенные школы и ряд новых фондов превратились в реформированные гимназии или обычные приходские школы. Существовало также большое количество нерегулируемых «приключенческих школ», которые иногда удовлетворяли местные потребности, а иногда забирали учеников из официальных школ. [ 17 ] В лучшем случае учебная программа включала катехизис , латынь , французский язык , классическую литературу и спорт. [ 18 ] Начиная с 1616 года, в ряде законов предпринимались попытки открыть школы в каждом приходе. [ 19 ] К концу семнадцатого века в Лоулендах существовала практически полная сеть приходских школ, но в Хайленде во многих районах все еще отсутствовало базовое образование. [ 20 ]
Широко распространенное убеждение в ограниченности интеллектуальных и моральных способностей женщин соперничало с усилившимся после Реформации желанием женщин взять на себя личную моральную ответственность, особенно в качестве жен и матерей. В протестантизме это требовало способности изучать и понимать катехизис и даже уметь самостоятельно читать Библию, но большинство комментаторов, даже те, которые были склонны поощрять образование девочек, считали, что они не должны получать такое же академическое образование, как мальчики. В низших слоях общества они извлекли выгоду из расширения системы приходских школ, которое произошло после Реформации, но их численность обычно превосходила мальчиков, часто обучавшихся отдельно, в течение более короткого времени и на более низком уровне. Их часто учили чтению, шитью и вязанию, но не письму. Уровень женской неграмотности, основанный на подписях среди служанок, составлял около 90 процентов с конца семнадцатого до начала восемнадцатого веков и, возможно, 85 процентов для женщин всех рангов к 1750 году по сравнению с 35 процентами для мужчин. [ 21 ] Среди знати было много образованных и культурных женщин, Мария, королева Шотландии . наиболее ярким примером которых является [ 22 ]
Свадьба
[ редактировать ]В низменной Шотландии была распространена модель позднего брака как для мужчин, так и для женщин (между серединой и концом 20-х годов), при этом относительно большая часть населения оставалась незамужней. В Хайленде и на островах возраст вступления в брак, возможно, был ниже и больше напоминал гэльскую Ирландию . [ 23 ] На протяжении всего этого периода женщины могли законно вступать в брак с 12 лет, а мальчики - с 14. Однако, хотя многие девушки из социальной элиты выходили замуж в подростковом возрасте, большинство жителей Лоуленда выходили замуж только после периода жизненного цикла службы, в возрасте двадцати с небольшим лет. . [ 24 ] Обычно брак следовал за обручением , периодом помолвки, который в Хайленде мог фактически быть периодом пробного брака, в котором сексуальная активность могла быть признана законной. [ 25 ] Браки, особенно высших слоев общества, часто носили политический характер и были предметом сложных переговоров по поводу точера ( приданого ). Некоторые матери взяли на себя ведущую роль в переговорах о браке, как это сделала леди Гленорчи для своих детей в 1560-х и 1570-х годах. Они также могли выступать в роли свах , находя подходящих и совместимых партнеров для других. [ 26 ]
В средние века брак был таинством , и ключевым элементом его действительности было согласие. Сакраментальный статус был отменен во время Реформации, но центральное место согласия осталось. [ 27 ] Свадьбы часто представляли собой тщательно продуманные поводы для публичных торжеств и пиршеств. [ 28 ] Среди бедняков развилась традиция грошовой свадьбы , на которой гости вносили свой вклад в расходы по случаю. После церемонии обычно следовала трапеза, иногда сопровождавшаяся музыкой и танцами. [ 29 ] Реформаторский Кирк категорически не одобрял эти события, особенно в Лоулендах, где Кирк имел наибольший контроль, но примерно с 1715 по 1725 год сопротивление начало ослабевать. [ 30 ] В отличие от Англии, после Реформации «незаконный брак» без церковной церемонии или каких-либо условий проживания оставался действительным, если между парой давались обещания перед свидетелями. С 1730-х годов приграничные поселения Колдстрим-Бридж , Ламбертон-Толл и, наиболее известная, Гретна-Грин , развивали местную индустрию частных и быстрых браков для английских пар, желающих воспользоваться более гибкими шотландскими законами о браке, принятыми людьми, объявившими себя брачными священниками. . Этот бизнес стал быстро расширяться после принятия в 1754 году Закона о браке лорда Хардвика , который полностью положил конец незаконным бракам в Англии, но не в Шотландии. [ 31 ]
В то время как среди богатых замужние женщины часто сосредотачивались на ведении домашнего хозяйства, в более низких слоях общества они также работали со своими мужьями. В сельской Шотландии это включало бы участие во всех основных сельскохозяйственных работах на ферме. Они играли особую роль в качестве стрижки урожая, составляя большую часть жнецской команды бандвина . В Хайленде они, возможно, играли даже более важную роль в качестве рабочих, поскольку есть свидетельства того, что многие мужчины считали сельскохозяйственную работу ниже своего статуса, а в некоторых местах они могли составлять большинство сельской рабочей силы. [ 15 ] Особое внимание уделялось обязанностям жены по отношению к мужу, а также добродетелям целомудрия и послушания. Как именно патриархат действовал на практике, понять сложно. Шотландские женщины в этот период имели среди иностранных наблюдателей репутацию откровенных людей: испанский посол при дворе Якова IV (годы правления 1488–1513) отмечал, что они были «абсолютными хозяйками своих домов и даже своих мужей». . [ 32 ]
До Реформации обширные запрещенные степени родства , вплоть до четвертой степени через кровное родство , означали, что для большинства благородных браков требовалось папское разрешение . Позже это могло быть использовано в качестве основания для аннулирования брака, если брак окажется политически или лично неудобным, хотя развода как такового не было. [ 26 ] После середины шестнадцатого века запрещенные степени были сокращены до степеней в Левит 13: 4–13, которые ограничивали их отношениями второй степени родства. Разлучение с кроватью и питанием по-прежнему допускалось в исключительных обстоятельствах, обычно при супружеской измене, а в реформатском Кирке развод разрешался на основании прелюбодеяния или дезертирства. Шотландия была одной из первых стран, разрешивших дезертирство в качестве законного основания для развода, и, в отличие от Англии, где развод был необходим и постановлением парламента, дела о разводе возбуждались относительно далеко на социальной лестнице. [ 33 ]
Вдовство
[ редактировать ]Учитывая очень высокий уровень смертности, женщины могли унаследовать важные обязанности от своих отцов и мужей, став вдовами . Данные из городов показывают, что примерно каждое пятое домохозяйство возглавлялось женщиной, которая часто продолжала заниматься существующим бизнесом. [ 34 ] [ 35 ] В благородном обществе вдовство приводило к появлению очень богатых и влиятельных женщин. В их число входила Кэтрин Кэмпбелл (ум. 1578), которая стала самой богатой вдовой в королевстве, когда ее муж, девятый граф Кроуфорд , умер в 1558 году. Дважды овдовевшая Маргарет Кер, вдовствующая леди Йестер , была описана в 1635 году как имеющая « величайшее объединенное феодальное владение, какое только может быть у любой женщины в Шотландии», и она доказала, что есть средства для Кирка леди Йестер в Эдинбурге. [ 36 ]
Имеются данные о том, что вдовы занимаются самостоятельной экономической деятельностью. Их можно найти держат школы, варят эль и торгуют. [ 15 ] Некоторые из них были очень успешными, как, например, Джанет Фоккарт , вдова или ростовщица из Эдинбурга, которая осталась вдовой с семью детьми после самоубийства третьего мужа и которая вела свои дела настолько успешно, что накопила благодаря своим движимым поместьям в 22 000 фунтов стерлингов. смерть в конце шестнадцатого века. [ 37 ] Смерть двух мужей Мэри Эрскин (1629–1708) дала ей возможность стать весьма успешной деловой женщиной и филантропом, основав школу Мэри Эрскин и больницу Trades Maiden в Эдинбурге. [ 38 ] На нижних уровнях социальной лестницы списки помощи бедным указывают на то, что большое количество вдов с детьми вело маргинальное существование и были особенно уязвимы во времена экономических трудностей. [ 15 ] Это может частично объяснить относительно высокий уровень повторных браков, о котором свидетельствуют доступные источники. Многие вдовы нуждались в финансовой безопасности, а вдовцы часто нуждались в наследниках или матери для своих детей. Хотя современные писатели, похоже, в целом пессимистично относились к отношениям с отчимами, возникшим в результате этих повторных браков, свидетельства дневников и автобиографий того периода позволяют предположить, что они часто были очень успешными, и многие дети вспоминали своих приемных родителей с искренней любовью. [ 39 ]
Смерть
[ редактировать ]В позднем средневековье шотландцы, как и большая часть католической Европы, все больше интересовались молитвами за умерших, необходимыми для ускорения перехода из чистилища в рай. Высшая знать начала переходить от покровительства монастырям к созданию коллегиальных церквей , чтобы молиться за них, таких как основание лорда Даммонда в Иннерпеффре в 1508 году и лордом Флемингом восстановление в Биггаре в 1546 году. Представители низшего слоя общества платили за святыни. , священников и месс , что привело к увеличению количества алтарей, духовенства и служб в существующих церквях. В городах основная функция ремесленных гильдий заключалась в оплате похорон и массовых мероприятий их членов. [ 40 ] [ 41 ] К началу шестнадцатого века церковь Святой Марии в Данди имела около 48 алтарей, а церковь Святого Джайлса в Эдинбурге — более 50. [ 42 ]
После Реформации Кирк отверг мессу и чистилище, а также эффективность добрых дел и молитв за умерших. Вместо сложных процессий и месс на похоронах была простая служба, во время которой тело без пения и чтения доставляли к месту упокоения и трезво и без церемоний хоронили. В отличие от других реформированных церквей, Кирк также отказался от захоронения внутри церкви, которое теперь считалось неприличным для молитвенного дома. Это вызвало разногласия с традиционными правами, особенно местной знати, на похороны вместе со своими предками. Использование погребальных проходов, пристройки к основной части церкви, почти исключительно используемых для захоронений и поминовения, представляло собой уникальное шотландское решение этой проблемы. [ 43 ] Для большинства слоев общества кладбище оставалось желанным местом захоронения. Начиная с семнадцатого века, захоронения все чаще отмечались надгробиями, часто с надписями, указывающими на привязанность и добродетели умершего. [ 44 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дж. Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 , стр. 29–35.
- ^ Дж. У. Армстронг, «Огонь гнева Киндилда» в шотландских марках пятнадцатого века», в SA Throop и PR Hyams, ред., « Месть в средние века: эмоции, религия и вражда» (Aldershot: Ashgate, 2010), ISBN 075466421X , с. 71.
- ^ Jump up to: а б Р. Митчисон, Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X , стр. 15–16.
- ^ Митчисон, От светлости к покровительству , стр. 92.
- ^ GWS Барроу, Роберт Брюс (Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1965), стр. 7.
- ^ Jump up to: а б Дж. Л. Робертс, Клан, король и Завет: история горных кланов от гражданской войны до резни в Гленко (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000), ISBN 0748613935 , с. 13.
- ^ MJ Green, Кельтский мир (Лондон: Routledge, 1996), ISBN 0415146275 , с. 667.
- ^ Д. Муди, Шотландская семейная история (Балтимор, Массачусетс: Geneaological Publishing Com, 1994), ISBN 0806312688 , стр. 99–104.
- ^ Митчисон, Светлость и покровительство , стр. 166–7.
- ^ Jump up to: а б Э. Юэн, «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 , с. 277.
- ^ М. Холландер, «Имя отца»: крещение и социальная конструкция отцовства в Эдинбурге раннего Нового времени», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, ред., « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии» (Олдершот: Эшгейт , 2008), ISBN 0754660494 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с д Юэн, «Ранняя современная семья», с. 278.
- ^ Холландер, «Имя Отца», с. 68.
- ^ Jump up to: а б Юэн, «Ранняя современная семья», с. 279.
- ^ Jump up to: а б с д Митчисон, От светлости до покровительства , стр. 86–8.
- ^ Р. А. Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 , с. 5.
- ^ М. Тодд, Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени (Yale University Press, 2002), ISBN 0-300-09234-2 , стр. 59–62.
- ^ Вормальд, Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 , стр. 183–3.
- ^ «Школьное образование до 1873 года» , Scottish Archive Network , 2010, заархивировано из оригинала 28 сентября 2011 года .
- ^ Р. Андерсон, «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003), ISBN 0-7486-1625-X , стр. 219–28.
- ^ Хьюстон, Шотландская грамотность и шотландская идентичность , стр. 63–8.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0748612998 , с. 187.
- ^ А. Лоуренс, «Женщины на Британских островах в шестнадцатом веке», в Р. Титтлер и Н. Джонс, ред., «Спутник Британии Тюдоров» (Оксфорд: Blackwell John Wiley & Sons, 2008), ISBN 1405137401 , с. 384.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 271.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 272.
- ^ Jump up to: а б JEA Доусон, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 , стр. 62–3.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 270.
- ^ Дж. Р. Гиллис, К лучшему, к худшему, британские браки с 1600 года по настоящее время (Оксфорд: Oxford University Press, 1985), ISBN 019503614X , с. 56.
- ^ М. Раквиц, Путешествие на Terra Incognita: Шотландское нагорье и Гебриды в отчетах путешественников раннего Нового времени c. С 1600 по 1800 год (Ваксманн Верлаг, 2009, ISBN 383091699X , 494.
- ^ Дж. Портер, «Введение» в книге Дж. Портера, изд., Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке (Питер Ланг, 2007), ISBN 3039109480 , с. 22.
- ^ Дж. Р. Гиллис, К лучшему, к худшему, британские браки с 1600 года по настоящее время (Оксфорд: Oxford University Press, 1985), стр. 195.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 274.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 273.
- ^ М. Линч, Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN 0709916779 , с. 208.
- ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 22.
- ^ К. Браун, Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2004), ISBN 0748612998 , с. 73.
- ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 322.
- ^ Э. Юэн, С. Иннес и С. Рейнольдс, ред., Биографический словарь шотландских женщин: с древнейших времен до 2004 г. (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2006), ISBN 074863293X , с. 114.
- ^ Д. Г. Муллан, «Родители и дети в Шотландии раннего Нового времени», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии» (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN 0754660494 , с. 75.
- ^ Доусон, Реформированная Шотландия , с. 33.
- ^ Эндрю Д.М. Баррелл, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X , с. 254.
- ^ П. Дж. Бокатт и Дж. Х. Уильямс, спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1843840960 , стр. 26–9.
- ^ А. Спайсер, «Не оскверняйте Кирк Христа своей падалью»: захоронение и развитие погребальных проходов в постреформационной Шотландии», в Б. Гордоне и П. Маршалле, ред., « Место мертвых: смерть и воспоминания». в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени (Кембридж, Cambridge University Press, 2000), ISBN 0-521-64256-6 , стр. 150–53.
- ^ Юэн, «Ранняя современная семья», с. 275.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, Р., «История шотландского образования до 1980 года», в TGK Bryce и WM Humes, ред., « Шотландское образование: после передачи власти» (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2-е изд., 2003 г.), ISBN 0-7486-1625-X ..
- Армстронг, Дж. В., «Огонь гнева Киндилда в шотландских маршах пятнадцатого века», в С. А. Труп и П. Р. Хайамс, ред., « Месть в средние века: эмоции, религия и вражда» (Олдершот: Эшгейт, 2010), ISBN 075466421X .
- Баррелл, ADM, Средневековая Шотландия (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2000), ISBN 052158602X .
- Барроу, GWS, Роберт Брюс (Беркли, Калифорния: Калифорнийский университет Press, 1965).
- Бокатт П.Дж. и Уильямс Дж.Х., Спутник средневековой шотландской поэзии (Вудбридж: Брюэр, 2006), ISBN 1843840960 .
- Браун К., Благородное общество в Шотландии: богатство, семья и культура от реформации до революции (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2004 г.), ISBN 0748612998 .
- Доусон, JEA, Реформированная Шотландия, 1488–1587 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2007), ISBN 0748614559 .
- Юэн Э., Иннес С. и Рейнольдс С., ред., Биографический словарь шотландских женщин: с древнейших времен до 2004 г. (Эдинбург: Edinburgh University Press, 2006), ISBN 074863293X .
- Юэн, Э., «Ранняя современная семья» в Т. М. Дивайне и Дж. Вормальде, ред., Оксфордский справочник по современной истории Шотландии (Оксфорд: Oxford University Press, 2012), ISBN 0199563691 .
- Гиллис, младший, К лучшему, к худшему, Британские браки с 1600 года по настоящее время (Оксфорд: Oxford University Press, 1985), ISBN 019503614X .
- Грин, MJ, Кельтский мир (Лондон: Routledge, 1996), ISBN 0415146275 .
- Холландер, М., «Имя Отца»: крещение и социальная конструкция отцовства в Эдинбурге раннего Нового времени», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, ред., « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии » (Олдершот) : Ашгейт, 2008), ISBN 0754660494 .
- Хьюстон, Р.А., Шотландская грамотность и шотландская идентичность: неграмотность и общество в Шотландии и Северной Англии, 1600–1800 гг. (Кембридж: Cambridge University Press, 2002), ISBN 0-521-89088-8 .
- Лоуренс А., «Женщины на Британских островах в шестнадцатом веке», в книге Р. Титтлера и Н. Джонса, ред., «Спутник Британии Тюдоров» (Оксфорд: Blackwell John Wiley & Sons, 2008), ISBN 1405137401 .
- Линч, М., Город раннего Нового времени в Шотландии (Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 1987), ISBN 0709916779 .
- Митчисон, Р., Светлость и покровительство, Шотландия, 1603–1745 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1983), ISBN 074860233X .
- Муди, Д., Семейная история Шотландии (Балтимор, Мэриленд: Geneaological Publishing Com, 1994), ISBN 0806312688 .
- Муллан, Д.Г., «Родители и дети в Шотландии раннего Нового времени», в книге Э. Юэна и Дж. Ньюджента, ред., « В поисках семьи в средневековой и ранней современной Шотландии» (Олдершот: Эшгейт, 2008), ISBN 0754660494 .
- Портер, Дж., «Введение» в изд. Дж. Портера, « Определение штаммов: музыкальная жизнь шотландцев в семнадцатом веке» (Питер Ланг, 2007), ISBN 3039109480 .
- Раквиц, М., Путешествие на Terra Incognita: Шотландское нагорье и Гебриды в отчетах путешественников раннего Нового времени c. С 1600 по 1800 год (Ваксманн Верлаг, 2009, ISBN 383091699X .
- Робертс, Дж. Л., Клан, король и Завет: история горных кланов от гражданской войны до резни в Гленко (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2000), ISBN 0748613935 .
- Спайсер, А., «Не оскверняйте Кирк Христа своей падалью»: захоронение и развитие погребальных проходов в Шотландии после Реформации», в книге Б. Гордона и П. Маршалла, ред., « Место мертвых: смерть и воспоминания» . в Европе позднего средневековья и раннего Нового времени (Кембридж, Cambridge University Press, 2000), ISBN 0-521-64256-6 .
- Тодд, М., Культура протестантизма в Шотландии раннего Нового времени (Yale University Press, 2002), ISBN 0-300-09234-2 .
- Вормальд, Дж., Корт, Кирк и сообщество: Шотландия, 1470–1625 (Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 1991), ISBN 0748602763 .